На библейские акварели и рисунки (так называемые «Библейские эскизы») ушли все творческие силы мастера на последнем этапе его жизни.
Под воздействием рационализма Штрауса живописец несколько охладевает к «Явлению Мессии», хотя и доводит работу до конца. Новый, еще более грандиозный проект, проект храма, влечет художника — для него, в виде эскизов будущих росписей, он создает огромный цикл библейских акварелей и рисунков (1850-е гг.). Мерная эпическая ритмика сочетается тут с феерическими романтически-визионерскими эффектами, предвосхищающими искусство символизма.
Миф и историческая среда, легендарность и подлинность, повседневность и чудо сплавлены воедино в библейских эскизах («Бичевание Христа» , «Христос и Никодим», «Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа». Художник достигает «живого воскрешения древности». Порой кажется, что сам он бродил под жгучим палестинским солнцем вслед за пестрой толпой, среди мытарей и рабов, внимая пророчествам странствующего проповедника.
Бичевание Христа. 1850-е гг.Бумага коричневая, акварель, белила, кисть. 29,5 х 46,5
Христос и Никодим. 1850-е гг.Бумага коричневая, акварель, белила, кисть. 26,5 х 39,5
Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа. 1850-е гг.Бумага коричневая, акварель, белила, кисть. 43,5 х 60,5