Ютта Хипп - Немецкая джазовая пианистка.
скрытый текст
"Девушка с характером!"
Дорогие друзья! 4 февраля 1925 года в Лейпциге в Германии родилась джазовая пианистка и талантливая художница Jutta Hipp. Ютта была, пожалуй, единственной широко известной и уважаемой джазовой пианисткой в Германии середины 80-х годов, несмотря на то что она никогда не вернулась в родную страну.
Представляя эту пианистку, Леонард Фезер, известный в американской джазовой критике как «Злобный Дьявол Джаза», сказал: Невероятно, что новая звезда джаза Америки – немецких корней, ещё невероятнее, что она женщина, и совсем без прецедентов то, что она – хорошенькая девушка». И если бы фирма «Blue Note» не переиздала все три её диска, вышедшие более полувека назад, то имя, которое до этого помнили только ее современники, дотошные коллекционеры и знатоки, всерьез изучающие историю европейского джаза, было бы и вовсе утеряно.
Судьба Ютты Хипп так и просится на киноэкран: за двенадцать лет до возведения Берлинской стены, Ютта Хипп перебирается в Мюнхен, регулярно выступает в небольших клубах для солдат-союзников, часто — вместе со своим австрийским коллегой, тоже художником и саксофонистом Хансом Коллером. Там Ютта Хипп знакомится с будущим автором первой «Энциклопедии джаза» и музыкантом Леонардом Фэзером, который подает молодой пианистке идею перебраться на родину джаза и устраивает ей выступление на Ньюпортском фестивале 1956 года. Тогда же мисс Хипп заключает контракт с новой и амбициозной фирмой «Blue Note».
Молодая девушка, белая, да еще из Европы, она первая в истории фирмы выпустила в течение одного года все три свои пластинки. Две — это запись одного выступления в «Hickory House» с собственным трио, в котором в то время играл ударник Оскара Питерсона Эд Тигпен. Третий альбом – это студийная встреча с выдающимся тенор-саксофонистом Зутом Симсом.
Ютта Хипп была «девушкой с характером»: в частности, она отказалась играть музыку своего благодетеля Фэзера. А потом обиделась на то, что ее стали сравнивать с Хорасом Сильвером, и... исчезла из музыки навсегда. Так что в «Blue Note» даже не знали, куда переводить ей гонорары.
А между тем мисс Хипп прожила довольно долгую жизнь, вернувшись к своей первой любви: рисунку и живописи. В 2000 году несколько ее картин были представлены на выставке в Нью-Йорке. Ютта Хипп также была известна своими карикатурами джазовых музыкантов – и им же она ещё и посвящала стихи. На протяжении многих лет несколько ее работ были опубликованы в немецком журнале "Джаз-Подиум".
Ещё Ютта создала серию коллекций уникальных кукол, некоторые из которых переданы в музеи города Нью-Йорка. Все это время Ютта не прикасалась к пианино, а друзья из пост-джазовой эпохи узнали её судьбу, только прочтя некролог. Тем не менее, музыку она всегда любила и всегда держалась поближе к ней. У Ютты Хипп была небольшая видеокамера, с помощью которой она вела записи концертов из небольших джазовых клубов и была уверена, что в них и произошел настоящий джаз и исполняли его великолепные музыканты, чьи таланты не были широко признаны лишь потому, что не были в центре внимания.
Ли Кониц был одним из немногих музыкантов, находившихся в контакте с ней до ее смерти. Ютта Хипп никогда не была замужем и не имела детей. Умерла она 7 апреля 2003 года у себя дома в Квинсе, на окраине Нью-Йорка.