Друг Ревазова - известнейший журналист, один из отцов Рунета, Антон Носик - сказал однажды про фотографа, что он пытается поместить смотрящего в то четвёртое измерение, из которого, возможно, смотрит на мир Господь Бог. Психоделические изображения Ревазова, конечно, могут наводить на подобные мысли, и при всей их напыщенности, они так или иначе объясняют то, к чему стремится любой художник, даже тот, кто скромно не величает себя творцом. Мы за объяснениями обратились к самому художнику. Попыткам фотохудожника Арсена Ревазова уделила внимание Государственная Третьяковская Галерея. Музей выделил под выставку сотни его произведений один из залов Новой Третьяковки. Отдавая должное парадоксальности взгляда фотографа придумали для выставки название «Невидимый свет». Подходящим был бы и другой предлагавшийся вариант «Неочевидный мир».
На снимках Ревазова мир вроде бы знакомый, но знакомы только его очертания. Дело в том, что Арсен Ревазов работает в технике инфракрасной фотографии. Он использует фотоплёнку или цифровую матрицу, чувствительные к инфракрасному излучению и применяет фильтр, который видимую часть спектра вообще не пропускает. На этих снимках мы видим то, чего не видим. Будь у наших глаз другая настройка, кактусы были бы только белоснежными.
«Самую разыскиваемую» украденную картину нашли спустя 22 года Картину «Портрет женщины» кисти австрийского художника Густава Климта обнаружили в тайнике в музее, из которого она была похищена 22 года назад. Об этом пишет The Guardian.
Полотно стало одним из самых разыскиваемых предметов искусства после того, как в 1997 году исчезло со стены в галерее современного искусства в городе Пьяченца, Италия. Его стоимость оценивается в 66 миллионов долларов. Украденная картина все это время оставалась в галерее. Ее нашел садовник, который счищал с внешней стены здания плющ. За растением он обнаружил потайную железную дверь, за которой скрывался тайник. Работа Климта лежала в мешке.
По словам источников, эксперты уже установили, что картина принадлежит кисти Климта, который написал ее в 1917 году. Официального заявления руководство галереи еще не сделало.(С)
НЭПmen
В Рижской биеннале 2020 года примут участие 56 художников Организаторы Второй Рижской международной биеннале современного искусства (RIBOCA2), которая пройдет в Риге и Юрмале с 16 мая по 11 октября 2020 года, объявили список участников. В него вошли 56 художников из 20 стран мира. Как сообщает пресс-служба Рижской биеннале, почти треть участвующих художников будет из стран Балтии и почти 60% участников будут из Балтийского региона — из Дании, Эстонии, Финляндии, Германии, Латвии, Литвы, Польши и России, которую на RIBOCA2 будут представлять Антон Видоклe, Арсений Жиляев, Михаил Максимов и Марина Симакова. Также среди участников будут художники из Аргентины, Австрии, Бельгии, Хорватии, Франции, Греции, Италии, Мексики, Норвегии, Швейцарии, Великобритании и США.(С)
42-Й
"Мосфильм" публикует кадры из архива личного фотографа Гитлера.
«Мосфильм» выложил в открытый доступ снимки, сделанные личным фотографом Гитлера. Архив Генриха Гофмана хранится в фондах киностудии с 1945-го года. Сейчас специалисты заняты его оцифровкой.
Увидеть эти старые, пожелтевшие фотографии — возможность редкая. Неопубликованные снимки из архива личного фотографа Гитлера — Генриха Гофмана десятки лет находились на специальном хранении «Мосфильма». Коллекцию уникальных фотографий впервые публикуют в открытом доступе.
«Строительные работы в третьем Рейхе, архитектура, транспорт. Это целая такая энциклопедия жизни вообще третьего Рейха, т. е. фактически всей Европы времен войны, предвоенной. И в том числе, и, конечно, военные действия на территории Советского Союза. Отдельные альбомы есть — военнопленные, из которых видно, конечно, в каких чудовищных условиях содержались наши военнопленные. В общем, они раскрывают очень много интересных деталей», — рассказал генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.
Александр Чубарьян, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, доктор исторических наук: «Если это имеет широкое хождение все-таки в народе, особенно молодое поколение, мало просто написать, что просто он — фотограф Гитлера, вот, мы помещаем его фотографии. Надо это сопроводить комментарием историческим — что такое Гофман, что он сделал, что он не сделал. И заодно можно сказать, что, в общем, это мрачная фигура нашей истории — Гитлер, и мы помещаем этот сайт не ради популяризации того, что делал Гитлер, а чтобы больше понять мотивы его жизни и деятельности».
После окончания Первой Мировой войны, Гофман, служивший фронтовым фотографом, вступил в нацистскую партию. Делал многочисленные фотопортреты руководителей НСДАП, в том числе Адольфа Гитлера, росту популярности которого в немалой степени способствовало именно фотографическое мастерство Гофмана. В начале 1930-х Гофман открыл собственное издательство «Heinrich Hoffmann. Verlag national-sozialistische Bilder», сотрудники которого освещали важнейшие события из жизни Третьего рейха. Гофман работал в жанре пропагандистского фоторепортажа. Выходившие из печати фотоальбомы становились своеобразными отчётами «достижений» нацистского государства, на страницах печатались самые разные снимки: будь то праздничные демонстрации и шествия или кадры военных операций на фронтах Второй мировой войны. Оборот издательства исчислялся миллионами рейхсмарок. В октябре 1945 года Генрих Гофман был помещен в тюрьму Международного военного трибунала, Первоначально фотограф, как активный член НСДАП, был осужден на десять лет, позже срок сократили и в 1950 году Гофман был освобожден.
источник .mosfilm.ru tvkultura.ru
Это сообщение отредактировал 42-Й - 16-12-2019 - 23:16
42-Й
В ГМИИ имени Пушкина подводят итоги года
Музей изобразительных искусств имени Пушкина для борьбы с перекупщиками планирует ввести именные билеты. Новую систему опробуют уже в следующем году на самых крупных выставках. О планах на 2020-й и итогах года уходящего директор музея Марина Лошак рассказала нашему корреспонденту Юлии Струковой.
200 рисунков - от Дюрера до Матисса - из коллекции Пушкинского, выставка об истории татуировки, видео-арт американского художника Билла Виолы и 50 шедевров из Музея Каподимонте в Неаполе. Среди которых - Тициан и Рафаэль из собрания Фарнезе и приобретения династии Бурбонов.
скрытый текст
«Соединение Билла Виолы, который займет главную ось, и перпендикулярно, все залы будут посвящены коллекции Каподимонте с двумя великими коллекционерами. Я думаю, это будет удар под самое сердце для наших зрителей - это будет очень возбуждающе», - призналась Марина Лошак.
Ажиотажа, скорее всего, не избежать. Музей в этом году посетили полтора миллиона человек. Это слишком много для главного здания, которое ждем скорая реконструкция.
«Это счастье, когда музей набит битком, но тем не менее физическое состояние здание не может освоить такое количество людей. Поэтому мы используем все наши возможности, чтобы расширить наши возможности локального гардероба. Каждая щель нашего музея забита нашими идеями, проектами, как облегчить людям жизнь. Конечно, очереди неизбежны. Но мы будем делать все возможное, чтоб не держать людей на улице», - отметила она.
Главной событием уходящего года Марина Лошак называет выставку «Щукин. Биография коллекции». Феноменальный успех у публики. Решение властей - сделать возможным создание музея братьев Щукиных в том особняке в центре Москвы, где меценат хранил произведения Моне, Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо. Этот особняк сейчас в ведении Министерства обороны.
«Один из важнейших результатов - это поручение президента Минобороны и Минкультуры превратить бывший Щукинский дом в ныне существующий. И это очень важно не только для нас как для музея, но и для всего общества в целом. Это возвращение к тому знаку, который должен быть поставлен», - призналась Марина Лошак.
Вокруг главного здания - сплошная стройка. Будущий музейный квартал. Баннеры свидетельствуют: к 25-му году 9 зданий примут посетителей. Руководство музея уверяет, что строительство идет по плану, успешно.
«Уже в 21 году будут открыты все самые главные пространства, которые должны появиться - депозитарий, реставрационное пространство, выставочный комплекс. Импрессионисты, может быть, в конце 21 - начале 22 года, галерея старых мастеров, Дом текста - мы все самое главное откроем», - добавила Лошак.
«Важно, чтобы в музей было запущено живое искусство, которое интерпретирует искусство прошлого и оставляет свой след», - заключила она.
Кроме того, она заявила: «Главное табу - это плохой вкус и пошлость. Это единственное табу».
«У каждого пространства есть своя среда. Нужно идти за органикой места. Это и есть хороший вкус», - заключила Марина Лошак.
Галерея на Солянке представляет интерактивный проект "Я, Майя Плисецкая".
Столичная галерея на Солянке представляет интерактивный проект «Я, Майя Плисецкая». Его автор - известный театральный художник Мария Трегубова. Это ее первая большая работа в области современного искусства. На этой выставке нет ни одной фотографии Майи Плисецкой. Но есть механическое пианино, которое играет музыку Родиона Шедрина - композитор посвятил ее любимой жене и музе.
скрытый текст
Мария Трегубова создала пространство, в котором, кажется, время остановилось. За стеклом - в белых пачках ученицы школы классического балета. То танцуют, то ходят по лебединому пуху на фоне газовых плит с кастрюлями и чайниками. «Соединен быт и "Лебединое озеро". Мне показалось, что "Лебединое озеро" - на кухне с плитами и в пуху», - пояснила Мария Трегубова.
В зеркальной комнате слышен голос Плисецкой. И только когда гаснет свет, можно увидеть маленьких балерин, которые делают свои ежедневные экзерсисы.
«В этой комнате происходит шутка. Вы заходите и видите свое отражение. Можете подойти к станку и попробовать. Но когда звучит голос Майи Михайловны, известный в ее интервью, у нас происходит трансформация. Мы видим второе пространство», - рассказал видеохудожник Александр Федорко.
Настя и Алиса только что закончили свое выступление. Танцевали час. Делятся впечатлением о танце за стеклом: «Мы показывали классические комбинации. Могли импровизировать».
На семи телевизорах - танец Плисецкой вперемежку с новостями. Жизнь страны, идущая параллельно с жизнью главного театра этой самой страны. А в этой комнате - контраст черного и красного. Длинная лестница, в конце которой поблескивает хрустальная люстра на фоне ярусов Большого театра, и игрушечная балерина, которая крутит фуэте.
«Это модель Большого театра похожа на волшебную шкатулку. На самом деле, сцена, на которой Плисецкая танцевала всю свою жизнь», - уточнила Мария Трегубова.
И повсюду - книга балерины «Я, Майя Плисецкая», которая соединяет это интерактивное пространство.
Пушкинский музей привезет проект о Якопо Тинторетто в Россию
Проект ГМИИ «В конце пребывает начало» -- выставку работ современных художников, посвященную 500-летию со дня рождения великого венецианского художника Якопо Тинторетто, представленный на 58- Венецианской биеннале, покажут в России. Об этом журналистам в понедельник рассказала директор Музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Лошак.
Любовь Толкалина: "Со спектаклем о Евдокии Лопухиной в мою жизнь вошло священнодействие".
В 2019 году театр "Собор" поставил спектакль "Последняя русская царица", посвященный первой жене Петра Великого Евдокии Лопухиной. Этот спектакль стал режиссерским дебютом Любови Толкалиной, которая выступила также продюсером спектакля. Актриса рассказала "Культуромании", почему ее заинтересовала история последней не иноземной царицы на русском престоле, о жанре докудрамы и о том, как совместить правду историческую и сценическую.
Беседа состоялась в рамках конференции, посвященной 350-летию со дня рождения Евдокии Лопухиной, которая прошла в Российском научно-исследовательском институте природного и культурного наследия им. Д. С. Лихачёва под кураторством Дарьи Романовой.
скрытый текст
— Почему вы решили поставить спектакль о Евдокии Лопухиной и — шире — о русском средневековье?
— Помещение нашего театра «Собор» находится в историческом месте — палатах Мазепы на территории лютеранского собора Петра и Павла, которая раньше была частью усадьбы бояр Лопухиных. Мы сделали первый спектакль «Последняя русская царица» именно о Евдокии Лопухиной как «посвящение месту». Наши палаты XVI века являются своеобразной «машиной времени», откуда мы можем путешествовать в любые мировые исторические события. Я увлекаюсь историей, и несколько лет назад, когда я стала художественным руководителем, продюсером, режиссером и актрисой в собственном театре, подумала, что где как не здесь можно было бы играть исторические спектакли в стиле докудрама (документальная драма), чтобы через игру и эмоции доносить до зрителей информацию о мировой истории и ее героях, имена которых мы подзабыли, и пробуждать жажду познания.
— Какие средства вы используете, чтобы сделать исторические образы и сюжеты близкими современному зрителю?
— Спектакли мы делаем недлинными, но насыщенными. Современный зритель хочет получать информацию быстро и чётко, поэтому средняя продолжительность наших спектаклей — час. Наша задача — рассказать зрителю за час то, на что научные работники, сотрудники музеев, экскурсоводы затрачивают в несколько раз больше времени, как, например,на конференции в Институте Наследия, посвященной разным граням личности Евдокии Лопухиной.
Наш спектакль сопровождается живой музыкой: Петр Главатских на инструменте маримба исполняет несколько популярных мелодий современных групп, которые в таком виде звучат совершенно неузнаваемо. А моя дочь Мария Михалкова очень долго работала над созданием видеомейкинга — это видеоконтент, который сопровождает наш спектакль. Он состоит из документальных кадров, общеизвестных фотографий семьи Лопухиных, видео со стен Покровского монастыря в Суздале и ее фантазийных работ на тему царевича Алексея.
Мы столкнулись с тем, что современный человек не видит разницы между парсуной и иконой, а первую афишу к спектаклю я заказала дизайнеру именно как парсуну: мне хотелось, чтобы это был мой портрет, но в стиле того времени. Когда мы провели фокус-группу, оказалось, что людей смущает такое изображение, поэтому пришлось сделать афишу более современной, чёрно-красно-белой в стиле Александра Родченко, что, как ни странно, очень хорошо работает по сей день.
— Как вы работаете с историческим материалом? Изучаете архивные документы, привлекаете профессиональных историков? С какими сложностями сталкиваетесь?
— Мы столкнулись с тем, что достоверных исторических материалов по периоду русского Средневековья очень мало — например, нет даже точного портрета Ивана Грозного (сейчас мы готовим спектакль о нём и его сватовстве к английской королеве Елизавете I Тюдор). Как известно, информация о Евдокии Лопухиной скрывалась, при Петре I даже было запрещено о ней говорить. За любое упоминание о царице на площади отрезали язык, поэтому исторических данных сохранилось очень мало. Конечно же, мы привлекали к написанию оригинальной пьесы профессиональных историков, и большую лепту в наш сценарий внесла Ирина Капралова. Очень непростая задача — вместить историческую правду в правду сценическую, через игру актёров совместить художественный вымысел и сведения, найденные в сети и библиотеках, выдержав при этом стройность повествования.
— Говорят, что каждая роль меняет что-то в личности артиста. Как повлияла на вас роль Евдокии Лопухиной?
— «Последняя русская царица» — мой первый режиссерский опыт. Влияние личности Евдокии Лопухиной на собственную жизнь я, несомненно, чувствую. Например, я полностью поменяла свое отношение к подготовке к спектаклю. Я с восьми лет в театре, сейчас играю много спектаклей, в том числе антрепризных, работала в разных театрах. Но именно с началом репетиций в этом спектакле и благодаря моему партнеру Игорю Лесову, артисту театра «Школа драматического искусства» и моему однокурснику, с которым мы вместе учились у Алексея Владимировича Баталова, я стала определенным образом готовиться к спектаклю. Мы читаем молитву «Царю Небесный» и 90-й псалом («Живый в помощи»), и это полностью поменяло мое отношение к тому, что я делаю на сцене. Пришлось даже вспомнить, как, поступая в училище имени Щепкина при Малом театре, я увидела на стене его послание потомкам: «Священнодействуй или убирайся вон». И это священнодействие вошло в мою жизнь со спектаклем о Евдокии Лопухиной.
В Керчи открыли памятник древнерусскому князю Глебу и летописцу Никону
В 1068 году князь измерил длину Керченского пролива...
В Керчи открыли памятник Новгородскому князю Глебу Святославичу и игумену Никону Печерскому с копией Тмутараканского камня. Скульптурная композиция установлена в память о присутствии русичей в Причерноморье. Монумент установлен на площади перед Морским вокзалом в рамках национального проекта «Культура».
Замминистра культуры России Николай Овсиенко на открытии памятника рассказал, что инициатором его установки выступило Российское военно-историческое общество (РВИО). Овсиенко выразил уверенность, что памятник станет центром притяжения для жителей города и его гостей.
Новый театр кукол в Мурманске признали одним из самых красивых в России/
Торжественное открытие нового здания областного театра кукол прошло в Мурманске 15 декабря. Яркий дизайн, большие площади, две сцены, буфет и даже музей. Кроме того, передает ГТРК "Мурман", установлено новое оборудование и спецтехника. Премьерным спектаклем на новой сцене стала "Дюймовочка".
На открытие театра прибыли почетные гости, в числе которых заместитель министра культуры России Ольга Ярилова. В поздравительной речи она подчеркнула, что из всех детских театров, которые она видела в России — это самый красивый театр. "Это грандиозное событие для города и уверена — это будет любимым местом отдыха для всех горожан и гостей", — заключила Ольга Ярилова.
Дописать произведение Людвига ван Бетховена с помощью искусственного интеллекта попробует команда музыковедов и программистов. Об этом сообщила газета Le Figaro...
После смерти композитора осталось лишь несколько набросков и планов. Группа энтузиастов, состоящая из музыкантов и программистов, пробует завершить десятую симфонию Людвига ван Бетховена. Об этом сообщает издание Le Figaro. В 2020 году исполняется 250 лет со дня рождения великого композитора.
Пушкинский музей введет именные билеты для борьбы с перекупщиками .
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина планирует в 2020 году ввести именные билеты, чтобы бороться с перекупщиками. Об этом сообщила директор музей Марина Лошак журналистам в понедельник.
"Люди скупают билеты и потом продают их прямо в очередях за огромные деньги. Это отвратительно. Поэтому на самые наши важные выставки, на которые, как мы планируем, будет очень много людей, сделаем именные билеты - точно так же, как они сделаны в Большом театре", - сказала Лошак.
Беларусь. Национальный кинематограф сегодня отмечает 95-летие.
17 декабря 1924 года было создано Управление по делам кино при Народном комиссариате просвещения БССР. Организация получила название Белгоскино. Первым игровым фильмом принято считать ленту режиссера Юрия Тарича "Лесная быль". Официальное же название "Беларусьфильм" получил после войны - в 1946 году. Этот период принято считать эпохой военного кино. Имя киностудии гремело на весь Союз. Туров, Пташук, Климов. А на нечаевских сказках и вовсе воспитали не одно поколение детей. За этот год "Беларусьфильм" снял сразу несколько национальных проектов. Кроме того, в режиме стенд-бай молодежный сериал "Иллюзии". 16 серий по 26 минут планируют показать по белорусским телеканалам.
Беларусь. В Минске завершилась работа по созданию муралов.
Сезон создания монументальных фресок завершился в столице. Одной из последних работ стал триптих на улице Притыцкого. Этот проект объединил три мурала сербского, белорусского и испанского художников. Работы выполнены в технике фотореализма: все образы на муралах - это реальные жители столицы. Недавно последние штрихи нанесли на центральное настенное полотно. Кстати, чтобы закончить работу, понадобилось около 170 литров краски.
Новая жизнь древнего искусства. На острове Мурано работает школа по производству цветного стекла.
На острове Мурано пытаются вдохнуть новую жизнь в древнее искусство - производство цветного стекла. Уже несколько лет там работает школа, созданная аббатом Дзанетти. Ученики постигают азы этого непростого ремесла. Еще совсем недавно увидеть женщину, выдувающую стекло при температуре 1080 градусов, на острове Мурано было из области фантастики. Это ремесло всегда считалось очень тяжелым, и традиционно им занимались только мужчины. Все изменилось, когда в 2016 году появилась первая в истории острова школа.
скрытый текст
«Я поступила в эту школу четыре года назад, потому что хотела продолжить венецианскую традицию. Когда я начала работать со стеклом, мне это понравилось. Печная работа действительно тяжелая, не зря это считалось всегда мужским делом, но мне нравится», - поделилась Мириам Гурнари.
Стекло на Мурано начали производить в VIII веке. Пик популярности пришелся на XV-XVI века. Стеклодувы Венецианской республики поставляли свои изделия для королевских дворов Европы. Купцы вывозили их на Ближний Восток и в Азию. Производство было ограничено островом Мурано, чтобы предотвратить распространение огня, в случае, если загорятся печи. Сами стеклодувы тоже не могли покидать остров, чтобы сохранить секреты своей технологии. Студентка Майя Риода выросла в окружении венецианского стекла.
«Я родилась в Мурано, и с детства меня окружали люди, работающие со стеклом. Когда видишь, как мастера делают это, все кажется легким. Но когда пробуешь сам, понимаешь, как это трудно», - отметила Майя Риода.
Опытный стеклодув Рафаэль Эрос - мастер-наставник, помнит, как непросто было освоить профессию, когда он впервые начал учиться ремеслу в 13 лет, сразу после средней школы.
«Тогда учились непосредственно на фабриках. После средней школы я начал работать и постепенно осваивал все секреты. Сегодня я стараюсь объяснить своим ученикам, что стекло - это не только ремесло, но и искусство», - подчеркнул Рафаэль Эрос.
Пока девушки учатся. Но к 2021-му, когда закончат обучение, смогут выдувать сложные изделия сами. А сейчас, за пару недель до Рождества, студенты оттачивают свои навыки на праздничных игрушках, которые пользуются неизменным спросом.
Установлен автор знаменитого портрета музы Левитана.
Плёсский музей-заповедник и реставрационный Центр Грабаря назвали имя художника, написавшего портрет Софьи Кувшинниковой - ученицы и музы Исаака Левитана.
В «Левитан-холле» - выставка одной картины. Портрет Софьи Кувшинниковой. Друга, ученицы, любимой женщины знаменитого художника Исаака Левитана. До этого не было известно даже о существовании картины. Как не знали и то, кто ее написал. В углу портрета - лишь название местности, год, и инициалы: «Давыдково, 86, Н.Б».
«Благодаря помощи, щедрости нашего, одного из наших художников российских эта работа пополнила коллекцию Плёсского музея-заповедника и естественно, как только она попала в нашу фондовую коллекцию, мы отправили ее в ХНРЦ имени Грабаря. К нашим друзьям, коллегам, с просьбой провести экспертизу», - рассказала директор Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Алла Чаянова. О своих исследованиях рассказывает эксперт Анна Киселева. Признается, нашла иголку в стоге сена. Экспертиза привела к новым сведениям об отношениях Левитана со своей музой. Ученые предположили, что познакомился он с ней как раз в подмосковном Давыдкове. Кувшинникова любила окружать себя художниками, актерами, писателями. Говорят, даже, что Чехов в «Попрыгунье» карикатурно изобразил именно Кувшинникову. Так вот среди окружения и искали портретиста с инициалами Н.Б. Им оказался Николай Быкадоров. В альбоме самой Софьи Петровны есть его работа. Еще одна картина Быкадорова – «Каирский мальчик» - очень близка к портрету Кувшинниковой по размеру, формату, композиции. Похожи диагональность, последовательность надписей, и буква «Д» в автографе. «Несмотря на более декоративную манеру письма исполнения портрета мальчика, различие моделей по возрасту, полу и цвету кожи. Между портретами отмечается очевидное стилистическое сходство. Видна рука одного автора. Таким образом, на основании имеющейся подписи и стилистического сходства с эталоном можно сделать вывод о принадлежности портрета Кувшинниковой к кисти Николая Яковлевича Быкадорова», - подчеркнула заведующая отделом экспертизы ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря Анна Киселева. Если Быкадоров показал вдумчивую, погруженную в себя Кувшинникову, то Левитан писал портрет женщины, которую любит. За три летних сезона в Плесе Левитан написал двести картин. В доме-музее работает экспозиция подлинных работ мастера кисти. Здесь же большая коллекция самой Кувшинниковой. Плесский ручей, лужайка, покрытая цветами. По-левитановски пыталась передать свет, воздух, настроение. Цветы и на полотнах, и в крынках на полу, как это любила Софья Кувшинникова.
В Пизе проходит выставка «Футуризм». Она посвящена 110-летию авангардистского движения, зародившегося в литературе и искусстве Италии, но завоевавшего весь мир. Исторический парадокс. Футуристы, называвшие музеи «кладбищами искусства» и предлагавшие их уничтожить, сегодня сами превратились в классиков, чьи работы выставляют в музейных залах. Балла, Северини, Карра, Боччони – здесь полотна самых ярких революционеров, сформировавших когда-то новое арт-движение.
скрытый текст
«Всех этих художников выделял сам основоположник направления – Филиппо Маринетти. Их полотна полностью отражали принципы «Манифества футуристов». Посмотрите на работу Джакомо Балла «Да здравствует Италия», – которую мы выбрали символом выставки – она воспевает риск, дерзость и неукротимую энергию, что очень ценили футуристы», - рассказала куратор выставки Ада Масоэро.
История футуризма началась с манифеста, опубликованного 20 февраля 1909 года во французской газете «Фигаро». Художественные принципы течения в документе изложил итальянский поэт Филиппо Маринетти. Он стремился создать «формулу, которая отражала бы новый век технического прогресса». Вот одно из положений манифеста: «Великолепие мира обогатилось новой красотой – красотой скорости! Гоночный автомобиль - прекрасней статуи крылатой Ники».
«Первыми «проповедниками» футуризма были поэты. Они выпустили более пятидесяти манифестов о танце, литературе, музыке, политике и даже кухне. Позднее к ним присоединились художники. Футуризм стал всепроникающим», - призналась Масоэро.
«В мире больших скоростей искусство завертелось в безудержной жажде движения. В будущее, вверх, во все стороны. Футуристы восхищались всем, что представляло технологический триумф над природой. Это движение было обречено стать резким и динамичным», - рассказал директор музея Palazzo Blu Козимо Браччи Торси.
Художники-футуристы путешествовали по Европе с выставками и лекциями, привлекая новых сторонников. Порой их гимн движения превращался в гимн агрессии и насилия, необузданной стихии, понуждающей к бурным переменам. «Нет искусства без борьбы», - говорили художники и даже Первую мировую войну они восприняли как музу.
«Один из ярких примеров – за моей спиной. Это полотно Фортунато Деперо «Воинственные пейзажи». Футуризм был первым художественным направлением в Италии, поддержавшим режим Муссолини. Они верили, что фашизм приведет к модернизации страны», - добавил Козимо Браччи Торси.
На этой выставке можно проследить весь путь футуризма, представители которого призывали отменить традиционное искусство, но сами стали частью авангардной традиции.
Более 80 музеев Москвы можно будет бесплатно посетить в новогодние каникулы
Со 2 по 5 января, а также 8 января городские музеи, выставочные залы, галереи и усадьбы москвичи и гости столицы смогут посетить бесплатно. Как говорится в сообщении на сайте мэра Москвы, предварительная регистрация не потребуется, а входной билет можно будет получить в кассе. Всего в новогодние праздники будут работать 84 музея, подведомственных Департаменту культуры города Москвы. Среди них Московский музей современного искусства, музей-панорама «Бородинская битва», Музей космонавтики, Дарвиновский музей, музей-заповедник «Коломенское» и многие другие.
скрытый текст
«Новогодние каникулы — это отличная возможность успеть посетить не только уже знакомые и полюбившиеся горожанам музеи, но и открыть для себя совершенно новые выставочные проекты и экспозиции. Так, специально к январским праздникам городские музеи подготовили разнообразные тематические выставки, посвященные Новому году и Рождеству», — рассказала Инна Голубева, генеральный директор Мосгортура.
Также бесплатно работать тематическая выставка «Елка сто лет назад. Старинные елочные украшения» во дворце царя Алексея Михайловича (музей-заповедник «Коломенское»). Посетители экспозиции узнают, как украшали новогоднюю ель в конце XIX — начале XX века и увидят дореволюционные новогодние открытки, старинные елочные игрушки и подарки. А в музее-заповеднике «Царицыно» будет открыта выставка «Драгоценен моему сердцу. Императорские подарки из собрания Павловского дворца». Экспозиция посвящена подаркам, которые получали с 80-х годов XVIII века до 1917 года несколько поколений династии Романовых.
Кроме того, в новогодние каникулы москвичей и гостей столицы приглашают посмотреть обновленные экспозиции в музеях, которые в этом году открылись после ремонта. Это Музей-квартира Ивана Сытина, музей-панорама «Бородинская битва», Дом русского зарубежья, Государственный музей Владимира Высоцкого.
Основные экспозиции городских музеев, а также специальные выставки в новогодние каникулы бесплатно доступны для всех категорий граждан.
Со 2 по 5 января, а также 8 января все городские музеи будут работать по своему обычному графику. 30 и 31 декабря, а также 1, 6 и 7 января 2020 года большинство музеев будут закрыты.
источник tvkultura.ru
42-Й
В Федоскино разгорается конфликт между руководством фабрики миниатюрной живописи и местными художниками.
В Федоскино разгорается конфликт — руководство фабрики миниатюрной живописи обвиняет местных художников в незаконном использовании наименования «Федоскино» на изделиях лаковой миниатюры. Сергей Козлов — один из самых именитых художников Федоскино. Его авторские шкатулки — в музейных и частных собраниях.
скрытый текст
«А как вы подписываете? Имя-фамилия или еще — Федоскино? Я имя-фамилию подписываю, и подписываю „село Федоскино“. Это мой домашний адрес — с. Федоскино. Могу еще подписывать — дом 20», — рассказывает художник Сергей Козлов.
Село Федоскино стало ареной юридических баталий после того, как новый директор фабрики миниатюрной живописи решил оспорить законность использования названия села на работах местных художников.
«они просто паразитируют на известном бренде. Фабрика создавалась Лукитиным, работали здесь люди, люди работали столетиями, и это имя столетиями зарабатывали. А тут пришел, извиняюсь, какой-то Вася, я вот тоже Федоскино, я ж здесь в Федоскино живу», — прокомментировал ситуацию директор Федоскинской фабрики миниатюрной живописи Алексей Аверьянов.
Глава предприятия уверяет: у фабрики есть патент, по которому только фабричные изделия могут содержать фирменное клеймо и наименование — Федоскино, а у других художников такого права нет. Как и права создавать работы, схожие с миниатюрами, произведенными фабрикой.
«Мы обращаемся в МВД по поводу контрафакта, естественно, пишем заявление, МВД должно этот вопрос контролировать, реагировать, привлекать к ответственности. Есть уже некоторые дела, которые заведены. Это хорошо», — добавил Аверьянов.
«Сейчас дело передано в арбитражный суд Московской области. Директор признал как бы, что изделия похожи. И все художники, получается, сейчас как бы вне закона», — поделился художник Михаил Папенов.
Вне закона оказались произведения представителей нескольких династий федоскинских мастеров.
«Средние три работы — это моего дедушки, он был одним из организаторов артели после 1910 года. На дальнем плане троечка и вот эти две работы — это мама, тоже работала с 41 года. Это моя вот с последней выставки работа», — объясняет художник Михаил Папенов.
Все попытки художников наладить диалог с новым руководством фабрики не увенчались успехом.
«Он считает, что промысел — это фабрика. А я просто хотел сказать, что промысел — это художники. И в тяжелое время для фабрики мы все работали, поддерживали этот промысел. Поддерживали имидж Федоскино, на самом деле. Своими работами, творческими работами», — говорит художник Алексей Валялин.
«Промысел это не то, как говорят художники, промысел — это вот художники здесь Федоскинские. Промысел это объединение, и фабрика всегда была этим местом силы», — парирует директор фабрики Алексей Аверьянов.
Ведущие специалисты по лаковой миниатюре с беспокойством следят за конфликтом между новым руководством фабрики и федоскинскими мастерами.
«В других центрах такого безобразия нет. Есть несколько мастерских и они пишут Палех или Холуй. И такого беззакония, такого преследования... И где эти бесконечные призывы, что мы спасаем народное искусство? А, может, немножко подумать, разобраться?» — задает вопрос заведующая отделом лаковой миниатюры Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Людмила Пирогова.
Олег Головченков, преподаватель Федоскинского филиала Высшей школы народных искусств: «Есть художники, которые заслужили уже имя и которые сами являются брендом. И они тоже являются лицом, пропагандируют Федоскино. Тоже не дают ему умереть. Пока они живут. А мы готовим им смену. По большому счету. Потому что больше этого никто не готовит».
Когда-то на Федоскинской фабрике работало 300 художников, в год выпускалось 10 000 изделий. Сейчас в десять раз меньше. У фабрики — 14 миллионов долгов и отсутствие госзаказа. Но, по мнению директора, совершить прорыв можно — потеснив недобросовестных, с его точки зрения, конкурентов. Для этого федоскинским художникам придётся перестать называться федоскинскими.
Волгоградский музей покажет подлинник великого Брюллова.
Музей Машкова ярко отметит 220-летие со дня рождения великого русского художника Карла Брюллова. 21 декабря в 14.00 пройдёт лекция «С днём рождения, Карл!».
Как сообщили РИАЦ в пресс-службе облкомкультуры, в коллекции музея находится произведение Брюллова «Пери и Ангел» (1839-1843). О нем также пойдет речь на лекции старшего научного сотрудника Ирины Преображенской.
Литературным источником картины Брюллова «Пери и Ангел» является одноимённая поэма Василия Жуковского. Зритель становится свидетелем драматического момента преображения души разбойника; любуется безмятежной, исполненной ясной гармонии красотой мифического существа Пери. В 2006 году картина в составе выставки «Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею» экспонировалась в Москве.
Волгоград. В Волжском состоится выставка сюрреалистичных картин Рене Магритт.
Коллекция картин бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта, которая будет представлена в Волжском, терпеливо и бережно формировалась на протяжении 4 лет. Выставка продлится с 20 декабря по 9 февраля. Рене Магритт –поистине неординарный мастер. Его картины-ребусы более полувека будоражат воображение зрителей. Пленительные работы побуждают нас к размышлению о парадоксальном устройстве мироздания, о природе зримого и незримого; все они имеют множество смыслов, но ни один не является единственно верным. Слава к Рене Магритту пришла вскоре после окончания Второй мировой войны, когда каждый состоятельный ценитель искусства мечтал иметь у себя дома хотя бы один живописный ребус, вышедший из-под руки прославленного бельгийца. Сейчас большая часть его полотен продолжает оставаться в частных собраниях.
Волгоградцы смогут прикоснуться к иррациональному и начать путешествие в мир иллюзий одного из самых загадочных и волнующих мастеров XX столетия на выставке «Вероломство образов…» по адресу: Волжский, ул. Сталинградская, 2 («Старая школа»). График работы с 09.00 до 18.00 (без перерыва), четверг с 10.00 до 19.00, выходные – понедельник, вторник. Телефон для справок: 277-607.
В Российском этнографическом музее открылась выставка "Вышедшие из воды".
Экспонаты выставки – одежда и предметы быта из рыбьей кожи, традиционные для народов Приамурья и Сахалина.
Выставка в Этнографическом музее расскажет в деталях о старинных обрядах. Ее автор Анатолий Донкан – уроженец Приамурья. Как и многие художники, к призванию шел непростой дорогой. Был штурманом на рыболовном судне. Но уже тогда взял курс на искусство.
скрытый текст
«Взял я акулу, она уже, так сказать, умерла, я ее не убивал, снял кожу. Взял и верхнюю часть перчаток из акульей кожи сделал», – рассказал Анатолий Донкан.
А дальше – художественный факультет и работа учителем. В 90-е мастер начал искать новые формы. Пришел к самобытной культуре нанайского народа.
«Один человек говорит: хочешь, я тебе покажу бабушку, дедушку? Мы заходим в дом, стоит, как у Ван Гога на картине, одна кровать и больше ничего. Я говорю: а где бабушка, дедушка? Он берет открывает, отодвигает кровать. Отодвинул кровать, а там стоят две фигуры человеческие», – пояснил Анатолий Донкан.
Аппапиль и Ыллапиль – вечные предки-прародители. Но не меньше антропоморфных важны образы животных. К примеру, лягушка, считают шаманы, поддерживает землю. Она же – посредник между разными мирами. На этот раз земноводные связали древний культ и современный дизайн.
Для нарядов, представленных на выставке, понадобилось полтонны рыбы. Кожу привезли с перерабатывающих фабрик, выделкой занимались в деревне Глинка Ленинградской области. Дубили растительным способом по традиции нанайцев.
Эти вещи – не просто экспонаты. Их действительно можно носить. Художник утверждает: наряды создадут образ, а духи-помощники, изображенные на них, обязательно принесут девушке счастье.
И все же главные по счастью на выставке – деревянные фигуры для шаманских обрядов. Образцы культовой пластики сделаны из осины – по ним непременно должны пойти трещины.
«Когда берут и делают фигуру, и она стоит – это напряжение, и лопается все. Это лопнутое дерево – шаманы говорят – наконец-то! Сейчас можно войти туда. Эти духи входят туда внутрь, и он гладит его, говорит "хорошо, все пришли"», – рассказал Анатолий Донкан.
Сам Анатолий Донкан к шаманам не обращался и с духами не разговаривает. Но нередко его просят сделать фигурку на удачу. Говорят – работает.
Выставка «Мой круг» к 80-летию Андрея Хржановского открылась в Мультимедиа Арт Музее.
Режиссер и художник Андрей Хржановский утверждает, что с детства был заражен искусством. И это, конечно, способствовало тому, что многие его фильмы числятся сегодня в списках золотого фонда отечественной анимации. Сам Андрей Юрьевич скромничает: своей заслугой видит только то, что познакомил с искусством анимации других авторов, которые стали знаменитыми. О сотрудничестве с ними, об этапах работы над выдающимися картинами рассказывает выставка «Мой круг» в столичном Мультимедиа Арт Музее.
Здесь эскизы, раскадровки, другие рабочие материалы к фильмам Андрея Хржановского. Начиная с его дипломной работы — мультфильма «Жил-был Козявин». Авторами сценария были Лазарь Лагин и Геннадий Шпаликов. Художник — Николай Попов.
скрытый текст
«Мне сказали — нет, никаких дипломов, это сюрреализм. Это 66-й год. Вот как решит завкафедрой Сергей Герасимов. Он посмотрел, сказал „Да, это соцреализм. Но это наш, советский, соцсюрреализм“. И мне поставили отлично, и все было хорошо», — вспоминает режиссер Андрей Хржановский.
Свой следующий фильм Андрей Хржановский также создает с талантливыми мастерами — художником Юло Соостером и композитором Альфредом Шнитке. «Стеклянная гармоника» — о том, как искусство преображает человека и о том, как это невыгодно власти, насаждающей в обществе культ денег.
Всегда актуальная история с героями, сошедшими с полотен Магритта, Босха и Гойи, прекрасные лики мастеров Возрождения. «Стеклянная гармоника» пролежала на полке 20 лет. Фильм увидели только в 80-х.
«Мысли Хржановского — это не хуже, чем Сократ, Юнг, Гегель. Это большой философ. Это философская мультипликация, которая с одной стороны тебя захватывает. В чем чудо мультипликации — и взрослые, и дети одинаково захвачены», — рассказала директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
Круг Хржановского — это его соавторы. Люди мыслящие, свободные. Потому работы режиссера — всегда о насущном и вечном.
«Если я что-то в анимации сделал, то одна есть заслуга — я привел великих художников. Всемирно известных — Колю Попова, Сережу Бархина, Юла Соостера, Юрия Соболева, Марину Азизян, Альфреда Шнитке. Володя Мартынов работал со мной и я с ним работал. А мне ничего не оставалось делать, как палочкой махать», — признается режиссер.
В фильме, который вскоре увидит зритель, соавторы мастера — его ученики. Картина «Нос, или Заговор «не таких»” — основан на повести Гоголя «Нос» и одноименной опере Шостаковича. Она тоже несколько десятилетий была запрещена в Советском Союзе. Фильм Хржановского о новаторах в науке и искусстве, которые опережали время, не боялись идти против течения. Среди героев — Всеволод Мейерхольд, Павел Филонов, Дмитрий Шостакович, Михаил Булгаков.
Режиссер сорок лет шел к осуществлению своего замысла. Премьера фильма «Нос» — в 2020 году.
Во Владивостоке открылась выставка "Государи и государыни – венценосные покровители искусств".
В Приморской картинной галерее открылась выставка «Государи и государыни – венценосные покровители искусств». На ней представлены портреты императоров, графика и архитектурные макеты из шести российских музеев.
Новый проект приморских галерейщиков стал возможен благодаря помощи центральных музеев страны. Прежде всего, Государственного Русского в Санкт-Петербурге. Там ведут свою «Сагу о Романовых», расставляя новые исторические акценты.
«Николай Павлович у нас, скажем, идет как державный реформатор России, как один из тех императоров, который много сделал для развития отечественной культуры. Хотя удивительная история совершенно! Николай Павлович, который ввел в России чугунную цензуру, при нем особые развитие получили, например, искусства – художества», – рассказал заведующий отделом живописи XVIII – первой половины XIX веков Государственного Русского музея Григорий Голдовский.
скрытый текст
Без монаршей воли не было бы ни Петербурга с великой архитектурой, ни Эрмитажа с прекрасными коллекциями. Венценосные покровители искусств – на портретах в старинных рамах. Не только история в лицах, но и развитие живописи. Из Иркутска прибыла «Екатерина Вторая» кисти Левицкого. С почти детективным сюжетом.
«Этот портрет в наших книгах учета был зарегистрирован как мужской портрет. Но когда он попал в свое время на реставрацию нашему замечательному, известному реставратору Нине Ивановне Рубцовой, началась расчистка потертостей, загрязнений, вдруг выяснилось, что на мужском портрете были обнаружены серьги», – пояснила директор Иркутского областного художественного музея им. Сукачева Наталья Сысоева.
Как удалось узнать царицу и ее придворного художника? На выставке зрителей ждет немало открытий. Макеты петербургских дворцов из музея Академии художеств можно рассмотреть во всех подробностях. Как и «Сосновый лес», который Николай Второй лично заказал Ивану Шишкину. Картина – в той же самой раме, что украшала бильярдную Зимнего дворца. Теперь она – гордость Хабаровского музея. Под взглядом царственных особ в Парадном зале Приморской галереи пройдут экскурсии, концерты и детские рождественские балы.
Результаты экспертизы условий экспонирования картин Рерихов на ВДНХ.
После того, как музей Николая и Святослава Рерихов переехал на ВДНХ, представители общественных организаций стали выражать беспокойство по поводу условий, в которых хранятся и выставляются картины. Министерство культуры провело экспертизу. О ее результатах сообщили на пресс-конференции. На ней побывал Антон Николаев.
В тринадцатом павильоне на ВДНХ в советские годы располагался павильон «Армения», затем «Здравоохранение СССР». Весной этого года сюда переехал музей Рерихов. Несколько недель назад общественные организации, обеспокоенные сохранением наследия Рерихов, выразили претензии. А сегодня на встрече с представителями Министерства культуры смогли сделать это лично. В музее, по их словам, отсутствует система пожаротушения, а также не соответствует норме температурно-влажностный режим.
скрытый текст
«Стена перемежается огромными оконными проемами, прикрытыми небольшим слоем гипсокартона. И картины висят на стекле. Где, в каком музее это возможно?» – спрашивает председатель общественной организации Елена Ещенко.
В ответ на обращение общественных организаций была создана экспертная комиссия для мониторинга температурно-влажностного режима.
«Здесь поддерживаются довольно ровный климат – около 18 градусов и влажность – около 40 процентов. Чуть больше, иногда чуть меньше. Да, этот параметр не соответствует нашей любимой музейной инструкции 85-го года, где указана влажность 50 процентов, но это не является большой проблемой», – говорит директор Государственного научно-исследовательского института реставрации Дмитрий Антонов.
Еще одна претензия – гардероб в новом музее Рерихов расположен в непосредственной близости от картин. Среди недостатков назвали и такой. «Здесь постоянно идет конвенция. Вам любой физик, даже просто специалист, зайдя сюда и побыв здесь, скажет, что этот воздух распространяется и заходит в галерею с картинами», – пояснила заместитель председателя общественной организации Натэла Хубулава.
«На случай каких-то погодных катаклизмов – завтра, например, минус 50 в Москве – мы примем тогда необходимые решения, мы переместим те вещи, те картины, которые будут находится в тех потоках, несуществующих сегодня, теоретических. Мы не допустим никакого вреда для наследия Рерихов. Я хочу, чтобы вы понимали отчетливо, что мы несем ответственность за свои собственные федеральные музеи. Почему вы считаете, что только общественность беспокоится об этом, а государство абсолютно не беспокоится об этом?» – добавила статс-секретарь-заместитель министра культуры РФ Алла Манилова.
Собрание картин Рерихов принадлежит музею Востока. В павильон на ВДНХ полотна разместили после того, как усадьба Лопухиных, которую музей Рериха занимал до этого, была передана ГМИИ имени Пушкина.
Результаты экспертизы условий экспонирования картин Рерихов на ВДНХ.
После того, как музей Николая и Святослава Рерихов переехал на ВДНХ, представители общественных организаций стали выражать беспокойство по поводу условий, в которых хранятся и выставляются картины. Министерство культуры провело экспертизу. О ее результатах сообщили на пресс-конференции. На ней побывал Антон Николаев.
В тринадцатом павильоне на ВДНХ в советские годы располагался павильон «Армения», затем «Здравоохранение СССР». Весной этого года сюда переехал музей Рерихов. Несколько недель назад общественные организации, обеспокоенные сохранением наследия Рерихов, выразили претензии. А сегодня на встрече с представителями Министерства культуры смогли сделать это лично. В музее, по их словам, отсутствует система пожаротушения, а также не соответствует норме температурно-влажностный режим.
скрытый текст
«Стена перемежается огромными оконными проемами, прикрытыми небольшим слоем гипсокартона. И картины висят на стекле. Где, в каком музее это возможно?» – спрашивает председатель общественной организации Елена Ещенко.
В ответ на обращение общественных организаций была создана экспертная комиссия для мониторинга температурно-влажностного режима.
«Здесь поддерживаются довольно ровный климат – около 18 градусов и влажность – около 40 процентов. Чуть больше, иногда чуть меньше. Да, этот параметр не соответствует нашей любимой музейной инструкции 85-го года, где указана влажность 50 процентов, но это не является большой проблемой», – говорит директор Государственного научно-исследовательского института реставрации Дмитрий Антонов.
Еще одна претензия – гардероб в новом музее Рерихов расположен в непосредственной близости от картин. Среди недостатков назвали и такой. «Здесь постоянно идет конвенция. Вам любой физик, даже просто специалист, зайдя сюда и побыв здесь, скажет, что этот воздух распространяется и заходит в галерею с картинами», – пояснила заместитель председателя общественной организации Натэла Хубулава.
«На случай каких-то погодных катаклизмов – завтра, например, минус 50 в Москве – мы примем тогда необходимые решения, мы переместим те вещи, те картины, которые будут находится в тех потоках, несуществующих сегодня, теоретических. Мы не допустим никакого вреда для наследия Рерихов. Я хочу, чтобы вы понимали отчетливо, что мы несем ответственность за свои собственные федеральные музеи. Почему вы считаете, что только общественность беспокоится об этом, а государство абсолютно не беспокоится об этом?» – добавила статс-секретарь-заместитель министра культуры РФ Алла Манилова.
Собрание картин Рерихов принадлежит музею Востока. В павильон на ВДНХ полотна разместили после того, как усадьба Лопухиных, которую музей Рериха занимал до этого, была передана ГМИИ имени Пушкина.