Глава музея истории Петербурга в Петропавловской крепости подал заявление об уходе О назначении нового руководителя пока не сообщается
Директор одного из крупнейших в России исторических музеев - Государственного музея истории Санкт-Петербурга - Александр Колякин, занимавший этот пост с 2006 года, подал заявление об увольнении, подтвердили ТАСС в четверг в пресс-службе городского комитета по культуре.
"Сегодня Александр Николаевич написал заявление на увольнение. Вопрос назначения нового руководителя остается пока открытым", - сказали в пресс-службе. Причину увольнения в комитете не уточнили, сам Колякин в беседе с ТАСС отказался от комментария.
В пресс-службе администрации главы города сообщили, что со следующей недели Колякин приступает к работе в исполнительных органах государственной власти Санкт Петербурга на должности специального представителя губернатора. Отмечается, что Александр Беглов наградил его почетной грамотой губернатора за заслуги перед городом и выразил уверенность, что его большой профессиональный опыт будет в полной мере использован в решении важных городских задач.
Колякин в годы работы в музейном комплексе руководил крупным проектом по реконструкции инженерного оборудования и благоустройства территории Петропавловской крепости. Так, согласно информации на сайте учреждения, на большей части территории крепости впервые с послевоенного периода была проведена полная замена всех инженерных коммуникаций, выполнено благоустройство обширных участков. Также в этот период для туристов запустили ночные экскурсии по Петропавловской крепости, был воссоздан ритуал развода караула.
Колякин награжден медалями "В память 850-летия Москвы" и "В память 300-летия Санкт-Петербурга", орденом святого благоверного князя Даниила Московского II и III степени, почетным знаком "За заслуги перед Санкт-Петербургом". Кандидат экономических и философских наук.
Петропавловская крепость - центр Государственного музея истории Петербурга, доминантой ее ансамбля является Петропавловский собор - один из символов города и усыпальница Императорского Дома Романовых. Музейный комплекс объединяет несколько филиалов, в том числе Особняк Румянцева, музей-квартиру А. А. Блока, монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, Шлиссельбургскую крепость Орешек и ряд других. В его фондах хранится более 1,3 млн экспонатов, отражающих историю города.
Беларусь. Передвижная выставка инситного искусства побывает в райцентрах Витебской области.
15 января, Витебск /Корр. БЕЛТА/. Инситное искусство Витебской области в прошлом году признали историко-культурной ценностью Беларуси. В течение 2021 года работы этого направления покажут на передвижной выставке в городах северного региона, сообщили БЕЛТА в областном краеведческом музее.
Первым делом выставка отправится в Городок. В местном краеведческом музее сегодня заработает экспозиция по результатам VI Национальной выставки инситного (наивного) искусства INSITUS-2020, которая была посвящена 380-летию со дня рождения резчика и печатника, создателя Библии в картинках для народа Василия Кореня. Проект реализовали в конце 2020 года областные методический центр народного творчества и краеведческий музей. Куратором выступила кандидат искусствоведения Людмила Вакар.
После окончания работы INSITUS-2020 возникла идея передвижной мини-выставки. Ее планируют показать в районных музеях Витебской области. "Одним из первых такую выставка примет Городокский районный краеведческий музей, где будет презентовано около 70 работ художников области из Витебска, Лепеля, Полоцка, Городка, Лиозно, Докшиц, Бешенковичей. Большую часть составляют живописные произведения, а также скульптура и мелкая пластика", - отметили в областном музее.
Инситное искусство - это одно из направлений непрофессионального искусства. Оно включает изобразительное творчество художников-самоучек: живопись, графику, резьбу по дереву, скульптуру, архитектуру, арт-объекты, инсталляцию.
Беларусь. В НББ открылась выставка к 90-летию художников Георгия и Натальи Поплавских.
15 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Книжно-иллюстративная выставка "Тандем вдохновения", посвященная 90-летию со дня рождения белорусских художников Георгия и Натальи Поплавских, открылась сегодня в Национальной библиотеке Беларуси, сообщили БЕЛТА организаторы.
"Творчество белорусского живописца, графика, иллюстратора Георгия Поплавского - явление яркое и своеобразное в национальной художественной культуре. Поплавский повидал Кубу, Австралию, Мексику, Сингапур, Индию и другие страны, плавал матросом в Атлантику и Карибское море, на рудовозах пересек Арктику. Страницы этих путешествий можно увидеть в альбомах с его живописью и графикой", - рассказали в библиотеке.
Глубока и органична связь художника с белорусской землей, ее историей, культурой, литературными традициями, народным творчеством. Особенно душевные произведения Георгия Поплавского рождались в деревенской мастерской на Браславщине.
В посвященный Беларуси раздел экспозиции вошли лирические пейзажи родного края, портреты людей, картины их трудовой жизни с ее поэзией и прозой. Кроме того, можно увидеть книжные иллюстрации. Мастер воплотил строки Янки Купалы и Якуба Коласа в представленных на выставке графических работах.
Характер творческого почерка Натальи Поплавской сложился под влиянием белорусского фольклора. "Обращение к традициям национальной культуры, интерес к истории и этнографии нашли отражение в яркой метафоричности, особой теплоте изображения, эмоциональной насыщенности художественных образов. Художница создала иллюстрации для многих белорусских сказок, а также детских книг. Особым очарованием наделены известные литографии "Дедок", "Золотая яблонька", - подчеркнули в НББ.
Как отметили организаторы, экспозиция в немалой мере отражает тот значительный вклад, который внесли Поплавские в развитие белорусского изобразительного искусства. Их имена символизируют высокий уровень мастерства, индивидуальный стиль, а также семейный творческий клан, где растет новое поколение графиков. Всего демонстрируется свыше 60 работ, среди которых и оригиналы с автографами художников.
Ведомственная комиссия Государственной службы по культуре и историческому наследию определила победителя в номинации «Талант и признание».
В Государственной службе по культуре и историческому наследию состоялось заседание экспертной ведомственной комиссии ежегодного художественно-публицистического конкурса «Человек года» под председательством начальника службы М.А. Кырмыз.
Главная задача конкурса – отметить незаурядных приднестровцев и сформировать в общественном сознании образ гражданина, патриота, внесшего значительный вклад в становление и развитие республики.
Традиционно ведомство выбирает среди лучших представителей творческих профессий и работников сферы культуры и искусства победителя в номинации «Талант и признание» за значительные достижения в данной области за прошедший год.
На звание «Человек года-2020» в номинации «Талант и признание» было выдвинуто 6 кандидатур. Документы на участие представили начальники управлений культуры городов Тирасполь, Бендеры, Слободзея, а так же Приднестровский государственный театр драмы и комедии им. Н.С. Аронецкой, ГУ «ГКЦ «Дворец Республики» и Союз художников Приднестровья.
Прослушав характеристики и список достижений каждого из номинантов, комиссия путем тайного голосования выбрала победителя, имя которого будет объявлено на торжественной церемонии награждения, которая состоится 19 февраля 2021 года.
Казахстан. Что ждет театралов в 2021 году, рассказал директор «Астана Опера»
Зрителям «Астана Опера» запомнилось яркое завершение прошлого года, когда театр провел три премьеры подряд, задал интенсивные темпы работы и подарил публике радость встречи с высоким искусством. О том, что ждет театралов в 2021 году, рассказал директор «Астана Опера» Заслуженный деятель Казахстана Галым Ахмедьяров.
скрытый текст
- Какие планы у театра «Астана Опера» на грядущий год? - Очень надеемся, что этот год будет плодотворным и насыщенным. Мы запланировали ряд премьер, среди которых - эксклюзивный балет «Шесть танцев» в постановке выдающегося хореографа Иржи Килиана на музыку Вольфганга Амадея Моцарта, балетный спектакль «Белоснежка и семь гномов» Дьюлы Харангозо на музыку Тибора Кочака, опера «Тайный брак» Доменико Чимарозы. Как известно, в декабре мы представили премьеру национального балета «Зов степи», а теперь коллектив приступил к работе над национальной героической оперой «Алпамыс» Еркегали Рахмадиева. В ближайшее время публику будет ждать встреча с замечательными спектаклями из нашего постоянного репертуара, к примеру, балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, опера «Тоска» Джакомо Пуччини, «Кармен» Жоржа Бизе и многое другое. На протяжении этого года театр «Астана Опера» будет принимать участие в праздновании 30-летия независимости Казахстана. Кроме прочего, коллектив продолжит свою гастрольную деятельность: в сентябре у нас запланировано выступление на исторической сцене Большого театра России. - Сейчас труппа работает в полную силу? - Да, безусловно. Несмотря на то, что пока еще количество зрителей ограничено, это не повлияло на разнообразие спектаклей в афише театра. Ежедневно артисты репетируют, разучивают новые материалы. Если говорить о балетной труппе, то на нее в период праздников легла колоссальная нагрузка – это балетные спектакли «Щелкунчик», которые шли в конце декабря и в новогоднюю ночь, а также продолжились и в январе. Артисты у нас очень профессиональные, поэтому быстро перестраиваются от одного стиля к другому – от классики, к неоклассике до современной хореографии. Солисты оперы, музыканты оркестра, хор тоже продолжают держать высокую планку, все они получили отличные отзывы музыкальных критиков за постановку оперы «Любовный напиток», которая с огромным успехом прошла в канун Нового года. – К слову о «Любовном напитке», в настоящее время в театре сохраняется равновесие между комическими и драматическими спектаклями? - Комический жанр очень сложный. Мы подошли к большому полотну - опере «Любовный напиток» через такие оперы, как «Шелковая лестница», «Дон Паскуале», то есть изучали стиль комических опер, а также виртуозное исполнение партий, присущее Г. Доницетти. В целом же, мы стараемся выстраивать репертуарную политику таким образом, чтобы классика составляла его фундамент, но не отрицаем новых, экспериментальных форм, потому что без этого не будет полноценной театральной жизни. - Действительно ли театр для Вас второй дом? - В каком-то смысле мы практически здесь живем, с радостью спешим в этот храм искусств, где рождается магия, волшебство, и уходим очень поздно, потому что наша цель – дать зрителю надежду и веру в прекрасное, светлое, доброе и вечное. - Что для Вас определение хорошего спектакля? - Это аншлаг в зрительном зале, горячие овации после окончания спектакля, яркие эмоции публики, и если эти три компонента присутствуют, значит, встреча с творчеством состоялась, значит, огромные усилия были потрачены не напрасно. Другие материалы в этой категории: « Димаш Кудайберген выступит на открытии недели инаугурации президента США Атлас тюркского мира презентовали в столице »
Источник: https://24.kz/ru/news/culture/item/447305-c...or-astana-opera Қолданылған материалдарға міндетті түрде www.24.kz сайтына гиперсілтеме берілуі тиіс / Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на www.24.kz
Эрмитаж обвинили в выставлении подделок Государственный Эрмитаж обвинили в использовании подделок на выставке «Фаберже — ювелир Императорского двора». Письмо с претензиями в адрес директора музея Михаила Пиотровского было опубликовано на сайте коллекционера Андрея Ружникова.
«Бок о бок с прекрасными экспонатами из собраний Эрмитажа, Павловска и Петергофа оказались такие вульгарные новоделы, как фигурка прикуривающего солдата — грубая реплика скульптуры Савицкого из музея имени Ферсмана, современная копия пасхального яйца "Курочка" — оригинал выставлен в непосредственной близости от Эрмитажа в музее Фаберже на Фонтанке, так называемое яйцо "Юбилейное свадебное", якобы подаренное Николаем II императрице Александре Федоровне в 1904 году, и пасхальное яйцо "Александр Невский" в красной эмали, годящееся для сувенирного магазина, но не для витрины главного музея страны», — написал Ружников.
По его словам, перечисленные произведения относятся даже не к XX, а XXI веку. При этом он отметил, что может еще долго перечислять список подделок, задействованных в экспозиции.
Коллекционер поинтересовался, как фальшивки оказались в музее и кто несет за это ответственность: кураторы, хранители или руководство Эрмитажа. Он отметил, что не хочет предполагать, будто подделки оказались в учреждении из-за коррупции.(С)
42-Й
Казахстан. Новое шоу «Хит жазамыз» стартует на телеканале «Хабар»
На телеканале «Хабар» стартует новое шоу «Хит жазамыз». Оно будет проходить по оригинальному сценарию, передает «Хабар 24». На одной площадке встретятся несколько творческих коллективов, в которые войдут: композитор, поэт и аранжировщик. В каждом выпуске командам предложат одну тему для написания композиции и 45 минут для создания музыкального произведения. Новый трек станут исполнять известные певцы. Лучшую песню определят путем голосования членов жюри. Пока участники коллективов будут сочинять композицию, ведущие шоу Торегали Тореали и Газиз Ерболат с певцами проекта проведут викторину по истории и культуре. Первый выпуск программы «Хит жазамыз» смотрите сегодня на телеканале «Хабар» в 19:45. Салтанат Аякенова, главный продюсер проекта: - Мы сделали все возможное, чтобы аудитория услышала песни с хорошей мелодией и хорошим текстом. Победителям конкурса мы снимем клип на ту композицию, которую творческий коллектив создал в нашей программе. Обладателям второго места подарим путевки в Дубай.
Узбекистан. Эксперимент продолжается: Театр Марка Вайля "Ильхом" отмечает юбилейный, 45 сезон.
За 45 лет жизни театр “Ильхом” заявил о себе на театральных площадках более 20 стран мира. Как первый независимый театр центральной Азии, как театр мирового уровня, как уникальная многонациональная культурная платформа, аналогов которой не существует во всем мире, как цитадель талантливых деятелей искусства по всей планете. И все 45 лет театр сохранял верность экспериментам и независимость. В 2021 году зрителя ждут: Культовые спектакли и новые, введенные в программу в 2019 году, но успевшие полюбиться зрителям, Сценические импровизации по мотивам легендарных спектаклей “Ильхома” в честь юбилейного сезона. Зимой успешно прошли читки по пьесам «Утиная охота» (А. Вампилов), «Сцены у фонтана» (С. Злотников). До конца сезона зрителю будут показаны - “прочитаны” ещё шесть пьес: «Счастье мое» (А. Червинский), «Мой белый Мерседес» (А. Шипенко) «Магомед, Мамед, Мамиш» (Ч. Гусейнов), «Прощай, овраг» (по мотивам повести К.С.Сергиенко), «Арт» (Ясмин Реза) и «Дракон» (Е. Шварц). Целых три премьеры: спектакль «Сын». Флориан Зеллер. (режиссер Борис Гафуров), спектакль «Играем Стриндберга». Ф. Дюрренматт (режиссер Максим Фадеев) и stream-спектакль «Там, внутри» по одноименной пьесе М. Метерлинка (режиссер Максим Фадеев). Выпуск дипломного спектакля 11-ой студии театра “Ильхом”. (Режиссер Артем Ким) … а также другие проекты театра: рок-фестиваль, творческие лаборатории и выставки.
Театр также принимает участие в глобальном онлайн-проекте «Insulted. Belarus»: всемирные чтения в поддержку Белоруссии, которые пройдут в 25 странах мира на 77 площадках. Инициаторы проекта Оксана Мысина и Джон Фридман. «Ильхом» в марте представит онлайн-спектакль по пьесе Андрея Курейчика «Обиженные».
Планируются совместные проекты с немецким режиссером Мириам Цолль и французским режиссером Антуаном Гинд.
Продолжается и онлайн-деятельность театра. Следить за сезоном можно в социальных сетях театра и на официальном сайте:
Это сообщение отредактировал 42-Й - 17-01-2021 - 21:15
42-Й
Кыргызстан. Особый акцент: как учреждениям культуры выживать в цифровом мире
Основатель творческой группы OYOUM, заместитель директора Кыргызского Национального Музея изобразительных искусств Чолпон Тентиева рассказала о роли цифровизации в музейном деле.
В программе "Особый акцент" на радио Sputnik Кыргызстан она сообщила, что в 2020 году пандемия сильно ударила по музеям Кыргызстана. "Во время карантина все культурные учреждения были закрыты, и соответственно посетителей в музеях не было. Но мы не сложили руки и стали усиленно работать по оцифровке всех экспонатов. Сегодня мы с гордостью можем сказать, что наш сайт набирает популярность, кроме этого мы активно работаем в соцсетях, открыли Telegram-канал и готовим видео-контент для Youtube-канала", — сказала Тентиева. По ее словам, презентация музейных институций в онлайн-формате позволила существенно расширить аудиторию. "Для каждой онлайн-платформы мы готовим соответствующий контент. Так в instagram-страничке мы публикуем соответствующие возрастной категории материалы, на facebook-странице ставим более серьезные посты, в Telegram появляются интересные факты и многое другое. Мы идем к нашему зрителю с большой любовью и получаем колоссальную ответную реакцию", — сказала она.
Тентиева подчеркнула, что силами сотрудников музея скоро все экспонаты музея будут оцифрованы.
Музей архитектуры готовит выставку «Цветные осколки империи» С 26 марта по 16 мая в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева в Москве пройдет выставка цветных диапозитивов Карла Элофа Берггрена начала XX века «Цветные осколки империи», организованная совместно с галереей «Диалог». Как сообщает пресс-служба Музея архитектуры, кураторы Михаил Прозоров и Лидия Тарасова отобрали для выставки более 200 раскрашенных вручную диапозитивов с видами Москвы и других регионов Российской империи, которые были сделаны в 1900-х — 1910-х годах шведским военным, офицером Генерального штаба Карлом Элофом Берггреном.(С)
НЭПmen
Семь выставок откроются в Третьяковке 22 января, возобновляет работу Государственная Третьяковская галерея (ГТГ), которая была закрыта для посетителей с 13 ноября из-за пандемии коронавируса COVID-19. В трех зданиях музея будут представлены семь выставок, в том числе большая ретроспектива Роберта Фалька и проект, посвященный русскому кинетизму. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на генерального директора ГТГ Зельфиру Трегулову. «Мы открываем семь выставок в трех зданиях, — сказала она. — Я счастлива, что в ноябре, когда нас закрыли, мы поставили перед собой задачу сделать все, чтобы к 31 декабря все выставки были готовы. И мы с нетерпением ждали момента, когда сможем открыть свои двери и принять нашу публику, которая, думаю, тоже заждалась», — сказала гендиректор ГТГ.(С)
НЭПmen
На «Фабрике» откроется выставка Марины Звягинцевой «Запертые чувства» С 30 января по 28 февраля в Центре творческих индустрий «Фабрика» в Москве будет проходить выставка «Запертые чувства» художницы Марины Звягинцевой. Как сообщают организаторы выставки, «Запертые чувства» — второй совместный проект Марины Звягинцевой и «Фабрики»: летом 2019 года она превратила территорию арт-кластера в гигантскую микросхему-матрицу под названием «Карта памяти». «Запертые чувства» превратят пространство зала Оливье в большую квартиру, заполненную картинами и инсталляциями периода тотальной изоляции весны 2020 года...(С)
42-Й
Работы бурятского художника с мировым именем покажут в Artplay
Проект получил название «XXI». По словам организаторов, оно выбрано не случайно: проект стартует 21 января 21-го года XXI века на 21 году существования Gallery Khankhalaev и за 21 день до наступления Нового года по восточному календарю. Другими аллюзиями числа 21 модно считать ряд Фибоначчи, выигрышную комбинацию в азартных играх, вес души в экспериментах американского врача Дункана Макдугалла и прочее.
Экспозиция продолжит работу до 14 марта. В день открытия выставки можно будет не только познакомиться с новыми работами Зорикто Доржиева, но и пообщаться с ним лично и получить автограф.
Зорикто Доржиев — российский художник мирового уровня. Работает в станковой живописи, графике, скульптуре, книжной иллюстрации, а также как художник кино («Небесные жены луговых мари»). Его персональные выставки проходили в ведущих музеях России, ЕС и Китая. С 2005 года художник работает в столичной Gallery Khankhalaev.
Музеи Московского Кремля сняли серию фильмов о быте русских царей
Как отметила главный специалист отдела детских и школьных образовательных программ Музеев Московского Кремля Анастасия Купорисова, съемки проходили в экспозиции Патриаршего дворца.
«У нас есть реконструкционные костюмы. Они были сделаны, конечно, не для этих роликов. Они существуют у нас более 20 лет, они были сделаны для театрализованных игровых программ», — сказала Купорисова.
Во время карантина в музее сняли три ленты: о парадном мужском и женском костюме и о пирах на женской половине. Роли исполнили сами сотрудники Музеев Кремля.
В юбилей Ленинградского рок-клуба откроется выставка о рок-музыке
В Первом национальном музее рок-музыки 30 января откроется выставка «Фестиваль Ленинградского рок-клуба». Экспозиция собрана в честь 40-летия Ленинградского рок-клуба.
«С помощью народа собрана большая коллекция, которая хранится и показывается в арт-центре», — рассказал создатель музея, музыкант Владимир Рекшан.
На выставке будут представлены музыкальные инструменты участников групп «Аквариум», «Мифы», «Алиса», бобины с песнями, автографы музыкантов, афиши и другие предметы. Выставка будет открыта до 7 марта.
Ленинградский рок-клуб был основан 7 марта 1981 года. Он располагался в здании на улице Рубинштейна, 13. На сцене рок-клуба выступали группы «Зоопарк», «Пикник», «Чайф», «ДДТ», «Поп-механика» и многие другие.
Музей Победы представил проект о блокаде Ленинграда
Музей Победы запустил новый иммерсивный онлайн-проект «Подвиг народа. Непокоренный Ленинград». Проект посвящен блокаде Ленинграда и безмерному подвигу ленинградцев. Проект создан в рамках масштабной экспозиции «Подвиг народа». Проект объединяет возможности театра и кино с подлинными артефактами, мультимедийные экспозиции, трехмерные панорамы и исторически достоверные декорации. Голографические проекции, архивные кадры кинохроники, фильмы-реконструкции и элементы иммерсивного театра создают эффект присутствия, сообщили в музее.
Выставка с 28 января будет доступна для очного посещения.
В Оренбурге впервые покажут картины Хироко Кодзуки
В Оренбургском областном музее изобразительных искусств впервые пройдет выставка работ японской художницы Хироко Кодзуки. В экспозицию вошло 12 икон.
«Будут представлены 12 икон, в том числе деисусная композиция, которую составляют работы «Спас», «Богородица», «Иоанн Предтеча» и «Ангел Хранитель», — рассказала ТАСС научный сотрудник музея Юлия Серебрякова.
Кодзуки пишет иконы темперой по дереву. Она лично представит свои работы в музее.
Японская художница Хироко Кодзуки занимается иконописью с 1999 года. Увидеть экспозицию в Оренбургском областном музее можно будет 25 января.
Выставка об Олеге Шенцисе пройдет в Еврейском музее С з марта по 30 апреля Еврейский музей и центр толерантности и Фонд «МосАрт» представят выставку-инсталляцию «Щейнцис. Эссе в четырех картинах». Инсталляция, созданная группой художников разных направлений, посвящена памяти режиссера-сценографа, педагога Школы-студии МХАТ Олега Шейнциса (1949-2006).(С)
42-Й
В Петербурге открылась выставка «Победы адмирала Ушакова»
В Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге открылась выставка «Победы адмирала Ушакова», сообщает ТАСС. Посетители смогут увидеть модели кораблей, образцы формы и оружия конца XVIII — начала XIX веков, картину «Вид Амальфи близ Неаполя» и диораму М. В. Кремера «Взятие Корфу». Отмечается, что выставка в первую очередь ориентирована на детскую аудиторию. «Ушаков в нашей экспозиции не фигура на недосягаемом пьедестале, а живой человек, судьбу и дела которого молодой человек может взять за образец для подражания», — цитирует пресс-служба слова заместителя директора музея Сергея Курносова.
Выставка создана при участии проекта и верфи «Штандарт» и багетной мастерской «Арт Мастер».
Минкульт Украины включил артистов «Хора Турецкого» в черный список
Пять участников группы «Хор Турецкого» попали в черный список лиц, которые «создают угрозу национальной безопасности» Украины. Об этом сообщили в Министерстве культуры и информационной политики Украины.
В список вошли артисты Алексей Александров, Павел Бердников, Олег Бляхорчук, Контантин Кабанов и Михаил Кузнецов.
Кроме них, в список включили актеров Романа Курцына и Евгению Лапову, которые играли в фильме «Крым».
Министерство культуры Украины ведет список неугодных деятелей культуры, в том числе из РФ, с 2015 года. Фигурантами списка становились Олег Газманов, Иосиф Кобзон, певица Валерия, Сергей Пенкин, Александр Розенбаум, Юлия Чичерина и многие другие. Список постоянно расширяется.
Режиссер Константин Богомолов, опубликовавший манифест о современной Европе, имеет право на свою точку зрения, но в Кремле высказывание автора комментировать не будут. Об этом заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
"Богомолов имеет свою точку зрения. Не думаю, что это вопрос, который стоит на повестке Кремля - комментировать эту точку зрения", - заметил пресс-секретарь главы государства.
Представитель Кремля подчеркнул, что "важно с уважением относиться к любой точке зрения и принимать во внимания точку зрения друг друга", а также высказывать мнения "таким образом, чтобы это не нарушало действующие законы". По словам Пескова, творчество Богомолова многим импонирует, у режиссера много поклонников, "поэтому он имеет право на свою точку зрения".
Манифест Богомолова под названием "Похищение Европы 2.0" был опубликован в "Новой газете" 10 февраля. В этом тексте режиссер, в частности, высказал мнение, что современный западный мир оформляется в "новый этический рейх" с идеологией "этического социализма". Как считает Богомолов, революционной концепцией этого "этического рейха" является ограничение свободы эмоций, а инструментом новой репрессивной машины стали соцсети. По мнению автора манифеста, Россия оказалась "в хвосте безумного поезда, несущегося в босховский ад", наполненный "мультикультурными гендерно-нейтральными чертями", и поэтому "надо просто отцепить этот вагон" и заново отстроить "Европу здорового человека".
Дом Набоковых в Петербурге отреставрируют к сентябрю 2021 года.
В Санкт-Петербурге к сентябрю этого года должна завершиться реставрация дома Набоковых на Большой Морской улице. Там располагается музей писателя. Ремонтные работы продолжаются с 2014 года.
После завершения реставрации в здании разместится Петербургская детская школа искусств имени Бортнянского. Все работы должны завершить к началу нового учебного года, сообщает телеканал «78» со ссылкой на городской комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
В будущем музей продолжит работать в парадных помещениях первого этажа.
Ранее сообщалось, что в Петербурге к концу этого года должны завершить реставрацию 13 объектов Александро-Невской лавры. К этому времени также планируется отреставрировать фасады.
Более 20 домов культуры отремонтируют в Удмуртии в 2021 году
Власти Удмуртии направят 28,4 млн рублей на ремонт и обновление материально-технической базы домов культуры. Работы пройдут в рамках проекта «Культура малой Родины».
Ремонт пройдет в 23 республиканских домах культуры. Еще для девяти учреждений закупят кресла, световое оборудование для сцен, мебель и костюмы для артистов. Об этом сообщает Udm-info.ru.
По словам министра культуры республики Владимира Соловьева, в доме культуры «Ершовский» в Камбарском районе потребуется масштабная переделка — там отремонтируют внутренние помещения, системы отопления и электроснабжения, а также обустроят санузел и смонтируют крыльцо. В культурном комплексе «Кияикский» в Завьяловском районе заменят входную группу и утеплят здание. В Старо-Бодьинском сельском доме культуры Кизнерского района заменят полы и окна, а также восстановят отмостки по периметру здания.
В 2020 году в Удмуртии провели ремонт в 31 доме культуры.
Фонд художественного музея Югры пополнился картинами и скульптурами
Ханты-Мансийск, 10 февраля 2021, 07:46 — REGNUM В фонд государственного художественного музея Югры в 2020 году поступило 108 произведений живописи и скульптуры, посвященных трудовым свершениям и будням советского человека. Об этом сообщает региональный департамент общественных и внешних связей.
Коллекция, в состав которой вошли работы народных художников РСФСР Виктора Думаняна и Михаила Смирнова, лауреата государственной премии СССР Баходира Джалалова, народного художника Грузинской ССР Николая Канделаки, народного художника Армении Левона Токмаджяна и других, передана в музей Югры в соответствии с приказом министерства культуры России.
Директор департамента культуры ХМАО Артур Латыпов сообщил, что вскоре коллекцию представят жителям Югры.
Это сообщение отредактировал 42-Й - 15-02-2021 - 05:30
42-Й
В Финляндии пройдет выставка произведений Ильи Репина
С 19 марта по 29 августа 2021 года в залах Художественного музея Атенеум в Хельсинки пройдет выставка Ильи Репина. Русский музей отправит 28 произведений из своей коллекции, сообщает ТАСС.
«На экспозиции в Хельсинки будут представлены признанные шедевры Репина: „Бурлаки на Волге“, „Садко“, „Запорожцы“, „Какой простор!“, „Манифестация 17 октября 1905 года“, а также несколько портретов и работа „Приготовление к экзамену“, которую Репин называл своей первой картиной», — рассказали в пресс-службе.
Посетители также смогут увидеть портреты членов семьи Репина, работы религиозной тематики и городские пейзажи.
Выставка запланирована в рамках серии проектов, посвященных 175-летию со дня рождения Репина.
Стартовал конкурс на звание «Лучший дом народного творчества»
Стартовал смотр-конкурс на звание «Лучший дом (центр) народного творчества Российской Федерации». Об этом сообщается на сайте Минкультуры РФ. Мероприятие направлено на изучение, выявление и обобщение опыта региональных методических служб в сфере народного творчества и нематериального культурного наследия.
Участником конкурса могут стать дома и центры народного творчества со всех регионов Российской Федерации.
Победители будут выявлены в трех номинациях: «Учебно-методическая деятельность», «Сохранение и развитие жанров народного творчества, нематериального культурного наследия» и «Информационная деятельность».
Конкурс пройдет в два этапа. Организаторами смотра выступают Минкультуры России, Дом народного творчества имени В.Д. Поленова, ассоциации домов (центров) народного творчества федеральных округов Российской Федерации.
Центр Помпиду и Google Arts & Culture запустили совместный проект, посвященный творчеству Василия Кандинского, синестезии и использующий технологии искусственного интеллекта. Среди основных разделов выставки - рассказ о жизни художника и его приходе к абстрактному искусству
Центр Курёхина покажет выставку «Оммаж персонажу» 19 февраля в Центре современного искусства имени Сергея Курёхина в Петербурге откроется выставка «Оммаж персонажу. Из коллекции ЦСИ им. Сергея Курёхина». Как сообщают организаторы выставки, на ней будут представлены работы современных художников, создавших собственных персонажей на границе XX–XXI веков: «Космонавты и снеговики, слоны и карлики, врачи и музыканты — некие загадочные сущности продолжают традиции "петербургской чертовни", в чем-то неожиданно перекликающиеся с кинематографической эстетикой Дэвида Линча». Художники: Юрий Петроченков, Иван Сотников, Олег Котельников, Николай Копейкин, Вася Ложкин, Вова Перкин, Дмитрий Шагин, Дмитрий Шорин, Анна Франц, Андрей Крисанов, Сергей Сергеев, Андрей Бартенев, Сергей Чернов, Григорий Стрельников, «Инженеры искусств»: Инал Савченков и Сергей Еньков, Анатолий Белкин, Костя Митенев, Владимир Козин, Владислав Мамышев-Монро, Север-7, Андрей Рудьев и Вероника Рудьева-Рязанцева, Дмитрий Кавко, Илья Гапонов и Кирилл Котешов, Людмила Белова, Мария Сафронова, Рома Савин, Марат Муракаев, Стас Багс, Владимир Абих, Александр Дашевский, Ребекка Хорн, Георгий Гурьянов, Владимир Дубосарский. Выставка «Оммаж персонажу. Из коллекции ЦСИ им. Сергея Курёхина» продлится до 18 марта. Вход по входным билетам в Центр Курёхина. (С)
НЭПmen
В Москве появится новая галерея фотографии 24 февраля в пространстве бывшей типографии советского издательства «Правда» в Москве откроется новое фотографическое пространство PennLab Gallery. Часы работы PennLab Gallery — ежедневно с 11:00 до 21:00, вход свободный. По замыслу учредителей, Михаила Краснова и Николая Дмитриева, PennLab Gallery будет способствовать формированию и активному развитию российского рынка фотоискусства. «Открытие собственной галереи стало закономерным этапом развития фотоцентра "ФотоПро", который на сегодняшний день располагает уникальной по своему техническому оснащению лабораторией», — сообщает пресс-служба PennLab Gallery. Подробнее здесь
42-Й
Более 100 редких изданий XVIII–XX веков представляет аукцион «Три века»
Среди топ-лотов торгов — анекдоты времен Екатерины II, стихотворения Василия Пушкина и полное издание «Индустрии социализма» Эль Лисицкого.
В аукционном доме «Три века» 3 марта состоятся торги «Старинная русская книга XVIII–XX веков». На аукцион выставлено более сотни редких, изысканных и дорогих изданий — от Эльзевиров, голландских печатников XVII столетия, до авангарда.
Среди топ-лотов — полный комплект первого издания на русском языке «Путешествия по России Самуила Гмелина» (СПб., 1771–1785), немецкого путешественника, натуралиста, академика Императорской академии наук. Четыре тома содержат отчеты о его поездках, предпринятых ради «изучения трех царств естества». Книги украшены гравюрами с изображениями растений и животных, напечатанными с оригинальных досок немецкого издания. Также обращают на себя внимание цветные гравированные изображения народов, населявших Российскую империю, которые собраны в двух цельнокожаных переплетах издания Иоганна Георги «Описание народов» (СПб., 1799). Эта книга, как видно из инскрипта, происходит из библиотеки Климента Ворошилова. Еще одно издание, которое находилось у известного владельца, — «История Государства Российского» Николая Карамзина (СПб., 1818), оно принадлежало статс-секретарю, тайному советнику, члену Государственного совета Василию Ханыкову.
скрытый текст
К этому же периоду относится редкое издание сочинений Петра Колотова «Деяния Екатерины II» (СПб., 1811), где собраны рассказы и анекдоты эпохи царствования императрицы, причем некоторые из них весьма курьезны. Россика продолжена французским изданием Армана Убигана Moeurs et costumes des Russes («Обычаи и костюмы русских») (Париж, 1821). Этот альбом знаменит 50 литографиями, сделанными с рисунков Джона Огастеса Аткинсона и вручную раскрашенными акварелью.
Первое и единственное прижизненное издание стихотворений Василия Пушкина (СПб., 1822) содержит гравированный фронтиспис с портретом автора, который прилагался не ко всем экземплярам книги.
Организаторы аукциона отмечают также монументальный 19-томный труд «Земля и люди. Всеобщая география» (СПб., 1878–1896), который создавался французским географом, историком и социологом Элизе Реклю, посетившим почти все страны мира, включая самые отдаленные, в течение 20 лет. Столько же томов — 19 — содержит полный комплект одного из грандиозных издательских проектов Маврикия Вольфа — «Живописная Россия» (СПб., 1881–1901). Он считается одним из наиболее дорогих в истории российского книгопечатания (общая сумма капитала, затраченного на издание, составила 550 тыс. руб. золотом). Редакторами отдельных томов были выдающиеся ученые и деятели культуры, от Вениамина Семенова-Тян-Шанского до Владимира Немировича-Данченко.
Хронологически замыкает аукцион полное издание альбома в семи книгах «Индустрия социализма» Эль Лисицкого (М., 1935). Это подарочное издание, не предназначенное для продажи и выпущенное ограниченным тиражом. Альбом напечатан на различных сортах бумаги, в нем есть иллюстрации на кальке, цветные иллюстрации с тиснением и с использованием в оформлении ткани.
Эскапизм нынче в моде, так что хотя бы поэтому книга Николая Малинина о современных домах из дерева вполне может стать бестселлером.
В эпоху коронавируса многие устремились прочь из больших городов и обнаружили вдруг, что едва ли не главное, что им необходимо, — это «современный русский деревянный дом». Правда, автор книги, изданной именно под таким заглавием, честно предупреждает, что не стоит рассматривать ее как пособие. Это не каталог образцов, а попытка выстроить прихотливую траекторию наших отношений с деревом, с природой, с окружающим миром.
скрытый текст
Книга Николая Малинина органично выросла из двух проектов. Один — выставка «Русское деревянное» (2015) в Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева, для которой автор два года работал в архивах. Другой — премия АРХИWOOD, с 2006 года отслеживающая лучшее в этой сфере. Структура издания напоминает об этой двойственности истоков.
Первая его часть — «Русский деревянный дом: краткая история» — разворачивает сюжет модернизации отечественной жизни от Петра I до нынешних времен через историю трансформации избы — терема — усадьбы — дачи — барака — загородного дома. Главная интрига тут вертится вокруг ключевой «нестыковки» дерева как традиционного материала и того понимания современности, которое вроде бы подразумевает «езду в незнаемое», то есть в технологически непредсказуемое будущее. Кроме того, дерево в России нередко оказывалось чем-то большим, нежели стройматериал. Оно, по замечанию Малинина, представлялось одним из инструментов конструирования национальной идентичности.
Среди неожиданно увлекательных сюжетов этого раздела — этап «модернизации избы» после революции. Вообще-то русский авангард меньше всего ассоциируется с деревянным зодчеством — Малинин же показывает образцы типового жилья для рабочих поселков, которые должны были стать «городом-садом».
Автор честно доводит исторический рассказ до 1990-х, когда дерево в частном строительстве практически не использовалось. Будучи дешевым материалом, оно не вписывалось в образ роскошного замка-особняка. Зато к дереву обращаются «бумажные архитекторы»: Александр Бродский, Тотан Кузембаев, Михаил Лабазов… С их реальных построек автор книги отсчитывает «историю новейшей русской архитектуры».
Иначе говоря, «новейшая деревянная» у нас начинается на территории искусства — и начинается с иронии по отношению к той архитектуре, для которой, скорее, подходит слово «недвижимость». Эта территория имеет точное название — «Арт-Клязьма». Фестиваль начала 2000-х превратил старое советское место в модный новорусский курорт. Потом появился Никола-Ленивец с невиданным «Маяком» из вяза и прочими чудесами. В 2003-м большой поклонник деревянной архитектуры Николай Белоусов устраивает «Древолюцию» в Галиче, привезя туда своих студентов. В 2005-м Иван Овчинников и Андрей Асадов придумывают фестиваль «Города», который кочует не хуже Manifesta по городам и весям.
Второй раздел книги, названный «100 домов», ровно об этом: как возникает новая архитектура «под знаком искусства». Именно потому автор обращает внимание и на «временную архитектуру», благо «ограниченность временного существования объекта дает архитектору ту свободу, которая делает архитектуру искусством. Освобождает его от диктата заказчика, от жадности чиновников, от косности покупателя».
Фантастическим (и вполне реальным) примером такого освобождения может служить «Архприют», придуманный Иваном Овчинниковым и построенный на горнолыжном курорте 12 февраля 2011 года за сутки. На 30-градусном морозе. В кубе (каждая сторона — 6 м) уместилось 4 этажа, 18 жилых ячеек, а также душ, туалет, кухня. Всего 100 кв. м. Идею «Архприюта» Овчинников объяснил просто: «Если собраться и построить дом на 20 человек за 200 тыс. руб., а потом жить в нем две недели, то получится дешевле, чем снимать номер в гостинице». Идея Ле Корбюзье насчет того, что дом — это машина для жилья, тут, кажется, воплощена с предельной эффективностью и экономией.
И «Архприют», и «микродома», будь то популярный «Дубль-дом» Овчинникова, или «Ковчег» Владимира Юзбашева, или еще FirstHouse Егора Егорычева, апеллируют к ценностями новой эпохи. Дом будущего — прежде всего экологичный, открытый, недорогой, элегантный. Другой полюс — русская изба, на которую ориентируются основательный дом-мастерская Александра Ермолаева в Архангельской области, бревенчатый одноэтажный дом Николая Белоусова и Леонида Медянова или, например, дом Анны Щетининой в том же Никола-Ленивце. Интересно, что и эти проекты «заточены» под встречу с природой, под то, чтобы одноэтажный дом «стелился по ландшафту», не угнетал своей тяжестью, был «закрыт с улицы, открыт в природу».
Не все дома из представленной сотни аскетичны, но роскошь тут не в вещах, а в идеях. Они и отслежены в книге — за 20 лет нового века. Это путь от фантазийного дерзкого самостроя до «тихой архитектуры», ценящей радости слегка интровертного, не кричащего искусства.
На Охтинском мысе в Санкт-Петербурге планируют создать музей-заповедник.
Многолетняя история борьбы петербургских градозащитников и экспертов ЮНЕСКО против строительства на Охтинском мысе высотной башни «Газпрома», похоже, близка к завершению. И хотя вопрос принадлежности этого участка петербургской земли все еще не решен, специалисты уже готовят проекты музеефикации территории Охтинского мыса.
скрытый текст
На сайте главы российского государства официально опубликован перечень поручений, утвержденных по итогам заседания Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека 10 декабря 2020 года. Под номером семь в нем фигурирует поручение Минкультуры РФ «рассмотреть совместно с Правительством Санкт-Петербурга и публичным акционерным обществом „Газпром“ вопрос о создании историко-археологического музея-заповедника на Охтинском мысе и представить соответствующие предложения». Определен срок выполнения поручения — 1 мая этого года.
Напомним, что история бурной дискуссии за и против строительства на Охтинском мысе насчитывает уже 15 лет — с момента, когда этот участок приобрело ОАО «Газпром нефть» для постройки общественно-делового «Охта-центра» со штаб-квартирой «Газпрома». Обсуждение, быстро превратившееся в международный скандал, началось в ноябре 2006 года, когда на конкурсе в Академии художеств были представлены проекты будущего «Охта-центра», предполагавшие высотную застройку. Трое из четырех архитекторов: Норман Фостер, Кисё Курокава и Рафаэль Виноли, заявив, что строительство небоскребов в этом месте разрушит сложившуюся историческую перспективу, демонстративно вышли из жюри. По итогам голосования победителем стало британское архитектурное бюро RMJM London.
Но уже в декабре 2006 года ЮНЕСКО заявило, что Россия не согласовала проект с Комитетом по всемирному наследию (исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников с 1990 года входят в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО). И по 2009 год включительно ЮНЕСКО на международном уровне противостояло идее строительства небоскреба на Охтинском мысе, а в самом Петербурге почти беспрерывно проходили митинги, марши и другие массовые акции противников «Охта-центра». После того как в 2010 году городские власти приняли решение приостановить проект, «Газпром» перенес небоскреб на Лахту, но и от застройки Охты не отказался.
Тогда на первый план общественной дискуссии вышла тема археологии. С 2006 по 2011 год на Охтинском мысе, в соответствии с российскими законами, велись масштабные археологические раскопки, заказанные и оплаченные «Газпромом». Почти шесть лет Петербургская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН под руководством Петра Сорокина вела исследования. Было изучено более 40 тыс. кв. м территории, обнаружен ряд уникальных археологических памятников неолита, эпохи раннего металла, Средневековья, Нового времени. Многие исследователи сравнивали находки на Охте с открытием Трои.
Несмотря на выдающиеся результаты раскопок, «Газпром» планировал застроить всю территорию мыса. Началась череда судебных процессов, большинство из которых высказалось за сохранение Охтинского мыса как памятника истории и культуры. Теперь эту позицию подтвердило и решение президента РФ.
«Музей-заповедник — настоящее спасение для многострадального Охтинского мыса, — считает Михаил Мильчик, заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга, председатель Ассоциации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы. — Мы сможем показать не только предметы, хранящиеся в музее, но и остатки построек и получим уникальное место, которым не может похвастать ни один мегаполис».
Как рассказал Александр Кононов, заместитель председателя Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), с тех пор как президент высказался в пользу заповедника, ведущие архитекторы Северной столицы стали работать над концепцией.
«На сегодняшний день такая концепция подготовлена и направлена в Минкультуры, — сообщил Кононов. — Ведомству совместно с администрацией Петербурга и „Газпромом“ поручено заниматься подготовкой проекта, а мы продолжим дискуссию в профессиональном сообществе».
Концепция археологического парка «Допетровский Петербург» была разработана архитектурным бюро «Студия-17» под руководством Святослава Гайковича и Михаила Ольдерогге. В нем планируется показывать не только фрагменты стоявших здесь крепостей, но и всю историю региона, которая, благодаря раскопкам, открылась до V тысячелетия до н.э. Но прежде всего, по мнению Святослава Гайковича, сейчас важно определить статус Охтинского мыса.
«Государство должно изыскать средства на выкуп этого места у „Газпрома“, и только тогда можно говорить о будущем, — считает Гайкович. — Мы при подготовке концепции ознакомились со всеми предыдущими проектами, учли результаты археологических раскопок и исторических изысканий. Будущий объект может стать дополнительным центром массового туризма, и все это место достойно международного конкурса, который, надеюсь, будет впоследствии организован».
Петербургское отделение ВООПиК уже обсудило вопросы создания музея-заповедника на Охтинском мысе в ходе совместного заседания с Петербургским отделением Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). В ближайшее время эксперты обеих организаций передадут свои предложения по концепции и составу рабочей группы в Министерство культуры.
Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский сообщил, что произведения искусства с выставки «Фаберже — ювелир императорского двора» пройдут дополнительные исследования в музее.
Ювелирные изделия с выставки «Фаберже — ювелир императорского двора» в Государственном Эрмитаже, предоставленные основанным Александром Ивановым частным Музеем Фаберже в Баден-Бадене, пройдут дополнительную экспертизу из-за активной дискуссии в общественном пространстве об их аутентичности.
Директор музея Михаил Пиотровский рассказал об этом во время онлайн-конференции о работе лаборатории научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа, состоявшейся 17 февраля. Изделия исследуют в этой лаборатории, чтобы специалисты смогли доподлинно изучить историю их создания. Будут изучены не только сами предметы, но и сопроводительные документы.
«Всякая „новая вещь“, появляющаяся особенно сейчас, когда есть и спрос, и предложение, всегда вызывает вопросы. Есть три способа ответа на вопрос: документы, технологии и искусствоведческий анализ в контексте. Эрмитаж — это тот контекст, в котором помещенные вещи начинают быть видны лучше и понятнее рядом с эрмитажными вещами, в эрмитажных залах. Можно смотреть и рассуждать, соответствуют или нет», — отметил Пиотровский. По его словам, таким образом «Эрмитаж продолжает серию событий, составляющих музейное исследование дома Фаберже как историко-культурного явления. Оно идет сейчас под тремя хештегами: #музей не магазин, #выставка — не предпродажная презентация и #музейная наука».
Результаты запланированных научных исследований будут опубликованы. Кроме того, в начале марта Государственный Эрмитаж организует конференцию по ювелирному искусству, где целый день посвятят Фаберже. Выставка «Фаберже — ювелир императорского двора» открылась Гербовом зале Эрмитажа 25 ноября 2020 года и должна продлиться до 14 марта. Специализирующийся на Фаберже лондонский коллекционер Андрей Ружников опубликовал открытое письмо, в котором высказал сомнение относительно подлинности выставленных императорских яиц, затем опубликовал следующее исследование, уже относительно тиар.
Владимир Дубосарский: «Ты еще не нарисовал картину, но уже выложил ее в соцсеть»
Один из самых знаменитых современных российских живописцев, Владимир Дубосарский стал героем нового фильма, снятого Russian Art Focus, где он рассказал о последних сериях, написанных во время самоизоляции и посвященных в том числе Леониду Брежневу.
Вы много лет работаете летом в эллинге на курорте «Пирогово», а этой осенью показали там свои новые серии. Почему именно там?
Репортаж Мария Савостьянова 17 февраля 2021 г.
скрытый текст
Это забавная история, она связана с пандемией. Многие художники стали активно работать — потому что чем заниматься-то? И они все что-то там рисовали, выкладывали в Сеть. А я как-то наоборот. Я подумал, что надо взять паузу, и ничего не делал. За четыре месяца ни разу не взялся за кисточку; думал, анализировал, смотрел, что другие делают. Даже йогой стал заниматься, по Zoom. Накопил какие-то силы, ресурсы, мысли. И позвонил своим друзьям в «Пирогово». Здесь я и «Арт-Клязьму» проводил в 2000-е как куратор — большие фестивали, где участвовало много художников. И в 2014 году я тут делал проект в эллинге — ангаре для яхт. Я позвонил и спросил: «Можно я просто поработаю тут?» Место есть. Я знаю, что до осени все пустует, пока яхты не загонят. А потом Саша Ежков, один извладельцев, говорит: «Так много работ ты уже сделал. Давай все-таки устроим мини-выставку и мини-вернисаж».
Среди новых работ есть с розовыми фламинго, которых видно сквозь сердечко. Откуда этот мотив?
Эту серию — «Фламинго» — я начал еще до пандемии. В ней несколько составляющих: фламинго, сердечко — самый популярный смайлик... и в то же время это вид из деревенского туалета. Хотя я снимал эту фотографию в Эстонии — туалет с сердечком, прорезанным в двери, но по сути это очень российская тема — тема провинции. Когда человек живет в одном мире, а мечтает о чем-то более возвышенном. Сидит в этом туалете, а видит то, чего никогда и не видел. Короче, вот этот туалет, вот эти фламинго, и вот сердечко, через которое человек смотрит на мир. Это отчасти рифмуется с Ильей Кабаковым, с его Вшкафусидящим Примаковым. То есть это тема маленького человека, но сделана она наоборот. Потому что наш маленький человек очень хочет быть большим. Хочет видеть красоту и мечтает об этом. И еще я хотел показать красивую живопись. Более легкую, современную, чем я раньше делал. Не классическую, а вот такую импровизацию, что ли.
Кроме фламинго на картинах еще и Брежнев.
Во время пандемии — не знаю почему, — захотелось сделать Брежнева. Я даже себе объяснить-то это не могу. Пока сидел, собрал большой архив по Брежневу, того, что есть в интернете. Он оказался очень интересным. У Брежнева был личный фотограф, который его снимал в очень приватных местах и ситуациях. Эти фотографии тогда не публиковались, а сейчас они доступны и раскрывают Брежнева немножко с другой стороны.
Молодежь, нынешние 30-летние, не опознают его в лицо. Но мне это не очень важно, я хотел показать власть. Понятно, что Брежнев не был великим политиком. Я про него все понимаю: что он был партийный, номенклатурный карьерист. А как человек он был неплохой, душка такой. Дедушка, внуков любил, дочь. Любил охоту, любил друзей, целоваться… Любил погонять на машинах. Он был человек. И такой человек попадает во власть. СССР был тогда в два раза больше, чем наша страна сейчас. Плюс весь Восточный блок, плюс Куба, Монголия. То есть это был человек, который стоял у власти полумира.
Я никогда не любил кисель. Я даже в армии не пил кисель. Я его не могу пить физически, не нравится мне консистенция его. И вот я почувствовал, что это время, брежневское, какое-то кисельное. И поэтому в серии очень много розового цвета. Это не ностальгия. Современность тоже немножко идет к застою. Короче, некие параллели тут есть.
Владимир Дубосарский: «Ты еще не нарисовал картину, но уже выложил ее в соцсеть». 2
Серии «Люстры под водой» и «Подстаканники под водой» тоже связаны с Брежневым?
Подводную серию мы с Сашей Виноградовым когда-то делали вместе. Но тут я подумал: а почему бы мне не взять и не сделать ее самому? Потому что я ее делаю немножко по-другому.
скрытый текст
Это пересекается со временем застоя. Бесконечный чай, поезд, дорога — какая-то советская действительность. Подстаканники звенят, поезд куда-то идет. И все это в прошлом. Поэтому все это под водой. Такая утопия. Я их выбирал — есть подстаканник «Космос», есть «Кремль» — власть, есть подстаканник «Изобилие». Каждый несет свой смысл.
А люстры — мне давно хотелось сделать свет под водой. Люстры я тоже выбирал — есть 1960-х годов, есть 1930-х годов, ар-деко, есть какие-то помпезные, ампир. Я думаю, что это была бы сильная инсталляция, если бы где-нибудь в море, на дне, как в магазине, висело бы много люстр и они бы горели. Может быть, кто-нибудь услышит и в кино использует…
Без концепции нельзя?
Я кино снимал, я лауреат «Серебряной камеры» как фотограф, я участвовал в перформансах и свои делал. Я как куратор делал большие фестивали. Я делал апроприации: брал чужие скульптуры и выставлял как свои. Я был когда-то концептуальным художником. Но я и сейчас считаю себя концептуальным художником отчасти.
Я живописью занимаюсь концептуально все-таки. Я исхожу из концепции. Я делаю это осознанно, а не просто рисую, что вижу… Сейчас очень важен этот интеллектуальный момент. Все вокруг занимаются некими интеллектуальными поисками, и, если ты просто дурачок, но туда попал, значит, это твоя концепция такая будет. Многие люди не понимают, что они делают, но за счет общего мощного поля им все равно находится место. Найдутся люди, которые их встроят, объяснят, додумают за них. Это нормально.
Вы работаете в живописи. Что она представляет собой на современном этапе? Что ее поддерживает, а что убивает?
Художников, за которыми интересно наблюдать, много. И в каком-то смысле это проблема. Много мудрости — много печали. Есть доступ к музеям, к галереям, к странице в Instagram любого художника. Ты вот еще не дорисовал картину, она еще не закончена, а ты выложил ее, ее уже смотрят. И кто-то еще выложил… Происходит универсализация языка. Все друг у друга понемножку тырят приемы.
Раньше, пока художник созрел, пока его напечатали в каком-нибудь журнале, пока журнал этот попал — условно — к нам, пока его выставку привезли, — он уже старый художник, и все уже сделано. А сейчас все видят всё сразу, стерлись границы между художниками, между странами, африканские художники не отличаются от китайских. Потому что все друг на друга смотрят. Кто-то пошел в гору — все у него сразу начинают потихонечку драть. Но стараются сверху свою фишку наложить. Сейчас как бы время таких фишек.
Сейчас много медиа. Живопись пока остается самой продаваемой. И еще долго будет самой продаваемой, потому что она материальна. Ее можно повесить на стену, можно передать по наследству. Она имеет традицию экспонирования в музеях, традицию продажи. Все знают, что, если картина написана маслом на холсте, она 500 лет будет храниться. А видео — будет ли оно храниться? Я не специалист, но я понимаю, что носители все время меняются, его надо все время переписывать. Раньше продавали видео на DVD, но скоро DVD некуда будет засунуть. Значит, ты заплатил за что? Где его показывать? Люди же очень косные, они традиционно устроены. Вот картина — это да. На нее есть рынок, есть специальные механизмы, как ее продавать, как покупать и как перепродавать потом.
Таких больших художников, как Ансельм Кифер, как Герхард Рихтер, как Сай Твомбли — с очень ярко выраженным видением, харизмой, — таких в живописи мало. Сейчас много качественной живописи, и в этом ее недостаток. Все научились делать хорошо. Есть миллион всяких видео о том, как мешать краску, как ее класть. Сейчас любая домохозяйка за два года может научиться делать приличную живопись, если она не дура. Если просто внимательно слушает, смотрит и у нее есть какие-то способности. Серьезно! Я не уничижительно говорю. Если человек хочет, он вполне может. Так что, с одной стороны, есть много людей, кто делает живопись, а с другой стороны, это ее убивает.
Лень — это очень хорошо, если это осознанно. Когда человек ленится, он, во-первых, отдыхает. А во-вторых, когда сосуд полный, в него ничего нельзя налить, а когда сосуд пустой, в него может много чего попасть. Когда ты ленишься, ты становишься пустым, и тебе вдруг приходят в голову великие мысли. Ну, для тебя великие.
Вы куратор по направлению «живопись» в Высшей школе экономики. Студенты, современные молодые художники — они какие?
Да, это такое новое направление, второй год всего. Там у нас немного студентов: на втором курсе человек десять и на первом — семь. В основном девчонки у меня на курсе, один парень всего. Это все очень ненормативно, и непонятно, что нужно делать, то есть то, что, в принципе, я люблю. Ты ведешь себя как кризисный менеджер: что тебе досталось, с тем ты и работаешь. Дали таких студентов — ты с ними работаешь. И оказывается, что половина из них даже очень способные.
Мне нравится общаться с молодежью, потому что у них всё в будущем. Не важно, какие картины они пишут, какие планы строят, но они живут будущим. Когда я общаюсь со своими сверстниками, со своими друзьями-художниками, мы говорим, мы живем прошлым: а помнишь мы там? а помнишь мы то? а что сейчас этот делает? И все это разговоры про прошлое. Я не то чтобы хочу жить как в будущем, но мне интересно, потому что в этом есть перспектива.
Фильмы о Владимире Дубосарском и других современных художниках можно увидеть на YouTube-канале журнала Russian Art Focus.