Питер Брейгель Старший. Кого заталкивают в свинарник?
А если предположить, что это так, тогда возникает вопрос, про что эта картинка, вообще она о чем. Может быть, это некая невоздержанность в чем-то, то есть некие грехи приводят человека в скотское состояние и делают его подобным свинье. И вот эти люди, сборище моралистов, этого негодника — мы не понимаем, там пьяница, или, может быть, он прелюбодей, может быть, он еще какие-то прегрешения совершил, — они его толкают в хлев, а из другой стены, из пролома в стене уже торчит свиная морда, и мы видим такую машину, механизм превращения человека в свинью.
Но вообще-то эти благочестивые граждане, которые изгоняют из своей среды вот этого свинтуса, тут так у Брейгеля показаны, что они тоже как-то не очень благочестиво, довольно грубо выглядят. Может быть, здесь какие-то другие смыслы просматриваются. Посмотрите на лицо самого этого условного пьяницы — сейчас уже мы так не будем его называть, может быть, это и не пьяница совсем, — главного героя, скажем так, того, кого толкают в свинарник. У него немножко робкое и задумчивое лицо, в отличие от орущих крестьян, которые толкают его под зад и под спину.
скрытый текст
Была найдена более ранняя гравюра, сделанная еще при жизни Брейгеля, в 1568 году (напомню, что Брейгель умер в 1569), и вот на этой более ранней гравюре тоже есть надпись. На картине ее нет, и там надпись вот какого рода. Там стихи: две строки — это одно двустишие, и еще две строки — другое двустишие, два двустишия. Первое двустишие — «Если весь мир презирает бедных, // Ты будешь жить в хлеву, как свинья», а второе — «Судьба, которую я переживаю сегодня, // Завтра может быть твоей». Тут вроде бы совершенно по-другому разворачивает этот сюжет. И речь уже идет не о пьянице, которого в наказание толкают в свинарник, как бы показывая, что ты свинья, а речь идет о том, что некий человек, будучи несчастным, оказывается в бедственном положении, и тогда он живет среди свиней, находясь в самом низу социальной лестницы. Его общество отторгает, изгоняет, но любой через какое-то время может сам оказаться в таком положении.
Здесь очень интересно, что сама круглая форма тондо начинает тоже работать на смысл, если предположить, что эта картина о круговращении, которое происходит с людьми. И, возможно, за этим изображением угадывается сюжет с блудным сыном, потому что именно блудный сын, который предавался распутству и невоздержанности — то есть и пьянство, и женщины легкого поведения, блудницы, — потом, как вы помните, истощил все отцовское имение. Да, его сами обстоятельства руками окружающих людей загнали в такое бедственное положение, что он оказался среди свиней и ел с ними вместе из корыта еду, которую едят свиньи. И если здесь, возможно, прочитывается такой сюжет, то эта картина могла намекать на сюжет, связанный с блудным сыном. Тут вроде бы некоторое противоречие намечается: то ли о том, что каждый может быть на месте бедняка, то ли это все-таки про блудного сына.
Но если разобраться, эти две версии не так уж противоречат друг другу, потому что притча о блудном сыне — это же именно притча евангельская, и она, конечно, должна пониматься метафорически и широко и касаться не только отдельно взятого человека, персонажа этой притчи, блудного сына, главного героя, но и любого человека вообще. Евангелие говорит нам о том, что каждый из нас — в каком-то смысле блудный сын и все мы по отношению к Богу Отцу оказываемся неблагодарными детьми, а Он нас тем не менее все равно любит и прощает несмотря на это. И то, что каждый может оказаться на его месте, о чем говорит стих на гравюре, и то, что это сюжет, связанный с блудным сыном, — эти две версии только на первый взгляд ведут в разные стороны мысль интерпретатора, а на самом деле очень даже хорошо уживаются друг с другом.
Я думаю, что где-то здесь, ближе к этому находится истина, и скажу, что у Брейгеля был целый цикл из таких деревянных круглых тарелочек, на которых красками были написаны в данном случае «Фламандские пословицы», 12 фламандских пословиц. Это были отдельные, такого же диаметра, 20 см., круглые диски, тарелочки, явно декоративные, то есть с них никто не ел, они для украшения интерьера, видимо, предназначались. И через какое-то время, уже после Брейгеля, их собрали все 12 на одну деревянную панель, и получился такой прямоугольник, который сейчас хранится в музее Майера ван ден Берга в городе Антверпене. Эти «Фламандские пословицы», круглые, датируются 1558 годом. То есть у Брейгеля был целый цикл работ такой формы.
Но вот об этой картине — я подчеркиваю, что это очень приблизительное и, скорее всего, неверное название, «Пьяницу заталкивают в свинарник», — об этой работе я хотел поговорить отдельно. ©