Полная версия Вход Регистрация
שבת

«Шаббат и праздники - это залог процветания и благополучия еврейского народа»
Иеhуда hа-Леви (1085-1140), еврейский мудрец, поэт и философ

Иудаизм зиждется на нравственности и ритуале.

Все мы можем осознать важность нравственных законов иудаизма. Нетрудно понять, почему Тора учит, что нельзя убивать и красть или почему не следует причинять боль окружающим нас людям.

С другой стороны, многие ритуальные законы иудаизма усиливают связь между человеком и Б-гом. Этому способствует соблюдение праздников, следование кашруту, а также существование таких понятий как талес, тфилин и мезуза. По большей части именно все выше перечисленное отличает иудаизм от других нравственных систем.

Среди многочисленных ритуалов в иудаизме выделяется один.

Это - Суббота, еврейская Суббота.

Больше, чем Рош hа-шана, больше, чем Йом Кипур, соблюдение кашрута или посещение службы в синагоге, именно Шаббат выделяет еврея среди остальных национальностей.

Только об этом ритуале сказано в Десяти Заповедях. В четвертой заповеди говорится: «Помни о дне субботнем, чтобы освятить его».

Осознайте это. Среди множества ритуалов в иудаизме только о нем сказано в Десяти Заповедях.

Многие утверждают, что для того, чтобы быть правоверным евреем, нужно только жить согласно написанному в Десяти Заповедях. Но если Вы не соблюдаете Шаббат, вы соблюдаете только девять предписаний.

Исходя из этого, Вы мысленно задаете вопрос: "Но почему? Что же такого особенного в Шаббате? Почему он занимает достойное место в Десяти Заповедях? Почему он так важен?"

Этот вопрос приобретает еще большую важность, когда мы вспоминаем о том, что в древности, когда евреи сами управляли системой Правосудия и высшая мера наказания была узаконена, самым главным преступлением было нарушение Субботы, в крайних обстоятельствах оно было наказуемо смертью.

Тора открыто говорит (Шмот (31:14)): "И БУДЕТЕ ВЫ ХРАНИТЬ СУББОТУ, ПОТОМУ ЧТО ОНА ДЛЯ ВАС - СВЯТЫНЯ; ОСКВЕРНИТЕЛЬ ЕЕ БУДЕТ ПРЕДАН СМЕРТИ, ИБО ДУША КАЖДОГО, КТО В СУББОТУ РАБОТАЕТ, БУДЕТ ОТТОРГНУТА ОТ НАРОДА СВОЕГО".

В Торе написано, что нарушителя Шаббата следует забить камнями до смерти, т.е. самая страшная форма наказания. Нарушивший Субботу приравнивался к человеку, предавшему свою веру и свой народ. Sanhedrin 7:4 (55a).

Еврейский закон воспринимает человека нарушающего Шаббат как предающего иудаизм.

В Талмуде сказано, что нарушение Субботы приравнивается к идолопоклонству. Eruvin 69b, Chulin 5a; Yad Shabbos 30:15.

Во многих отношениях человек, искренне не соблюдающий Шаббат, не воспринимается как член еврейской общины. Pri Megadim, Eshel Avraham 55:4, Mishneh Berurah 5 5:46.

Но с чем же это связано?

Один из способов понять это - изучение тех авторитетных источников, которые разъясняют еврейский закон. Они утверждают, что в наше время соблюдение евреем Субботы зависит от следующего фактора: если бы все евреи действительно понимали значение Шаббата, они непременно соблюдали бы его. Следовательно, мы полагаем, что человек нарушает Шаббат из-за невежества, а потому мы к нему относимся скорее с сочувствием и пониманием, чем с недоверием.

Все это выдвигает на первый план следующее: Шаббат - самое важное понятие в иудаизме. Это - первичный ритуал, важнейший критерий нашей веры.

Этот ритуал повторяется в Торе больше, чем остальные предписания Десяти Заповедей.

Наши великие пророки почти не говорили о ритуалах. Перед ними стояла задача передать волю Всевышнего с точки зрения веры и моральных принципов. Однако они делали ощутимый акцент на праздновании Шаббата. Комментарий

Мы видим, что празднование Субботы занимает центральное место в еврейском сознании, что видно и в Талмуде, и в Мидраше, и в других великих классических еврейских писаниях.

Классический иудаизм не признает деления евреев на ортодоксов, консерваторов и реформистов. Есть только Соблюдающие Шаббат (Хранящие Субботу) и Нарушающие Шаббат (Оскверняющие Субботу).
ЗНАЧЕНИЕ И СВЯТОСТЬ СУББОТЫ

ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ,
ЧТОБЫ ОСВЯТИТЬ ЕГО.
ШЕСТЬ ДНЕЙ РАБОТАЙ
И ДЕЛАЙ ВСЮ РАБОТУ СВОЮ,
А ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, СУББОТА, -
Б-ГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ:
НЕ СОВЕРШАЙ НИКАКОЙ РАБОТЫ...
ИБО ШЕСТЬ ДНЕЙ
ТВОРИЛ Б-Г НЕБО И ЗЕМЛЮ, МОРЕ
И ВСЕ, ЧТО В НИХ, И ПОЧИЛ В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ;
ПОЭТОМУ БЛАГОСЛОВИЛ Б-Г ДЕНЬ СУББОТНИЙ
И ОСВЯТИЛ ЕГО.

Шмот (20:8 - 11)
В синодальной Библии: Исход, гл.20, 8-11.

Многие думают, что понимают, что такое Шаббат. Мы даем этому ритуалу простое объяснение. Хорошо, когда есть день отдыха, особенно, для человека, который очень много работает в течение недели. Каждому нужен день отдыха, для физического возрождения и духовного расслабления.

Многие из нас придерживаются этой точки зрения. Мы чувствуем, что Шаббат был дарован нам в качестве дня отдыха для уставшего труженика. Но это значило бы, что если бы мы не были очень усталыми, не было бы нужды соблюдать Шаббат; фактически для многих из нас это служит уважительной причиной нарушать празднование Субботы.

Но это простое объяснение ("День Отдыха") не отражает действительности; и чем больше мы думаем об этом, тем необоснованнее кажется нам это объяснение. Оно не поможет нам найти ответы на заданные вопросы.

Приятно, когда есть день отдыха, но почему Суббота так значима в иудаизме?

Если мы посмотрим на сами Десять Заповеди, мы еще больше озадачимся.

Первая Заповедь призывает нас верить в Б-га. Вторая подтверждает единство Б-га и предостерегает нас от идолопоклонства. Третья говорит о том, что нельзя необдуманно произносить имя Б-га.

Следующая заповедь говорит, что нужно соблюдать Шаббат.

Создается впечатление, что эта заповедь выпадает из ряда выше названных предписаний.

Первые три заповеди говорят о том, как следует воспринимать Б-га. Почему же сразу после них речь идет о Субботе? Что же связывает "день отдыха" с основой нашей веры?

Субботу следует посвятить Б-гу. Что же это означает?

Также эта заповедь говорит нам о том, что Шаббат символизирует отдых Б-га на седьмой день творения.

Десять Заповедей упоминаются дважды в Торе: один раз - в Книге "Шмот", другой - в "Дварим".

Если мы обратимся к тексту "Дварим", вопрос покажется нам еще более трудным. Вот как он звучит (Дварим 5:12-15):

СОБЛЮДАЙ ДЕНЬ СУББОТНИЙ,
ЧТОБЫ ОСВЯТИТЬ ЕГО,
КАК ПОВЕЛЕЛ ТЕБЕ Б-Г...
И ПОМНИ,
ЧТО РАБОМ БЫЛ ТЫ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ,
И ВЫВЕЛ ТЕБЯ Б-Г,
ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ,
ОТТУДА РУКОЮ МОЩНОЮ И МЫШЦЕЮ ПРОСТЕРТОЮ;
ПОЭТОМУ ПОВЕЛЕЛ ТЕБЕ Б-Г,
ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ,
ОТМЕЧАТЬ ДЕНЬ СУББОТНИЙ.

В этом варианте дано совершенно иное объяснение Шаббата.
Здесь скорее звучит напоминание об Исходе, а не о Творении.
Какая же связь между Шаббатом и Исходом?

Если мы говорим, что Шаббат просто "день отдыха", время расслабления после трудовой недели, как нам ответить на поставленные вопросы?

Дело в том, что это - невозможно, и если мы действительно хотим понять, что означает Шаббат, мы должны заново рассмотреть основные принципы иудаизма.
ЗНАЧЕНИЕ И СВЯТОСТЬ СУББОТЫ.
Продолжение


Иудаизм начинается и заканчивается Б-гом.
По существу это - стиль жизни, который приводит человека к Б-гу.
Отрицая Всевышнего, человек отрекается от основы иудаизма и становится абсолютно отрезанным от него.

Все это может казаться весьма существенным и очевидным, но одно дело - сказать, что Вы верите, а другое - понять, во что же Вы верите.

Предположим, что какой-то человек сказал бы: "Я верю в Б-га". редположим, что сразу после этого он указал бы на изваяние и сказал: "Вот Б-г, в которого я верю". Этот человек был бы идолопоклонником. Безусловно, он не верит в Б-га, тем более, с точки зрения, иудаизма. Он верит в созданного идола, не в Б-га.

Мы знаем, что Б-г не изваяние. Но кто же он?

Это - очень трудный вопрос, но существуют определенные понятия о Б-ге, которые формируют основную часть еврейского представления о традиции и учении.

Нет ничего реальнее Б-га.
Он - единственный.
Он - невещественный, у него нет тела, образа или формы.

Тот, кто говорит, что он верит в Б-га, но отрицает эти истины, обманывает самого себя. Он может говорить, что верит в Б-га, но по-настоящему он создал идол и назвал его Б-гом.

Вот пример, который поможет нам понять сказанное.
Вы стоите в комнате с господином Джонсом. Вы говорите: "Господин Смит отсутствует". Затем Вы показываете на господина Джонса и говорите: "Вот господин Смит".
То, что Вы называете господина Джонса господином Смитом не делает его таковым; так же как господин Джонс не может стать Б-гом.

Если Вы говорите, что верите в Б-га, но не верите, что Он так же реален как Вы или я, или, что он единственный, тогда Вы не верите в Б-га, по крайней мере, в еврейском представлении о Всевышнем. Вы говорите о чем-то другом.

Но как евреи видят Б-га?

Ответ мы находим в самом начале Торы. А именно: "В начале сотворил Всесильный Небо и Землю".

Вот определение Всевышнего.
Б-г - Творец всего, что окружает нас. Все существует только благодаря Нему.

У этого есть очень серьезный подтекст.
Как создатель вселенной, Б-г должен быть выше всего мира и в то же время быть отделен от всего сущего. Следовательно, евреи отвергают философию многобожия.

Как создатель, Всевышний не может зависеть от своих творений. Следовательно, еврейское определение отвергает представление о Б-ге как об абстрактной нравственной силе или социальной условности.

Если человек говорит, что верит в Б-га, но не верит, что Он - Создатель, тогда он не верит в Б-га, с точки зрения, иудаизма.

Но существует и другое понятие в иудаизме.

Некоторые люди думают, что Б-г создал мир и затем забыл о нем. Они могут утверждать, что верят в Б-га и даже допускать, что есть абстрактный Творец, но, в то же время, они настаивают, что Всевышний не влияет на их жизнь. Для них Б-г - философское, абстрактное понятие, не имеющее отношения к их жизни.

В еврейском сознании Б-г - намного больше значит, чем такое представление о Нем.

В Десяти Заповедях Б-г сказал о Себе (Шмот 20:2): "Я - Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ТЕБЯ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ИЗ ДОМА РАБСТВА".
Б-г сказал, что он принимает участие во всех человеческих делах, Его глубоко интересует все, что мы делаем. Сам Всевышний в качестве примера приводит Исход. Весь еврейский народ испытал влияние Б-га. Для него Б-г был не просто абстракцией. Евреи, вышедшие из Египта, видели, что Он сделал, и они на самом деле могли сказать: "Вот наш Б-г". Человека, который считает, что Б-га не интересует все, что происходит в мире, нельзя назвать верующим в еврейском осознании этого слова. Он нарушает первое положение Десяти Заповедей.

В свете всего этого можно понять значение Шаббата.

Вера требует не просто рассуждений. Следует жить и действовать в соответствии с волей Творца. На иврите вера называется "Эмуна", у этого слова один корень со словом "уман" - мастер. Вера в еврейском понимании этого понятия неразрывна от действия. Но как, какое действие может показать нашу веру в Б-га как Творца?

Ответ очевиден. Единственный ритуал, который может это сделать, - соблюдение Субботы. Это - подтверждение нашей веры в Б-га как Творца окружающего нас мира.

Теперь мы понимаем, почему в Талмуде написано, что человек, не соблюдающий Субботу, приравнивается к идолопоклоннику. Нарушение Шаббата воспринимается как молчаливый отказ от веры в Б-га, Творца.
Также мы теперь понимаем, что человек, нарушающий Шаббат, стоит за пределами еврейской общины. Иудаизм - община, все помыслы которой устремлены к Всевышнему. Человек, отрицающий Б-га с точки зрения еврейской религии, отрезает себя от общины.

Для религиозного еврея вера в Б-га - нечто большее, чем кредо или катехизис. В этом заключается смысл жизни, ибо если бы не было Творца, не было бы и смысла в еврейском существовании. Человек был бы тогда совокупностью физиохимических процессов и значил бы не больше, чем муравей или мельчайшая песчинка. Нравственные устои зависели бы от непосредственного выбора людей, либо подчинялись бы приказам силы. Именно вера в Б-га наполняет жизнь смыслом. Это дает нам понятие о добре и зле. Зная, что Б-г сотворил мир по Своему замыслу, мы понимаем, что все, что способствует исполнению задуманного, - "добро", а все, что противоречит достижению этой цели, - "зло".

Сущность иудаизма заключается в достижении поставленной задачи и жизни согласно нравственным принципам. Тот, чья жизнь показывает, что он не верит в Б-га как создателя вселенной, отделяет себя от замысла Всевышнего, а следовательно, и от иудаизма.

Это также объясняет, почему за нарушение Шаббата следовало наказание смертной казнью. В жизни должно быть назначение. Если же его нет, это не называется жизнью. Следовательно, нарушитель Субботы воспринимается, как уже мертвый. В данном случае смертная казнь - лишь подтверждение происходящего факта.

Шаббат - основа еврейской веры.
Раз в неделю у еврея есть день, когда он может укрепить свою веру в Б-га. С тех пор, как евреи соблюдают Субботу, Всевышний является неотъемлемым смыслом их жизни. Их вера как скала, ничто не может поколебать ее. Все волны предубеждений и гонений разбиваются перед нею. Она помогает не только выжить, но и процветать. Один раз в неделю еврей может увидеть себя в глазах Б-га, а перед Б-гом каждый человек - король.

Сейчас это так же верно, как и всегда. Мы скорбим об упадке иудаизма в наше время. Но упадок этот наблюдается только среди тех, кто отвергает Субботу. В общине, где соблюдают этот праздник, иудаизм является жизненной силой, какой он всегда был.
QUOTE (ronal197 @ 02.08.2006 - время: 19:41)
а жаль сказать есть что, кроме того я заметил что кроме вас - Melian, никто не реагирует, тогда зачем вы просили процитировать 13 догматов, сформулированные Рамбамом, если вы их и так знаете

Наверное потому, что мы не одни читаем этот форум. И не надо флудить, это не болталка.
ronal197
я что-то не понял как вы объяснили разночтения в десяти заповедях, там где речь идет о - шабате
шамор - храни
захор - помни
если можно дайте краткий ответ
Шамор относится к Сотворению мира, а захор - к выходу из Египта.

Это экзамен?
ronal197
отнюдь нет
просто я слыгал и другую версию
шамор - букв. храни шабат - запреты в шабат
захор - помни - кидуш и авдала
QUOTE (ronal197 @ 03.08.2006 - время: 15:31)
а из того ,что речь идет об одной заповеди вытекает связка
кто обязан хранить - тот обязан помнить
вывод = женщины тоже обязаны делать кидуш

Как то это за уши притянуто малость, по моему...

Мне кажется более логичным предложеный мной вариант. Если учесть, что разница не только в этих двух словах, вполне логично предположить, что захор относится в выходу из Египта. То есть напоминает евреям, что они тоже были рабами и поэтому обязаны помнить об этом и давать отдых своим рабам, животным и.т.д.
ronal197
да нет не притянуто - просто кратко как в кицуре, поэтому и непонятно
кстати у вас забавно, но тема кабала это нечто gun_rifle.gif
ronal197
кроме того ув мелиан , я же не отрицал ваш вариант он тоже имеет право на существование
у торы 70 лиц и все они правильны, но еще больше заблуждений
вы говорили о теории я о практике, две разные рьласти каждый прав по своему
Это очень сложно когда "и ты прав". Получается, что нет ничего "абсолютного" даже по поводу Шаббата.

А у меня такой вопрос. По какому признаку в наши дни определяется что такое работа, а что нет в Шаббат? Почему сорвать фрукт с дерева это работа, а поставить еду на стол - нет? Или скажем перелистывать страницы это не работа, а рвать бумагу - работа?
ronal197
кто вам сказал, что в шабат запрещено работать? к вашему сведению молитва называется авода - работа.
в шабат запрещено совершать действие , именуемое млаха, то есть действие , по своему содержанию и предназначению, подобное действиям, совершавшимся при постройке мишкана, переносного храма.
то есть запрещены не конкретные дествия а определенные категории, принципы.
критерий я уже назвал !!!!!!!!!!!!
ronal197
почитайте "царица суббота"
эта книга на русском языке, не идеал, но - все же
QUOTE (ronal197 @ 06.08.2006 - время: 17:44)
кто вам сказал, что в шабат запрещено работать? к вашему сведению молитва называется авода - работа.
в шабат запрещено совершать действие , именуемое млаха, то есть действие , по своему содержанию и предназначению, подобное действиям, совершавшимся при постройке мишкана, переносного храма.
то есть запрещены не конкретные дествия а определенные категории, принципы.
критерий я уже назвал !!!!!!!!!!!!

Дорогой хаббадник, не надо так кричать. Мы же не на базаре. Объясните медленно и разборчиво.
То есть получается, что звонок по телефону, или поездка на машине подобно по содержанию и предназначению постройке мишкана?
ronal197
во первых строках письма я не кричал, просто думал, что вам эти прописные истины известны, есть целый набор подобных заблуждений. они пришли к нам через переводы и гойского ( не вкладываю в это слово ничего оскорбительного) понимания иудаизма.
каждое действие - это на самом деле комлекс всего, поэтому для тех укого нет желания или возможности понять классификацию явления есть книги для чайников( на рус "царица суббота", на иврите Форкаш, шабат к алаха, бишуль и т.д
пример:
зажигание света в шабат
1) чтобы зажечь свет необходимо замкнуть эл. цепь
это - млаха -макат патиш- последний удар молотка, то есть последнее действие закнчивающее постройку, из неготового делает готовое
2) лампа - если лампа накаливания - то плавка метала и огонь
если люменесцент , с лампой проблем меньше, но цепь!
вот пожалуйста примерчик
Ок.
А почему подача на стол не является замыканием цепи готовка-подача на стол-еда?
И почему порвать бумагу это завершение цепи?
Я понимаю, что вопросы немного странные. Но может можно на них ответить не отсылая меня поминутно к литературе. Своими словами... Как будто к вам пришел крошка сын и просит объяснений почему в Шаббат нельзя то и можно это.
ronal197
цепь - имелась ввиду именно электрическая
рвать бумагу специально -это преднамеренная порча предмета - в шабат запрещенно
подача еды на стол э то цепь поступков, в моем же примере присутствовал объект - эл. цепь - в незамкнутом состоянии это набор эл. проводов в данный момент неспособный зажечь лампу алладина, разниц между замкнутой и не змкнутой эл. цепями принципиальная а разделяет их всего лишь одно движение , один поступок - передвижение выключателя вот это и есть макат патиш.
напоминаю всего категорий запретов 39
поступок может подпадать под один запрет , под несколько или частично рерсекаться с ними, тогда в определенных условиях он будет разрешен.
отсылаю же я вас к книгам всилу того, что сложно одновременно и дать определение и не подтолкнуть вас к ложны выводам.
человек обычно не приучен мыслить комплексно.
обычно царит греческая логика все прямолинейно.
а это и есть ошибка в понимании еврейских законов
Я почитаю книгу, когда смогу. Спасибо. Меня только немного смущает, что это явно хасидская книга. То есть может статься, что литваки видят это иначе? Или скажем люди в вязаной кипе...и.т.п...
ronal197
если вы имеете ввиду "царицу субботу" = это книга литовского раввина
QUOTE (ronal197 @ 07.08.2006 - время: 17:37)
если вы имеете ввиду "царицу субботу" = это книга литовского раввина

По поводу ее есть консензус?
ronal197
что значит консенсус
сказано
еврей может руководствоваться принципами шамая или гилеля . и то - тора , и то тора
НО:
ТОТ КТО УСТРОЖАЕТСЯ ПО ОБОИМ МНЕНИЯМ - ГЛУПЕЦ
ТОТ КТО ОБЛЕГЧАЕТ ПО ОБОИМ МНЕНИЯМ - ЛИЦЕМЕР,
ПРИНЯВ ОДНУ СТОРОНУ БУДЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕН!

основные понятия там даны верно
а конкретика - это не уровень начальной школы, а хотя бы старших классов, это потом вначале следует определиться с языком на котором мы говорим
Хм... а если я выберу реформистов и буду последовательно следовать им?
ronal197
мы же говорим об иудаизме, причем здесь реформисты, есть одна отличительная черта ИУДАИЗМА, система принятия и передачи законов, система авторитетов, вот вам и критерий
QUOTE (ronal197 @ 07.08.2006 - время: 19:05)
мы же говорим об иудаизме, причем здесь реформисты, есть одна отличительная черта ИУДАИЗМА, система принятия и передачи законов, система авторитетов, вот вам и критерий

То есть обращение к рабаним как к более сведущим?
ronal197
не только и не столько, каждый последующий бэйт дин обладает все меньшим авторитетом и не может отменить постановление раннего бэйт дина, только в случае если найдется еще более ранний авторитет
QUOTE (ronal197 @ 07.08.2006 - время: 21:29)
не только и не столько, каждый последующий бэйт дин обладает все меньшим авторитетом и не может отменить постановление раннего бэйт дина, только в случае если найдется еще более ранний авторитет

Тогда скоро они потеряют авторитет вообще?! Нет, это не дело no_1.gif
ronal197
авторитет не среди евреев
я думаю что вы и так поняли что я имел ввиду
QUOTE (ronal197 @ 08.08.2006 - время: 01:27)
авторитет не среди евреев
я думаю что вы и так поняли что я имел ввиду

Извините, не поняла. Разъясните пожалуста...
ronal197
пример в 10 веке новой эры рабейну Гершом в европе принял запрет на многоженство. до прихода машиаха теперь никто не может его отменить
мы не можем отменять постановления суда ранних поколений, но интерпретация новых явлений внаших руках, и есть право выбора между мнениями предков
QUOTE (ronal197 @ 08.08.2006 - время: 15:00)
мы не можем отменять постановления суда ранних поколений, но интерпретация новых явлений внаших руках, и есть право выбора между мнениями предков

А если люди не сходятся в интерпретации новых явлений? Например можно ли ездить на машине в Шабат? Ведь по этому поводу нет постановлений предков...
ronal197
мелиан вы путаете, со всем уважением , но эл. цепи тоже небыло, я специально привел такой пример, любое явление состоит из составляющих элементов. машина - это во первых двигатель внутреннего СГОРАНИЯ - ОГОНЬ, 2 - транспорт что тоже запрещено



Рекомендуем почитать также топики:

Первая заповедь.

А есть ли вообще евреи?

Забой кошерных животных

Шабат - венец недели

Новости