альбом Скрябин: Symphony No.5, «Прометей», соч. 60 LiveИсполнитель: Святослав Рихтер, Большой Хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР
Композитор: Александр Николаевич Скрябин
Симфония No. 5 «Прометей», соч. 60 LiveПрометей (Поэма огня)Прометей» («Поэма огня») — не античный миф о герое Прометее. Скрябинская поэма не имеет программы — программа «Симфонии света» — абстрактно-философского содержания, а оригинальная авторская программа вообще отсутствует. Произведение сочинялось в 1908—1910 гг. и было впервые исполнено 2 (15) марта 1911 года в Москве оркестром под управлением Сергея Кусевицкого. Премьера прошла без световой партии, поскольку аппарат не подходил для исполнения в большом зале.
О замысле «Поэмы огня» конкретных документальных данных сохранилось немного.
скрытый текст
Существует информация, что в «Поэме экстаза» Скрябин намеревался использовать идею «световой симфонии». В письме к М. Морозовой от 4.09.1907 г. говорится, что М. Альтшулер (дирижер Русского симфонического оркестра в Нью-Йорке) хочет поставить «Поэму экстаза» и применить в первый раз световые эффекты. Существуют свидетельства, что в 1907 году Скрябин разговаривал со своими современниками о намерении включить в «Мистерию», наряду с синтезом музыки и хореографии, и «гамму световых эффектов».
Замысел «Прометея» имеет много общего с идеей «Мистерии». В символическом виде в «Прометее» отразились ключевые вехи концепции «Мистерии». В соответствии с объемностью и многоплановостью замысла сочинения — необычен состав исполнителей: большой состав симфонического оркестра, фортепиано, орган, хор и цветовая клавиатура, сопровождающая музыкальное развитие сменой цветовых волн, освещающих зал