Полная версия Вход Регистрация
Odesssa
Беляев вошёл в мою жизнь в раннем детстве, ещё с двухдорожечных магнитофонов. Куплеты про евреев, или озорные частушки слушали родители таясь от детей, а дети от родителей. Редкостно разгильдяйские песенки намекали на оторву-исполнителя. В советской прессе про таких не писАли по определению, потому слухи ходили самые неимоверные. Тем удивительнее, что биография у человека складывалась вполне благополучно. Работал переводчиком, никогда в жизни он не пил и не курил, и т.п.
QUOTE
Беляев Константин Николаевич (р. 23.11.1934 г.) - исполнитель, поэт и композитор, родился в поселке Большая Долина, станция Аккаржа (немецкое поселение под Одессой ). Мать - Надежда Александровна работала в совхозе, отец - Николай Захарович, погиб на фронте, есть младший брат Владимир, проживающий в Одессе. В 1946 году Константина отправили в одесскую спецшколу-интернат с преподаванием ряда предметов на английском языке, там учился до 1953 года. Спецшкола находилась на Большом Фонтане, а потом переехала на улицу Ботаническую. Затем Беляев переехал в Москву и поступил в Институт военных переводчиков, там проучился три года, а затем, в период хрущевской демобилизации ("миллион шестьсот сорок тысяч"), почти весь курс был расформирован (октябрь 1956 г.). В связи с тем, что продолжить учебу не представлялось возможным (учебный год уже начался), Беляев завербовался через МПС и поехал работать учителем английского языка на станцию Отар, под Алма-Атой, там преподавал в течение года английский язык в старших классах. После этого вернулся в Москву и поступил на переводческий факультет Института иностранных языков имени Мориса Тореза, который закончил в августе 1960 года и по распределению попал в международный отдел аэропорта Шереметьево на должность диспетчера-переводчика. Живя в общежитии аэропорта, году в 1961 начал осваивать гитару, начал петь и сочинять песни.
В 1963 году Беляев уволился из Шереметьево и перешел в пединститут имени Ленина на преподавательскую работу, там работал около трех лет, создал женский студенческий ансамбль. Затем Константин Беляев преподавал в МГИМО, английской спецшколе, Институте иностранных языков, Академии внешней торговли и Институте стали и сплавов, в котором работал до ареста в 1983 году. В 1966-67 году Константин Николаевич познакомился с Юрой Мироновым и Давидом Шендеровичем, который организовывал записи и концерты шансонных бардов в Москве, в том числе Аркадия Северного. Первые записи Беляева, Миронова и других проводились во второй половине 60-х годов в Доме науки и техники, который находился напротив музея имени Пушкина на Волхонке. Звукорежиссером был Алексей Манхегов, который там работал. В эти же годы Беляев увлекся коллекционированием фирменных дисков, которых к 1983 году накопилось более восьмисот. В конце шестидесятых Беляев познакомился и подружился с поэтом и художником Игорем Эренбургом, до этого уже был знаком с Сашей Щербаковым (Шлёмиком), Димой Дмитриевым и Владимиром Хазовым, с которыми начал исполнять и записывать песни, в том числе и песни Игоря Эренбурга.
Автор многих известных песен и составитель цикла куплетов "Кругом одни евреи". В 1970-х годах жил на улице Горького, два года снимал квартиру у знаменитой исполнительницы цыганских песен Ляли Чёрной. В 1983 году был осужден на 4 года (ст. 162 УК РСФСР, незаконный промысел)
С 1988 по 1993 год занимался частным бизнесом, параллельно активно начал записываться. В 1996 году впервые записался на профессиональной студии "Рок-Академия", после чего в 1997 вышел первый официальный сольный диск "Озорной привет из застойных лет". За период с 1966 года выпустил эксклюзивом более ста альбомов и концертов. Постоянно производится оцифровка и восстановление старых катушечных записей. В репертуаре примерно 400 песен: лирика, романсы, цыганщина, одесские юморные и озорные, приблатнённые.
20 февраля 2009 года Константин Николаевич Беляев скончался на 75 году жизни.

Константин БеляевКонстантин БеляевКонстантин Беляев Фото соответственно 70х, 80х, и 90х гг.
Вспомнил про этого интересного человека, по тому, что затарился его альбомами. Есть записи интервью и передач. Вот небольшая выдержка:
- Как Вы пришли в музыку ? С чего всё начиналось у Вас ?
- В интернате, где я воспитывался, я играл на мандолине. Потом я в институте выступал в самодеятельности, в военном институте я пел в хоре, а действительно я начал серьезно заниматься гитарой и сочинительством песен где то с 1960-го года. Я окончил институт Мориса Тереза и меня послали работать в аэропорт Шереметьево диспетчером-переводчиком. Работа была сутки – через трое, у меня было много свободного времени, я купил себе гитару и начал под гитару подбирать песни. У меня не было ни учителей, ни самоучителя, всё на самообучении. А когда через полгода я начал играть, то захотелось блеснуть перед девочками, и я начал сочинять песни. Одна из первых песен была "Не могу я без тебя, не могу", такая лирическая песня. А потом с моим другом Юрой Мироновым, который работал в клубе техником по звуку, мы начали записывать мои песни на магнитофон. Записывали не только мои песни, но и песни неизвестных авторов, потому что тогда не играло роли, кто написал песню. Если тебе понравилась песня, ты её просто брал в свой репертуар. Уже тогда я начал потихоньку сочинять свои знаменитые куплеты про евреев. К сочинению этих куплетов подключались и все мои друзья.
А в 70-ом году я застрял в Одессе во время эпидемии холеры. Тогда я сочинил песню:

"На Деребасовской случилася холера,
Её схватила одна б…. от кавалера.
Пусть бога нет, но бог накажет эту бабу,
Что в подворотне где то выдала арабу."

Эта песня получила широкую огласку, её стали записывать везде и просить меня исполнить на всех выступлениях. Её стали петь и другие исполнители. Так мои записи разошлись по стране.

Как-то на толчке, на рынке, в Одессе, подхожу к продавцу музыкальных записей и говорю:
- А чего ты моими записями торгуешь ?
А он в ответ:
- Да почему твоими ? Это Костя Беляев
- Так я и есть Беляев Костя.
- А ты докажи
Пришлось мне ему паспорт показать. Тот обрадовался, предложил ещезаписей сделать. Потом он приезжал ко мне в Москву и мы записали три "Одесских концерта".

Я в то время преподавал иностранный язык в академии Внешней Торговли, но ректор академии узнав о моём пении, сказал: "У нас не может преподавать человек, распевающий антисоветские и диседентские песни", и мне пришлось уйти из академии.

- То есть из за музыки Вы всё таки пострадали ?
- Ну конечно, из за музыки я много пострадал. Я уж не говорю о том, что мне пришлось отсидеть четыре года из за музыки. В 83-ем меня привлекли за запись музыки. Там мне сразу заявили: "Теперь будете распевать свои гнусные песни в местах не столь отдаленных".

- Официальное обвинение было другое ?
- Официальное обвинение было: "Занятие запрещенным промыслом, тиражирование магнитофонных записей", была такая статья, 163-я. Тогда этот промысел был государственным, только студии записи могли этим заниматься. А у меня была роскошная аппаратура, проигрыватель, магнитофон "Akai", и 800 фирменных дисков, и я с них записывал на пленку. Я работал преподавателем, но жил в основном за счет частных уроков, ну и записывал примерно 5 катушек в неделю. Частные уроки оплачивались хорошо, и я почти все деньги тратил на аппаратуру и на диски. Фирменный диск тогда стоил 60-65 рублей. У меня была хорошая коллекция, "Queen", "Uriah Heep", "Alan Parsons", "Genesis" еще много-много. И всё-всё было конфисковано. До джинсов, до штанов, до наволочек, даже занавески и простыни, всё было конфисковано. И мне дали четыре года.

- В одной своей песне о Вас пел Аркадий Северный, Вы были с ним знакомы ?
- Я, конечно, знал про Аркашу Северного, но он появился здесь, в Москве, только перед самой смертью, в 79-ом или 80-ом году. В конце января я пришел на его концерт, мы с ним поговорили. Я еще спросил: "Аркаша, чего ты меня запер в Киев, я же там никогда не пел ?":
"А на Крещатике поёт Беляев Костя,
Он под гитарку свои песенки поёт,
Но только Костю иногда вот так заносит,
Что уши вянут, пот холодный прошибёт."
Он говорит: "Какая на хер разница, ну не пел, и ладно". Вот и всё знакомство. Это было в январе, а в апреле он умер.

- А концерты у Вас были ?
- Нет, концертов не было. Меня просто приглашали очень часто, каждую неделю, дни рождения, свадьбы, сабантуи, вечеринки. В конце каждой недели я обязательно куда то шел играть, у меня даже был расчерчен график. И там меня тоже записывали на магнитофоны.

- А как Вы, кстати, относились к этим записям ? Ведь они распространялись, продавались, а Вы с этого ничего не имели.
- А тогда никто ничего не имел. Вот я был знаком с Володей Высоцким, и я ему говорил: "Володя, вот ты не даешь людям на концертах записывать тебя на магнитофон, всегда говоришь, что бы убрали свои штучки, зачем ?". Он отвечал: "Это меня раздражает. Моих записей ходит достаточно, а здесь, на концерте, я пришел петь для людей, а не для записи".
Я бывал на его концертах раз пять. Последний раз я столкнулся с ним воВнукове. Они прилетели с Мариной Влади с Кавказа, а я прилетел с Крыма. Перебросились парой слов об отдыхе и разошлись. Он, наверное, и моей фамилии даже не знал, знал только, что я Костя.

- Вы ведь пели не только свои, но и чужие песни, Вам никто претензий не предъявлял ?
- Никогда, ни один человек. Тогда ведь вообще не интересовались, кто написал песню, кто поёт, тогда было главное - нравится или не нравиться песня. Даже сейчас я беру в свой репертуар песни, которые мне нравятся.

- А как же авторские права ?
- Будем считать, автор неизвестен, или песня народная.

- Вот у меня на сайте выложены песни в Вашем исполнении для всеобщего скачивания. Как Вы к этому относитесь ?
- Я отношусь к этому положительно. Для меня важно, что бы не все песни с диска могли скачать, вот две-три песни – пожалуйста. Что бы людей заинтересовать. Вот им понравятся эти песни, они позвонят мне и скажут: "Константин Николаевич, а вот такой то диск с такими то песнями можно у Вас заказать ?".

- А если бы я выкладывал эти песни для скачивания за деньги, как бы Вы к этому отнеслись ?
- Ну если бы ты со мной делился, то пожалуйста.

- Так как сайт у меня посвящен эстраде 70-80-х годов, хотелось бы у Вас узнать, какое у Вас отношение к той музыке ?
- С 83-го по 87-ой год я сидел в тюрьме. В 87-ом перенес операцию, потом реабилитация, потом немножко вошел в бизнес, так что вся музыка 80-х прошла мимо меня. Даже слушать музыку было некогда. А вспомнил я о музыке только в 93-ем году, когда насытился рынок, и я перестал заниматься бизнесом. И тут я вспомнил, что еще умею петь и играть на гитаре. И я начал собирать и спрашивать у всех, у кого сохранились мои записи. Появился у меня хороший компьютерщик, который стал переводить все записи в цифру, на диски, и начал восстанавливать свои же записи. У меня же после ареста ничего не сохранилось, но слава богу, что коллекционеры ко мне хорошо относятся и присылают записи из Киева, из Новосибирска, из других городов. Всего я собрал и записал 105-ть своих альбомов !Вот только что обнаружился еще один мой концерт, которого у меня не было, будет 106-ой. Жалко только, что у меня мало студийных записей, не больше 10-ти, в основном концертные и домашние записи под гитару, но где то и 30-40 альбомов с оркестровыми аранжировками.

- Сейчас Вы продолжаете выступать ?
- Конечно, я и сейчас выступаю. Последний концерт был у меня 23 марта вклубе "Гоголь" на Арбате. Собралось столько народа, что мест не было и не все желающие попали на этот концерт. Это был концерт с ансамблем, скрипочка, бас и соло-гитары, ударник, и я, ритм-гитара. Хороший и удачный концерт получился.
Последний год меня больше всего приглашали в "Гнездо глухаря", это на Большой Никитской дом 22, прямо напротив театра Маяковского. За последнее время там у меня было 6-ть концертов.
А еще я думаю записать новые альбомы. У меня уже есть готовые минусовки, надо работать и в этом направлении. А концерты ? Будут приглашать – буду выступать. На большие концерты меня не приглашают. Во первых, все знают, что я в возрасте (напомню, Константину Беляеву 72-а года), во вторых, у меня же озорные и хулиганские песни в репертуаре, в третьих, я пою не под минус, а с ансамблем, значит надо приглашать весь ансамбль.

- Какое Ваше отношение к современной музыке и к современной эстраде ?
- К современной эстраде у меня отношение отвратительное, особенно к попсе. С экрана телевизора и по радио они уже затра………. Я когда это вижу, то сразу переключаю на другой канал. И даже в шансон приглашают в основном опять же эстрадников. В шансоне мне нравится целый ряд исполнителей. Стас Михайлов мне очень нравится, у него потрясающий голос. Слава Бобков, мой друг, и поёт хорошо, и аранжировки хорошие. Очень мне нравится Геннадий Тимофеев, который, к сожалению, умер в прошлом году, великолепный голос, прекрасные песни. Так жалко, что он успел всего два диска создать. В шансоне мне нравятся группы, и "Лесоповал", и "Беломорканал", и "Бутырка". Люблю и с удовольствием слушаю Анатолия Днепрова. Это, конечно, профессионал высочайшего уровня. Он ведь и у меня на юбилеи присутствовал и спел несколько песен. Да и на юбилее у меня много было исполнителей шансона, все песни пели, для меня, поздравляли. Артисты меня любят и уважают, а вот администрацию и организаторов больше интересуют раскрученные коммерческие проекты. Вот почему в шансоне сейчас столько эстрадников.

- Что бы Вы хотели пожелать посетителям моего сайта ?
- Я хочу им пожелать, что бы они заходили на мой сайт http://www.kbelyaev.ru/ и заказывали мои диски, в том числе и 70-х годов. Пожалуйста, дорогие друзья, звоните мне, там есть телефон, обращайтесь, все мои песни в вашем распоряжении.

27 апреля 2006 года. Москва.
Семёныч




Беляев Костя. Поколению 60-х это имя знакомо, как имена Шандрикова, Шеваловского, Северного. Особенно в еврейской среде он был просто невероятно популярен.
Odesssa
Еврейских песен у него много, хотя к евреям он отношения не имеет.
Имею много записей различных интервью, программ с участием Константина Николаевича. Человек интересный. Заливать? Оно кому-то надо?


Семёныч
Не думаю, что на сегодняшний день Беляев интересует местных читателей. А вот вы чувствую большой знаток его творчества. Меня давно интересует, а легендарный "Йоксель-Моксель" -это тоже начинание Беляева, или?
Odesssa
Я совсем не знаток 66 дисков и 500 песен его репертуара. И совершенно не в теме про "Йоксель-Моксель" 00062.gif
Просто к двум десяткам родных с детства песен, добавился ещё десяток хороших постперестроечного периода. Да наложилась неожиданная биография.
Очень странно слышать звонки слушателей, когда он выступал на радио. Звонили в основном женщины, которые первый раз слышали Беляева (!), но впадали в предагразмическое состояние от его романсов.
attenta
QUOTE (Odesssa @ 20.04.2010 - время: 23:05)
Я совсем не знаток 66 дисков и 500 песен его репертуара.

Значит я не все нашел... У меня немного более 40-ка. А как с качеством звука? У меня записи 70-х еле слышно за посторонним шумом...
Odesssa
Не фанат и не коллекционер. О количестве дисков и песен сужу по словам автора в интервью. Вот навскидку:
Правда, в каталоге на оф. сайте автора дисков значительно больше:
скрытый текст

Но, понятно, что это различные сборники.
Odesssa
В предыдущий пост не влез весь каталог Беляева, хоть он и не полный (по 2006г)
Продолжение:
скрытый текст
Семёныч



Не менее известный в те времена исполнитель. Просто не хочу открывать новую тему. Ещё бы Шандрикова найти. Эти ребята и делали тогда шансон в СССР
Семёныч



Только это в тюбике нашёл. Качество кошмар.
Odesssa
Ну, шансон делали не только они. Это время дало целую плеяду имён. Перечислять- не хватит страницы. А вот случайных имён, как сейчас, там практически не было. Люди понимали, что исполнив столь нелитованные тексты, они ставят крест на своей ОФИЦИАЛЬНОЙ творческой биографии. И если в году эдак 62м, Высоцкий пел:
И хотя во все светлое верил -
Например, в наш советский народ,-
Но не поставят мне памятник в сквере
Где-нибудь у Петровских ворот.
Но я не жалею!

Сочиняю я песни о драмах
И о жизни карманных воров,-
Мое имя не встретишь в рекламах
Популярных эстрадных певцов.
Но я не жалею!

Говорят, что на место все станет.
Бросить пить?.. Видно, мне не судьба,-
Все равно меня не отчеканят
На монетах заместо герба.

Но потом так хотел видеть себя изданным и признанным!
Не то что б авторская песня была под запретом, в телевизоре бесконечно крутилась песенка про Гренаду и "про запахи тайги" и всё...
А. Дольский позволял себе поозорничать сочинив
скрытый текст

или такую:



Но что бы писать и исполнять настолько непечатное (во всех отношениях) как Костя Беляев - это надо было очень сильно постараться. Это такая же классика самиздата, как Москва-Петушки Ерофеева. Это памятник эпохе.
Семёныч
QUOTE (Odesssa @ 24.04.2010 - время: 09:23)
Ну, шансон делали не только они. Это время дало целую плеяду имён. Перечислять- не хватит страницы. А вот случайных имён, как сейчас, там практически не было.

А ты Брат не пожалей страницы. Авторская песня в то время была на самом пике, но шансон в чистом виде кроме вышеизложенных??? Ну Юз Алешковский разве ещё. Я тем периодом весьма интересуюсь и именно шансоном, так - что Галич, Кукин, Визбор... Это другая совсем категория, а вот именно чисто в такой блатняге??? Хотя... Беляев и сам. Не такой уж шансонистый... Но всё же. Интересно.
Odesssa
QUOTE (Семёныч @ 29.04.2010 - время: 19:07)
А ты Брат не пожалей страницы. Авторская песня в то время была на самом пике, но шансон в чистом виде кроме вышеизложенных??? Ну Юз Алешковский разве ещё. Я тем периодом весьма интересуюсь и именно шансоном, так - что Галич, Кукин, Визбор... Это другая совсем категория, а вот именно чисто в такой блатняге??? Хотя... Беляев и сам. Не такой уж шансонистый... Но всё же. Интересно.

Не хочу утопать в очередном диспуте о стилях. Час назад в соседнем топе выразил своё непонимание этого слова. Скажем, Высоцкий, это шансон, или нет? Сам он определял свои песни как "городской романс", "авторская песня", "песни монологи". С другими многочисленными представителями авторской песни практически не пересекался. Только один раз был замечен в ленинградском клубе Восток.
Словечко шансонье впервые промелькнуло у Вознесенского, в «Реквием оптимистический по Владимиру Высоцкому, поэту и гитаристу», написаном несколько преждевременно, в начале 70х. Слово бард было произнесено уже на панихиде, в 80м. С тех пор пошло-поехало.
Мне кажется, что оба этих импортных слова не подходят для проявления и излияние русской души.
Кстати, воспевание уголовной романтики, это исконно наше. Были ещё только малоизвестные матроские песни в Гамбургских пивных. Ну а генста реперы, просто обязаны платить нам по лицензии. 00003.gif

Но вернёмся к Косте Беляеву. Кого ещё можно поставить рядом с ним кроме Шандрикова и Северного?
Легендарные Братья Жемчужные, Алексей Охрименко, Бока. Мне географически ближе были Черноморская чайка, Ошмянский (Алик Фарбер). Каждый из этих людей достоин отдельного топа. И даже на фоне этих людей, песни Беляева выделялись вольностью, ёрничеством, озорством.
Odesssa
Вспомнил ещё одного "не шансонистого" человека, который весьма напоминает Беляева. Напоминает не только в музыкальном плане, но и вообще по жизни.
Виктор Иванович Темнов: баянист-виртуоз, композитор, поэт. Родился в 1932 г.
Работал с супер муз-брендами СССР "Березка", "Гжель", сочинял оперетты и песни для Людмилы Зыкиной.
На досуге Виктор Иванович писал матерные, но реально интеллигентные куплеты, чем и заслужил неформальную славу.Константин Беляев
В аттаче знаменитые куплеты о "Березке". Точнее о шмуточных впечатлениях советского человека, вернувшимся из мирового тура в засовкованном 1976г.
NNNman
Мне эта песня всегда нравится. О нужной, денежной но малопочётной профессии.






Это сообщение отредактировал NNNman - 16-05-2015 - 22:57
- Vampire -
Прикольные у него куплеты про евреев)
Odesssa
Почему-то неожиданно начал вспоминать самое матерное у Беляева. Всплыла в памяти песня В Коктебеле. А так как там окончание песни напрочь музыкально заимствованно у По шпалам, то и она сама. Кстати, вариантов текстов этой песни бескрайне много.

NNNman
Константин Беляев - это бездна юмора:



Семёныч



Нарыл в дебрях. Хорош)))
Odesssa
Наверное все помнят песню про скорый поезд Воркута-Ленинград мастерски обыгранную Гафтом и Басилашвили в [/I]Небесах обетованных[I]. Песня известная, но данная великолепно обстёбанная аранжировка закос на исполнение Бориса Рахлина. Его я слышал на одной из записей у Константина Беляева. Почти все песни еврейского цикла исполняемые Беляевым, были и в репертуаре Рахлина.
Ознакомиться можно и нужно тут.
Так вот, кто же автор этих песен. И вообще, у кого-то есть информация по Борису Рахлину?
Opium99
Константин Беляев. Москвички.





Константин Беляев был очень популярен, на кассетах его гоняли....
Opium99
Виктор Темнов... Куплеты про "Березку"...





Виктор Темнов, один из ярких представителей шансона 80-х.
Odesssa
Темнова тут было дело помянали, но вообще-то с Беляевым он вряд-ли был знаком.
Да и насчёт "ярких представителей шансона" не всё так однозначно. За баян в аккомпанементе Зыкиной- низкий поклон. А матерные куплеты, которыми он баловал актёрскую труппу в 70х, там и остались. Я вот кроме тех самых "Куплеты про Березку" ничего и не слышал.
А вот Беляев за свою жизнь записал очень много хорошего и разного. Причём, это 100% рафинированный, высокооктановый САМИЗДАТ. Это слово из другой эпохи, и к нему другие мерки.
NNNman
Я его слышал ещё пацаном в начале 80-х, в разных уголках СССР, у родни и их соседей, и дома у одноклассников. Тогда было выражение: "Одесситы". Так обобщающе называли в то время разных исполнителей шансона. Вот где-то я слышал как "одессита", а где-то и у кого-то как Константина Беляева. И лишь уже в наше время я узнал, что он - реальный одессит.



Odesssa
Самое странное, что приезжая в Москву в начале 80х мой двоюрный братиш большой любитель и собиратель рассказывал, что Костя Беляев такой простой мужичёк, что продаёт свои записи под метро, и бухает на шару со всеми подносящими. Вернись в начало топа, почитай биографию, и поймёшь, что Костя был не прост, совсем не прост. А ещё и талантлив, за что ему и спасибо.
killvinski
Приходилось слушать в Ютубе бесконечные куплеты "Евреи, кругом одни евреи..." в исполнении К. Беляева. Запись ельцинских времён (явствует из одного из последних куплетов). Впечатление: ну, блин, и отмочил!...



Рекомендуем почитать также топики:

группа "БУТЫРКА"

Песни о тюрьме (советской и российской)

Булат Окуджава

Григорий Лепс

Катерина ГОЛИЦЫНА (Катя Яковлева)