Леонардо да Винчи и секрет «Витрувианского человека».Витрувианский человек — рисунок, сделанный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат.
(Витрувий - период жизни - с 80-го по 15-й годы до н.э., жил в Риме. При императорах Помпее и Юлии Цезаре служил военным инженером, а при Октавиане Августе – гражданским. Знал греческий язык, что позволило ему изучать труды по строительному и инженерному делу, в том числе по военной технике.
Главная его заслуга перед историей искусства в том, что он написал «Десять книг об архитектуре»(De Architectura Libre Decem). В этом труде архитектор и инженер систематизировал все известные ему на тот момент сведения, обобщил практический опыт, накопленный греческими и римскими предшественниками и современниками. Собственноручные иллюстрации к трактату не сохранились, как и оригинал.Трактат включал 10 книг, каждая посвящена отдельному вопросу - профессиональному мастерству архитектора, строительным материалам, особенностям постройки храмов и общественных сооружений. Затронуты проблемы строительства загородных усадеб и сельхозобъектов, отделки фасада и окраски зданий, водопровода, устройства часов и механизмов.
В книге дано первое определение машины как сочетания соединённых вместе частей, обладающего большой силой для передвижения тяжестей. Выделены шесть категорий в эстетической составляющей. Классикой мировой архитектуры стали описанные Витрувием коринфский, ионический, дорический, тосканский ордеры.
С XV века в Европе начали появляться печатные книги, содержащие изложение труда Витрувия. Первая издана в 1486 году в Риме.
Плоды сего мы пожинаем до сих пор: это и московский Большой театр, и американские Капитолий с Белым домом, советские станции метро... да и много всего.
Витрувий , между главами об архитектуре, подробно остановился на размерах и пропорциях homo sapiens. Потому что именно от человеческих пропорций и зависит комфортное пребывание внутри интерьера и ощущение от фасадов, что они красивые. Все должно быть соразмерно, тогда подсознанию приятно.
Описана вся эта система пропорций без авторских картинок, только словами.
Витрувий бросил эти несколько слов, что здания должны иметь пропорции человека, а тело человека — это модель пропорции. И с вытянутыми руками и ногами тело идеально вписывается сразу в 2 идеальные геометрические фигуры — квадрат и круг.)
Эскиз был обнаружен в одной из личных записных книжек мастера эпохи Возрождения. Сегодня "Витрувианский человек" является одной из самых известных работ художника, наряду с "Тайной вечерей" и "Моной Лизой".
скрытый текст
«Vetruvio architetto mette nelle sue opera d’architettura che le misure dell’omo…» «Архитектор Ветрувий заложил в своей архитектуре измерения человека…» Далее идет описание соотношений между различными частями человеческого тела.
В сопроводительных записях Леонардо да Винчи указал, что рисунок был создан для изучения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее о человеческом теле:
«Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями:
длина четырёх пальцев равна длине ладони,
четыре ладони равны стопе,
шесть ладоней составляют один локоть,
четыре локтя — рост человека.
Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека.
Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок.
Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник.
Длина вытянутых рук будет равна росту.
Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста.
Расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста.
Расстояние же от верхней части груди до корней волос — 1/7.
Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста.
Наибольшая ширина плеч — восьмая часть роста.
Расстояние от локтя до кончиков пальцев — 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки — 1/8.
Длина всей руки — это 1/10 роста.
Начало гениталий находится как раз посредине тела.
Стопа — 1/7 часть роста.
Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста.
Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица.»
Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное Леонардо Да Винчи и другими, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу. Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела.
Искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Мы находим их в пропорциях архитектуры и скульптуры, в расположении предметов и фигур, сочетании красок в живописи, в чередовании рифм и мерности ритма в поэзии, в последовательности музыкальных звуков. Эти свойства не выдуманы людьми. Они отражают свойства самой природы. Одна из пропорций чаще всех встречается в искусстве. Она получила название «золотое сечение». Золотое сечение было известно ещё в древности. Так в книге II „Начал” Евклида оно применяется при построении пяти- и десятиугольников.
источники: kulturologia.ru 24smi.org masterok.livejournal.com zen.yandex.ru
Это сообщение отредактировал 42-Й - 10-06-2020 - 11:11