Ну вот пример гадания:
Пример третий: Отец опытнее сына.
Зимний вечер, метель за окнами дома. Шао и его сын сидят у огня. Вдруг кто-то стучится в дверь. Сначала один стук, а чуть погодя — пять подряд. Затем кто-то зовет: «Шао, вы дома? Я хочу у вас кое-что одолжить».
Шао открывает дверь, и входит сосед, вслед за которым врывается снежный вихрь и холодный ветер. Шао кое-что задумал. Он хочет проверить, насколько хорошо его сын научился гадать. Он говорит вошедшему: «Не говорите, что вы хотите взять. Пусть мой сын это вычислит. Проходите-ка и устраивайтесь пока у огня».
Как и отец, сын Шао изучает И-Цзин. Конечно, он может начать с чисел часа, дня, года и составить бэнъ гуа, затем ху гуа и чжи гуа. Но поскольку отец испытывает го мастерство, Шао-младший хочет отличиться и изобрести свой собственный метод. и вспоминает, что сосед постучался в дверь один раз, а потом пять раз. Он решает, что То и есть ключ, и принимает один стук за внешнюю триграмму (= Цянь), а пять стуков —за внутреннюю ( =гт= Сюнь). Недавно было 10 часов, так что число часа — 22. Для получения подвижного яо он складывает 1,5 и 22, получая 28, и делит это на шесть, В остатке — четыре. Подвижное яо —четвертое. Полное гадание такое:
Это очень интересный случай, поскольку из шести триграмм три —Цянь, а остальные три — Сюнь. Цянь — это металл, а Сюнь — дерево. Поэтому предмет, который хочет позаимствовать их сосед, связан с металлом и деревом. Сын принимает решение:
— Вы хотите одолжить мотыгу.
— Неправильно, — говорит Шао, — он хочет взять топор.
— Что вы хотите взять? — спрашивают отец и сын у соседа в унисон.
— Топор.
Шао улыбается и объясняет сыну, в чем его ошибка. Сюнь обычно представляет нечто длинное, так что деревянная рукоятка вполне подходит. Но Цянь представляет округлую форму, особенно применительно к металлу. Мотыга обычно имеет острый конец или плоское лезвие, а лезвие топора всегда изогнуто, чтобы лучше рубить дерево. Так или иначе, топор и мотыга — вещи близкие, поэтому Шао искал других подтверждений. Днем сосед мог бы использовать мотыгу. Но ночью? Ночью вне дома работать невозможно из-за темноты (да к тому же сейчас вообще зима). Но топором можно воспользоваться и ночью — наколоть дров, например. Шао склоняется к топору. Это решение вполне приемлемо с учетом времени гадания.
Этот пример демонстрирует нам роль перемен в гадании. Все изменяется, и мы должны приводить наше прорицание в соответствие с тем, что нам известно о текущем моменте.
Тогда гадание будет указывать нам более точное направление. Мы могли бы спросить у Шао и его сына: «А как насчет молотка? У него ведь округлая головка». Но во времена Шао того, что мы называем молотком, в Китае не существовало. Однако если бы это гадание происходило сегодня, мы, конечно же, должны были бы учесть и молоток. Кроме того, вы видите, как полезно обращать внимание на то, что производит на вас сильное впечатление. Внимание сына Шао привлек способ стука в дверь, и он использовал его для построения триграмм.