Традиции и обычаи, связанные с виномУ каждого народа народа есть свое "приданое". Гроздь винограда для молдаван -–это та жемчужина, ценность которой с годами не меркнет. Новыми красками заиграет эта вечная тема с введением в Молдове Национального Дня Вина. Теперь ежегодно во второе воскресенье октября мы будем петь здравицы самому живому и щедрому напитку в мире.
Праздники "молодого вина" проводятся во многих винодельческих регионах, где у виноделия имеются свои традиции, обычаи, история, уходящие корнями в глубину веков. Нам есть, чем гордиться - ведь виноград, вино, Молдова – понятия неразделимые. Не случайно даже контур Молдовы на географической карте напоминает гроздь винограда.
С вином связано немало легенд. Широко известна легенда о белокрылом аисте с виноградной гроздью в клюве.
Во время турецких завоеваний молдавская крепость Городешты была осаждена свирепыми янычарами. Храбро сражались ее защитники с врагом, но у них закончились запасы воды и пищи и уже иссякли силы.
И тогда внезапно сильно ветер от множества крыльев заставил врагов пригнуться к земле к Городештам летели сотни белокрылых аистов. Они несли в клювах грозди винограда и сбрасывали их осажденным. Воины были спасены от жажды и голода. С возродившимися силами они отстояли крепость, и турецкие завоеватели вынуждены были отступить.
С тех пор белокрылый аист, по народному преданию, стал символом счастья и благополучия. А в наше время изображение аиста с гроздью винограда стало символом молдавского виноделия.
В Молдове, особенно на селе, не найти подворье, где бы не выращивали виноград и не делали вино. Есть веками наработанные секреты его изготовления.
В средние века в Молдове уже появились специализированные инструменты и предметы для изготовления вина. Так, источники феодального периода говорят о наличии "крам" - виноделен, "тяскурь"- винодельческих прессов, "бечюрь" - винных погребов. Крестьяне и городской люд хранили вино в земляных погребах ("бордей"), перекрытых ямах, богатые люди – в глубоких подвалах с каменными сводами.
Виноград раздавливали в деревянных корытах – улук. Техника виноградарства и виноделия той эпохи была, естественно, примитивной. Деревянный плуг с железным лемехом, лопата, цапка-мотыга, ножи для обрезки лозы и гроздьев, которые раздавливали в деревянных корытах (улук) деревянными же вилами, трейчатками, а затем и ногами.
Мезгу оставляли на несколько дней для брожения, сусло сливали в бочки для дображивания. В боярских монастырских хозяйствах применялись деревянные прессы (тяски) для отжимания мезги и подвалы для хранения.
Ко времени образования Молдавского феодального государства (1359 год) виноградарство и виноделие получили большое распространение. Господарь Стефан Великий уделял особое внимание ввозу высококачественных саженцев и получению добротного вина. Для обеспечения господарского двора пьянящим напитком нужны были большие площади виноградников, хорошо налаженное виноделие и подвальное хозяйство. Об этом заботился специальный придворный штат, возглавляемый Великим Пахарником ("пахар" - тот же "стакан")… "Он подает князю в праздничные дни первый кубок вина и имеет под собою прочих виночерпиев. Все виноградные княжеские сады под его присмотром", - писал Дмитрий Кантемир.
Производил и любил бодрящий напиток сам господарь. Перед битвой, а Стефан Великий выиграл 35 сражений, он выпивал вина, ставшего для полководца как бы талисманом.
Готовое вино уже подавалось к семейному и гостевому столу всегда щедро и от всей души. Если предстояла поездка – брали с собой бурлуй – вместительный деревянный сосуд, долго сохраняющий прохладу напитка. А если пасти овец и подниматься в наши кодровые леса – плоску – сосуд, удобно размещающийся на боку. Пришелся он к сердцу особенно гайдукам, укрывающимся некогда от турок в густых дубовых порослях. Кстати, именно эта порода дерева издавна стала самым ценным и излюбленным материалом для бочара.
Ploska
Вот почему наше вино так легко и радостно пьется. Но особенно оно ценится, когда достается из погребка. Какое подворье обходится без погребка-крамы, пусть примитивного по строению, каких-то 3-5 ступенек вниз, но уже в подземельную прохладу. Здесь чувствует себя уютно и сам хозяин, спасаясь на время от летней жары, а зимой – мороза, и вино, разлитое в бочки и сохраняющее заданную погребком температуру. Здесь же столик и пара грубо сбитых табуреток, а может, и просто пней отживших свой век деревьев. И как тут не отведать вина из выращенного своими руками винограда.
Бережно наливает селянин творение рук своих из бочки сначала в стеклянный графин, а потом в стакан, чтобы оценить его цвет и прозрачность и лишь потом пригубить. Пить не спеша, почувствовать всю глубину смысла, затаенного в этом напитке. Хорошо пьется из керамической кружки с росписью по глазури, купленной по случаю на рынке или у местного умельца-гончара вместе объемистым кувшином-бурлуем, чтобы можно было и гостей попотчевать, заодно и похвалу услышать о своем чудо-напитке. Если опуститься в винных погреб еще и с закуской как, скажем "Завтрак гайдука", то праздник души для вас и ваших гостей вдвойне обеспечен.
Вино в Молдове делают в основном в октябре. Поэтому октябрь называется "Месяц Ковша" (Luna lui kausi). Кэуш – это деревянный круглый сосуд с ручкой – обязательная принадлежность крестьянской винодельни. Он служит для зачерпывания мезги, сусла или бурлящего, еще молодого вина. Из кэуша можно и попробовать "тулбурел" - молодое вино.
Издавна в Молдове сложился такой обычай: как только отбродило молодое вино "тулбурел" , хозяин становился у ворот своего двора и угощал тулбурелом каждого прохожего. Никто не имел права отказаться. Первый, кому предлагали новое вино, по обычаю должен был отхлебнуть его и, не глотая, долго молча "слушать" вино, а потом обратиться к хозяину с каким-нибудь пожеланием. Хозяин запоминал это пожелание, так как ему придавалось особое значение.
В старину существовал еще один обычай, да и сейчас он кое-где имеет место -, собираться всей родней вокруг чудо-бочки. Назначался в знак особых заслуг и уважения виночерпий. Он и разливал кэушем-ковшом по протянутым кружкам молодое вино. В этот день всяк входящий на подворье был особенно желанен. А если он мог еще и песню поддержать, вдвойне. Там, где песня, там и танцы. Веселье продолжалось до глубокой ночи, но усталости не было места. Считалось, что молодое вино дает силу.
В качестве закуски к символической рюмке вина по издревле заведённой молдавской традиции гостю предлагают ядрышко сушёного грецкого ореха - символ сердечности и гостеприимства. Во время застолий когда все блюда были попробованы, а вина испиты, и наставало время уходить, вступал в силу ещё один распространённый молдавский обычай - "La botul calului". Смысл его заключается в том, чтобы испить перед уходом, "у морды лошади", последний бокал вина, тем самым захватив с собой в дорогу частичку тепла и гостеприимства радушных хозяев.
Не только для семьи своих родных и близких, друзей готовят молдаване вино. Старожилы Кишинева помнят, как осенней порой отовсюду из прилегающих сел тянулись к центральным незастроенным площадкам повозки с бочками домашнего вина. Подходи, пробуй каждый. Главное: не забудь сказать хозяину доброе слово, и еще, чтобы хватило сил дойти до конца винного ряда.
Теперь Праздник Вина отмечает вся республика. Вернуться к истокам, возродить традиции, сохранить преемственность поколений – таков праздник "Sarbatoarea Vinului" , призванный объединить людей независимо от их политических пристрастий, социального статуса и имущественного положения.
Всего фото: 5