Полная версия Вход Регистрация
Ptichkanaprovode

Если русская наука началась с Ломоносова, поэзия – с Пушкина, то русская музыка – с Глинки.Его творчество стало отправной точкой и примером для всех последующих русских композиторов.

user posted image
1804 -1857

Краткая биография

Ранним утром 20 мая 1804 года по семейному преданию под трели соловья появился на свет Михаил Иванович Глинка. Малой его родиной стало родительское имение в селе Новоспасское на смоленщине. Там он получил и свои первые музыкальные впечатления, и начальное образование – петербургская гувернантка учила его игре на фортепиано, скрипке и итальянским песням. В 1817 году юный Миша поступает в столичный Благородный пансион, где его наставником становится В. Кюхельбекер. Именно там он познакомился с А.С. Пушкиным, часто навещавшим своего младшего брата. Они поддерживали добрые отношения вплоть до кончины поэта. В Санкт-Петербурге Михаил Иванович стал с еще большим усердием заниматься музыкой. Однако по настоянию отца, окончив пансион, он поступил на государственную службу.

С 1828 года Глинка всецело посвятил себя композиторской деятельности. В 1830-33 годах во время путешествия по Европе он знакомится со своими великими современниками - Беллини, Доницетти и Мендельсоном, изучает в Берлине теорию музыки, значительно расширяя композиторскую деятельность. В 1835 году Глинка в церкви Инженерного замка венчается с юной Марией Петровной Ивановой. Это был стремительный роман, случайное знакомство молодых произошло всего полугодом ранее в доме родственников. А уже на следующий год состоялась премьера его дебютной оперы «Жизнь за царя», после которой ему была предложена должность в Императорской придворной капелле.

В творчестве его стали сопровождать успех и признание, но семейная жизнь не удалась. Всего через несколько лет после женитьбы в его жизни появилась другая женщина – Екатерина Керн. По иронии судьбы дочь пушкинской музы Анны Керн стала музой композитора. Глинка покинул жену, а несколько лет спустя начал бракоразводный процесс. М.П. Глинка также не испытывала сердечной привязанности к супругу и, будучи еще замужем, тайно обвенчалась с другим. Развод затянулся на несколько лет, в течение которых закончились и отношения с Керн. Больше Михаил Иванович в брак не вступал, детей у него также не было.

После провала «Руслана и Людмилы» музыкант отдалился от российской общественной жизни и стал много путешествовать, живя в Испании, Франции, Польше, Германии. В свои редкие наезды в Санкт-Петербург – преподавал вокал оперным певцам. На закате жизни написал автобиографические «Записки». Умер он скоропостижно 15 февраля 1857 года от воспаления легких через несколько дней после берлинского исполнения отрывков «Жизни за царя». Три месяца спустя стараниями сестры его прах был перевезен в Санкт-Петербург.(с)
Ptichkanaprovode




Глинка - Биографический фильм о жизни и творчестве великого композитора


Биографический фильм о жизни и творчестве великого композитора, основоположника русской музыкальной культуры Михаила Ивановича Глинки (1806-1857).
В основе сюжета - история создания одного из шедевров Глинки, оперы «Иван Сусанин» и рассказ о романтической дружбе композитора с Анной Керн, которой посвящен самый знаменитый романс Глинки - «Я помню чудное мгновенье», - созданный на стихи Пушкина
Agleam
user posted image

Михаил Иванович Глинка

user posted image
Всего фото: 2


Нам предстоит задача серьезная! Выработать собственный свой стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу.
М. Глинка

Глинка... в такой степени соответствовал потребностям времени и коренной сущности своего народа, что начатое им дело процвело и выросло в самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в нашем отечестве в продолжение всех столетий его исторической жизни.
В. Стасов

В лице М. Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Опираясь на многовековые традиции русской народной и профессиональной музыки, достижения и опыт европейского искусства, Глинка завершил процесс формирования национальной композиторской школы, завоевавшей в XIX в. одно из ведущих мест в европейской культуре, стал первым русским композитором-классиком. В своем творчестве Глинка выразил передовые идейные устремления времени. Его произведения проникнуты идеями патриотизма, верой в народ. Подобно А. Пушкину, Глинка воспел красоту жизни, торжество разума, добра, справедливости. Он создал искусство, настолько гармоничное и прекрасное, что им не устаешь восхищаться, открывая в нем все новые и новые совершенства.

скрытый текст


О. Аверьянова
Ptichkanaprovode



Без музыки невозможно представить этого замечательного, русского композитора.

Глинка - Вальс-фантазия
Ptichkanaprovode




Зарождение русской классической музыкальной школы.

Выдающиеся достижения музыкальной культуры первой по­ловины XIX в. были связаны с именем Михаила Ивановича Глинки (1804—1857), являющегося основоположником русской классической музыки. В творчестве композитора нашли ярчай­шее отражение передовые устремления своего времени, дух ис­торической эпохи. Обобщив опыт русской музыкальной тради­ции в её разнообразных жанрах и органично связав его с лучши­ми достижениями зарубежной музыкальной культуры, Глинка ввёл русскую музыку в контекст вершинных достижений ми­рового искусства. Подобно Пушкину в литературе, класси­ческий период в истории русской музыки начинается именно с творчества Глинки, а впоследствии оно во многом определит дальнейшие пути развития русской музыкальной культуры. Композитор Г. В. Свиридов (1915—1998) справедливо отмечал, что Глинка положил начало всему, чем живёт наше музыкальное ис­кусство. К какому явлению русской музыки ни обратись — все нити поведут к Глинке... У истока любого значительного явления русской музыки будет сиять имя Глинки».(с)
Семёныч
Нисколько не пытаясь умалить вклад в музыку М.И.Глинки, хочу внести некоторую справедливость в историю Русской музыки.
"Основоположник Русской классической музыки". Вроде всё верно, а с чего началось? Ну вобщем и это понятно. "Жизнь за Царя" поставлена в 1836 году. Гениальная опера, тут не обсуждаем даже но… "Аскольдова Могила" Верстовского уже больше года шла на сцене. Будем считать, что она слабее, собственно, так и есть, а как же быть с Виельгорским и его его оперой "Цыгане"? А оперы Алябьева, их семь штук было, да и не только операми он ценен. "Вечерний Звон"знает каждый.
"Соловей" написан в 1825 году, это ли не Русская классика в чистом виде? Ну форма мелкая, драматизма не хватает, а Давыдов? Его "Жертвоприношение" поставленное в 1802 году весьма даматично. Между прочим, "Среди долины ровныя" не народная песня, а именно Давыдовская.
Опять же Гурилёв, тот, который Лев Степанович. Именно он работает в крупной форме включая в свои сонаты Русские напевы, вот уж у кого и масштаб и драматизм. Рекомендую послушать его ре минорную сонату для ф-но написанную в 1794-ом. Обязательно послушать его цикл из 24-ёх прелюдий (во всех тональностях!) и заключающую цикл фугу из четырёх голосов, да он собственно и был Русским Бахом, это ли не ХТК? Так не он один! Бортнянский практически ноздря в ноздрю с Гурилёвым работал над сонатной формой, да как работал. Гурилёв, что любопытно и крайне редко, до 1831 года являлся крепостным у Орлова. Кстати Гурилёв, тот который Александр, тот самый, который "Однозвучно гремит колокольчик", "Разлука", "Раскинулось море широко", ну это народная уже, а изначально "После Битвы", Да и Варламовские романсы "Горные Вершины", "Вдоль по Улице метелица", "На заре ты её не буди" написаны задолго до 36-го года. Ну так мы пойдём ещё дальше. Дегтярёв Степан Аникиевич композитор Шереметьевского театра написал больше 60 концертов, а так же ораторий, перевёп с Итальянского несколько книг по композиции. Пашкевич Василий Алексеевич премьера его оперы "Несчастье от Кареты" поставленной в эрмитаже в 1779 году, вызвал довольно большой резонанс в мировой музыкальной среде! Остальные его оперы, точно знаю, что их было не менее четырёх, врать не буду, не слышал. Весьма интересен Осип Козловский, особенно его героическая опера "Взятие Измаила" на слова Потёмкина! К сожалению до нас не дошли ноты его остальных опер, но со слов его современников, они были очень хороши. Ну иностранцев типа Сора и Арайи, трогать не буду, да и Огинского с его полонезом тоже, Хотя польша тогда была частью России, да и многих Русских композиторов и весьма достойных я пропустил.
Так нахрена ты это тут написал? Предвидя такой вопрос отвечаю. Считаю не совсем справедливым писать "Основоположник Русской классической музыки". Правильнее будет так.
Один из основоположников, или… Ярчайший из основоположников! Справедливо?
Прошу учитывать, это только мною выстаданое мнение и не в коей мере я не призываю разделять его со мной. Но готов конструктивно подискутировать с теми, кто захочет доказать мою ошибку.
Ptichkanaprovode
(Семёныч @ 12-02-2018 - 06:04)
Нисколько не пытаясь умалить вклад в музыку М.И.Глинки, хочу внести некоторую справедливость в историю Русской музыки.
"Основоположник Русской классической музыки". Вроде всё верно, а с чего началось? Ну вобщем и это понятно. "Жизнь за Царя" поставлена в 1836 году. Гениальная опера, тут не обсуждаем даже но… "Аскольдова Могила" Верстовского уже больше года шла на сцене. Будем считать, что она слабее, собственно, так и есть, а как же быть с Виельгорским и его его оперой "Цыгане"? А оперы Алябьева, их семь штук было, да и не только операми он ценен. "Вечерний Звон"знает каждый.
"Соловей" написан в 1825 году, это ли не Русская классика в чистом виде? Ну форма мелкая, драматизма не хватает, а Давыдов? Его "Жертвоприношение" поставленное в 1802 году весьма даматично. Между прочим, "Среди долины ровныя" не народная песня, а именно Давыдовская........................................ Предвидя такой вопрос отвечаю. Считаю не совсем справедливым писать "Основоположник Русской классической музыки". Правильнее будет так.
Один из основоположников, или… Ярчайший из основоположников! Справедливо?
Прошу учитывать, это только мною выстаданое мнение и не в коей мере я не призываю разделять его со мной. Но готов конструктивно подискутировать с теми, кто захочет доказать мою ошибку.

Да, верно все, что вами написано, но как говорит источник, и это факт- именно Глинку с его музыкальными импровизациями на тему русской песни, высшее общество стало признавать первым из всех )
Семёныч
Высшее общество в то время хорошо приняло Глинку. Сначала вышла опера, а потом уже стали говорить о Русских лейтмотивах в его музыке. Вы слушали приведённых мною авторов? У них не меньше Русского в музыке. Вон "Вечерний звон" переведён Козловым с английского, но является Русской народной песней. Опять же, какой из первоисточников? Может пора пересмотреть взгляды. Нам частенько долбят, про неполноценность, да и мы любим поплакаться, вот мы, какие неполноценные, а вот просвящённая европа.… Музыка до Глинки была в России. Смею уверить, весьма приличная. Вобщем я за приемственность. И всёже мне кажется пора сломать эту традицию.
Ptichkanaprovode
(Семёныч @ 13-02-2018 - 15:02)
Высшее общество в то время хорошо приняло Глинку. Сначала вышла опера, а потом уже стали говорить о Русских лейтмотивах в его музыке. Вы слушали приведённых мною авторов? У них не меньше Русского в музыке. Вон "Вечерний звон" переведён Козловым с английского, но является Русской народной песней. Опять же, какой из первоисточников? Может пора пересмотреть взгляды. Нам частенько долбят, про неполноценность, да и мы любим поплакаться, вот мы, какие неполноценные, а вот просвящённая европа.… Музыка до Глинки была в России. Смею уверить, весьма приличная. Вобщем я за приемственность. И всёже мне кажется пора сломать эту традицию.
Согласна полностью, две руки поднимаю вверх-я за!
Если уж вдаваться подробно в историю музыки -искать корни всех начал -это отдельная тема получится с обсуждением. Вот хотя бы вспомнить -народные инструменты, а разве они не заслуживают особого внимания? Их звук гармоничен и созвучен с природой. Иногда я слушаю струнные народные инструменты и осознаю - это действительно уникальное явление. Да и сам человек музыкален, если у него есть голос. Где, в чем он черпал вдохновение и идеи для исполнительского творчества? В какие времена родилась народная песня? Об этом можно только догадываться, а как хотелось бы узнать правду.

Это сообщение отредактировал Ptichka* - 13-02-2018 - 16:02
Семёныч
Ну… Вообще то у нас, в восьмидесятые конечно, в Москвской Консерватории велись довольно интересные исследования на эту тему. Особенно сильные работы были в "Иполитовке". Там каждый год экспедиции за фольклором ездили, даже в африку! Сколько народу на эту тему защитилось. Можно конечно всё это разыскать и выложить тут. Вернее на фольклорной доске… (?)
Ptichkanaprovode
(Семёныч @ 13-02-2018 - 21:43)
Ну… Вообще то у нас, в восьмидесятые конечно, в Москвской Консерватории велись довольно интересные исследования на эту тему. Особенно сильные работы были в "Иполитовке". Там каждый год экспедиции за фольклором ездили, даже в африку! Сколько народу на эту тему защитилось. Можно конечно всё это разыскать и выложить тут. Вернее на фольклорной доске… (?)

Конечно интересно, я тоже добавлю кое-чего) Только я доску не нашла эту)Где она находится?



Рекомендуем почитать также топики:

Оперетта

Кларнет

Абстрактная музыка

Альбомы, дискография классической музыки

Классическая музыка