Полная версия Вход Регистрация
maboga
QUOTE (maboga @ 16.04.2011 - время: 14:23)
Легенды легендами, но и таганайские были не менее интересны.

Дальний Таганай
Самая северная и наиболее обширная по площади вершина Большого Таганая (ее высота 1112 м) состоит из трех гребней. Расположена в 20 км к северо-востоку от городской черты Златоуста и отделена от южного кряжа хребта широкой межгорной долиной, которая называется Большой Лог.
В силу своих размеров Дальний Таганай отличается большим разнообразием горных пород и растительности. Западный гребень сложен кристаллическими сланцами, а его северная часть окружена реликтовыми березово-еловыми лесами с редкими скальными выходами пород. К югу лес постепенно уступает место тундровой растительности. Здесь на ровном плато всюду разбросаны темно-серые останцы, а само плато покрыто горной тундрой. Центральный гребень — это огромный кварцевый выход длиною не менее километра. Восточный гребень — коническая гора посреди тундрового ландшафта, состоящая из тех же сланцев. Своим шестикилометровым отрогом, вытянутым на северо-восток, Дальний Таганай плавно переходит в хребет Юрму.
В восточной части Дальнего Таганая была расположена высокогорная метеостанция «Таганай-гора», открытая 20 августа 1932 года и просуществовавшая шестьдесят лет. Место это было выбрано не случайно, ведь недаром Дальний Таганай называют «кухней златоустовской погоды». Большую часть года здесь дуют сильные ветра (среднегодовая скорость ветра достигает 10,3 м/с, максимальная — свыше 50 м/с), стоят туманы (около 240 дней в году), а зимой порой неделями не прекращаются метели (около 132 дней в году). Однако в ясный день с вершин Дальнего Таганая на десятки километров вокруг открывается во всей красе широчайшая панорама Златоустовского Урала.
Вот как описывает бывший начальник метеостанции «Таганай-гора» В. Пономарев буйства «свободной стихии» на Дальнем Таганае:
«Сначала ветер налетает порывами. Потом устанавливается и дует ровно, но еще не сильно. По прикатанному снегу ползут, ползут снежные змеи. Если идешь в такие минуты на площадку, то приходится прятать лицо от снега, ложиться на ветер, чтобы не опрокинуться. Особенно трудно идти возле скал: они не могут защитить от ветра, и он, обтекая их со всех сторон, начинает метаться, и ты не знаешь, откуда он налетит на тебя в следующее мгновение. Уж лучше держаться подальше от такой защиты. Разумнее выйти на голое место, где ветер несется только в одном направлении на восток.
Свист ветра, запутавшегося в оттяжках антенн, в доме воспринимается иначе, чем на улице. В сенях оглушает грохот железной крыши, словно по ней проезжает асфальтовый каток. В щели, которые раньше не замечались, пробивается снег, и вскоре возле них вырастают сугробы. В самом доме грохот немного тише. Печь гудит ровно и зло.
Можно топить печь, закрыв трубу, все равно дым уходит в нее. Такая тяга!..
Куда девается ветер? Здесь, по крайней мере, кажется, что он, разогнавшись, срывается в космическое пространство, потому что невозможно держаться возле земли на такой скорости. Крыша грохочет. А вдруг однажды сдует ее совсем, вместе со стенами, и окажешься ты в домашнем одеянии на таком ветру? Кожа от такой мысли становится шершавой…
И так несколько дней и ночей, с небольшими перерывами, несется обезумевший ветер».
Владыка_
Епанчин-юрт
Сражение Ермака у Епанчин-юрта

В 1581 году начался поход за Урал легендарного Ермака, который положил начало превращению России в крупную евразийскую державу. Первым на окраине Сибирского ханства пришельцев встретил татарский князь Епанча. Вблизи своей столицы Епанчин-юрта, на месте которой ныне находится город Туринск, у современнего села Усенинова, на крутом берегу Туры, место которого сегодня точно установлено археологами, устроил Епанча засаду. Более полутысячи татар и вогулов должны были засыпать Ермакову дружину стрелами и забросать копьями, как только казаки появятся за излучиной реки.

Существует предание, что хан Кучум пообещал выдать за Епанчу свою красавицу-дочь, если тот не пропустит русских в земли Сибирского ханства. То есть от исхода сражения зависело, станет ли Епанча зятем, а в дальнейшем возможным преемником Кучума. Кроме того, Епанча будто бы давно добивался руки и сердца девушки, был по настоящему в нее влюблен. По преданиям, Епанча обладал идеальными качествами воина и военного руководителя, но против огнестрельного оружия оказался бессилен. Несмотря на яростную атаку, а затем отчаянное сопротивление, воины его дрогнули и побежали. Русские также понесли потери: несколько казаков было убито, многие ранены. Говорят, что для Ермака исход сражения тоже был неудачен: он не смог добыть языка, столь нужного при походе в неведомые земли. Епанчинцы значительно раньше добрались до столицы ханства и поведали Кучуму о грозящей опасности, о количестве казаков и их чудо-оружии. Фактор внезапности был потерян. Именно потому, говорят, Ермак в ярости сжег Епанчин-юрт, что очень редко делал во время своего похода.

Уже в наше время при впадении речки Ялынки в Туру, где прежде стоял Епанчин-юрт, ребятишки во время купания случайно обнаружили древнюю Ермакову пушку-пищаль. Ныне она представлена в Туринском историко-краеведческом музее. Рядом с местом сражения на Туре есть остров. Говорят, что намыт он как раз на том месте, где во время битвы затонул один из стругов Ермака.

Это сообщение отредактировал владык - 23-04-2011 - 18:15
maboga
Конжаковский камень
Легенды и предания Урала
Жил на одной горе великан, злой и угрюмый. Любил разбрасывать камни, выкорчевывать деревья и изводить людей. Сколько народу сгинуло в тех краях! Вот и решили люди собраться «всем миром» и победить его.
Стали смельчаки бросать камни, наводить побольше шума, метать стрелы и огненные шары, отчего и окрасились валуны. И так раздухарились, что продвинулись очень высоко, почти к самой вершине. Испугавшись такого напора и огня, великан зарылся в землю и окаменел. А пока ворочался, устраиваясь поудобнее, раздвинул гору. Так и стоит она, сокрыв навсегда в своих недрах угрюмого хозяина. Смельчаки же отпраздновали победу, прославляя своего вожака охотника Конжакова. В честь него и назвали великанью гору Конжаковым камнем.
Selesta
Манарага – самая красивая вершина Приполярного Урала
скрытый текст

Легенды и предания Урала
maboga
Сила родной земли (слово о легенде)
«Уральские сказы, что камешки в горе. Один копнешь — на целый занорыш наткнешься, — и такой, что цены ему не будет».
Предания и легенды о Земле Уральской, о тайнах ее, о силе ее, об освоении ее людьми переходили из поколения в поколение, обрастая элементами художественного вымысла. И тем не менее познавательное значение старинных народных преданий трудно переоценить. Зачастую они содержат без преувеличения бесценные сведения, освещающие историю нашего края светом всечеловеческой мудрости.
Любой настоящий, живой, из сердца человеческого излившийся текст — как драгоценный камень. С какой стороны на него посмотришь, подарив светом внимания, — той гранью и засверкает, откликнется. Так и с уральскими сказаниями.
Самый верхний их пласт — документально-бытовой, повествующий о сравнительно недавнем прошлом горно-заводского края. Здесь встают перед нами последние три века уральской истории: развитие заводов и ремесел, становление нового жизненного уклада, новых социальных отношений. Все здесь очень просто и все проникнуто трагедией, утратой. Стремительно растут заводы, крестьяне-переселенцы из европейской России, пришедшие на Урал в поисках вольной жизни, превращаются в заложников нового социума. Возникает новое, рабочее сословие, подчиненное прослойке горнозаводчиков; и эти работные люди, в душах которых еще живо известное любому крестьянину чувство благоговения перед Землей-матушкой, землей-кормилицей, оказываются пленниками новой действительности, нового времени. Это время технического прогресса, время погони за сверхприбылью, время, в котором отдельный человек — будь он хоть трижды мастер и мудрец, мало что значит. Это время, испытывающее на прочность человеческую душу: предаст ли она свои истоки, отречется от Земли, дарующей силу, — или выберет страдание, даже смерть, но не уступит, не пойдет легкой дорогой наживы.
Такова внешняя интрига многих уральских сказов, будь то сказы Бажова, или же его талантливых последователей, таких как Серафима Власова, Юрий Подкорытов, Сергей Черепанов и другие. Прочитайте в этой книге, скажем, сказы «Герцогиня Акуля», «Алмазная спичка», и вы поймете, о чем речь.
Следующий пласт тоже несет печать недавней истории, но больше в нем архаической силы, слабее дыхание новейшей эпохи. В центре его — народные герои. Те, чьи имена сохранила история: такие, как Салават Юлаев, Емельян Пугачев. Их образы наделяют народные сказители силой и мудростью, они отважны и справедливы. Настоящие сыны своих народов, именно они удостоены чести общаться с посланцами из прошлого, как это происходит в сказании «Старых гор подаренье», где таинственный вершник вручает Салавату удивительной красоты и силы шашку («другой такой на свете быть не может») — а сам на глазах у всего войска Салаватова растворяется среди гор. Не простая это шашка. «Коли на себя потянешь (то есть будешь народом руководить эгоистично, не по справедливости. — Ред.), потеряет шашка силу, а если будешь заботиться обо всем народе, без различья роду-племени, родных-знакомых, никто против тебя не устоит в бою» — говорит таинственный посланец. Здесь встает в народных преданиях и легендах тема ответственности вождя за свой народ, шире — тема выбора народом своего пути. Ведь по-видимости выбирает вожак, и люди идут за ним, а в реальности, может быть, вожак только проявляет, делает явным тот выбор, что народ совершил в душе своей. И встает здесь еще одна тема, наиважнейшая — тема истоков народной души, народного характера, тема судьбы народной.
Чем глубже в прошлое, тем универсальнее сюжеты сказов, тем более целостны характеры их героев. Ничего случайного не остается в их образах. Вот стремящаяся спасти от тирана свой народ отважная Уреньга; вот Иванко Тяжелая Ступня (сказ «Глядень-гора»), воин и мудрец, которому ведомо сердце человеческое, и сила его и бездны искушающие; вот красавица Агидель, вернувшая людям воду, — все они беззаветно преданы своему народу, все они сильны силою родной земли и без нее жить не смогут. Герои этих легенд — в каком-то смысле уже не люди, они гораздо более целостны, они не знают сомнений, идут до конца, и ничто не в силах свернуть их с пути. Они очень напоминают в этом стихии, духов местности: лесов, гор, водоемов.
© - Андрей Яншин
maboga
Это сегодня мы можем саркастически улыбаться, когда речь заходит о духах природы, можем, со свойственной нам самоуверенностью, отрицать их существование. Мы — ослепленные иллюзией всезнанья, полагающие, что покорили природу. Предки наши были много мудрее, не умом препарировали они мир, но внимали ему открытым сердцем. Природа — вот все, что было у них. Она давала им жизнь, еду и приют, она раскрывала им через малое великие тайны, тайны космического масштаба, она принимала их души, упокаивала тела, когда наступал час кончины. Удивительно ли, что видели они то, что сегодня мы не видим, слышали то, что сегодня мы не слышим? Старинные предания сохранили это недоступное большинству из нас знание, — знание, которое мы принимаем за красивый вымысел, за поэтичную сказку.
скрытый текст

Тут и проявляется последний, самый глубокий пласт народного фольклорного творчества. Самый древний и, может быть, самый подлинный. Речь идет о старинных сказаниях, повествующих о народе мифическом, якобы населявшем края уральские во времена незапамятные. О чуди белоглазой, как зовут тот народ легенды.
Якобы жил на Урале народ с темной кожей, статный, красивый и мудрый, владевший тайными знаниями и сверхъестественными способностями. Но вот стала расти в горах белая береза, что означало по древнему предсказанию скорый приход сюда посланцев белого царя, который установит свой порядок. И что же? Чудь выкопала ямы, перенесла туда все свои сокровища, поставила стойки, навалила сверху камни, зашла в укрытия, вырвала стойки и камнями засыпалась. По некоторым легендам — так чудь похоронила себя заживо. Но, естественно, это уже поздние легенды, поздние интерпретации, возникшие от непонимания и, быть может, под впечатлением от массовых самоубийств, которые осуществляли в XVII веке и позже старообрядцы-раскольники. На самом деле на этом предание не заканчивается: «…не навсегда ушла чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять чудь, со всеми добытыми сокровищами», — читаем мы окончание этой легенды в книге Н. К. Рериха «Сердце Азии». Впрочем, легенду эту Рерих слышал на Алтае, но она ничем не отличается от уральских инвариантов.
скрытый текст

Действительно, экзотический сюжет, экзотический сон. В уральских сказаниях, однако, подобные контакты с представителями древнего и более мудрого народа, свидетельства о его жизни — не редкость. Достаточно обратиться хотя бы к уже упоминавшемуся нами сказу Бажова «Старых гор подаренье», приведенному в этой книге. Или вспомнить свидетельство уральской писательницы Серафимы Власовой: «Услышала я недавно в старом уральском заводе, будто все пещеры, какие ни есть на Урале, сообщаются между собой. Будто таятся между ними лазы, то широкие, как Кунгурские ямы, эти провалы земные, то тонюсенькие, как золотые нити. Говорят также, что когда-то в стародавние времена перейти из пещеры в пещеру труда не составляло — торная дорога была. Правда, кто ее торил, неведомо — то ли человеки, чудью называемые, то ли нечистая сила… Только в наше время люди, проникая в те пещеры и те ходы, где пройти можно, много следов находят: где домница поставлена, где камень аметист лежит, а где след ноги человеческой отпечатался…»
И при этом везде речь идет об одном: не безоглядно ушла чудь под землю — хранит она заповедное сердце своей земли, бережет сердце гор, не позволяет варварам наложить руку на самое сокровенное — ждет, когда настанет час, когда исполнится еще одно древнее предсказание. Тогда выйдет чудь на поверхность и отдаст в руки достойных свои знания, вложит в сердца жаждущих свою мудрость. А сколок этой непреходящей мудрости, один из отсветов ее негаснущих — предания и легенды, из уст в уста передаваемые нашими предками друг другу и до нас дошедшие.
© - Андрей Яншин
Selesta
Несметные сокровища волшебных камней-самоцветов таят в себе недра седого Урала. Но, пожалуй, ни с одним из них не связано столько легенд и сказаний, как с малахитом. Воспетый Бажовым, этот чудесный зеленый камень с неповторимым узором золотые руки мастеров-камнерезов превращали в изумительные по красоте изделия. Издавна их охотно вывозили за границу русские и иностранные купцы.
Быть может, не все знают, что малахит является одним из минералов меди — металла, с которым неразрывно связана вся история цивилизации...
Малахит
скрытый текст

Легенды и предания Урала
maboga
Горы, овеянные легендами
О Змее - полозе
В скорости как наша земля отвердела, как суша от морей отделилась, зверями всякими, птицами населилась, из глубин земли, из степей прикаспийских золотой Змей-полоз выполз. С хрустальной чешуей, с самоцветным отливом, огненным нутром, рудяным костяком, медным прожильем…
Задумал собою землю опоясать. Задумал и пополз от каспийских полуденных степей до полуночных холодных морей.
Больше тысячи верст полз как по струне, а потом вилять начал. Осенью, видно, дело-то было. Круглая ночь застала его. Ни зги! Как в погребе. Заря даже не занимается.
Завилял полоз. От Усы-реки к Оби свернул и на Ямал было двинулся. Холодно! Он ведь как-никак из жарких, преисподних мест вышел. Влево пошел. И прошел сколько-то сотен верст, да увидел варяжские кряжи. Не приглянулись они, видно, полозу. И удумал он через льды холодных морей напрямки махнуть.
Махнуть-то махнул, только каким ни будь толстым лед, а разве такую махину выдержит? Не выдержал. Треснул. Осел. Тогда Змей дном моря пошел. Ему что при неохватной-то толщине! Брюхом по морскому дну ползет, а хребет поверх моря высится. Такой не утонет. Только холодно. Как ни горяча огневая кровь у Змея-полоза, как ни кипит все вокруг, а море все-таки не лохань с водой. Не нагреешь.
Остывать начал полоз. С головы. Ну а коли голову застудил — и тулову конец. Коченеть стал, а вскорости и вовсе окаменел.
Огневая кровь в нем нефтью стала. Мясо — рудами. Ребра — камнем. Позвонки, хребты стали скалами. Чешуя — самоцветами. А все прочее — всем, что только есть в земной глубине. От солей до алмазов. От серого гранита до узорчатых яшм и мраморов.
Годы прошли, века минули. Порос окаменевший великан буйным ельником, сосновым раздольем, кедровым весельем, лиственничной красой.
И никому не придет теперь в голову, что горы когда-то живым Змеем-полозом были.
А годы шли да шли. Люди осели на склонах гор. Каменным Поясом назвали полоза. Опоясал все-таки он как-никак нашу землю, хоть и не всю. А потому ему форменное имя дали, звонкое — Урал.
Откуда это слово взялось, сказать не могу. Только так его теперь все называют. Хоть и короткое слово, а много в себя вобрало, как Русь…
© - Евгений Пермяк
Alihena
QUOTE (Selesta @ 27.04.2011 - время: 17:08)
...................................................................................................................
Малахит
....................................................................................................................

Ой ... какая красота Маришечка ...
maboga
Сулея
В Саткинском районе есть хребет Сулея, отдельная гора Сулея, железнодорожная станция с таким же именем. Как и о многих примечательных горах, о Сулее сложены легенды. Они записаны со слов сулеинского татарина по прозвищу Валет.
Пас в горах табуны лошадей старый пастух-башкир. Помогала ему в работе его единственная красавица-дочь. Полюбила она стройного, пригожего, как молодой серебряный месяц, юного джигита-табунщика, такого же бедняка, как она сама. Собиралась девушка выйти за него замуж, но отец и слушать не хотел об этом. А свататься приехал знатный пожилой бай — сытый, чванливый, круглый, как чугунный казан (котел). Богатый привез калым.
Обрадовался старый пастух — привалило, наконец, ему счастье, удостоился великой чести быть в родстве с баями. На радостях велел он дочери принести большой глиняный кувшин с кумысом и угостить новоявленного родственника. Узнала девушка про свою беду и уронила от страха кувшин. Разбился хрупкий сосуд, расплескался кумыс по земле. Там, где он окропил землю своей пеной, появились непросыхаемые болота и мочажины. Горько и долго плакала девушка. В тех местах, где градом пролились ее невинные слезы, сквозь твердые камни пробились бесчисленные горные ключи и тонкими живыми нитями устремились в речные долины. Но отец был непреклонен, и девушка тихо, беззвучно умерла, растворилась в прозрачных ключевых водах.
Осознав несчастье, старик долго переживал свою утрату и навсегда покинул эти проклятые аллахом горы, леса и долины. И установились на прежнем стойбище необыкновенный покой, тишина и безмолвие. Люди долго обходили стороной те глухие болота, не хотели там селиться и назвали ту местность Силией, то есть «тихой долиной». А уж позднее название перешло в Сулею — «мокрое место». В Сулее и вправду множество ключей, ручьев, а окрестности сырые, болотистые. Значит, щедрым был кувшин несчастной красавицы, горьки, чисты и обильны были ее слезы.
Этот же пастух по прозвищу Валет пересказал легенду в другом варианте.
Жил в горах и пас табуны лошадей старый пастух-башкир. Помогала ему в работе его единственная красавица-дочь по имени Нурия. Полюбила она стройного, пригожего, как молодой серебряный месяц, юного табунщика Салима из соседнего стойбища, такого же бедняка, как она сама. Собиралась Нурия выйти замуж за Салима, но отец и слушать не захотел об этом. Задумал он найти богатого жениха. И такой вскоре явился. Прослышав о необыкновенной красоте юной Нурии, приехал свататься знатный пожилой бай — черный и корявый, как навозный жук, толстый и круглый, как лесной паук. Богатый привез калым.
Обрадовался старый пастух — привалило, наконец, ему счастье, удостоился великой чести быть в родстве с баями. На радостях велел он дочери подать большой глиняный кувшин с кумысом и угостить почтенного бая.
От свалившегося на нее горя Нурия чуть не упала в обморок. Выплеснула она на землю кумыс, а кувшин запрятала глубоко в камни, сказав, что он упал и разбился. Сильно возмутился отец и прогнал свою непослушную дочь на все четыре стороны. Залилась Нурия горючими слезами и ушла невесть куда в леса и горы, где умерла в одиночестве и печали. Там, где пролила она свои невинные девичьи слезы, сквозь твердые камни пробились бесчисленные прозрачные горные ключи и тонкими живыми нитями устремились в речные долины. А там, где кумыс промочил землю, появились непросыхаемые болота и мочажины. Гору же, в которой среди камней лежит спрятанный Нурией кувшин, с тех пор стали называть Сулеей. Ведь «сулея» — всего лишь глиняный кувшин, очень распространенный сосуд с узким горлышком, в котором правоверные мусульмане всегда хранили воду, молоко, кумыс, вино. Вот и выходит, что Сулея — всего лишь «кувшин».
© - Виталий Чернецов
Selesta
Яшма
О яшмах можно говорить и писать бесконечно. Это "картинная галерея природы" – природный Эрмитаж. Красота яшмы – свидетельство богатства и щедрости природы. Свидание с яшмой – это заряд бодрости, это проникновение в тайную галерею природы. Порой кажется, что яшма – это летопись земли и всех ее событий, происходивших на земле и оставивших свой неповторимый след. Очень часто сочетания цветов и красок яшмы так сложны и прекрасны, что на полированном камне вырисовываются настоящие картины, как будто исполненные талантливой рукой художника. Изделия из нее – воплощение мастерства, трудолюбия, духовности человека.
скрытый текст

Легенды и предания Урала
maboga
Горящая гора.
Красив селезень Кэркем! Изумрудом зеленым переливаются перья, на крыльях белая полоса сверкает. Плывет селезень Кэркем по волнам озера, все радуются — такой красавец! Большая семья у селезня, родня большая: тетушка Чомга, птица с упрямым хохолком-рожками на голове, двоюродные сестры и братья пеганки, важный дядя Ата-каз — серый гусь. Собрал родню селезень Кэркем, говорит:
— Горе в нашей семье — младший сынок мой Кечкене растет хилым и слабеньким. Как полетит вместе с нами в далекие края осенью? Оставаться здесь нельзя на зиму — замерзнет или Тюлюк — лиса — поймает, съест. Отчего такая беда с маленьким Кечкене?
Молчит важный дядя Ата-каз, молчат двоюродные братья и сестры пеганки. Только тетушка Чомга тряхнула хохолком-рожками, сказала:
— Лысуха-птица виновата! Больше некому! Перья у нее черные, на голове белая лысина: отметка шайтанова. Лысуха виновата.
Закричали, захлопали крыльями все родственники:
— Да, да! Лысуха, больше некому.
Взлетел селезень Кэркем над озером, видит: из камыша выплывает Лысуха, за ней пушистые черные шарики с красными шапочками — детки ее.
Налетел селезень Кэркем, бьет клювом Лысуху, крыльями бьет:
— Вот тебе, проклятая, за моего Кечкене! Отведи порчу или до смерти забью!
Испугались Лысухины дети, в камыши попрятались. Красная стала вода в озере, селезень Кэркем Лысуху совсем убивает. Отпустил, однако, проклятую.
Через несколько дней видит селезень Кэркем: плывет Лысуха живая и здоровая по озеру. Маленькие детки ее рядышком, черные шарики с красными шапочками!
Удивился селезень Кэркем:
— Лысуха, шайтаном проклятая птица, убивал я тебя, озеро от крови красным было, а ты — жива и здорова! Не чудо ли это?
Отвечает Лысуха-птица:
— Покажу тебе чудо. Полетим вместе на Янган-Тау — горящую гору, сам увидишь.
Полетели. Над лесами летят. Над озерами летят. Гора Янган-Тау туманом одета, паром окутана белым. В маленьких горных чашах вода кипит. Видят Лысуха и селезень Кэркем: поднимается в гору старый человек. Тяжело идет, на палочку опирается.
Подошел старый человек к чаше горной с кипящей водой, окунулся несколько раз — вышел молодой егет-молодец. Палочку свою через колено переломил.
Прощенья просит селезень Кэркем у Лысухи:
— Прости меня, добрая птица Лысуха. Все сделаю, как ты велишь. Полетит мой Кечкене!
Летят осенью дикие утки. Впереди — селезень Кэркем, рядом — сын Кечкене. Над лесами летят, над озерами летят. Над Янган-Тау — горящей горой — летят.
© - Юрий Подкорытов
Selesta
Немного - не по теме, но не могла пройти мимо 00058.gif ...
Случайно наткнулась в блогах сети - на стихотворение "Чуд Белоглазый"
Стало интересно и принесла сюда:

Чуд Белоглазый
(Чудное ему досталось имечко – Чуд...)

Неспящее солнце меня не разбудит:
Мы – в сон наяву погружённые люди.
Мы – сыростью лунной взращённые дети,
Звезда наша старая больше не светит.

Во мраке привычном подземных тоннелей
Не слышно мне птичьих волнующих трелей.
Я ночью живу, и представить мне трудно
Алмазы росы на траве изумрудной.

Их много у нас – изумрудов, алмазов...
Я б целый мешок подарил тебе разом,
Но белым глазам моим больно от света,
И днём твоего не услышу привета.

Ты – птичка дневная, боишься ты ночи,
Ко мне в подземелье спуститься не хочешь.
Да по́лно – я сам тебя вниз не позвал бы,
К тебе же подняться – глаза мои сла́бы.

Лишь в сумерках встреча с тобою возможна.
С подарком сквозь лес я крадусь осторожно,
А сердце – то бьётся, то тяжко повиснет...
Спешу я, мешочек с каменьями стиснув.

Пришла ль, дождалась ли, пугливая пташка?
Крадусь не дыша, а по коже – мурашки.
Ты здесь! И ты ждёшь, озираясь с опаской:
Из леса придёт белоглазая сказка.

Придёт и обнимет, приникнув губами,
Насыплет на грудь самоцветы горстями,
Любимые косы распустит, целуя,
И страстью прогонит прохладу ночную.

Прошепчет: «Люблю», – и из звёзд ожерелье
Тебе подарив, вновь уйдёт в подземелье...

© 10.04.2011 Елена Грушковская
Легенды и предания Урала

maboga
Таганайский волк.
Легенды и предания Урала
- На гору Ицыл ходят тибетские монахи! – огорошили челябинских туристов в парке “Таганай” – Никто не знает, откуда они берутся, ходят по лесам, потом останавливаются в определенных местах и медитируют.
- А почему именно здесь молятся? – недоумевали туристы.
- Посиди сам, может, тогда поймешь – нашелся один из сотрудников.
Решив выяснить, что происходит на загадочной таганайской горе Ицыл, челябинские путешественники немедленно отправились туда.
- За нами с приюта Таганай увязался волчонок по кличке Серый, – вспоминает руководитель экспедиционной группы “Открытые миры” Алексей Феденков. – Говорили, что это помесь хищника и собаки. Но, скорее всего, все-таки это чистокровный волк. У него характерная вытянутая морда, он не машет хвостом, еду с рук не берет, а если смотреть пристально в глаза, немедленно убегает.
В-общем, когда туристы увидели рядом с собой Серого, здорово удивились. Он бежал на расстоянии, будто прогуливается по каким-то своим делам, иногда вдруг сворачивал в лес, но потом вновь появлялся на тропе. Когда встретилась река, он, опередив туристов, ее перешел. Но люди последовали по другой, как им казалось, более правильной дороге. В это время сгустились тучи, потемнело, стал накрапывать дождь. Волчонок к тому времени пропал из виду и через какое-то время туристы услышали вой.
- Мы почему-то подумали, что он заблудился и зовет нас, – рассказывает Алексей. – Окликнули его, и он прибежал.
Киалимская падь – гигантская трясина
Тропа к тому времени совсем пропала, дождь лил как из ведра, и туристы поняли, что заблудились. Дело в том, что невдалеке от Ицыла находится Киалимская падь. Это огромное болото (говорят, входит в пятерку самых больших в России) прямо над многометровым тектоническим разломом. Сгинуть там проще простого. И следов никто никогда не найдет.
- Сначала под ногами забулькали пузырьки, пошел запах болотного газа. Тут то и наступило прозрение, где мы! – признается Алексей. – Стало жутко, что под тобой лишь небольшой слой мха. А дальше – глубокая трясина…
Куда идти, путешественники уже не понимали и решили топать напролом. Но в это время Серый вдруг вздыбил шерсть и оскалился так, будто он не щенок, а настоящее чудовище. Готовое загрызть любого, кто двинется дальше! Пришлось путникам развернуться и следовать за волком.
- Без него неизвестно, что с нами бы стряслось, – признается Алексей. – Волк пересек реку именно в направлении к Ицылу. А мы тогда ошиблись.
Хищник вывел челябинцев к людям. В знак благодарности они отдали ему последнюю банку мясного паштета и полбулки хлеба.
Кстати
На счету Серого десятки спасенных жизней.
Местные жители рассказали, что это уже не первое спасение на счету Серого. Он так же начал скалиться, когда другие туристы оказались на болоте. Правда, они решили, что он сдурел и стали отгонять его палкой. В итоге один из них провалился в трясину и они почти полтора часа его вытаскивали.
© - Елена Маркова
Владыка_
Легенда об Узкой Улочке
Легенды и предания Урала

История Урала необычайно богата на события, мифы и легенды. Одна из них, наверное, самая красивая - легенда об Узкой Улочке. Находится это примечательное для туристов место недалеко от Ныроба. Не доезжая до него несколько километров надо свернуть направо (прямо перед речкой Люнвой) и проехать около трех километров по грунтовой дороге. Между двух возвышенностей, на большой поляне стоит щит, информирующий о том, что вы находитесь на особо охраняемой природно-исторической территории «Искорское городище». Чтобы попасть на Узкую Улочку, надо повернуть направо, и, пройдя буквально двести метров по лесу, вы увидите одно из чудес уральской природы.

На вершину скалы, вид которой перед вами откроется, ведут две параллельных расщелины. Ширина одной достигает нескольких метров, а другой - едва пятидесяти сантиметров. Это и есть Большая и Узкая Улочки соответственно. Наиболее примечательна Узкая Улочка – она имеет длину около 40 метров и по форме, (конечно, очень условно) напоминает лестницу до самой макушки горы. Бытует предание, что, поднявшись по ней, религиозный человек очищается от всех грехов.

Если же от информационного щита вы обратите свой взгляд налево, то увидите еще одну небольшую гору, с очень крутыми и отвесными стенами. Обойдя ее, и, поднявшись по единственному пологому склону, вы увидите перед собой белую часовню. Построена она была в 1891 году вместо деревянной. Часовня примечательна внутренней росписью сводов, к сожалению изрядно испорченной природными явлениями и вандалами. Как говорят, часовня стоит на месте древнего городища, столицы одного из Великопермских княжеств – городка Искор. Вот что написано о древнем Искоре в книге «Туризм в Пермской области»: «В Перми Великой городку Искор отводилось важное стратегическое значение – он прикрывал верхнекамские земли со стороны Печоры и Вычегды. Городок выглядел настоящей крепостью: он занимал площадку высокой горы с неприступными скалистыми стенами, путь на которую по единственному пологому склону прикрывали пять насыпных валов». Доподлинно известно, что во время знаменитого похода князя Федора Пестрого на Пермь Великую Искор был против московитов и был взят ими самым первым. Среди жителей сегодняшнего Искора также существует предание о царе Коре, который бесстрашно сражался с татарами.
Легенды и предания Урала
Легенды и предания Урала
Selesta
Чудо Урала - этот загадочный и недоступный Мань-Пупу-Нёр
Бесконечное путешествие наших желаний и мыслей заставляет искать новые впечатления и красоты, которые может преподнести только природа.
скрытый текст


Легенды и предания Урала
maboga
Тайна озера Зюраткуль
Легенды и предания Урала
О высокогорном Зюраткуле бытует много легенд. Давным-давно это было. Когда именно, никто не помнит. Жило на берегах маленького горного озера племя охотников и рыбаков. Никто никогда не нарушал обычаи этих людей. Шли годы, десятилетия, века. Рождались дети, подрастали, женились, старились, умирали. Но вот один случай пошатнул вековые устои племени. О нем далеко разошлась молва среди жителей гор.
Родилась в этом племени девочка. Росла, ничем не отличалась от других сверстниц. Незаметно повзрослела и вдруг с годами превратилась в девушку невиданной красоты. О ней заговорили, ее заметили. Многие охотники захотели взять Амину (так звали красавицу) себе в жены. Даже сам вождь племени, Великий Повелитель Гор, могучий богатырь Таганай, который держал на своих плечах ночное солнце — Луну, и тот добивался любви Амины. Но сердце девушки тянулось только к молодому, красивому и отважному охотнику Акбулату. Он тоже любил ее и считался первым женихом.
Однажды охотники ушли в дальние горы. В стойбище остались одни женщины и дети. Тоскуя по Акбулату, Амина пришла на берег озера и спустилась к воде. Светила ночная красавица-Луна, покоясь на невидимых плечах Таганая. Озерная гладь не колыхалась и отражала в себе окружающий мир, как в огромном опрокинутом зеркале. Амина наклонилась к воде и застыла от удивления. На нее глядела невиданной красоты и прелести девушка. Не сразу поняла Амина, что это была именно она. Она была прекраснее всех своих соплеменниц, прекраснее всех женщин страны Повелителя Гор. И сердце девушки возликовало. С той поры каждую ночь она приходила к озеру и любовалась собой, реже стала вспоминать Акбулата.
Вскоре Амина забыла юношу-охотника и стала с нетерпением поджидать возвращение богатыря Таганая, чтобы взобраться на его плечи и осветить ночной мир своей красотой и лучезарным блеском. «Разве я не прекраснее Луны? Только я одна достойна быть женой Великого Победителя Гор!..» — внушала она сама себе, и при этом Амина весело хохотала, воображая, как оттолкнет от себя безусого Акбулата.
Но сердце девушки, возмущенное изменой, вдруг сильно забилось, больно затрепетало, выскользнуло из груди и растворилось в озере. Амина застыла в немом изваянии, а потом превратилась в каменного истукана.
Весть о несчастье дошла до охотников. С горя молодой Акбулат ушел от товарищей и поднялся на высокую гору. Тоскуя по любимой девушке, отвергшей его любовь, он поседел и умер от печали. Охотники похоронили юношу, соорудив на его могиле огромный каменный курган. С того времени эту гору стали называть Уван, то есть «гора с курганом», или просто «курганная гора».
Сильно был омрачен гибелью девушки и богатырь Таганай. Он навсегда покинул племя, ушел далеко в горы и остался там навечно, застыв в виде массивной каменной вершины. Но по-прежнему он держит на своих плечах ночное светило — Луну, ведь Таганай и значит — «подставка луны».
Как в призрачном тумане, проплыли тысячелетия. Камень, в который превратилась Амина, рассыпался, и теперь его осколки в виде отдельных острых ребер торчат из земли на Каменном мысу возле старых одиноких лиственниц. Эту груду кварцитовых глыб в форме слегка вытянутого холма в наши дни именуют Каменной или Безымянной сопкой. Неизменным осталось лишь озеро. Только вода в нем с тех пор стала всегда холодной и кристально чистой, как вечный укор лучезарной Амине за то, что она охладела к юному Акбулату. И стали это горное озеро называть Юрак-куль, то есть озеро потерянного сердца или просто сердце-озеро, на дне которого, согласно древней легенде, покоится мятежное сердце красавицы Амины. А уж Зюраткулем оно стало позднее.
Материал взят из книги "Легенды Южного Урала (Сост. И. А. Кириллова). — 2-е изд. — Челябинск: Аркаим, 2009. — 208 с: ил."
maboga
Солнечная пиала
Легенды и предания Урала
В далекие времена это было… Раскалило Солнце землю, дождевые тучи к себе забрало. Выгорела степь, пересохли реки и озера. Собрались старики-аксакалы на совет. — Без воды гибнет степь, без степи гибнут отары овец и табуны коней. А Солнце высоко, на облачке сидит, наших слов не слышит, нашего горя не видит.
Вышел вперед егет-молодец:
— Простите за смелость, почтенные, но позвольте и мне, молодому, слово сказать. Много раз я в степи арканом ловил необъезженных кобылиц. Пусть сплетут мне из хвостов жеребят длинный аркан, поймаю я ту тучку, на которой Солнце сидит, все наши обиды выскажу.
Заарканил молодой егет тучку, что есть сил к себе тянет. Низко уже спустилась тучка, и видно: словно на пуховой перине спит-храпит на облачке Солнце. Видно, хороший сон видит — улыбается. Большой золотой самовар рядом стоит, остыл совсем. На подносе расписном золотая чашка-пиала стоит, полным-полнехонька. Кричал, кричал егет — не слышит Солнце, похрапывает во сне. Дернул егет аркан — закачалось облачко, упала с подноса золотая чаша. Дернул егет еще раз — упал на бок самовар, полилась вода на землю. Зазеленела степь. Ковыль седые волосы распустил, трава типчак в рост пошла. Даже перекати-поле ожило. Тонконогие жеребята наперегонки с ветерком пустились. Тощие овцы на еду накинулись — жир нагуливают. Весело стало в степи! В третий раз дернул арканом молодой егет — утянул тучку со спящим Солнцем за вершину большой Зуртау-горы, привязал веревкой крепко-накрепко. С тех пор, говорят, Солнце всегда за вершину Зуртау-горы на ночь прячется, на пуховом облачке до утра отдыхает.
С тех пор, говорят, солнечную чашу-пиалу, что на землю упала, озером Касарги называют, круглое-де, как чаша.
© - Юрий Подкорытов
maboga
Голубое зеркало Семигора
Легенды и предания Урала
озеро Чебаркуль
Говорят, у русского батыра Семигора, хозяина гор Ильменских, зеркало хрустальное было, да не простое. Посмотрит в него Семигор — все, что на земле, на воде и в воздухе делается, — все ему видно. И жила в тех местах старушонка одна завистливая. Юрмой звали. Ох как хотелось Юрме зеркало такое иметь! Оно понятно — в урмане глухом скучища зеленая. Словцом перемолвиться не с кем. Которые лешие поблизости жили, и те от завистливой старухи в болото подались. Забралась как-то Юрма в горную кладовую Семигора, и так и сяк зеркало из скалы выворачивает. Не хватает силенки. Уж и нечисть лесную помочь просила, посулы богатые обещала. Лешие затылки чешут: и напакостить не прочь, и Семигора побаиваются. Отказались. Грохнула Юрма клюкой железной по хрусталю — разбилось голубое зеркало на мелкие осколки, по всему краю разлетелось. Каждый осколок в голубое озеро превратился. А Юрма со злости комья земли в ближнее озеро стала бросать. Горстями полными. То тут, то там островки на озере выросли. А дело-то вот чем кончилось: старуху Юрму батыр Семигор в гору каменную превратил.
…Давным-давно поднялся на высокую гору человек и увидел внизу озеро с бесчисленными островками.
— Пестрое озеро, — сказал тот человек, — Чебаркуль!
Владыка_
Легенда о Манси

В нашем краю что ни гора, то сказка, что ни пригорок, то присказка. Оглянитесь вокруг. Вот Ильменские горы. Народы манси, населявшие Урал, создали много красивых легенд о том, как однажды манси отбили атаку великанов людоедов.
Людоеды с криком, ритуальными танцами, пожирая всё на своём пути, продвигались всё дальше и дальше вглубь страны. Они хотели покорить мансийцев, но возмутился Мансийский Урал. Едва людоеды вступили в область священных мест, как земля вздрогнула. От испуга окаменели великаны... Так и стоят они доныне. А оружие великанов тоже ушло в землю. Медные щиты великанов были гигантских размеров. Счастлив будет – тот кто найдёт это скопление меди. Поблизости будут лежать и лук, и стрелы, и сабли, и другие доспехи. Иной раз — рассказывают охотники — найдёт какой-нибудь геолог медную жилу. Покопает в ней и уйдёт ни с чем. Он ведь не знает, что не жила это, а часть доспехов великанов.
А ведь действительно, когда-то нашли в Миасской долине медную руду, построили завод, но вскоре руды не стало. Закрыли завод. А оказалось, что ошиблись люди. Уже в наши дни найдены в долине богатые медные руды. А недавно так отыскали целую медную гору. Так что медная слава долины вновь вернулась.
maboga
Маланьин спор
В дремучих лесах уральских, на высоких горах, возле озера Тургояк когда-то девка одна жила. Маланьей ее звали. Никто не ведал, какого роду и племени она была. Много народу всякого в те поры на Камень бежало, от неволи царской спасалось.
Редкого ума Маланья была, смелая, ловкая, любой работы не чуралась и красоты была несказанной.
Славили люди ее. Кто за ум, кто за смелость, а больше всего любили за привет к людям и за то, что верной дочкой отцу с матерью была.
А Маланья любила свой рудник и горы — то синие-синие, что тургоякская волна перед рассветом, то хмурые, будто ночь в непогоду, а больше всего ее зори манили.
Говорят, что заря от зари отличается сильно: вечерняя к отдыху зовет, а утренняя к труду поднимает.
Маланье же обе сестры-зари сродни были. Вместе с народом трудилась она, в земле рылась, где люди медную руду добывали, а потом эту руду купцам продавали.
И чем больше Маланья трудилась и красота ее сильней цвела, тем больше слава о ней по свету бежала. То ли купцы ее разнесли, то ли ветер, что гулял над горами, только много женихов стало свататься к ней.
Были сваты и от бояр знатных, и от богатырей-воинов смелых. Но никого из них не любила Маланья, всем отказывала. Сердце свое она давно отдала простому парню с рудника.
И вот как-то раз вздумал на Маланью поглядеть и самый могутный богатырь во всем свете. Временем его звали. Сел он на коня, что летит быстрее эха, и помчался на Урал, на Горы-камень. У рудника, где работала девка, он остановился, подошел к народу и спросил:
— Где тут, люди добрые, Маланья живет?
А она в это время из шурфа выходила и большой кусок медной руды несла. Люди ответили ему:
— Вон она, разве не видишь?
Посмотрел Время-богатырь на Маланью и ахнул. «Вот это красота!» — подумал он про себя и пошел к девке.
А Маланья, перекинув свою косу тяжелую с плеча на спину, положила руду на землю, распрямилась и весело на богатыря посмотрела, будто искорками его обдала.
«Не зря, выходит, люди про нее говорят: — Нашу Маланью по утрам солнышко целует», — усмехнулся про себя Время-богатырь.
— Тебе ли, Маланья, с такой красотой в земле рыться? Тебе в золоте только ходить, во дворцах богатых жить! — сказал он ей, низко в пояс кланяясь.
— Не ты первый про это мне говоришь, не ты первый золото сулишь, — ответила ему девка. — Только не надо мне этих богатств, я и без них проживу, а вот без родной земли, без этих гор и лесов зачахну я!
Удивился Время-богатырь, но не отступился. Отстегнул с пояса саблю, самоцветами украшенную, и Маланье ее в руки подал.
— Погляди в рукоять моей сабли. Видишь, в ней камешек горит?
Взяла Маланья в руки саблю, поглядела на редкий изумруд и сказала:
— Вижу!
— Да ты пуще посмотри, может, что увидишь в камне! — настаивал богатырь. Пригляделась Маланья в камень, а он заиграл, запереливался, чисто живой, в ее ладони. Далекие страны увидала она в нем, белокаменные дворцы, моря и океаны.
Долго любовалась Маланья изумрудом. Весело смеялась над игрушкой и над тем, как знатные вельможи в собольих шубах, в шапках с перьями кланялись ей из камня… Но вдруг бархатные брови в одно крыло слились у нее, на глаза печаль легла.
— А кто этот чудесный камень гранил, чьи руки такую красоту земли открыли? — у богатыря Маланья спросила.
Вспомнились ей люди, что день и ночь в своих землянках при лучине камни такие гранили.
— Зачем тебе, Маланья, знать про это, будешь и ты носить такие камни. А хочешь, подарю тебе я ключ от кладовки, где самоцветы лежат.
Покачала головой Маланья и богатырю обратно саблю отдала.
— Пойми, богатырь, меня. Еще мои деды говорили: «Дым родной земли светлей чужого огонька». — Сказала — и отвернулась. Удивился Время-богатырь, но не отступился.
— Пожалеешь ты, Маланья, о богатствах, да поздно будет. Об заклад буду биться, что пожалеешь.
Засмеялась Маланья и сказала ему в ответ:
— Давай поспорим! А уговор таков. Ежели ты проспоришь, то останешься у нас и будешь работать с нами. Ты ведь сильный. Захочешь, горы перевернешь, моря осушишь. Красавицу в старуху превратишь. Многое тебе подвластно, только в одном ты не силен: моего отца и матери моей тебе не одолеть, хотя они и не в золото одеты.
Задумался богатырь, но согласился на уговор. Сел он опять на своего коня, что быстрее эха был, и в дальние страны ускакал.
В недолгих днях мать Маланьи выдала дочку замуж. И такую им народ свадьбу справил, что по сей день люди сказки про нее говорят.
Прошли годы, вспомнил Время-богатырь про Маланью и снова в Горы-камень прискакал. Проверить, не проспорила ли она. Смотрит: где землянки были, уже избы стоят. Спросил он у бабки прохожей, где Маланья тут живет. Бабка показала ему на избу крайнюю, что за мостом.
Зашел богатырь в избу, а Маланья из-за стола выходит навстречу и улыбается весело ему:
— Я знаю тебя, ты Время-богатырь. Моя бабка спорила с тобой. Ты бился с ней об заклад.
— Верно, верно, поспорили мы с Маланьей, — ответил ей богатырь.
— Так слушай, богатырь. Перед смертью бабка мне говорила: «Ежели придет Время-богатырь и спросит, пожалела ли я, что отказалась от богатства, ответь ему: ни разу даже в думках не пожалела».
— И ты Маланья тоже? — богатырь ее спросил.
— Маланья тоже. У нас уж так в роду ведется: первая дочь Маланьей зовется!
— Ты так же прекрасна, как и бабка твоя была! — сказал ей Время-богатырь, — Откуда же берется ваша красота?
— Откуда наша красота, говоришь, берется? — улыбнулась в ответ ему Маланья. — Когда пьешь воду из родника, ты ведь не думаешь, откуда он берет начало? Так вот, пойдем. Покажу тебе я этот родник!
И они пошли. Долго-долго они по шахтам, рудникам и дудкам бродили. Видели, как трудились люди, как руду и самоцветы добывали, как работали в лесу.
— Кто ж они? — спросил Маланью богатырь.
— Это мой народ. У нас с ним один отец. Имя его — Труд. А теперь пойдем — поглядишь на мать.
И опять они пошли. Поднялись на самую середину хребта, на вершину высокую, что с незапамятных времен Юрмой зовется, взошли.
Поклонились речушкам, горам и долинам, поклонились солнцу, ветрам, заре, спустившейся на землю, и людям, что копались в земле. Полюбовались дальними кострами по берегам озер и рек, лесами зелеными, как море, и воскликнул Время-богатырь:
— Ежели бы ты и не сказала, кто твоя мать, все равно бы я догадался. Ее зовут Жизнь.
— Верно, богатырь, ты угадал. Жизнь — наша мать. Теперь ты понял, где родник красоты человечьей?
Ничего не ответил богатырь. Только снова, как и прежде, с пояса он меч отцепил и Маланье в руки его отдал.
— Проспорил я, Маланья, а потому остаюсь с тобой. Я буду работать с вами!
И остался навсегда…
© - Серафима Власова
Владыка_
младший брат Байкала

Было это в давние-предавние времена. Уже обживали люди берега славного Байкала и не могли надивиться его красоте. А вода в нем была холодная и такая прозрачная, что в хорошую погоду всю жизнь озерную рассмотреть можно было. Широко оно раскинулось, вольной волной о берега било...
Жил на берегу озера прекрасный юноша. Звали его Тур. Парень был он удалой. Лицом видный, глазами добрый и до дела всякого охочий. Крепко любил свой край и озеро синее. Не раз любовался синевой озерной...
Тихо бежали дни. Пролетало время, и решил смелый юноша отправиться в путь. Посмотреть на земли дальние, на красоты их взглянуть.
Долго ходил Тур по белому свету. В разных краях побывал. Подивился на красоту земную, на диковинки разные. Много повидал радостей и счастья людского, а еще больше горя.
Как ни хороши чужие края, а заскучал юноша по родному дому. И отправился Тур обратно в родную сторонушку.
Возвращался он домой. Прямехонько шел, быстро. И пролегла его дорожка через Уральские горы. Шел Тур по долине меж гор зеленых, смотрел кругом и дивился — родное все было вокруг: деревья те же — сосны, лиственницы, березы; солнце так же тепло и ласково греет, да и небо такое синее, как родное озеро, только над головой. Все родину напоминает, а до дома-то ой как еще не близко.
Много пересек он рек и ущелий, и вот в одном из них встретил Тур девушку. Сидела она на камне у огромной скалы и плакала. Юноше стало жаль ее. Подошел он и спросил: «Как зовут тебя?» Девушка подняла лицо, и Тур увидел, как она была прекрасна, только глаза ее были печальны. Произнесла девушка имя свое, полетело оно высоко в горы и там отозвалось многократным эхом. «Гояк!» — прокричали горы. Таким звучным оно было! Девушка понравилась Туру, и решил он сделать все для нее, только бы высохли ее слезы, только бы она улыбнулась. Стал тогда расспрашивать он девушку: «Почему ты так горько плачешь? Чем могу я тебе помочь?» И Гояк поведала ему: «Когда-то я была весела и счастлива. Но злая колдунья, позавидовав моей молодости и здоровью, лишила меня зрения. И прозреют мои глаза только тогда, когда умоюсь я водой чистой и прозрачной, как слеза».
Знал Тур, где есть такая вода. Поспешил к родному озеру. Торопился он, шел прямо через топи болотные, сквозь леса дремучие, лез через горы неприступные. Не день и не два шел Тур. Много дней шел.
И вот он Байкал — голубая чаша с водой, которой нет чище и светлей во всем свете. Зачерпнул юноша полные ладони байкальской сини и поспешил к девушке. Труднее прежнего был его путь. Не останавливался он ни на минуту. Нес Тур воду, которая должна была вернуть девушке зрение и счастье. Берег он воду, осторожно нес ее.
Вот и знакомые горы, то самое ущелье. И снова юноша увидел Гояк.
Умылась девушка водой. И высохли слезы, прозрели глаза. Ушла печаль. Снова Гояк стала здоровой. Зазвучал в горах ее смех.
Навсегда остались вместе Тур и Гояк.
А когда девушка умывалась байкальской водой, упала одна капля на землю. И в том месте, где когда-то плакала Гояк, образовалось новое озеро с такой же холодной и чистой водой, какую принес Тур из Байкала для своей любимой.
Люди назвали его Тургояк — в память о славном юноше Туре и красавице Гояк.
И еще называют Тургояк младшим братом Байкала.

Это сообщение отредактировал владык - 13-06-2011 - 18:20
maboga
Золотой эшелон исчез на Урале
Умы людей по сей день будоражит клад последнего российского императора. Хотя в народе его и называют кладом Николая II, русский царь имеет к нему лишь косвенное отношение.

В начале осени 1916 года, опасаясь вторжения немецких войск в столицу, царь приказал эвакуировать золотой запас Санкт-Петербургского монетного двора в Москву. Тем временем начались демонстрации, забастовки и сильные волнения в народе. 'Золотой эшелон' отбыл из города на Неве как раз в канун Февральской революции. Прибыв в Москву и доложив градоначальнику о прибытии спецгруза, начальник охраны понял, что городским властям не до эшелона: по городу бродили толпы пьяной черни, по ночам гремели выстрелы. Поручик контрразведки телеграфировал лично царю о положении дел, на что получил четкий приказ: 'Эвакуировать поезд на Урал, в город Екатеринбург! Сдать груз на хранение в подвалы государственного банка!' И поезд ушел:

Только в 1919 году в протоколах допросов Екатеринбургского ЧК всплыла фамилия молодого поручика, агента 4-го отделения Тайной полиции, офицера контрразведки, доставленного, а вернее выкраденного большевиками из Китая. Но офицер не нарушил клятву верности, данную императору всея Руси, и умер, не проронив ни слова, не выдав своих солдат и место захоронения груза.
Чекистам, правда, удалось узнать, что, прибыв в Екатеринбург, офицер счел благоразумным не передавать золото продажным временщикам, а укрыть его в земле. Поезд, состоящий из трех вагонов и паровоза, ушел по одной из железнодорожных веток, и на пустынном переезде ящики сгрузили. В них (по данным отгрузочных накладных Монетного двора Санкт-Петербурга) находилось 1360 килограммов золотых монет. Досконально известно, что сопровождали груз пятеро солдат, капрал и поручик. В поезде ехала 'приблудная баба', то ли спекулянтка-мешочница, то ли беженка, невесть как попавшая в эшелон. Закопав драгоценный груз в землю, капрал и поручик с несколькими слитками золота в вещмешках ушли за кордон, а солдаты вернулись к своим семьям.
Золото Николая II не найдено до сих пор. Уральский НКВД, а позднее УФСБ почти каждое десятилетие снаряжал на его поиски своих людей, но безрезультатно.
Уральская земля хранит тайну.
Selesta
Легенда о шамане и Насу
скрытый текст
Selesta
Сказ о мудрой Вуп и пещерном существе Руте
скрытый текст




maboga
Койп (гора)
Легенды и предания Урала Легенды и предания Урала
Койп, гора на Северном Урале в хребте Поясовый Камень, высотой до 1087,5 метров. Название метафорическое: манс. койп – «барабан, бубен».
Коми название – Барабан Из (Из – «гора, камень»). Конусообразная гора действительно по форме напоминает барабан.
Русское название Копны образовано по принципу народной этимологии от наименования Койп.
По мансийской легенде, когда великаны-самоеды поднялись на Маньпупунёр, чтобы уничтожить вогульский народ, их вожак-шаман увидел перед собой Ялпингнёр – священную гору вогулов. В ужасе он бросил свой барабан, который упал на высокую коническую вершину Койп, поднимающуюся южнее Маньпупунёра, и все его спутники окаменели от страха и стали каменными истуканами Мань-Пупу-нёр. ©
maboga
QUOTE (Selesta @ 23.05.2011 - время: 19:05)
Чудо Урала - этот загадочный и недоступный Мань-Пупу-Нёр

А вот нашлась и сама легенда:
Древняя мансийская легенда
В далекие времена в густых лесах, подступивших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя.
В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины делали красивые меховые одежды. Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньер, помогали манси, потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними. Были у вождя дочь — красавица Аим и сын Пыгрычум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать ее сбегались олени из долины Ыджид-Ляги.
Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь), чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим. Но отказалась, смеясь Аим и от этого предложения. Разгневанный Торев позвал своих братьев великанов и двинулся к вершине Торре-Порре-Из, чтобы силой схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрычум с частью воинов был на охоте, появились великаны перед воротами каменного города. Целый день шла жаркая битва у крепостных стен.
Под тучами стрел поднялась Аим на высокую башню и крикнула: — О, добрые духи, спасите нас от гибели! Пошлите домой Пыгрычума! В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город. — Коварная, — зарычал Торев, увидав на башне Аим. Он ринулся вперед, сокрушая все на своем пути. И только Аим успела спуститься с башни, как та рухнула под страшным ударом дубины великана. Затем Торев вновь поднял свою огромную палицу и ударил по хрустальному замку. Замок рассыпался на мелкие кусочки, которые подхватил ветер и разнес по всему Уралу. С тех пор и находят в Уральских горах прозрачные осколки горного хрусталя.
Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. Под утро услышали шум погони. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрычум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дали ему добрые духи. Пыгрычум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть. В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрычума, сами превратились в камни.
С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую народ назвал Мань-Пупу-Ньер (Гора каменных идолов), а недалеко от нее возвышается величественная вершина Койп (Барабан) ©
Vassalina
Ну вот и я нашла про Челябинск истории.


Челябинский элеватор
Наверное, многие, кто живет в городе Челябинске, слышали о таком месте, как Элеватор. Для тех же, кто не в курсе, поясню. Элеватор-это заброшенное здание в центре города. Сейчас оно, к сожалению, огорожено, но попасть туда возможно. В низу элеватора есть подвалы (в них лично спускалась). Место это не самое приятное. Мусор, шприцы иногда попадались и тому подобная гадость. Те, кто живет напротив этого места, поговаривают, что на этом элеваторе есть привидения. Лично я врать не буду. Призраков я там не находила, а вот куклы вуду были. Есть в этом подвале одно странное место. Большая дыра в стене. Я разок залезала в нее. Прохода там нет, а вот на стене есть странная надпись на латыни. Прочитав ее, (да-да в старой школе, где я училась, была латынь) я, честно сказать, немного испугалась. Ну как немного. Выпрыгнув из этой дыры, я сиганула к выходу так, что мои друзья не сразу поняли, что вообще стряслось. Отдышавшись и придя в себя, я пояснила, что там было написано что-то вроде заклинания (я сама не полностью вникла в перевод), но одно я знала точно: это как-то связанно с дьяволом.(с)



Памятник Ленину на площади
На площади стоит памятник Ленину, а вот хоть кто-то задумывался, что находится под этим памятником? Нет? А зря. Дело в том, что под городом расположена целая сеть подземных туннелей и бункеров. Уральские диггеры уже начинали обследование туннелей, но каждый раз их что-то останавливало. Некоторые подозревают, что это духи или демоны, которые по каким-то причинам не позволяют проходить дальше (хотя я лично слышала, что в данном бункере хранили только запасы. Бабушка даже рассказывала, как их потом вывозили и распродавали). Но факт остается фактом: бункеры есть, а значит, и завеса тайны вокруг них будет всегда. Ведь кто знает, что на самом деле творилось в этих бункерах.
(с)



Театр на костях.Не многие знают, но оперный театр города Челябинска построен в прямом смысле на костях. Когда строили это здание, то выкопали множество человеческих останков. Некоторые перезахоронили, а некоторые так и оставили лежать в земле. К сожалению, ничем хорошим это не кончилось. Как вы сами понимаете, мертвые потревожены и успокоить ничто не уже не сможет. Строители жаловались, что вечно что-то им мешало, ночами или ранними утрами (когда еще темно) они замечали силуэты или слышали голоса. Когда театр был полностью отстроен, работники театра стали жаловаться на голоса, видения и странные звуки. Сторожа там очень часто меняются. Ведь мало кто может выдержать соседство с призраками. Если есть смельчаки, то приглашаю вас в наш призрачный театр.(с)


Вот такие страсти
TURAF
(Selesta @ 17.04.2011 - время: 00:22)
<q>Среди всей толщи исторических событий, перемешанных с мифами, легендами и сказками на Северном Урале особо выделяется
сказание о Полюде, Ветлане и Вишере
.
Полюд – это гора (529 м), которую иногда называют Полюдов Камень или Полюд-парма. Он является южной оконечностью Полюдова Кряжа, который начинается на правом берегу Вишеры у деревни Бахари (кстати, знаменитый Помяненный Камень, также является частью этого кряжа). Стоит на левом берегу Вишеры, как раз напротив Ветлана. Вишера – это одна из основных рек Северного Урала. Ветлан – камень-останец на левом берегу Вишеры, отличающийся необычайной красотой и живописностью.

скрытый текст
</q>
Самая высокая и красивая скала на известной своими удивительными красотами уральской реке Вишере – это камень Ветлан.Легенды и предания Урала
134А
(Selesta @ 26.03.2011 - время: 18:45)
Урал... Потрясающе красивый, удивительный, такой разный ... и полный загадок.
Наверняка Вы знаете что-то интересное и необычное). Расскажите, поделитесь с нами 00064.gif !

Начну я...
Когда была маленькой - бабушка ежедневно читала мне сказки и любимым персонажем - была не Золушка, не Белоснежка, а Хозяйка Медной горы.

Не удивительно!
Редкостный по убедительности и реалистичности персонаж. Не схематичная она, а живая получилась. Такое ощущение, что Бажов лично был с ней знаком.
Jguana
Уральские рыбаки нашли скелет динозавра в реке

Вернувшиеся из экспедиции на Ямал члены объединенного клуба «Дикий Север», в который входят рыбаки из Екатеринбурга, Челябинска и Перми, сообщили о сенсационной находке. В реке Рута-Ю туристы наткнулись на окаменелый череп древнего животного. От других валунов он отличается сохранившимися рядами зубов и четко прорисованной челюстной коробкой. Сначала находке не придали должного значения.

«Голову динозавра нашел Олег Юшков – член нашего клуба из Перми. Он запнулся о валун, переходя реку, вгляделся в него, и ему стало интересно. Сделал несколько фото и показал их друзьям, которые скептически посмеялись. Потом, когда экспедиция вернулась, и мы посмотрели снимки на большом экране, увидели отчетливые контуры черепа! Мы разослали фото палеонтологам и снова организовали экспедицию с привлечением ученых», – рассказал Агентству новостей «Доступ» руководитель клуба «Дикий Север» Евгений Свитов.

Когда туристы увидели голову динозавра уже со специалистами-зоологами из государственного музея имени Шемановского (ЯНАО), то вместе сделали замеры и сняли подводное видео. Вытащить находку, весящую около полутоны, они даже не пытались.

Мнения ученых по поводу найденного экспоната разделились. Специалисты УроРАН заявили, что это просто причудливый валун, а вот санкт-петербургские эксперты считают, что окаменелость имеет животное происхождение. Точно станет известно только летом 2015 года, когда снова потеплеет, и ученые смогут взять на экспертизу необходимые пробы.

«Если подтвердится, что это голова динозавра, хотелось бы, чтобы она попала в государственный музей, а не в частную коллекцию. Эта находка докажет, что динозавры раньше жили на Полярном Урале. И это будет сенсация», – пояснил Евгений Свитов.

Между тем известно, что рыбаки, участвовавшие в экспедиции, говорили о своей находке с местными жителями, которые не нашли в ней ничего удивительного. Ханты утверждают, что вся река усеяна костями древних животных, и иногда вода оголяет то, что скрыто под породой.

Ольга Плеханова,
видео клуба экспедиций «Дикий Север»



sxn3375007919
все сказания меркнут перед естественной красотой утёса при впадении чусовой в Каму.



Рекомендуем почитать также топики:

Кто бывал в тунелях Метрополитена?

Начался учебный год

Зимений ШМОТ!!!

Девушки любящие доменировать над мужчинами

Мистер ЮФО