В рамках кинофестиваля «2morrow/Завтра» знаменитый режиссер Ким Ки Дук встретился с российскими зрителями и студентами, рассказал им о своем пути в кинематографе и спел отрывок из песни «Ариран». «Газета.Ru» публикует самые интересные фрагменты из полуторачасовой встречи с корейским мастером.
Я думаю, чтобы снимать кино, необязательно учиться в институте. Образование важно, но не оно решающий фактор в кинематографе. Три главных компонента хорошего кино — время, пространство и люди. Время — это история, которую пережили или переживают люди. Пространство – это место или места, где истории происходили. Люди — это мы сами, наши образы и судьбы.
Я не хочу сказать, что не нужно заниматься в кинематографических школах. Кинообразование важно, оно может помочь, но я научился снимать фильмы благодаря времени, пространству и людям. Все учебные заведения — всего лишь небольшая часть нашей жизни, знания о которой мы получаем благодаря опыту и своему восприятию. Самое главное — это природа: небо, солнце, все то, что окружает нас. Также под словом «природа» я подразумеваю душу и мысли. Они должны быть свободными. Человек должен уметь мыслить и чувствовать самостоятельно. В некоторых случаях образование подавляет эту свободу. И если его не получать, то у режиссера остается возможность самому решать, как ему творить.
скрытый текст
Есть несколько молодых режиссеров, которые хотят у меня чему-то научиться. Я даю им сценарии и предлагаю им снять свои первые работы. Я уже не молод, и мне кажется, что молодые режиссеры видят мои сценарии иначе, по-своему. Для них это своеобразная тренировка и возможность получить хороший результат. А для меня это дополнительные картины, в которые я хочу вложить свою душу. Я пишу довольно много сценариев – примерно по три в год. С некоторыми из них я работаю сам, а некоторые доверяю своим ученикам. После того, как я отдаю сценарий, я не вмешиваюсь в то, что происходит дальше. Я даже не прихожу на съемочную площадку.
В моих фильмах много трагического. В них страдают, умирают, сталкиваются так или иначе с несчастьем, но если герой в моих фильмах умирает, это не значит, что он умер окончательно. Он просто перерождается в другой жизни. Этим мои фильмы отличаются от экшна: если там герой умер, то он умер.
Через свой фильм «Ариран» я хотел задать вопрос о том, что такое кино. К тому моменту я снял уже 15 фильмов, но ни разу не задавал себе такого вопроса, хотя и не знал на него ответа. И когда наконец я задумался над ним, мне стало очень грустно и больно. Я поставил свой Canon Mark II и начал себя снимать. Выпил и начал разговаривать сам с собой. Так я разговаривал с камерой целый месяц. Разговаривал и думал, что такое кино, что такое жизнь, что такое человек, что такое любовь. Я постоянно говорил и постоянно пытался найти ответ. Постепенно из моей души вышли Ким Ки Дук I, Ким Ки Дук II, Ким Ки Дук III, Ким Ки Дук IV. Я начал разговаривать с собственной тенью. Появились образы Ким Ки Дука-врача и Ким Ки Дука-пациента. Я точно не смог ответить на вопрос, что такое кино, но пришел к выводу, что кино я люблю.
В фильме «Ариран» я убил в своей душе три мысли, которые долгое время меня преследовали: первая — жадность, чрезмерный интерес к людям; вторая — жадность к деньгам; третья — жадность к любви. Но в конце фильма есть сцена, где я убиваю себя. Этим я хотел сказать, что не смог справиться с этими тремя мыслями и вынужден смириться с ними.
А еще «Ариран» — это песня, которую в Корее поют, когда очень грустно и одиноко или когда испытывают настоящую радость. Наверное, в России тоже есть такая песня. У нас тут очень серьезная атмосфера, поэтому давайте я вам ее спою. Послушайте и подумайте о том, что же из себя представляет корейский народ. Но особо не обольщайтесь, я не певец.
Жизнь похожа на изогнутую линию, на мост. Именно об этом мой фильм «Ариран». Мне кажется, что и другие мои фильмы – например, «Плохой парень», «Весна, лето, осень, зима… и снова весна», «Остров», «Дикие животные» — примерно об этом же. Их героям тоже грустно и одиноко, и они тоже идут по мосту. Во многих моих фильмах, например, в фильме «Пьета», нет ни плохих, ни хороших героев. Они находятся в одинаковом состоянии и вольны сделать свой выбор.
Каждый день в Корее в 9 часов вечера выходит телевизионная программа новостей. Многие идеи для фильмов я почерпнул именно оттуда. Знаю, что в России люди много читают. А я вообще мало читал, потому что в детстве меня к этому не приучили. У меня и у моих приятелей в детстве не было возможности читать, потому что мы рано начали работать на заводе.
Написание сценария — это самое сложное при создании фильма. Большинство усилий уходит именно на сценарий. Самое главное — определиться с историей. В течение первого месяца-двух эта история может измениться много раз, так что приходится ее переписывать. Часто бывает сложно двигаться дальше. Написал диалог — возникла стена. Преодолел ее, написал еще один диалог. Опять стена. Я часто пишу против воли, мне не хочется этого делать. Но после такого вот самобичевания что-то меняется, приоткрываются двери и наконец становится ясно, как все должно быть в сценарии. Эти муки необходимо преодолеть. Только так можно получить удовлетворение от своего сценария.
Ким Ки Дук на красной ковровой дорожке Венецианского фестиваля
Ким Ки Дук на красной ковровой дорожке Венецианского фестиваля
Нужно постоянно пробовать новое. Написал один сценарий, отложи его как недоеденную еду и сразу принимайся за другой. Только таким образом можно понять, что такое сценарий и чего ты сам хочешь. Я встречал людей, которые написали всего один сценарий, а потом десять лет ходили с ним как с сокровищем, но так и не сняли фильм, так и не добились успеха в своем начинании. Нужно шире смотреть на вещи. Со сценариями так же, как и с одеждой. Вы ее стираете, а она опять пачкается — и ее нужно стирать заново.
Сейчас каждый может купить камеру и попробовать снять свое кино, но то, что в итоге у тебя получится, зависит не от камеры, а от взгляда на окружающий мир. Важно то, как ты понимаешь общество, его проблемы, как ты общаешься с людьми.
Я считаю, что в кино нет правил. Нет ничего страшного в том, что вы не учились в какой-нибудь киношколе. У вас может быть учитель, но его может и не быть. В кино самое важное то, как человек смотрит на другого человека. Важны его чувства, его душа, его отношение к другим людям. Мне кажется, что это самое главное.
Если вы смотрели фильм «Ариран», вы видели маленький дом в горах. Скоро я вернусь в Корею и опять буду там жить. Мне бывает там одиноко и грустно. Я живу там один со своей кошкой. Но сегодня я видел очень много людей, я встретился со всеми вами. Иногда я и за год не встречаю столько людей, поэтому нет ничего страшного в том, что я проведу какое-то время в одиночестве.