Клавишные* не перестают удивлять, как и авторы произведений для них и исполнители на них : "В 1985 году легендарный композитор Джон Кейдж написал органную композицию Organ2/ASLSP As Slow as Possible («Медленно, насколько возможно»), которую в 2001 году решили сделать самым долгим музыкальным произведением в мире. Так называемый «Органный фонд Джона Кейджа» решил растянуть композицию на 639 лет, потому что именно за столько лет до этого в немецком Хальберштадте была создана первая серия знаменитых органов. Самый длинный концерт в мире начался 5 cентября 2001 года в средневековой церкви St.Burchardi, тоже расположенной в Хальберштадте, где для этого даже установили специальный орган. Первые ноты ASLSP прозвучали 5 января 2003 года, а аккорды впервые сменились 5 июля 2004 года. Если произведение будет доиграно до конца, аплодисменты прозвучат в 2640 году." -
К сему : John Cage - Organ2/ASLSP (As Slow As Possible) - Christoph Bossert - Orgel
скрытый текст
"Очевидно прародителем современных клавишных инструментов следует считать Гидравлос, построенный древнегреческим изобретателем и математиком Ктесибием (по некоторым источникам Ктезибий) в III веке до нашей эры. Ктесибий изучал свойства сжатого воздуха и жидкостей и написал ряд научных трактатов об использовании их на практике, заложив тем самым основы пневматики, гидравлики и теории упругости газов и жидкостей. К числу его изобретений помимо Гидравлоса относят поршневой насос для подъема воды из колодцев (именно на принципе действия такого насоса основан хорошо известный нам сифон), водяные часы - Клепсидры, принцип их устройства как обеспечивающий самый точный отсчет времени применялся до XVII века, вплоть до изобретения маятника, самострел и камнеметатель, использовавшие сжатый воздух для приведения орудия в рабочее состояние после выстрела (современный газоотводный механизм в автоматическом оружии!).
Наблюдая за музыкантами, игравшими в те времена на духовых инструментах с красными от натуги лицами и выпученными глазами, Ктесибий задумал облегчить их тяжкий труд и для подачи воздуха в трубки сконструировал специальный насос, работавший от воды (от сюда и название гидравлос). А по сути этот инструмент как извлекающий звук за счет прохождения воздуха под давлением через трубы разной длины и диаметра и стал прародителем духового органа. Изобретение Ктесибия имело успех у народов Средиземноморья.
Первоначально для регулировки подачи воздуха в те или иные трубы органа использовались рычаги и ручные задвижки, которые в VI веке были заменены на клавиатуру, и орган начал принимать привычные нам сегодня формы. Особое распространение орган получил в средневековой Европе из-за широкого использованию в церквях благодаря Папе Виталиану (Vitalianus PP), который своим указом ввёл орган в литургический обряд в 666 году.
Орган без сомнения относится к духовым, как использующий воздух для звукоизвлечения. А наличие клавиатуры позволяет дефинировать его как клавишный. Более того, сам орган и его клавиатура и привели к рождению всего класса клавишных инструментов. Внушительный вид церковных и оперных духовых органов, огромное количество труб, мощная духовая акустика, наличие, как правило, трех ручных и ножной (педали) клавиатур, а так же мануалов - переключателей регистров, обеспечивающих огромное количество тембров и вариантов звучания, по праву завоевали органу лидирующее положение среди музыкальных инструментов и снискали звание «короля музыки».
Как таковые клавишные выделились в отдельный класс музыкальных инструментов с появлением клавикорда (клавихорда) в эпоху позднего Средневековья (точное место, время и создатель не известны) и клавесина в XV веке в Италии.
Клавикорд - ближайший родственник (а вернее сказать прямой родитель) современных фортепиано и рояля обладал динамической очень чуткой и отзывчивой клавиатурой. При нажатии на клавишу, «тангент» (небольшой медный брусочек) ударял по струне и, оставаясь прижатым к ней после удара, делил её на две части: свободно колеблющуюся (звучащую), и заглушенную - прижатую к войлочной подкладке, протянутой вдоль струн. При отпускании клавиши тангент возвращался в исходное положение, а колебания распространялись на всю струну, но достаточно быстро затухали, что делало клавикорд достаточно тихим инструментом. На клавикорде впервые стали появляться двухорные и треххорные струны (по 2, 3 струны для извлечения одного звука).
В клавесине звук извлекался защипыванием струны плектром из птичьего пера, приводимым в движение нажатием на клавишу.
Первое фортепиано было построено в 1709 году итальянцем Бартоломео Кристофори - придворным клавесинных дел мастером герцога Фердинандо Медичии - и названо им «gravicembalo col piano e forte», (низкий цимбал, играющий тихо и громко). В этом первоначальном названии его создатель отразил и расширение звукового диапазона вниз и способность динамического извлечения звуков. В фортепиано Кристофори клавиши приводили в движение войлочные молоточки, которые били по струнам, а специальный механизм возвращал их назад. Позже были добавлены "двойная репетиция", демпфирование, цельнолитая чугунная рама, перекрестное расположение струн и т.д.
Клавишные музыкальные инструменты делятся по способу извлечения звука на следующие виды:
- щипково-клавишные (клавесин) - звук образуется защипыванием струны плектром приводимым в движение клавишей:
- пневматические клавишные язычковые (фисгармония, баян, аккордеон, мелодическая гармоника (она же мелодика, мелодион, мелодигорн, пианика, клавиетта) - звук образуется за счет колебания язычков (металлических пластин) под воздействием потока воздуха. (Более подробно о язычковых или на форуме ):
- пневматические клавишные духовые (орган). Орган имеет два типа труб: язычковые и лабиальные. В язычковых звук извлекается за счет колебания металлических пластин (язычков) под воздействием проходящего воздуха. В лабиальных - за счет турбулентных завихрений воздушного потока, образуемых специальной конструкцией отверстий в трубах. Таким образом, орган представляет из себя и духовой и язычковый клавишный инструмент:
- ударно-клавишные пластиночные (колокольчики, челеста) - звук образуется за счет удара по металлической пластине или колокольчику:
- ударно-клавишные струнные (рояль, фортепиано) - звук извлекается ударом молоточка (приводимого в движение клавишей) по струне/нам:
У клавишных инструментов бывают два типа клавиатуры. Она может быть статической или динамической. У динамической клавиатуры сила нажатия на клавишу влияет на звук, в то время как статическая определяет только положение клавиши вида «нажата-отпущена». У органа, аккордеона, клавесина и фисгармонии статическая клавиатура, а у клавикорда, челесты и фортепиано – динамическая.
Электронные клавишные инструменты.
Сегодня все, что имеет клавиатуру (в том или ином виде) и подключается к розетке, принято называть синтезатором. Тем не менее это не совсем так, да и сам термин "электронный" не всегда уместен. У всех инструментов, использующих электричество, есть принципиальные различия. Музыкальные инструменты принято классифицировать по принципу звукоизвлечения. Так вот по этому принципу электронные клавишные можно подразделить следующим образом:
- органола - ее правильнее называть электрическим язычковым, а не электронным инструментом, так как электричество в органоле всего лишь заставляет вращаться вентилятор, который гонит поток воздуха на все те же язычки:
- электроорган (наиболее известный Hammond с кабинетом Leslie) - здесь каждый отдельный сигнал снимается электромагнитным датчиком с каждого отдельного, вращающегося, так называемого "фонического колеса", и воспроизводится кабинетом Leslie, также имеющим вращающиеся компоненты, способные создавать различные эффекты (вибрато, фэйзера, ревербератора и т.п.) Но это тоже все еще электрический, а не электронный инструмент!
- электропианино (цифровое пианино) - по сути - компьютер, управляемый клавиатурой в виде фортепианных клавиш, содержащий "банки" сэмплов. Сэмпл (от английского Sample) - образец - это всего лишь записанный в цифровом формате звук, как правило, отдельно взятой ноты на отдельном инструменте. Под номером один в этом "компьютере" всегда стоит банк сэмплов фортепиано, затем рояля, затем гранд пиано и т.д. Далее идут тембры всевозможных органов, фисгармоний, клавесинов, органол, органа Хаммонда и т.д. Еще дальше - тембры струнных, духовых, ударных - в общем целого симфонического оркестра и всех современных электро инструментов. Чем дороже и качественней электропианино, тем лучшего качества эти сэмплы и тем большее количество тембров инструментов, оно может воспроизвести.
За эту основную функцию электропианино часто называют Сэмплером (от англ.sampler).
Музыкант, играющий на электропианино, может записать в память партию того или иного муз инструмента, составленную из отдельных сэмплов из банка тембров одного инструмента, а затем, воспроизводя ее, сам играть с тембром другого инструмента.
Таким образом возникает полифония и по числу голосов инструментов электропианино так же усложняются (в квадрате, а цена растет в кубе). Такая способность основана на последовательном повторении - секвенция в музыке (sequentia (лат) и соответственно электропианино с такой функцией зачастую называют: Секвенсер (от англ. sequencer).
Ну, и существует еще ряд примочек: разделение клавиатуры на зоны, арпеджирование (и тогда такой инструмент начинают называть Арпеджиатором) и т.п.
Но все это не делает самое навороченное электропианино синтезатором!
- Синтезатор
В синтезаторе (и это его принципиальное отличие от всех предыдущих) имеется либо аналоговый (изначально) генератор звуковых волн (и как правило не один), либо возможность программными методами задавать настройки центрального процессора. Музыкант и в том, и в другом случае напрямую воздействует на многие параметры генерируемой звуковой волны. Один из наиболее характерных приемов, существенно влияющих на звук - изменение формы волны, другой - использование фильтров АЧХ, третий - изменение многих динамических составляющих звука (ADSR атака, спад, задержка, затухание) и т.п. Таким образом, музыкант не просто "подставляет" в нужный ему момент нужный сэмпл (как в электропианино), а сам этот сэмпл создает и меняет его как практически заблагорассудится!
Безусловно все "примочки", используемые в электропианино, присутствуют и на синтезаторе.
Сегодня синтезатор может не только не иметь привычной клавиатуры, и быть выполненным в виде отдельного блока (настольного или рэкового), но и вообще существовать только в виде компьютерной программы!
Хотя такой программой можно вполне управлять компьютерными клавиатурой и мышью, все же играть удобнее на "живой" клавиатуре. Именно она, как просто средство передачи сигналов в компьютер, называется MIDI - клавиатура
Электронные клавишные инструменты создают ряд достаточно удобных и полезных возможностей. Они могут быть относительно компактны и не очень тяжелы и, соответственно, не занимать много места в квартире и быть мобильными. В отличии от акустических (в основном сделанных из дерева) инструментов не бояться до определенной степени воздействия окружающей среды в виде перепадов температуры и влажности, которые могут повлечь разбухание или, наоборот, усыхание, и как результат растрескивание, порчу и даже гибель инструмента. Они не требуют регулярной настройки (а для клавишных это достаточно трудоемкая и, соответственно, дорогостоящая операция).
Кроме того они имеют ряд дополнительных функций: подсоединив наушники, Вы можете играть при любом уровне громкости, в любом окружении и в любое время суток, не беспокоя своих близких и соседей. Наличие таких приятных дополнений как метроном, регулировка темпа, возможность транспонирования, подсоединения к компьютеру и как следствие: запись, корректировка и редактирование, вставление дополнительных эффектов и, естественно, последующее прослушивание, тиражирование и т.п. делает электронные инструменты по сути звукозаписывающими станциями.
Как и у своих акустических "родителей" у электроинструментов может быть динамическая или статическая клавиатура. Более того, у их клавиатуры то же есть свои преимущества: регулировка чувствительности к нажатию, касанию. Клавиатура бывает либо жесткой (взвешенной - имитирующей рояль), либо более мягкой (полувзвешенной и невзвешенной).
Не последнюю роль в этом списке играет цена: очень приличное электропианино будет на порядок дешевле реального пианино и уж тем более рояля!
Появление электропианино и синтезатора, наличие у них ряда неоспоримых дополнительных возможностей и полезных функций и, особенно, стремительное развитие электроники в направлении приближения их звучания к классическим акустическим музыкальным инструментам, привело к возникновению расхожего мнения о том, что: де, ни рояль, ни пианино больше не нужны! Следующий шаг - не нужны и другие инструменты: ни духовые, ни струнные, ни ударные - все звуки вполне может воспроизвести качественное электропианино или синтезатор! И апофеоз таких рассуждений: не надо учиться играть на том или ином музыкальном инструменте: можно, просто потыкав пальчиком по компьютерным клавишам и подключив Midi, заставить зазвучать симфонический оркестр!
Хочется отметить, что такого рода рассуждения играют не последнюю роль в деградации определенной части современной музыки, что мы и наблюдаем ежедневно по телевизору и слушаем по радио.
скрытый текст
Электропианино - это инструмент, который в дополнение к более или менее реалистической передаче тембра рояля и пианино (все зависит от требовательности музыканта и слушателя и, конечно, от развитости слуха), дает определенные плюсы и в габаритах, и в новых полезных функциях (тембры других инструментов, многоголосие и т.д.), и в цене.
Синтезатор предоставляет дополнительные возможности либо имитировать
- природные звуки (ветер, шум дождя, волн, пение птиц и т.п.);
- звуки, издаваемые творениями человека (шумы машин, механизмов и пр.);
- либо создавать новые звуки, не встречающиеся ни в живой природе, ни являющиеся продуктом деятельности человека.
Наверно должно существовать и первое (традиционные акустические инструменты), и второе (их электронные собратья), и третье (принципиально новые инструменты с принципиально новым тембром/тембрами). А скорее всего рано или поздно появится еще и четвертое... а там и пятое.... Это и есть прогресс человечества.
Но любое новое не отменяет старое, как кино не отменило театр, телевидение не отменило кино, а домашнее видео - телевидение !" - фото и картинки см. здесь, где и текст :
http://www.dvacapitana.ru/Articles/Keyboards/keyboards.htm автор © Щербаков В.И., 2013 г.