Полная версия Вход Регистрация
Biomechanik
Йодль, йодлер (нем. Jodel, Jodler, от jodein — петь с переливами на тирольский лад), жанр народных песен у альпийских горцев (в Австрии, Швейцарии, Южной Баварии), с рефреном в форме вокализа. Последний исполняется в своеобразной манере на одних гласных с характерным частым и резким переходом из низкого грудного регистра в головной (фальцет), на широких интервалах и разложенных аккордовых звуках. В низком регистре певец вокализирует на гласных а, о, в высоком — на е, и.









Слушал как то в живую. Интересная музыка, да еще если и пейзаж вокруг соответствующий, но долго её слушать не могу.
Biomechanik
QUOTE (Товарищ Барон @ 27.11.2008 - время: 16:08)
Слушал как то в живую. Интересная музыка, да еще если и пейзаж вокруг соответствующий, но долго её слушать не могу.

Почему? Уши устают? На самом деле всё должно быть в меру, ну а такие специфичный жанры как этот тем более... pardon.gif
QUOTE (Биомеханик' @ 27.11.2008 - время: 16:17)
QUOTE (Товарищ Барон @ 27.11.2008 - время: 16:08)
Слушал как то в живую. Интересная музыка, да еще если и пейзаж вокруг соответствующий, но долго её слушать не  могу.

Почему? Уши устают? На самом деле всё должно быть в меру, ну а такие специфичный жанры как этот тем более... pardon.gif

Я конечно выскажусь как профан в музыке, но это так скажем как клич к атаке, силен один раз. А йодль можно и в различных вариациях услышать вплоть до врезок в вещи далеко не этнические.
Biomechanik
По подробнее об йодле...

Йодль

Йодль (Jodeln) в культуре различных народов — особая манера пения без слов, с характерным быстрым переключением голосовых регистров, то есть с чередованием грудных и фальцетных звуков. Принятое у тирольцев название этого жанра — йодль (йодлер, йодлинг) является звукоподражательным. Как правило, альпийские певцы выпевают в этой своеобразной манере звукосочетания вроде «Hodaro», «Iohodraeho», «Holadaittijo» и т. п. Такая вокальная техника встречается во многих культурах по всему миру.

В швейцарской народной музыке техника появилась, вероятно, среди альпийских пастухов, как способ перекликаться находясь на вершинах гор, и после стала традиционной для всей Швейцарии. В персидской и азербайджанской классической музыке, поющий часто использует «тахрир» — йодлинговую технику, для которой характерны колебания на соседних тонах. В грузинской традиционной музыке, используется техника «криманчули», также напоминающая йодлинг. В Центральной Африке пигмеи используют подобное йодлингу сложное многозвуковое пение. Техники йодля можно встретить и в американской фолк-музыке.

Йодль часто служит припевом к народной песне.

Человеческий голос часто делят на два различных вокальных «регистра», называемых грудным и головным голосами, которые отличаются друг от друга способом произведения звука. Большинство людей может петь в пределах определенного диапазона относительно низких частот грудного голоса и относительно высоких частот головного регистра. Обыкновенно заметна разница между этими двумя диапазонами, особенно у неопытных певцов. Хороший же певец, обладающий натренированными связками и контролирующий свой голос, может легко переходить из головного регистра в грудной и обратно. Йодлинг - это одна из наиболее развитых и сложных применений такой техники, поскольку певец переходит между регистрами голоса несколько раз за одну ноту и на большой громкости. Путем повторяющегося перехода между двумя регистрами и достигается этот, один из наиболее отличительных в музыке, эффект.

Например, в знаменитом припеве «Йодл — ай — ИИИ — уууу», слог «ИИИ» поется в головном регистре, тогда как остальные слоги - в грудном.

* Хорошим примером альпийского йодля могут послужить записи Францля Лэнга (Franzl Lang), Стефани Хертель (Stefanie Hertel), Циллерталера Шурценъегера (Zillertaler Schürzenjäger), Урспрунг Буам (Ursprung Buam) и Мэри Шнайдер (Mary Schneider).
* Примеры кантри/западного йодля можно найти у Керри Кристенсена (Kerry Christensen), Элтона Бритта (Elton Britt), Вильфа Картера (Wilf Carter), Йодлин Слима Кларка (Yodelin' Slim Clark), Слима Уитмана (Slim Whitman) и Пэтси Монтана (Patsy Montana). Группа «The Band» использовала йодлинг в песне «Up On Cripple Creek». Одним из наиболее выдающихся йодлеров был Джимми Роджерс (Jimmie Rogers), который записал несколько песен под общим названием «Blue Yodel». Еще одним кантри-йодлером была Джен Отри (Gene Autry). Недавно, техасец Дон Уолсер (Don Walser) добился наибольшего успеха и славы среди кантр-йодлеров.
* Йодлинг не так часто встречается среди рок и поп музыки, возможно, из-за того, что нет достаточно сформировавшейся традиции аккомпанирования такой музыке. К известным примерам йодля в популярной музыке можно отнести композицию «Hocus Pocus» датской группы Focus. Еще один пример поп-звезда Джуэл Килчер (Jewel Kilcher) — она может петь йодлем, хотя и не использует его в своей музыке, ее мастерство дает о себе знать почти мгновенными переходами между голосовыми регистрами.
* Соул-певец Орэн Невилл (Aaron Neville), вдохновленный йодлингом Джен Отри, развил свой собственный необычный стиль пения вибрато.
* Кишор Кьюмар (Kishore Kumar), индийский певец, использовал йодль в нескольких своих песнях. Он является одним из лучших йодлеров в индийском кинематографе

Существуют стандарты йодля «Appenzeller» и «Bravourjodler», используемые многими певцами.

Лучшее место для пения альпийским йодлем — там, где есть эхо. Озера, горные массивы, где угодно, где есть скала или холм, отражающий звук; можно петь между офисными зданиями, можно в лодке, если напротив скалистый берег или в длинном холле, но лучше всего в горах.

Согласно Оксфордскому английскому словарю слово «yodel» произошло от немецкого (в оригинале - баварского) «jodeln», означающего «произносить слог йо».



Рекомендуем почитать также топики:

Частушки...

Помощь в поиске музыки

Secret Garden

New Age

Native American music