В Музее Москвы продолжается традиционная археологическая выставка. В этом году она приурочена к 100-летнему юбилею российской археологии.
Ежегодно в Музее Москвы проходят археологические выставки, рассказывающие о специфике этой науки в современном мире. Проект 2019 года носит название «Котлован — Раскоп — Музей» и посвящен этапам работы учёных в условиях современного мегаполиса и археологическому изучению столицы.
Среди экспонатов — старинное игрушечное ружьё из белого металла, обнаруженное в районе Гончарной набережной, монеты клада, спрятанного перед Первой мировой войной, и богатая коллекция изразцов начала XVIIIвека, найденных в районе Пятницкой улицы. Их символика была понятна человеку прошлого, но нашим современникам она не всегда очевидна. Собака — метафора дружбы и преданности, но значения таких образов, как пёс на цепи или птица со змеёй в клюве, для людей XXIвека загадочны. Попытаться отыскать их подлинный смысл можно будет на новой археологической выставке Музея Москвы.
скрытый текст
Екатерина Святицкая, куратор выставки: «Новый археологический проект Музея Москвы акцентирует внимание на самых “свежих“ находках последних месяцев, взятых буквально “из-под лопаты“. На выставку мы приглашаем детей и взрослых, студентов и школьников — всех, кому интересна история Москвы. Ведь “Котлован — Раскоп — Музей“ — это не только музейный итог летнего археологического сезона нынешнего года, но и рассказ об истории московской археологии».
Структурно выставка разделена на три части. Первый раздел, «Котлован», посвящён музеефикации археологических объектов, находящихся в толще городского культурного слоя. В этой части будут выставляться фрагменты лестницы средневекового подвала, найденной на территории Китай-города, и рельсы конца XIXвека с клеймами изготовителей.
«Раскоп»отразит охранную деятельность археологов, изучающих Москву и Подмосковье. Глядя через «окна» в палаточном брезенте, посетители увидят не только полевую археологическую лабораторию, но и неотреставрированные артефакты, обнаруженные совсем недавно: проржавевший примус и гигантскую бетонную голову космонавта, найденную при раскопках на Яузе.
по 20 Октября. Музей Москвы. Зубовский бульвар, 2. Москва источник gallerix.ru
Это сообщение отредактировал 42-Й - 08-10-2019 - 15:30
НЭПmen
Московская полиция сорвала выставку «Осень Пахана» о насилии силовиков Московская полиция сорвала выставку «Осень Пахана», организованную движением «Ассоциация худших художников». Об этом сообщает «Медиазона» со ссылкой на художницу и одну из организаторов мероприятия Веронику Полонскую.
Выставка была посвящена насилию со стороны представителей полиции, социальным проблемам и свободе слова. Она проходила в галерее DorDor на Ходынской улице. Сначала в помещение пришли сотрудники управы, которые сфотографировали работы.
Позже на место проведения мероприятия прибыла пожарная инспекция, сотрудница Роспотребнадзора, а затем — полиция. Сотрудники правоохранительных органов якобы объявили, что открытие не состоится из-за нарушений пожарной безопасности.(С)
42-Й
В Индии установили памятники Николаю Рериху и его супруге.
В доме-музее Рерихов в гималайской долине Кулу сегодня были открыты бюсты Николая Рериха и его жены Елены Рерих - в 145 годовщину со дня рождения художника, философа и путешественника.
Памятники были созданы скульптором Алексеем Леоновым на основе прижизненных фотографий. Как отмечает ТАСС, два бюста стали первыми памятниками Николаю Рериху и его жене в Индии.
Николай Рерих жил в Индии с 1935 года и до самой смерти. За свою творческую деятельность Николай Рерих создал около семи тысяч картин, многие из которых находятся в известных галереях мира. Среди его произведений - "Путь на Кайлас", "Розовое небо", "Святая Женевьева" и "Святой Меркурий Смоленский". Кроме того, художник написал около 30 литературных трудов, среди которых - "Алтай Гималаи: Путевой дневник", "Восток Запад" и "Сердце Азии".
Во дворе Эрмитажа установили скульптуру "Карлота".
Новое лицо Эрмитажа. Гости музея впервые увидели скульптуру "Карлота". Её установили у центрального входа в Зимний дворец.
Семитонная чугунная скульптура изменила вид Эрмитажа. Издалека она выглядит обычно. Но по мере приближения возникает оптический эффект - пропорции начинают разрушаться, и кажется, что пространство вокруг скульптуры искажается. Это произведение современного испанского художника Жауме Пленсы. "Карлота" останется в Петербурге до середины апреля.
В Москве открылась выставка номинантов на Премию Кандинского.
Конкурс проводится уже в 12-й раз, но впервые работы представляют в музейном пространстве. О претендентах на Премию - Ксения Егорова.
Изменения ландшафта как результат деятельности человека. Художник Павел Отдельнов изучает российские просторы пристально с коптера и свою карту загрязнений составляет в виде такой мозаики. Ссылается на академика Вернадского, который мечтал, как человек будет формировать планету с помощью разума. «Мы видим это формирование, оно происходит вроде бы с участием человека, но совершенно хаотично и не разумно», - считает Павел Отдельнов.
скрытый текст
Арт-группа «Город Устинов» призывает всех вглядеться буквально в песчинки под руками и самому их сложить в любом порядке. Работу уже показывали в музее современного искусства «Гараж».
«Мы старались наблюдать, по возможности документировать то, что посетители выстраивают в открытой части витрины. Иногда приходили варвары, которые все разрушали, но через некоторое время появлялись новые люди, которые начинали с нуля что-то выстраивать. Это завораживает, конечно», - поделился участник арт-группы «Город Устинов».
В этом году работы на Премию подали более шестисот человек, в лонг-лист вошли тридцать, лучших эксперты выберут в номинациях «Проект года», «Молодой художник» и «Научная работа».
«Они, скорее, исследователи, использующие художественный прием и технику. Микроскоп искажает реальность, но открывает нам новые миры, у нас вместо микроскопа и ученых - художники», - пояснил председатель Попечительского совета премии Шалва Бреус.
Для зрителя игра с пространством - необходимое условие, тут сплошной интерактив и свое исследование. Одна из самых поэтических инсталляций Премии Кандинского - работа художника Александра Бродского. Зритель оказывается в бесконечном коридоре с тапочками и совершенно не понимает: где он может быть в санатории, а может быть, в гостинице, и мало кто может найти отсюда выход.
Очень многие от конкретных ситуаций приходят к общефилософским смыслам, таким как сожаления о потерянном времени жизни. Другие же ищут особый смысл в потерянных деревнях. Художник Александр Морозов восстановил магнитофонные записи филологов, работавших в деревне Акчим Пермского края, сегодня она опустела, а диалект остался. «На протяжении многих лет филологи записывали слова диалекта для того, чтобы составить словарь. Это единственный в мире на сегодняшний день полный словарь одного населенного пункта», - рассказал Александр Морозов.
Впервые в жюри так много экспертов - более 20, имена лучших, по их мнению, художников будут известны 13 ноября.
Римские папы на экране и другие события мировой культуры.
Возвращение полотна, римские папы на экране, единство цирка и футбола – подробнее об этом в нашем зарубежном видеообзоре.
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи вернулась на прежнее место - в Зал государств Лувра. Там завершилась реставрация. На это время полотно переместили в Галерею Медичи, что вызвало в музее настоящий коллапс из-за толп туристов. Обновление зала значительно улучшило схему передвижения посетителей. В ходе работ стены перекрасили в синий цвет, который выгодно подчеркивает краски картины. Также заменена стеклянная панель – теперь «Джоконду» охраняет более прозрачное, пуленепробиваемое, стекло.
На кинофестивале в Лондоне прошла премьера фильма «Два Папы» — с участием Энтони Хопкинса и Джонатана Прайса. Артисты сыграли отрекающегося от престола Папу Бенедикта XVI и его преемника Франциска. По сюжету они пытаются укрепить позиции католической церкви, несмотря на кардинальные различия во взглядах. Режиссер Фернанду Мейрелиш признался, что является поклонником Папы Франциска, но в фильме старался показать не только его лидерские качества, но и человеческие слабости. Авторы надеются, что картину посмотрят и оценят в Ватикане. «Если Папа увидит фильм, надеюсь, он его обрадует, а не разозлит. И надеюсь, он поймет, что мы хотели воплотить на экране его сущность и показать, чего он пытается добиться», - поделился Джонатан Прайс, исполнитель роли Папы Франциска.
В Екатеринбурге открывается выставка Александры Азовцевой.
В Екатеринбурге 10 октября откроется выставка Александры Азовцевой «Возвращение. Долгий путь домой». Экспозиция будет представлена в Музейно-выставочном центре «Дом Поклевских-Козелл».
В экспозицию вошли 65 полотен, которые были отреставрированы Национальным фондом поддержки правообладателей.
«В коллекцию вошли работы, выполненные в сложной и трудоемкой технике сухой пастели, образцы живописи маслом и вышивка. В них отражены повседневная жизнь китайцев, их быт, портреты, пейзажи, эскизы театральных костюмов и символы Китая», — сообщают организаторы выставки.
Александра Азовцева продолжительное время жила и творила в Китае и Австралии. Работы художницы вошли в коллекции многих музеев и меценатов мира, а ее имя внесено в каталоги Оксфордского и Кембриджского университетов.
«Где бы ни жили выходцы из России, они всегда сохраняли свою "русскость", чувство принадлежности к России, верно храня традиции и культуру. Александра Азовцева — достойный представитель русской академической школы живописи. Ее работы находятся во многих музеях мира» — отмечает руководитель проекта Лариса Назарова.
Уволившаяся после оскорблений жителей Тулуна иркутская чиновница нашла работу в музее .
Ирина Алашкевич также попросила прощения у пострадавших от паводка и отметила, что эмоциональные высказывания были обращены не к ним.
ИРКУТСК, 9 октября. /ТАСС/. Экс-начальник пресс-службы губернатора Иркутской области Ирина Алашкевич, уволившаяся после распространения звукозаписи с ее оскорбительными высказываниями в адрес пострадавших от паводка, стала заместителем директора архитектурно-этнографического комплекса "Тальцы". Об этом Алашкевич в среду сообщила ТАСС. "Я заместитель директора по развитию [музея "Тальцы"]. У меня в договоре, в должностной инструкции все мои задачи обозначены", - сказала Алашкевич.
Музей "Тальцы" под Иркутском - это собрание памятников деревянного зодчества под открытым небом. Указом президента РФ музейный комплекс отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального значения. Алашкевич уволилась с поста в иркутском правительстве после резонансной истории с аудиозаписью, на которой женщина, голос которой похож на голос Алашкевич, говорит о том, что на встречу с посетившим Иркутскую область президентом Владимиром Путиным пришли плохо одетые люди, у которых "два класса образования". На записи также звучали слова о том, что сейчас местные жители "сидят в тепле, с теплым туалетом, с чистой постелью - то, чего у них не было в их хлеву". Эксперты обнаружили признаки монтажа в аудиозаписи. Глава региона Сергей Левченко сообщил журналистам, что власти запросили повторную экспертизу.
Решение об увольнении глава пресс-службы объяснила тем, что на ее семью началась травля. Также экс-чиновница попросила прощения у жителей Тулуна, пояснив, что эмоциональные высказывания были обращены не к ним, а человек, который сделал запись, "обрезал в ней важные моменты, которые многое могли объяснить".
Юлиана Слащева стала гендиректором киностудии имени Горького.
Москва. 8 октября. INTERFAX.RU - Председатель киностудии "Союзмультфильм" Юлиана Слащева назначена на 5 лет генеральным директором киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького. Об этом сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе министерства культуры РФ во вторник.
Суд проверит законность возврата прокурору дела "Седьмой студии" режиссера Серебренникова.
Ранее Мещанский суд столицы решил вернуть дело генеральному прокурору для устранения нарушений, из-за которых невозможно вынесение приговора. МОСКВА, 8 октября. /ТАСС/. Мосгорсуд рассмотрит во вторник представление прокуратуры, которая оспаривает возврат в ведомство уголовного дела "Седьмой студии" режиссера Кирилла Серебренникова. Об этом ТАСС сообщили в суде.
"Представление прокуратуры на решение Мещанского суда Москвы о возврате дела генеральному прокурору для устранения нарушений, делающих невозможным вынесение приговора, будет рассмотрено в Мосгорсуде 8 октября в 14:10 мск", - сказал собеседник агентства.
Районный суд 11 сентября решил вернуть дело прокурору. Это произошло после получения результатов комплексной экспертизы, которая была расценена защитой как "развал позиции обвинения".
По версии следствия, в 2011 году Серебренников разработал проект по развитию и популяризации современного искусства "Платформа", на который в 2011-2014 годах Минкультуры РФ выделило более 214 млн рублей. Для реализации проекта Серебренников создал автономную некоммерческую организацию (АНО) "Седьмая студия", сотрудники которой разрабатывали планы мероприятий в рамках проекта "Платформа", содержавшие, как полагают следователи, заведомо недостоверные сведения об их количестве и стоимости. Всего, считает следствие, было похищено более 130 млн рублей, выделенных из федерального бюджета.
Однако в постановлении в сентябре судья Ирина Аккуратова указала, что в материалах дела нет сведений о том, стоимость каких мероприятий была завышена. Согласно выводам суда, в материалах дела есть существенные противоречия, которые не могут быть разрешены в судебном процессе. Общая сумма предполагаемого ущерба не соответствует ущербу по каждому эпизоду.
"Океану Ельзи" 25 лет. "Океану Ельзи" четверть века. Датой рождения коллектива принято считать 12 октября 1994 года. За эти группа пережила четыре смены состава и записала 9 альбомов, плюс один акустический.
НЭПmen
Выставка Владимира Потапова откроется на «Винзаводе» С 22 октября по 28 ноября в гелерее pop/of/art на территории Центра современного искусства «Винзавод» в Москве пройдет выставка Владимира Потапова «Кирилл Благолепов. 32 года. Москва». В своем проекте художник исследует тему влияния соцсетей на человека и манипулирования общественным сознанием. Герой исследования Владимира Потапова — Кирилл Благолепов, а точнее его (вероятнее всего, фейковый) профиль в фейсбуке.
скрытый текст
«Визуальное поле страницы, состоящее из репостов чужих публикаций и фотографий, используется Потаповым в качестве художественного материала для своих произведений. Живописная серия, выполненная в уже известной авторской технике с использованием яркой голографической бумаги, увековечивает этого виртуального персонажа, обладающего характеристиками человеческой личности со своими особенностями, качествами и свойствами», — пишут организаторы выставки на сайте ЦСИ «Винзавод». «Мы стали свидетелями появления новой сущности — цифровой, которая за короткий период своей жизни успевает вспыхнуть имитацией сознания человека, повлиять на социально-политические процессы, и обратиться в цифровой тлен, от которого ничего не остается, — говорит Владимир Потапов. — Я увековечу эту реплику, найду и опишу ее личность, создам память о ней и сделаю это имя нарицательным». Владимир Потапов (р. 1980) получил художественное образование в Институте искусств имени П.А. Серебрякова в Волгограде и в Институте проблем современного искусства и «Свободных мастерских» в Москве. Номинант ряда крупных отечественных и международных премий в области современного искусства, участник и куратор десятков групповых выставок, персональные выставки проходили в Московском музее современного искусства (2015) и Кунстхалле (Росток, Германия, 2018). Работы художника входят в собрания Музея современного искусства (Краков), Московского музея современного искусства, Музея современного искусства PERMM (Пермь), Музея современного искусства имени Сергея Курехина (Петербург), Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина (Москва), а также частных и корпоративных коллекций. Живет в Москве.
В Британском музее - выставка "Вдохновленный Востоком"
В Британском музее открывается выставка "Вдохновленный Востоком". Она посвящена влиянию исламского мира на западное искусство. В экспозиции - знаменитый портрет султана Баязида Первого мастерской Веронезе XVI века, а также работы художников-ориенталистов XIX столетия. На их полотнах - сказочный Восток, полный романтики. Кроме того, на выставке представлен цикл фотографий Лаллы Эссаиди "Женщины Марокко". Он был снят в бывших гаремах страны, при этом переосмысливает многие известные полотна французских художников XIX века. Помимо живописи, в залах - много старинных изделий из керамики и металла, украшений.
В Санкт-Петербург впервые привезли работу Витторе Карпаччо "Две венецианские дамы"
В Петербург впервые привезли работу итальянского живописца Витторе Карпаччо «Две венецианские дамы». Её можно увидеть в Итальянском кабинете Нового Эрмитажа на выставке «Шедевры музеев мира».
Чтобы привезти работу в Петербург, Эрмитаж застраховал ее на 50 миллионов евро. На протяжении долгого времени картина «Две венецианские дамы» была предметом споров. Исследователи не могли понять, что за женщины изображены на ней и что означают окружающие их предметы и живые существа. Связное прочтение всех символов было затруднено тем, что доска, на которой написана картина, частично обрезана. Предполагают, что когда-то она служила дверью в кабинет художника.
В Москве - граффити в честь 200-летия открытия Антарктиды.
В Москве, на фасаде дома на улице Знаменка, художники создают граффити в честь 200-летия открытия Антарктиды. Эта композиция - часть проекта Русского географического общества. Тематические рисунки в разных городах страны Русское географическое общество размещает с 2016 года. В Москве таких «географфити» уже несколько.
Новая композиция - это портреты путешественников, которые руководили первой русской антарктической экспедицией, изображения кораблей и карт с маршрутами. Также на фасаде можно будет увидеть портрет адмирала Ивана Крузенштерна. В следующем году исполнится 250 лет со дня его рождения.
В Салониках проходит биеннале современного искусства
В эти дни весь город - культурная столица Северной Греции - превращается в художественную мастерскую, вход на все выставки - свободный. Из Греции - Алия Шарифуллина.
скрытый текст
Негативы, камни, образцы почвы и земли. Кириллос Саррис разложил детали своей «машины памяти» - так современный художник с Кипра называет инсталляцию «Невозможный пейзаж». В 1974 году на его родину вторглись турецкие войска и заняли северную часть острова. Любимые с детства места оказались за стеной.
«Эта красивая гора, которую мы так любим всей семьей, сегодня недоступна. Все, что мне остается - реконструировать по своим воспоминаниям. Инсталляция еще не завершена, я буду ее дополнять новыми фрагментами до тех пор, пока жив», - рассказал художник Кириллос Саррис.
А эта инсталляция из Берлина – драконы, металлические воздушные змеи, щиты, – чтобы ответить на вопрос, кому и как выжить внутри музея.
«В данном случае – это о взаимоотношениях зрителей и музейного пространства с экспонатами. Кто на кого больше влияет – место на человека, или наоборот? Причем от перемещения в разные точки, кардинально меняется и сама ситуация. Предсказать результат невозможно», - подчеркнула художник Ирен Петцуг.
Главная задача первой биеннале в Салониках, 12 лет назад, было представить публике искусство Центральной Европы и Балканского полуострова. Сегодня география выставки заметно расширилась. В этом году в ней участвуют 50 художников из разных стран. Объединяет их работы общая тема – «Статис» - в греческом языке у этого слова много значений – неподвижность, позиция, личная точка зрения или просто стоп. И именно его выбрали кураторы. Речь не о том, чтобы что-то прекратить, лишь замереть на миг и прислушаться.
«Это пауза для размышлений. Молчание, нацеленное не для того, чтобы отдохнуть от суеты, а для того, чтобы в этой суете расслышать действительно важные проблемы, с которыми ежедневно сталкивается мир. Так что «Стоп» - это не финиш, а только начало», - рассказала куратор биеннале Сираго Циара.
Биеннале современного искусства в Салониках – это своеобразный квест. Работы художников представлены сразу на семи площадках, и чтобы понять концепцию арт-форума, необходимо посетить их все. В этом году биеннале и вовсе вышла за границы Салоник – выставки открылись и в Афинах.
Одно из отличий этой биеннале в том, что здесь нет традиционного кураторского монолога. Над проектом работает целая команда, в этом году 11 кураторов. Из полученных заявок отбирают максимум, чтобы привнести свежую кровь. За новыми именами охотятся директора самых разных музеев мира.
«В прошлом году я здесь, напротив этого музея нашла замечательное китайское видео, которое мы показали. Китайское в Греции! Поэтому я не знаю, что я найду! Я готова найти греческое искусство, я готова найти болгарское, я готова найти американское. Вот сейчас посмотрим», - рассказала директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
Биеннале в Салониках – проект популярный. Прошлую выставку посетили более 50 тысяч человек. Многие приехали специально. Современное искусство в декорациях византийской архитектуры – хороший способ увидеть прошлое и будущее одновременно.
В Московском музее современного искусства открылась выставка Йоко Оно "Небо всегда ясное"/
В столичном Музее современного искусства - одно из событий фестиваля «Территория» - персональная выставка Йоко Оно «Небо всегда ясное». В центре экспозиции - серия работ «Инструкции». Художница делает зрителя участником процесса создания произведения искусства. Как это происходит – увидела Анастасия Егорова.
«Сейчас я трансформировал эту работу. После меня также придут люди и количество гвоздей на доске увеличится - так экспозиция будет постоянно преобразовываться», - говорит Гуннар Б. Кваран, куратор выставки.
«Картина, на которую надо прибить гвоздь» - тоже начала 60-х. Выполняя инструкции зрители становятся соавторами. На каждый гвоздь Оно просит намотать собственный волос, чтобы работа стала персональной. В большом мешке - художница предлагает обнаженными провести несколько минут. Или сыграть в шахматы на кристально белой доске - так, забыть про искусственное разделение и любые границы - между расами и странами.
«Последние 10-15 лет Йоко Оно стала общаться с людьми по всему миру. Благодаря интернету она смогла напрямую узнавать об их проблемах, к которым затем обращалась в своих работах. Наиболее сильная ее работа - проект «Восставая» - о насилии над женщиной, не только физическом, но и психологическом», - рассказывает Гуннар Б. Кваран.
Здесь откровенные истории участниц проекта и фотографии их глаз - присланные анонимно Йоко Оно через интернет. В проекте участвовали женщины со всего мира, пережившие насилие. Экспозицию уже показали в Южной Америке, Европе, Азии, теперь и в России. Йоко Оно нередко в создании выставки просит поучаствовать и других художников. Оля Кройтор - одна из шести российских авторов проекта «Водное событие». Каждый из них предоставил сосуд, Йоко Оно - воду.
«Мы делали подушку из гипса, на которую проецируется изображение того, как я сплю. На данный момент инсталляция называется сны. Это про пограничное состояние между сном и бодрствованием. У меня рождаются произведения, когда ты находишься, как я считаю в этом пограничном состоянии, между сном и бодрствованием, оно является моментом соединения, ты являешься абсолютным передатчиком», - объясняет Оля Кройтор, художник.
Йоко Оно стала одной из первых, кто начал привлекать зрителя к сотворчеству.
«Безусловно, это интересно. Это расширяет кругозор, делает художника более доступным для зрителя, а зрителя более вдумчивым в творчестве ее. У нее социальное творчество, оно всегда заставляет посмотреть в глубину себя», - отмечает Василий Церетели, художник.
Один из перформансов познакомил Оно с будущим мужем. Картина на потолке 66-го года - по легенде именно та инсталляция, благодаря которой Джон Леннон познакомился с Йоко Оно. Увидев в пустой комнате лестницу, музыкант решил взобраться по ней. Взял лупу и увидел на потолке крошечное «да», которое, возможно, воспринял, как знак.
«Самый известный неизвестный художник», говорил о жене и музе Джон Леннон, имея ввиду, что ее имя популярно, а работы нет. А она, не останавливаясь, продолжала по-своему бороться за мир во всем мире. Все-таки склеивать разбитую чашку. И в прямом смысле оставлять на планете свой отпечаток.
В Лондоне завершается предаукционная выставка картин художников-ориенталистов XIX века.
В Лондоне завершается предаукционная выставка картин художников-ориенталистов XIX века. Впервые частная коллекция из 155 работ демонстрируется публике в полном объёме.
Новая Третьяковка приглашает на выставку работ Василия Поленова.
В Новой Третьяковке открывается ретроспектива Василия Поленова к 175-летию со дня рождения мастера. В экспозицию включены более 180 работ - это пейзажи, портреты, полотна исторической тематики и «евангельская серия».
«Когда будете стоять перед "Московским двориком", обратите внимание на дико орущего, посаженного на травку ребенка в центре этого полотна. Я никогда в жизни, а сколько раз я стояла перед "Московским двориком", не обращала внимание на этого ребенка», - рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
С «Московского дворика» в русское искусство вошло понятие «пленэризм». Как вспоминал художник, этот вид он написал сразу, как только увидел из окна квартиры, которую пришел снимать. Этюд тоже есть на выставке - немного другой ракурс и пока еще ни одного человека на холсте. А за несколько лет до этого Василий Поленов путешествовал по Европе. Увлекшись французским искусством, готовил картины для знаменитых салонов. Как, например, «Право господина» - исторический сюжет про право первой брачной ночи, которым пользовались многие монсеньоры.
«Тут соединились и его интерес к истории, и его интерес к истории права. Конечно же, это уже время развития первых ростков эмансипации и в Европе, и в России. И у самого Поленова были сестры», - пояснила заместитель директора Государственной Третьяковской галереи Татьяна Карпова.
Черты лица сестры-близнеца художника можно рассмотреть на картине «Больная». Никогда больше Василий Поленов не обращался к этой мрачной теме, навеянной чередой утрат. Делом своей жизни считал цикл «Из жизни Христа». Чтобы добиться максимальной достоверности, Поленов два раза ездил в Палестину, делал зарисовки с натуры, изучал пейзажи. Почти 40 лет он работал над этой серией картин.
Вокруг имени Поленова ходит много легенд, и одна из них - как раз про цикл «Из жизни Христа». В 1912 году все эти полотна должны были отправиться в Америку. Кораблем. Но подготовка картин затянулась, и на корабль они не попали. Что к лучшему. Ведь назывался он «Титаник». В одном из интервью внук Поленова сказал, что работа «Христос и грешница» сейчас тоже могла бы покоиться на дне Атлантического океана. В Москву это полотно попало впервые за 130 лет, оно из собрания Русского музея, из Петербурга картину вывозили только раз, во время эвакуации в годы Великой Отечественной. Кстати, работу эту купил Александр III - заплатил 30 тысяч рублей, что в перерасчете на сегодняшние деньги - примерно 30 миллионов. На эти средства Поленов купил участок земли на верхней Оке, где по его же проекту был построен большой дом.
От роботов до инсталляций. В Лондоне - ретроспектива Нам Джун Пайка.
В лондонской галерее «Тейт Модерн» открылась выставка корейского художника Нам Джун Пайка. Один из основателей видеоарта, он включен в список самых влиятельных мастеров XX века - наряду с Пабло Пикассо и Марселем Дюшаном. Но его работы больше известны в Америке, чем в Европе.
«Он был интересным художником, мог превратить любой предмет в арт-объект. В 63-м году он впервые использовал в своей инсталляции телевизор, до него этого никто не делал. Но он хотел создавать новое искусство, начинал с экспериментов со звуком и музыкой, и думал, что также можно работать с телевидением и видео», - рассказала куратор выставки Сук-Кён Ли.
Нам Джун Пайк начал карьеру в 60-е. Первая персональная выставка прошла в Германии. Называлась «Экспозиция музыкально-электронного телевидения» - художник использовал сразу 12 телевизоров для создания неожиданных эффектов, большие магниты у экранов искажали картинку, создавая причудливые узоры.
Пайк был участником движения «Флуксус», стремившегося избавить мир от коммерческой культуры, поэтому трансформировал исключительно рекламное видео.
«Он будто бы предвосхитил современные технологии. Он говорил, что у каждого вскоре будет своя телестанция, и сегодня у нас есть Youtube. Он говорил, у каждого художника будет своя программа. И это было сказано еще в 70-е. Думаю, работы Нам Джун Пайка очень понравятся молодому поколению, хотя этим технологиям уже более 50 лет», - отметил племянник Нам Джун Пайка Кен Хакута.
Пайк сыграл ключевую роль в использовании видео как формы художественного выражения. Он объединил музыку, видеоизображения и скульптуру. На выставке - его знаменитая работа «Сикстинская капелла» - коллаж из видеопроекций, впервые показанный на Венецианской биеннале в 93-м. Есть и знаменитый «ТВ-Будда» - инсталляция, которая на каждой выставке выглядит по-новому. Пайк сотрудничал с музыкантами и художниками, среди них - Дэвид Боуи и Джон Кейдж, и верил, что технологии будущего смогут решить множество проблем.
В Лондоне представили выставку "Сёстры прерафаэлиты".
В Национальной портретной галерее Лондона открылась выставка "Сёстры прерафаэлиты". Она посвящена 12-и женщинам, сыгравшим значительную роль в истории британской живописи второй половины XIX века.
Третьяковская галерея готовит выставку "Авангард. Список № 1".
Проект посвящён 100-летию Московского музея живописной культуры - одного из первых в мире государственных музеев современного искусства. Ольга Енина с подробностями.
«Процедура открытия, конечно, впечатляет. Мы видим, что для этой работы делается специальный, двойной, кофр», - показывает Любовь Пчёлкина, куратор выставки.
скрытый текст
«Динамический супрематизм № 38» Малевича привезли из Кёльна в Москву 48 часов назад - ровно столько по правилам шедевр должен находиться в таком кофре. После реставраторы тщательно осматривают произведение. Эта работа Малевича была в фондах Музея живописной культуры. Возник он в 1919 году, как музей «нового типа» и отметал все традиции академических собраний. Идею создавали и разрабатывали сами художники – вот несколько имён: Кандинский, Малевич, Родченко, Татлин. Главным покровителем было государство.
«Всё в нём было нетрадиционно. И концепция экспозиции, и комплектование, и то, как он был устроен, как он работал. И он был филиалом Третьяковской галереи, поэтому для нас эта выставка очень важна, так как приурочена к 100-летию Музея живописной культуры», - объясняет Пчёлкина.
«Авангард. Список №1» - это реконструкция экспозиции Музея живописной культуры. Восстанавливали её по архивным документам, а потому важна каждая деталь.
«Мы изучили много документов, прежде чем понять, как был устроен этот музей. У него было несколько адресов, но тот вид, который мы сейчас попытались реконструировать - это его уже последние годы, 1925-1928 годы. Он въехал в здание на Рождественку, 11», - рассказывает Любовь Пчёлкина.
Известно, что там было 6 комнат, где довольно молодое на тот момент искусство не только показывали, но и объясняли. Большое значение отводили специальным лекциям. В Музее живописной культуры был Аналитический кабинет, который тоже будет на выставке. Сейчас идет распаковка материалов.
«Чертежи, графики, определённые теоретические тексты, наверное, может быть сложные сначала для понимания», - добавляет Любовь Пчёлкина, куратор выставки.
В 1929 году внезапно было принято решение о ликвидации музея и его слиянии с Третьяковкой. Часть произведений была распределена в региональные музеи, некоторые оказались и за границей. Другие и вовсе считались утраченными.
«Уникальное произведение - первый кинетический рельеф Н. Прусакова. В энциклопедии русского авангарда он числится, как пропавший. Но оказалось, что всё это время, с 1929 года, он лежал в запасниках Третьяковской галереи, никто даже не догадывался, что он пришёл к нам из Музея живописной культуры и вообще сохранился», - говорит Ирина Кочергина, научный сотрудник отдела живописи первой половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи.
Лучшее из коллекции Музея живописной культуры осталось в Третьяковской галерее. Публике представят также произведения из региональных, зарубежных и частных собраний. Всего порядка 250 живописных, графических, скульптурных работ.
В лонг-лист претендентов на «Оскар» вошел мультфильм «Знаешь, мама, где я был?» Резо Габриадзе В расширенный список номинантов на премию «Оскар» попал мультфильм «Знаешь, мама, где я был?». Мультфильм представлен в категории «Лучший полнометражный анимационный фильм», сообщается на сайте премии.
Шорт-лист из 32 полнометражных мультфильмов объявят 13 января 2020 года. Церемония вручения премии состоится 9 февраля.
Автор мультфильма «Знаешь, мама, где я был?» – грузинский художник, писатель и режиссер Резо Габриадзе, который написал сценарии к известным фильмам «Мимино» и «Кин-дза-дза!». Также Габриадзе является создателем Тбилисского государственного театра марионеток.
Над созданием мультфильма, снятом в 2018 году по рассказам Габриадзе, работал вместе с художником его сын Леван. Продюсированием занималась студия Тимура Бекмамбетова Bazelevs. Российская премьера «Знаешь, мама, где я был?» прошла в апреле 2018 года, мировая — в марте 2019 года.(С)
почему тут? Потому что искусство.
Ledishka
ОТ ВАН ГОГА ДО ПИКАССО. В МИЛАНЕ - ВЫСТАВКА РАБОТ ИМПРЕССИОНИСТОВ И МОДЕРНИСТОВ
В Милане, в Палаццо Реале, открылась выставка работ импрессионистов и модернистов - от Ван Гога до Пикассо. Все они привезены из американского Музея Гугенхайма и являются частью знаменитого собрания семьи Таннхаузеров.
Джастин Таннхаузер, потомственный коллекционер искусства, открыл в нескольких городах Европы частные галереи, где устраивал выставки работ импрессионистов и модернистов. В 63-м он завещал свою коллекцию Музею Гуггенхайма в Нью-Йорке. В Милан привезли более полусотни шедевров из этого собрания. Это картины Мане, Ренуара, Пикассо, Ван Гога, Сезанна, Дега.
"Коллекция Таннхаузера - это собрание шедевров. Часть из них мы привезли сюда. Например, картина Ван Гога "Горы в Сан-Реми", написанная в 1889-м. Она непременно окажется в центре внимания публики. Мы также представляем здесь полотно Мане "Женщина в полосатом платье". Оно отреставрировано специально для этой выставки и выглядит так, как будто только что написано. Для меня это настоящий праздник", - рассказала куратор выставки, сотрудница Музея Гуггенхайма Меган Фонтанелла.
Все билеты на выставку Леонардо да Винчи в Лувре раскуплены.
Небывалый ажиотаж и огромные очереди в Лувр – там открылась одна из самых громких выставок года, посвященная 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи.
Автопортреты Люсьена Фрейда и другие события мировой культуры.
В Королевской академии художеств в Лондоне открылась выставка автопортретов гипер-реалиста Люсьена Фрейда. Художник, которого считают мастером психологического портрета, скрупулезно и честно фиксировал на полотнах свой жизненный путь - от юности до старости. Кураторы отмечают - автопортретам художника свойственна безжалостная самоирония. «Самая ранняя работа на выставке относится к году, когда Фрейду исполнилось 16, самая поздняя - когда ему было уже 82. Мы можем наблюдать, как за эти десятилетия менялись его стиль и творческая манера, как совершенствовалась его техника», - отмечает Андреа Тарсия, куратор выставки.
Считавшаяся утраченной картина художника XIII века была продана на аукционе за 24миллиона евро. Много лет она висела на кухне у жительницы французского города Компьень. Владелица считала её старой иконой, не имеющей особой ценности, и откуда она взялась у нее на кухне - не помнит. Но выяснилось, что это работа итальянского художника Чимабуэ «Поругание Христа». В ходе торгов стартовая цена картины выросла вчетверо. «Мы предполагали, что стартовая цена вырастет. И если бы мы получили 10-12 миллионов, мы уже были бы безмерно счастливы. Но 24 миллиона - это сумма, о которой мы не могли и мечтать», - говорит Доминик ле Коэнт, глава аукционного дома Acteon, Франция.
В ГМИИ им. Пушкина - выставка "Князья Юсуповы и Цветаевский музей".
«Князья Юсуповы и Цветаевский музей» - это новый совместный проект Пушкинского музея и музея-усадьбы «Архангельское». Последние владельцы «Архангельского» сыграли особую роль в создании Музея изящных искусств - о ней и рассказывает выставка на Волхонке.
В Римском зале - редкие документы. Рядом с фотографией основателя музея Ивана Цветаева - чета Юсуповых: Зинаида Николаевна и Феликс Феликсович, и великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной. Семьи дружили, вот в гостевой книге - их автографы. «Великокняжеская чета, которая практически присутствовала на всех празднествах в летней усадьбе "Архангельское" еще и потому, что их усадьба "Ильинское" была совсем рядом от "Архангельского". И они приезжали друг к другу очень часто в гости в летнее время», - рассказала куратор выставки Любовь Савинская. Музей изящных искусств создавался на частные пожертвования. Юсуповы - владельцы крупного состояния, коллекционеры и меценаты - существенно вкладывались в музей. Феликс Феликсович финансировал работы художника Реймана по копированию раннехристианских фресок в римских катакомбах. Княжеская чета оплатила строительство Римского зала музея. Это письмо Цветаева, в котором он спрашивает княгиню - чьим именем назвать зал? Вот ее пометы карандашом «имя моего прадеда Николай Борисович». «И в память, и в дань служения своему Отечеству своего предка великого Николая Борисовича Юсупова этот зал носил название, когда существовал Музей изящных искусств Александра Третьего, он был назван Юсуповским залом», - объяснил директор музея-усадьбы «Архангельское» Вадим Задорожный. Продолжение выставки - в других залах музея. В экспозиции - несколько десятков картин из Юсуповского собрания. Это работы итальянских мастеров, голландских и французских художников. Они помечены этикетками с белой полосой. Специально к выставке разработана и образовательная программа. «Кураторы нашего музея, кураторы музея-усадьбы "Архангельское" будут рассказывать о разных, но вместе с тем объединенных одной темой вещах, связанных с Цветаевским музеем и с Юсуповыми внутри музейного собрания», - пояснила директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак. Создание Римского зала, вклад Юсуповых в коллекцию, история создания усадьбы «Архангельское» - лишь некоторые темы лекториев.
Стенные фонтаны-раковины открыли в Павильонном зале Малого Эрмитажа.
В Павильонном зале Малого Эрмитажа после реставрации открыли стенные фонтаны-раковины. Они были созданы в середине XIX века по образцу «Фонтана слёз» в Бахчисарайском дворце в Крыму.
Всего в Павильонном зале четыре таких каскада из белого и цветного каррарского мрамора. Реставраторы очистили резные раковины, установили фильтры, сделали два новых резервуара, восстановили утраченные детали декора. Реставрация комплекса длилась пять месяцев. Торжественный запуск фонтанов провёл директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
В Лувре Абу-Даби представили статую Огюста Родена "Мыслитель".
Одна из самых известных статуй – «Мыслитель» Огюста Родена - выставлена в Лувре Абу-Даби.
Бронзовую скульптуру доставили из Музея Родена в Париже. Это одна из оригинальных отливок, сделанных самим автором. По первоначальному замыслу, скульптура должна была называться «Поэт» и стать частью многофигурной композиции «Врата ада», по мотивам «Божественной комедии» Данте. Но после первого публичного показа в 1888 году Роден решил, что «Мыслитель» - самостоятельное произведение. В Лувре Абу-Даби статуя будет экспонироваться в течение года в окружении работ его современников.
В Эрмитаже продолжается работа по созданию музея геральдики.
В Эрмитаже продолжается работа по созданию музея геральдики. В нём будут выставлены экспонаты, которые раньше не демонстрировались из-за недостатка помещений. Наш корреспондент Антон Николаев встретился с государственным герольдмейстером России Георгием Вилинбаховым, который рассказал о будущей экспозиции.
Почему двуглавый орел на современном российском гербе, как и до революции, увенчан символом монаршей власти - короной? Заместитель директора Эрмитажа Георгий Вилинбахов давно привык к подобным вопросам. Именно он в 91-м был одним из инициаторов возвращения исторического герба.
скрытый текст
«Двуглавый орел с XV века обозначает наше государство. Причем, в самых разных его видах. Это было Московское княжество, это было Московское царство, это была Российская Империя, это была Российская Республика. Поэтому, когда началось обсуждение герба, постепенно все пришли к тому, что да, действительно, смешно искать что-то другое. Знаменитое тогда было еще высказывание Бурбулиса - о том, что вот такой орел, только надо его сделать подобрее», - рассказал заместитель директора Государственного Эрмитажа, государственный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов.
Принимавший участие в разработке нового российского герба, Вилинбахов теперь занят созданием музея геральдики. Богатейшая коллекция Эрмитажа позволяет рассказать об эволюции двуглавого орла. Это экипировка российской императорской гвардии от петровских времен до Николая Второго, на примере которой можно увидеть, что крылья орла - то приподнимались, то опускались. Впрочем, это никогда не считалось нарушением.
«Одно дело делали вышивальщики. Другое - вырезали на дереве. Третье - вырезали в металле для печати. Четвертое - чеканили на монетах. Ясно, что это всегда были варианты. Поэтому, понимая все это, что невозможно в качестве эталона закреплять изображение, в качестве эталона закрепили описание», - подчеркнул Валинбахов.
Пока идет разработка научной концепции будущего музея, реставраторы готовят для него помещение. Это здание Биржи на стрелке Васильевского острова, где до этого располагался Центральный военно-морской музей. Сейчас он переехал в другое здание.
Новый музей геральдики планируется открыть в 2022 году после завершения реставрации - как раз к 300-летию со дня учреждения геральдической службы Петром I.
Основная экспозиция будет располагаться в анфиладе. А вот главный зал решили ничем не заполнять и оставить как есть.
«Это будет, действительно, торжественный красивый зал, в котором мы предполагаем проводить различные церемонии, связанные с такими праздниками, как День России, День флага. Здесь можно будет проводить церемонии принятия присяги курсантами», - заключил герольдмейстер.
Создание музея геральдики и работа в Эрмитаже - это только часть обязанностей Георгия Вилинбахова. Как государственный герольдмейстер, он еще следит за тем, чтобы при утверждении новых гербов не нарушалась историческая преемственность. Например, в Севастополе до революции был герб с изображением грифона, но сейчас в городе используется советский вариант.
«По тем или иным причинам, местные власти, допустим, хотят что-то другое. Тогда это другое не вносится в государственный геральдический регистр. А в случае с Севастополем сейчас пока идет работа. И с Крымом, и с Севастополем еще продолжается работа», - добавил он.
Геральдика, по словам Георгия Вилинбахова, - это особый язык со своими правилами. Именно их соблюдение, например, в воинском обмундировании, которое у каждой армии было строго определенного цвета, позволяло противникам на поле боя отличать друг друга. Кстати, как рассказывает Вилинбахов, геральдикой он увлекся, играя в детстве в оловянных солдатиков. Их до сих пор можно увидеть на его рабочем столе.
Музей древнерусской культуры и искусства представляет выставку одного шедевра.
Выставку одного шедевра представляет Музей древнерусской культуры и искусства. Это Царские врата XV века, созданные преемниками Андрея Рублёва. Царские врата коллекционер Гари Татинцян приобрел в конце 80-х прошлого века на одном из аукционов в Германии. Тогда, вспоминает, к этому экспонату, потемневшему от времени - никто не проявил никого интереса.
«По форме доски и по изящности, как она была вырезана, и 2-3 сколам, меня она заинтересовала, и я приобрел ее. Как иногда говорят, бывает, ты приобретаешь как кота в мешке, но было удивление по мере открытий. В процессе реставрации был удивлен тем, сколько сохранилось и что сохранилось», - отмечает Гари Татинцян, галерист, коллекционер.
Отреставрированные в начале 90-ых Царские врата единожды были показаны в 2009 на крупной выставке в Пушкинском музее. Теперь, спустя десятилетие, выставку в Музее древнерусской культуры и искусства Андрея Рублева посвятили только этому памятнику. Для исследователей введение подобных артефактов в научный круг – особая ответственность.
«На сегодняшний день мы постановили такой вариант, что это врата второй четверти середины XV века и созданы в московской художественной среде и в окружении того почитания Андрея Рублева. Мы застаем эти врата на стадии такого перехода от одного поколения к другому», - говорит Геннадий Попов, заместитель директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва.
Царские врата - центральная часть иконостаса православного храма - по композиции и стилистике напоминают работы Рублёва, в частности, сохранившиеся врата из Троице-Сергиевой Лавры. На створках - Благовещение с девой Марией и архангелом Гавриилом и портреты четырех евангелистов.
«Трое евангелистов Матфей, Лука и Марк представлены на фоне палат со столами и пюпитрами, и инструментами писцов. И только евангелист Иоанн Богослов с его юным учеником Прохором представлены на острове Патмос на фоне гористого пейзажа. На остров Патмос они были сосланы при императоре Нероне. Там была написана книга Апокалипсис, а позже Евангелие», - рассказывает Алексей Гульманов, куратор выставки.
Исследователи установили, что над созданием памятника, по всей вероятности, трудились два мастера. Один из них – виртуозный рисовальщик московской выучки - писал лики, руки, ступни ног, одеяния евангелистов. Архитектура, пейзажи, детали интерьера принадлежат кисти другого мастера, менее связанного с традициями московских живописцев.