Полная версия Вход Регистрация
Tuyan
Тхерава́да, стхавиравада (пали: theravāda, санскр. थेरवाद, theravāda IAST; स्थाविरवाद, sthāviravāda IAST «учение старцев» / «учение старейших») — старейшая сохранившаяся школа буддизма. Эта школа достаточно консервативна, и в целом ближе к раннему буддизму, чем другие существующие буддийские традиции.

Многие века именно эта школа являлась доминирующей религиозной традицией в Шри-Ланке и большей части Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд). Тхеравада также практикуется меньшинствами в Китае (дайцы, хани, ва, ачаны, буланы), Вьетнаме (кхмеры), Бангладеше (народы баруа, чакма, магх, танчангья), Малайзии и Индонезии. С недавнего времени Тхеравада набирает популярность в Сингапуре и на Западе. На сегодняшний день, насчитывается более 150 миллионов буддистов тхеравады (также известных как тхеравадинов), и за последние несколько десятилетий Тхеравада стала укореняться на Западе и в Индии . (с)(Из статьи из Википедиа)

Это сообщение отредактировал Tuyan - 05-10-2013 - 08:58
Tuyan
Цель последователя Тхеравады — достижение состояния, полностью свободного от всех загрязнений и заблуждений. По сравнению с махаяной для Тхеравады характерно применение рационалистического подхода и сравнительная простота ритуала.

Тексты этой ветви буддизма — палийский канон — записаны на языке пали, одном из пракритов древней Индии.©
Tuyan
Автор: Аджан Брам

Введение (тхеравада)

Учение Будды, называемое «патичча самуппада» обычно переводят как Взаимозависимое Возникновение. Это фундаментальная истина, в которую прозрел Будда в ночь своего Пробуждения. Он говорил так:

«Тот, кто видит Взаимозависимое Возникновение - тот видит Дхамму.
Кто видит Дхамму - тот видит Взаимозависимое Возникновение».

(МН 28) 1

Более того, понимание Взаимозависимого Возникновения - неотъемлемая часть разрушающего невежество прозрения. Это понимание ведёт к «вступлению в поток» (сотапаннству), что означает достижение полного Просветления за период максимум ещё семи жизней. Будда говорит, что вступивший-в-поток обладает этими пятью качествами:

1. Непоколебимой верой в Будду
2. Непоколебимой верой в Дхамму
3. Непоколебимой верой в Сангху
4. Обладает высоконравственным поведением, которое «ценится Просветлёнными»
5. Правильно понимает Взаимозависимое Возникновение и его следствие, что называется «идаппаччаята» (причинность) - СН 12.27, АН 5.25

Поэтому можно справедливо отметить, что правильным пониманием Взаимозависимого Возникновения обладают только Благородные личности - то есть вступившие-в-поток, однажды-возвращающиеся, не-возвращающиеся, архаты. Понадобится немало времени, чтобы ответить на вопрос, почему имеется так много вариантов объяснений Взаимозависимого Возникновения.
В этой статье я рассмотрю значения 12 звеньев, входящих в стандартную схему Взаимозависимого Возникновения. Затем я перейду к объяснению природы причин, соединяющих каждую пару соседствующих звеньев. При этом я буду использовать западную модель причинности. Объяснив, что именно Будда имел в виду под Взаимозависимым Возникновением, я перейду к рассмотрению, возможно, самого интересного вопроса: «Почему Будда считал Взаимозависимое Возникновение столь важным? В чём его смысл?». В последней части статьи я выдвину тезис о том, что Взаимозависимое Возникновение имеет тройственную значимость:

1. Оно объясняет принцип перерождения без участия души.
2. Оно отвечает на вопрос «Что такое жизнь?»
3. Оно даёт понять, почему существует страдание, и показывает способ его прекращения.

Давайте начнём с рассмотрения вопроса «Что имел в виду Будда под Взаимозависимым Возникновением?».
©
Tuyan
Продолжение

Автор: Аджан Брам

Взаимозависимое Возникновение - стандартное описание

«Avijjapaccaya sankhara, sankharapaccaya vinnanam, vinnanam napaccay namarupam, namarupapaccaya salayatanam, salayatanapaccaya phasso, phassapaccayo vedana, vedanapaccayo tanha, tanhapaccayo upadanam, upadanapaccayo bhava, bhavapaccayo jati, jatipaccayo jaramaranam soka-parideva-dukkha-domanass-upayasa sambavanti. Evametassa kevalassa dukkha-khandhassa samudayo hoti.

Avijjayatveva asesaviraganirodha sankharanirodho, sankharanirodho vinnananirodho, vinnanam nirodha namarupanirodho, namarupanirodha salayatananirodho, salayatananirodha phassanirodho, phassanirodha vedananirodho, vedananirodha tanhanirodho, tanhanirodha upadananirodho, upadananirodha bhavanirodho, bhavanirodha jatinirodho, jatinirodha jaramaranam soka-parideva-dukkha-domanass-upayasa nirujjanti. Evametassa kevalassa dukkha-khandassa nirodho hoti».


«Из невежества как необходимого условия возникают формирователи. Из формирователей как необходимого условия возникает сознание. Из сознания как необходимого условия возникает имя-и-форма. Из имени-и-формы как необходимого условия возникают шесть чувственных опор. Из шести чувственных опор в качестве необходимого условия возникает контакт. Из контакта в качестве необходимого условия возникает чувствование. Из чувствования в качестве необходимого условия возникает жажда. Из жажды в качестве необходимого условия возникает цепляние и удержание. Из цепляния и удержания в качестве необходимого условия возникает становление. Из становления в качестве необходимого условия возникает рождение. Из рождения в качестве необходимого условия возникают старение и смерть, печаль, стенания, боль, горе и отчаяние. Таково происхождение всей этой груды горя и страдания.
Теперь, при безостаточном угасании и прекращении этого самого невежества происходит прекращение формирователей. С прекращением формирователей происходит прекращение сознания. С прекращением сознания происходит прекращением имени-и-формы. С прекращением имени-и-формы происходит прекращение шести чувственных опор. С прекращением шести чувственных опор происходит прекращение контакта. С прекращением контакта происходит прекращение чувствования. С прекращением чувствования происходит прекращение жажды. С прекращением жажды происходит прекращение цепляния и удержания. С прекращением цепляния и удержания происходит прекращение становления. С прекращением становления происходит прекращение рождения. С прекращением рождения прекращаются старение и смерть, печаль, стенания, боль, горе и отчаяние. Таково прекращение всей этой груды горя и страдания».
©
Tuyan
История и современность

Буддизм – старейшая из мировых религий. История буддизма начинается с момента рождения принца Сиддхаттхи Готамы. В возрасте тридцати пяти лет, после шести лет строгой аскезы, он обрёл просветление, став известным миру под именем Готама Будда. В течение сорока пяти лет, странствуя по Индии, он проповедовал открытый им Благородный Восьмеричный Путь. На восьмидесятом году жизни он ушёл в окончательную ниббану. Этот год принят за начальную дату буддийского календаря. Она соответствует 542 году до н.э. по григорианскому календарю.

В этом же году был проведён Первый Буддийский Собор, на котором проповеди Будды были тщательно проверены, систематизированы и сохранены. В течение следующих ста лет происходило дальнейшее развитие буддизма в Индии. На Втором Соборе происходит первый раскол Сангхи на большую общину (Махасангхику) и Путь Старцев (Тхераваду). С этого момента можно говорить о Тхераваде, как о самостоятельной школе, оставшейся на ортодоксальных позициях и охранявшей первоначальное наследие Будды.

На Третьем Соборе, состоявшемся при императоре династии Маурьев – Асоке Великом – происходит окончательный раскол буддизма на 18 школ. Этот период истории развития буддизма в Индии принято называть ранним периодом. Дальнейшая история постепенно разводит буддийские школы в разных направлениях. Возникают новые школы, исчезают старые. Тхеравада закрепляется в Шри-Ланке, куда проникла ещё при Асоке Великом. В первом веке до н.э., на Четвёртом Собре, Типитака впервые записывается на пальмовых листьях.

На рубеже новой эры в Индии начинает формироваться Махаяна – позже ставшая известной как «большая колесница», выросшая из реформированных школ и подвергшая буддийское учение значительной переработке. В середине первого тысячелетия возникает новая форма Махаяны – Ваджраяна, которая быстро развивается, а в конце первого тысячелетия проникает в Тибет и пригималайский район. В это же время буддизм в Индии начинает приходить в упадок под давлением реформированного индуизма и натиском новой молодой религии – ислама. Постепенно буддизм в Индии исчезает.

Буддизм Тхеравады в континентальной части Азии также практически сходит на нет. Но вскоре вновь образованные государства Индокитая, которым требовалась новая, объединяющая доктрина, принимают буддизм Тхеравады. Территория современных Бирмы, Тайланда, Камбоджи, Лаоса, Южного Вьетнама и Северной Малайзии принимают буддизм Тхеравады. Поскольку эти страны находятся недалеко от экватора, Тхераваду часто называют «южным буддизмом» в противовес махаяне, которую называют «северным буддизмом».

Буддийские школы

В тех странах, где буддизм получил значительное распространение, он стал государственной религией и идеологией. Буддизм здесь неотделим от истории этих народов и стран, поскольку он оказал влияние на этику, менталитет, политический строй и культуру.

В середине второго тысячелетия страны, исповедующие буддизм Тхеравады, сталкиваются с колониальной экспансией европейских держав и с христианством. В истории буддизма, создававшегося во многом в полемике с брахманизмом, начинается новая эра. Казалось бы, под воздействием экономической и культурной мощи Запада, буддизм должен был бы исчезнуть, но он не только сохранился, но и стал тем ядром, вокруг которого во многих странах шло объединение для борьбы с колониальной зависимостью, которая, в конце концов, завершилась обретением независимости буддийскими странами.

В конце 19 века на Западе начинает расти интерес к буддизму Тхеравады. Прежде всего это происходит в Великобритании и Германии. На рубеже двадцатого века появляются первые европейские монахи. С этого же времени Тхеравада начинает своё распространение по Европе и Америке. Позже Тхеравада проникает в Австралию, а затем – и в Россию.©
Tuyan
Аджан Брахм — Открывая врата сердца и другие буддийские рассказы о счастье

Стpax боли

Страх - это главная составляющая боли. Именно благодаря этому компоненту, боль причиняет страдание. Уберите страх, и останется только ощущение. В середине 1970-х годов в бедном и отдалённом лесном монастыре на северо-востоке Таиланда у меня разболелись зубы. Там не было стоматолога, к которому можно было бы обратиться, не было телефона и электричества. В нашей аптечке не было даже аспирина или парацетамола. Предполагалось, что лесные монахи должны терпеть боль.

скрытый текст
Tuyan
Аджан Брахм — Открывая врата сердца и другие буддийские рассказы о счастье

Боязнь публичных выступлений

Я слышал, что из всех человеческих страхов самым сильным является боязнь выступлений перед публикой. Мне приходится много говорить перед людьми: в храмах и на конференциях, на свадьбах и похоронных церемониях, выступать в прямом эфире по радио и даже на телевидении. Это часть моей работы.

Я помню один случай, когда за пять минут выступления мною овладело сильное чувство страха. Я ничего не подготовил заранее; у не было ни малейшего представления, о чём я буду говорить. Примерно триста человек сидело в зале, ожидая получить от меня вдохновение. Они посвятили свой вечер тому, чтобы услышать мою речь. Я начал задумываться: «Что, если я не придумаю, что сказать? Что, если я скажу что-то неправильное? Что, если я выставлю себя дураком?»

скрытый текст
Tuyan
Не-возвращающийся


русский: не-возвращающийся, анагами, анагамин

английский: non-returner, anagami

пали: анагами | anāgāmī

Не-возвращающийся - это благородный ученик, арья, третьего уровня. Анагамин отбросил 5 низших пут и после смерти рождается в одном из пяти миров «чистых обителей», где и достигает ниббаны. Анагамин никогда более не возващается назад в чувственные миры сферы кама-локи, почему и называется «не-возвращающимся». Говорится, что есть пять видов не-возвращающихся (см. Pug. 42-26):

1. Анагамин, который рождается в одном из миров «чистых обителей» и сразу же отбрасывает оставшиеся 5 пут, достигая полного освобождения.

2. Анагамин, который рождается в одном из миров «чистых обителей» и достигает освобождения по истечении половины срока жизни там, или же после окончания срока жизни там, т.е. в момент смерти.

3. Анагамин, который пригалает усилия к тому, чтобы сбросить последние 5 пут. (сасанкхара-париниббайи).

4. Анагамин, который не прилагает усилий к тому, чтобы сбросить последние 5 пут. (асанкхара-париниббайи).

5. Анагамин, который последовательно перерождается во всех 5 мирах «чистых обителей». После исчетения срока жизни в мире чистых обителей «Авиха» он рождается в мире «Аттапа». После мира «Атаппа» он переходит в мир «Судасса», потом в мир «Судасси», и в конечном счёте, в наивысший мир чистых обителей - «Аканиттха», где сбрасывает последние 5 пут и достигает ниббаны.

● В суттах сказано, что анагамин наделён совершенной нравственностью, совершенным сосредоточением, но несовершенной мудростью.©
Tuyan
АН 10.95
В сутте содержатся две очень важных идеи. Первая состоит в том, что Будда на самом деле не стремится спасти абсолютно всех живых существ (противоположная этому идея о "спасении всех существ буддой или бодхисаттвой" ярко выражена в более позднем буддизме Махаяны). Второй важный момент сутты – это утверждение, что существует только один-единственный путь к просветлению, нет возможности прийти к ниббане "несколькими путями", о чём часто можно услышать от тех или иных духовных учителей или их последователей. Эта идея подтверждается запоминающейся метафорой о городе с единственными вратами.

АН 10.99
Ещё одна очень важная сутта, о которой в современном буддизме не упоминают вообще, так как она напрямую противоречит сложившемуся общепринятому подходу к буддийской практике в наше время. Здесь Будда недвусмысленно говорит о том, что к интенсивной медитации и затворничеству следует приступать только тем, кто к этому действительно готов. В противном случае таких практиков ожидают неблагоприятные последствия. Для подчёркивания этой идеи также приводится яркая метафора со слоном и зайцем, которые решают искупаться в глубоком озере. Будда также кратко упоминает ряд важных практик, которые следует тщательно освоить и выполнить перед тем, как ум будет готов к интенсивной буддийской медитации.©
Tuyan
Сверхспособности благородных

русский: сверхспособности благородных

английский: noble supernormal powers

пали: арья иддхи | ariya iddhi

Во многих суттах (например, СН 46.54) встречается такой фрагмент:

скрытый текст
Tuyan
Мудрость

русский: мудрость, различение, распознавание, видение как есть

английский: wisdom, ounderstanding, discernment

пали: паннья | paññā

Мудрость означает «видение как есть», то есть правильное распознавание, правильное различение, правильное знание. Развитие мудрости – одна из трёх составляющих буддийского пути. В Дигха Никае 33 сказано, что мудрость может быть трёх видов:

1. Полученная за счёт размышления (чинта-майя-паннья)
2. Полученная за счёт обучения (сута-майя-паннья)
3. Полученная за счёт медитации (бхавана-майя-паннья)

В Висуддхимагге (см. Vis.M. XIV) даётся пояснение:

«[Мудрость] «Основанная на размышлении» означает знание, которое человек получил за счёт собственного размышления, не услышав этого от других. «Основанная на обучении» означает знание, которое человек услышал от другого и таким образом обрёл его через обучение. «Основанная на медитации» означает знание, которое человек обрёл посредством медитативного развития ума тем или иным образом, достигнув этапа полного сосредоточения (аппана) [т.е. джханы]».

● В буддийской практике требуется развивать все эти три вида мудрости, однако только третий вид может привести к глубокому прозрению и последующему освобождению.

● В суттах говорится, что одним из условий достижения вступления в поток являются «слова другого» (parato ghoso), то есть слышание Дхаммы от другого человека, что относится ко второму типу мудрости.(с)
Tuyan
По-настоящему буддийский подход должен быть НЕ "внесектарным", но
прежде всего — традиционным, аутентичным, максимально ортодоксальным. Люди, заинтересовавшиеся буддизмом, нередко сталкиваются с проблемой выбора буддийской традиции и приемлемых для себя способов практики.

Основоположник буддизма – Будда Готама – жил в Индии примерно 2600 лет назад. С момента просветления Будды его учение стало распространяться по соседним странам, а после его Париниббаны (великого ухода), Дхамма (учение) распространилась и за пределы Индии. Естественно, что на этом пути многие концепции, изложенные Буддой и его ближайшими учениками, исказились, либо были разбавлены новыми идеями.

скрытый текст
Tuyan
Аджан Брахм — Открывая врата сердца и другие буддийские рассказы о счастье ::

Быть мусорным ведром

Частично моя работа заключается в том, чтобы выслушивать людские проблемы. Монахов всегда высоко ценят за их отношение к деньгам: они никогда ничего не берут за свои услуги. Часто, когда я слышу о тех запутанных, трудноразрешимых проблемах, с которыми сталкиваются люди, из сочувствия к ним я тоже становлюсь подавленным. Для того чтобы помочь человеку выбраться из ямы, иногда я должен сам спуститься в эту яму, потому что мне надо дотянуться до его руки. Но я никогда не забываю принести с собой лестницу. После беседы я нахожусь в таком же радостном состоянии, как и обычно. Благодаря методу, которым меня обучали, консультативная работа не оставляет во мне негативных следов.

скрытый текст
Tuyan
Становление буддистом

Когда мы на собственном опыте убедились в действенности описанных методов и готовы принять всю полноту учения Будды в качестве руководства к жизни, тогда нам стоит задуматься о том, чтобы стать буддистом формально. Чтобы это сделать, следует принять Прибежище у буддийского монаха традиции Тхеравады. Это хорошо укрепит нашу решимость не сходить с буддийского пути.

Многие принимают Прибежище до выполнения даже первых шагов, и нередко оказывается так, что их решение было не очень осмысленным. Поэтому лучше пройти официальную церемонию становления буддистом после того, как в течение некоторого времени вы уже придерживались рекомендаций, данных Буддой, и на опыте убедились в правильности его учения. Тогда этот опыт станет хорошей поддержкой для вашей дальнейшей практики.

В традиции Тхеравады вместе с принятием Прибежища практикующий принимает ещё и пять правил буддиста-мирянина, которые нужно стараться соблюдать в течение всей жизни. Таков минимальный набор требований к человеку, движущемуся по буддийскому пути. Он включает в себя отказ от:

1). убийства
2). воровства
3). прелюбодеяния
4). лжи
5). употребления алкоголя и наркотиков.©
Tuyan
История Тхеравады

Буддизм – старейшая из мировых религий. История буддизма начинается с момента рождения принца Сиддхаттхи Готамы. В возрасте тридцати пяти лет, после шести лет строгой аскезы, он обрёл просветление, став известным миру под именем Готама Будда. В течение сорока пяти лет, странствуя по Индии, он проповедовал открытый им Благородный Восьмеричный Путь. На восьмидесятом году жизни он ушёл в окончательную ниббану. Этот год принят за начальную дату буддийского календаря. Она соответствует 542 году до н.э. по григорианскому календарю.

скрытый текст

Хостинг фотографий
Тхеравада

Это сообщение отредактировал Tuyan - 28-10-2013 - 16:48
Tuyan
Аджан Брахм — Открывая врата сердца и другие буддийские рассказы о счастье
-----------------------------------------------------------------------------------------

Возможно, этo справедливо!

Часто, находясь в депрессии, мы думаем: «Это несправедливо! Почему я?» Всё было бы намного проще, если бы жизнь была более справедливой.

Один на арестантов среднего возраста, который посещал мои занятия по медитации в тюрьме, попросил встретиться с ним после сеанса. Он приходил на занятия и течение нескольких месяцев, так что я достаточно хорошо узнал его.

«Брахм, - сказал он, - я хотел сообщить тебе, что не совершал того преступления, за которое меня посадили в тюрьму, Я невиновен. Знаю, многие преступники могут говорить то же самое и при этом лгать, но я говорю тебе правду. Я бы не стал лгать тебе, Брахм, только не тебе», Я поверил ему. Обстоятельства и его поведение убедили меня в том, что он говорит правду. Я стал размышлять над тем, как это незаслуженно и как бы я мог исправить эту ужасную несправедливость. Но этот человек прервал мои раздумья.

Озорно усмехнувшись, он сказал: «Брахм, но было совершено так много других преступлений, когда меня просто не поймали, что в итоге я считаю это справедливым!»

Я скорчился от смеха. Старый жулик понял закон кармы, причём лучше, чем некоторые известные мне монахи.

Как часто случается так, что, совершив «преступление», какой-либо пагубный и злой поступок, мы не получаем за это никакого страдания. Разве мы когда-нибудь говорим: «Это несправедливо! Почему меня не поймали?»

Однако, когда мы страдаем без видимых причин, мы стонем: «Это несправедливо! Почему я?» А может быть, это справедливо?

Возможно, как в истории с этим преступником, было так много других «преступлений», когда нас просто не поймали; и поэтому можно сказать, что, в конечном счёте, жизнь справедлива.©
Tuyan
Брахма Саньютта - Брахмы


Брахма был верховным божеством раннего брахманизма, которого брахманы считали творцом вселенной и почитали различными ритуалами и жертвоприношениями. Подобная концепция иногда встречается и в буддийских текстах, но здесь она рассматривается исключительно как объект критики и сатиры. Будда переиначил брахманистскую концепцию Брахмы и описывал брахм как высочайших небожителей Мира Форм (рупа-лока), мира, который находится выше, нежели любой мир из Мира Чувств (кама-лока). Миров брахм множество, и в разных мирах имеется своя система господства. В таком мире брахмы проживают в сообществах, а Маха Брахма является главенствующим среди них. Подобно остальным живым существам, брахмы непостоянны и привязаны к круговерти перерождений, хотя иногда они забывают об этом и начинают мнить себя бессмертными.

скрытый текст
Tuyan
СЛОВА БУДДЫ

«Все это бесполезно...»

«Ни нагота, ни спутанные волосы, ни грязь, ни голодание, ни лежание на сырой земле, ни пыль и слякоть, ни сидение на коленях не очистят смертного, который не избавится от сомнений.

Пусть он даже укрощен, но если он живет в мире, спокойный, смиренный, воздержанный, ведущий праведную жизнь, отвергающий применение наказания ко всем существам, -– он брахман, он отшельник, он нищенствующий».

(«Дхаммапада» 141–142)

Но тот, кто живет спокойной и умиротворенной жизнью, и в то же время радостью украшен, -– если он спокоен, смиренный и воздержанный, идущий путем святости, праведный, отвергающий причинение вреда всем живым существам -– то он подлинный брахман, аскет, нищенствующий. («Дхаммапада», 141–142)

Из книги "СЛОВА БУДДЫ. СОБРАНИЕ ВЫДЕРЖЕК ИЗ «ВИНАЯ-ПИТАКИ», ЧЕТЫРЕХ «ВЕЛИКИХ НИКАЙ» «ДХАММАПАДЫ», «ИТТИВУТТАКИ», «УДАНЫ» и «СУТТАНИПАТТЫ» ПАЛИЙСКОГО КАНОНА, «КХУДДАКА-ПАТХА».©
Tuyan
Однажды-возвращающийся

русский: однажды возвращающийся, единожды возвращающийся, сакадагами, сакадагамин

английский: once returner, sakadagami

пали: сакадагами | sakadāgāmī

Однажды-возвращающийся – вторая из четырёх пар благородных личностей. Это тот, кто сбросил первые три оковы, привязывающие к сансаре, а также ослабил жажду, злобу, заблуждение. Благодаря этому однажды-возвращающийся вернётся в мир людей всего один раз, где и достигнет полного просветления.

Однажды-возвращающийся – это промежуточная стадия между вступившим в поток и не-возвращающимся.©
Tuyan
Арахант

русский: архат, арахант, арахат, святой, просветлённый, освобождённый, достойный, пробуждённый

английский: arhat, arahant, enlightened being, worthy one

пали: арахант | arahant

Тот, кто достиг полного пробуждения, ниббаны, включая Будду. Арахант уничтожил жажду, злобу, невежество, то есть три неблагих умственных корня. Он более не родится ни в одном из миров, обрубив все оковы, привязывающие к сансаре. В Палийском Каноне слово «арахант» иногда используется как синоним «татхагаты».

После достижения ниббаны пять совокупностей (тело, чувства, восприятие, умственные формации и сознание) продолжают функционировать, поддерживаемые телесной жизненной силой. Это прижизненное состояние называется ниббаной с остатком. После смерти (окончательной ниббаны) араханта, пять совокупностей распадаются и так прекращаются всяческие следы существования в обусловленном мире, то есть происходит полное и окончательное освобождение от сансары. Это называется ниббаной без остатка.

Арахант не формирует никакой новой каммы. Тем не менее, старая камма может оказывать на него влияние до момента окончательной ниббаны.

Три живых существа считаются арахантами:

1. Самма-самбудда (или просто "будда"). Это тот, кто открыл истину самостоятельно и обучил других.
2. Паччека-будда - тот, кто открыл истину самостоятельно, но не обучил других.
3. Савака-будда - тот, кто услышал истину прямо или косвенно от Самма-самбудды.

Согласно суттам, арахант по своей природе не может:

1. Намеренно лишить жизни живое существо.
2. Взять, подобно вору, то, что ему не было дано.
3. Быть сексуально активным.
4. Сказать намеренную ложь.
5. Накапливать имущество, подобно тому, как когда он был домохозяином.
6. Действовать, исходя из жажды.
7. Действовать, исходя из отвращения.
8. Действовать, исходя из невежества.
9. Испытывать страх.

● Арахант обладает совершенной нравственностью, совершенным сосредоточением, совершенной мудростью. Если остальные благородные личности в суттах иногда называются учениками (секха), то арахант зовётся не-учеником (асекха), поскольку выполнил всё, что нужно выполнить и нет чего-то такого, что ему ещё необходимо сделать.©
Tuyan
Вступивший в поток

русский: вступивший в поток, вошедший в поток, сотапанна

английский: stream enterer, stream-winner, sotapanna

пали: сотапанна | sotāpanna

Вступивший в поток (сотапанна) – низшая из четырёх пар благородных личностей. Это тот, кто сбросил первые три оковы, привязывающие к сансаре. Благодаря этому он родится ещё максимум 7 раз, и в течение этого срока обязательно обретёт полное освобождение – то есть ниббану. Согласно СН 55.5, под словом «поток» подразумевается Благородный Восьмеричный Путь, т.е. дословно, сотапанна – это тот, кто вступил на Благородный Восьмеричный Путь. В канонических текстах вступивший в поток часто обозначается как тот, кто «обрёл око Дхаммы» (дхамма-чхакку) или как тот, кто увидел и понял суть Зависимого Возникновения.

Всего есть 3 вида вступивших в поток:

1. Тот, кто родится ещё максимум 7 раз, после чего обязательно достигнет освобождения.
2. Тот, кто родится в благородных семьях 2 или 3 раза, после чего обязательно достигнет освобождения.
3. Тот, кто лишь один раз ещё вернётся в мир людей и уже в том рождении обретёт освобождение.

Вступивший в поток может рождаться либо в небесных мирах, либо в мире людей, и неспособен более пасть в нижние миры. Согласно суттам, вступивший в поток обладает совершенной нравственностью, но несовершенными сосредоточением (согласно АН 3.94, вступивший в поток не достигает даже первой джханы) и мудростью. Тем не менее, он способен совершать проступки, однако не до такой степени, чтобы это привело его к падению в нижние миры.

Вступивший в поток обладает следующими (в должной мере развитыми) качествами:
1. Мудростью
2. Сосредоточением
3. Осознанностью
4. Усердием
5. Верой (по отношению к Будде, Дхамме и Сангхе)

Вступивший в поток не имеет:
1. Воззрений о «я»,
2. Сомнений (как минимум в отношении благих и неблагих качеств),
3. Цепляний к правилам и предписаниям.

Судя по всему к сотапанне, как к паре благородных, относятся так называемые «Идущий-за-счёт-веры» и «Идущий-за-счёт-Дхаммы». В канонических комментариях они называются «младшими сотапаннами» (чула-сотапанна) (см. подробнее «благородные личности»).

● В Саньютта Никае 13.1 Будда говорит о том, что тому, кто вступил в поток, осталось пережить ничтожное количество страданий по сравнению с тем объёмом страданий, которые были пережиты прежде в бесчисленных прошлых рождениях.

● Вступивший в поток обладает непоколебимым доверием к Будде, Дхамме, Сангхе.©
Tuyan
Не-возвращающийся

русский: не-возвращающийся, анагами, анагамин

английский: non-returner, anagami

пали: анагами | anāgāmī

Не-возвращающийся – это благородный ученик, арья. Он отбросил 5 низших оков и после смерти рождается либо в одном из пяти миров «чистых обителей», либо в других мирах форм или бесформенных, где и достигает ниббаны. Не-возвращающийся никогда более не возващается назад в чувственные миры сферы кама-локи, почему и называется «не-возвращающимся».

Тхеравадинский Комментарий так поясняет пять видов не-возвращающихся (см. Pug. 42-26):

1. Анагамин, который рождается в одном из миров «чистых обителей» и сразу же отбрасывает оставшиеся 5 оков, достигая полного освобождения.

2. Анагамин, который рождается в одном из миров «чистых обителей» и достигает освобождения по истечении половины срока жизни там, или же после окончания срока жизни там, т.е. в момент смерти.

3. Анагамин, который пригалает усилия к тому, чтобы сбросить последние 5 пут. (сасанкхара-париниббайи).

4. Анагамин, который не прилагает усилий к тому, чтобы сбросить последние 5 пут. (асанкхара-париниббайи).

5. Анагамин, который последовательно перерождается во всех 5 мирах «чистых обителей». После исчетения срока жизни в мире чистых обителей «Авиха» он рождается в мире «Аттапа». После мира «Атаппа» он переходит в мир «Судасса», потом в мир «Судасси», и в конечном счёте, в наивысший мир чистых обителей – «Аканиттха», где сбрасывает последние 5 пут и достигает ниббаны.

Однако, подное объяснение не согласуется с объяснением этих пяти видов самим Буддой. См. АН 7.55.

● В суттах сказано, что анагамин наделён совершенной нравственностью, совершенным сосредоточением, но несовершенной мудростью.©
Tuyan
Благородный, Арья

русский: благородный ученик, благородная личность, ученик благородных, арья

английский: noble one, noble person

пали: арья-пуггала (арья) | ariya-puggala (ariya)

Существует 8 типов личностей на 8-ми этапах пробуждения, то есть идущие сверхмирским путём (магга), и достигшие сверхмирских плодов (пхала) этих путей.

Эти восемь типов благородных личностей таковы:

1. Тот, кто вступил на путь вступления в поток (сотапаттимагга)
2. Тот, кто достиг плода вступления в поток (сотапаттипхала)
3. Тот, кто вступил на путь однажды-возвращения (сакадагамимагга)
4. Тот, кто дости плода однажды-возвращения (сакадагамипхала)
5. Тот, кто вступил на путь не-возвращения (анагамимагга)
6. Тот, кто достиг плода не-возвращения (анагамипхала)
7. Тот, кто вступил на путь арахантства (арахаттамагга)
8. Тот, кто достиг плода арахантства (арахаттапхала)

Таким образом их можно сгруппировать по парам:

1. Вступивший в поток (сотапанна)
2. Однажды-возвращающийся (сакадагами)
3. Не-возвращающийся (анагами)
4. Архат (архат)
Согласно СН 48.18, каждая из восьми благородных личностей отличается степенью развитости пяти качеств: веры, усердия, осознанности, сосредоточения, мудрости.

В суттах также встречается семеричное разделение благородных личностей:

1. Освобождённый в обоих отношениях (ubhato-bhāga-vimutta)
2. Освобождённый мудростью (paññā-vimutta)
3. Засвидетельствовавший телом (kāya-sakkhī)
4. Достигший воззрения (ditthippatta)
5. Освобождённый верой (saddhāvimutta)
6. Идущий-за-счёт-Дхаммы (dhammānusārī)
7. Идущий-за-счёт-веры (saddhānusārī)

Эти семь типов личностей объясняются в МН 70. Вкратце, первые двое – это два вида арахантов, которые отличаются только наличием достижений бесформенных сфер в медитации. К следующим трём типам могут относится любые уровни учеников, начиная со вступивших в поток и заканчивая теми, кто идёт по пути к арахантству. Они объясняются в АН 3.21. Последние двое – это те, кто вступили на путь ко вступлению в поток, но ещё не реализовали плода вступления в поток. Они объясняются в СН 25.1©
Tuyan
Метта сутта: Доброжелательность - АН 9.18 ::

[Благословенный сказал]: «Монахи, соблюдаемая в полных девяти факторах Упосатха приносит великий плод и пользу, [она] истинно сверкающая и всепроникающая. И каким образом Упосатха соблюдается в полных девяти факторах, так что приносит великий плод и пользу, [и что она] неимоверно сверкающая и всепроникающая?

(1) Вот, монахи, ученик Благородных рассуждает так: «Покуда они живы, араханты отбрасывают и воздерживаются от уничтожения жизни. Они пребывают в сострадании ко всем живым существам, отбросив дубину и оружие, добросовестные и милосердные. Сегодня, в течение этой ночи и дня, я также отброшу и буду воздерживаться от уничтожения жизни. Я также буду пребывать в сострадании ко всем живым существам, отбросив дубину и оружие, добросовестным и милосердным. Так в этом отношении я буду подражать арахантам и буду соблюдать Упосатху». Таков первый фактор, которым она, [эта Упосатха], обладает.

(2) «Покуда они живы, араханты отбрасывают и воздерживаются от взятия того, что [им] не было дано. Они берут только то, что [им] дали, ожидают только того, что было дано, пребывают честными, не имея мыслей о воровстве. Сегодня, в течение этой ночи и дня, я также отброшу и буду воздерживаться от взятия того, что [мне] не было дано. Буду пребывать честным, не имея мыслей о воровстве. Так, в этом отношении я буду подражать арахантам и буду соблюдать Упосатху». Таков второй фактор, которым она обладает.

(3) «Покуда они живы, араханты отбрасывают сексуальную активность и соблюдают целомудрие, живут отдельно, воздерживаясь от половых сношений, которые привычны среди простых людей. Сегодня, в течение этой ночи и дня, я также отброшу сексуальную активность, буду жить отдельно, воздерживаясь от половых сношений, которые привычны среди простых людей. Так в этом отношении я буду подражать арахантам и буду соблюдать Упосатху». Таков третий фактор, которым она обладает.

(4) «Покуда они живы, араханты отбрасывают и воздерживаются от лжи. Они говорят правду, твёрдо придерживаются правды. Они заслуживают доверия и надёжны, не обманывают мир. Сегодня, в течение этой ночи и дня, я также отброшу и буду воздерживаться от лжи. Буду говорить правду, твёрдо придерживаться правды, буду заслуживать доверия, буду надёжен, не буду обманывать мир. Так в этом отношении я буду подражать арахантам и буду соблюдать Упосатху». Таков четвёртый фактор, которым она обладает.

(5) «Покуда они живы, араханты отбрасывают и воздерживаются от спиртных напитков, вина, одурманивающих веществ, что являются основой для беспечности. Сегодня, в течение этой ночи и дня, я также отброшу и буду воздерживаться от спиртных напитков, вина, одурманивающих веществ, что являются основой для беспечности. Так в этом отношении я буду подражать арахантам и буду соблюдать Упосатху». Таков пятый фактор, которым она обладает.

(6) «Покуда они живы, араханты едят один раз в день, воздерживаются от принятия пищи ночью и вне положенного времени. Сегодня, в течение этой ночи и дня, я также буду есть один раз в день, воздерживаться от принятия пищи ночью и вне положенного времени. Так в этом отношении я буду подражать арахантам и буду соблюдать Упосатху». Таков шестой фактор, которым она обладает.

(7) «Покуда они живы, араханты воздерживаются от танцев, пения, музыки, неуместных зрелищ, а также от украшения себя и наведения красоты посредством ношения гирлянд, применения ароматов и мазей. Сегодня, в течение этой ночи и дня, я также буду воздерживаться от танцев, пения, музыки, неуместных зрелищ, а также от украшения себя и наведения красоты посредством ношения гирлянд, применения ароматов и мазей. Так в этом отношении я буду подражать арахантам и буду соблюдать Упосатху». Таков седьмой фактор, которым она обладает.

(8) «Покуда они живы, араханты отбрасывают и воздерживаются от использования высоких и роскошных постелей. Они ложатся на постель низкую: либо на небольшую кровать, либо на соломенную циновку. Сегодня, в течение этой ночи и дня, я также отброшу и буду воздерживаться от использования высоких и роскошных постелей. Я лягу на постель низкую, либо на небольшую кровать, либо на соломенную циновку. Так в этом отношении я буду подражать арахантам и буду соблюдать Упосатху». Таков восьмой фактор, которым она обладает.

(9) Вот ученик Благородных пребывает, наполняя первую сторону [света] умом, наполненным доброжелательностью, как и вторую сторону, третью сторону и четвёртую сторону. Так, вверх, вниз, вокруг и везде во всей полноте, как к другим, так и к самому себе, он наполняет всю вселенную умом, наделённым доброжелательностью – обильным, обширным, неизмеримым, не имеющим враждебности и недоброжелательности. Таков девятый фактор, которым она обладает.

Вот каким образом, монахи, соблюдаемая в полных девяти факторах Упосатха приносит великий плод и пользу, [она] неимоверно сверкающая и всепроникающая». ©
Tuyan
Знание прозрения
русский: интуитивное знание, знание прозрения, прямое видение
английский: insight-knowledge
пали: випассана-ньяна | vipassanā-ñāna

Данный список знаний лишь единожды встречается в суттанте, в одной из сутт Мадджхима Никаи, в сокращённом виде, без каких-либо разъяснений. Однако в поздних буддийских комментариях (периода составления Висуддхимагги, примерно 5 век нашей эры) список и схема этих знаний расширяется, разъясняется и включает в себя уже более десятка видов знаний.

Так, согласно этим трактатам, знания прозрения достигаются в процессе практики випассаны, т.е. развития аспекта прозрения и мудрости в процессе медитации.

Современные учителя випассаны так объясняют эти знания:

скрытый текст
Tuyan
Ниббана
русский: ниббана, нирвана, просветление, освобождение
английский: nibbana, nirvana, enlightenment, unbinding, release, liberation
пали: ниббана | nibbāna

Ниббана – высшая цель буддизма. Дословно означает «прекращение» или «угасание». Это полное угасание жажды, злобы, невежества, что ведёт к освобождению от всякого будущего рождения, старения, болезней, смерти, страданий и печали.

«Угасание жажды, угасание злобы, угасание невежества: вот что называется ниббаной» (см. S. XXXVIII. 1)
Есть два аспекта ниббаны:
скрытый текст
Tuyan
Оковы
русский: путы, оковы
английский: fetters
пали: самйоджана | samyojana

Существует 10 оков, которые привязывают существ к блужданию в сансаре:

1. Воззрение о «я».
2. Сомнения в отношении того, что является благим, а что является неблагим.
3. Цепляние к правилам и предписаниям.
4. Чувственные желания.
5. Недоброжелательность.
6. Жажда к тонкому материальному существованию (в мире форм).
7. Жажда к бесформенному существованию (в бесформенном мире).
8. Самомнение.
9. Неугомонность.
10. Невежество.

Первые пять оков называются «низшими», поскольку они привязывают существ к Миру Чувств. Оставшиеся пять называются «высшими оковами», поскольку они привязывают существ к высшим мирам – мирам форм и бесформенным обителям (см. A.IX.67-68; A.X.13; D.33, и т.д.).

● Тот, кто освободился от 1, 2 и 3-й оковы нызвается «вступившим в поток» или «сотапанной», это тот, кто вступил на Путь, ведущий к ниббане. В Сантютта Никае 55.5 говорится о том, что этот «поток» есть не что иное, как Благородный Восьмеричный Путь.

● Тот, кто освободился этих трёх оков, а также ослабил жажду, злобу, заблуждение, называется «однажды-возвращающимся» или «сакадагамином».

● Тот, кто полностью освободился от 5 нижних оков, называется «не-возвращающимся» или «анагамином».

● Тот, кто освободился полностью от всех 10 оков, называется «арахантом».

Эти четыре типа личностей называются благородными личностями или арьями.(с)
Tuyan
Будда отвергал все эзотерические, тайные учения:

"О, ученики! Троим принадлежит таинственность, а не откровенность — женщинам, мудрости жрецов, ложному учению".
"В отношении истин, Ананда, у Татхагаты нет ничего, подобного сжатому кулаку учителя, который что-то удерживает".
Tuyan
Нравственность
русский: нравственность, нравственное поведение, добродетель, нравственное поведение, этика, моральные принципы
английский: morality, virtue
пали: сила | sīla

Нравственность – состояние ума и волевое решение (четана), выражающееся в совершении благого поступка речью, телом или умом. Нравственность является основой всей буддийской практики, и нравственность составляют три фактора Благородного Восьмеричного Пути.

Нравственность охватывает принципы этического поведения и имеет несколько уровней. Миряне, практикующие нравственность, придерживаются (обычно) пяти или (иногда) восьми правил нравственного поведения.

скрытый текст
Tuyan
Арахант НЕ входит ни в какую Ниббану и арахант НЕ СТАНОВИТСЯ Ниббаной сам.
Никак и никогда. Ниббана — анатта. В Ниббане нет никакого "Я". Ниббаной нельзя стать.

Далее. Ниббана познается умом, видится непосредственно умом. Ниббана воспрнимается умом как объект прекращения, угашения, затихания. Ниббана воспринимается умом. Но Ниббана НЕ есть сам ум! И Ниббана никогда умом никак НЕ становится.

Ум воспринимает прекращение, а затем прекращается сам. Всё. Это и есть Ниббана. Никакого "стремления к небытию с улыбкой на лице" здесь нет и быть НЕ может, — потому что НЕТ НИКОГО, кто мог бы к этому самому небытию стремиться. Нет ничего настоящего или реального, что исчезало бы. Нет никакого "Я", есть только ккхандхи.

Что такое ум? Что такое сознание? Что такое мысли? Это ккхандхи. Что такое ккхандхи? Это совокупности привязанностей, группы цепляния. Это упадана. Что такое Ниббана? Отсечение упаданы. Ккхандхи распадаются. Все сложносоставное, все совокупное и конструированное, все обусловленное — подвержено распаду и разложению. Это и есть Ниббана. Прекращение становления. Прекращение конструирования. Прекращение обусловленности. Только это и есть Ниббана.

Те, кто считают Ниббану чем-то иным — те еще НЕ прекратили цепляние, НЕ преодолели привязанности, те находятся в рабстве у своей жажды жизни, жажды становления, жажды бытия. Их упадана НЕ отсечена. Те, кто стремится к какой-то иной Ниббане и видит ее как-то иначе, — а НЕ так, как говорил сам Будда — те НЕ являются буддистами и НЕ следуют истинному Учению Будды, НЕ следуют подлинной древней чистой Дхамме. Вот и все. ©
Tuyan
:: РАБОТА УМА ::

Медитация — это работа ума, заключающаяся в том, чтобы быть осознанным. Это не работа тела, не то, как вы держите свое тело, не то, как вы сидите, ходите или двигаетесь. Медитация — это прямое переживание ума и тела, момент за моментом, с правильным пониманием.

Например, если вы соединяете свои ладони и обращаете на это внимание, то чувствуете и осознаете ощущения, которые появляются от соединенных ладоней — это и есть работа ума.

Можете ли вы осознать ощущение прикосновения, если думаете о чем-то другом? Очевидно, что нет. Вам следует быть внимательными. Когда вы обращаете внимание на свое тело, то можете почувствовать множество ощущений. Знаете ли вы о различных свойствах этих ощущений? Нужно ли вам мысленно называть ощущения, чтобы их осознавать? Нет.

Напротив, наклеивание ярлыков, процесс обозначения ощущений будет мешать вашей способности наблюдать детали. Просто будьте осознанны! Но и осознанность — это только одна из сторон медитации.

Чтобы работать с осознанностью разумно, вы нуждаетесь в правильной информации и ясном понимании практики. Чтение, обсуждение, размышление о Дхамме, о том, как практиковать — все это является работой с умом, все это — часть медитации.

Для этой практики и для медитативной работы ума в целом необходима непрерывность. Вам нужно напоминать себе об осознанности на протяжении всего дня.

Наблюдайте себя везде, все время, когда вы сидите, ходите, делаете уборку, говорите. Что бы вы ни делали — наблюдайте это, знайте об этом, осознавайте все, что происходит.
©
Tuyan
Чудесная беседа о Ниббане

Внимание! Уникальный материал! Друзья, очень рекомендую.
Дост. бхиккху Пемасири Тхера (главный монах медит центра на Шри Ланке) дает подобное объяснение Ниббаны. Важно, как объясняется разница между Сати и Манасикарой (НЕ следует путать!)

Сати и Ниббана. Пояснение почтенным Пемасири Тхера терминов “Сати и Ниббана”

Джон Пристон: Что такое Ниббана? Что такое просветление?
Пемасири Тхера: Ничего, что я вернусь к временам до Будды, для того, что бы ответить на этот вопрос?
Джон: Хорошо.

Пемасири Тхера: Ниббана означает угасание или выход, в плане пламени — Ниббана означает выход — выдувание — наших загрязнений. “Ббана” означает плотина. Итак, с Танхой (Жаждой) мы запружены водой. Ниббана означает открытие плотины, вылет, и вода может течь. Таким образом, она не запечатывает, она открывает.

скрытый текст
Tuyan
Сакка Саньютта - Сакка


В раннем буддийском пантеоне Сакка был правителем богов в небесном мире Таватимса, а также был последователем Будды. Длинная беседа между ним и Буддой содержится в ДН 20, Саккапанха сутте, и заканчивается тем, что Сакка обретает вступление в поток. В данной саньютте сутты представлены, скорее, в виде притч, в каждой из которых содержится определённое послание морали. Здесь также есть известная Дхаджагга сутта (СН 11.3), в которой Будда даёт практику памятования о Трёх Драгоценностях для преодоления страха.
Согласно буддийским легендам, боги Таватимсы вовлечены в борьбу с асурами (своего рода титанами), обладающими великой физической удалью и жестокими амбициями, жаждущими покорить дэвов и заполучить их владения. В Сакка саньютте постоянно упоминается о борьбе царя Сакки с предводителями асуров – Вепачитти и Верочаной. Эти противоборствующие стороны также можно рассматривать как две политические философии. Асуры правят силой и подавлением, они оправдывают агрессию и действуют из принципа «прав сильнейший». Сакка же, напротив, придерживается праведности, терпимости и сострадания к агрессорам.

В данной саньютте Сакка предстаёт идеальным буддистом-мирянином. Он смог стать царём богов благодаря исполнению семи клятв, которых придерживался, будучи человеком в прошлой жизни (СН 11.11). Его понимание величия Будды, тем не менее, слабее, чем у Брахмы Сахампати (СН 11.17). В трёх суттах Сакка объясняет причины своей приверженности к Будде, к Сангхе, и даже к праведным мирянам. В последних трёх суттах Будда приводит монахам такие качества Сакки как терпимость и способность прощать в качестве образца для подражания.©
Tuyan
Я б пали выучил лишь только за то,
что на нём разговаривал Будда
Эпиграф

Пали - древнеиндийский язык ариев, священный язык многих ветвей буддизма, в частности Тхеравады, который особо распространён в Мьянме, Камбодже, Лаосе. На нём написаны канонические тексты, исполняются Храмовые мантры, проводятся скрытые ритуалы.
Язык, даже на слух европейца, весьма приятен, отсутствие шипящих, множество двойных мм, тт, дд, бб, чч, гг, кк, нн и мягкость их произношения придаёт языку шарм итальянского, множество двойных гласных - протяжность и мелодичность финской группы, своеобразные, непривычные слоговые связки и необычная манера произношения фраз - разрывая вздохом слова посередине, но слитно произнося окончание предыдущего и начало следующего ещё больше украшают язык, своеобразной мелодичностью и ритмом, что для изучения требует письменного вида, - такое на слух правильно разделить весьма проблематично.
Пали, как и санскрит, не имеет своего шрифта и записывается на языке той страны где используется. Вполне неплохо, даже без значков транскрипции, вписывается в кириллицу, некоторые неточности записи компенсируются знанием их правильного произношения. Произношение многих звуков допускает некоторые вариации, что не мешает правильному пониманию (вроде как в русском - оканье и аканье)
скрытый текст
Tuyan
Упосатха.

Слово "Упосатха" дословно переводится как "вход для временного пребывания". В буддийском смысле оно означает пребывание в монастыре. Эта традиция существовала в среде брахманов задолго до появления Буддизма. Они оставляли свои дома и семьи на одни сутки, уходя в священные места для совершения ведических ритуалов и жертвоприношений. Считалось, что это пребывание в уединении приносит очищение. По окончании всех церемоний, брахманы возвращались домой. Дни, в которые должен был проводиться этот ритуал, определялись по фазам Луны, среди которых наиболее важными считалось полнолуние и новолуние. Кроме того, особые предписания соблюдались в дни первой и последней четверти.

Во времена Будды, различные группы аскетов и странников использовали дни полнолуния и новолуния для изложения своих учений и методов практики. Будда разрешил монахам собираться вместе в эти дни и слушать чтение Патимоккхи (правил для монахов), а также учить Дхамме мирян, пришедших в монастырь.

скрытый текст



Рекомендуем почитать также топики:

Чем отличается далай-лама от карнапы?!

Дзен - как высшее утверждение

Другой мир

САГААЛГАН!!!

Медитация