Полная версия Вход Регистрация
КАСТА
Первоначальная система четырех наследственных классов, на которые было разделено население Индии: Брахманы, Кшатрии, Вайшьи и Шудры - а) потомки Брамы, б) воины, в) торговцы, г) низший или земледельческий класс Шудр. От этих четырех произошли сотни подразделений и второстепенных каст.

КАББАЛА
(евр.) "Сокровенная Мудрость иудейских Раввинов средневековья, происходящая от более древних тайных доктрин, касающихся божественных предметов и космогонии, которые, после пленения евреев в Вавилоне, были объединены в теологию". Все труды, относящиеся к категории эзотерических, называются каббалистическими.

КАМАЛОКА
(санскр.) Полу-материальный план, для нас субъективный и невидимый, где развоплощенные "личности", астральные формы, называемые Кама Рупами, остаются до тех пор, пока не угаснут, благодаря полному исчерпанию последствий ментальных импульсов, создавших эти эйдолоны низших животных страстей и вожделений (см. Кама Рупа). Это - Гадес древних греков и Аменти египтян - страна Безмолвных Теней.
КАМА РУПА
(санскр.) Метафизически и в эзотерической философии это субъективная форма, порождаемая всеми чувствующими существами вследствие ментальных и физических мыслей и желаний в связи с материальными вещами; форма, переживающая смерть своего тела. После этой смерти три из семи "принципов" - или, так сказать, планов чувств и сознания, на которые поочередно действуют человеческие инстинкты и способность к мышлению и восприятию идей - т.е. тело, его астральный прототип и физическая жизненность, ставшие уже ненужными, остаются на Земле, три же высших принципа, связанные воедино, погружаются в состояние Дэвакхана, в котором Высшее Эго останется до тех пор, пока не пробьет час нового воплощения, а эйдолон прошлой личности остается один в своей новой обители. Здесь бледная копия прежнего человека прозябает в течение некоторого периода времени, продолжительность которого различна в зависимости от элемента материальности, оставшегося в ней, и который определяется прошлой жизнью умершего. Лишенная своего высшего разума, духа и физических чувств, будучи предоставлена своим собственным бессмысленным затеям, она постепенно угаснет и разрушится. Но, будучи чем-либо насильственно привлечена в земную сферу - или страстными просьбами и мольбой оставшихся друзей, или регулярной практикой некромантии среди чего одним из самых опасных является медиумизм, - "привидение" может сохраниться на период, значительно превышающий естественную жизнь его тела. Если Кама Рупа узнала дорогу назад к живым человеческим телам, она становится вампиром, питающимся жизненной силой тех, кто так жаждал ее общества. В Индии эти Эйдолоны называют Пизачами - и очень боятся.
КАРМА
(санскр.) Физически - действие, Метафизически - ЗАКОН ВОЗДАЯНИЯ, Закон Причин и Следствий или Нравственной Причинности. Это - Немезида только в смысле плохой Кармы. Это - одиннадцатая Нидана во взаимосвязи причин и следствий в ортодоксальном буддизме, кроме того, это сила, управляющая всем, результирующая нравственного действия, метафизическая Самскара, или нравственное следствие действия, совершенного для достижения удовлетворения желаний личности. Бывает Карма достоинства и Карма недостатка. Карма не наказывает и не вознаграждает, она является просто единым Универсальным ЗАКОНОМ, который направляет безошибочно и, так сказать, слепо все остальные законы, влекущие за собой определенные последствия, по колее соответствующих причинностей. Когда буддизм учит, что "Карма - это то нравственное Ядро (любого существа), которое единственно переживает смерть и пребывает в переселении" или перевоплощении, это просто означает, что после личности не остается ничего, но причины, произведенные ею, не умирают, т.е. таковы, что не могут быть удалены из Вселенной, пока не будут замещены своими закономерными следствиями, и, так сказать, не будут смыты ими. А такие причины, будучи погашены в течение жизни произведшей их личности, будут следовать за перевоплощающимся Эго и настигнут его в последующих земных жизнях, пока полная гармония между причинами и следствиями не будет достигнута вновь. Ни одна "личность" - простая совокупность материальных атомов и инстинктивных и умственных качеств - не может продолжать существовать, как таковая, в мире чистого Духа. Только то, что бессмертно по самой своей природе и вечно по своей сути, а именно Эго, может существовать вечно. А поскольку именно Эго после каждого Дэвакхана выбирает личность, которую одушевляет, и через эти личности воспринимает результаты последствия произведенных кармических причин, именно поэтому Эго, Я, упомянутое "нравственное Ядро", сама воплощенная Карма, является "единственным, переживающим смерть".
КРИШНА
(санскр.) Самый прославленный Аватар Вишну, "Спаситель" Индусов и самый популярный бог. Он - восьмой Аватар, сын Дэваки и племянник Кансы, индийского Ирода, который, ища его среди пастухов овец и коров, укрывавших Кришну, убил тысячи их новорожденных детей. Легенда о зачатии, рождении и детстве Кришны является точным прототипом Новозаветной Легенды. Миссионеры, конечно, стараются показать, что индусы похитили легенду о Рождестве у ранних христиан, пришедших в Индию.
КУНДАЛИНИ
"Свернутая кольцами". Гипотетическая скрытая нервная энергия в центральной нервной системе. Символически и аллегорически изображается в виде змеи, свернутой в три с половиной кольца. Хотя кобра может казаться слегка медлительной, любой, кто сам видел, как эта индийская змея нападает, выстреливая в прыжке на три фута в воздух, понимает, сколь точна эта образная метафора. Обычно кундалини переходит из неподвижного состояния в движущееся за долю секунды. Существует множество исторических свидетельств и мифов о той сверхчеловеческой силе, которую иногда проявляют люди в экстремальных ситуациях.
КАНОЦИЗАЦИЯ (греч. canonize — узаконяю), в католицизме торжественное заявление римского папы о причислении тех или иных лиц к сонму святых.

КАПИЩЕ (древнеслав.: капь, кипь — изваяние, идол), культовое сооружение древнеславянских язычников. Упоминается в “Слове о Законе и Благодати” митр. Илариона (XI в.).

КАРДИНАЛЫ, высшие после папы духовные чины в католической церкви. С V по XI века название «кардинал» носили священники, занимавшие места в приходских церквях. Свое высокое положение (выше архиепископа) кардиналы заняли лишь в 1059, когда на Латеранском соборе папой Николаем был издан декрет, сохранивший силу до наших дней, по которому кардиналы выбирают из своей среды папу на конклаве. С конца XVI века установлено максимальное число кардиналов — 70, однако, фактически кардиналов было всегда меньше. Внешнее отличие кардинала — красная шапка и мантия.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 11:50
КОДЕКС КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА (Codex Iuris Canonici), свод канонов, или законов, действующих в Римско-католической церкви с 27 ноября 1983. Представляет собой переработку более ранних сводов церковного законодательства, служит руководством, определяющим жизнь католического духовенства и мирян, и учитывает те процессы, которые происходят в церкви и обществе. Изменения, внесенные в последнюю редакцию Кодекса канонического права, отражают исторические реалии середины 20 в. и решения II Ватиканского собора (1962–1965), а также те инновации, которые были приняты при папах Иоанне XXIII, Павле VI и Иоанне Павле II.
Попытки кодификации церковного (или канонического) права предпринимались по крайней мере с 12 в., когда был издан Декрет Грациана, который, вместе со сводами церковного законодательства, осуществленными последующими папами, стал главным учебником по каноническому праву в средневековых университетах и использовался в церковных судах. Полный свод (корпус) канонического права был издан по постановлению Тридентского собора (1545–1563). В 1904, при папе Пии X, комиссией под руководством кардинала Пьетро Гаспарри была предпринята более тщательная работа по кодификации; в 1917, при папе Бенедикте XV, она завершилась публикацией нового кодекса (5 томов, 2414 канона), который вступил в силу в 1918.

Учитывая изменения, произошедшие в жизни церкви и всего мира после 1918, папа Павел VI распорядился о начале работы над новой редакцией кодекса. Комиссия кардиналов, епископов, специалистов по каноническому праву и теологов представила на суд церкви новый свод законов, включавший 1752 канона. Работа над ним продолжалась 17 лет. 25 января 1983 папа Иоанн Павел II скрепил его своей подписью.


Shishat
КАЙВАЛЬЯ (Kaivalya) —избавление от слепоты и неведения, которые царят в этом мире.

Это сообщение отредактировал Incendiary - 21-07-2007 - 12:59
Shishat
КАУЗАЛЬНОЕ ТЕЛО - лежит ближе, чем физическое, к нашей подлинной сути. Именно в нем начинаются процессы, с помощью которых мы управляем своей жизнью в физическом теле. Это тело воплощения; оно является причиной всех тех хорошо известных бед, которые неразрывно связаны с нашей плотью. Сюда относятся вожделение, страсть к приобретению вещей, многочисленные возбуждающие желания, ненасытная жадность и столь распространенный в наше время эгоизм.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 11:50
Incendiary
КАЛАМ - Система теоретического исламского богословия. Сформировалась в X веке.

КАМА - Одна из трех целей жизни в индуистском мировоззрении. Включает в себя средства удовлетворения телесных потребностей, прежде всего - чувственной любви.

КАМИ - Божество в синтоистском пантеоне. Существует бесчисленное множество Ками. Первые Ками были порождением Идзанаки и Идзанами. Последующие бесчисленные поколения Ками заполняют временной промежуток, отделяющий изначальных божеств от людей. Обитатели Кюсю, нашедшие приют в стране Ямато, станут впоследствии первыми императорами Японии. Высшее Ками синтоистского пантеона - богиня Солнца Аматэрасу.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 11:51
КАЛЬВИНИЗМ — одно из протестантских течений, у истоков которого находится труд французского теолога Жака Кальвина «Наставление в христианской вере». Для К. характерны признание только Священного Писания и доктрина предопределения (Бог заранее определил каждому его участь, изменить которую невозможно. Успехи человека служат знаком того, что он верно исполняет своё предназначение). Появившись в Женеве, К. распространился во Франции, Нидерландах, Шотландии и Англии.

КАТАКОМБНАЯ ЦЕРКОВЬ — собирательное название для той части православного духовенства и православных общин, которая в 20-е годы XX в. вышла из-под юрисдикции московского патриархата, обвинив его в сотрудничестве с советскими властями, и заняла нелегальное положение. Католицизм — одно из трёх основных направлений в христианине, окончательно оформившееся после разделения церквей в 1054. Католическая церковь строго централизована, имеет единый центр в Ватикане, единого главу — Папу Римского (принят догмат о непогрешимости его суждений). Священное Писание уравнено со Священным преданием. Приняты семь таинств. Почитаются иконы и святые. Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Католики верят в существование чистилища. Богослужения происходят на национальных языках, а также на латыни.

КВАКЕРСТВО (от англ. quake — «трястись») — одна из протестантских конфессий, основанная в 17 в. в Англии Джорджем Фоксом. Квакеры подчёркивают необходимость пребывать в постоянном трепете перед Богом. Их богослужение состоит во внутренней беседе с Богом и проповеди. Квакеры разработали доктрину абсолютного пацифизма, отвергая любое насилие.

КОНФУЦИАНСТВО — философско-религиозная система, появившаяся в Китае в VI—V вв. до н. э. Философская система К. была создана бродячим учителем Конфуцием (Кун-цзы). В основе данной религии лежит концепция «неба» и «небесного веления» (судьбы). Человек, наделённый Небом определёнными качествами, должен поступать в соответствии с ними, а также моральными законами Дао (пути) и совершенствовать свои качества с помощью обучения. Одно из центральных мест в конфуцианстве занимает концепция Жэнь (человечности) — идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве. Основной принцип этой концепции: «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Характерной чертой данной религии является антропоцентризм. При императоре У-ди К. заняло господствующее положение в Китае (оно было соединено с учением о космических силах Инь и Янь и пяти первоэлементах У-син).

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 11:53
КЕСАРЬ КЛАВДИЙ (Деян 11:28) - римский император, наследовавший Каию Калигуле в 41 г. по Р.Х. Светские историки упоминают о четырех голодных временах, бывших в его царствование; в одно из них голод свирепствовал в Иудее с такою силою, что распространился даже на соседние страны и продолжался почти три года. Означенный голод был предсказан прибывшим в 35 или 45 г. по Р.Х. из Иерусалима в Антиохию прор. Агавом. Выражение - по всей вселенной, очевидно, указывает на то, что голод свирепствовал помимо Иудеи и в других частях света. На девятом году своего царствования импер. Клавдий особым указом изгнал из Рима Иудеев (вероятно тех из них, которые были обращены в Христианство; Деян, 18:2).


КЛАВДИЙ ЛИСИЙ (Деян 23:26) - имя Римского тысяченачальника при крепости Антония близ Храма, освободившего ап. Павла из рук раздраженной толпы в Иерусалиме (24:7) и затем отославшего его к правителю Феликсу в Кесарию. По своему рождению он не принадлежал к числу Римских граждан, но приобрел право гражданства покупкою (Деян 22:28).
КАГЬЮПА
Одна из школ буддизма Ваджраяны.

КАДАРИТЫ
Одна из исламских сект, образовавшихся после смерти Муххамеда. Характерной особенностью учения была защита свободы воли человека.

КАЛЬПА
Цикл существования Вселенной в буддизме.

КАМЛАНИЕ
Основной обряд шаманизма. Представляет из себя ритуал, приводящий шамана в экстатическое состояние. Сопровождается пением и ударами в бубен. Часто при камлании используются различные природные наркотические препараты галлюциногенного действия - сок мухомора, мескалин.

КАНЦО
"Посвященные" миряне в сектах вуду. Церемония посвящения в вуду длится 3 дня, по истечении которых посвященному моют голову холодной водой с лепестками священных цветов. Вудуисты считают, что после проведения обряда посвящения в посвящаемого вселяется лоа. В некоторых сектах вуду для проведения обряда используется кровь, обычно петушиная.

КАРАКАШЛАР (Коньосос)
Одна из группировок, образовавшихся после распала в начале XVIII века секты денме. Отличается повышенной секретностью. Члены группировки являются последователями религиозного деятеля Брухья Руссо, который объявил себя в 1715 г. воплощением Саббатая Цви. Группировка действет по сей день. Ее численность, по различным оценкам, колеблется от нескольких сот до нескольких тысяч человек.

КЕВАЛИН
В джайнизме состояние озарения, обретения Совершенного познания Кеваладжняна( Аналогично буддийскому состоянию архат. В различных течениях джайнизма имеются расхождения в толковании зависимости состояния кевалина от отправлений человеческого тела.

КЕХА (Сектантский Синто)
Одна из школ синтоизма. Сформировалась в XIX веке после реформы Мэйдзи.

КИМБАНГИЗМ
Афрохристианскя синкретическая секта пятидесятнического происхождения. Основана 6 апреля 1921 г. в Бельгийском Конго бывшим баптистским проповедником Симоном Кимбангу после услышанного им призыва бога и полученного дара целительства.
КИТАВАЛА (Церковь Сторожевой Башни)
Афрохристианская синкретическая иеговистская секта. Основана в 1908 г. в Ньясаленде Э.Камваной. Вероучение китавала основано на так называемой "Библии Нового мира" и мало отличается от вероучения Свидетелей Иеговы. Китавала отвергают большую часть основных христианских догматов, в том числе догмат о Троице, божественность Христа, его физическое воскрешение, бессмертие души. Большую роль в вероучении играют эсхатологическое мотивы в форме убеждений о скором конце света. Особо выделяется богоизбранность черных африканцев. Китавала враждебно относятся к любой власти. Общая численность китавала на конец XX века - более 50 тысяч человек, в основном в Демократической Республике Конго.

КАДАМПА
Одна из школ буддизма Ваджраяны. Исчезла в конце XIV века, дав начало школе Гелугпа.

КАКСЕДО
Группа корейских синкретических сект. Основана И Сонпхуном в 1915 г после якобы небесного откровения, в котором он утверждался спасителем деградирующего века. Вероучение какседо основано на сочинении И Сонпхуна "Каксе Хонса" и ряде других книг. Основной целью какседо является поиск истины в буддизме, даосизме, конфуцианстве и христианстве. Сторонники какседо утверждают, что смысл жизни человека заключается в осознании своей внутренней сущности и достижении в результате этого просветления. Для достижения просветления достаточно постоянного повторения магической формулы из 16 слов. Общая численность последователей какседо на конец XX века достигает 100 тысяч человек, преимущественно в Корее.

КАМИДАНА
В синтоизме личный алтарь в японском доме, в середине которого имеется миниатюрный храм. О присутствии Ками в таком алтаре говорят символические предметы.

КАНОН
Канон (греч.) - правило, норма, закон. Под каноном принято понимать твердо зафиксированный церковью комплект религиозных книг, составляющих священное писание.

КАРАИМЫ
Иудаистская секта, возникшая в VIII в до н.э. в Багдаде. Получила широкое распространение в Персии в XI в., затем распространилась в Средиземноморье, Крыму, Литве и Польше. В отличие от иудаистов, караимы не признают устной традиции раввинов, Талмуд и Мишну. Священной книгой признается только Ветхий завет. В отличие от ортодоксальных иудеев, караимы допускают смешение молочных продуктов и мяса в пище, не носят талисманов, снимают обувь перед входом в синагогу, игнорируют ряд церемоний. В силу отрицания караимами раввинов браки между караимами и ортодоксальными иудеями невозможны, что создает серьезные бытовые осложнения. В настоящее время караимы проживают преимущественно в Крыму и Израиле. На конец XX века их общая численность - от 10 до 20 тысяч.
КАРДИНАЛ
Второй (после папы) титул в католической церкви. Кардиналы назначаются папой с согласия консистории (кардинальской коллегии). Папа имеет право назначить кардинала тайно, но он обязан сообщить об этом консистории до своей смерти. Исторически титул кардинала часто присваивался незаконнорожденным детям папы или его племянникам. Некоторые кардиналы не имели духовного звания. С 1245 г. знаком кардинальского сана является красная шапка, символизирующая готовность кардинала пролить свою кровь в интересах церкви.

КАТАРЫ
Христианская ересь XI - XIV веков в Западной Европе Догматика катаров заимствована как из богомильства, так и у оригенизма с обрывками манихейства. Катары придерживались дуалистического учения о наличии двух начал - доброго в виде Бога и злого в виде Дьявола.

КЕВАЛАДЖНЯНА
В джайнизме Совершенное понятие - постижение всего сущего в прошлом, настоящем и будущем. Аналогично буддийскому понятию архат.

КИКЛОПЫ (Циклопы)
В греческой мифологии сыновья Урана и Геи, изготовившие для Зевса молнии-стрелы, с помощью которых тот одолел титанов. Считались подручными бога Гефеста в его кузнице, строителями мощных "киклопических" построек в Микенах и Тиринфе.. [ Греческие боги ]

КИРЕНСКАЯ ШКОЛА
Сократическая древнегреческая школа. Основана в IV в. до н.э. Аристиппом из Кирены. Развила принципы Сократа в направлении гедонизма.

КИЯС
Принцип принятия решений по прецедентам в шариате.
КЛИР
Клир (греч.kleros - жребий) - в христианстве в широком смысле слова духовенство, то есть совокупность всех церковнослужителей и священнослужителей. В узком смысле слова - духовенство за исключением архиерея. В раннем христианстве клир - апостольское призвание. Затем этот термин стал употребляться в значении "духовенство" по отношению к тем людям, которые были избраны по жребию в качестве служителей культа. На протяжении веков состав лиц, входящих в клир, неоднократно изменялся. В IV века из клира исключаются епископы, пресвитеры и диаконы. В католичестве под клиром понимаются все священнослужители, начиная с диакона. В православии под клиром понимаются все священнослужители, исключая епископа. Под клиром также может пониматься причт, то есть совокупность служителей конкретного храма, совершающих в нем богослужение. Канонически клир храма подчинен епархиальному архиерею.

КОЗЛОВСКОЕ ПОДПОЛЬЕ
Одна из групп Истинно православных христиан.

КОНГРЕГАЦИОНАЛИСТЫ
Протестантская ересь.

КАНГРЕГАЦИЯ ЛАТЕРАНСКИХ КАНОНИКОВ
Католический августинский монашеский орден. Образован в XI веке.

КОНЕЦ СВЕТА
В большинстве религий мира представление о предстоящем прекращении существования человечества. Как правило, конец света представляется в виде окончательной битвы между силами добра и зла, в результате которой человечество погибнет. Наиболее наглядно идея конца света развита в иудаизме и христианстве, в которых после конца света должен состояться Страшный суд Иисуса Христа над всеми живыми и мертвыми, воздающий каждому по его вере (с точки зрения протестантов) или его делам (с точки зрения остальных христиан). Обоснованием и изученим вопросов, относящихся к концу света, занимается эсхатология.
КОНСЕНСУС ФИДЕЛИУМ
"Вера всех верующих" - в католичестве принцип подтверждения веры через веру не только священников, но и всех мирян.

КОНФЕРЕНЦИЯ ДЛЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ
Религиозная организация, входящая в состав "Церкви Объединения".

КОРАН
Коран (правильнее Ал-Коран, араб. "Чтение"), священная книга мусульман, на арабском языке, основа мусульманского богословия и юриспруденции, главный источник вероучения ислама. Составлена после смерти пророка Муххамеда.

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД
Военные походы западно-европейских феодалов в XI - XIII веках, проходившие под прикрытием религиозных католических лозунгов. Инициатором крестовых походов первоначально выступило католическое духовенство в лице папы Урбана II на Клермонском соборе в ноябре 1095 года.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (Богоявление)
Один из двунадесятых праздников в русской православной церкви. Празднуется 19 (6) января.

КРЫЛЬЯ СОВЕРШЕНСТВА
Синкретическая секта индуистской ориентации. Руководитель секты (на конец XX века) - Г.Л.Богословский. Вероучение секты основано на синкретических взглядах на религию и стремлении выделить все возможные положительные моменты из всех мировых религий.

КУНАПИТИ
В религии аборигенов Австралии тайный обряд. В основном строится на мифологическом цикле сказаний о сестрах Ваувалук, получивших запретные знания от фаллического Большого Змея.

КШИПТА
Один из пяти уровней духовной жизни в Йоге. Рассеянное состояние, при котором ум блуждает от одного объекта к другому.

КНИГА САТАНИСТСКИХ РИТУАЛОВ
Книга, написанная Энтони Ла Веем. Является источником идей для некоторых сатанистских сект.
КОЛЫБЕЛЬ СИБИРИ
Синкретическая секта оккультной ориентации. Основатель и руководитель секты - Толгат Акбашев. Представляется "посланником бога" и "ученикм Иисуса". Вероучение секты практически полностью повторяет идеи Теософского общества, заимствуя элементы из антропософии и Агни-йоги. Развита "теория рас". Используются традиционные мифы о Шамбале и грядущем царстве людей, обладающих паранормальными оккультными способностями. В вероучении секты прослеживаются своеобразные эсхатологические мотивы: предполагается, что установлению нового царства "шестой расы" будет предшествовать всемирная война, в которой погибнут все, не приемлющие идеи оккультизма. Вероучение секты эзотерично. Целью секты является формирование сверхчеловека "шестой расы", обладающего рядом сверхъестественных способностей, прежде всего ясновиением, целительством, телепатией. Расположение секты - Россия, г.Новосибирск и Новосибирская область.

КОНГРЕГАЦИЯ ВОЗНЕСЕНИЯ
Католический августинский монашеский орден. Образован в 1845 году.

КОНДРАТЬЕВЦЫ
Одна из групп федосеевского согласия в беспоповском течении старообрядчества. Придерживаются аскетизма и выступают против браков.

КОНКО КЕ
Синтоистская секта. Основана Каватэ Бундзиро в 1859 году.

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Входит в состав Церквей Вселенского православия. По преданию, основана ап.Андреем Первозванным, который около 60 г. рукоположил своего ученика св.Стахия первым епископом города Византия. В ЗЗО г. император Константин Великий основал на месте Византия церковь.
КОНФУЦИАНСТВО
Конфуцианство (жу цзя - школа великих книжников) - так же, как и даосизм, зародилось в Китае в VI - V веке до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Философская система конфуцианства была создана Кун-цзы (Конфуцием).

КОСИЦУ (Императорский Синто)
Одна из школ синтоизма. Сформировалась в XIX веке после реформы Мэйдзи. Оставаясь частным ритуалом, Косицу тем не менее оказывал значительное влияние на Дзиндзя - официальную религию Японии.

КРЕЩЕНИЕ
Одно из Семи таинств христианства. Согласно евангельской традиции, начало крещению положил Иоанн Креститель. Он же крестил в водах реки Иордан и Иисуса Христа. Крещение уходит своими корнями в древнейшие дохристианские водные очистительные обряды.

КРЕЩЕНИЕ ХИБИЛА ЗИВИ
Священная книга мандеистов, описывает очищение спасителя мандейцев Манда-де-Хайе.

КРОНОС
В греческой мифологии титан, сын Урана и Геи, отец Зевса. Свергнув и оскопив отца, стал верховным богом. Низвергнут Зевсом в Тартар. [ Греческие боги ]

КУЛЬТУРКАМПФ
Принудительная лютеранизация Германии в конце XIX века под флагом борьбы за общую культуру нации. В результате католическая церковь в Германии была загнана в подполье.

КУРОДЗУМИ КЕ
Синтоистская секта. Основана Куродзуми Мунэтада в 1814 году.
КУПЕЛЬ
большой чашеобразный сосуд. Служит для крещения в нем младенцев.

КУКОЛЬ
(лат. капюшон) верхнее облачение монаха великой схимы (см. схимонах) в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи; черного цвета, с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого. Одевается поверх мантии. В чинопоследовании пострига называется куколем беззлобия, шлемом спасительного упования.

КТИТОР
(греч. строю, приобретаю) - в Византии человек, построивший или украсивший храм. В настоящее время - староста, избранный приходской общиной и отвечающий за материальный порядок в храме.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 6 января ст. ст. (19 января нов. ст.). В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном ПредтечейЖитие.. Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн.Икона. Иоанн ПредтечаМолитвыХрамы (Крестителем) в реке Иордан. (Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом "крещение", более точно следует переводить словом "погружение". Иоанново Крещение было собственно очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста и соотносится со словами Спасителя: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною" (Лк. 9; 23)). Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: "Мне надобно креститься от Тебя" (Мф. 3; 14), "Так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф. 3; 15) ответил Иисус. И когда Иисус крестился - "Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!" (Лк. 3; 22). См. также Мф. 3; 13-17; Мк. 1; 9-11; Лк. 3; 21-22; Ин. 1; 26-34. Праздник Крещения также называется праздником Богоявления - так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Накануне праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник) установлен строгий пост. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение.
КРЕЩЕНИЕ
таинство православной церкви, при совершении которого крещаемый очищается от грехов прошлой жизни (см. Ин. 3; 5) и подготовляется к приобщению церкви (см. миропомазание). Совершается троекратным погружением в воду с произнесением крещальной молитвы "Крещается раб Божий во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь". Над одним человеком крещение совершается один раз в жизни - в соответствии со словами Символа веры "исповедую едино крещение во оставление грехов". Крещение совершает священник или архиерей, в крайнем случае крестить может и мирянин. В современной церковной практике принято непосредственно перед крещением совершать оглашение (см. оглашенные), а после крещения совершать миропомазание. В древности оглашение, крещение и миропомазание разделялись во времени в зависимости от духовной подготовленности человека. В православной церкви крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорожденных младенцев. Поэтому для детей необходимы крестные родители (восприемники), которые обязуются взять на себя духовное воспитание крещаемого. В начале чина крещения крещаемый произносит отречение от сатаны и обещается Христу, читает Символ веры. Затем священник произносит великую ектению, освящает воду, помазует воду и крещаемого елеем (см. елеопомазание), совершает собственно крещение; во время чтения Пс. 31 крещенный облачается в белую одежду и ему одевается крест. Священник совершает миропомазание и затем с крещенным троекратно обходит купель. Читается Апостол (Римл. 6; 3-11) и Евангелие (Мф. 28; 16-20), священник омывает и отирает миро, совершает постриг волос крещенного, произносит сугубую ектению и отпуст.

КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ
третье воскресение Великого поста, посвященное поклонению Кресту Господню.

КРЕСТОБОГОРОДИЧЕН
тропарь, обращенный к Пресвятой Богородице, в котором воспоминаются крестные страдания Ее Сына - Иисуса Христа.
КРЕСТНЫЙ ХОД
торжественное шествие вокруг храма духовенства и народа с иконами, крестами, хоругвями и др. Совершается в праздничные дни.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
крестообразное осенение себя или к.л. В православной церкви принято при совершении крестного знамения складывать вместе большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец прижимать к ладони. Крестное знамение совершается прикосновением сложенными пальцами последовательно ко лбу, животу, правому и левому плечам.

КРЕСТ
символ спасения и искупления рода человеческого, знамение победы над смертью и адом. Иисус Христос как искупительная жертва освобождения человечества от власти греха умер крестной смертью и в третий день воскрес (распятие на кресте было наиболее позорной и мучительной казнью в Римской империи, которая применялась исключительно к рабам, разбойникам и восставшим против власти Рима). 1. Крест нательный - носимый христианами под одеждой на теле. 2. Крест наперсный (или иерейский) - носимый священником поверх рясы или фелони. 3.Крест архиерейский - носимый архиереем вместе с панагией. 4. Крест напрестольный - полагаемый на престоле рядом с Евангелием.

КОПИЕ
обоюдоострый нож, с коротким треугольным лезвием, который используется на проскомидии для изъятия частиц из просфор и для вырезания и раздробления агнца. Символически изображает копье, которым были прободены ребра Иисуса Христа на Кресте (см. Ин. 18; 34).

КОНДАК
жанр церковной византийской гимнографии. Основоположником является Роман СладкопевецЖитие.. Преподобный Роман Сладкопевец.Икона. Роман СладкопевецХрам во имя прп. Романа Сладкопевца (Мелод) (1 пол. VI в.), непревзойденный автор большинства кондаков. Древние кондаки - многострофные (ок. 20-30) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением, основанным на изосиллабизме. Первая строфа являлась вступлением, последняя - обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ. С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается. В современном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поется и читается при отпевании священника или архиерея. Кондаками также называются строфы акафиста.
КОЛЯДЫ
народные песни, посвященные Рождеству Христову.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН
различается: благовест, трезвон, перезвон и перебор.

КОЛИВО
греч. вареная пшеница) - вареная пшеница (или иной злак), подслащенная медом или сахаром. Благословляется в церкви и употребляется в пищу в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. мученика Феодора ТиронаЖитие.. Великомученик Феодор ТиронИкона. Феодор ТиронМолитвыХрам Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (+ 306), который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью. Коливо (называемое еще кутией) благословляется также после панихиды по умершему. Зерна символизируют будущее Воскресение; мед или сахар блаженство будущей жизни.

КОЛЕНОПРЕКЛОННЫЕ МОЛИТВЫ
читаются на вечерне в день Пятидесятницы. В этот день вечерня совершается непосредственно после литургии и девятого часа. Коленопреклоненные молитвы читает священник, стоя на коленях в вратах царских, обратившись лицом к народу. Содержат прошения о милости Божией, о ниспослании Духа Святого, о упокоении умерших. Составлены в IV в. Василием Великим КаппадокийскимЖитие.. Святитель Василий Великий.Икона. Святитель Василий ВеликийМолитвыХрамы.

КНИГИ БОГОСЛУЖЕБНЫЕ
книги, по которым совершается богослужение. Богослужебными книгами являются Апостол, Евангелие, ирмологий, минеи, октоих, псалтирь, служебник, требник, типикон, триодь, часослов и чиновник.

КЛОБУК
(название древнерусского головного убора) - 1. Принадлежность облачения монаха малой схимы - головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину, черного цвета. В чинопоследовании пострига клобук называется шлемом спасения и покровом послушания. Иеромонахи могут носить клобук во время богослужения. Цилиндрическая форма клобука появилась в XVII в. в греческой церкви, затем распространилась и в России. До этого клобук был полусферической формы. 2. Принадлежность внебогослужебного облачения архиерея - архиерейский клобук, по форме подобен монашескому. Митрополиты носят клобук белого цвета с нашитым крестом, архиепископы - черного с нашитым крестом, епископы - черного. 3. Принадлежность внебогослужебного облачения патриарха - патриарший клобук - полусферической формы, черного или белого цвета, с крестом на навершии, с вышитыми изображениями серафимов или крестов, одна лента, более широкая, спускается на спину и две на грудь.
КЛИРОС
место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах солеи.

КЛИР
(греч. жребий) - священнослужители и церковнослужители. Каждый храм имеет свой клир совокупность людей, совершающих в нем богослужение. Канонически клир храма подчинен епархиальному архиерею.

КИРИОПАСХА
(греч. Господня Пасха) - так в церковном уставе называется день Пасхи, если он совпадает с праздником Благовещения.

КИОТ
или кивот (греч. ящик, ковчег) - небольшой застекленный ящичек или специальный застекленный шкаф, в который ставятся иконы.

КИВОРИЙ
навес над престолом в алтаре в виде купола с крестом, держащийся на четырех или более столпах. Киворий обычно бывает в соборах и крупных храмах.

КЕЛИЯ
(греч. от лат. сеllа - комната) - отдельная жилая комната монаха в братском корпусе или отдельный дом монаха.

КАЦЕЯ
древний вид кадила в виде ковша с длинной рукояткой. Такие кадила существовали на востоке до ХХ1 вв. и на Руси до XVII в., когда появились кадила на цепочках.

КАФИЗМА
(греч. сидеть) - богослужебное деление псалтири. Псалтирь разделена на двадцать кафизм. Во время чтения кафизм на богослужении разрешается сидеть, откуда и происходит название. Порядок чтений кафизм определен уставом, согласно которому Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается целиком, а во время Великого поста - дважды за неделю. Рядовая кафизма - положенная для чтения в данный день по уставу.
КАФЕДРА
(греч. сидение) сидение для архиерея или священника, поставленное в алтаре на горнем месте, а также для архиерея в середине храма на архиерейском амвоне.

КАТАВАСИЯ
(греч. схождение) - песнопение, поется на утрене в праздничные и воскресные дни после песен канона (после каждой песни соответствующая катавасия). Катавасиями служат ирмосы некоторых канонов. В различное время богослужебного года положены определенные уставом катавасии. Название происходит от византийской практики сходиться обоим хорам в центр храма для совместного пения этого песнопения.

КАНУН
(искаж. греч. установленный) - подсвечник, в виде стола со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Устанавливается в храме в месте совершения панихид.

КАНОНИЗАЦИЯ
(греч. узаконивать) - причисление к лику святых. Основаниями для канонизации являются: мученическая смерть за исповедание христианства; исцеления и чудотворения, совершенные прославляемым при жизни и посмертно; достойная и святая жизнь; заслуги в распространении христианства; народное признание святости прославляемого; нетленность мощей. Канонизация местных святых совершается епархиальным архиереем, а общецерковных святых - собором. В православной церкви нет особого чина канонизации, на основании соборного решения в избранный день совершается торжественная служба святому и таким образом устанавливается его почитание.

КАНОНАРХ
(греч. правящий пением) - церковнослужитель, возглашающий перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поет хор.
КАНОН ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ
главная часть литургии, во время которой совершается преосуществление святых даров. Евхаристический канон начинается возгласом "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа, буди со всеми вами" (2 Кор. 13; 1). Затем священник или архиерей читает вполголоса молитвы, возглашая громко последнюю строку (после которой хор поет соответствующее песнопение): молитва - благодарение Бога за создание мира и человека и за промышление о спасении человека (после молитвы хор поет так называемое ангельское славословие "Свят, Свят Господь Саваоф...", состоящее из слов Ис. 6; 3 и Мф. 21; 9); молитва - воспоминание Тайной Вечери и крестного искупления; молитва - призывание Святого Духа, во время которой совершается освящение и преосуществление святых даров. В настоящее время в православной церкви используются евхаристические каноны литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, различающиеся словами молитв (канон литургии Василия Великого бо лее продолжительный).

КАНОН
(греч. правило) - жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 4-6 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше, напр., в Великом каноне св. Андрея КритскогоЖитие.. Святитель Андрей, архиепископ Критский.Икона. Преподобномученик Андрей КритскийМолитвыЦерковь прмч. Андрея Критского до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста). Число песен канона может быть 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один - Великий канон св. Андрея Критского. Восьмипесенные - это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь. Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородицы "Величит душа Моя Господа..." (Лк. 1; 46-55) и припев, прославляющий Богородицу "Честнейшую Херувим...". В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресения и праздники на утрене после песен поются катавасии. Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном ДамаскинымЖитие.. Преподобный Иоанн ДамаскинИкона. Иоанн ДамаскинМолитвыХрамы.

КАМПАНЫ
название колоколов, встречающееся в церковном уставе. Происходит от названия местности в Италии - Кампани, где впервые начали изготовлять колокола (в нач. VII в.).
КАМИЛАВКА
греч. - верблюд) - головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра, обтянутого материей. Название происходит от византийских головных уборов, делавшихся из верблюжьей шерсти. Фиолетовая богослужебная камилавка дается в качестве награждения архидьяконам, протодьяконам и священникам. Черная камилавка - принадлежность облачения рясофорного монаха, а также богослужебного облачения иеродьякона.

КАДИЛО
металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан. Каждение совершается священнослужителями в наиболее торжественных местах богослужения.
КАНОНАРХ
(греч. правящий пением) - церковнослужитель, возглашающий перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поет хор.

КАНУН
(искаж. греч. установленный) - подсвечник, в виде стола со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Устанавливается в храме в месте совершения панихид.


КАФИЗМА
(греч. сидеть) - богослужебное деление псалтири. Псалтирь разделена на двадцать кафизм. Во время чтения кафизм на богослужении разрешается сидеть, откуда и происходит название. Порядок чтений кафизм определен уставом, согласно которому Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается целиком, а во время Великого поста - дважды за неделю. Рядовая кафизма - положенная для чтения в данный день по уставу.

КАЦЕЯ

- древний вид кадила в виде ковша с длинной рукояткой. Такие кадила существовали на востоке до ХХ1 вв. и на Руси до XVII в., когда появились кадила на цепочках.
КИВОРИЙ
- навес над престолом в алтаре в виде купола с крестом, держащийся на четырех или более столпах. Киворий обычно бывает в соборах и крупных храмах.

КТИТОР
(греч. строю, приобретаю) - в Византии человек, построивший или украсивший храм. В настоящее время - староста, избранный приходской общиной и отвечающий за материальный порядок в храме.

Incendiary
Кама -
Одна из трех целей жизни в индуистском мировоззрении. Включает в себя средства удовлетворения телесных потребностей, прежде всего - чувственной любви.

Кеваладжняна -
В джайнизме Совершенное понятие - постижение всего сущего в прошлом, настоящем и будущем. Аналогично буддийскому понятию архат.

Кевалин -
В джайнизме состояние озарения, обретения Совершенного познания (Кеваладжняна). Аналогично буддийскому состоянию архат. В различных течениях джайнизма имеются расхождения в толковании зависимости состояния кевалина от отправлений человеческого тела.

Кеха (Сектантский Синто) -
Одна из школ синтоизма. Сформировалась в XIX веке после реформы Мэйдзи.

Киклопы (Циклопы) -
В греческой мифологии сыновья Урана и Геи, изготовившие для Зевса молнии-стрелы, с помощью которых тот одолел титанов. Считались подручными бога Гефеста в его кузнице, строителями мощных "киклопических" построек в Микенах и Тиринфе.. [ Греческие боги ]

Кимбангизм (Кибангизм, Кимбангу, Церковь Христа На Земле) -
Афрохристианскя синкретическая секта пятидесятнического происхождения. Основана 6 апреля 1921 г. в Бельгийском Конго бывшим баптистским проповедником Симоном Кимбангу после услышанного им призыва бога и полученного дара целительства.

Киренская Школа -
Сократическая древнегреческая школа. Основана в IV в. до н.э. Аристиппом из Кирены. Развила принципы Сократа в направлении гедонизма.

Китавала (Церковь Сторожевой Башни) -
Афрохристианская синкретическая иеговистская секта. Основана в 1908 г. в Ньясаленде Э.Камваной. Вероучение китавала основано на так называемой "Библии Нового мира" и мало отличается от вероучения Свидетелей Иеговы. Китавала отвергают большую часть основных христианских догматов, в том числе догмат о Троице, божественность Христа, его физическое воскрешение, бессмертие души. Большую роль в вероучении играют эсхатологическое мотивы в форме убеждений о скором конце света. Особо выделяется богоизбранность черных африканцев. Китавала враждебно относятся к любой власти. Общая численность китавала на конец XX века - более 50 тысяч человек, в основном в Демократической Республике Конго.

Эрт
Координатор-
Высшая должность в некоторых духовных обществах. Отличается стремлением к благостности и духовному развитию. Проявляет высшую заботу о членах общества. Сеет вокруг себя доброе и вечное. К нему применима китайская пословица: "На пеньке сидит мудрец, а вокруг все люди живут счастливо".
Их нужно ценить и слушаться.
Galchonok65
Кэрролл (Carroll) Льюис
(настоящее имя – Доджсон Чарлз Лутвидж) (1832–1898) -британский писатель, математик, один из творцов литературы «нонсенса» (см. Нонсенс). Священник (сан диакона – 1861), магистр математики (1857). Преподаватель оксфордского колледжа Крайст-черч. Основные сочинения: «Конспекты по плоской алгебраической геометрии Чарлза Лутвиджа Доджсона» (1860), «Руководство для изучающих математику» (1864), «Приключения Алисы в Стране Чудес» (1865), «Сведения детерминантов» (1866), «Элементарное руководство по теории детерминантов» (1867), «Фантасмагория и другие стихи» (1869), «Сквозь Зеркало и Что там увидела Алиса» (1871), «Охота на Снарка» (1874), «Эвклид и его современные соперники» (1879), «Рифма? – Разум?» (1883), «Логическая игра» (1887), «Математические курьезы» (в двух томах, 1888 и 1893), «Сильвия и Бруно» (1893), «Символическая логика» (1896) и др. Сказочно-поэтическое творчество К., нашедшее воплощение, в частности, в историях для детей о приключениях Алисы, еще при его жизни подверглось самым различным смысловым расшифровкам, как в духе реконструкций эпизодов из биографии писателя, так и в ключе описания Оксфордских религиозных дискуссий 1840–1870-х. Так, по мнению богослова Ш.Лесли, символика Страны Чудес такова: Алиса – образ первокурсника-неофита, Белый Кролик – рядовой священник англиканской церкви, Герцогиня – представитель епископата, банка апельсинового джема репрезентирует традиционалистский протестантизм, золотой ключик – ключ Священного Писания, двери в зале – английскую Высокую и Низкую церковь и т.п. Мир «Зазеркалья» же, согласно Лесли, может быть подвергнут более детальным и даже персонифицированным интерпретациям: Труляля – Высокая церковь, Единорог – Конвокация духовенства, Траляля – Низкая церковь, Белая Королева – доктор Ньюмен, Белый Рыцарь – Гексли, Морж и Плотник – эссеисты и обозреватели, Черный Король – каноник Кингсли, Лев – Джон Буль, Бармаглот – отвратный символ папства и т.п. Интеллектуализм 20 ст. еще более усложнил спектр мыслимых подходов к декодировке насыщенных литературными реминисценциями и пародиями сказок К. В них, например, стали усматривать: А.Дикинс – пласт пародийной шахматной морали, содержащий сложную метафизическую философию христианского толка; А.Эттелсон – систему закодированных изречений и слов Ветхого Завета; Р.Брэдбери – идеальную модель холодного мира викторианской эпохи (Страна Чудес Алисы у К. или «то, что мы есть»), противопоставленную человеколюбивому Изумрудному Городу (Страна Оз у Ф.Баума или «то, чем мы хотели бы быть»), и т.д. Выступая как результат эволюции элитарной европейской культуры 19 ст., обретения литературы «нонсенса» в версии К. наглядно демонстрировали гармонию, потенциально присущую всякой несообразности; эвристический потенциал постижения граней и переходов между рациональным и иррациональным; катартический, очищающий характер бесчисленных логических интерпретаций и смеховых истолкований текстов, выступающих как самодостаточные игровые пространства ментального уровня. Пространственно-временная организация («хронотоп») сказок К. – сложна и абстрактна: время (текущее как бы во сне) не соотносимо ни с психологическими самоощущениями героев, ни с разверткой их биографий; пространство – многомерно (плоскости сна, зеркального отражения и шахматной игры в «Зазеркалье»), сложно организовано и легко трансформируемо любым мыслимым образом. Словоформный строй произведений К. – компендиум языковых проблем: типичного несовпадения звука и смысла в словах; различения предметов, имен предметов и имен имен предметов; соотношения слов как неразложимых атомов и текста как макетного их единства и т.д. (Именно в этом главное отличие историй К. от «классических» волшебных сказок: в сочинениях К. все осуществляется в сфере языка и посредством языка; это – не столько сказание, сколько составной дискурс, обращенный к читателю.) Так, Делез в контексте обоснования шизоанализа и исследования в этой связи так называемого «шизофренического языка» истолковывал «бессмысленные стихи» К. как типичное «шизофреническое изложение»: «Во всех произведениях К. читатель встретит: 1) выходы из туннеля, предназначенные для того, чтобы обнаружить поверхности и нетелесные события, которые распространяются на этих поверхностях; 2) сущностное родство этих событий языку; 3) постоянную организацию двух поверхностных серий в дуальности «есть/говорить», «потреблять/предлагать» и «обозначать/выражать»; а также – 4) способ, посредством которого эти серии организуются вокруг парадоксального момента, иногда с помощью «полого» слова, иногда эзотерического или составного». Пример «эзотерического слова» у К., по оценке Делеза, – кэрроловский «снарк» (контаминация англ. shark – акула и snake – змея). Согласно Делезу, «шизофренический язык» К., явивший себой текстуальную объективацию представлений Гельдерли-на об ипостаси языка как «знака, лишенного смысла», являл собой (наряду с поисками А.Арто, Клоссовски и др.) альтернативу «традиционным структуралистским» моделям поэзии. По Делезу, К. разработал и основал «сериальный метод в литературе»: 1) – Когда обнаруживаются «две версии событий с едва заметными внутренними различиями, которые регулируются странным образом» (например, часы в «Сильвии и Бруно», заставляющие события возвращаться двумя путями: либо посредством умопомешательства, обращающего вспять их последовательный порядок, либо посредством легких вариаций согласно стоическому предопределению). 2) – Когда находятся «две серии событий, где крупные и при этом все нарастающие внутренние различия регулируются предложениями или же, по крайней мере, звуками и звукоподражаниями» (в сответствии с законом зеркала) – ср. у К.: «...то, что могло быть видимо из старой комнаты, было совсем неинтересным... но все остальное было настолько иным, насколько возможно». 3) – Когда сосуществуют одна серия чистых выражений и одна серия обозначений, характеризующиеся большой несоразмерностью и регулирующиеся эзотерическими словами. Слова эти образуются: а) либо взаимодействием слоговых элементов одного или нескольких предложений, следующих друг за другом: замена оборота «Ваше королевское Высочество» – словом «вашство»; б) либо как формальная фиксация синтеза существования: ни одно из них (например, «Флисс», плод без вкуса, он же Аззигумский Пудинг) не является циркулирующим словом как таковым – они скорее имена, «обозначающие данное слово» или «как слово называется». 4) – Когда серии регулируются «словами-бумажниками», сокращающими несколько слов или сворачивающими несколько смыслов: см. слово «Бармаглот» или у K.Jabberwocky – обозначающее фантастическое животное и при этом могущее трактоваться в англ. как «плод возбужденного и долгого спора». Фантастика К. органично достраивалась также и иными его исследованиями. В трактате «Принципы парламентского представительства» (1884) К. выстраивал аргументацию по принципу игры двух лиц с нулевой суммой, адекватное математическое выражение которой было осуществлено лишь в 1928 Дж.фон? Нейманом. Проблематика логико-математических работ К. (подписывавшихся им как «Доджсон») и сюжеты его сказок (например, про то, как «однажды совпадение гуляло с маленьким происшествием, и они встретили объяснение...») органично взаимодополняли друг друга: по мысли Делеза, «все логические работы Кэрролла непосредственно посвящены значению, импликациям и заключениям, и только косвенно смыслу, – а именно, там, где речь идет о парадоксах, с которыми сигнификация не справляется или которые она же сама и создает. Напротив, работа фантаста направлена именно на смысл и обрушивает на него всю мощь парадокса. Это как раз соответствует двум состояниям смысла – фактическому и правовому; апостериорному и априорному; одному, в котором смысл косвенно вводится через круг предложения, и другому, в котором он обнаруживается явно, как таковой, посредством разрывания круга и развертки его вдоль границы между предложениями и вещами». Придуманная К. развлекательная математика способствовала выработке качественно нового понимания связи человека и математических закономерностей: как способ проблематизации человеческих событий и как предположение о том, что последние сами по себе суть условия проблемы. Так, в работе «Динамика частицы» у К. находим: «Можно наблюдать, как две линии прокладывают свой монотонный путь по плоской поверхности. Старшая из двух благодаря долгой практике постигла искусство ложиться точно между экстремальными точками – искусство, которого так мучительно не хватает молодой и импульсивной траектории. Но та, что моложе, с девичьей резвостью все время стремилась отклониться и стать гиперболой или какой-нибудь другой романтической и незамкнутой кривой... До сих пор судьба и лежащая под ними поверхность держали их порознь. Но долго так не могло продолжаться: какая-то линия пересекла их, да так, что сделала сумму двух внутренних углов меньше, чем два прямые угла...». Произведения К., а также многочисленные философские, логические, психоаналитические, лингвистические и пр. комментарии к ним сыграли значимую роль в эволюции главных философских направлений 20 ст. (См. также Язык, Языковые игры, Шизоанализ.)


kazak7484
КАРНА - божество похоронного обряда, сестра Жели.
КИЙ - сын Ария, внук Дажьбога, прародитель русичей, основатель Киева.
КРИВДА - богиня лжи, обмана.

Galchonok65
Кэндо
(яп.) – путь фехтовальщика; японское фехтование
Galchonok65
Культура
(лат. cultura — возделывание, воспитание, почитание) — универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Понятие «К.» употребляется также для обозначения уровня совершенства того или иного умения и его внепрагматической ценности. К. изучается комплексом гуманитарных наук, в первую очередь культурологией, философией культуры, этнографией, культурной антропологией, социологией, психологией, историей



Рекомендуем почитать также топики:

Правила

"Э"

"М"

"Ц"

"Я"