Вечером, накануне «Эргава», на городской площади возводились яранги. Устанавливали их и участники фестиваля. Обращаю внимание на одного из них и решаюсь подойти познакомиться.
Молодого человека зовут Константин Инанто – танцор и хореограф ансамбля «Энэр» Чаунского района. 27 лет, родился и вырос в селе Рыткучи, в настоящее время проживает в Певеке. Хореографическое образование получал в Анадыре, работает с коллективом «Энэр» с 2005 года.
Внешность – выразительная, запоминающаяся: худощавый, подвижный, длинные волосы собраны в хвост, очки в тонкой оправе. Жестикуляция активная, экспрессивная, живая мимика.
Манера общения Константина оказывается под стать внешности, и через несколько минут мы уже разговариваем так, будто давным-давно знакомы.
Константин рассказывает о том, как много для него значит возможность поддержать родную культуру и традиции, выступая на сцене «Эргава».
– Я считаю, что все, что мы делаем сейчас, – это попытка сохранить свою самобытность, самоидентификацию. С помощью национального танца в том числе, – говорит он. – Дело в том, что танец и музыка непосредственно воздействуют на душу через чувства человека, затрагивая самые тонкие струны родовой, глубинной памяти о национальных корнях, не особо осознаваемых в повседневной жизни. А танцевать нужно так, чтобы вы сели во время концерта – и ушли в прошлое. Чтобы было ощущение что вы там, в тундре…причем не современной, а лет 200 назад».
Хостинг фотографийТрадиционно танцы народов Чукотки делятся на две группы: танцевальное искусство прибрежных народов (эскимосов и приморских чукчей) и тундровых (чукчей, эвенов, юкагиров и других). Деление это нечеткое, так как северные народы всегда были тесно взаимосвязаны в повседневном труде и образе жизни. Все танцы представляют собой законченные танцевальные миниатюры. Танцы эскимосов более подражательные, чукотские – более импровизационные, вне строгой музыкальной структуры.– Чукотские танцы – мягкие, гармоничные, но при этом загадочные и непредсказуемые, – так характеризует их Константин. – В них нет ничего лишнего. В основе лежат фольклорные, народные движения, однако простого, механического их повторения недостаточно, чтобы вызвать эмоциональный отклик у зрителя, их нужно пропустить через себя, прожить. Мой танец – это абсолютный минимум – академизм и абсолютный максимум – выражение чувств. Вот это самое главное. Когда я в своей постановке что-то делаю, я концентрируюсь не на том, что я хочу показать, а на том, что я чувствую. Потому что это разные вещи: хотеть – умом и чувствовать – сердцем.
Константину принадлежит авторство таких постановок ан-самбля «Энэр», как: «Обряд благодарения», «Танец-любовь», частично – «Куропатки». Сейчас в работе новый проект, к которому Константин относится очень серьезно, – композиция «Шаман». Главная особенность нового танца – это достижение такого транса в ходе исполнения, как если бы изображающий на сцене камлание шамана танцор на некоторое время действительно превратился в шамана. «Конечным результатом в этом танце я вижу то, чтобы каждый раз он был разный за счет состояния транса», – рассказывает автор.
А откуда берется вдохновение для постановок? От первоистоков, конечно. В тундре, где само время течет иначе: размеренно и красиво, в стойбищах оленеводов, поддерживающих образ жизни предков, в общении с людьми, помнящими и любящими свою историю.
Как получилось, что Константин Инанто стал танцевать? «Так было суждено», – как говорит он сам. Просто, заканчивая школу, он собирался учиться дальше на повара и решил поблагодарить учителей номером на прощальном концерте. И станцевал. Да так, что ему настоятельно стали советовать продолжать образование именно в этой области.
– Оно само по себе у меня получилось, спонтанно, без подготовки…объяснить нельзя, проще показать, – Константин включает музыку на мобильном. – Вот смотрите…
И начинает танцевать, не сходя с места. Танцует все тело от кончиков пальцев вытянутой руки до носков ботинок. Наблюдать спокойно невозможно, хочется двигаться в такт.
Кстати, фамилия Инанто переводится с чукотского как «вышедший из тумана». Красиво, правда?
автор Лилия Зубович