Кинематоргаф в советские годы: история благовещенского кинотеатра Буквально на днях старейший кинотеатр «Россия», не столь давно переименованный в «Благовещенск», отметит 35-летний юбилей
За последние десятилетия кинематограф областного центра переживал взлеты и падения. Бывало, что зрители выстаивали длинные очереди к окошечку и даже спрашивали лишний билетик на улице. Помнит история и худшие времена - с пустыми залами, безденежьем и, как следствие, полным равнодушием народа к большому экрану.
Бывший директор кинотеатра «Россия» Раиса Чепурихина, проработавшая на «российском» посту более 15 лет, все эти передряги очень хорошо прочувствовала на себе и своем коллективе.
Длинный «киношный» путь, насчитывающий четыре десятилетия, Раиса Ивановна начала еще в далеком 1974-м в кинотеатре «40 лет ВЛКСМ», в народе - «сороконожка». Спустя пару лет культурные власти города старания молодого директора заметили и попросили поработать во благо главного экрана Приамурья - кинотеатра «Октябрь». Через 12 лет Чепурихиной снова настоятельно порекомендуют перейти на новую руководящую должность -
в «Россию», где наша героиня проработала директором вплоть до 2003 года.
- Как я не хотела уходить из «Октября»… - признается она. - Столько труда и души было вложено в стены и коллектив… И, конечно же, в нашего зрителя. Чего мы только не придумывали, чтобы люди шли именно к нам. Один только «сеанс-сюрприз» чего стоил. Люди старшего поколения, думаю, об этом еще помнят. Сеансы эти начинались в полночь, заканчивались уже ближе к двум, но главное - зрители не знали, что им будут показывать. Старались демонстрировать самые лучшие фильмы. А буфет…
Буфет «Октября» с необыкновенно вкусными пирожными и наисвежайшей выпечкой - это особая тема. И особая традиция: перед тем как войти в кинозал, нужно было обязательно отстоять очередь в буфет. Иначе это не поход в кино.
…К тому времени кинотеатр «Россия», распахнувший свои двери в 1979 году, уже несколько лет успешно отвоевывал у конкурентов, и в первую очередь - у «Октября», зрителей.
- У «России» были неоспоримые преимущества перед «Октябрем», - продолжает Раиса Ивановна, - главное - это широкоформатный экран. Огромный, изогнутый по дуге. Это было необычайное зрелище. К тому же «Россия» в иерархии городских кинотеатров уже по определению стала главной, и первый прокат доставался ей. Зритель сюда валил валом, даже несмотря на то, что билеты были чуть дороже. Безусловно, важнее был не сам экран, а то, что на нем демонстрировалось, и здесь нужно было очень правильно определяться с выбором. Старались привозить из Москвы самые кассовые фильмы.
Наступили 90-е, и для «России» они отметились тем, что советский кинематограф перестал выпускать фильмы для широкоформатных экранов - дорого. Кинотеатр потерял один из главных своих козырей и, как следствие, часть зрителей. Это был лишь первый звоночек. Начиналась перестройка, и в скором времени безденежье населения начало сказываться. Большой зал, рассчитанный на 700 зрителей, все чаще пустовал, и было принято решение убрать из него несколько рядов в пользу сцены. На сцену можно было запускать артистов - это деньги. Чуть позже в «России» появится ночной клуб с одноименным названием, и это тоже стало вынужденным решением.
- За тепло и воду нужно было платить, - вспоминает бывший директор, - поэтому шли на все, чтобы сохранить здание. Деньги из городского бюджета выделялись, но их не хватало. К сожалению, приходилось сокращать коллектив, из 76 работников осталось всего 28. Тяжелые были времена.
Мало кто знает, но, чтобы хоть как-то привлечь зрителя, нам пришлось самим оборудовать видеозал. Тогда видеофильмы входили в моду, и мы обязаны были этим воспользоваться. Реконструировали помещения, пришлось закрыть дверь в мужской туалет, переоборудовать фойе… Соорудили деревянные скамейки и приступили к показу. Покупать кассеты было очень дорого, поэтому наши сотрудники приносили их из дому, у кого что было. Молодежь это оценила, мы начали хоть что-то зарабатывать.
Трудно сказать, смогла бы «Россия» выжить на полуподпольной видеоиндустрии, обустроенной рядом с мужским туалетом, если бы в прокат не вышел «Титаник». Это был знаковый для кинотеатра 1997 год. Фильм триумфально шествовал по стране, собирая огромные деньги с масс, готовилась встретить шедевр и влачащая существование «Россия». К тому времени закрытый за ненадобностью большой зал в спешном порядке привели в порядок, и «Титаник» раз за разом начал в нем успешно тонуть. Столько зрителей кинотеатр не видел, пожалуй, со дня своего основания.
- Таких сборов мы даже не ожидали, - продолжает Раиса Ивановна, - хватило и с Москвой по договору рассчитаться, и крышу отремонтировать, которая безбожно протекала. Я считаю, что «Титаник» нас тогда просто спас. …Трудное время было, но интересное.
В 2000-х для «России» начнется новейшая история - с продажей, арендой, сменой вывески на фасаде и новыми кинозалами с 3D технологиями… Придут молодые претенденты… В 2003-м Чепурихина оставит свой пост. Но «Россия» и по сей день в ее жизни. Через день Раиса Ивановна спешит в «свой дом», чтобы проводить зрителей в зал. Иногда, если фильм по душе, она смотрит его вместе со всеми, а по большей части ожидает финальные титры на стульчике в фойе. Другая жизнь, другие фильмы, и зритель нынче другой. А было время… (с)