ЙОГ ИЛИ ЙОГИН (санскр.) Тот, кто занимается и всецело предан системе Йоги. Существуют различные степени и виды Йоги, и этот термин в Индии стал общим названием для обозначения любого вида аскетизма.
ЙОГА (санскр.) Школа философии, основанная Патанджали, существовавшая как особое учение и система жизни задолго до этого мудреца. А именно Яджнавалкию, знаменитого и очень древнего мудреца, которому приписываются "Белая Яджур-Веда", "Шатапатха Брахмана" и "Брихак Араньяка", который жил до времени Махабхараты, и, как считается, проповедовал необходимость и положительный долг религиозной медитации и уединения в лесах, в силу этого полагают давшим начало доктрине Йоги. Профессор Макс Мюллер утверждает, что именно Яджнавалкия подготовил мир к проповеди Будды. Однако Йога Патанджали, как философия, более определенна и точна и заключает больше знаний из оккультных наук, чем любой из трудов, приписываемых Яджнавалкии.
Разновидности йоги (по типу практик):
Карма Йога - йогический путь, на котором Освобождение достигается избавлением от привязанности к плодам любых действий и посвящением всей своей деятельности Ишваре (антропоморфному аспекту Бога). Ральф Уол-до Эмерсон хорошо выразил суть карма йоги в 1844 году: “Награда за добрый поступок - это возможность его совершить!” Карма-йог ищет сознательного, разумного действия: “Видишь необходимость - делай дело”. Карма как доктрина - это признание фундаментальных законов действия и противодействия в человеческой нервной системе.
Лайя-йога - “Йога поглощения”. Эта ветвь йоги имеет дело с пробуждением, высвобождением и управлением скрытой нервной энергии (кундалини), таящейся в человеческой нервной системе.
Мантра йога - систематическое использование звуковых вибраций (обычно односложных) для того, чтобы вызвать физические, психологические и физиологические изменения. Корни "манн" (“сознание”, “думать”) и "тра" (инструмент, орудие), соединяясь в слове мантра, дают “орудие разума”, средство манипулирования сознанием.
Раджа йога - “царская йога”. Наука создания союза (йоги) сознательного и подсознательного разума, в результате чего получается третий вид разума — сверхсознательный. От санскр. раджан произошли слова хинди радж (“царствование”, “правление”) раджа (“король”). Этим словам родственно латинское rex (“король”). Смысл раджа йоги — в управлении всеми аспектами нашего бытия.
Incendiary
ЙЕЗИДИЗМ (Езидизм) - Секта зороастрийцев, в вероучение которых наряду с зороастрийскими положениями вошли также элементы ислама и христианства. Являясь, как и зороастрийцы, дуалистами, йезиды в то же время почитают не только доброе начало, но и злое, изображая его в виде павлина. В связи с этим со стороны мусульман и христиан наблюдается резко отрицательное отношение к йезидам, некоторые считают эту секту дьяволопоклонниками, называют йезидов ""чертомолами"".
ЙОГАЧАРА - Йогачара (виджнянавада) - философская школа буддизма махаяны. Основные идеи появились в III веке н.э. и получили отражение в Ланкаватара-сутре. Видными представителями школы считаются основатель школы Матрея, а также Асанга и Васубандху.
Это сообщение отредактировал Nika-hl - 30-01-2008 - 10:53
ЙОГА-МАЙА - внутренняя энергия Господа, царящая в духовном мире.
ЙОГА-Бхрашта - человек, сошедший с пути самоосознания.
ЙЕЗ`ИДЫ (езиды, йазиды), замкнутая недостаточно изученная религиозная общность. О происхождении Йезиды точных и достоверных сведений нет, предполагается, что они пришли вместе с другими курдскими племенами.
Galchonok65
Йогачара Йогачара (виджнянавада) – философская школа буддизма махаяны. Основные идеи появились в III веке н.э. и получили отражение в Ланкаватара-сутре. Видными представителями школы считаются основатель школы Матрея?, а также Асанга и Васубандху. Расцвет школы относится к VI-VIII векам н.э. и совпадает с комментаторской деятельностью Стхирамати и Дхармопалы и творчеством крупных буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти.
Конкретизируя буддийское представление о единственной значимости психического бытия личности и критикуя мадхьямику, йогачара развивает идею исключительной значимости Виджняны. Одновременно в школе йогачара получила распространение концепция алаявиджняны – своеобразного абсолютного сознания, имеющего природу не универсального, а индивидуального сознания.
Особенностью йогачары является усиленное внимание, придаваемое медитативной йогической практике, рассматриваемой как основное средство достижения освобождения. При этом развиваемая йогачарой буддийская логика, в противоположность реалистической логике брахманизма (ньяе), исследовала не возможность познания мира, а достоверность самого познания – отношения «Я» и мира. В этом отношении очень интересна теория об относительном значении слов.
Йогачаре приписывают высказывание: «Все нереально, но факт сознания нереальности реален».
Помимо Индии, йогачара получила распространение в Восточной Азии, особенно Китае, Тибете, Японии.
Научный трактат Патанджали описывающий основы йоги, признаваемый всеми течениями. Патанджали не является создателем йоги, сам трактат не содержит конкретных указаний по той или иной практике. Этот труд выделяет и ситематизирует во всех видах йоги общие вещи и приводит их к единой форме развития йогина – Восьми ступеням йоги
Galchonok65
Йезиды (езиды, йазиды), замкнутая недостаточно изученная религиозная общность. О происхождении Йезиды точных и достоверных сведений нет, предполагается, что они пришли вместе с другими курдскими племенами
Galchonok65
«Йогасутра-бхашья» (санскр. Yogasutrabhasyam) — основополагающий комментарий к «Йога-сутре», составленный Вьясой, вероятно, в 6 в. Автор «Й.» разрабатывает целый ряд тем, лишь намеченных в сутрах. Во введении он предлагает пятеричную схему уровней сознания, а затем развивает вариант «теистической» доктрины, обосновывая непревзойденность божества (ишвары) тем, что существо, более могущественное, должно быть им самим и не может быть к.-л., равным ему; цель ишвары — приносить совершенно бескорыстно пользу другим (инд. атеисты настаивали на немотивированности его действий). Вьяса, далее, подчеркивает неизменность связи между словом и его референтом, солидаризируясь здесь, в некотором смысле, с мимансаками. Он тонко различает онтологическую независимость менталитета (буддхи) от духовного начала (пуруши) и его «телеологическую» зависимость от него. В полемике с буддистами Вьяса отстаивает необходимость признания наряду со свойствами (дхарма) также их субстанциального носителя (дхармин). Позиция же буддийского идеализма несостоятельна, поскольку один и тот же объект отражается различно ориентированными сознаниями, и встает вопрос о том, каким именно из них он «сконструирован» (если все они в этом отношении «равноправны»). Вьяса видит единственный выход из затруднения в признании того, что сами модусы (букв. «пути») существования объекта и познания разнородны. Объективность внешних вещей обосновывается и их активностью: они подобно магниту притягивают к себе сознание и «окрашивают» его. Вместе с тем в терминологии Вьясы отражаются некоторые явные заимствования у буддистов.
Galchonok65
Йогачара Йогачара (виджнянавада) – философская школа буддизма махаяны. Основные идеи появились в III веке н.э. и получили отражение в Ланкаватара-сутре. Видными представителями школы считаются основатель школы Матрея?, а также Асанга и Васубандху. Расцвет школы относится к VI-VIII векам н.э. и совпадает с комментаторской деятельностью Стхирамати и Дхармопалы и творчеством крупных буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти.
Galchonok65
Йога Суфиев (Sufi Yoga)
Форма духовной практики, распространенная среди мистических мусульман и имеющая своей целью растворение человека в Боге путем любви к Нему. Сначала путем мистических стараний и усилий необходимо преодолеть, пройти сквозь семь «вех»; затем существует десять «состояний», которые обретаются как дары Бога, ибо не относятся к силам, которых можно достичь развитием человеческой природы. В суфийской мистике особое положение занимает музыка и звучание, в первую очередь потому, что путь суфиев является путем любви, а не размышления.