Название: Реквием по мечте
Оригинальное название: Requiem for a Dream
Год выпуска: 2000
Жанр: Драма
Выпущено: Artisan Entertainment
Режиссер: Даррен Аронофски
В ролях: Эллен Берстин, Джаред Лето, Дженнифер Коннелли, Марлон Уайанс, Кристофер МакДональд, Луиз Лэссер, Марсия, Жан Кертц, Джанет Сарно, Сюзанн Шеперд, Джоэнн Гордон
Трудно не поддаться общему настроению. Все прогрессивное человечество причислило "Реквием по мечте" к категории великих фильмов. Хор голосов был настолько единодушным, что я перед просмотром был настроен раздолбать произведение Аронофски в пух и прах, если только за что-то смогу зацепиться. Но, черт меня возьми - не дал мне ловкач-режиссер такого шанса. Единственное, что я могу - назвать фильм не великим, а просто выдающимся. Причем (честное слово!) к этому выводу я пришел не благодаря изначальному настрою, а вопреки ему. К финишу сюжета.
Что такое американская мечта - известно всем. А что такое американская мечта для одинокой женщины глубоко за 50, которая целыми днями сидит дома и потому пристрастилась к просмотру телевизионных программ, по большей части - игровых шоу? Мечта для нее - попасть в одно из таких шоу. И вот в один удивительный день в ее квартире звонит телефон и ей сообщают, что она таки будет участвовать в программе, и не в простой - а именно в той, какая более всех дорога ее сердцу! Наша героиня сходит с ума от счастья - пока что фигурально. Она понимает, что появиться перед телезрителями сможет только в шикарном красном платье, оставшемся у нее от прежней жизни, когда у нее был любимый муж и подающий надежды сын. Однако с тех пор женщина безбожно растолстела. И, чтобы влезть в платье, она начинает радикально худеть: сначала - честно, с помощью супердиеты, потом прибегает к красивым разноцветным пилюлям, отчего в ее голове начинается легкое кружение.
Ее подававший надежды сын нынче - наркоман. Но не простой, а с претензиями. Он намерен на наркотиках сколотить себе состояньице, с помощью которого жизнь его станет менее дерьмовой и более целенаправленной. У него есть дружок и компаньон, хрестоматийный негритос со всем набором присущих киношным негритосам фишек, и еще у него есть подружка - она тоже наркоманка, но с талантом. Возможно, ей на роду написано стать знаменитым дизайнером, новой Коко Шанель. Но наркотики оставляют ей слишком мало шансов для того, чтобы этот зов природы реализовался. Впрочем, кое-какие шансы все же остаются, и она честно пытается их отработать. Но вы знаете, что такое судьба? Это когда после поноса у вас наступает запор. От судьбы, уж пардон за банальность, не уйдешь.
Вначале кажется, что это - история о молодом наркомане, отравившем жизнь своей матери. Потом - что это драма о свихнувшейся тетке, пошедшей по пути, который, как она думала, уготован ее сыну. В конечном итоге, все выливается в тотальный кромешный ад, досмотреть который до конца трудно, а оторваться - невозможно. И трудно даже сказать, почему. Аронофски, как паук, сплел сеть, с помощью которой манипулирует зрителями, в нее попавшими. В течение первого часа он создает историю довольно трагическую, но все же скорее занятную, не лишенную иронии, снятую с потрясающей выдумкой. Я бы даже сказал, что интереснее наблюдать за тем, как все сделано, а не за перипетиями самой истории. С историей-то как раз все довольно быстро становится ясно - там, где наркотики, там все хреново, а жесткий подход, применяемый к описанию происходящего режиссером с самого начала, не оставляет места сомнениям, что в этот раз нам резанут правду-матку жизни по полной схеме.
История, на мой взгляд, получается достаточно банальной и даже неинтересной - и это проявляется в первой половине второго часа, изрядно портя общее впечатление. Но сценарий, который вокруг истории навертели - просто фантастика! А то, как этот сценарий осуществлен - и того пуще. Безусловно, Аронофски - главный плюс фильма. Он умеет показать даже самый обычный завтрак (притом весьма скудный) так, что этот завтрак вам запомнится очень надолго. При этом Аронофски почти ничего не изобретает - он просто крайне умело использует ходы и приемы, до него придуманные. Оригинальность его - в том, как он заставляет все это работать в едином потоке.
А второй плюс фильма - Эллен Берстин. Она играет тетушку, подсевшую на таблетки для похудания. В сущности, главную героиню играет - поскольку ее история куда как поучительнее того, что происходит с ее сыном. Надеюсь, никто не увидит спойлера в том, что я сейчас скажу: в течение последних получаса Берстин демонстрирует один из самых впечатляющих примеров безумия, которые мне только доводилось видеть в кино. Круче, возможно, только Малькольм Макдауэлл в "Калигуле" да Безумный Макс сами понимаете где. А уважаемый мистер Рассел Кроу из "Игр разума" рядом с миссис Берстин курит довольно длинные гаванские сигары.
А третий плюс фильма - Дженнифер Конноли. Она играет подружку сына героини Берстин. Играет просто, но терпко. Насколько я понимаю, это ее стиль. Даже в тех же "Играх разума", где роль предполагала несколько иные нюансы, она была простой, но терпкой. Cудьба ее героини - трагедия с маленькими крошками счастья, рассыпанными в самых неожиданных местах. У настоящего актера все отражается в глазах. Посмотрите в глаза Дженнифер Конноли, когда в них отражается счастье. Почти ручаюсь - вам не потребуется объяснения, почему я считаю замечательной ее игру у Аронофски.
Ну вот, в общем-то, и все. Осталось только то, что я крайне редко делаю и делать страшно не люблю. Я настоятельно рекомендую вам посмотреть этот фильм. Совсем не уверен, что вы его оцените так уж высоко - тем более, что и моему глазу в нем были заметны изъянчики. Но смотреть это надо, сколь бы тяжелым вам ни показался груз увиденного.
Джон Сильвер
Это сообщение отредактировал swen777 - 02-01-2008 - 01:19