Новости с межрегионального круглого стола по вопросам казачества:
КАЗАКИ ЗАДУМАЛИСЬ О БУДУЩЕМ (газета «ВСЛУХ о главном №41 от 21.10.2011 г.)
Перед казаками встают вопросы преемственности.
Участники круглого стола в Тюмени, посвященного
актуальным проблемам современного казачества
Сибири и тюменского региона, говорили и о проблеме
воспитания будущих поколений казаков.
Проблему поднял один из участников обсуждения, заметив, что в казачьих сходах участвуют в основном люди зрелые, от сорока лет и старше. Он задал простой вопрос: где их дети, как они воспитаны, почему молодежи у казаков не видно? Прозвучало также мнение, что традиции и культура, аккумулирующие суть казачества, лучше всего могут сохраняться именно в этнических казачьих семьях, несмотря на то, что возможность влиться в эту среду, в принципе, есть у всех вне зависимости от происхождения.
За авторитетным мнением обратились к руководителю центра казачьей джигитовки из Омска Сергею Шалаеву, кстати, отцу шестерых детей. Он вывел простую формулу: «Как мы их воспитаем, такими они и будут, это от нас зависит. Тут разговор короткий». Он упомянул о другой проблеме: современные дети с компьютером дружат больше, чем с физкультурой. Последствия – сколиоз у подавляющего большинства. За пять лет работы его центра из двухсот ребят здоровыми пришли от силы пять человек. И тут же предложил проверенный на личном опыте способ традиционного казачьего воспитания как универсальный способ вырастить здоровое поколение. «Лучшим «адаптером» между цивилизацией и природой может быть именно конь, – решительно заявил он. – Кто-то говорит, что дельфины помогают, какие-то биотоки там у них. Но они у нас не водятся. А кони, слава богу, есть. Деды как говорили: казак без коня – кругом сирота. Не самые глупые люди были».
В продолжение разговора о сохранении традиций он вкратце рассказал о работе своего центра и о системе учреждений в России, где сейчас занимаются казачьей джигитовкой. А затем плавно перешел к тому, что казачьи соревнования более широкого спектра – рубка лозы на скаку, владение оружием, кулачные бои и другие, которые проводятся в разных регионах, пора выводить на войсковой уровень, чтобы соревновались отделы. Для этого не требуется чего-то сверхъестественного: как всегда, нужны инициаторы, заинтересованные частные клубы, а возможности для этого есть.
Смена поколений – вопрос актуальный, согласился кандидат педагогических наук, профессор, заместитель верховного атамана Союза казаков России, атаман Союза сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков Сергей Толмачев. По его мнению, важно ответить на вопрос: есть ли вообще будущее у казачества?
«Возрождение и становление казачества – процесс не одного дня», – напомнил он. Так, толчок к возрождению казачества дали развал Советского Союза и рост национального самосознания. После 1996 года появились реестровые казаки. В 2008 году родилась концепция государственной политики в отношении российского казачества. Начали действовать центростремительные силы. Сейчас разработан проект стратегии развития казачества до 2020 года. Главным недостатком этого документа, по мнению Толмачева, является то, что упор в нем делается на государственную службу. «В общей структуре госслужба занимает самую верхушку пирамиды, небольшую часть. Тогда как в основание должны быть положены казачья община, культура, традиции, образование и так далее. Этого нет. Вопрос: откуда брать казаков? С улицы? Отсюда и непонимание», – уверен атаман.
В качестве примера положительных тенденций развития он привел факт организации казачьего поселения на базе бывшей казачьей станицы в Омской области, там поселились потомки казачьих родов, приняли атаманское правление, используют все традиционные казачьи атрибуты. Плюс к тому губернатор региона поставил задачу создать десять таких поселений. Это и есть здоровое ядро, здоровые силы. «Вот вам будущее: резерв, культура, традиции и так далее», – заявил Сергей Толмачев, педагогично добавив, что сам он в наличии будущего у казачества не сомневается, и этот круглый стол – лишнее доказательство, что в российском казачестве идут позитивные процессы.
О важности сохранения семейной родовой памяти высказалась завкафедрой туризма ТюмГУ, профессор, доктор исторических наук Наталья Балюк. Она предложила практическое решение: во-первых, выделить вопросы генеалогии на грядущей в следующем году научно-практической конференции казаковедов в отдельную секцию родословия, во-вторых, на сайте института гуманитарных исследований открыть родословный портал, где будет аккумулироваться полезная информация на эту тему. Она вызвалась сопровождать эту работу. «Опубликованные массовые статистические источники, кладези сибирских архивов, которые еще недостаточно задействованы, позволят реконструировать родословие сибирских казачьих родов. Эту возможность надо использовать, это наша память», – уверена она.
Еще один практик – кандидат педагогических наук, доцент Уральского пединститута Наталья Кашина – рассказала о подготовке методического пособия для учителей музыки в классах с казачьим этнокультурным элементом. «По опыту обращения к истории Уральского и Оренбуржского казачьих войск могу сказать, что ни одно повседневное или праздничное мероприятие не проходило без участия музыки», – отметила она, говоря о казачьем музыкальном воспитании. Кашина пояснила, что есть много серьезных исследований на эту тему, однако в них нет методического преломления для учителя музыки. На периферии порой работают учителя музыки, которые не знают ни одной казачьей песни. При этом в России много учреждений казачьей направленности: дошкольные детские учреждения, детские казачьи корпуса, казачьи классы в обычных школах, казачьи факультеты, в учебные планы которых вводятся курсы, содержащие историко-культурные традиции казачества.
Участники обсуждения немедленно поинтересовались, где такое методическое пособие можно найти. Оказалось, что пособие Наталья Кашина издала на собственные средства, тираж небольшой, и последний экземпляр она как раз держала в руках. В итоге договорились обменяться координатами и договориться о распространении если не печатного, то хотя бы электронного варианта книги.
Участниками круглого стола в Тюмени стали более тридцати ученых, историков-казаковедов, представителей казачества из Тюмени, Омска, Нягани, Екатеринбурга, Тарко-Сале, Томска, Салехарда, Барнаула, а также представители власти региона и северных округов. И выглядели собравшиеся неоднородно, бок о бок за круглым столом сидели участники в гражданском и в разнообразной казачьей форме, кто-то поправлял галстук, а кто-то лихо подкручивал казацкий ус. Как всегда, когда это касается казаков, не обошлось научное мероприятие без песен, шуток, острых замечаний, заставлявших хихикать весь в общем-то серьезно настроенный зал, и без горячих споров, которые мирно разрешались.
Татьяна Панкина
Фото Любови Годиенко