Полная версия Вход Регистрация
Хуаниttа traхх de Kончиtta
А Вы были когда-нибудь в юрте, чуме или в яранге? Как там внутри жилища? Удобно ли? И правда - не холодно?

Или - Вас ещё не заносила нога человека в такие холодные места?) angel.gif
Resurgent
Я думаю, так далеко забираться не стоит. У меня за окном -27 - вполне хватает. А чтобы узнать как в чуме - можно почитать Юрия Рыхтэу.
Хотя, после губернатора Абрамовича, это может быть уже не актуально :)
Хуаниttа traхх de Kончиtta
QUOTE (Resurgent @ 08.01.2009 - время: 00:39)
Я думаю, так далеко забираться не стоит. У меня за окном -27 - вполне хватает. А чтобы узнать как в чуме - можно почитать Юрия Рыхтэу.
Хотя, после губернатора Абрамовича, это может быть уже не актуально :)

Юрия Рытхэу я частично и выборочно читала. Но в чум - всё равно хочется. Видимо - экзотики просит московская душа и тело)) 08.gif
-=Хант=-
QUOTE (Хуаниttа traхх de Kончиtta @ 29.12.2008 - время: 02:48)
А Вы были когда-нибудь в юрте, чуме или в яранге? Как там внутри жилища? Удобно ли? И правда - не холодно?

Или - Вас ещё не заносила нога человека в такие холодные места?) angel.gif

Добрый вечер!
меня 20 лет назад занесло))) в Ханты-Мансийский округ.
есть у меня друзья ханты, ездию к ним на охоту. ночевал в чуме, на стойбище. но таких здесь осталось очень мало.
в чуме тепло и минимум удобств, топчан, импровизированный стол, печка, в углу вся утварь.
однажды в наш приезд у ханта закончились дрова, так знаете чем он топил печку? )) замороженой щукой. да-да, и горит она не хуже сухого палена, главное разжечь.
но бывают и другие чумы. сделанные и укомплектованные с помощью правительства Югры. вот там есть всё, от био-туалета до компа со спутниковой навигацией.
Alternativeman
QUOTE (Пыть-Ях @ 10.03.2009 - время: 08:52)
QUOTE (Хуаниttа traхх de Kончиtta @ 29.12.2008 - время: 02:48)
А Вы были когда-нибудь в юрте, чуме или в яранге? Как там внутри жилища? Удобно ли? И правда - не холодно?

Или - Вас ещё не заносила нога человека в такие холодные места?)  00017.gif

Добрый вечер!
меня 20 лет назад занесло))) в Ханты-Мансийский округ.
есть у меня друзья ханты, ездию к ним на охоту. ночевал в чуме, на стойбище. но таких здесь осталось очень мало.
в чуме тепло и минимум удобств, топчан, импровизированный стол, печка, в углу вся утварь.
однажды в наш приезд у ханта закончились дрова, так знаете чем он топил печку? )) замороженой щукой. да-да, и горит она не хуже сухого палена, главное разжечь.
но бывают и другие чумы. сделанные и укомплектованные с помощью правительства Югры. вот там есть всё, от био-туалета до компа со спутниковой навигацией.

Очень интересная история, интересно как сейчас живут в чумах?
maboga
Яранга — переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России.
В плане обычно представляет собой круг. Каркас и конический купол яранги собираются из лёгких деревянных шестов, после чего покрываются оленьими шкурами. В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур.
Внутри яранга делится на жилое отапливаемое помещение и кладовую.
Яранга сохраняется в быту оленеводческих бригад.
Яранга – дом чукчей на протяжении многих веков. Исправно служит она жителям Крайнего Севера до сих пор.
В советские годы с ярангой боролись как с пережитком старого. Чукчей-оленеводов пытались загнать в передвижные вагончики, утепленные брезентовые палатки, в домики на тракторных санях, но все рушилось. Вагончики переворачивались в пургу, палатки горели одна за другой, домики на санях застревали в снегах и болотах.
По данным ученых, оленеводство на Чукотке зародилось приблизительно две тысячи лет назад. Можно предположить, что и возраст жилья оленеводов – яранги – тоже около двух десятков веков. На протяжении веков конструкция яранги усовершенствовалась и достигла оптимального состояния.
Иван Ранавтагин – пенсионер, затем оленевод, живущий ныне в Усть-Бельской тундре, на вопрос, почему оленеводы так привязаны к яранге, отвечает так: «А лучшего и самого приспособленного для тундры жилья пока нет. Меня с детства тянуло в тундру, жить в яранге. В поселке Усть-Белая у меня есть благоустроенная квартира в пятиэтажке. Но не могу в каменном мешке жить. На костре приготовленный чай совсем другой, и мясо другое, и рыба. Живя в яранге, я чувствую себя здоровым. Я хорошо сплю, всегда в движении: в тундре много приходится работать».
maboga
Яранга, как правило, конусообразна, некоторые бывают куполообразны. Это очень простое строение. На деревянный каркас, стянутый ремнями, надевается верх – ретэм. Вот и все. Внутри в зимнее время устанавливается полог – прямоугольник из шкур длиной около двух метров и высотой полтора метра.
В этом пологе и спят, предварительно прогревая его. Внутрь на некоторое время ставится большой чайник с горячей водой или жаровня с углями. Но это только зимой, а летом и так тепло.
Для молодоженов устраивается отдельный полог, в нем они и трудятся над продолжением рода. Для многодетной семьи ставят отдельную ярангу.
На изготовление ретэма с учетом полога идет около сорока шкур оленя. Причем ретэмы бывают летние и зимние. Плюс десятка два разных деревянных стоек, креплений, плоских жердочек. Каркас, обтянутый ретэмом, становится прочным, а устойчивость придает конусообразная форма.
Были попытки вместо шкур на покрышку пустить современные материалы, полиэтилен, искусственную кожу, клеенки, дерматин и многое другое, но из этого тоже ничего не получилось. Искусственные материалы на холоде трескались и ломались. Летом не защищали от жары. К тому же при нагревании отвратительно пахли, а чукчи очень чувствительны к запахам. В итоге натуральный мех оленя победил синтетику.
Если правильно ухаживать за ретэмом и каркасом, то яранга может служить человеку многие десятки лет. Для каждого работающего в тундре человека яранга является самым ценным имуществом.
Средняя продолжительность жизни коренного населения на Чукотке 40 лет. На Чукотке не очень много долгожителей, но все они в основном живут в тундре – в яранге.
maboga
Сейчас на Чукотке в тундре работает около двух тысяч мужчин и женщин. Это оленеводы, радисты, механизаторы, ветеринары, зоотехники. Все они живут в ярангах. Какое количество яранг имеется на Чукотке в настоящее время, неизвестно, но как минимум их несколько сотен.
О любви чукчей к яранге говорит еще и тот факт, что она как символ изображается на многих плакатах, картинах, гравировках на моржовом клыке, эмблемах, значках, даже гербах.
Чукотская яранга как многовековой символ непременно участвует во всех современных праздниках, проводимых на Чукотке. Яранги устанавливают на площадях, даже клубных фойе, устанавливают зимой и летом. В них женщины готовят оленину и чай, и угощают традиционными блюдами гостей. В форме яранги теперь строят на Чукотке даже теплицы и другие сооружения. Так, в центре Анадыря стоит яранга, сделанная из прозрачного пластика. Это не что иное, как овощная палатка. Так что яранга, как и олень, давно стала символом Чукотки
maboga
Юрта
Ю́рта (в большинстве тюркских языков yurt, yurta; монг. гэр) — переносное жилище у кочевников.
Юрта полностью удовлетворяла потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах и лошадях, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и умеренный холод. Наличие отверстия на самой вершине купола создаёт тягу и позволяет легко пользоваться очагом. Юрта и поныне используется во многих случаях чабанами Монголии и Киргизии.
Наиболее общим значением общетюркского слова «йурт» является «стоянка», хотя разброс значений довольно широк. В одних тюркских языках этим словом обозначается только переносное жилище или кибитка, а в других — пастбище, родовая земля и даже Родина. В современном монгольском языке слово юрта (гэр) синонимично "дому".
Юрта появилась в эпоху поздней бронзы XII—IX веках до нашей эры, по мнению некоторых историков наиболее близким являются жилища андроновцев. Но жилища адроновцев представляли собой бревенчатые хижины. Об этом свидетельствуют раскопки поселений Чаглинка, Петровка, Атасу, Бугылы на территории современного Казахстана и Российской Федерации. Поэтому нельзя полагать эту версию достоверной. Возможно юрта появилась в более поздний период, примерно в 8-5 веке до н. э. Юрты известны со времен хуннов. Устройство юрты у тюрков и монголов несколько различается. Некоторые представления о мобильных жилищах древних кочевников дают наскальные изображения. Недалеко от деревни Алыбай Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области обнаружено изображение шатрового типа жилища с четким делением на правую и левую, мужскую и женскую части. Другое изображение жилища эпохи ранних кочевников обнаружено в ущелье Доланалы севернее села Калжыр Курчумского района Восточно-Казахстанской области.
maboga
Устройство юрты и ее сборка
Хостинг фото
Яранга. Юрта. Чум.
Всего фото: 6

Юрту обычно могут установить 2-3 человека в течение одного часа.
maboga
Сначала ставили по кругу звенья «кереге» и связывали их между собой тканой тесьмой, между двумя решетками вставляли и привязывали дверную раму. Затем кто-либо из мужчин поднимал обод «шанырак», пользуясь специальным шестом с развилкой на конце, его укрепляли 3-4 жердями, а затем вставляли остальные, привязывая их нижние концы к верхним развилкам «кереге». Решетчатую стенку вверху, где она скреплялась с жердями купола, снаружи стягивали баскуром — широкой тканой полоской, достигавшей 30-35 см (даже до 45) ширины. Баскур обычно имел орнамент и представлял собой один из обязательных декоративных элементов интерьера юрты. В Южном Казахстане, где распространено ковроткачество, и в отличие от кош-агачских казахов, нередко встречались баскуры с ворсовым узором. Богатые юрты стягивали двумя или даже тремя баскурами.
Решетчатые стенки каркаса сначала снаружи обставляли орнаментированными чиевыми циновками, затем привязывали кошмы, покрывавшие цилиндрическую нижнюю часть, привязывали кошомную дверь, накрывали купол. Снаружи, примерно на половине высоты керег, кошомный покров опоясывался волосяными арканами или тканой лентой, к которой привязывали веревки покровных войлоков купола юрты. Если юрту покрывали длинными кошмами, то снаружи в двух местах перевязывали белдеу. Войлочный клапан прикрепляли в последнюю очередь.
Ленты, различные по ширине и узору, тканые из шерстяной, чаще верблюжьей пряжи, служили украшением интерьера. С ободов внутрь юрты спускались тканые или плетеные узкие ленты, а в случае сильного ветра их привязывали к колу, вбитому в середине юрты. С купола свисали ленты для перевязывания жердей во время перевозок юрты. Эти ленты нередко заканчивались разноцветными кистями. В летнюю жару боковые войлочные стенки могли подниматься на высоту до метра, тогда ветер свободно обдувал помещение, а хозяева могли потягивая кумыс обозревать окрестности. Изнутри юрта делится на две половины, как когда-то разделился род человеческий. Север — женская, а юг — мужская.
На мужской половине — ближе к двери, то есть ближе к земле, — находится постель хозяев. Здесь развешивается оружие мужчины, конская упряжь, талисманы.
На женской — девичьей — постель невесты — дочери хозяина. Ниже — к двери — посудный шкаф, ступа для взбивания кумыса — символ Достатка. Эта половина гостевая, где не засиживаются. Дочь выйдет замуж, покинет отчий дом.
Покинет дом однажды и хозяин: в последний раз ему постелют на этой половине, уже уснувшему вечным сном. Потому как душа его готовится в путь — возвращается на Небо, откуда она пришла и опять придет, но уже в другом обличье.
В центре юрты — Огонь, очаг. Место почитания Духа Огня — Хранителя Очага. От-Ана, Май-Ана — Матерью зовут огонь казахи. Почитание Огня — одна из древних религий на земле. Огонь дал человеку тепло, горячую пищу, расплавил железо (стремена и стрелы).
Кочевник обрел Седло — свое рабочее место. Он чтит его — седло стоит на возвышении, украшенное узорами, олицетворяющими Время и Пространство, драгоценными камнями — символами Красоты и Богатства, чеканкой из благородного серебра — Оберега от Сглаза.
maboga
Юрта в топонимике
На Северном Кавказе корень «юрт» является одной из основ названий населенных пунктов: Верхний Юрт, Бабаюрт, Кизилюрт, Ножай-Юрт, Толстой-Юрт, Хасавюрт.
Также в Иркутской области существует железнодорожная станция Юрты. Рабочий посёлок городского типа ЮРТЫ. Находится в 40 км от районного центра г. Тайшет. В непосредственной близости от посёлка проходит федеральная трасса М53 в простонародье именуемая «московским трактом». Образован на месте бывшей зоны, заключенные которой строили деревообрабатывающий комбинат. Население примерно 10тыс.человек. Основное производство — лесопромышленный комплекс. Имеется:две общеобразовательные и одна музыкальная школы; православная церковь и один кинотеатр. Развита сеть магазинов и предприятий общепита.
maboga
Чум — конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. Диаметр чума в нижней части обычно составляет от 3 до 8 метров.
Хостинг фото
Яранга. Юрта. Чум.
Всего фото: 3

Историки жилища признают эту форму первым опытом искусственно создаваемого жилья, к которому человек обратился от полых, дуплистых деревьев и пещер. Прообразом чума могли служить прислонённые наклонно к дереву ветви. В Европейской России чум утратил своё былое назначение и превратился в служебную хозяйственную постройку: у марийцев, удмуртов, чувашей, татар его жердяной остов служит овином (шиш); покрытый соломой, он прикрывает ход в погреб. У западных финнов — в северной Финляндии и Карелии — он под именем коты служит в летнее время кухней. Посредине чума, под отверстием в его вершине, помещается здесь обыкновенно очаг, сложенный из мягких камней. Такого же рода кухни из еловых жердей встречались в 1840-х годах у эстонцев; на острове Хийумаа и около Вильянди кота с таким назначением была в ходу в конце XIX века, существует, вероятно, и теперь, но феллинская кота (кöк) представляется уже усложнением древней: конус из жердей служит уже крышей над круглой каменной стенкой.
Саамская семья возле своего жилища.
По мере перехода кочевых народов к оседлому образу жизни чумы выходят из употребления, а иногда их заменяют палатками.
Такой же шалаш, покрываемый летом парусиной, зимой — толстым войлоком, в первобытной форме встречается, под именем кота, у кочующих в Швеции саамов. У русских саамов он служит походным жильём (кувакса) и прикрывается до половины парусиной.
Camalleri
В юрте, чуме или в яранге не обитал. Жить там даже чуть-чуть не хотелось бы. Только если посетить с экскурсионной целью. Пока не удалось.
В юрте не жарко, там просто теплее, чем на улице. Температура выше нуля, но привычных +18-20 там нет



Рекомендуем почитать также топики:

конкурс "Золотая Уральская осень "

Радиостанции Ростова

Междуреченск, Камешок, Теба, Лужба..

ВСТРЕЧИ

ВСТРЕЧА