Взрослая социальная сеть |
QUOTE (vegra @ 17.03.2009 - время: 23:16) |
А что позволяет сделать вывод, что это экстраполяцияименно социалистического общества?. |
QUOTE |
Кстати современники Оруэла считали что он критикует именно Англию |
QUOTE (Bruno1969 @ 17.03.2009 - время: 23:54) |
А вы можете привести представить себе рыночную экономику, развившуюся в то, что было на Тормансе? Ну, не в трудах Маркса, а в реальности. Вот Северная Корея очень подходит по массе признаков. Маоистский Китай (не случайно у Ефремова китайские мотивы в романе!) - легко. Сталинский СССР - тоже. А какое государство с рыночной экономикой хоть отдаленно подходит под данное описание? |
QUOTE |
...В которой очень сильны были социалистические настроения, конец которым положили в 1970-е годы тори во главе с Тэтчер! |
QUOTE (Bruno1969 @ 17.03.2009 - время: 23:54) |
А вы можете привести представить себе рыночную экономику, развившуюся в то, что было на Тормансе? Ну, не в трудах Маркса, а в реальности. Вот Северная Корея очень подходит по массе признаков. Маоистский Китай (не случайно у Ефремова китайские мотивы в романе!) - легко. Сталинский СССР - тоже. А какое государство с рыночной экономикой хоть отдаленно подходит под данное описание? |
QUOTE |
...В которой очень сильны были социалистические настроения, конец которым положили в 1970-е годы тори во главе с Тэтчер! |
QUOTE (Bruno1969 @ 17.03.2009 - время: 23:54) |
А вы можете привести представить себе рыночную экономику, развившуюся в то, что было на Тормансе? А какое государство с рыночной экономикой хоть отдаленно подходит под данное описание? |
QUOTE |
Торманс был колонизирован землянами в начале Эры Мирового Воссоединения, когда часть землян, не смирившаяся с глобальными социальными преобразованиями и переходом к коммунизму на Земле, покинула планету... Колонизация Торманса повторяла заселение Америки европейцами. Изначально это была планета, богатая природными ресурсами, но к моменту прилёта «Тёмного пламени» типичным ландшафтом стали или скудные возделанные поля, или сухие степи. Люди живут в гигантских городах... Демографический взрыв, а также ряд социально-экономических проблем (необходимость в большом количестве низкоквалифицированной рабочей силы при общей перенаселённости и недостатке ресурсов) привели к экстраординарным мерам по контролю над народонаселением: жители планеты разделены на два класса — «кжи» (краткожитель) и «джи» (долгожитель), разделение происходит в детстве на основании результатов тестирования. Первые не получают образования, работают только физически и обязаны умереть в Храме Нежной Смерти по наступлении 25-ти земных лет. Они — источник быстро восполняемой рабочей силы, не создающий для общества нагрузки медицинского обслуживания или пенсионного обеспечения (большинство умирает здоровыми). Вторые — учёные, техники, люди искусства, представляющие ценность своими знаниями и талантами. В обществе существует и искусственно поддерживается антагонизм между классами, «джи» и «кжи» презирают и ненавидят друг друга, они разделены и даже говорят по-разному. ...Широко используются методики управления психикой людей, направленные на выявление оппозиционных режиму настроений, тренировки абсолютно послушных работников личной охраны членов Совета Четырёх. В результате значительного сокращения населения как следствия института ранней смерти значительные области планеты оказались заброшены. В заброшенных городах обитают люди, оставившие общество и организованные в анархические банды ("оскорбители двух благ" ). Центральное правительство и региональные органы власти ведут против них борьбу - безуспешную вследствие недостатка ресурсов. |
QUOTE (Bruno1969 @ 18.03.2009 - время: 02:42) |
Vegra, только про экономику не надо! Это один из моих коньков, разнесу вас в пух и прах с этими советофильскими сказками (откуда они у вас-то?!) про напряженку с производством в США. Китай пока только приблизился к США по объему промпроизводства, имея население в 4 раза больше!!! По многим позициям США все еще первые в мире. Причем по наиболее важным. И по экспорту в первой тройке! А Россию сравнивать неуместно, по степени экономической свободы в рейтингах страна ближе к Туркмении, чем к США. Это отчетливо АВТОРИТАРНАЯ страна со всеми вытекающими. |
QUOTE |
Шведский, например. |
QUOTE (vegra @ 18.03.2009 - время: 09:34) |
1 О каких сказках речь? В чём вы их увидели? 2 мне ведь всё равно в чём ваш конёк. Для меня интересны, аргументированы или нет сам человек и его посты 3 Помнится СССР по многим экономическим показателям лидировал. Как сейчас США. не только у нас но и в США товары в основном китайского производства. А вот что экспортирует США? 4 В России столько пофигизма и некомпетентности... Вот какая авторитарность мешает выпускать нормальные легковушки? Сколько в АЗЛК вбухали, а толку? И, главное, Ефремов не экономист а фантаст. Про экономику я упомянул лишь потому что у Торманса крайне скудны ресурсы. |
QUOTE | ||
Социализм это прежде всего экономические отношения, вопрос о собственности. А не о том как именно распределяются мат блага |
QUOTE (Bruno1969 @ 18.03.2009 - время: 12:26) |
Я же ясно написал: сказки про напряженку с производством в США. И конкретный факт привел о том, что пока что США крупнейший в мире производитель, имея население в 4 раза меньше, чем Китай. Одних только автомобилей в США производится порядка 10 млн. штук ежегодно. И если Китай на мировой рынок поставляет в основном дешевый ширпотреб, то американцы - авиаракетную продукцию (половина мира летает в основном на штатовской авиации), процессоры для компьютеров (80% мирового рынка принадлежит американским компаниям Intel и AMD), I-Pod и I-Phone и много другой высокотехнологичной продукции. |
QUOTE |
СССР не конкурировал с остальным миром, а часть производства попросту гнал на склад. |
QUOTE |
ВАЗ давно надо было приватизировать и продать КОНТРОЛЬНЫЙ пакет иностранцам, они бы и вывели предприятие на нормальный уровень. |
QUOTE |
После Октябрьской революции 1917.... |
QUOTE | ||
В вооружениях ещё как конкурировал. До сих пор военная промышленность держится на уровне за счёт задела созданого при СССР |
QUOTE | ||
Как американцы продали японцам :) Кстати "средний американец" больше всех ресурсов потребляет и производит больше всех мусора |
QUOTE | ||
Советский социализм и западные социал демократии даже странно сравнивать |
QUOTE (Bruno1969 @ 18.03.2009 - время: 22:14) |
Vegra, мы слишком далеко ушли от Ефремова. |
QUOTE (vegra @ 18.03.2009 - время: 22:36) |
Кстати вы так и не ответили насчёт авто и траты ресурсов. А насчёт вооружений это одно из того немногого, что мы сейчас продаём высокотехнологичного |
QUOTE (Bruno1969 @ 18.03.2009 - время: 23:28) | ||
См. сюда. |
QUOTE (vegra @ 19.03.2009 - время: 00:10) | ||||
Посмотрел и повторяю американцы больше потребляют чем производят реального продукта их доля уменьшается, особенно на фоне роста Китая и вообще ЮВ Азии. И ресурсов расходуют больше. |
QUOTE |
...в "Часе Быка" люди еще не разобрались. Доброжелатели нашего строя увидели в нем попытку разобраться в препонах и проблемах на пути к коммунизму, скрытые ненавистники - лишь пасквиль. |
QUOTE |
...планета Торманс в общественном отношении выглядела государством, выросшим как бы на слиянии того, что представляют собой современные США и современный Китай. Конечно, надо отдавать себе отчет в том. что я, как писатель, как фантаст, постарался представить весьма отдаленное будущее. Общественный уклад жизни на планете Торманс ни в коей мере нельзя сравнивать с тем, что мы имеем сегодня на Земле. Я писал не памфлет. |
QUOTE |
Некоторые экономические проблемы, кажущиеся очень важными сегодня, на деле всего лишь вопрос экономических излишеств, конечно, для высокоразвитых стран. Ежегодные эпидемии смены одежды, погоня за модными вещами как естественное следствие боязни показаться консервативным во вкусах, тысячи сортов вин, яств, напитков - весь этот современный антураж вовсе не обязательно захватывать с собой в поезд, следующий по маршруту "настоящее - будущее". Пока еще подобные блага скрашивают бытие, но в дальнейшем, когда жизнь наша станет значительно интереснее, мне кажется, что "пищевкусовые" и "модные" проблемы постепенно отомрут. - А НЕ ПРИВЕДЕТ ЛИ ЭТО СО ВРЕМЕНЕМ К НЕКОТОРОМУ АСКЕТИЗМУ ОБЩЕСТВА? - Некоторый аскетизм не такое уж страшное зло, как многим кажется. Человек должен сам ограничивать себя. Попробуйте, хотя бы мысленно, подарить обывателю пятисотсильный "фиат" из чистого серебра. Неплохо бы получить золотой или платиновый, изречет обыватель. Потом пожалуется на неравенство: у соседа мебель черного дерева, а у него только, мол, красного... И так далее до бесконечности, ибо такого рода запросам предела нет. Тут даже у доброго джинна из сказки опустились бы руки. Следовательно, дело не в том, чтобы насытить мир предметами роскоши, но в том, чтобы переводить потребности человека на все более и более высокую духовную ступень. Чтобы он мог легко обойтись без модной побрякушки, без тряпья, без изысканных коктейлей, без менее изысканных горячительных напитков, но чтобы он задыхался от жажды воплотить в образы слова, звуки, краски. От жажды творчества... ...на мой взгляд, почти катастрофический: неожиданно для нас сложность мира превысила наши возможности накопления и хранения информации и ее обработки. Эта сложность мира до такой степени сейчас очевидна, что закрывать глаза на нее становится не так-то легко. Подсчитано: самый добросовестный, самый усидчивый человек не сможет прочесть за всю свою сознательную жизнь свыше 10-12 тысяч книг. Нечего и говорить, что ежегодные 200 тысяч печатных работ по химии, 90 тысяч по физике, около 120 тысяч по биологии совершенно неодолимая для простого смертного система получения и хранения информации. Получается, что люди строят некую вавилонскую башню, и чем выше поднимаются ее этажи, тем она расходится все шире и шире. Конструкция современной науки представляет собой перевернутый конус, балансирующий на вершине. А это, как известно, чрезвычайно неустойчивое сооружение. И оно очень скоро рухнет, если человечество не научится не только углубляться в детали вещей, но и обобщать информацию какими-то новыми методами. - ВЫ СКАЗАЛИ: ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ ИНФОРМАЦИИ УЖЕ ПОДПИРАЕТ СЕДЬМОЕ НЕБО. ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ЭТОГО НЕПРЕРЫВНОГО РОСТА? - Я не открою ничего нового, если повторю: мир издревле противоречив. Но в XX веке эти противоречия разрастаются подобно цепной реакции. Растут ритм, динамика жизни, темпы информации, науки - прерывистый пульс планеты учащается. В этом стремительном поле всеобщей спешки многие проблемы очень часто оборачиваются для нас совсем не тем, чем они представлялись поначалу. Возьмем такую проблему, как, скажем, борьба с инфарктами, которые американцы назвали "убийцей № 1". Лечение их, конечно, дело первостепенной важности. Однако врачи недаром говорят, что гораздо проще устранить причину заболевания, чем тратить силы и средства на лечение. С этой гуманной точки зрения давайте посмотрим на "убийцу № 1" как на производную городского существования, как на зло сидячего образа жизни с большими нервными и физическими нагрузками. Эти стремительные перепады ритмов, эти заботы и треволнения, эти бесконечные изнуряющие рывки, чутко воспринимаемые нетренированным сердцем, - вот главная причина огромного количества заболеваний. |
QUOTE (Bruno1969 @ 19.03.2009 - время: 00:32) |
Ну, вы просто начинаете упрямствовать, мягко говоря. Никаких аргументов, кроме повторения скучных и давно известных мифологических мантр от антиамериканистов, вы не приводите. Так что спорить не о чем. |
QUOTE (Welldy @ 19.03.2009 - время: 06:30) |
... отвечающее своей паранойе..... |
QUOTE (vegra @ 19.03.2009 - время: 15:14) | ||
Вы тоже. Кстати забыл упомянуть о такой доходной отрасли как печатанье долларов, и о том что может из-за мантр а может из-за чего другого но в Америке кризис |
QUOTE (Bruno1969 @ 19.03.2009 - время: 16:58) |
Что тоже? Я-то как раз по полочкам разложил все, в чем вы заблуждаетесь и ответил конкретными фактами с цифрами, почему те голословные заявления, которые вы выдаете за аксиомы, не требующие с вашей стороны никакого подтверждения, являются глубоко ошибочными. Про кризис совсем смишно. Америка и весь мир пережили уже черт знает сколько кризисов, включая Великую Депрессию. А господин Vegra вдруг впечатлился тому, что в Америке, оказывается, кризисы бывают. |
QUOTE |
Сущность "Лезвия..." - в попытке написания научно-фантастической (точнее научно-художественной) повести на тему современных научных взглядов на биологию, психофизиологию и психологию человека и проистекающие отсюда обоснования этики и эстетики для нового общества и новой морали. Идейная основа — внутри самого человека, каков он есть в настоящее время, а не в каком-то отдаленном будущем, есть нераскрытые могучие силы, пробуждение которых путем соответствующего воспитания и тренировки приведет к высокой духовной силе, о какой мы мечтаем лишь для людей отдаленного коммунистического завтра. Призыв искать прекрасное будущее не только в космическом завтра, но здесь, сейчас для всех — цель написания повести... "Лезвие бритвы" и по сие время считается высоколобыми критиками моей творческой неудачей. А я ценю этот роман выше всех своих (или люблю его больше). Публика уже его оценила - 30 - 40 руб. на черном рынке, как Библия. Все дело в том, что в приключенческую рамку пришлось оправить апокриф - вещи, о которых не принято было у нас говорить, а при Сталине просто - 10 лет в Сибирь: о йоге, о духовном могуществе человека, о самовоспитании - все это так же впервые явилось в нашей литературе, в результате чего появились легенды, что я якобы посвященный йог, проведший сколько-то лет в Тибете и Индии, мудрец, вскрывающий тайны. |
QUOTE |
Очевидно, что литература должна получить оценку не только с точки зрения установленных канонов, но и по каким-то иным критериям... Точно так же в "Часе Быка" люди еще не разобрались. Доброжелатели нашего строя увидели в нем попытку разобраться в препонах и проблемах на пути к коммунизму, скрытые ненавистники - лишь пасквиль. А я уверен, что после "Часа Быка" появятся многочисленные произведения, спокойно, доброжелательно и мудро разбирающие бесчисленные препоны и задачи психологической переработки современных людей в истинных коммунистов, для которых ответственность за ближнего и дальнего и забота о нем - задача жизни и все остальное, АБСОЛЮТНО ВСЕ - второстепенно, низшего порядка. Это и есть тот опорный столб духовного воспитания, без которого не будет коммунизма! Но чтобы "Час Быка" стал столь же обычным, как "Туманность", надо, чтобы прошло еще лет 15 поступательного движения нашей литературы. |
QUOTE |
А по секрету - самое важное в Андромеде, что я ставлю себе в наибольшую заслугу, - это фантазия о Великом Кольце. Этого никто не придумывал, да еще вполне материалистически. В "Туманности Андромеды" люди далекого будущего не только помнят античную культуру, но и воскрешают ее лучшие традиции. Почему, спрашивают меня, в романе акцентируется перекличка с эллинской культурой? В этом видят субъективизм автора, не улавливая более глубоких причин. Дело в том, что для высокоинтеллектуальных людей коммунистического общества, борющихся за развитие эмоциональной стороны человеческой психики, должна быть близкой именно античная, наиболее эмоциональная культура прошлого. Люди будущего найдут для себя много радости в эллинском искусстве, в прекрасных греческих мифах, в народных и гимнастических празднествах Спарты. Таково мое убеждение. Из классических утопистов мне наиболее приятен Фурье (он наиболее трезв в суждениях). На "Андромеду" они могли повлиять лишь отдаленно, потому что теперь это - почти религиозные мечты о праведном человечестве, и мы понимаем, насколько сложнее общественное развитие нашей планеты. Ближе всего к Андромеде Уэллсовские "Люди как боги" (Men like gods) - вещь в свое время так же недооцененная нашими философами, как позднее кибернетика. |
QUOTE |
Вот и приступил я к последней главе "Таис", которая называется "Афродита Амбологера", т. е. Афродита "Отвращающая Старость". Всего получается около 14 листов - как раз размер "Ойкумены" (без Баурджеда). Что можно сказать об этой повести? Опять не лезет в ворота того или иного стиля и жанра. Я взял героиней гетеру. Почему? Во-первых, потому, что гетеры высшего класса Аспазия, Лаис, Фрина и т. п. были образованнейшими женщинами своего времени, подругами (гетера и значит - "подруга", "компаньонка") выдающихся людей и преимущественно художников, поэтов и полководцев (они же - государственные деятели). Мне нужно было взглянуть на деяния Александра глазами образованного, но не заинтересованного в политике, завоеваниях, торговле человека, свободного от принадлежности к той или иной школе философов, - философа, свободного от воспевания подвигов поэта, историка, не углубленного в свое творчество, как художник, и потому имеющего открытые глаза. Лучше гетеры не найти. Но этот поворот повлек за собой исследование некоторых малоизвестных религиозных течений, остатков матриархата, тайных женских культов, представление о художнике и поэте в эллинской культуре, столкновение Эллады с огромным миром Азии - словом, та сторона духовного развития, которая удивительнейшим образом опускается историками, затмеваясь описанием битв, завоеваний, материальных приобретении и количества убитых, которую приходится собирать по крохам, дополняя, конечно, фантазией. И все же, по сюжету и динамике - это повесть приключенческого характера в той же мере, в какой приключенческая "Лезвие бритвы". Однако и в сюжетной линии она опирается на малоизвестные широким кругам читателей исторические факты. Поэтому и столь много раз использованные в литературе походы Александра Великого здесь предстают в несколько ином свете, освещены на основании других, не столь изжеванных эпизодов. И конечно, как всегда и неизбежно, диалектическая основа анализа исторического развития позволяет также придать несколько другой аспект государственности Александра, связи Азии и Европы и истинном месте империи в тогдашнем мире. Это я перечислил структурно-идеологические связи, а что касается художественной "расцветки" - Вы о ней имеете представление. Цель повести - показать, как впервые в европейском мире родилось представление о комонойе - равенстве всех людей в разуме, в духовной жизни, несмотря на различие народов, племен, обычаев и религий. Это произошло потому, что походы Александра распахнули ворота в Азию, до той поры доступные лишь торговцам и пленным рабам, ворота обмена культур. В этом-то собственно главный стержень этого этапа развития истории человечества (с нашей, европейской + индийской точки зрения). |
QUOTE (Welldy @ 20.03.2009 - время: 03:18) |
Ефремов просто не знал, что критикует СССР |
QUOTE (Bruno1969 @ 20.03.2009 - время: 20:58) |
И повторю еще раз: я не утверждаю, что Ефремов СОЗНАТЕЛЬНО критиковал коммунистическую систему. Но вышло именно это. Почему у "Часа Быка" и возникли проблемы с соответствующими органами. |
QUOTE (vegra @ 20.03.2009 - время: 23:13) | ||
Перечитайте анекдот |
QUOTE (Bruno1969 @ 20.03.2009 - время: 23:39) |
Вы его порекомендуйте перечитать тем цензорам и комитетчикам, которым непонятно почему не понравилась ефремовская критика капитализма. Не понятно только вам... |
QUOTE |
Иван Антонович Ефремов родился в деревне Вырица Царскосельского уезда Петербургской губернии 9 (22) апреля 1907 года... Его отец, Антип Харитонович Ефремов, отставной солдат, получив скромную пенсию, поселился в небольшой тогда деревне Вырице, где занялся мелкой торговлей лесоматериалами. Его дела очень быстро пошли в гору после 1904 года, когда до Вырицы дошла железная дорога. В жены Антип Харитонович взял местную красавицу Варвару Ананьеву, которая была намного моложе его… Несмотря на крестьянское происхождение, Антип Харитонович понимал ценность образования, по его инициативе и при непосредственном участии были построены первые в истории Вырицы школы – начальная и Торговая. Сложным и противоречивым было детство Ивана Ефремова. С одной стороны – деспотический, властный характер отца, неопределённое положение матери в гражданском браке, с другой стороны – возможность удовлетворить более чем детское любопытство, тягу к знаниям. У отца были книги. За пыльными дверцами тяжелых шкафов таился неведомый мир… Из–за слабого здоровья младшего сына Василия в 1916 году Варвара Александровна уезжает с детьми в Бердянск. Несмотря на «провинциальность», город Бердянск обладал превосходной гимназией. Здесь впервые Иван увидел море… Отъезд из Вырицы фактически стал давно назревавшим разводом родителей. Настоящие трудности начались во время Гражданской войны. Спасением для едва подросшего Ивана стала автоброневая рота Красной армии, с которой он прошел с весь оставшийся боевой путь Гражданской войны. В 1921 году рота была расформирована, и повзрослевший Иван уехал в Петроград. В доме № 23 по улице Троицкой (Рубинштейна), некогда принадлежавшем Антипу Харитоновичу, в квартире номер 4, где он тихо жил после революции, вновь собралась семья. Иван работал, сначала грузчиком, а потом автомехаником, и еще учился. Учился… За два года он успел окончить два курса Ленинградского морского техникума (а не упомянутые в книге Чудинова «Петроградские мореходные классы») и сдать экзамены на штурмана каботажного плавания, параллельно – экстерном – закончить среднюю школу, и не какую–нибудь, а 23–ю Единую трудовую, самую лучшую и самую сильную на тот момент в Петрограде! «…В Ленинграде прямо с вокзала мы всегда ехали на одну и ту же улицу, к одному и тому же дому. Иван Антонович выходил из машины и подолгу стоял молча, склонив голову... Я как–то стеснялась спросить его, что это за дом, а потом все–таки спросила. В доме на Серпуховской жил Василий Александрович Давыдов, школьный учитель, которому Иван Антонович был многим обязан...» Когда–то давно, после прочтения книги «Затерянный мир» Конан–Дойля, пробудился интерес к палеонтологии… На последние деньги Иван купил и проработал «Курс палеонтологии» А. А. Борисяка. После обращения к Председателю палеонтологического общества А.Яковлева получил возможность читать книги из Геологической библиотеки. Но судьбоносной стала статья профессора Петра Сушкина об уникальной коллекции ящеров с Северной Двины. Наука о мёртвых окаменелостях открыла необъятную перспективу времени в 170 миллионов лет, процесс развития форм жизни. Эволюция носит целенаправленный (телеологический) характер усложнения живых форм в природе. Но важно учитывать экспериментальный характер биологической эволюции, в котором важно не выяснение, того кто ставит эксперимент, а самая спонтанность процесса. В биологической эволюции есть момент её непредсказуемости и только самоё развитие, бытие вида в определённой среде, может указать на грядущую тупиковость его существования. «Нужно найти ответ, почему совокупность черт строения организма складывается так, а не иначе, найти и проследить всесторонне взаимодействие энергетической системы организма со средой. Это можно вскрыть только с помощью тончайших методов физики и химии, которые дают возможность подобрать ключи к любой адаптации – приспособлению вымершего организма, по аналогии с современностью», – писал позже Ефремов. Долгожданная встреча с профессором произошла 18 марта 1923 года. В течение длительной беседы Петр Петрович убедился в подлинности интереса Ефремова к палеонтологии. Иван стал часто приходить в Геологический музей, на Менделеевскую линию, а после переезда музея – в здание на набережной Макарова. Но мечта о море не отпускала. Весной 1924 года он поехал во Владивосток. Вакансии штурмана не было. Ефремов нанялся матросом на парусно–моторное судно «III Интернационал». Во время кратких стоянок в Японии, Ефремов познакомился с удивительной гармонией человека и природы, свойственной японской архитектуре и образу жизни. В плаваниях по Охотскому и Японскому морю прошло лето и осень… В том же 1924–м, после возвращения в Ленинград, происходит еще одна знаменательная встреча – с Дмитрием Лухмановым, прославленным капитаном дальнего плавания. После завершения деятельности организации «Доброфлот» Лухманов получил назначение в Ленинград на должность начальника Ленинградского Морского техникума. Именно к нему Иван пришел за советом. «Иди, Иван, в науку! – сказал тогда старый капитан юноше. – А море… море от тебя никуда не уйдёт. Оно, как соль, въелось в тебя». И Иван поступил на биологические отделение физико–математического факультета Ленинградского университета, параллельно занимаясь палеонтологией под руководством П. П. Сушкина. Учёбу приходилось сочетать с работой – разнорабочим, автомехаником, шофёром. Свободной вакансии в Геологическом музее всё не было, и в 1925 году после первой экспедиции Иван Ефремов направился в Ленкорань, где отработал один сезон командиром лоцманского катера. В том же году оформляет перевод в Горный институт на геологическое отделение. И после получения долгожданной телеграммы о возможности устройства на работу в Геологический музей возвращается в Ленинград. И снова уезжает. В экспедиции. Петр Сушкин не дожил два года до организации Палеозоолгического института на базе Геологического музея в 1930–м году. Наследником его дела, его идей стал молодой научный сотрудник Иван Ефремов. В том же 1930–м происходит его встреча с Алексеем Быстровым. И – получение первой крупной премии, за написанную совместно с ним научную работу. Через много лет память о слишком рано ушедшем друге Иван Ефремов увековечит в романе «Лезвие Бритвы». К моменту переезда Палеонтологического института в Москву в 1935 году Иван Ефремов – автор научных работ, опытный руководитель экспедиций. И студент–заочник. Диплом кандидата наук он получает раньше, чем диплом Горного института о высшем образовании. Интересная работа, блестящие перспективы, мечты… В мае 1941 года он – уже доктор наук. … Как многие, он пишет заявление с просьбой отправить его на фронт. А получает назначение в глубокий тыл. С октября 1941 года Иван Ефремов – начальник Приуральского отряда и консультант Экспедиции особого назначения Академии Наук СССР. Это почти всё, что известно о его жизни и деятельности в 1941 и начале 1942 года. В чем заключалось «срочное задание» Управления тыла Красной Армии, что и где искал известный уже в ту пору геолог? Золото, так нужное для оплаты военных поставок союзников? Полудрагоценные турмалины, из которых делали детали – нет, не украшения, а детали лучших оптических прицелов для артиллерийских орудий? Месторождения хрома, ванадия, никеля, без которых невозможно производство брони? Работу прервала тяжелая болезнь. С конца 1942 года Иван Ефремов в Алма–Ате, вместе с эвакуированным туда Палеонтологическим институтом. В «кабинете» между двойными дверями, на столе – деревянном ящике Иван Ефремов пишет главный научный труд своей жизни – «Тафономию». Возвращение в Москву в 1944–м, вера в Победу позволили составить грандиозные планы… Первый послевоенный год ознаменован мощным прорывом во всей мировой палеонтологии – экспедиция в Монголию богатейший материал. Следующий год уходит на обработку полученных данных и подготовку – сезоны 1948 и 1949 годы «Начальник отдела драконьих костей» проводит в пустыне Гоби, во главе экспедиции Палеонтологического института. И в следующем 1950–м наконец заканчивает и издаёт фундаментальный труд «Тафономия и геологическая летопись». Труд получает заслуженное признание. В 1952–м Иван Ефремов – Лауреат Государственной премии. Работа, переписка с учёными, поездка в Китай для подготовки новой экспедиции… И снова болезнь. Обострённые отношения с давним другом и соперником в науке – директором Палеонтологического института Юрием Орловым… Новое занятие – литература. Еще в 1944 году выходят два сборника рассказов «Встреча над Тускарой» и «Пять румбов». Во время болезни энергичный и деятельный Иван Ефремов не мог позволить себе пребывать в безделье. Воспоминания, впечатления от экспедиций, и представления о мире, о Вселенной, о человеке потребовали выхода, оформления в слова и образы… Центром философских размышлений Ефремова становится понимание человека: «Человек – та же вселенная, глубокая, таинственная, неисчерпаемая. Самое главное – найти в человеке все, что ему нужно теперь же, не откладывая это на сотни лет в будущее!» Человек. Человек – Личность и Человек – часть Общества. Одна из задач социума, возникающего в процессе биологической эволюции человека снять случайность в процессе поступательного развития его в природе, снизить опасность развития тупиковых ветвей самоорганизации общества. Созданная Иваном Ефремовым теория Инферно покоится на представлении об основном мотиве поведения как страхе перед смертью. Противостояние смерти заставляет заботится о потомстве, продолжении жизни, формирование и передачу культурно–исторического опыта. Экспериментальный характер эволюции общества носит двойственный характер и с одной стороны, напрямую зависит от того, кто руководит им, а с другой – от уровня самосознания отдельного индивида. Поэтому, находясь в поле биологического эксперимента процесс эволюции общества резко индивидуализируется и зависит от личного пути самопознания. Опорным пунктом для Ефремова в вопросе социальной эволюции человека была «палеонтология сознания», открытие механизма балансирования между развитием по восходящему пути космической эволюции и по нисходящему пути «инферно». Развитие по восходящему пути требует от человека знаний, развитого сознания и бесстрашия духа в осознании тысячелетнего опыта культурно–исторического и биологического развития. Осмысление жизни погружает человека в цепь необходимости, зависимой от его свободного выбора. Парадокс развития заключается в том, что человек воспринимает прошлое и будущее внутри себя, открывает исток эволюции бытийных возможностей в себе. Для Ефремова как естествоиспытателя в этом вопросе важно показать диалектичность процесса, два альтернативных пути развития эволюции по восходящей и нисходящей линии. Потребительское отношение к жизни, природе, другому человеку как к средству достижения своих целей ведёт к накоплению негативного опыта в обществе и усилению нарастания энтропийных процессов внутри социальных структур религии, права, экономики, культуры. Развитие же творческих потенций, выявление в человеке задатков творца, исследователя, более целесообразно с точки зрения эволюции и включение в активные процесс самопознания, включает возможности разума, совершенствуя сознание. Процесс формирования диалектического сознания непосредственно связан с принципом красоты. Красота у Ефремова не сводится к эстетическому совершенству живых форм, а связана с античным представлением о красоте как онтологическом принципе развития Космоса. Исходя из представления о Космосе как живом организме, возникает многотональное звучание целостного чувственно – воспринимаемой Вселенной, внутри которого происходит синтез гераклитовых противоположностей Лука и Лиры. Лук как предшественник и прародитель музыкального инструмента, и Лира – живое олицетворение музыки, моделируют диалектическую гармонию Космоса как природного, так и социального. Креативная сущность красоты в области антропогенеза становится высшей точкой его развития, константой социального бытия, его интенцией самосовершенствования. Для Ефремова античный миф о двух Афродитах – Земной и Небесной (роман «Таис Афинская») создаёт тождество равноценных и равнозначных начал Великого Единого с рефлексией резонанса стихии Эроса с Логосом. Данный союз лежит в основе существования форм живой природы и культуры, противостоящей энтропии дикости, беспамятству духа и силам Хаоса (4). Чем меньше в обществе людей тяготеющих к прекрасному, тем сильнее в нём состояние диссонанса. Отклонение от изначальной интенции Космоса – красоты снижает творческую активность человека, ведёт к депрессии, неудовлетворённости, психозам, агрессии и бесцельности собственного существования. Идея красоты как онтологического принципа Космоса выводит человечество на на более высокий виток эволюции. В этом вопросе Ефремов является продолжателем традиции В. И. Вернадского, которого он считал "самым великим учёным ХХ века и одним из выдающихся во все времена". Вслед за ним Ефремов полагал, что примат материальных ценностей – тупиковый путь технической цивилизации. Идеалы космической эволюции имеют ввиду приоритет духовных ценностей, свободу личности от экономического гнёта и несправедливого устройства общества. Ефремовский мир – это не "конец истории". Преодолевая социальное неблагополучие, человечество продолжает раздвигать границы познания, борясь с энтропией... «Пусть будет место для духовных конфликтов, неудовлетворённости, желания улучшить мир» (И. Ефремов). |
QUOTE |
1) Ваше любимое занятие — Чтение. 2) Ваша библиотека (число книг, состав, как давно собираете) — 4000. 3) Ваша любимая книга — «Люди как боги», «She», «Романтики» (Паустовского), «Золотая цепь» Грина. 4) Как книги помогают Вам в работе — Без них не было бы работы. 5) Как Вы относитесь к собирательству книг — Никак, я не собираю книги. 6) Ваша любимая героиня и любимый герой — Аллан Кватермен (нз романов Хаггарда). 7) Ваши любимые писатели и поэты — Уэллс, Лондон, Хаггард, Куприн, Паустовский, Грин (среди первых И. А. Ефремов часто упоминал Рони.— П. Ч.). Поэты — Пушкин, Бунин, Гумилев, Волошин. 8) Ваше отношение к иностранным языкам — Очень хотел бы знать побольше. 9) Ведете ли Вы дневник — Нет. 10) Какими видами спорта Вы занимаетесь (занимались) — Академическая гребля, футбол, мотоцикл. 11) Какое влияние оказывает спорт на Вашу жизнь и деятельность — Никакого. 12) Являетесь ли Вы «болельщиком» — Ни в коем случае, презираю. 13) Кого из спортсменов мира Вы считаете «спортсменом № 1» — Не знаю. 14) Любите ли Вы путешествовать — Этим занимался почти всю жизнь. 15) Как Вы относитесь к длительным путешествиям одиночек — Отрицательно, если это для спорта и сенсации, а не для души. 16) Кто Ваш любимый путешественник — Пржевальский, Тур Хейердал. 17) Ваша отличительная черта — Обязательность, мечтательность. 18) Что может Вас рассердить — Ложь, лицемерие, хамство, жестокость, трусость. 19) Ваша антипатия — Клевета. 20) Ваше представление о счастье и несчастье — Любимый человек, любимое дело, здоровье, возможность труда, в путешествии хорошие книги. Несчастье — нездоровье, нелюбимый труд, утрата близких. 21) Недостаток, который Вы скорее всего склонны извинить — Глупость. 22) Недостаток, который внушает Вам наибольшее отвращение — Злоба, жестокость. 23) Какое событие в истории человечества Вы считаете величайшим проявлением человеческого гения, какое изобретение Вы считаете величайшим — Письменность. открытие огня н копья. 24) Ваш любимый художник и любимая картина — Из старых мастеров — Веласкес «Венера с зеркалом», З. Серебрякова «Автопортрет». 25) Ваш любимый скульптор и любимая скульптура — Поликтет «Дорифор», Бернштам «Укротительница змей», Витали «Венера». 20) Ваш любимый зодчий и любимый памятник архитектуры — Воронихин. Цусимская церковь (в Ленинграде, разрушена), Конарак, Кхаджурахо. 27) Ваш любимый композитор, любимый певец и любимое музыкальное произведение — Рахманинов, Чайковский. 2-я Венгерская рапсодия Листа — 1 часть, опера «Хованщина», балет «Легенда о любви». 28) Ваш любимый ученый — ?. 29) Ваш любимый драматург и любимое театральное произведение — ?. 30) Ваш любимый кинофильм — «Мост Ватерлоо». 31) Какую общую черту характера Вы больше всего цените в людях — Доброту. 32) Какую черту характера женщины и мужчины Бы больше всего цените — Доблесть в мужчине и достоинство в женщине. 33) Ваш идеал человека — ?. 34) Каково значение, на Ваш взгляд, личности в истории человечества — Большое. 35) Каким Вы представляете себе человека будущего — Написал в своих романах. 36) Ваш девиз и любимое изречение — Ништо!, Up ship and out! (Кораблю взлет!), Метрон — Аристон (Самое лучшее — мера во всем). 37) Ваше отношение к алкогольным напиткам и курению — Все в меру. 38) Какой продолжительности должна быть активная деятельность человека и как рано она должна начинаться — 14—18 ч в сутки. 39) Лучшее время суток, года, лучшая пора в жизни — В молодости — ночь, сейчас — вторая половина дня, осень. 40) Самый знаменитый день Вашей жизни — ? 41) Ваше любимое растение, животное, любимая птица — Дерево — сосна, лошадь, сова. 42) Ваш любимый цвет, запах — Синий, мимозы. 43) Ваше любимое имя (женское, мужское) — Любимые по звучанию или ассоциации — Александр, Дениза, Анастасия, Таис. 44) Ваше любимое блюдо, любимый напиток — Шашлык, чай, квас. 45) Что бы Вы сделали в первую очередь, если бы в руках оказалась «Лампа Алладина» — Уничтожил бы все вооружение. 46) Вы лирик или физик — Ни то, ни се. 47) Вы оптимист или пессимист — Посредине. 48) Как Вы относитесь к «летающим тарелкам» — Вранье. 49) Как Вы считаете, бывали ли пришельцы на Земле — Нет. 50) Каково Ваше мнение о существовании Атлантиды — Была — это Крит. 51) Назовите год, когда человек ступит на Луну, Марс, Венеру — ?. |
QUOTE |
Желая разобраться в противоречивых мнениях, высказываемых разными учеными и разными источниками по вопросу существования Атлантиды, редакция обратилась к профессору палеонтологии Ивану Антоновичу ЕФРЕМОВУ с просьбой высказать свою точку зрения. Он охотно согласился сделать это. Краткое изложение той беседы мы и приводим. Вопрос. Как вы относитесь к рассказу Платона об Атлантиде? Ответ. Историки относятся к мифу об Атлантиде строже геологов. И это естественно, так как геология дает косвенные доказательства возможности катастрофы, а в руках историков нет ни одного предмета или документа атлантов. Вся история, пересказанная Платоном якобы со свидетельства Солона, если подойти к ней научно строго, является вымыслом. Здесь слишком много несообразностей и анахронизмов. Поэтому мне представляется, что платоновская Атлантида во всех ее подробностях никогда не существовала. Вопрос. Как? Значит, ничего не было? Ответ. Несомненно, что рассказы Платона были вдохновлены какой-то легендой о некоем центре древней культуры, вопрос об уровне и местоположении которой остается полностью открытым. Вопреки скептицизму многих историков, древние предания, легенды и мифы оказались возникшими на подлинных фактах исторической действительности. Так было, например, с Троянской войной или с недавно разгаданным мифом о Фаэтоне, оказавшемся метеоритом. Кстати, именно метеориты дают историкам блестящее доказательство того, насколько крепка народная память и как долго безо всякой письменности могут удерживаться в преданиях падения больших метеоритов. Колоссальный метеорит «Каньона Дьявола», упавший в Аризоне больше шести тысяч лет тому назад, метеоритные кратеры в пустыне Руб-эль-Хали в Аравии, кратеры Хэнбери и Вольф-крик в Австралии, также насчитывающие несколько тысяч лет, — все они до сих пор пользуются у местного населения недоброй славой. Аризонские индейцы передают легенду о сошедшем с неба огненном боге; арабы рассказывают о городе Вабар, уничтоженном небесным огнем; австралийцы называют свои кратеры «камнями летящего солнечного огня». Не может быть сомнения, что народная память здесь точно отражает действительные события. Повидимому, вообще к древним преданиям и народным легендам историкам следует относиться с большим уважением, чем это имело место до сих пор по традиции, отражающей презрение буржуазных «просветителей» к мыслям и сказкам «простонародья». Вот почему я убежден, что наличие легенды об Атлантиде есть уже доказательство существования Атлантиды, — вернее, центра древней культуры, который, возможно, назывался по-иному. Вопрос. Где же находилась Атлантида и каково время ее расцвета и гибели? Ответ. Нужно сразу же сказать, что попытки палеонтологических доказательств существования острова-моста между Европой и Америкой в Атлантическом океане или основаны на недоразумениях, или не имеют под собой серьезной почвы. Палеонтология вступает в свои права только в таких глубинах времени, для каких даже якобы десятитысячелетний возраст Атлантиды — пустяк. Сколько-нибудь серьезные факты сходства и различия четвертичных фаун атлантических побережий замечаются нами в гораздо более ранние эпохи, а для столь недавних времен палеонтология ничем не располагает. Кроме того, все сопоставления древних животных Евразии и Америки с точки зрения Атлантиды «портит» установленное наличие суши в области Берингова пролива, очень долго связывавшей Азию и Америку. Благодаря этой связи возникло смешивание животного населения, из Азии докатившееся и до Европы именно в поздние геологические времена. Новейшие океанологические исследования Атлантического океана у Бермудских островов подтвердили относительную древность впадины Атлантики, образование которой произошло много миллионов лет назад. Поэтому данные науки настоящего времени говорят за гипотезы русских ученых — Норова, Карножицкого, Берга, Богаевского, по которым Атлантида находилась в области Средиземноморья. Разрозненные остатки Атлантиды, возможно, надо видеть в островах Крит, Кипр или же в западных островах Средиземного моря. Вопрос. Значит, можно с уверенностью утверждать, что Атлантида была в Средиземном море и исчезла в результате опускания суши? Ответ. Самые серьезные возражения против этой гипотезы были в свое время сделаны геологами, относившими крупные перемещения земной коры в области Средиземноморья к значительно более ранним временам, не менее ста тысяч лет ,до предполагаемой эпохи Атлантиды. Но в последнее время геология приходит к представлению о значительно более быстром ходе отдельных геологических процессов, чем это принималось ранее. Геодезические точные измерения горных массивов выявили продолжающийся рост горных хребтов, как, например, Кавказа, Тянь-Шаня, Гималаев, измеряющийся не сантиметрами, а метрами в столетие. Есть данные, что в определенные периоды рост горных поднятий был гораздо быстрее. Мне приходилось наблюдать в Центральной Азии горные хребты, поднимавшиеся со скоростью около 14 метров в столетие, или на 700 метров за время, протекшее с эпохи строительства первых пирамид Египта. Последние геодезические измерения в районе Эвереста также свидетельствуют о быстрых поднятиях, давая, возможно, еще большие цифры. Пока геологи-теоретики еще дискуссируют о быстроте поднятий земной коры, строители гигантских гидроэлектростанций, работа которых рассчитана не на одну сотню лет, давно уже считаются с вековыми поднятиями или опусканиями земной коры. При выявлении устойчивого опускания отметки плотин задаются с «запасом» века на три, хотя это удорожает стоимость строительства. Крупные вертикальные перемещения земной коры установлены в области Тихого океана. Здесь и в других местах океанографы столкнулись с явлениями, которые могут быть объяснены только при допущении крупных поднятий и опусканий, с размахом в тысячи метров, происходивших в совсем недавнее, возможно даже в историческое, время. Таковы, например, плосковерхие байки-плоскогорья на глубине 2 тысяч метров, поверхность которых могла быть выровнена лишь на небольшой глубине или вообще на суше. Другой загадкой являются подводные каньоны — глубокие и узкие долины, врезанные в склоны материков на глубинах, иногда превышающих 3 километра. Эти долины нередко заполнены материковыми осадками — песками, галечниками, которые заходят на еще большие глубины. Подводные каньоны не следует смешивать с подводными долинами — продолжениями дельт больших рек, известными уже давно, хотя процессы образования тех и других одного порядка. Если эти каньоны промыты водами, стекавшими с материков, то налицо доказательство весьма недавних опусканий, сопровождавшихся, конечно, поднятиями. Все эти явления еще недостаточно изучены. Но как бы то ни было, последние достижения геологии дают нам право говорить о гораздо большей современной мобильности земной коры, чем это принималось еще совсем недавно, о гораздо большей скорости вертикальных перемещений в отдельных областях. Современная тектоника Земли, или неотектоника, становится наукой, значительно более важной для человечества, чем думали еще в тридцатых годах нашего века. Для любой версии Атлантиды эти достижения геологии серьезно подкрепляют вероятность древнего предания. Вопрос. Но при любой версии о географическом размещении Атлантиды существовали ли в древности крупные культурные центры, оказавшие влияние на многие поздние культуры и теперь забытые наукой? Ответ. Многие новейшие открытия, повидимому, подтверждают существование таких центров. Самое важное — это расшифровка критских письмен, произведенная английским математиком - шифровальщиком. Однако английские ученые не смогли прочитать критские записи, так как исходили из ложных представлений о характере языка. Это сделали советские археологи и особенно С. Я. Лурье, который прочитал уже многие документы. Язык критских письмен (правда, не самых древних) оказался древнегреческим, или эллинским! Тем самым историки доказали, что народы, говорившие на эллинском языке, существовали в более древние времена, чем это считали раньше. Их предки вполне могли соприкасаться с культурными центрами типа Атлантиды. Нет сомнения, что дальнейшая расшифровка критских письмен, в особенности самых древних, прольет свет на вопрос об Атлантиде. Представление о критской, вернее — эгейской, культуре за последнее время расширяется. Ученые находят большое сходство и несомненную связь критской (эгейской) культуры с протоиндийской культурой Мохенджо-Даро и Хараппа в долине Инда. Письмена этой последней культуры еще не расшифрованы, но, вероятно, связь эгейской и древнеиндийской культур существовала и на очень ранних этапах, во II—III тысячелетиях до нашей эры. Советский археолог профессор Куфтин всего пять лет назад предпринял раскопки древних развалин близ кишлака Анау у Ашхабада в Туркмении, давно уже известных по хищническим раскопкам американской экспедиции Помпела. Американцы вскрыли оба холма Анау, не обнаружив стен и не оценив необычайной мощности культурного слоя. Высота культуры Анау осталась непознанной,— американцы считали ее очень древней, примитивно-земледельческой культурой девятитысячелетней давности. После работ профессора Куфтина выяснилось, что культурный слой в Анау превосходит все известные древнейшие города, включая и Трою, и достигает 32 метров толщины! В этом слое скрыты постройки, предметы быта и искусства за период с IV по II тысячелетие до нашей эры, то-есть от 6 до 4 тысяч лет тому назад. Здесь найден самый древний в мире меч, кремневые и медные орудия, многоцветная керамика. Вазы и женские статуэтки, особенно последние, изваяны с очень высоким искусством. Они даже лучше и тоньше прославленных критских статуэток эгейской культуры и совершенно сходны с ними, а также с месопотамскими. Городище Анау раскрывает нам связи древнейших культур Двуречья (Месопотамии) и Передней Индии. Протоиндийская культура долины Инда — Мохенджо-Даро и Хараппа через Анау получает связь еще и с эгейской (критской) культурой. Повидимому, темнокожие дравидийские племена, теперь живущие на юге Индии, имели в древнейшей Азии более широкое распространение и, вероятно, были обитателями Анау. Недавно открытая в Западном Китае (Синцзяне) древняя культура также обладает сходством с Анау. Крупнейший научный интерес культуры Анау очевиден, но следует помнить, что серьезные раскопки города едва начаты. Трагическая гибель профессора Куфтина оборвала его исследования, почему-то не получившие продолжения. Необходимо провести новые крупные раскопки этого замечательного места. Мне кажется, Анау следует рассматривать как связующее звено между городами Инда и Критом, как доказательство распространения эгейской культуры далеко на восток в том же климатическом поясе, который был наиболее удобен для обитания и передвижения людей. Поэтому здесь и имело место развитие очагов древнейших культур, протянувшихся длиннейшей полосой от Атлантического океана до Северной Индии и, безусловно, вступавших в связь между собою. Здесь, по обоим берегам и островам Средиземного моря, мы должны искать истока всех крупных культур античного прошлого, в том числе и самых древних культурных центров, вероятно располагавшихся на южном берегу Средиземного моря, в числе которых могла быть и Атлантида. Вопрос. Где же искать Атлантиду — на востоке или на западе этой великой полосы средиземноморских культур? Ответ. Я полагаю, что на ваш вопрос ответ дают во многом общие с Египтом остатки древних культур Южной и Центральной Америки, повидимому обязанные своим возникновением контакту с западным концом полосы средиземноморских культур. Мне кажется, что вовсе не следует считать обязательным наличие острова в Атлантическом океане, чтобы объяснить преемственность культур Средиземноморья и Америки. Гораздо вероятнее допустить прямую связь плаваниями через океан. Для исторических исследований характерна недооценка удаленных обменных связей или просто разведки новых земель, искони присущих человеку и стоящих в непосредственной связи с его насущными потребностями искателя пищи. Увлекаясь достижениями древнего строительства, историки нередко упускают из виду доказательства дальних путешествий. |
QUOTE |
Уж коль речь зашла о Ефремове, приведу один пример. В 1977 году на экраны вышел фильм "Эммануэль", этакая потуга создать сексуальную сагу. О нем в моей родной Одессе в 1978-м говорили в молодежной среде. Уж в советской номенклатуре "Эммануэль" смотрели, пуская слюни… Но если вы сами посмотрите сей "шедевр", то поразитесь его убожеству и примитивности. Ну, имеют девушку и так, и этак, и группой, и в лесбийской любви. И больше — ничего. Просто история похотливой самки, поддающейся импульсам похоти. Но еще в 1964-м Иван Ефремов опубликовал роман "Лезвие бритвы" — великую, умную книгу. Настоящий гимн женщине, возвышенной любви, где нет разделения на духовное и чувственное. На этой книге выросло не одно поколение интеллектуалов, она и меня сформировала. Это — наша высокая эротика в противовес постмодернистской блевоте. Экранизируй СССР эту книгу тогда — и мы могли захватить умы людей по всему миру. Ефремов здесь опередил западную сексуальную революцию буквально на год-два. Но нет — не додумались. И в 1977-м получили "Эммануэль". |
«Чаша отравы». Так должен был называться последний роман великого фантаста, который, к сожалению, так и не был создан.
Рекомендуем почитать также топики: Виктор Пелевин - СКО Гений России! Стихоплётство...! "Историк" Уголок Белинского |