Махасиддха Тилопа - изображения старинных ксилографовОднажды, когда Тилопа находился в созерцании, Абхаякирти (Наропа) приблизился к нему, сделал простирания, поднес мандалу и взмолился: «Гуру, пожалуйста, дайте мне наставления». В ответ Тилопа показал ему тринадцать символов.
Он начал: «Чтобы получить наставления, сначала необходимы подтверждения. Поэтому сходи, принеси несколько горячих углей и хлопковую ткань». Когда Наропа сделал это, Тилопа расстелил ткань на земле и проткнул ее колышками. Сказав Наропе держать одну сторону, он поджег другую. Ткань сгорела, и от нее остался лишь пепел. Тилопа спросил: «Наропа, ты понимаешь, что это значит?», и последний ответил: «Я понимаю, что сверкающее понимание и наставление Гуру, которое подобно огню, сжигает эмоциональное непостоянство ученика, которое подобно хлопковой ткани. Посредством этого вера в грубую реальность внешнего объекта разрушается, и так как этот вид веры в отношении реальности становится более недвойственным, то нет возврата в мирское». Тилопа не сказал ничего.
Затем Тилопа указал ему на прозрачный кристалл. Наропа сказал, что он понимает, что духовность ученика должна остаться незатронутой фальшью и обманом благодаря пребыванию в чистом созерцании.
Тилопа попросил Наропу принести клубок ниток и размотать его. Когда это было сделано, Тилопа просто отбросил нитки и ушел. Наропа заявил: «Сети, в которые собственный ум пойман в Сансаре, должны быть отброшены и оставлены лежать на своем месте, в реальном уме».
Тилопа положил драгоценный камень себе на голову. «Я понимаю так: драгоценный камень, создающий Сансару и Нирвану - это Гуру, и следует думать о нем как о неотделимом от своей короны». Затем Тилопа взглянул на эту драгоценность. «Я понимаю так: увидеть Абсолютную Законченность в этой жизни - это значит достичь высшего осуществления, Махамудры, и искренне преданным взором следует смотреть на действие и поведение Гуру как на высочайшую добродетель».
Тилопа наполнил сосуд чистой холодной водой и предложил Наропе выпить ее. «Я понимаю так: жар эмоционального непостоянства во мне и в других снижается холодной водой духовного наставления».
Тогда Тилопа наполнил несколько сосудов водой, слил их в один, а затем вновь наполнил многие из одного. «Это переливание - демонстрация того, что одна ценность является во многих формах и это многое имеет только одну ценность».
Тилопа указал на треугольник как на источник всех вещей. «Это символ того, что вся реальность, выступающая в качестве актуальности трех дверей к освобождению, никогда не имела происхождения».
Тилопа нарисовал точку-тигле. «Я понимаю это как символ того, что все вещи происходят от созидательной потенциальности Дхармакаи».
Тилопа коснулся его груди и склонил его голову. «Я понимаю, что созидательная потенциальность Дхармакаи - это только потенциальность».
Тилопа указал на змею, раскручивающую самое себя. «Это символ того, что Сансара становится свободной через самое себя».
Тилопа представился немым. «Я понимаю, что опыт интуитивного озаряющего понимания невозможно выразить словами».
Наконец Тилопа показал ему плод. «Я понимаю это так: когда плод в индивидуальной самодостаточности созревает, то осуществляется бытие-для-других. Вот как я понимаю каждый символ».
Дубчен Наропа - изображения старинных ксилографов