1)«Сикстинская Мадонна» Рафаэля после Великой Отечественной войны находилась на реставрации в Москве и в 1955 году была возвращена вместе с другими картинами в Дрезден.
Полотно было создано Рафаэлем в 1512—1513 годах для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу Папы Юлия II в честь победы над французами, вторгшимися в Италию и присвоения Пьяченце статуса Папской Области.
На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II, носящего сходство с Папой Юлием II, и Святой Варвары (мощи этих святых находятся в церкви св. Сикста). Фигуры образуют треугольник, поднятые занавеси лишь подчеркивают геометрическое построение композиции.
Святой, у ног которого изображена папская тиара, подчеркивающая его высокий сан, указывает своей рукой в сторону наблюдателя, и Мадонна с младенцем смотрят в указанном им направлении, в то время как Святая Варвара склонила голову. Первоначальное место картины было перед большим распятием, поэтому выражения лиц и позы фигур на картине обусловлены их чувствами при виде страданий и смерти Христа.
Изобразительное мастерство художника обманывает наблюдателя. Задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головами ангелов.
Поскольку имя св. Сикста происходит от латинского «шесть», Рафаэль изобразил его с шестью пальцами на правой руке. На картине также шесть фигур. Предполагают, что моделью для мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина.
Рафаэлевы ангелы — мотив многочисленных открыток и постеров. Два ангелочка, изображенные на картине, являются мотивом многочисленных открыток и постеров!
2)На портрете поэта Н. А. Некрасова, написанном Иваном Крамским, имеется множество швов, свидетельствующих о том, что в процессе работы художник перекраивал свою картину, сшивал, изменяя свой первоначальный замысел.
Сперва Крамской предполагал ограничиться небольшим холстом, на котором страдающий поэт должен был быть изображен лежащим. Затем, все больше увлекаясь работой, художник увеличил размеры холста, надшив его со всех четырех сторон, и изменил композицию.
В окончательном варианте картины Некрасов полулежит на подушках. Для того чтобы при перемене композиции не писать заново уже отработанную голову, Крамской вырезал, следуя ее форме, тот кусок холста, на котором она была написана, и перенес его в соответствии с изменившимся замыслом в другое место - выше. В настоящее время краска в местах обреза потрескалась и осыпалась и контуры вставок, как и швы, образовавшиеся при надшивах холста, явственно заметны.
Болезнь довела Некрасова до полного истощения физических сил. Но не эти признаки тяжкого недуга определяют то главное, что хотел донести до зрителя художник. Над физической немощью торжествуют несломленные смертельной болезнью духовные силы поэта. Общее оптимистическое звучание холста поддерживается и всем его колоритом.
3)С помощью инфракрасных лучей была исследована картина "Мадонна в скалах". В результате под слоем краски высветился некий набросок. Специалисты утверждают, что это изображение женщины, стоящей на коленях и протягивающей руку.
Судя по всему, да Винчи делал эскиз к картине, на которой хотел изобразить сцену поклонения перед младенцем Христом. Но потом, наверное, отказался от этой идеи.
До сих пор эксперты спорят, чьей же всe-таки рукой была написана "Мадонна в скалах": самим Леонардо или же кем-то из его учеников? Но теперь видно, что какое-то отношение к этой картине да Винчи всe-таки имел.
4)Образ ужаса, запечатленный в картине Э. Мунка "Крик", служит одним из главных символов концептуального искусства.
скрытый текст
Эдвард Мунк рано лишился матери. С тех пор смерть навсегда вошла в его сознание. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Позже Мунк писал: "С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом… Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: "Не в аду ли я?".
Став художником, Мунк все время был занят поиском природы скрытых сил, которые управляют его жизнью. Доведенный почти до умопомешательства, он видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни.
Одна из них посетила его на мосту через фьорд. Он описал ее так: "Я шел по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу".
Так появилось самое знаменитое произведение Мунка - "Крик". Вначале это был рисунок, позднее гравюра и, наконец, картина, написанная пастелью. Этот заход солнца над фьордом вызвал у художника длительное, болезненное беспокойство и отчаяние из-за того, что он был не в состоянии изобразить это явление, таким, каким оно перед ним предстало. В результате все-таки появился рисунок на котором мы видим человека без лица на мосту. Этот человек - сам художник. Драматизм сцене придавал напряженный контраст между фигурой на первом плане и чужими, занятыми самими собой людьми в отдалении...
Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского.
В Осло находится музей Мунка, из которого 22 августа 2004 года двумя вооружёнными преступниками были похищены полотна "Крик" и "Мадонна". Норвежская полиция обнаружила и вернула картины в конце августа 2006 года.
Это сообщение отредактировал 42-Й - 22-10-2018 - 01:17