Полная версия Вход Регистрация
Жизнь

Самыми первыми известными историкам жителями территории современного Кыргызстана были воинственные племена сака (также известные под названием скифы), жившие на этом месте с 6 века до н.э. по 5 век н.э. Александр Великий встретил самое сильное сопротивление со стороны именно скифских племен, когда в 4 веке до н.э. завоевывал Центральную Азию. В южном Казахстане, в районе озера Иссык-Куль было найдено несколько скифских захоронений, с множеством изделий из бронзы и золота.


С 6 по 10 века этот регион контролировался различными тюркскими племенами, а основная масса населения жила на территории вокруг озера Иссык-Куль. Кыргызстан стал местом кровавой битвы в 751 году, когда турки и их арабские и тибетские союзники изгнали огромную китайскую армию Тань из Центральной Азии. Предки современных киргизов, возможно, жили в Сибири, в бассейне реки Енисей, по крайней мере до 10 века, когда под натиском монголо-татарского нашествия они стали продвигаться на юг в регион Тянь-Шаня, наиболее интенсивно этот процесс происходил в 13 веке с приходом к власти Чингизхана. Территория современного Кыргызстана была частью наследства второго сына Чингизхана, Чагатая.


Мир был нарушен в 1685 году, когда жестокие монголы-ойраты из Империи Зунгариан стали вытеснять многочисленное киргизское население на юг, на территорию современного Таджикистана. Когда ойраты были покорены маньчжурами, киргизы автоматически попали под власть китайцев, которые предоставили им возможность спокойно вести свой кочевой образ жизни. В 18 веке феодальные князья Кокандского Ханства начали присоединять эти земли, хотя киргизы периодически оказывали им сопротивление. Когда в 19 веке Россия начала экспансию на восток, разные киргизские вожди заключали мирные соглашения с Россией или с Кокандом по собственному усмотрению. Российская армия постепенно продвигалась по территории Коканда, захватывая города, кульминацией этого процесса стало падение Ташкента в 1865 году. Постепенно киргизы были вытеснены в провинции Фергана и Семиречье.


На занятых территориях стали возникать российские поселения, киргизы мирились с этим до 1916, года когда впервые вспыхнуло восстание, жестоко подавленное Российской Армией. В 1918 году территория, на которой проживали киргизы, стала частью Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики (АССР) в составе Российской Федерации, а затем, в 1924 году, была создана отдельная Кара-Киргизская Автономная область, а еще позднее, в 1936 году - отдельная Советская Социалистическая Республика. Во время проведения земельной реформы в 20-х годах многие кочевники были вынуждены начать оседлый образ жизни, а многие - были насильственно привлечены в колхозы во время коллективизации, проводимой жестокими методами в 30-х годах.


Несмотря на консервативное руководство страны, в период Горбачевской перестройки было создано несколько политических групп, выступавших против безработицы и бездомности - некоторые активисты зашли так далеко, что стали захватывать свободные земли и строить на них дома. Проблемы земли и жилья лежали в основе самого известного этнического конфликта в Центральной Азии, между киргизами и узбеками в районе города Ош в 1990 году. В феврале 1990 года в республике прошли выборы в Верховный Совет в традиционном советском стиле, почти все места получили представители Киргизской Коммунистической Партии (ККП). В качестве компромисса были проведены демократические выборы президента, на которых из всех кандидатов был выбран Аскар Акаев, физик по профессии.


Акаев зарекомендовал себя как настойчивый реформатор, проводящий реструктуризацию аппарата исполнительной власти, для проведения либеральных политических и экономических преобразований, а также предлагающий самые радикальные во всей Центральной Азии реформы. В августе 1991 года Верховный Совет Кыргызстана единогласно проголосовал за независимость Кыргызстана. Спустя шесть недель Акаев был переизбран президентом республики, являясь единственным кандидатом на выборах. К концу года Кыргызстан стал членом Содружества Независимых Государств (СНГ). В мае 1993 года новая конституция страны навсегда покончила с государственным устройством советского типа. Акаев и его экономическая программа получили массовую поддержу населения на референдуме 1994 года, а затем и на досрочных выборах 1995 года. В следующем году Кыргызстан подписал договоры о ненападении с Россией, Китаем, Казахстаном и Таджикистаном.


Жизнь
Культура Кыргызстана
Практически все в Кыргызстане - мусульмане, но Ислам не слишком влияет на образ жизни киргизского народа. Географически изолированные южные провинции являются более консервативными и подверженными влиянию Ислама, чем индустриальные, русифицированные северные районы. Древние, но все еще важные для людей племенные традиции усиливают различия между севером и югом. Знание киргизского языка не является в республике обязательным для представителей других национальностей (как знание узбекского в Узбекистане), русский используется достаточно широко, особенно на севере.


Центрально-азиатская литература традиционно существовала в виде песен, поэм и сказаний, исполняемых бродячими исполнителями, акынами. Но в Киргизии есть и более сложные литературные формы, например, целый цикл устных легенд, в 20 раз длиннее "Одиссеи", о супер-герое по имени Манас. Эти истории имеют более широкие и древние корни в Центральной Азии, но ассоциируются именно с Киргизией отчасти благодаря тому, что советские литературоведы "приписали" этот эпос именно киргизам, с целью создать отдельное культурное наследство для каждой центрально-азиатской страны. Хотя традиции устного исполнительства почти утрачены, Манас все ещё является главным национальным киргизским героем. В Кыргызстане есть два знаменитых, ныне здравствующих писателя - Чингиз Айтматов и Казат Акматов.


Центрально-азиатская кухня напоминает ближневосточную и средиземноморскую, в ней широко используется рис, острые приправы, овощи и бобовые, йогурты и жареное на гриле мясо. Пища, которую едят в Кыргызстане, сформировалась под влиянием кочевого образа жизни предков и состоит, в основном, из мяса (в том числе и внутренностей), молочных продуктов и хлеба. Киргизская еда не отличается особенной изысканностью, нежное мяса с картофелем может подаваться с таким острым соусом, что вам прожжет рот. Везде пьют много чая, обычно без молока. Несмотря на мусульманские традиции, большинство киргизов употребляют алкоголь, по крайней мерею с гостями. Если вы не любите крепкие напитки (обычно водку), заранее предупредите об этом. Возможно, вам придется попробовать кумыс, перебродившее кобылье молоко, слабо алкогольный напиток, приготовляемый только весной и летом, когда лошади доятся. В течение всего года готовится бозо, густая дрожжевая смесь, приготовленная из забродившего просо.


AnriS
Ну немного истории. Начнём с самого начала:
QUOTE
                        Каменный век
Первые достоверные следы человека на территории Кыргызстана относятся к палеолиту - древнекаменному веку (800-100 тыс. лет до н. э.). Самые древние орудия труда здесь были найдены в Центральном Тянь-Шане (на реке Он-Арча), на Иссык-Куле (близ города Балыкчи) и Ферганской долине (Ляйлякский район). Они были грубыми и представляли собой заострённые гальки.

В эпоху мустье (100-40 тыс. лет назад) в Средней Азии, как и в других местах Старого Света, жили неандертальцы. На территории Кыргызстана известно несколько местонахождений орудий труда мустьерского времени, в том числе стоянка Тосор на Иссык-Куле, Георгиевский бугор в Чуйской долине и древние "каменоломни" в Ошской области. В долине Капчагай (Алайский хребет), 50-40 тыс. лет назад первобытные люди добывали материал для производства орудий труда. Орудия труда из капчагайского кремня распространялись по всей Ферганской долине.

К этому времени относится знаменитое погребение неандертальского мальчика в гроте Тешик-Таш, открытое в 1938 году. А. П. Окладниковым. Это пока первое известное захоронение первобытного человека в гроте по определённому обряду: около костяка были рога горного козла, воткнутые "вилками" в землю вертикально и образующие круг. В других местах захороненных людей покрывали ветками хвои и цветами. Забота об умерших свидетельствует о вере древних людей в загробную жизнь, т.е. о возникновении примитивных религиозных воззрений.

Стоянки охотников мезолита - среднекаменного века (X-VI тысячелетия до н. э.) в Кыргызстане исследованы в долине р. Сох, близ города Таш-Кумыр, в высокогорных районах Ак-Сая, окрестностях озера Чатыр-Куль и в долине реки Арпа. Самое удивительное достижение первобытного человека в этот период - это появление искусства. В Иссык-Кульской области, например, в высокогорной Сары-Джаской долине в пещере Ак-Чункур обнаружены на стенах и своде потолка рисунки животных и человека: небольшие сюжетные сценки охоты и танцев выполненные охрой древними художниками 10 тыс. лет назад.

Люди новокаменного периода-неолита (V-III тыс. лет до н. э.), несмотря на трудности в борьбе за выживание сделал величайшие открытия. Он приручил одну из самых грозных стихий - огонь, отыскал и научился обрабатывать самые лучшие по физическим свойствам породы кремня для изготовления орудий труда, научился обрабатывать землю и приручил животных, заложил фундамент для развития религиозных систем.

Люди неолита, заселявшие территорию Тянь-Шаня и Алая, занимались главным образом скотоводством. Ещё не найдено их больших стоянок. Только отдельные орудия и осколки посуды были обнаружены на территории современного города Бишкека (на реке Аламедин), у г. Токмак, в Центральном Тянь-Шане и в других местах.

AnriS
Продолжаю свое скромное повествование:[QUOTE] Бронзовый век
Примерно в V тысячелетии до н. э. в Средней Азии стали осваиваться месторождения меди. Однако изделия из меди были слишком мягкие и быстро деформировались. Настоящий прогресс начался с изобретения бронзы. Хронологически бронзовый век охватывает период с III тысячелетия до н. э. до IX-VIII вв. до н.э. Следы добычи медных руд в это время открыты близ села Наукат (Ошская обл.), на Чаткале, в долине Кетмень-Тюбе. Олово добывали в районе р. Сарыджаз.

В эпоху бронзы на территории Кыргызстана развивались две культуры: пастушеско-земледельческие племена и древнеземледельческая община.

В северных районах Кыргызстана открыты различные памятники пастушеско - земледельческих племён; поселения, погребения, клады и наскальные рисунки. Наиболее древним из поселений эпохи бронзы в Чуйской долине является Беловодское, несколько позже возникли Аламединское, Александровское, Джаильма и Каиндинское поселения. В Токтогуле было открыто жилище андроновцев. Судя по площади, в землянке проживало до 25 человек.

В эпоху бронзы существовало 2 обряда погребения: трупосожжение и трупоположение. В могилу ставили сосуды с жертвеной пищей, здесь же иногда находят характерные металические серьги, брослеты, бусы, ножи, иглы.

Наскальные рисунки в эпоху бронзы в пределах Кыргызстана сконцентрированы в основном в урочище Саймалы-Таш (верховья реки Кугарт в Нарынской области), небольшое число их открыто близ города Чолпон-Ата (Иссык-Куль) и в долине Кетмень-Тюбе.

В середине II тысячалетия до н. э племена андроновцев устремились на юг и завоевали Северную Индию и Иран, где стала развиваться культура индоиранских народов, давшая миру 2 древние книги "Авеста" и "Веды". Андроновские племена оставшиеся в горах и степях Кыргызстана и Казахстана стали предками кочевников, которых именовали скифами и саками.

На территории Кыргызстана чустские поселения открыты близ Узгена, Науката. Самое крупное поселение располагалось в 40 км к северу от Оша, близ с. Аим в Андижанской области.

В целом развитие Кыргызстна в эпоху бронзы характеризуется активным освоением металла, ростом пастушеского и земледельческого хозяйства, выделением первых кочевников-скотоводов, имущественным и общественным расслоением людей на знать и рядовых общин.

AnriS
QUOTE
Сакская цивилизация
В VIII-VII вв. до н. э. возникла культура древних кочевников-скотоводов. Они занимали территории Северного Причерномоморья, Казахстана, Средней Азии и Южной Сибири. В этот период древние кочевники научились делать орудия труда и оружие из железа. С появлением железа наступил конец эпохи бронзы. В VI-V вв. до н. э. среднеазиатские саки (могучий муж (воин)) были объединены в 2 крупных союза племён, о границах расселения которых можно было судить лишь примерно. На территории Кыргызстана, в его северных районах жили саки-тиграхауда (острошапочные саки), а в южных - саки-хаумаварга (т.е. "почитающие хауму" (священное растение).
Саки говорили на одном из восточно - иранских языков, известном для Восточного Туркестана как хотано - сакский. По черепам, добытым археологами на Алае, в Центральном Тянь-Шане и Кетмень-Тюбе, удалось установить, что саки имели европеоидный облик. Лишь некоторые из них имели лёгкий налёт монголоидных признаков.
В V-IV вв. до н. э. в сакской коннице появились отряды тяжеловооружённых воинов защищённых пластинчатыми доспехами и металлическими шлемами. В целом войско саков имело высокий международный авторитет и считалось непобедимым. В VI в. до н. э. сакам-тиграхауда пришлось вести упорную борьбу с персами за независимость. В сражении был убит Кир II (первый в истории человечества претендент на мировое господство). Вступив в мирные и военные отношения с Ираном (VI в. до н. э.) кочевники Средней Азии включились в экономическую, культурную и политическую историю Древнего мира. Они были знакомы с лучшими достижениями культуры своего времени и активно участвовали в важнейших событиях мировой истории.

rattus
Почитал и со стыдом понял, что очень мало знаю о вашей стране. Единственное с чем у меня раньше ассоциировался Кыргызстан, так это с Иссык-Кулем и книгой "Сломанный меч" об вхождении Кыргызстана в состав России...



Рекомендуем почитать также топики:

Казахстанский саммит

А Вы готовы?

сплетни

Цепочка слов - Герои

"Случайные" фото ;)