Приветствую всех, кто читает этот топик.
Вот мне тут задали вопрос по теме и я решил на него ответить тут. Речь пойдет о символике гравюры Дюрера "Четыре всадника Апокалипсиса" (1498). Заранее извиняюсь за не очень хорошую репродукцию, но для гравюры вроде не так плохо, кое что разглядеть можно.
Эта гравюра входит в дюреровский цикл "Апокалипсис", состоящий из 15 гравюр. Вообще-то я не очень-то специалист по Апокалипсису, но поробую.Насколько я понимаю, тематика «Апокалипсиса» была чрезвычайно созвучна настроениям, царившим в Германии в конце XV века. Из всех текстов Нового Завета эта древнейшая его часть наиболее сильно отразила социальные противоречия, царившие в разлагавшейся Римской империи. В «Апокалипсисе» нашли выражение надежды и чаяния обездоленных, их возмущение несправедливостью и насилием; в нем предсказаны жестокие кары и гибель притеснителям и обещан «небесный Иерусалим» угнетенным и страждущим. Мрачными красками обрисованы бедствия, обрушивающиеся на преступный Вавилон, под которыми авторы текста разумели императорский языческий Рим. Нигде в более поздних евангельских текстах, сложившихся уже в период, когда изменились социальные основы христианства, не звучит так отчетливо требование возмездия поработителям.
Не удивительно, что эти настроения легко находили отклик в Германии в момент, когда там назрела революционная ситуация и началось движение за преобразование страны. Но чтобы понять всю силу влияния этой книги, надо учесть еще и то обстоятельство, что, подобно всем социальным движениям средневековья, борьба за преобразование Германии имела религиозную окраску и приобрела характер выступлений против главного оплота феодализма — католической церкви. Ратуя за возврат к подлинному тексту священного писания и его духу, деятели Реформации в своей полемике с папством постоянно обращались к Библии и Евангелию, и особенно часто к «Апокалипсису», который давал им прекрасный материал. Теперь, когда начались выступления против папства, когда на Рим — на этот раз на католический Рим — снова стали смотреть как на вместилище зла и пороков, с новой силой зазвучал текст древнего «Апокалипсиса». Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису» проникнуты духом реформации. Дюрер переносит действие в свое время. Его Вавилон — это папский Рим.
На представленной гравюре изображены четыре всадника — мор, война, голод и смерть, которым дана власть истребить четверть рода человеческого. Под копытами коней гибнут люди, среди них — император в короне (внизу слева), падающий прямо в разверстую пасть прелестно изображенного Левиафана, символизирующую врата ада. Современные немецкие и венецианские костюмы и оружие еще более усиливают впечатление о том, что речь идет о событиях сегодняшнего дня. Вообще же, насколько я понимаю, есть много трактовок всадников в Апокалипсисе. Все они имеют право на жизнь и их отражения можно найти на гравюре. Одна из трактовок примерно такая. Первый всадник на белом коне "вышел, чтобы победить." Он олицетворяет те добрые начала, естественные и благодатные, которые Творец вложил в человека: образ Божий, нравственную чистоту и невинность, стремление к добру и совершенству, способность верить и любить, и индивидуальные "таланты," с которыми рождается человек. Разрушительное действие страстей символизирует рыжий конь и всадник, отнявшие мир у людей. Поддаваясь своим беспорядочным греховным желаниям, человек растрачивает данные ему Богом таланты, беднеет физически и духовно. В общественной же жизни вражда и войны ведут к ослаблению и разложению общества, к утрате его духовных и материальных ресурсов. Это внутреннее и внешнее обеднение человечества символизирует вороной конь с всадником, держащим меру (или весы) в руке своей. Наконец, полная утрата Божиих дарований ведет к смерти духовной, и конечным последствием вражды и войн является смерть людей и распад общества. Эту печальную участь людей символизирует бледный конь.
Есть интересная трактовка Николая Александровича Морозова, русского учёного-энциклопедиста. Он интерпретирует "коня белого", на котором сидит "всадник, имеющий лук", как описание положения Юпитера в Стрельце; красного ("рыжего") коня, сидящему на котором дан большой меч, - как положение Марса в Овне, под созвездием Персея; тёмного коня, на котором сидит "всадник, имеющий меру в руке своей", - как положение невидимки (с трудом наблюдаемого с Земли) Меркурия в Весах; и "коня бледного", на котором сидит "всадник, которому имя смерть", - как положение Сатурна в Скорпионе. а дополнительные указания ("солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь"; "поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звёзд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня несветла была" и др.) - как солнечное затмение в ногах созвездия Девы. Так вот описанные положения планет среди созвездий, а также дополнительная информация, содержащаяся в Апокалипсисе, дают полную возможность вычислить астрономическими способами, когда небо имело такой вид. Ну да все это мало отношения имеет к Дюреру.
Вообще-то буду очень рад дополнениям и исправлениям. Особенно касательно символики самой гравюры.
Ф.