Полная версия Вход Регистрация
Семёныч
Атональная музыка - это музыка в которой другие, отличные от тональных (мажор-минор/тоника/устойчивые и не устойчивые ступени) принципы организации музыкального материала. Музыка которая "гуляет" в разных тональностях - это не атональная музыка, а политональная, или расширенная тональность, т.к. тональность тут присутствует (ранний и неоклассический Стравинский, Прокофьев, Барток). В истории музыки классический пример атональной музыки - сочинения Шенберга а затем его учеников Веберна и Берга (т.н. нововенская школа) которые были переходным этапом от позднеромантической гармонии к додекафонии ( примерно 1915-1925 годы).
Чтобы не быть голословным. Вот наиболее яркий пример




Это сообщение отредактировал Семёныч - 01-02-2018 - 00:47
Семёныч
Модальная музыка.
Под модальными ладами чаще всего подразумевают октавные «старинные лады» греков (ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский) и/или церковные тоны богослужебной монодии католиков. Словосочетание «модальная гармония» относят к многоголосной модальной музыке. В отношении любой модальной музыки ранее было принято говорить, что она написана «в ладах» (подразумевается — в старинных ладах), или (особенно в трудах вульгарно-социологического толка) «в ладах народной музыки» (также называвшихся натуральными).

Модальный лад в теоретически чистой форме статичен. В отличие от тонального лада, его невозможно экспонировать в пределах первых трёх-четырёх звуков/созвучий. Он развёртывается постепенно через обход ступеней и осмысливается ретроспективно в пределах целой пьесы или хотя бы одного, «законченного» отдела формы. В практике европейской модальной музыки обновление гармонии совершается за счёт метаболы, то есть перемены рода (главным образом, через сопоставление диатоники и хроматики) и/или перемены звукоряда — путём транспозиции или без неё (ощущается смена остова лада), а также путём смены характерных для данного модального лада мелодических формул (в некоторых родах музыки такие формулы именуются «попевками»).

Как принцип лада модальность (опора на звукоряд) не противоречит тональности (опора на центр=тонику и понятие периферии, соотнесённой с этим центром). Модальность и тональность — два некоррелятивных принципа музыкального лада. Теоретически модальная музыка может содержать сколько угодно «тяготений», а тональная музыка сколько угодно модализмов. Например, в итальянской музыке позднего Возрождения и раннего барокко находятся одновременно и модальные и тональные черты, вплоть до полного равновесия обоих фундаментальных ладовых векторов.

Модальность господствует во всей музыке монодийного склада — исторических (напр., в музыке Древней Греции, в знаменном распеве православных и в плавном распеве католиков) и ныне существующих (индийская рага, арабский макам и т. п.) стилевых традиций. В многоголосной музыке модальной (по преимуществу) является вся гармония западноевропейского средневековья и Возрождения. При всем невероятном многообразии музыки Перотина и Машо, Дюфаи и Жоскена, Лассо и Палестрины их звуковысотные системы представляют собой типичные примеры старомодальной гармонии. Гармонию в XX веке, частично возродившую старинную модальность на новой звукорядной основе (А.Н. Черепнин, О. Мессиан, Б. Барток и др.), называют новомодальной или неомодальной.

Вот пример в лидийском модусе




Это сообщение отредактировал Семёныч - 01-02-2018 - 00:56
Семёныч
Ну а теперь начнём с самого начала. Что есть звук вообще и музыкальный звук в частности?



На нащей перефирии легко услышать, что тётенька явно лукавит. Если на ф-но ещё не понять, то на цифре слышно явно, что соль третьей октавы явно выпадает из обертонового лада. Вот в этом и есть главная закавыка протемперипованого Бахом строя. В органе огромные трубы не дают лажовых нот, там по природе звука сама труба выдаёт все нужные гармоники, но если взять даже рояль, то можно услышать нехватку нескольких нот в пределах шести октав. Строй протемперированый Бахом пропускает в октаве примерно одну восьмую тона. А почему вы думали Бах так не любил рояль? В оркестре скрипачи ловят эти нотки, да и духовики инстинктивно может даже осаживают. Вот попробуйте на рояле сыграть звук колокола. Не получается? А почему… Нехватает нескольких нот, а каких? А вот на рояле то их и нет.



Вот довольно "горбатое" но впринципе доступное объяснение.




Вот совершенно непонятное, но очень слышное звучание даже в пределах октавы. Впервые вынесеное на общее слушание обычно не доступное простому слушателю по терминологии чисто музыкальное звучание "Волчьей квинты"(Кварты)

Попробуйте осмыслить всё мною выложенное и тогда пойдём дальше.
Семёныч
Собственно к модальной музыке можно отнести множество композиторов, например Баха. Немного напоминает "Фьюжн" в джазе, всё можно приобщить к этому стилю, но первые серьёзные наработкки в теории начал Римский-Корсаков. Не буду излишне загружать, там всё сводится к тому, что не существует гармоний, как таковых, всё сводится к трём основным функциям. Теория довольно приличная и хорошо обоснованна примерами. Вобщем модальность уже была известна и велись работы по её изучению. Римский-Корсаков ввёл понятие "Цветного слуха". Впрочем, Римский-Корсаков здесь лишь конкретизирует то, что давно зафиксировано даже в общепринятом музыковедческом словаре, который, оказывается, насквозь синестетичен. Мыслям композитора отвечают такие базовые синестетические выражения как "мелодический рисунок" и "тембровые краски". Но цветовой признак зафиксирован, как известно, и в другой обыденной синестезии: "тональный колорит". Почему гармония и тембр стоят здесь в одном, с точки зрения синестетичности, ряду? Все становится понятным, если вникнуть в суть асафьевской оценки тональности как "тембрового явления лада". Отсюда – закономерность следующих рассуждений самого Римского-Корсакова, подступающего к объяснению природы и роли своего "цветового созерцания" тональностей в его музыке. Скрябин продвинулся в этом направлении ещё дальше.
Конкретизирую.



Это не считается исторически атональной музыкой. Но… Если в "Гирляндах" ещё чувствуется тяготение к тонике, то уже в "Тёмном Огне" явных ладоых тяготений нет, зато модальные пятна и виртуозно сыгранные горизонтали, явно дают услышать те ноты о которых я писал выше.
Семёныч
Тут мы подходим к такому музыкальному явлению "Линеарная полифония"
Эта музыка объединяет два вида. ЛИНЕАРНОСТЬ - последование звуков разл. высоты, образующее мелодич. линию. Понятие Линеарнось, подобно понятию интонации, акцентирует звуковысотную сторону мелодии, проявляющуюся в определённой ритмической организации; в отличие от интонации оно относится только к одноголосию или к каждому голосу многогол. сочинения в отдельности. Близким к мелодич. линии является понятие мелодич. рисунка, который представляет неотъемлемую часть мелодии, во многом определяющую её выразительность. Отвлечённое, абстрактное понимание композитором мелодич. линии обозначается термином линеаризм. (Муз.словарь) И Полифония — это многоголосие, основанное на одновременном звучании двух или более мелодических линий или голосов.
Хотелось бы выложить Бартока сборник «Микрокосмос» но это153 пьесы, объединённые в 6 тетрадей, вряд ли кто сможет дослушать до… Вообще слушать, ну а если есть желание в паутине есть это. Но вот это даёт понять.



Тут Барток используя полифонию соединил, как традиционные диатонические лады, так и в полифоническом виде объединяет их с пентатоникой. Одновременно используя два лада создавая особый лад (модус). Собственно всё слышно. Эта музыка не слишком сложна для восприятия даже не тренированным ухом. Что особо ценно в этом ролике, так то, что даже если не услышать тонкости, можно всё увидеть в нотах, что весьма удобно)

Это сообщение отредактировал Семёныч - 01-02-2018 - 21:47
Семёныч
Прежде чем двигаться дальше необходимо усвоить термин Сери́йная те́хника. Техника музыкальной композиции, использующая в качестве звуковысотной основы музыкального произведения ряд («серию») неповторяющихся звуков.

Наиболее распространённая разновидность серийной техники — додекафония, использующая серии из 12 неповторяющихся высот. Известны примеры недодекафонной серийной техники, с меньшим, чем 12, или с бо́льшим, (Обратите внимание на этот момент! Звуков больше, чем в классическом Баховском темперированом звукоряде!) чем 12, количеством звуков.
Семёныч
Теперь мы вплотную приблизились к теме Додекафо́ния — техника музыкальной композиции, разновидность серийной техники, использующей серии из двенадцати и более лишь между собой соотнесённых тонов. Додекафонные методы сочинения музыки были разработаны представителями «нововенской школы» в начале 1920-х годов, однако интуитивно к идее использования рядов неповторяющихся звуков ранее подошли А.Н. Скрябин, Н.А. Рославец, Е. Голышев, Н. Обухов и ряд других композиторов XX века[2]. Наибольшее значение приобрели методы Арнольда Шёнберга и Йозефа Маттиаса Хауэра. Сущность Шёнберговского метода додекафонии состоит в том, что составляющие данное произведение мелодические голоса и созвучия производятся непосредственно или в конечном счёте из единственного первоисточника — избранной последовательности всех 12 звукостепеней равномерно темперированной (так называемой «хроматической») октавы, трактуемых как единство. Эта последовательность звуков называется серией. Тут уже прозвучал термин "Ново Венская школа". Думаю всё ясно и не буду подробно задерживать ваше внимание на этом. Что же мы теперь имеем? Все 12 звуков хроматики равны и что ещё более важно, появились новые звуки не входящие в темперированный строй!
Семёныч
Самое время задержаться на композиторе Йозефе Маттиасе Хауэре.
Он в своё время учился и прекрасно владел цитрой, инструментом темперируемым по собственному усмотрению. Он же вне "Венской школы разработал весьма оригинальную 12-тоновую систему композиции (додекафония) музыки на основе так называемого учения о тропах — 44 шестизвучных группах, составляющих мелодико-гармоническую основу произведений. Любопытно, что сам композитор никак не комментировал своё решение остановиться именно на 44 тропах, так что нигде в его теоретических изысканиях не удаётся найти этому объяснения. Некоторые современные музыковеды приводят на сей счёт достаточно оригинальное соображение. Известно, что второй страстью Хауэра была история древнего Китая, в котором в определённый период его развития насчитывалось 44 провинции. Именно этот факт вроде бы и сыграл ключевую роль в создании учения о тропах.
Семёныч



Вот пример на темперированом рояле.



И вот уже музыка Хауэра для оркестра.
Семёныч
Вернёмся непосредственно к теории звука. Вот довольно своеобразное, но вобщем точное определение современного звукоряда. Объясняется чистота пентатоники. Вот почему Барток так часто использовал её в своих произведениях


Семёныч
А вот живой пример использования пентатоники



Это не атональная музыка, верне большая часть исполнена по классическим канонам. Тут нужно вслушаться в пентатонику, собственно ради этого короткого куска и создано такое большое произведение, и вот в этом куске услышать ту, так любимую Бартоком атональность. Попробуйте. Оно того стоит!

Это сообщение отредактировал Семёныч - 06-02-2018 - 22:36
Семёныч
Рассмотрим один из видов "серийной техники".

ПУАНТИЛИЗМ.
Если разобраться, то это техника композиции заключающаяся в "Точечной Музыке" полностью лишённой мелодического начала. Вообще то не совсем корректная формулировка. Возьму из словаря:"Словосочетание «точечная музыка» впервые употребил музыковед Герберт Аймерт в 1952 для характеристики слухового ощущения от сочинений К.Штокхаузена («Перекрёстная игра» / нем. Kreuzspiel), П.Булеза («Полифония №10», «Структуры I») и К. Гуйвартса (Соната для двух фортепиано). Свои слуховые впечатления от другого сочинения Штокхаузена «Контра-пункты» Аймерт (в 1953) описывал так: «То, что мы слышим, — это ставшая теперь значительно более плотной 'точечная музыка', поле напряжений звуков, которые поначалу кажутся изолированными, а затем связываются [в восприятии] в статичную структуру»
Причём некоторые музыковеды трактуют точечную музыку как аналог пуантилизма в изобразительном искусстве; однако, эта аналогия не является ни точной, ни общепринятой.

Семёныч



Вот занимательная передача.
Семёныч



Вот пример Пуантилизма Булеза. Вроде не связаны ноты мелодией и точечная техника явно слышна, но именно в совокупности даёт очень интересную окраску звуку.
King Candy
(Семёныч @ 01-02-2018 - 02:40)
Вот совершенно непонятное, но очень слышное звучание даже в пределах октавы. Впервые вынесеное на общее слушание обычно не доступное простому слушателю по терминологии чисто музыкальное звучание "Волчьей квинты"(Кварты)

Попробуйте осмыслить всё мною выложенное и тогда пойдём дальше.
Там же у пианино и рояля на каждую ноту - 2 или 3 струны идут... Я не помню уже - пианино продали, хотя я сам его настраивал бывало - по моему можно каждую струну отдельно накрутить...

Получается честно говоря "грязное" звучание аккордов - одна из струн явно идет в диссонанс, сдвинутая на негармоничное созвучие от другой струны


P.S. вспомнил - на басовые регистры идет по 1 струне, а на средние и высокие - по 2 струны на ноту (чисто для выравнивания громкости - басовые струны длиннее и массивнее, дают больше амплитуду колебаний, а высокие тона приходится дублировать параллельными струнами для бОльшей отдачи)... Так что не на все ноты можно эту волчью квинту накрутить

Это сообщение отредактировал King Candy - 13-02-2018 - 06:12
King Candy
(Семёныч @ 01-02-2018 - 22:44)
Тут Барток используя полифонию соединил, как традиционные диатонические лады, так и в полифоническом виде объединяет их с пентатоникой. Одновременно используя два лада создавая особый лад (модус). Собственно всё слышно. Эта музыка не слишком сложна для восприятия даже не тренированным ухом. Что особо ценно в этом ролике, так то, что даже если не услышать тонкости, можно всё увидеть в нотах, что весьма удобно)

насколько я понял, тут в качестве гармонии избрано не мелодическое трезвучие, а гармонизация "секундами"... Даже не в пентатонике дело - пентатоника (чистая) звучит очень красиво


Это непривычное и неприятное людям звучание - но тогда, в начале 20-го века, было время авангарда и экспериментов во всем, в т.ч.. и музыкальной гармонии.. Мы до сих пор живем в ТОГДА заданном направлении культуры
King Candy
Пентатоника вообще наверно самый "красивый" и "гармоничный" лад, так что зря вы Бартока с его дисгармоничным авангардом привели как иллюстрацию именно пентатоники


Я извиняюсь, что не из классики приведу музыкальный пример - не большой любитель и поэтому не вспомню особо подходящее - но из современной музыки вот навскидку - чистая пентатоника










Вангелис отсылает нас к японско - китайской музыке
Кто смотрел фильм "Бегущий по лезвию" - помнит, наверно, что в том киберпанковском "городе будущего" выродившаяся европейская раса пребывает в жутком упадке, а все заполонили китайцы (или японцы) - эстетика фильма во многом на их культуре построена


Массив Аттак, как наследники английского стиля тяготеют к индийской тематике, вообще со времен Викторианской эпохи Индия как главная английская колония имела огромное влияние на всю жизнь и культуру в т.ч.. англичан

Это сообщение отредактировал King Candy - 13-02-2018 - 07:04
Семёныч
Про ф-но я совершенно не понял… У кого грязно получается? Я вероятно туплю и прошу попроще напмсать. Уж не обижайтесь на старика)
По поводу Бартока. Ну да… Для неподготовленного слушателя немного тяжеловато подобное произведение. Послушайте его "Румынские Танцы". Они немного выше. Там вобщем всё примерно так же, но слушается легче. Попробуйте услышать, как в экспозиции оркестр играет в ре мажоре, а когда вступает духовой народник в разработке, он не в до играет, а чуть ниже, а оркестр уже в чистое си переходит, Такая же история со скрипкой в репризе и там именно скрипка даёт волчьи квинты. Вобщем принцип полимодальности весьма схож во всех произведениях Бартока, но в "Танцах" его легче услышать. Полностью согласен с Вашим мнением. Застряли мы очень плотно в Баховской темперации и в канонах Рамо. Хотя и вырываемся. Взять даже первого Русского композитора. Помните встречу Фарлафа и Наины? Ещё в начальных классах ДМШ вбивали в головы, не строить консонансы параллельно! Уж больно напряжённо кварты(квинты) звучат, "волчьи"… Тут уж ничего не поделаешь, а вот у Глинки параллельные октавы, да как! Гений однако. Тут рокеры раскусили эту напряжённость. Помнмте у Блекмора "Дым над водой"? Там именно кварты дают такой … Ну вобщем колоритный звук.
По поводу выложенных Вами композиций. Музыка для кино вообще отдельная тема, это не значит, что она хуже, нет. Прокофьев и Шостакович для фильмов писали, да как писали! Музыка должна помогать восприятию фильма и тут уж ничего не поделаешь. Закон жанра. Должен Вас огорчить. К величайшему моему сожалению пентатоники нет в этих примерах. Там Гармонический минор звучит. Собственно это музыкой назвать нельзя. Звуковое пятно для фильма. Сделано весьма добротно, причём у Вангелиса создаётся Явное ощущение полимодальности. Практически невозможно понять в мажоре, или в миноре находишься за счёт арпеджирования клавиш по тоничечкому минору, а развитие темы в доминантовом мажоре. Вот и пример атональности в более простом виде. У Массив Аттак всё проще, обратите внимание, как остинатно, на всём протяжении звучит волчья квинта, да ещё постоянно диссонанс меду До и до диезом. Вобщем есть маленькое отклонение в Си бемоль, но звучат только C Des E F G As Hes
Вобщем гармонический минор Фа. Я не сторонник Расселовской лидийской концепции, но ребята похоже увлекались ею, но звучит, как заставка, нормально так. Индийцы только в самых худших вариантах, а именно в кино использовали нечто подобное. Больше на Пакистан смахивает, да и у Вангелиса особого Японского колорита не слышно. Ну разве шестую ступень пропускают частенько. Так вроде больше смахивает… Но постоянные полутона сильно сбивают. Рекомендую посмотреть "Ивановр Детство" Тарковского. Та музыку написал Овчинников. Очень сильный композитор. Он использовал серийную технику. Вот его музыка даёт невероятно сильное напряжение. Но это уже отдельная тема. Тут классика и эстрада не совсем корректно выглядит в сравнении с Бартоком. Agleam щас появится и нам по щелбану отвесит)))
Семёныч



Вот более удобный для нетренированного уха вальс нашего замечательного композитора Овчинникова. Тут слышны вкрапления пуантилизма, хотя музыка больше уходит в импессионизм.
Семёныч



Овчинников - Симфония №1
Тут легче воспринять не совсем стандартные ладовые тяготения. Послушайте для начала. Очень полезно для тренировки слуха, да и сама музыка замечательная.
Семёныч
СИМВОЛИЗМ
Абсолютно
самостоятельный и оригинальный стиль со своим знаковым кругом. Берёт
своё начало в системе символов и знаков музыкального языка, для
«погружения» в которые необходим краткий экскурс в научную терминологию.
Напомним главное: семантика как часть семиотики изучает, каким
образом смыслы отдельных знаков связаны со смыслом целого текста. По
мнению Ю. Шрейдера, в задачу семантики входит выделение темы (о чём или о
ком сообщается в тексте) и ремы (что именно сообщается). Семантика
занимается изучением синонимических преобразований текста (тех, что
сохраняют смысл) как в рамках одной знаковой системы, так и с переходом в
другую.
Главная отличительная черта знаков-символов – способность быть
заменителем обозначаемого, но одновременно с этим – неотождествленность
знака и денотата (поскольку знак никогда не может полностью заменить
обозначаемое), а также – многозначность соответствия «знак-денотат». Таким
образом, в каждом отдельном случае словесная группа играет различную роль с
целью достижения нужного результата.
Семёныч



Ярчайший пример Символизма в исполнении великих мастеров. Вслушайтесь в звук виолончели Мстислава… Просто волшебство!
Семёныч
Хочу познакомить вас с творчеством Семё на Бокмана.



Пока просто послушайте.
Семёныч



Вот музыка для трио. Виолончель и скрипка инструменты нетемперированые и довольно явно выделяются их своеобразная стихийность в извлечении нот. Бокман очень хорошо пишет именно для голоса и струнных, музыка для ф-но звучит явно не так выигрышно.
Семёныч



Очень своеобразно звучит флейта пикколо с басом.
Семёныч



Тут ф-но не мешает восприятию. Очень колоритная музыка.
Семёныч



Чисто для общего развития, что такое контрабассон.

Это сообщение отредактировал Семёныч - 04-03-2018 - 00:37
Семёныч



А также отличие кларнета от бассета (бас кларнета). Инструменты очень схожи по технике звукоизвлечения и аппликатуре, но они сильно отличаются от котрабассона именно по технике извлечения звука. Если обратите внимание, там разные свистки.
Семёныч
Хочу познакомить всех с творчеством замечательного композитора Дмитрия Капырина.
Единственная запись в тюбике. Наткнулся случайно и сразу же выложил.



Вообще хотелось бы побольше его музыки дать послушать, но тут всё ограниченно тюбиком((( А Дмитрий заслуживает отдельной темы.
В 1979 г. окончил Московское музыкальное училище им. Октябрьской Революции (ныне колледж им. Шнитке), затем поступил во Львовскую консерваторию, которую окончил в 1984 г. по классу композиции у Лешека Мазепы.
Написал огромное количество произведений. Сегодня один из ведущих композиторов в мире.
Семёныч



Довольно любопытно!
Семёныч



Немного упомяну джазовую музыку. Есть такой стиль в джазе Прогрессив. Собственно он ничем от атональной музыки не отличается. кроме состава музыкантов и инструментов. Наши музыканты очень сильно работали в этом стиле. Вот замечательный пример Ганелин, Тарасов, Чекасин.
Семёныч









Трио Ганелина.
Семёныч



На фесте в Токио. Тут попроще и более легко слушается за счёт жёсткого ритма, но импровизация на саксе вполне…
King Candy
(Семёныч @ 23-01-2019 - 22:27)
На фесте в Токио. Тут попроще и более легко слушается за счёт жёсткого ритма, но импровизация на саксе вполне…
Странно, почему вы этот джазовый авангард в тему "Классическая музыка" засунули

Это сообщение отредактировал King Candy - 08-03-2019 - 04:57
Семёныч
Мелодическое развитие и гармония полностью повторяют поиски в классике, если убрать барабан и бас будет фестиваль классической авангардной музыки.



Рекомендуем почитать также топики:

Огинский, Михаил Клеофас

Рахманинов Сергей Васильевич

Вопросы к модератору

Альбомы, дискография классической музыки

Арфа