Полная версия Вход Регистрация
УПАНИШАДА
(Санскр.) Переводится как "эзотерическая доктрина", или толкование "Вед" с помощью методов "Веданты". Третье подразделение "Вед", добавленное к "Брахманам" и рассматриваемое как часть Шрути, или "открытого" слова. Все же, как записи, они намного старше "Брахман" - за исключением двух, все еще сохранившихся, приложенных к "Риг-Веде" айтарейинов. Индусские пандиты объясняют термин Упанишада как "то, что уничтожает невежество, и таким образом производит освобождение" духа, путем познания высшей, хотя и скрытой истины; следовательно, то же, на что намекал Иисус, когда в его уста влагали слова: "И вы будете знать истину, и истина освободит вас" ("От Иоанна", XIII, 32). Именно из этих трактатов "Упанишад" - которые сами суть отголоски первичной Религии Мудрости - и выросла система философии Веданты. (См. "Веданта".)

Все же, сколь бы древними "Упанишады" ни были, востоковеды не признают за старейший из них происхождении ранее 600 г. до Р.Х. Принято считать, что этих трактатов 150, хотя ныне приблизительно не более двадцати остались неискаженными. Они касаются очень глубоких, метафизических вопросов, таких как происхождение Вселенной; природа и сущность Непроявленного Божества и проявленных богов; связь, основная и первичная, духа и материи; универсальность ума и природа человеческой Души и Эго.

"Упанишады" должны быть намного древнее времен Буддизма, так как они ни высказывают предпочтения, ни отстаивают превосходство браминов как касты. Напротив, в наиболее древних из них возвышается именно (теперь) вторая каста, Кшатрии, класс воинов. Как утверждает профессор Коуэлл в "History of India" Эльфинстона: "от них веет свободою духа, чуждой всем ранним трудам, за исключением "Риг-Веды". ...Великие учителя высшего знания и брамины постоянно изображаются, как идущие к Царям Кшатриям, чтобы стать их учениками". "Цари-Кшатрии" в древности, подобно Царям-Иерофантам Египта, были хранителями высочайшего божественного знания и мудрости, Избранными и инкарнациями первичных божественных Наставников - Дхиани Будд и Кумар. Было время, эоны до того, как брамины стали кастой, или даже были написаны "Упанишады" - когда на земле были лишь одни "уста", одна религия и одна наука, а именно, речь богов, Религия Мудрости и Истина. Это было до того, как прекрасные просторы последней, опустошенные народами, говорящими на многих языках, заросли сорняками умышленного обмана, а народные верования, порожденные самолюбием, жестокостью и самостью, разбили единую священную Истину на тысячи осколков.

УРАН
1) астрономически - первая планета, открытая в Новое время и разорвавшая классический септенер. Планета открыта 13 марта 1781 года. Период одного полного цикла - 84 года и 7 дней. На звездном небе виден как звезда 6-ой звездной величины, так что невооруженным глазом планету можно наблюдать только при ее противостоянии Солнцу. Его средний диаметр - 49000 км.
2) Мифологически У. - отец Сатурна и муж Геи, которого сын низверг, оскопив своего отца. У. является из ничего и из ничего же творит.
3) С астрологической точки зрения рассматривается как высшая октава Меркурия. Уран символизирует способность человека взаимодействовать с энергией космоса, включаться в его информационные потоки. А также указывает на разрушение старого, реформы, революционные преобразования. Это и планета астрономов, астрологов - Ученых. Родственную себе энергия Уран находит в Водолее. Положение планеты в знаках Зодиака показывает, как человек проявляет свое стремление к свободе, к раскрытию своей индивидуальности, осознанию жизни как некой целостности. Положение планеты в знаках - это также и открытое окно, свободное от кармических долгов, та область, где люди могут проявить свою свободу. Уран (по положению в знаках Зодиака) оказывает влияние на поколение, т.к. находится в одном знаке 7 лет.
УРСУЛИНКИ (Ursulines) - женский монашеский орден, основанный в 1537 году и поставленный под покровительство святой Урсуллы, католической святой VII века. Сначала он состоял из девиц и вдов, не дававших обычных монашеских обетов и занимавшихся бесплатно воспитанием молодых девушек. В 1572 году папа Григорий XIII сделал урсулинок настоящим монашеским орденом и заставил их принять правила святого Августина. Орден урсулинок быстро распространился в Италии, Германии и Нидерландах, но особенное значение получил во Франции. Перед французской революцией 1789—1794 годов у ордена было 14 монастырей в Париже и до 300 в остальной Франции. Уничтоженный во время революции, орден урсулинок был восстановлен при Наполеоне 1, но не получил прежнего распространения.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 13:15
УНИАТСТВО — церковное течение, основанное на союзе (унии) различных церковных организаций с католической церковью на условиях признания первыми религиозного главенства папы римского и католической догматики при сохранении традиционного религиозного культа и использования местного языка для богослужения. Таковы униатские церкви греческого, армянского, коптского, маронитского и др. обрядов. На Украине с 1596 г. существует греко-католическая церковь, возникшая в результате Брестской унии.

УРАЗА - БАЙРАМ — один из главных мусульманских праздников - праздник разговения. У.б. длится 3 дня и завершает месячный пост в девятый месяц лунного календаря (рамазан). У.б. праздник физического и духовного очищения. В дни У.б. верующие посещают могилы своих родных и близких, встречаются с друзьями и родственниками, проявляют миролюбие к врагам и недругам.

УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ — христианский праздник, один из двунадесятых в православии. Отмечается 15(28 августа) как день кончины Божьей Матери. Праздник возник не ранее 5-6 вв., после того как завершились богословские споры о божественной сущности Божьей Матери. Последний период ее жизни описан в соч. "Об успении Богородицы" - единственном источнике, на который опирается церковь.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 13:16
Incendiary
УРАЗА — мусульманский пост в месяц рамазан.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 13:17
Shishat
УДАНА (Udana) — Это центр, который управляет действием мышц грудной клетки. В частности, Удана — это центр управления дыханием. Именно этот горловой нервный узел испускает голубовато-белый свет, который могут наблюдать ясновидящие.
Shishat
УНМАНИ (Unmani) — Это стадия пребывания вне тела. На этой стадии астральное тело отделяется от физического. Мы находимся в состоянии унмани, совершая астральное путешествие или пребывая в трансе.

Incendiary
УЗЗЫ - Языческая (доисламская) курейшитская богиня.

УМАЙ - богиня тенгрианства - религии кипчаков, наравне с Тенгри-ханом. Олицетворение женского земного начала. Умай покровительствовала младенцам, и изображали ее, как правило, с младенцем на руках. По некоторым данным, этот образ заимствован из индуизма.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 13:17
Incendiary
УНГАНЫ (Мамбо) - Жреческое сословие в сектах вуду. Жрецами вуду могут быть как мужчины, так и женщины, называемые соответственно папалоа и мамалоа. Обязанность унганов - проведение служб и вызывание лоа. Символом власти жрецов служат сделанные из высушенной тыквы погремушки.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 13:18
УЛЕМЫ

(араб. улама v знающие, ученые. Ед. ч. - алим) v собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама. Со временем стало уважительным прозвищем.
Право называться улемами всегда оспаривалось знатоками Корана и преданий, правоведами-факихами и др. Улемы противопоставлялись философам и суфиям. Они подразделялись на сообщества по профессиональным занятиям, принадлежности к богословско-правовым школам (мазхабам), по месту проживания и т. д. Эти сообщества не имели, однако, четких организационных форм. Но с XVI в. улемы постепенно превращаются в единую социальную силу. Этому способствовало резкое противопоставление суннитского ислама в лице Османской империи шиитскому исламу, провозглашенному официальной формой исповедания ислама в Сефевидском Иране.
В Иране постепенно сложилась иерархия официальных духовных деятелей (от муджтахидов до мулл), которых в совокупности часто называли улемами.
В Османской империи была учреждена должность официального главы улемов, которым являлся муфтий Стамбула, носивший титул шейх-уль-ислам.
В условиях ослабления мусульманских государств в новое время в них возрастала роль различных объединений улемов, становившихся порой ведущей силой в жизни этих стран. Однако по мере секуляризации социальной жизни и образования в ряде мусульманских стран социальная база улемов сужается. В этих условиях проявляется неоднородность улемов как социальной силы.
В настоящее время среди улемов есть как сторонники модернизации общества, так и последователи консервативных, "фундаменталистских" течений.

УММА

(араб.) v сообщество мусульман, мусульманская община в целом. Значение этого термина складывалось постепенно. В Коране им обозначались людские сообщества, составлявшие в своей совокупности мир людей. Отдельное сообщество было объединено общей религией, Писанием (или отсутствием Писания).
История человечества в Коране v это последовательная смена одной религиозной общины (уммы) другой, все они составляли в прошлом единую умму людей, объединенных общей религией (умма Ибрахима).
В мединских сурах термин "умма" стал обозначать главным образом созданную Мухаммедом мединскую общину, состоявшую из мусульман и иудеев. Основой ее социальной организации были отношения зависимости/покровительства при общем "покровительстве" Аллаха. Покровителем членов уммы являлся и сам Мухаммед как Посланник Аллаха и передатчик Его воли.
К конце жизни Мухаммеда в умму было включено практически все население Аравии. После смерти Пророка и прекращения "непосредственного вмешательства" Аллаха в жизнь общины умма стала земным носителем верховного суверенитета.
Строго говоря, умма в современном значении этого термина обозначает всю совокупность мусульман. (В арабском языке произошла своеобразная "секуляризация" данного термина, которым обозначается не только религиозная общность, но и, например, "арабская нация"). Некоторые мусульманские деятели называют уммой мусульман, живущих на территории отдельного государства (говорят, например, о "российской мусульманской умме", что не соответствует точному смыслу этого понятия).

УНИЯ ЦЕРКОВНАЯ

(от лат. Unio - единение) v объединение двух или нескольких Церквей на началах главенства одной из них и при сохранении другими своеобразия своей обрядности.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 13:19
УЧРЕЖДЕНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ МИТРОПОЛИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XVIII век): историческая справка

После первого раздела Польши указом от 14.XII.1772 г. управление всеми римско-католическими монастырями, церквами и духовенством было отдано будущему католическому епископу в России, положение которого регулировалось пунктами указа 1769 г.
Так был учрежден Могилевский Римско-Католический диоцез (епархия), в юрисдикцию которого попали помимо белорусских, также приходы на территории империи, не входящие в другие диоцезы, т. е. в Петербурге, Москве и других русских городах.
Не дожидаясь реакции Рима, надзор над новооснованной епархией был возложен на Юстиц-коллегию. Правда, избрать епископа на новую кафедру императрица все же не решилась, и это было поручено виленскому епископу Игнатию Массальскому, выбор которого остановился на тамошнем канонике Станиславе Сестренцевиче-Богуше (1731-1826), епископская хиротония которого состоялась 1 октября 1773 г. 22 ноября 1773 г. Екатерина II назначает его епископом Могилевским.
Эти действия русского правительства не могли не вызвать ответной реакции из Рима. Уже в 1769 годы Святой Престол через апостольского нунция в Варшаве Андреа Аркетти пытается урегулировать критическое положение Греко-Католических епархий Полоцка и Холма, отошедших к России после раздела Польши. Надо отметить, что политика Екатерины II в отношении греко-католиков отличалась крайней нетерпимостью и практически поставила существование их церковных структур на грань полного распада. Начавшиеся переговоры позволили Екатерине в замен некоторых уступок по отношению к греко-католикам предъявить Риму свои требования о признании Могилевской кафедры и выставить следующие условия: Сестренцевич становится архиепископом всех римско-католических церквей в России, ему дается право ношения паллиума и придается коадьютор, назначаемый лично императрицей.

Папа Пий VI в своем послании от 27.X.1781 г. согласился признать Могилевскую кафедру архиепископской, дозволить архиепископу ношение паллиума, но отверг назначение Станислава Сестренцевича архиепископом.
Тем временем указом от 17.I.1782 г. Екатерина переименовывает Могилевскую кафедру в архиепископство. В результате напряженных дипломатических переговоров Папа Пий VI отправляет нунция Аркетти с миссией в Петербург, где тот издает от имени Папы буллу о признании этих преобразований и вручает в церкви св. Екатерины паллиум архиепископу Сестренцевичу. Так были положены канонические основания структуры Католической Церкви в империи, структуры, порожденной росчерком монаршего пера.
Нормализация этого положения была во многом заслугой миссии Аркетти, еще одним успехом этих первых официальных контактов Рима и России было сохранение греко-католической кафедры в Полоцке, что на некоторое время отодвинуло нависшую над греко-католиками угрозу полного исчезновения в пределах Российской империи.

По достигнутому еще миссией Аркетти принципиальному согласию на присутствие в Петербурге дипломатического представителя Рима, в начале царствования императора Павла I в Россию направляется новое посольство нунция Лоренцо Литта в целью урегулировать канонические проблемы на бывших польских территориях, назначить необходимых епископов и попытаться вновь защитить интересы греко-католических епархий.
Изданными 27.VI.1798 г. Актами архиепископ Литта канонически узаконивал следующие перемены, произведенные в католической церковной иерархии Павлом I: Могилевскому архиепископу придавались три епископа-помошника - один в Могилеве, другой в Полоцке, третий - в Киеве. Были восстановлена греко-католическая иерархия: к сохраненной Полоцкой архиепископии, добавлялись Минская и Луцкая епархии.
Однако митрополиту Сестренцевичу не были даны над ними никакие канонические полномочия. Имя митр. Сестренцевича стало судьбоносным для католичества в России, характер же его деятельности во многом соответствовал направлениям политики русского правительства. Православный историк дает архиеп. Сестренцевичу в этом свете достаточно показательную характеристику: ?Он был католик, но не папист¦ (Толстой Д.А. Римский католицизм в Россси. СПб, т. II, 1877, с. 128).

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 13:21
УДАСИ
Сикхская секта, образовавшаяся под влиянием нововведений Говинда Сингха.

УДОУМИ ДАО
Даосская секта. Основана проповедником Чжан Лин. Название секты в переводе означает "Путь пяти мер риса", так как сторонники Чжан Лина платили ему пять мер риса.

УПАМАНА
Упамана - сравнение как одно из самостоятельных источников познания в философии Ньяя. Основано на связи между вещью и ее названием.

УДГАТАР
Жрец, занимающийся декламацией гимнов Самаведы.

УМАШВАТИ
Умашвати - первый систематизатор Джайнизма. Жил в IV - V веке н.э. Наиболее известным произведением считается Татгвартхадхигама-сутра.

Усекновение Главы Пророка, Предтечи И Крестителя Господня Иоанна
Один из Великих праздников в Русской православной церкви. Празднуется 11 сентября (29 августа).

УТРЕХТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Нидерландская католическая церковь. В 1724 г. отделилась от католицизма и позднее присоединилась к старокатоликам.
УТРЕНЯ
- общественное богослужение. совершаемой утром или вечером. Утреня бывает вседневной, праздничной и пасхальной. Чин вседневной включает в себя благословение, начало обычное, Пс. 19 и Пс. 20, тропари, каждение храма, ектению, шестопсалмие, великую ектению, тропари, кафизмы и седальны, Пс. 50, каноны, стихиры на хвалитех, великое славословие, ектению, стихиры на стиховны, молитву "Отче наш", тропарь, отпуст. Праздничная утреня дополняется пением полиелея (после кафизм и седальнов), а в воскресения также пением благословенных, ипакоев и антифонов, прокимнов и чтением Евангелия, после которого поется воскресная песнь "Воскресение Христово видевше" Праздничная утреня, соединяемая с Великой вечерней и первым часом составляет Всенощное бдение. Пасхальная утреня начинает служиться после крестного хода в притворе благословением и пением пасхального тропаря и состоит из пасхальных тропарей, канона, светильна, стихир, чтения пасхального слова Иоанна Златоуста, ектений и отпуста.

УСТАВ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ
- сумма указаний, определяющая строение богослужений на все дни года. В настоящее время наиболее широкое распространение получили новая редакция Устава Великой церкви (византийского), осуществленная в XIX в. и предназначенная для приходского богослужения - распространена в церквах греческого языка и в Болгарии; славянский Типикон - сложившийся в ХVI-ХVII вв. на основе древних монашеских уставов иерусалимского (VIVI1 вв.) и студийского (константинопольского, ок. IX в.) распространен в Русской православной и некоторых других церквах.

[B]
УЧЕНИК - последователь

УТЕШИТЕЛЬ - Дух Святый.

УМЫВАНИЕ И МИРОПОМАЗАНИЕ
Необходимое таинство, совершаемое перед получением эндаумента.

УГНЕТЕНИЕ - Физическое или душевное страдание.

УВЕЩЕВАТЬ - Просить настойчиво. Советовать. Предупреждать серьезно.
Galchonok65
Морихэй Уэсиба
Основатель айкидо Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ провинции Кии (ныне – префектура Вакаяма) в семье мелкого землевладельца. Отец Морихэя, Ёроки Уэсиба, избирался членом местного муниципалитета и был одним из уважаемых людей, политических противников, которые нередко прибегали к услугам наемных громил, жестоко избивавших Ёроки.

Galchonok65
Утопия
(греч.: ou – отрицательная частица, topos – место, т.е. «место, которого нет») – понятие для обозначения описаний воображаемого/идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих соответствующие планы социальных преобразований. Ведет происхождение от названия одноименной книги Мора (1516).
Galchonok65
Упарати (Uparati)
Исчезновение личных желаний, одно из шести достижений (Шатсампатти).


Galchonok65
Упадана (The Upadana)
Неизменная субстанция, или материал, из которого состоят все предметы (подобно тому, как все горшки сделаны из глины, а украшения — из золотого слитка) и которое есть ничто иное, как сам Брахман.
Galchonok65
Украденный Объект
Парадигмальная фигура постмодернистской философии, фундированная радикальным отказом от традиционного типа философствования в семантическом пространстве субъект-объектной оппозиции и от мышления в рамках соответствующего категориального строя.
Galchonok65
УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ - праздник православной церкви 29 августа ст.ст. (II сентября нов.ст.), принадлежит к числу великих. Установлен в память отсечения головы Иоанну Предтече по приказу галилейского четверовластника(тетрарха) Ирода Антипы (см. Мф. 14; 612; Мк. 6; 17-29). В этот день установлен строгий пост.

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 15 августа ст.ст. (28 августа нов.ст.). Посвящен Успению - праведной кончине БожиейМатери. Согласно преданию в этот день апостолы чудесным образом собрались из мест, где они проповедовали, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей и совершить погребение Ее пречистого тела.




Рекомендуем почитать также топики:

"Л"

"О"

"А"

"К"

"Ж"