Моя старенькая статья о Заппе:
***
Я любил рисовать на нотной бумаге черные кружочки.
Фрэнк Заппа.
Да, был такой музыкант, и звали его Фрэнк Винсент Заппа. Странный был парень, родился в день рождения Иосифа Сталина (21.12.1940). С детства ко всему относился с неподдельным интересом, любил Вареза и Стравинского. В общем, вёл себя как любой нормальный гений. И жизнь у него получилась интересная: от стандартного начала жизни любого американского prodigy (т.е. одарённого малого) и первых проблем с полицией, до мировой известности и проблем с американским правительством.
Заппу можно назвать философом, но его НУЖНО называть гениальным музыкантом. Он был экспериментатор от природы: в раннем детстве он экспериментировал с взрывчатыми веществами, потом подсознательно понял, что культурные взрывы – штука помощнее тротила. В музыку влился сразу, быстро и навсегда. Его композиции с самого начала творчества были нескончаемые эксперименты со стилями, с ритмами, со словами. Неподготовленный человек при прослушивании творчества этого композитора начинает думать, что над ним открыто издеваются. Музыка Заппы – это сложные скачки от одного стиля к другому, талантливая импровизация, высокотехничное исполнение и уникальность – его просто не с кем сравнивать – таких как он просто НЕТ. Его наследие – это десятки и десятки альбомов, концертных записей, так непохожих друг на друга – каждый альбом оригинален.
Всё его творчество – это вызов западной массовой «культуре». Как-то Заппа сделал долгий, отдающий галлюциногенами (сам Фрэнк, кстати, в отличие от своих современников, наркотики не употреблял – эму это было просто не нужно – его воображение и без того «зашкаливало») фильм-концерт «Baby snakes» - его можно, если хорошо поискать, найти на толкучках. Этот фильм надо смотреть тем, кто хочет почувствовать и насладится «иной» культурой. Это даже не альтернатива – это что-то не из этого мира. Редчайшее сочетание, когда музыкальный талант, гениальность, слились с тонким юмором, вызовом и энергией.
На русском языке вышла его книга «The real Frank Zappa book» («Настоящая книжка Фрэнка Заппы.» Фрэнк Заппа, Питер Оккиогроссо - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - Серия "Конец света") - эту книгу должен прочитать каждый молодой музыкант, который не хочет тратить свою жизнь играя попсу или говнорок. Её также должен прочитать также тот, кто ни разу не брал в руки ни один музыкальный инструмент. Книгу Фрэнк Заппа диктовал писателю Питеру Оккиогроссо. Точнее не диктовал, а давал ему многочасовые интервью, после чего писатель превращал стенограммы интервью в главы книги и отдавал их музыканту для окончательной редактуры. Начинается книга с таких слов:
«Данная книга исходит из посылки, что кому-то где-то интересно, кто я, как меня угораздило дойти до жизни такой и что за чушь я несу».
Литературное произведение музыканта, во-первых, интересно, во-вторых, оригинально по стилю и содержанию, а в третьих, действительно смешно (это вам не петросянов по ОРТ смотреть). Эта книга – хорошее дополнение к его музыке. Прочитав её, начинаешь понимать, что этот человек пришёл в этот мир с одной целью: посмеяться над ним. Он всегда высмеивал буржуазный образ жизни, религию, образование, армию, финансовую систему, правительство и знаменитостей. Смеялся над суетой людей, верой в пустышки, над западным идеалом семьи, который он считал заводом по производству оболтусов.
Мнение о собственной книге:
«Автобиографию обычно пишут те, кто считает свою жизнь воистину необыкновенной. Я не считаю свою жизнь необыкновенной ни в каком отношении, однако возможность высказывать в печати всякую чушь о посторонних вещах весьма заманчива.»
В книге можно встретить его размышления о политике. Например, вот что он писал о демократии:
«Американцы любят говорить (или слушать) о Демократии, однако, на поверку, как правило, выходит, что она причиняет им «массу неудобств». Взамен мы предпочитаем авторитарную систему ПОД ВИДОМ демократии, платим бешеные деньги на содержание шутовского правительства, позволяем ему нами помыкать, а потом ещё удивляемся, как туда попали все эти засранцы».
Но самое главное – это, конечно, музыка. Вот пара размышлений признанного гения, основателя собственного стиля в музыке, музыканта абсурда о музыке:
«Если музыка превыше всего, что же такое музыка? Музыкой может быть что угодно, однако ничто не станет музыкой, пока кто-то этого не пожелает, а слушатели не решат воспринимать это как музыку.»
«То, что можно потреблять как музыку, можно исполнить как музыку и преподносить публике таким образом, что она будет воспринимать это как музыку: "Посмотри на это. Ты когда-нибудь такое видал? Я это для тебя создал. Что значит "Что это за поебень"? Это же самый настоящий этюд, жопа.»
Просто и понятно. Нет смысла цитировать что-то ещё из его книги – надо просто её прочесть и понять, что и там, на другом полушарии, тоже были правильные парни.
Его творчество оказало влияние на современников. Великий русский музыкант Сергей Курёхин поддерживал тесные деловые контакты с Фрэнком, музыка которого, по словам самого Сергея, часто вдохновляла его.
Нельзя забывать и о социальных делах музыканта. Одной из самых больших заслуг Заппы, помимо его музыкальных достижений, нужно считать его выступления против цензуры в музыке, в том числе и его выступление в Сенате США (рассказ об этом и других его делах ищите в вышеупомянутой книге).
Музыкант покинул этот мир, над которым он всегда смеялся, в 1993 году, оставив в этом мире вечную память о себе, свою музыку и четверых детей.
После смерти Фрэнка Заппы Сергей Курёхин сказал, что где-то внутри образовалась маленькая область пустоты - там, где всегда жило чувство, что когда выйдет новая пластинка Заппы, можно, прослушав, ждать следующую.
О своей жизни Заппа сказал кратко и точно: «Я вовсе не хотел быть чудаком. Чудаком меня всегда считали другие».
***
Офиц. сайт:
http://www.zappa.comВспомним гения. Ваши впечатления от его музыки, мысли, которые он навёл, любимые композиции.