ЖАРОВ Михаил Иванович
27.10.1899 - 15.12.1981Народный артист СССР (1949)
Герой Социалистического труда (1974)
Лауреат Государственных премий СССР (1941 - за участие в фильме "Пётр Первый", 1942 - за участие в фильме "Оборона Царицына", 1947 - за театральную работу)
Родители
Однажды в 1872 году сторож Николаевского приюта утром обнаружил у дверей младенца в изящном кружевном конверте с голубыми бантами и прикрепленной запиской: "Назовите мальчика Иваном". Вполне вероятно, что мальчик был плодом любви какой-нибудь актрисы и знатного человека. В ту пору нередко молодые, которым не позволяли сословные приличия соединиться, оставляли своих детей именно в Николаевском приюте. Так и появился на свет отец Михаила Жарова - Иван.
Фамилию Жаров Иван получил от своей воспитательницы. Тогда в приюте существовало правило: каждая воспитательница брала на попечение трех воспитанников и обучала их профессии. Когда дети выпускались "в жизнь", они получали фамилию своей наставницы.
Мама Михаила Жарова - Анна Семеновна Дроздова - происходила из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии.
Детство
В начале 20 столетия детская смертность была все еще достаточно высокой. Не обошло это стороной и семью Жаровых. В младенчестве умерла их первая дочь - Надя. 27 октября 1899 года появился Михаил. Затем родилась Шура, она тоже умерла... После нее, в 1907-м, родилась Лида, в 1911-м - еще одна Шура, а потом - самая младшая - Нина.
Первые роли в театре и кино
В 1915 году шестнадцатилетнего Михаила Жарова приняли в театр "Опера С. И. Зимина". Рассказывает дочь актера Елизавета Жарова: "Знаете, есть такой штамп - "долговязый подросток с тонкой шеей". Вот таким и был 16-летний папа - худой, длинный, вихрастый. Он служил у Зимина на посылках: выполнял мелкие поручения, в частности, разносил билеты для бедноты…".
На сцене Михаилу Жарову доверяли роли бессловесных статистов. Впервые он появился перед зрителями в опере Кюи "Капитанская дочка". Михаил изображал инородца, который вылезает на сцену из-под забора и получает палкой по голове. На первом же спектакле Миша от удара потерял сознание и, придя в себя, твердо решил: "Буду артистом".
В том же 1915 году Жаров впервые снялся в кино. Произошло это случайно. В театр пришел человек из съемочной группы и пригласил всех желающих сняться в массовке кинематографического варианта оперы Римского-Корсакова "Псковитянка" с Шаляпиным в роли Ивана Грозного. Жаров боготворил Шаляпина. К тому времени он уже не раз участвовал в массовках спектаклей, где играл этот знаменитый певец. Теперь же представилась возможность поработать рядом с ним на съемочной площадке.
В фильме Михаил Жаров изображал опричника. Ему приклеили бороду, посадили на коня… В кадре промелькнул он лишь мгновение, да и то узнать его было достаточно трудно, но, тем не менее, это был его кинематографический дебют.
Революция
В 1916 году Жаров сделал попытку поступить в только что открывшийся театр-кабаре "Летучая мышь", но его не приняли. Тогда Михаил принял решение учиться. И здесь его ждала неудача. Сначала ему отказали в училище Малого театра. "У тебя каша во рту", - пояснил решение комиссии один студент, присутствовавший на экзамене. Затем последовал отказ в студии МХАТ. Вопрос о платном обучении отпадал сам собой - у Михаила ничего не было. Он вновь вернулся в оперный театр Зимина.
С присущим его возрасту восторгом, Михаил встретил революцию 1917 года. Вспоминает Елизавета Жарова: "Папа записался в народную дружину, получил какой-то мандат и с гордостью сообщил матери по телефону: "Мама, я народная милиция №10!" Но утром бабушка не пустила его "делать революцию": "Сиди дома, без тебя обойдутся!"".
Вскоре большинство студий были закрыты. Жаров, получив приглашение Владимира Тодди - режиссера Первого передвижного театра Красной Армии, отправился с выступлениями на Восточный фронт.
Первая жена. Сын
В 1919 году Михаил Жаров вернулся в Москву. Вернулся не один. Вспоминает Светлана Жарова (племянница актера): "В 1919 году дядя Миша привез с Деникинского фронта, куда ездил с агитпоездом, жену Дину, уроженку Минска. Родители были в шоке - Дина оказалась старше дяди, совсем еще мальчика, на два года! Недели две они проплакали, однако ни словом не упрекнули молодых. Когда дети спрашивали у матери совета при вступлении в брак, она рассуждала так: "Если скажу "да", а ваша жизнь не сложится - я буду виновата; если скажу "нет", и ваша жизнь тоже не сложится - снова виновата буду я. Поэтому поступайте, как считаете нужным. А мы с отцом всегда и во всем вам поможем"".
В 1921 году у Михаила и Дины родился сын Женя. Впоследствии он стал актером. Работал в Театре комедии имени Н.П. Акимова, снимался в фильмах "Человек в зеленой перчатке" и "Калина красная". Стоит отметить, что прокладывал себе дорогу Евгений сам, Михаил Жаров терпеть не мог блата и кумовства.
Кино. 20-е годы
Еще в середине 20-х годов Михаил Жаров начал сниматься в кино. Первую большую роль - красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, - Жаров сыграл в 1925 году в фильме "Дорога к счастью".
В основном же в те годы Михаил играл небольшие роли: половой в кинокомиксе "Мисс Менд", председатель Ревкома в драме "Два-Бульди-Два" и другие. Но и в небольших ролях он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, сочные, яркие краски, наделяя всех - и отрицательных и положительных героев - общим качеством: все они великие жизнелюбцы, обаятельные, уверенно и по-хозяйски чувствующие себя в этой жизни. Не случайно, что уже в те годы Жарова считали непревзойденным мастером эпизода.
"Путевка в жизнь"
Настоящую славу Михаилу Жарову принесла роль Жигана в драме Николая Экка "Путевка в жизнь" (1931). Этот первый советский звуковой фильм рассказывал о коммуне для беспризорников. Жаров играл главаря воровской шайки, бандита-убийцу, сбивающего малолетних беспризорников с пути истинного. В роли Жигана артист умело использовал возможности звукового кино: играл на гитаре и пел, дал своему герою особый говор, демонстрировал своеобразное обаяние и все тот же шик.
Персонаж Жарова вышел настолько убедительным и живым, что даже воровской мир признал его "своим". Примечателен случай произошедший однажды с актером. Как-то в магазине у него украли кошелек. На выходе Жаров услышал, как один вор говорил другому: "Ты что, своих не узнал?". Кошелек был возвращен!
Кино. 30-е годы
30-е годы - расцвет всенародной популярности Михаила Жарова. В кино артист был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссеры. У Владимира Петрова он сыграл веселого озорника Кудряша ("Гроза", 1934) и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова ("Петр Первый", 1937), у Исидора Анненского - громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова ("Медведь", 1938) и жизнерадостного учителя Коваленко ("Человек в футляре", 1939).
В фильмах Г. Козинцева и Л. Трауберга о революционере Максиме ("Возвращение Максима", 1937 и "Выборгская сторона", 1938) Жаров опять с шиком и обаянием сыграл отрицательного персонажа - конторщика Дымбу. По ходу фильма он пел знаменитую доныне песенку: "Цыпленок жареный, цыпленок пареный, цыпленок тоже хочет жить". Популярность его персонажа и песни была такой, что Жарову даже пришлось обратиться к правительству с просьбой выделить ему машину - появляться на улице он не мог, мальчишки дразнились: "Цыпленок жареный идет!".
Вот еще один случай, связанный с неслыханной популярностью Жарова. Как-то он отдыхал на юге и во время прогулки в правительственной резиденции повстречал Сталина. Артист постарался увернуться от встречи, но вождь игриво ему сказал: "А я вас знаю!". "Конечно, - растерянно буркнул Жаров. - Меня все знают".
Людмила Целиковская
В 1943 году на съемках музыкальной комедии "Воздушный извозчик" Михаил Жаров познакомился с актрисой Людмилой Целиковской. Юная актриса была необычайно красива и кокетлива. В картине Михаил Жаров играл уже немолодого, отважного летчика Баранова, влюбленного в начинающую певицу, роль которой исполняла Целиковская. Любовь с экрана они перенесли и в жизнь.
Расставаясь с Людмилой Полянской Михаил Иванович поступил так, как поступал всю жизнь в подобных ситуациях: оставил бывшей жене большую квартиру на Тверской, не взяв оттуда ничего - даже свои любимые книги.
С Людмилой Целиковской Михаил Жаров прожил семь лет. Первоначально они снимали номер в гостинице "Москва", затем Михаил Иванович получил небольшую квартиру.
Фильмы военного времени
Помимо уже упомянутого "Воздушного извозчика" Михаил Жаров в период войны снялся еще в десятке фильмов: "Оборона Царицына", "Актриса", "Во имя Родины" (старый опытный солдат Глоба), "Юный Фриц" (Фриц), "Близнецы (Еропкин) и других. Фильмы разного уровня и с разной судьбой. К примеру, пропагандистский сатирический памфлет "Юный Фриц" так и не вышел на экраны. Зато комедия "Близнецы" (1945), где Михаил Жаров сыграл главную роль в месте с Людмилой Целиковской, имела большой зрительский успех многие годы.
Одной из самых ярких работ Жарова в период войны была роль Малюты Скуратова в исторической картине "Иван Грозный" (1944). Вместе с ним вновь снялась и Людмила Целиковская. Первоначально планировалось, что в фильме сыграет знаменитая балерина Галина Уланова, но Жаров настоял на кандидатуре своей молодой жены.
Специально для Целиковской Жаров взялся и за режиссуру, поставив военную комедию "Беспокойное хозяйство". О том каким режиссером был Михаил Жаров, вспоминает Александр Граве, исполнитель главной роли в фильме: "Держал всех крепко, но не тиранил. Да он и сам не терпел "наполеончиков". Работал с удовольствием, много придумывал, дорожил атмосферой фильма, прекрасной компанией актеров". Съемки фильма были начаты в самый разгар войны, а закончены в 1946 году.
В картине снималось целое созвездие актеров. Людмила Целиковская сыграла в фильме главную роль ефрейтора Тони, в которую влюблены два летчика - Герой Советского Союза Крошкин (Виталий Доронин) и французский офицер Лярошель (Юрий Любимов), которые навещают девушку между боями. Но она отдает предпочтение Огурцову (Александр Граве), который, успешно выполнив первое задание, ухитрился привести в часть пленных немцев. Сам Жаров с блеском сыграл старшину Семибабу, в роли диверсанта снялся замечательный актер Сергей Филлипов, в крошечном эпизоде дебютировал в кино Михаил Пуговкин. Играл даже Алексей Аджубей, зять Хрущова. Рассказывали, что Жаров, посмотрев на его работу, достаточно недвусмысленно предложил... сменить профессию.
Фильм подвергся нелицеприятной критике за безыдейность и потрафление невзыскательным вкусам зрителей, жаждущим лишь развлечения в кино. Зато среди зрителей он пользовался большим успехом, заняв седьмое место среди советских фильмов в прокате 1946 года.
Разрыв с Целиковской
Михаил Жаров очень любил свою жену, с удовольствием выполнял все ее капризы, даже покупал ей старинные украшения. Но после войны Целиковскую захватила новая любовь - она познакомилась с К. Алабяном, жившим с ними в одном дворе. Некоторое время Людмила пыталась скрывать свой роман, но Михаил Иванович был не из тех людей, кто узнает обо всем последний, и решительно порвал с ней. Этот разрыв закончился для него бессонницей, сердечными спазмами и микроинфарктом.
Рассказывали, что как-то Целиковская призналась друзьям: "О чем я жалею, так это о том, что рассталась с Мишей Жаровым. Он был в моей жизни самым настоящим".
Майя
Отдыхая в Истринском санатории, Михаил Жаров познакомился с семьей известных врачей Гельштейнов - Элиазаром Марковичем, Гиндой Хаимовной и их дочерьми Майей и Викой. Михаил Иванович, чей возраст к тому времени приближался уже к пятидесяти, безумно влюбился в Майю, которая была на тридцать лет его моложе. Не могла не обратить на великолепного актера и Майя. Вскоре она уехала сдавать экзамен в Москву. Там она вновь и вновь вспоминала о нем, накупила открытки с его изображением и сделала запись в своем дневнике: "Что мне делать? Я влюбилась в старого некрасивого артиста Жарова!.." Когда Майя вернулась в санаторий, Жаров рухнул перед ней на колени и заплакал: "Я знаю, что не должен вам это говорить, но я вас безумно люблю…". Вскоре он сделал ей официальное предложение.
Испытание характера
Михаил Иванович сделал предложение Майе в весьма непростое время. Как раз в этот период началась печально известная травля врачей-евреев. Одним из первых подвергся гонениям отец Майи Элизар Маркович. Сначала была статья в студенческой газете, обливающая грязью заслуженного профессора. Затем начались бесчисленные комиссии по проверке работы его кафедры. Элизар Маркович перенес несколько инфарктов, но каждый раз возвращался в институт - преподавал, писал статьи и учебники. В 1952 году он подал заявление об уходе, а в феврале 1953 года его арестовали. Была арестована и его жена.
Михаил Иванович и вся семья Жаровых повели себя очень достойно. Когда все отвернулись от семьи Гельштейнов, они одни поддерживали их морально. Мало того, Жаров приютил в своей квартире и сестру Майи Вику. В то время у Жаровых уже росла дочка Анюта, и Майя ждала второго ребенка.
Все эти события не могли не отразиться на Михаиле Жарове. Руководство Малого театра сняло его с должности партийного секретаря. Вчерашние знакомые, еще недавно заискивающие и лебезившие перед ним, теперь отводили глаза, чтобы лишний раз не здороваться.
Но Михаил Иванович не только не изменил своей позиции, но на одном из собраний резко заявил, что от родителей жены никогда не отречется. Тогда начались угрозы по телефону…
50-е - 60-е
Естественно, что ни о каких работах в кино или в театре в начале 50-х и речи не могло быть. Лишь после смерти Сталина, когда родители Майи были реабилитированы, Жаров начал вновь сниматься в кино.
Он сыграл Прохора в фильме-спектакле "Васса Железнова", Артынова в мелодраме Исидора Анненского "Анна на шее" (1954), Свиристинского в музыкальной комедии "Девушка с гитарой" (1958). Позже он появился перед кинозрителями, пусть в небольших, но ярких ролях: туповатого военного министра в музыкальной комедии "Каин ХVIII", снятой по сказке Евгения Шварца "Два друга", и циника Ухова в мелодраме Георгия Натансона "Старшая сестра".
Анискин
Последним всенародным успехом Михаила Жарова стала роль деревенского детектива Анискина. Первый фильм об этом почти фольклорном персонаже, который так и назывался "Деревенский детектив", был поставлен в 1968 году режиссером Иваном Лукинским по одноименной повести Виля Липатова. Милиционер Анискин настолько понравился и публике, и критике, и начальству, что вскоре вышло еще два телефильма о хитроватом и добродушном сельском участковом: "Анискин и Фантомас" и "И снова Анискин".