Полная версия Вход Регистрация
Семёныч
Я уже давно обещал выложить музыку великого Дитриха Букстехуде.





Величайший мастер Барокко.






Семёныч
А вот и Франческо Дуранте. Явно слышится красота и сила стиля Барокко.





Вот ещё очень исполнение интересное.





Конечно нет такой огромной мощи, как в музыке Баха... Но музыка весьма интересна.
moishe
QUOTE (Семёныч @ 29.11.2009 - время: 19:38)
Звукорезы есть те - кто гордо именует себя звукорежиссёрами, хотя являются просто людьми средне разбирающимися в музыкальных компах. Тебе бы Мойша труды по философии писать)))

Каждый имеет имеет точку зрения и может её свободно выражать ... :))))
Семёныч
Вот ещё яркое представление музыки Барокко.


Семёныч




Вот ещё произведение пожалуй самого яркого представителя музыкм Барокко во Франции Франсуа Куперена.
fkk6
в классике не разбираюсь, но барокко под настроение слушаю с удовольствием. кроме всемирно известных композиторов навроде Баха, Вивальди, Телемана, очень нравится Альбинони.особенно его концерты для гобоя.

не самая лучшая тема, просто что на ютубе нарыл.






ну и адажио конечно.




Это сообщение отредактировал fkk6 - 04-12-2009 - 23:06
Семёныч
Один из самых ранних представителей Барокко. Клаудио Монтеверди.





Это сообщение отредактировал Семёныч - 05-12-2009 - 17:36
Семёныч
Венская классика (около 1780—1827) — направление европейской классической музыки второй половины XVIII века в Вене.

К нему принадлежат композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Иногда сюда же относят Михаэля Гайдна и Карла Дитерса фон Диттерсдорфа.

Трёх великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разнообразнейшими стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии эпохи барокко. Венские классики создали тот высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму.

Основной особенностью данного направления является применение трёх приёмов: обязательного аккомпанемента, наличия сквозных тем и работы над темой и формой.

Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания.

В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм многих их сочинений. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи — симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательное формирование 4-хчастного сонатно-симфонического цикла.

Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра — его стабильного состава, функциональной определённости оркестровых групп. Сложились главные классические типы камерных ансамблей — фортепианное трио, струнный квартет и другие. Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепьянная музыка. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы — лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и других.

Каждый из мастеров венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен — к героике, Моцарт, будучи универсальным художником — к разнообразным оттенкам лирического переживания.

Центральной площадкой развития данного музыкального направления стала Вена, столица музыкальной культуры того времени. И если Париж с его оперой и Лондон с его публичными концертами были задающими тон музыкальными городами Европы второй половины XVIII века, то Вена после смерти прославленного Моцарта и переезда в неё Бетховена занимала в мире музыки господствующее положение. И если Моцарт при жизни был скорее одним из известных венских композиторов, то Бетховен уже считал Вену венцом своей творческой карьеры. Это обстоятельство прозорливо подметил почитатель Бетховена граф Фердинанд Эрнст Габриель фон Вальдштайн в своем письме к нему: «Благодаря Вашему неустанному усердию Вы получите дух Моцарта из рук Гайдна»

Термин «венские классики» впервые был употреблен австрийским музыковедом Рафаэлем Георгом Кизеветтером в 1834 году в отношении Гайдна и Моцарта. Позднее другие авторы добавили в этот список и Бетховена. Венских классиков часто называют также представителями Первой венской школы.

Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической венской школой, сохраняет своё значение и до сих пор.
Семёныч
Реформатор оперной классической школы. Глюк. "Мелодия" из "Орфея и Эвридики"





Один из первых композиторов виртуозов пианистов Роберт Шуман."Грёзы"









Волшебник Моцарт. Ре минорная соната.




Это сообщение отредактировал Семёныч - 11-12-2009 - 19:04
Семёныч
Паганини был тоже венским классиком.




Мендельсон, один из основателей современного симфонического оркестра.






rach123
Мендельсон хорошо писал... Струнные симфонии у него хорошие...
Семёныч
QUOTE (rach123 @ 06.01.2010 - время: 04:04)
Мендельсон хорошо писал... Струнные симфонии у него хорошие...

Мендельсон??? Ну на любителя.. На любителя...
Семёныч
Волшебник Моцарт. Увертюра к "Дон Жуану"



Семёныч




Там же. Мария Каллас.





Каллас. "Похищение из сераля" Моцарт конечно)

Это сообщение отредактировал Семёныч - 11-01-2010 - 21:02
Семеныч, а что скажете за Classical Harmonica? Ну то есть когда с махонькой дудящей коробочкой да классику играть?
Семёныч
Вопрос задан. Постараюсь ответить. Живой пример




Вообще очень много видов гармоник, но в рассматриваемые на данном топике Барокко и Венской Классике гармоники не применялись. Это уже более современный инструмент. Инструмент весьма своеобразный, но не менее полноправный. чем другие. Гармоника в сопровождении симфонического оркестра звучит довольно часто, но это больше инструмент для кантри, блюза, джаза... Впрочем Тутс Телеман доказал, что гармонику можно применять во всех стилях.





Но и в классике, хоть и не писалось специально под гармонику, но встречаются довольно убедительные исполнения.








Про современность и спора то нет.
А про Тутса, это вообще отдельный разговор. Он один может художественно пересвистеть нашу эстраду целиком.
В моем параде предпочтений он не на первом месте.


Вот эдак




и эдак





Жаль на Ютубе видео Роберта Бонфиглио нету. У него тоже есть очень интересные вещи.То же самое скажу и о Tommy Reilly.

Это сообщение отредактировал Товарищ Барон - 19-01-2010 - 20:34
Семёныч
Мы уже много говорили на эту тему. Гармоника может многое сыграть... Вопрос зачем? В классике без неё лучше. Пример.


moishe
QUOTE (moishe @ 30.11.2009 - время: 17:13)
QUOTE (Семёныч @ 29.11.2009 - время: 19:38)
Звукорезы есть те - кто гордо именует себя звукорежиссёрами, хотя являются просто людьми средне разбирающимися в музыкальных компах. Тебе бы Мойша труды по философии писать)))

Каждый имеет имеет точку зрения и может её свободно выражать ... :))))

Ладно, Семёныч, расскажу тебе про основных хулиганов музыкальной сцены:
Первые, - вокалисты: суют микрофон, куда не следует (матом не выражаюсь, ибо это служебное :)))))
Вторые, - гитаристы: увлекаются время от времени настолько, что без служебной лексики не обойтись ... 00051.gif 00051.gif 00051.gif


QUOTE (Семёныч @ 20.01.2010 - время: 00:03)
Мы уже много говорили на эту тему. Гармоника может многое сыграть... Вопрос зачем? В классике без неё лучше.

В классике как в любом деле вопрос зачем скорее к пришедшим в жанр исполнителям ,чем к музыке как таковой.



Семёныч
О Романтизме ещё не говорили. Ты поторопился Мойша. По поводу Винокура... Я тут не модер, но вообще то не стоит на классике выкладывать лишнее. Есть же Мясы там... Жалко дрочилку прикрыли. Много народу на музыку нападало от туда.
Семёныч
Единственная опера написанная великим Венским Классиком.
Бетховен "Фиделио" увертюра. Оркестр Караяна.


rach123
Мне вот этот концертик нравится. Не сказал бы, что хорошее исполнение, но все же... Моцарта трудно испортить.


Семёныч
Какой кошмар... Моцарта можно испортить. Как Вы это только откопали...
rach123
QUOTE (Семёныч @ 31.01.2010 - время: 20:12)
Какой кошмар... Моцарта можно испортить. Как Вы это только откопали...

:) первое, что попалось в ютюбе :) Есть еще исполнение Превина...
Семёныч




Довольно спорное исполнение и мюнхенский оркестр не из лучших но... Моцарт остался Моцартом.
Семёныч
Ну вроде о Венской Классике поговорили. Теперь перейдём к Романтизму. Думаю уже пора.

Романтический период классической музыки - романтизм

Музыка в период с 1810 до 1910

Вслед за классическим периодом в развитии классической музыки наступил романтический период. Музыка в романтический период отличается энергией, интенсивностью и страстью. Строгие формы классической музыки обрели экспрессию и выражение. Музыка стала ближе к искусству, литературе и театру.

Людвиг ван Бетховен свои ранние работы творил в традициях классицизма и его лучших представителей - Моцарта и Гайдна, но вскоре становится более смелым и выразительным. Отклонив строгие формулы для симфоний и сонат, он ввел целое новое направление музыки, давая в своих работах ссылки на иные аспекты жизни - например, его Пасторальная Симфония описывает сцены из сельской местности.

Многие композиторы, пишущие симфонии, отозвались на нововведение Бетховена двумя способами - некоторые сохранили формат классической симфонии как структуру для своих собственных идей (Шуберт, Брамс, Дворак, Чайковский) или начали создавать симфонии, которые следовали одной основной сюжетной линии или 'программе' ("Фантастическая симфония" Берлиоза или "Симфония Фауста" Листа).

Так же как симфонии, симфоническая поэма и описательная увертюра были популярны как самостоятельные части оркестровой музыки, которые описывали произведения живописи или поэзии и пробуждающие патриотические чувства ("Les preludes" Листа, "Финляндия" Сибелиуса, Увертюра "Ромео и Джульетты" Чайковского и "Ночь на лысой горе" Мусорского).

Романтический период был периодом рождения солистов-виртуозов как явления, исполнители становились звездами своих дней. Список виртуозов воглавляют пианисты Лист и Шопен и скрипач Паганини. Все они были музыкальными брилиантами эпохи романтизма.

В Германии очень значительной частью репертуара музыкантов стал романс - идеальная форма для романтизма, как единство музыки и поэзии. Шуберт и Брамс создавали очень много романнсов. Песни были главным образом исполнялись под фортепьяно.

В середине романтической эпохи взошла звезда Джузеппе Верди, который признан одним из величайших композиторов всех времен. Он перевернул всю итальянскую оперу передставив миру новые сюжеты произведений, часто с социальными, политическими или патриотическими темами, и это в сочетании с прямым и ясным подходом к созданию музыки очень сильно воздействовало на слушателей.

В Германии реформатором оперы стал Рихард Вагнер, он полностью изменил немецкую оперу. До Вагнера действие и музыка в действие и музыка в опере были разбиты на отдельные части или короткие номера, так же, как и в современных музыкальных шоу. Аудитория могла апплодировать между номерами, а исполнители раскланиваться на аплодисменты.

Оперы Вагнера написаны как длинная, непрерывно текущая музыка. Характеры персонажей и идеи произведения описывают короткие мелодии названные лейтмотивами. Для музыки Вагнера важно сочетание гармонии. Это похоже на конструирование - главное как слова ложаться на музыку, а не только рифмуются между собой.

Идеи Вагнера повлияли на многие музыкальные произведения, на крупномасштабные симфонии Брукнера и Малера и оперы Рихарда Штрауса, и достигли Италии, где Верди и Пучини начали создавать оперы используя многие идеи Вагнера.

Наступает 20 век, и продержавшись еще немного, период романтизма уступает место новым течениям и направлениям в уже ставшей классической музыке. Происходят значительные изменения в музыке - приходит период Модернизма.

Знаковые работы периода романтизма в музыке:
Бетховен: Симфония № 9
Чайковский: "Щелкунчик", Симфония № 6
Шуберт: "Зимний путь"
Лист: Симфония Фауста
Вагнер: Тристан и Изольда, Цикл "Кольцо Нибелунгов"
Верди: "Риголетто"
Семёныч
Ярчайшие представители Романтизма в музыке. Шопен.





Шуман. Грёзы.




Шуберт.





Рыжа
Ян Сибелиус-Финляндия


Семёныч
«Сибелиус – классик финской музыки. Композитор отображал в своих произведениях финские мифы, историю народа и родную природу»... В этом определении 90% неправды! Такое толкование совершенно несправедливо принижает роль этого композитора в мировой музыке.

В конце XIX века в ряде стран и национальных окраин ещё не сложились свои композиторские школы. Места классиков национальной музыки были вакантны, и их заняли люди, прошедшие курс музыкальной науки у Римского-Корсакова или Карла Рейнеке, и услаждавшие слух своих соплеменников знакомыми родными напевами. Но эти классики оставались звездами местного масштаба. Нередко и страны, много давшие для мировой культуры в иные времена, так и не обрели своих композиторов мирового уровня и до сих пор их не имеют.

Нет! Сибелиус фигура иного масштаба, и не только потому, что он создал Концерт для скрипки с оркестром, который ныне является неотъемлемой частью скрипичного репертуара, а также ряд популярных во всем мире произведений, но потому, что его творчество для своего времени было новаторским и сыграло свою роль в эволюции музыки первой половины XX века.

Конечно, человек, полагающий, что музыку XX века отличают резкие диссонансы, изломанность мелодической линии и острая ритмика, Сибелиуса к композиторам XX века не отнесет, особенно если его знакомство с Сибелиусом ограничено Грустным вальсом и симфонической поэмой «Туонельский лебедь». Но Сибелиус совсем не прост. Его Симфонии трудны для восприятия не в меньшей степени, чем симфонии Малера или Шостаковича. А популярный ныне Концерт для скрипки с оркестром завоевал выдающееся место в репертуаре скрипачей только спустя полсотни лет после написания.

БИОГРАФИЯ. Иоганн (Юхан) Кристиан Юлиус Сибелиус родился в 1865 г. в шведской семье в маленьком финском городке Хямеенлинне, в котором его отец служил гарнизонным врачом. Музыку мальчик полюбил уже в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано Сибелиус начал брать в семилетнем возрасте, но больше любил импровизировать, чем играть упражнения. Уроки игры на скрипке начались, когда Сибелиусу было около 16 лет, и скрипка всецело захватила его. Уже в Хямеенлинне сочинено около 15 фортепьянных и камерных произведений. Образцами для Сибелиуса служили венские классики, Мендельсон, Григ и Чайковский.

Осенью 1885 г. Сибелиус поступил на юридический факультет Александровского университета в Гельсингфорсе (Хельсинки) и одновременно начал учебу в музыкальном училище. Но скрипка взяла верх, и университет был оставлен. Под руководством ректора музыкального училища Мартина Вегелиуса Сибелиус изучал теорию музыки. Постепенно юноша стал понимать, что слишком поздно начал занятия на скрипке и сосредоточился только на композиции. Сочинял он очень много, и его юношеские произведения заслужили признание финских критиков, один из которых писал: «Господин Сибелиус одним махом оказался в первых рядах тех, на ком возлежит будущее музыкального искусства Финляндии».

Однако настало время продолжить учебу за границей. Рядом был Петербург и маститый Римский-Корсаков, но Вегелиус посоветовал поехать в Германию. В Берлине Сибелиус занимается контрапунктом у Адольфа Беккера, который дал ему хорошую выучку, но не более. Гораздо больше в Берлине композитора увлекали концерты: Бетховен, Вагнер, молодой Рихард Штраус (он был старше Сибелиуса всего на год) – его кумиры. За Берлином последовала Вена. Сибелиус хотел заниматься у Брамса, но стареющий композитор отказался от преподавания, и Сибелиус попал под крыло Карла (Кароя) Гольдмарка, знаменитого в то время композитора брамсовского круга. Среди учителей Сибелиуса был и Роберт Фукс, у которого занимались ранее Малер и Гуго Вольф. Вена пленила Сибелиуса и вальсами Штрауса и концертами дирижера Ганса Рихтера. Огромное впечатление произвела на Сибелиуса музыка Антона Брукнера. Влияние этого тогда малопризнанного композитора на Сибелиуса несомненно: это и любовь к звучным хорам медных, длительным оркестровым crescendо и полифоническое экспонирование тем. Именно в Вене Сибелиус почувствовал тягу к сочинению оркестровой музыки. В Вене, естественно, Сибелиуса считали финном, и в композиторе проснулся интерес к финской культуре и финскому языку.

В 1891 году Сибелиус вернулся в Гельсингфорс другим человеком. Это не только прекрасно подготовленный музыкант. Это был финский композитор Ян Сибелиус. Именно с этого времени начинается настоящий Сибелиус. Однако путь к открытию собственного стиля был не простым. Композитор сознательно освобождает свой стиль от гармонической усложненности, свойственной тогдашней немецкой музыке, находит лапидарный мелодический склад, в оркестровом письме предпочитает сочные, нередко густые краски с большой ролью голосов низкого регистра. По мнению Сибелиуса, народная музыка служит отправной точкой в работе композитора, но в конечном итоге он должен подняться над уровнем национального. Немецкое влияние ушло быстро. Влияние Чайковского было сильнее. Оно явно чувствуется в Первой симфонии, прекрасном сочинении, написанном в 1899 году. Это было прощание с поздним романтизмом.

Начало XX века – время окончательного формирования стиля Сибелиуса, создание ярко индивидуальной композиторской манеры. В это время созданы Вторая и Третья симфонии и Концерт для скрипки с оркестром. В 1904 году композитор с семьей уезжает из Гельсингфорса и поселяется в местечке Туусула, где живет вдали от городской суеты. Наступает время мировой славы: в Англии приверженцами музыки Сибелиуса стали Генри Вуд, Роза Ньюмарч и Эрнест Ньюмен. В 1906 г. Сибелиус дирижировал своей музыкой в Петербурге, был тепло принят русскими композиторами. В 1907 г. Сибелиус познакомился с Густавом Малером, когда тот с концертами приехал в Гельсингфорс. Малер, который был также одним из самых именитых дирижеров своего времени, ни разу не дирижировал сочинениями своего коллеги. Сохранились воспоминания об из встрече. Если Сибелиус сказал, что главное, что восхищает его в симфонии, это «ее глубокая логика, которая требует внутреннего единства всех ее тем», то, по мнению Малера, «симфония должна быть как мир: в ней должно умещаться все».

Весной 1908 г. у Сибелиуса вырезали опухоль в горле. К этому периоду относятся его наиболее сложные для публики произведения. Появляются струнный квартет «Voces intimae» («Сокровенные голоса», 1909) и Четвертая симфония (1911). Модернистская природа Четвертой симфонии была воспринята как пощечина публике.
Сибелиус много концертировал, посетив, в частности, Гетеборг, Ригу, Копенгаген и Берлин. В 1912 г. ему предложили профессуру в Венской Музыкальной академии, от которой он отказался. В Америке в 1914 г. ему была присуждена степень почетного доктора Йельского университета.

Мировая война 1914–1918 гг. была для Сибелиуса трудным временем, как в душевном, так и в материальном плане. В 1917 г. Финляндия обрела независимость, но за этим последовала гражданская война. Тяготы военного времени отразились и на болезненном процессе создания Пятой симфонии. Лишь в 1919 г. была готова та редакция, которую исполняют сейчас.

После войны Сибелиус продолжал свои зарубежные выступления и написал Шестую (1923) и Седьмую симфонию (1924). Вместе с тем, он испытывал трудности стареющего композитора: «Работа теперь идет не с той скоростью, что прежде, а самокритика растет вне всяких пределов». Последнее крупное сочинение Сибулиуса - поэма «Тапиола» (1926). Над созданием восьмой симфонии Сибелиус бился вплоть до 1943 г., но в конце 1940-х гг. композитор сжег черновики и еще целый ряд произведений.

Его музыка исполнялась повсеместно, в его честь устраивались фестивали. Даже в старости Сибелиус сохранял интерес к новейшим течениям в музыке. Тепло принимал Сибелиус и выдающихся советских музыкантов. Поток посетителей в Айнола не прекращался, а когда композитору исполнилось 90 лет, бывший премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль послал Сибелиусу коробку его любимых гаванских сигар. Два года спустя, 20 сентября 1957 г., Сибелиус скончался в результате инсульта.

КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ был написан в 1903 году, в 1905 году создана 2-я редакция сочинения. Тем, кто хорошо знает музыку Концерта, порой трудно понять, что же такого необычного в музыке Концерта, всё в нем кажется выверенным и совершенным, но форма сочинения Сибелиуса (особенно 1-й части) не следует классическим образцам.

1-я часть Концерта начинается неторопливым монологом скрипки на фоне трепета струнных. Это пример бесконечной мелодии, свободной от повторов и членений, мастером таких мелодий был Чайковский. Но монолог у Сибелиуса беспрерывно эмоционально развивается, охватывая весь диапазон скрипки, и такое развитие в большой степени предвещает изложение темы в Первом скрипичном концерте Прокофьева и многие темы у Бартока и Шостаковича. После кульминации следует небольшая каденция скрипки, которую сменяет вступление низких инструментов оркестра. Метр неожиданно меняется на трехдольный, движение ускоряется и приводит к новой прекрасной теме (побочная партия). Побочная тема изложена полифонически – скрипка и оркестр одновременно ведут свои партии, контрастные по ритму (такие изыски полиритмии Сибелиус мог почерпнуть у Брукнера). Скрипка играет тему секстами, достигает вершины и замолкает. Стремительное моторное движение оркестра завершает экспозицию.

Разработка, как правило, самый напряженный раздел композиции. Но здесь всё не так! Сибелиус разработку поручает скрипке, предлагая развернутую драматическую каденцию. После каденции - страстного монолога солиста реприза наступает незаметно, начальная главная тема теперь излагается сжато, словно время раздумий прошло. Вновь звучит прекрасная побочная тема, и в заключении - стремительная кода, где скрипка и оркестр сливаются в неудержимом движении.

2-я часть Концерта представляется мне страстной серенадой. Но это не сладкая итальянская канцона, а серенада на тридцатиградусном морозе.

З-я часть Концерта начинается рокотом басов, отбивающих четкий ритм. На этом фоне скрипка играет стремительную тему, которая сменяется побочной темой, которая напоминает уличную песенку, сдобренную задорными синкопами. Концерт завершается мощным стремительным движением, в котором сливаются и солист, и оркестр.

Скрипичный концерт Сибелиуса не сразу нашел исполнителей. В СССР его впервые записала в 1947 году Галина Баринова, но широко Концерт Сибелиуса стал исполняться после того, как его в середине 50-х годов сыграл Давид Ойстрах. Ныне Концерт занимает равное положение в пятерке самых престижных скрипичных концертов: Бетховен – Мендельсон – Брамс – Чайковский – Сибелиус.

ВТОРАЯ СИМФОНИЯ ре мажор была создана Сибелиусом в 1902 году. Это самая масштабная из семи симфоний композитора и наиболее известная из них. Именно в этом сочинении композитор впервые последовательно использует индивидуальные, присущие только ему принципы построения формы, выступая при этом как смелый новатор.

Форма сонатного allegro от венских классиков до Шостаковича при всех своих разновидностях строится на едином принципе, который может служить примером гегелевской диалектики. В экспозиции главной партии (теза) противостоит побочная партия (антитеза), контрастирующая главной по характеру и по тональной окраске. После разработки наступает в репризе наступает синтез – темы обычно излагаются в одной тональности и их контраст либо снимается либо приобретает качественно иной характер. В связи с этим планом изложение тем в экспозиции имеет тезисный концентрированный характер, а разработке, напротив, происходит дробление, вычленение тематических элементов, часто происходят смены тональностей (модуляции).

У Сибелиуса все наоборот. Но в его индивидуальной манере есть своя логика. Сибелиус очень высоко ценил логику музыкальной формы (по советской терминологии был формалистом), но его форма не повторяла предшественников, не было придуманным изобретением, служила адекватному выражению духовного мира композитора, человека, жившего в преддверии Первой мировой войны.

В 1-й части 2-й симфонии (Allegretto) главная партия состоит из нескольких контрастных элементов. Вначале вступают светло и просто струнные, которые излагают тему, напоминающую православную псалмодию. Их сменяют деревянные духовые, играющие короткую попевку танцевального характера. Валторны отвечают им певучей фразой. Эти контрастирующие элементы повторяются, оставаясь отделенными друга от друга интонационно и темброво. После паузы наступает новый раздел экспозиции, тень резко сгущается, звучит одноголосный речитатив струнных, появляется важный нисходящий мотив с интонацией стона.

Только в разработке изложение приобретает целеустремленный характер, и весь тематический материал экспозиции интегрируется.

Реприза сжата по сравнению с экспозицией, но вновь возникает подчеркнутая разъединенность тематических элементов. В результате возникает ощущение неразрешенности конфликта.

2-я часть (Tempo andante ma rubato) самая продолжительная в Симфонии и сложная по драматургии. В ней созерцательное настроение неоднократно меняется на бурные драматические подъемы. В целом господствуют темные краски.

3-я часть (Vivacissimo) – стремительное и увлекательное Скерцо с певучей средней частью. При возвращении изначального движения музыка драматизируется и непосредственно вливается в финальную часть Симфонии.

4-я часть (Allegro moderato) открывается радостными фанфарами. Я прочитал недавно в одном сочинении, что Финал Симфонии носит ликующий праздничный характер. Но господин музыковед, видимо, прослушал только первые 8 тактов Финала. Как во многих Симфониях Малера, разрешение драматических коллизий Симфонии Сибелиуса происходит в Финале. Финал полон энергии, мужественности, драматизма, объединен единым порывом, нередко с оттенком трагедии. И завершение Симфонии далеко от фанфарного оптимизма.

2-я симфония Яна Сибелиуса привлекала и привлекает многих выдающихся исполнителей, среди которых Тосканини, Орманди, Бернстайн, Колин Девис, Караян и Джеймс Левайн. Сложная драматургия Симфонии допускает множество интерпретаций. Превосходную запись Симфонии сделал Геннадий Рождественский.

ТРЕТЬЯ СИМФОНИЯ до мажор написана в 1907 году. Композитор хотел после драматичной Второй написать оптимистичную Симфонию. Замысел этот удался. Компактная Третья симфония отличается невероятной привлекательностью и обаянием.

1-я часть (Allegro moderato) открывается бодрым маршевым ритмом у струнных. К ним присоединяется весь оркестр и музыка приобретает острый гармонический колорит, созданный гулким звучанием бурдонных квинт в басах (такие эпизоды грубоватой народной музыки нередки у Малера). Но не все так просто и весело. Протяжный звук предваряет побочную, мрачноватую тему. Разработка, как обычно у Сибелиуса, носит целеустремленный характер и на ее вершине начинается реприза. Но музыка вдруг прерывается. Звучит тревожное аккордовое pizziccato струнных и хорал, который достаточно неожиданно завершает часть.

2-я часть (Andantino con moto) – вальс. Сибелиус, как и Чайковский, был мастером симфонического вальса. Казалось бы: что еще можно придумать в Вальсе? Но Сибелиус создает что-то необыкновенное, что проникает прямо в душу. Я начну с опаской относиться к тому человеку, которого не тронула эта музыка (если он не глухой, конечно). Это шутка, конечно.

3-я часть (Moderato. - Allegro ma non troppo) очень своеобразна по форме. В ней господствует очень быстрое движение, но кажется, что весь оркестр бежит, чтобы найти тему. Это музыкальная «Поэма без героя» (ведь темы – герои симфонической музыки). Но вот прекрасная тема найдена и на ее основе выстраивается мощное оркестровое crescendo, которое и завершает Симфонию.

Дискография Симфонии включает записи Бернстайна, Колина Девиса, Кондрашина, Пауля Клёцки, Курта Зандерлинга, Саймона Ретла и др.

РЕЗЮМЕ. Мария Вениаминовна Юдина на одном неофициальном концерте сказала: «Мы пришли сюда заниматься серьезным делом – слушать музыку…» Слушать музыку - это серьезное дело, и чем лучше музыка, тем сложнее процесс ее постижения, но тем выше то эмоциональное воздействие, которое она вызывает. Музыка Сибелиуса рассчитана на внимательного слушателя и, скорее всего, на многократное слушание. Таково многое в мировом музыкальном наследии: Малер, Брамс, Брукнер, Шостакович, Шнитке, поздние сонаты и квартеты Бетховена, крупные сочинения Баха и Генделя, и эта часть музыки – ее лучшая часть.
Семёныч
Романтизм в чистом виде – это явление западноевропейского искусства. В русской музыке XIX в. от Глинки до Чайковского черты классицизма сочетались с чертами романтизма, ведущим элементом являлось яркое, самобытное национальное начало. Романтизм в России дал неожиданный взлет тогда, когда это направление казалось уже отошедшим в прошлое. Два композитора XX в., Скрябин и Рахманинов, вновь воскресили такие черты романтизма, как безудержный полет фантазии и задушевность лирики. Поэтому
XIX в. называют веком музыкальной классики.

Время (1812 год, восстание декабристов, последовавшая реакция) наложило отпечаток на музыку. Какой бы жанр мы не взяли – романс, оперу, балет, камерную музыку – везде русские композиторы сказали свое новое слово.

Музыка России при всей ее салонной изящности и строгой приверженности традициям профессионального инструментального, в том числе сонатно- симфонического письма, зиждется на неповторимом ладовом колорите и ритмическом строе русского фольклора. Одни - широко опирается на бытовую песню, другие - на оригинальные формы музицирования, а третьи – на старинную модальность древнерусских крестьянских ладов.

Начало XIX в. – это годы первого и яркого расцвета жанра романса. До сих пор звучит и радует слушателей скромная искренняя лирика Александра
Александровича Алябьева ( 1787-1851). Он писал романсы на стихи многих поэтов, но бессмертными являются “Соловей“ на стихи Дельвига, “Зимняя дорога”, “Я вас люблю” на стихи Пушкина.

Александр Егорович Варламов (1801-1848) писал музыку к драматическим спектаклям, но больше мы его знаем по известным романсам “Красный сарафан”,
”На заре ты меня не буди”, “Белеет парус одинокий”.

Александр Львович Гурилев (1803-1858) -- композитор, пианист, скрипач и педагог, ему принадлежат такие романсы, как “Однозвучно звенит колокольчик”, “На заре туманной юности” и др.

Самое видное место здесь занимают романсы Глинки. Никто другой тогда еще не достигал такого естественного слияния музыки с поэзией Пушкина,
Жуковского.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) – современник Пушкина (на 5 лет моложе Александра Сергеевича), классик русской литературы, стал основоположником музыкальной классики. Его творчество – одна из вершин русской и мировой музыкальной культуры. В нем гармонично сочетаются богатства народной музыки и высочайшие достижения композиторского мастерства. Глубоко народное реалистическое творчество Глинки отразило мощный расцвет русской культуры 1-й половины XIX в., связанный с
Отечественной войной 1812 и движением декабристов. Светлый, жизнеутверждающий характер, стройность форм, красота выразительно-певучих мелодий, разнообразие, красочность и тонкость гармоний – ценнейшие качества музыки Глинки. В знаменитейшая опере “Иван Сусанин”(1836) получила гениальное выражение идея народного патриотизма; моральное величие русского народа прославляется и в сказочной опере “Руслан и Людмила“. Оркестровые сочинения Глинки: “Вальс-фантазия”, “Ночь в Мадриде” и особенно
“Камаринская”, составляют основу русского классического симфонизма.
Замечательна по силе драматического выражения и яркости характеристик музыка к трагедии “Князь Холмский”. Вокальная лирика Глинки (романсы ”Я помню чудное мгновенье”, ”Сомнение”) -- непревзойденное воплощение в музыке русской поэзии.
Семёныч
Ярчайшие примеры Русского Романтизма













Великолепное исполнение произведения Александра Львовича Гурилёва.
Семёныч



Романсы Глинки... Вершина Русского романтизма.



Хоть и было, но исполнение уж ... Красиво.
Семёныч



"Руслан и Людмила". Хорошо у Нетребки Получилось.
Sarita
QUOTE (Семёныч @ 28.03.2010 - время: 14:04)
"Руслан и Людмила". Хорошо у Нетребки Получилось.

Название видео прочитала как rassian и Людмила 00003.gif
Пришли нехорошие мысли 00014.gif

Запись понравилась. Спасибо
00074.gif



Рекомендуем почитать также топики:

История Классической музыки

Пианисты, исполняющие Рахманинова и пр...

Альбомы, дискография классической музыки

Театры и залы мира.

Классическая музыка...