Полная версия Вход Регистрация
Сама_по_себе
Море внутри

Море внутриМоре внутри

Производство: Франция, Италия, Испания, 2004

Жанр: артхаус

Режиссер: Алехандро Аменабар

В ролях: Хавьер Бардем, Белен Руэда, Лола Дуэньяс, Мэйбл Ривера, Челсо Бугалло, Клара Сегура, Джоан Дальмау, Альберто Джименез, Тамар Новас, Франческ Гарридо.

Реальная история испанца Рамона Сампедро, который, будучи полностью парализованным около тридцати лет, 2 года боролся за право на добровольный уход из жизни. Фильм рассказывает о его отношениях с двумя женщинами: Джулией, его адвокатом, и подругой Розой, которая пытается убедить Рамона, что жизнь стоит того, чтобы жить. Сила любви Рамона вдохновляет женщин на поступки, которые казались им невозможными. Рамон, несмотря на желание смерти, раскрывает своим друзьям и близким ценность и смысл жизни. Он не может двигаться сам, но может заставить любого изменить течение его жизни.

Смотрели? Какие впечатления?

Это сообщение отредактировал Сама_по_себе - 02-12-2009 - 16:32
Сама_по_себе
Умереть легко

Сегодня искусство редко обращается к темам, действительно значимым для человека. Кино чаще стремится развлечь, озадачить, заинтриговать, но почти никогда не предлагает проблем, которые можно соотнести с собственной жизнью. "Море внутри" испанского режиссера Алехандро Аменабара - редкий пример обратного отношения. Полный набор существенных премий (Гран-при Венецианского фестиваля, премия Европейской киноакадемии, 14 премий «Гойя» на родине, «Золотой глобус» и, наконец, «Оскар» за лучший иностранный фильм) свидетельствует - кино и ныне не только аттракцион, в нем сохраняется возможность убеждения, есть интеллектуальная и эмоциональная сила.

Обычно заметка о фильме, идущем в прокате, исключает возможность изложения сюжета, но в данном случае, мне кажется, история, рассказанная в картине, важна не интригой, так что это правило можно нарушить.

Тем более что в основе - реальная жизнь человека по имени Рамон Сампедро, испанского моряка, который в течение 28 лет умолял испанское правительство о разрешении на эвтаназию, опубликовал свою переписку с властями в книге «Письма из ада», и в конце концов ушел из жизни при помощи друзей. Следствие велось много лет, и только в этом году женщина, приготовившая яд своему другу, была оправдана - за это время тысячи человек объявляли себя виновными в смерти Рамона. Так что для Испании это дело было одним из самых громких и общезначимых. Сегодня судебные процессы вокруг проблемы эвтаназии возникают регулярно везде, кроме России, но это вовсе не значит, что у нас об этом никто не думает и не знает, - хотя две копии, на которых этот фильм вышел в российский прокат, казалось бы, свидетельствуют о недостатке интереса публики. Впрочем, фильм испанского режиссера - это не документальная история. Это авторское высказывание, об искренности и смысле которого каждый должен судить сам.

Собственно, фильм не о том, что эвтаназия - благо, а о том, что каждый имеет право решить этот вопрос самостоятельно. Но все-таки определенное лукавство в такой постановке проблемы есть. На самом деле, мне кажется, Аменабар все-таки хотел доказать, что выбор достойной смерти, если жить тяжело и невыносимо, если ты становишься обузой для любящих тебя, если ты понимаешь, что зависимость эта тяжела не только для тебя, но и для них, - является благом. Человек свободен решать свою судьбу - этот вывод напрашивается из всего показанного в фильме, - и любящие его люди должны это понимать.

Все это выглядит очень убедительно и разумно. Тем более что актеры в фильме играют тонко и естественно (для молодого красавца Хавьера Бардема роль пятидесятилетнего инвалида Рамона стала высшим достижением его актерской карьеры), а само пространство фильма столь полнокровно и объемно, что кажется, такой вывод неизбежен. И вот тут со мной произошло нечто странное - до того, как я посмотрела этот фильм, я была скорее сторонником эвтаназии, мне казалось, что куда гуманнее отпустить человека на свободу, чем мучить его пленом неподвижности, боли, унизительной беспомощности. И на себя - мы же все об этом когда-то думаем - я примеряла эту возможность и понимала, что смерти я боюсь куда меньше, чем такой вот неполноценной, ущербной жизни.

Но посмотрев фильм "Море внутри" и вспоминая его через день после просмотра, я вдруг поняла, что главная проблема так и не решена для меня после этого кино. Я осознала - пожалуй, впервые, - что если принять как версию возможность расстаться с жизнью в случае, если она тяжела и безнадежна, если принять право человека прекращать свою жизнь в том случае, если он ею тяготится, то пошатнется фундамент основных чувств и поступков людей. И я приняла как правоту позицию брата Рамона, который в ужасе осознает, что его жертва (а он оставил море и стал огородником ради того, чтобы ухаживать за больным) напрасна, если согласиться с возможностью отказаться от тех страданий, на которые судьба обрекла Рамона. То есть если Рамон свободен жить или умереть, то чего тогда мучить окружающих? Если человек может сам решать, продолжать ли ему свое существование, то, собственно, из чувства порядочности он просто обязан выбрать добровольную смерть, иначе он эгоист и паразит. И самое главное - есть нечто, что заставляет людей покоряться судьбе, и если одних судьба обрекает на беспомощность и страдания, а других на самоотверженность и любовь, то одно невозможно без другого: если есть свобода в обращении с собственной жизнью, если твоя жизнь просто твоя частная собственность, если в ней нет того сакрального содержания, которое заставляет нас склоняться перед высшим промыслом, тогда все действительно можно постичь разумом, никакой тайны нет, а людей, не способных быть довольными и счастливыми, стоит уничтожать - для их же блага.

Возможно, Аменабар далеко не так прост, как я о нем подумала. Да, современное кино приучает зрителя считать себя умнее своих создателей, но я совершенно не исключаю, что, подсказывая мне простой ответ на мой вопрос, демонстрируя гуманность эвтаназии и разумность свободы выбора, режиссер на самом деле рассчитывал и на следующий шаг -- для чего и показывал красоту закатов и восходов, сдержанное и скорбное лицо женщины, рождение детей и капризы подростков, ребенка, заснувшего на неподвижных коленях Рамона, и вообще выводил всю историю за пределы дурно пахнущей больной плоти в область чистой красоты, романтических пейзажей и просторов испанского побережья. Потому что не существует одно без другого -- и величие жизни невозможно без ее неразрешимых проблем, и все это по настоящему серьезно.

(Алена Солнцева, газета "Время новостей")
Farenheit
QUOTE (Сама_по_себе @ 02.12.2009 - время: 15:32)
Смотрели? Какие впечатления?

Фильм очень тяжелый. До тех пор пока не столкнешься с этой проблемой в жизни - по одному фильму не сделаешь выбор - хорошо или плохо решение главного героя.
QUOTE
Но посмотрев фильм "Море внутри" и вспоминая его через день после просмотра, я вдруг поняла, что главная проблема так и не решена для меня после этого кино.

А просто задача любого - уметь сформулировать вопрос. А ответ находится только внутри - как море.
Shmidt J.
Запредельно трогательное кино. Бардем - прекрасен.
shpion


Думаю все таки нет на свете людей, искренне желающих себе смерти. Всему виной только лишь обстоятельства. Главной причиной смерти главного героя можно считать лишь одно - тягота, которую он приносил своим родным, и еще, где то глубже, - задетая человеческая гордость. Наиболее пафосно это выражалось в средние века, когда рыцарям была честь дороже жизни. И в каждом человеке это живет, ибо мы обременены не только инстинктами.

Представьте себе будущее, где технические достижения полностью могли бы лишать таких инвалидов надобности в чьей либо помощи. Даже физические страдания не могли бы заставить человека желать себе смерти, потому только что он чувствовал бы себя независимым. Думаю, все дело лишь в этом.

Фильм шикарный, смотрел не отрываясь. Режиссер действительно хороший, второй фильм смотрю его после "Открой глаза".
Cacabana
Именно за этот фильм я обожаю Бардема больше всего.
la fee
Один из моих самых любимых фильмов.

- Поклоняться тебе и войти в тебя навечно, мой соблазн, моя любовь, мое море...
- Ты правда даже отсюда чувствуешь запах океана?
- Да. Иногда по утрам, если на море бриз, и окно открыто. Словно я стою на берегу.
- Отличное обоняние.
- Да, это, наверное, единственное чувство, возбуждающее меня, вызывающее фантазии. Например, твой запах.
- Мой запах?
- Когда в моих фантазиях появляешься ты, я сразу же вспоминаю твой запах.
- Что же происходит в твоих фантазиях?
- Разное. Их объединяет только то, что я в них всегда владею своим телом. И я встаю и отправляюсь туда, где ты находишься. А если я воображаю, что ты здесь, тогда я подхожу к тебе и делаю то, что мне все время хочется сделать. И твой запах становится все сильнее. И у меня кружится голова. И я чувствую, как бьется твое сердце. Потом я чувствую твои руки. А потом я уже ни о чем не думаю. Ни о чём.


Что такое достоинство? Не знаю, что говорит ваша совесть, но я уверен, моя жизнь лишена достоинства. И всё, что я могу сделать, это с достоинством умереть. Я устал от безразличия общества.

Я считаю, что жизнь - это право, а не обязанность, а в моем случае я был вынужден исполнять эту чудовищную обязанность на протяжении двадцати восьми лет,четырех месяцев и нескольких дней. Это было время, когда я существовал, не желая этого, и так прошла почти вся моя жизнь. А теперь время на моей стороне. Время и эволюция человеческого сознания когда-нибудь вынесут свой вердикт о моем прошении: было оно обоснованным или нет.

В море. В море и в невесомость глубины, туда, где сбываются мечты, где сливаются две души, и исполняется самое заветное желание. Наши глаза встречаются, и безмолвное эхо разносит вокруг неслышные слова, глубже и глубже, за пределы того, что есть кровь и плоть... Но я всегда просыпаюсь и всегда жажду смерти, и я навечно прижался губами к твоим волосам...

(с) Из самого фильма "Море внутри.
Рыжа
Очень люблю этот фильм, но артхаусом его можно назвать с очень большой натяжкой, а я бы не назвала совсем.



Рекомендуем почитать также топики:

Россия 88

Фильмы Терри Гиллиама

Советы про кино

Режиссеры жанра арт-хаус

Нью-Йорк, я люблю тебя