Цивилизация Тибета, наука Тибета развивалась в течение многих тысячелетий. Культура Тибета пронизывает исторические пласты на многие века. Тибет пережил периоды и прогресса, и регресса, но источники знания остались без изменений, и находят своё подтверждение с открытиями в современной науке.
Лечение в тибетской медицине направлено на поддержание гомеостаза организма человека, и многие заболевания являются последствиями его нарушения в организме человека, за исключением травм, ранений и несчастных случаев.
Справка: Гомеоста́з (др.-греч.- одинаковый, подобный, стояние, неподвижность) — саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций. Википедия.
Так, в тибетской медицине выделяют конституции Ветер, Желчь, Слизь. Для жителя России трудно оперировать в своём сознании такими понятиями, ведь он привык к западной, или «традиционной» медицине.
скрытый текст
Попробуем дать разъяснения:
В западной «традиционной» медицине принято выделять три типа телосложения: астенический (тонкокостный), нормостенический (нормокостньй), гиперстенический (ширококостный). Некоторые анатомы выделяют четвёртый тип – пикнический. Иногда таких людей называют эндоморфами. Они отличаются повышенным содержанием подкожного жира. Таким образом, можно провести аналогии между конституцией ветер и астеническим типом телосложения, конституцией желчь и гиперстеническим типом, конституцией слизь и пикническим типом. Нормостенический тип является идеальным сочетанием и выражает равновесие между тремя конституциями в тибетской медицине – Слизи, Желчи и Ветра.
Таким же образом проводим аналогии между конституциями и психотипами: астеник-Ветер-сангвиник, гиперстеник-Желчь-холерик, пикнотик-Слизь-флегматик. Меланхолик является пограничным состоянием между психическим здоровьем и психическим заболеванием. Меланхолия в тибетской медицине является состоянием, требующим лечения.
Человек изначально социален, живёт и развивается в социуме, и, подчиняясь требованиям социума, развивает в себе определённую конституцию.
Если рассматривать ограниченные социумы, то можно найти подтверждение того, как вид деятельности влияет на конституцию. Например, в военно-воздушных силах лётчик-истребитель – это человек в основном астенического телосложения, психотип-сангвиник, человек, способный быстро принимать правильные решения, стремительный в движениях, и, стремясь и достигая совершенства в своей профессии, он всё больше развивается по конституционному типу Ветер.
В десантно-штурмовых группах преобладает конституционный тип-Желчь. Это люди гиперстенического типа телосложения, психотип-холерики, способные молниеносно принимать решения, но не всегда верные, уверенные в своих силах, и, зачастую своей уверенностью подавляющие очаги сопротивления.
В командном составе преобладают люди полные, пикнотического типа сложения, по характеру флегматики, способные сохранять спокойствие и принимать взвешенные и обдуманные решения в экстремальных ситуациях, способные заниматься решением многоступенчатых задач со множеством неизвестных. Они соответствуют конституционному типу Слизь.
Таким образом, зная род занятий человека, можно правильно подобрать лечение. Человек, развивая одну из трёх составляющих, вызывает возмущение двух остальных, создавая дисгармонию в своём организме. Дисгармония трёх составляющих способствует переходу заболеваний, характерных для конституционных типов в разряд хронических. А хронические заболевания мешают человеку радоваться, приводят к меланхолии и к развитию других заболеваний.
Так, конституционному типу Ветер, для сохранения здоровья, необходимо тепло, покой, решение логических задач.
Для конституционного типа Слизь просто необходимы подвижный образ жизни, активный отдых в тёплом климате.
Для Желчи необходимы релаксирующие процедуры, решение логических задач.
Переходы конституционных типов можно рассмотреть на примере одного человека.
Так, человек в раннем детстве пухлый, осторожно познаёт окружающий мир, боится холода, сырости, т.е соответствует конституции Слизь.
Подрастая, ребёнок становится худеньким, подвижным, очень любознательным, соответствует конституции Ветер. В юности человек стремится познать весь мир, часто свершает безрассудные поступки, испытывает чувство первой любви, близок к умопомешательству. В юности многие холерики, соответствуют конституции Ветер, по типу астеники. Набирая жизненный опыт, стабильность, человек становится плотным, сильным, уверенным в себе, болезненно воспринимает критику в свой адрес, то есть становится соответствующим конституции Желчь, по психотипу холериком.
Далее человек, достигнув своих высот, добившись успеха в жизни, становится вдумчивым, принимает взвешенные решения, и, соответственно, когда малоподвижный образ жизни способствует набору лишнего веса, человек переходит в конституцию Слизь, и по психотипу становится флегматиком.
Далее наступает старость, разрушение гармонии всех трёх составляющих, перегорают страсти и желания, все жизненные силы на исходе, но нервная система работает дольше всех, и в старости в основном преобладает конституция Ветер и заболевания, характерные для Ветра.
Нужно учитывать, что вышеприведенное является только условной моделью, и довольно грубой, обобщённо отражающей процессы, происходящие в организме человека. Данные процессы настолько сложны и взаимосвязаны, что для их изучения нужно обращаться к тайнам древней тибетской медицины, которая рассматривает человеческий организм как единую сложносочинённую и сложноподчинённую систему.(с)