Полная версия Вход Регистрация
Suleyman
QUOTE
Сказки? Кгхм... Это новое слово в исторической науке. То есть Рим поздней империи, по-вашему, ничем принципиально не отличался от Рима времен Республики?

Безусловно отличался. Однако почитайте например это:
http://www.biometrica.tomsk.ru/ftp/life/ligachev.htm
Ничего не напоминает? :)
QUOTE
А в чем вы наблюдаете прогресс римского общества и государства? В проникновении в военную, а затем и гражданскую администрацию все большего количества варваров? В разложении военной системы с частичной заменой ее на наемные варварские контингенты? В децентрализации империи? В фактическом самоустранении бывшей национальной элиты от управления империей? В накатывающих друг за другом экономических, административных и религиозных кризисах?
Какие культурные достижения принадлежат имперскому Риму, которые не были бы переработанным наследием эллинистической культуры? Технические новинки, отмечающие именно этот период и позволяющие вырваться вперед по сравнению с Ближним Востоком или предупредить надвигающуюся грозу со стороны европейских варваров? Был ли осуществлен отказ от рабства в пользу колоната?

"Золотым веком" считается 96-192 гг.. правление Антонинов.
Достижения "золотого века" это например траяновский фонд кредитования крестьян, подъем экономики Италии (при Траяне же),
модернизация администрации и городского самоуправления при Адриане, продуманная экономическая политика Антонина Пия,
Колонат это отдельная тема, я не уверен, что он был прогрессивным явлением по отношению к предшествовавшему рабству.
Дальше идет III век, как Вы правильно указали - начало упадка. Именно к нему и относится проникновение варваров в армию, разложение военной системы (с редкими рецидивами в правление способных правителей) и децентрализация.
К середине III века христианские общины в основном уже оформляются в четкую организацию - церковь, во главе каждого из подразделений которой находится облеченный особыми полномочиями глава общины - епископ. Происходит разделение христиан на клир и мирян, начинает складываться территориальная структура церкви, собираются первые соборы епископов, пока еще поместные, оформляется христианская обрядность и основы литургии, возводятся первые христианские храмы. Интересное совпадение, да? wink.gif
QUOTE
Марцеллин «скучает» по тем временам, когда Рим действительно был центром стремительно растущего и развивающегося государство, жадно впитывающего в себя опыт более древних культур. А не паразитом на теле империи, выкачивающим ее и без того отнюдь не бездонные ресурсы.

Однако по языческим временам. Более языческим, чем времена Марцеллина.
QUOTE
Suleyman, вы путаете причину и следствие. Причем делаете это явно намеренно.
О каком «ослаблении язычества» вы говорите? Когда и где оно было сильно? Культ традиционных италийских богов был принципиально чужд подавляющему большинству населения империи. В 212 г. была издана Constitutio Antoniniana de Civitate, и десятки миллионов жителей империи в один миг превратились в ее граждан на равных правах с италиками. Еще раз обращаю ваше внимание – десятки миллионов человек: галлы, бритты, германцы, иллирийцы, фракийцы, сирийцы, евреи, египтяне и сотни других больших и малых народов. Они все были уравнены в гражданских правах с потомками тех, кто создал империю, тех кто поклонялся Юпитеру и Юноне. Вот только все эти миллионы, десятки миллионов поклонялись совершенно иным богам. Исповедовали десятки иных религий.
Так при чем здесь христиане, бывшие лишь одними из многих? Тем более, что большую часть III в. и начало IV столетия, до издания Миланского эдикта, христианство находилось под жестким прессом властей, т.е. было поставлено в заведомо менее выгодные условия, чем большинство его конкурентов.

Вообще-то ИМХО это было скорее плюсом для христианства на начальном этапе. Христиане очень любили и любят мучеников. Это их эффективнейшее средство пропаганды. "Ослабление язычества" это не ослабление традиционных италийских богов, а ослабление самой традиции синкретизма. Под римским язычеством я понимаю совокупность всех богов империи и их относительно бесконфликтное сосуществование (бесконфликтное именно потому что языческое). Вот эта традиция синкретизма и подтачивалась христианской нетерпимостью.
QUOTE
В ситуации, возникшей после эдикта Каракаллы, империю не мог не постигнуть религиозный кризис, т.к. собственно римская религия оказалась религией меньшинства, к тому же меньшинства, теряющего инициативу.

А какое это имело значение? Империя выросла, общественные отношения в ней стали гораздо сложнее и комплекснее. Вполне закономерно, что и религиозное разнообразие выросло. Это еще не кризис. :) Кризис мог возникнуть только в том случае, когда это религиозное разнообразие привело бы к конфликтам. А это возможно только при нетерпимости, которую и принесло христианство. Если они даже императору не хотели поклоняться, несмотря на политическую подоплеку, то о чем дальше говорить? :) Это ИМХО было то новое для Рима, что принесли из Иудеи христиане - религиозный радикализм.
QUOTE
римская религия оказалась религией меньшинства, к тому же меньшинства, теряющего инициативу. Усматривать в последующей борьбе различных религиозных течений вину христиан... ну не знаю... это попросту противоречит логике. Христиане выиграли в этой борьбе. Но обвинять их в том, что это они сварганили такую разноплеменную империю, а потом разом огорошили всех равными гражданскими правами, спровоцировав борьбу за первенство...

Безусловно, Римская империя переживала кризисы не только по религиозным причинам. :) Причины кризисов конечно намного обширнее и комплекснее. Однако ИМХО христианство усугубило имеющиеся противоречия и привнесло губительный элемент религиозных конфликтов. Может быть именно этот элемент и стал соломинкой, переломившей спину верблюду.
QUOTE
И что она должна была продемонстрировать? В чем доказательство прогрессивности политеизма? Ссылка доказывает как раз таки прямо противоположное:

QUOTE
В начале 3 века н.э. под влиянием различных факторов начался кризис Римской империи. Тогда Рим столкнулся с сильной инфляцией (ранее ее уровень не превышал 1%). Тем не менее, после знаменитой "чумы Антонина" цены выросли вдвое. Тогда же исчезли римские банки.

Почти все изложенное по ссылке до этого, говорит о прогрессивности политеизма. wink.gif В 3 веке христианство уже обосновалось в Римской империи. :)
QUOTE
Это империя на самом ее пике. Кризис. Кризис, надвигавшийся уже давно. У вас, как я понимаю, ответ на вопрос о «различных факторах» будет один – христиане? Ну да, если в кране нет воды... дальше мы все знаем, кто виноват)) Очень удобно.

Сложно однозначно ответить на вопрос, являлись ли христиане одной из причин кризиса или его симптомом. Свое мнение о том вреде, который они нанесли Римской империи я изложил выше.
QUOTE
Каковая является преимущественно дальнейшим развитием традиций Эллады.

Ну и что? Преемственность традиций как-то обесценивает культуру?
QUOTE
Так в том-то и дело, что она не сохранялась. За последние два тысячелетия северные и центральные районы современного Китая несколько раз повергались подвижкам народов, сравнимых с Великим Переселением народов нашей истории. Вот только в истории Европы новой эры Великое Переселение, перекроившее карту, было всего одно.

Ладно, это отдельная тема.
QUOTE
Suleyman, а теперь будьте любезны, объясните мне, чем даосский пантеон, в который мог быть включен, цитирую «любой незаурядный исторический деятель, даже просто добродетельный чиновник, оставивший по себе хорошую память», принципиально отличается от христианского пантеона святых?

Как только Вы объясните мне, чем христианский пантеон святых принципиально отличается от политеизма. :) Святые - ИМХО представляют собой языческие пережитки или заимствования в монотеизме. Суть монотеизма в том, что существует только один бог. Какое отношение имеет внутренняя конкуренция между богами к политеизму я понять затрудняюсь.
В случае даосизма говорить об одном боге (или даже об одном самом главном боге) сложно.
QUOTE
Т.е. мы имеем дело с реформированием язычества в монотеистическом толке.

А в чем выражается его монотеизм? blink.gif
QUOTE
Пока что ничего подобного ни на одном примере продемонстрировано не было.

Философские школы в др. Греции. Локаята в Индии. Некоторые материалисты в Китае.
QUOTE
Опыт европейской цивилизации свидетельствует прямо об обратном.

Напротив, именно об этом. :) Развитие науки происходит одновременно с ломкой христианского мировоззрения.
QUOTE
Хм. Странная логика. Как-то у вас вечно все с ног на голову. Виноват тот, кто вообще не при делах.
Вы, наверное, ожидали от Европы второй половины I тысячелетия н.э., еще не оправившейся после потрясений Великого Переселения народов и краха Античной цивилизации, стремительного взлета науки и прогресса? Простите, но так не бывает. И ставить в упрек теологам то, что они не ученые... Ну, давайте, обвините Колобка в том, что он круглый, а не квадратный.
Может вам напомнить историю возникновения в Европе первых университетов? И под чьей эгидой развивалась в целом система образования? Фактически именно церковь веками подготавливала кадры европейской интеллигенции, которая и совершила научный и культурный прорыв, когда производительные силы Европы достигли необходимого для этого уровня развития.

Церковь подготавливала кадры своей интеллигенции. Чтобы поддерживать религиозную организацию нужна была какая-никакая грамотность. А вот кадры языческой интелигенции ушли в прошлое не без помощи церкви. Хрестоматийный пример - Александрийская библиотека. Египет не испытывал таких проблем от варваров, как Зап. Римская империя (до арабского завоевания), однако взлета науки и прогресса под крылом церкви там что-то не наблюдалось.
В условиях созданной церковью монополии на грамотность, никто больше и не мог развивать науку. Некому уже было. Поэтому, я далек от того, чтобы ставить прогресс эпохи Возрождения в заслугу церкви. Это произошло вопреки ее стараниям.
QUOTE
Вы так полагаете? То есть, наличествуй в Римской империи развитое книгопечатание, обеспечивающее значительно большую скорость распространения информации и, следовательно, степень воздействия новых веяний на умы масс, жрецов Юпитера нисколько не озаботили бы идеи, подвергающие сомнению основы их вероучения и, соответственно, угрожающие их власти и благосостоянию? Я, конечно, не Станиславский, но позвольте все же сказать – не верю.

В Римской империи (и в Риме в частности) рапространилось множество различных культов и жрецы Юпитера их почему-то не преследовали. (По крайней мере, мне об этом неизвестно). Почему они должны были преследовать именно Джордано Бруно?
QUOTE
И в чем же первопричины Аристотеля, включающие в себя и бога, или учения остальных названных вами, заметьте, философов, а отнюдь не ученых или естествоиспытателей, бросали вызов авторитету существующей религии и ее влиянию на массы? В их руках имелось средство воздействия на массового читателя, аналогичное печатной книге? Или эпоха Гераклита, Аристотеля и Эпикура для Античности, и Ван Чуна для Китая сравнима с эпохой Джордано Бруно для Европы? Может, вы лучше попытаетесь сравнить время Джордано Бруно не с поздней, а ранней Античностью или с эпохой Шан, когда и в том и другом случае будете вынужденны столкнуться с практикой человеческих жертвоприношений? Или Аристотеля и Ван Чуна с философами и учеными Европы Нового времени? А то вы как-то намеренно сравниваете взаимоотношение европейской науки и христианства и философии с античным и древнекитайским политеизмом (хотя в случае с Ван Чуном политеизмом там уже практически не пахнет) в заведомо разных стадиях их исторического развития. Это, конечно, очень удобно для подгонки фактов под желаемый результат. Но некорректно, мой друг.

Честно говоря, не понял этот момент. Не могли бы вы объяснить более доступно, что с чем нужно сравнивать и почему?
QUOTE
Не вижу обоснования. Религиозные войны, в том числе и за лидерство в одной системе, вели в том числе и языческие культы.

Примеры. Приведенный ниже фрагмент про Святовита очень уж похож на христианское влияние. :)
QUOTE
Считать же свою религию лучшей и единственно верной в равной степени могут и язычник и монотеист.

Примеры. Неоязычников не берем, они слишком испорчены христианством. :)
QUOTE
А как насчет политеизма в его естественном, природном состоянии, до вступления в пору развитой цивилизации?

Ибн-Русте о русах:
«У них – знахари, они господствуют над их царем, подобно хозяевам, они приказывают им приносить в жертву создателю то, что они пожелают из женщин, мужчин, табунов лошадей; если прикажут знахари, никому не избежать совершения их приказа: захватывает знахарь то ли человека, то ли домашнее животное, набрасывает веревку на шею вешает на дерево, пока не утечет дух его; они говорят, что это жертва богу».

Под «знахарями», как вы понимаете, в данном случае подразумеваются жрецы.

Саксон Грамматик о руйянском культе Святовита:
«Для содержания кумира каждый житель острова //Рюген// обоих полов вносил монету. Ему также отдавали третью часть добычи и хищений, веря, что его защита дарует успех. Кроме того, в его распоряжении были триста лошадей и столько же всадников, которые все добываемое ими насилием или хитростью, вручали верховному жрецу...
Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица... Неся его перед собою, они считали себя вправе грабить все человеческое и божеское, и все считали себе позволенным. С ним они могли опустошать города, разрушать алтари, неправое делать правым, все пенаты руйянские разрушать и сжигать – власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской».

Так значит, в политеизме жрецов волнует лишь факт принесения жертв в их храме? А политическая власть и накопление богатств их не волнует?

Волнует. :) Но, ИМХО политеисты не настолько искушены были в психологическом воздействии на прихожан. Они ИМХО не понимали, что систематическая психологическая пропаганда может быть ценностью сама по себе. Эту идею еще нужно было изобрести, что ИМХО и сделали христиане.
QUOTE
Абсолютно бездоказательно. Вам не удалось доказать несовместимость религиозности и научного мышления на «Православии» людям, которые его прекрасно совмещают (в частности, Реланиум),

"В частности, Реланиум" отрицает свою религиозность. :) Еще примеры будут?
QUOTE
Тем более, что ваше последнее утверждение и вовсе противоречит фактам: мне неизвестна такая нелепая тенденция среди ученых – сначала делать открытие, а затем отказываться от него в пользу религиозного объяснения вопроса, который затрагивает данное открытие.

Она и не может быть известна. :) Ученый не делает открытие (или не обращает внимание на уже известный факт), если есть противоречие с его религией. Пример доведения этого принципа до логического конца - младоземельный креационизм.

Это сообщение отредактировал Suleyman - 04-06-2007 - 12:12
igore
QUOTE (Suleyman @ 04.06.2007 - время: 12:07)
Однако почитайте например это:
http://www.biometrica.tomsk.ru/ftp/life/ligachev.htm
Ничего не напоминает? :)

Нет. А должно? Не вижу аналогии. Ни наши дни ни ближайшее прошлое не являются пиковым моментом в истории нашей страны.

QUOTE
Дальше идет III век, как Вы правильно указали - начало упадка. Именно к нему и относится проникновение варваров в армию, разложение военной системы (с редкими рецидивами в правление способных правителей) и децентрализация.
К середине III века христианские общины в основном уже оформляются в четкую организацию... Интересное совпадение, да?


И какую же глубинную взаимосвязь между оформлением институтов молодой религии (вот ведь гады какие, не могли припоздниться на пару столетий, чтобы не вызывать подозрений у Suleyman'a wink.gif ), едва перевалившей за два века своей истории, и началом упадка государства, уже почти четыре столетия двигавшегося к вершине, вы обнаружили?
А варваризация армии, расползание империи – это все, конечно же, происки христиан. Прямо таки вижу христианских агентов, вербующих германцев на службу в легионы, или составляющих планы гражданских войн в империи... Нда.

QUOTE
Однако по языческим временам. Более языческим, чем времена Марцеллина.


И?

QUOTE
Вообще-то ИМХО это было скорее плюсом для христианства на начальном этапе. Христиане очень любили и любят мучеников.


Вы вновь намеренно путаете местами причину и следствие.

QUOTE
Под римским язычеством я понимаю совокупность всех богов империи и их относительно бесконфликтное сосуществование (бесконфликтное именно потому что языческое).


Не было никогда никакого «бесконфликтного сосуществования». Был культ политически доминирующей нации и все остальные варварские боги. Бесконфликтного сосуществования людей, какую бы религию они не исповедовали, вообще не бывает. Не та человек скотина, чтобы мирно уживаться с себе подобным.

QUOTE
А какое это имело значение?


Вы это серьезно или прикидываетесь? Мне в третий раз придется объяснять последствия, которые имел для внутренней религиозной политики империи эдикт Каракаллы? Господи, Suleyman, не позорьтесь, вы же можете сложить дважды два. Так сделайте это, а не твердите про себя дважды два пять только потому, что вам очень хочется повесить какую-нибудь бяку на христианство.

QUOTE
Вполне закономерно, что и религиозное разнообразие выросло. Это еще не кризис. :)


Да что вы говорите? Государство, в котором на протяжении последнего полутысячелетия была одна, подчеркиваю – одна, доминирующая нация, исповедующая одну конкретную религию, вдруг оказывается населено сотнями равных в своих правах народов, исповедующих сотни самых различных религий, ни одна из которых не является доминирующей – это, по-вашему, не кризис? Ну, в таком случае, я – Криве Кривейто...
Я не знаю, насколько предвзятым человеком надо быть, чтобы не понимать, какую яростную борьбу за умы людей среди всех религий империи спровоцировал эдикт Каракаллы, и валить всю вину только на одну из сотен конфессий.

QUOTE
Вот эта традиция синкретизма и подтачивалась христианской нетерпимостью.
...
Кризис мог возникнуть только в том случае, когда это религиозное разнообразие привело бы к конфликтам. А это возможно только при нетерпимости, которую и принесло христианство.


Да что вы говорите? Ай-яй-яй. Так это христианские агенты стояли за императорами Гелиогобалом и Аврелианом, пытавшимися насаждать в империи государственный культ Солнца? Или это они сподвигли Диоклетиана на попытку возрождения италийского язычества со строительством храмов Юпитера, Геркулеса и т.д. по всей империи? Я уж не говорю о том, что за гонениями на христиан, конечно же, стояли сами христиане...
Suleyman, ну попробуйте, наконец, мыслить не категориями плохих и вечно во всем виноватых христиан, а логично – религиозное разнообразие не могло не привести к конфликтам. Единая империя нуждалась в единой религии. Это прекрасно осозновали императоры, пытавшиеся на протяжении III-IV вв. сконструировать ту или иную модель общеимперской религиозной системы. Это ощущалось и обществом, в которым старые языческие культы стремительно теряли популярность, уступая место место новым, более универсальным. И христианство среди них было лишь одним из многих. При чем на первых порах отнюдь не самым успешным. Заострять свое внимание только на нем лишь потому, что именно оно в конце концов и одержало верх, значит быть совершенно необъективным.

QUOTE
Если они даже императору не хотели поклоняться, несмотря на политическую подоплеку, то о чем дальше говорить? :)


Ну и где здесь религиозная нетерпимость? В первые века нашей эры христианство было наиболее широко распространено среди, выражаясь языком недавнего прошлого, деклассированных элементов римского общества. Вызов который они бросали этому самому обществу и императорской власти, проистекает из их социального положения, а отнюдь не из догматов их веры. Однако, к IV-V вв. ситуация изменилась, из социально-опасных элементов христиане превратились в одну из наиболее стабильных формаций римского общества, лояльную императорской власти.

QUOTE
Почти все изложенное по ссылке до этого, говорит о прогрессивности политеизма.


lol.gif
Политеизма??? Suleyman, о чем вы? Где в приведенной ссылке говорится о том, что развитие римской экономики и хозяйства является заслугой религии? Что вы такое городите?

QUOTE
Преемственность традиций как-то обесценивает культуру?


А я разве говорил о том, что римская культура была плоха? Я просил вас привести примеры культурных достижений имперского Рима, которые доказывали бы продолжение прогрессивного развития, а не начало упадка.

QUOTE
Как только Вы объясните мне, чем христианский пантеон святых принципиально отличается от политеизма. :) Святые - ИМХО представляют собой языческие пережитки или заимствования в монотеизме.


Так вы сами же и ответили на вопрос)) А разве даосский пантеон – это не сохранение пережитков более древних религий, поглощенных даосизмом, с добавлением новый персоналий, уже не имеющих никакого отношения к языческим верованиям?

QUOTE
Какое отношение имеет внутренняя конкуренция между богами к политеизму я понять затрудняюсь.


В таком случае я умываю руки. Так как по вашим словам получается, что политеизма в природе вообще никогда не существовало. А сплошь и рядом один только монотеизм или простая демонология.

QUOTE
А в чем выражается его монотеизм?


Я, кажется, по-русски писал - «реформированием в монотеистическом толке»? И еще раньше приводил пример подобного реформирования политеизма на примере западных славян. Вы понимаете разницу между завершенностью процесса установления монополии одного культа, как в случае со Святовитом, или незавершенностью, как в случае с Радегастом? Аналогично в случае с христианством и буддизмом – завершенность и незавершенность. Или отсутствие центрального культа, заменяемого некоей религиозно-философской идеей – в даосизме.

QUOTE
Философские школы в др. Греции. Локаята в Индии. Некоторые материалисты в Китае.


И? По-прежнему не вижу никаких подтверждений ваших слов о переходе к «более прогрессивным мировоззрениям» без отказа от язычества. Данные примеры демонстрируют прямо обратное. Что мы уже видели на примере Аристотеля и его первопричин, включающих в себя в том числе и бога, но отнюдь не в языческом его толковании.

QUOTE
Напротив, именно об этом. :) Развитие науки происходит одновременно с ломкой христианского мировоззрения.


Чем это отличается от «ломки языческого мировоззрения» при развитии философских школ в Древней Греции? Разве что тем, что современный ученый не отказывается от своей веры, в то время как древнегреческий философ вынужден был признавать абсурдность веры в одушевленные стихийные силы природы.

QUOTE
Церковь подготавливала кадры своей интеллигенции.


Конечно, своей. Но светская-то интеллигенция откуда взялась? С Марса?
Или, вы полагаете, языческая интеллигенция не из храмов вышла?

QUOTE
А вот кадры языческой интеллигенции ушли в прошлое не без помощи церкви.


Серьезно? Расстреляли? В ГУЛАГ упрятали? Или навели полчища готов, вандалов и гуннов, чтобы спровоцировать крах античной цивилизации и под шумок прибрать все к рукам?

QUOTE
Египет не испытывал таких проблем от варваров, как Зап. Римская империя (до арабского завоевания), однако взлета науки и прогресса под крылом церкви там что-то не наблюдалось.


А Египет, надо полагать, располагался на удаленном острове или другой планете? И не был частью Византийской империи? А Византия, видимо, не испытывала ударов готов, гуннов, славян, авар, персов, арабов и т.д. Византия не пыталась преодолеть последствия кризиса, приведшего к гибели Римской империи... Нет, в Византии все было просто замечательно, а в Египте так и вовсе цвели райские кущи – живи да радуйся, философствуй да науку развивай.

И вообще, странно вы как-то читаете. Я разве где-то говорил о том, что «под крылом церкви» непременно и немедленно должен был произойти «взлет науки и прогресса»? Или, что Возрождение – это заслуга церкви? Suleyman, если вы и дальше будете пытаться спорить со своими собственными тезисами, игнорируя оппонента, то не тратьте понапрасну время.

QUOTE
Хрестоматийный пример - Александрийская библиотека


Надо же. Вы уже раскрыли эту тайну и нашли виновных? Поздравляю. Что дальше? Относительно вероисповедания Герострата никаких идей нет?

QUOTE
В Римской империи (и в Риме в частности) распространилось множество различных культов и жрецы Юпитера их почему-то не преследовали. (По крайней мере, мне об этом неизвестно).


А какие у них были причины их преследовать, если до 212 г. статус национальной религии доминирующей нации империи был неоспорим?

QUOTE
Почему они должны были преследовать именно Джордано Бруно?


Интересно, окажись в руках римского плебса изданные массовым (хотя бы пара сотен) тиражом книги, повествующие о том, что земля вовсе не плоская, небо – не купол, а звезды – вовсе не шляпки золотых гвоздей, что Солнце и Луна – это не боги, а небесные тела, подобные Земле и т.д., они и дальше продолжали бы век за веком столь же охотно посещать храмы, слушать россказни жрецов и пополнять храмовую казну своими приношениями?
Хотя нет, о чем это я? Это ж только в средневековой Европе общество было готово к принятию новых идей, способных пошатнуть авторитет церкви и поставить под угрозу ее могущество и благосостояние... А римский плебс... они, наверное, были тупыми скотами, не способными лишний раз пошевелить извилиной... Хм, вот только как это вяжется с представлением Suleyman'а о языческом обществе, как более предрасположенном к переходу к новым прогрессивным мировоззрениям? Что-то тут не стыкуется.

QUOTE
Честно говоря, не понял этот момент. Не могли бы вы объяснить более доступно, что с чем нужно сравнивать и почему?


По-моему, объяснено все достаточно доступно. Вы сравниваете позднюю Античность с ее достаточно высоким развитием светских наук и отказом представителей научной интеллигенции от языческого мировоззрения с тем периодом в истории европейской цивилизации, когда аналогичный процесс только берет свое начало. То есть сравниваете старика и молодого человека.

QUOTE
Примеры.


Реформы Эхнатона помним? А реакцию жречества после его смерти?
Или что-нибудь ближе к нашему времени – Титмар Мерзебургский о лютичах:
«Сколько в той стране областей, столько там есть и храмов, и изображений отдельных демонов, которых почитают неверные; но среди них упомянутый город //Ретра-Радегаст, центр культа Радегаста-Сварожича// пользуется наибольшим уважением».

Гельмольд, «Славянская хроника»:
«В те дни произошло великое движение в восточной части славянской земли, где славяне вели меж собой внутреннюю войну... Между ними начался великий спор в первенстве, храбрости и могуществе. Ибо ратари и доленчане желали господствовать вследствие того, что у них имеется древнейший город и знаменитейший храм, в котором выставлен идол Радегаста, и они только себе приписывали единственное право на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради получения ответов и ежегодных жертвоприношений».

О киевском погроме 983 г., спровоцированном языческими жрецами напомнить?

QUOTE
Приведенный ниже фрагмент про Святовита очень уж похож на христианское влияние. :)


У вас опять в кране кончилась вода? А почему не наоборот? Или не на влияние инопланетян? Suleyman, это больше похоже на слив.

QUOTE
Примеры.


Из чего вырастает язычество? Из верований первобытного общества. Как рассматривает первобытный человек себя и окружающий мир? Мы, наш род, наше племя – люди, так себя и называем - «люди». Все остальные – не люди, демоны. Позже, по мере нарастания контактов, эта грань стирается. Чужаки становятся такими же людьми, но их боги – это уже не то же, что наши боги, это – враждебные демоны.

QUOTE
Неоязычников не берем, они слишком испорчены христианством.


А не хватает объективизма признать, что это просто следствие человеческой природы, а отнюдь не какой-то мифической «испорченности» чем-либо?

QUOTE
Но, ИМХО политеисты не настолько искушены были в психологическом воздействии на прихожан.


О, да, языческие жрецы никогда не провоцировали массы на те или иные действия... В 983 г. в Киеве народ сам по себе громил дворы христиан... жрецы тут совершенно не при чем были... их совершенно не волновали поиски Владимиром новой общегосударственной религиозной системы и рост влияния христианской общины... они по этому поводу абсолютно ничего не предпринимали... мирные овечки...

QUOTE
"В частности, Реланиум" отрицает свою религиозность.


Да что вы говорите? Позвольте в этом усомниться.

QUOTE
Она и не может быть известна.


Я рад, что вы признали абсурдность вашего собственного тезиса. Уже прогресс. Еще бы вам научиться искать другие причины отсутствия горячей и холодной воды в кране, кроме происков христиан и прочих зеленых человечков :)

QUOTE
Ученый не делает открытие (или не обращает внимание на уже известный факт), если есть противоречие с его религией


В таком случае, это не ученый. Не проводите подмену понятий. Я вам говорю об ученых, которым сохранение веры в бога не мешало делать научные открытия.

Это сообщение отредактировал igore - 04-06-2007 - 15:32
igore
Так, Suleyman, в виду того, что это обсуждение начинает отнимать непозволительно много времени, дробясь до бесконечности, попробую еще раз кратко сформулировать то, что было сказано мною в самом начале, в постинге, адресованном Завише, относительно перспектив цивилизационного развития в условиях язычества и в условиях одной из мировых религий.
Языческие божества – воплощение стихий, попытка дать объяснение природным явления. Бог монотеизма – абстрактная высшая сила, не привязанная ни к какой конкретной стихии.
Древнегреческий философ или ученый, проникая в тайны некоторых природных процессов, вынужден отказываться от веры в стихийных божеств. Однако, это вовсе не означает обязательный переход к атеистическому мировоззрению. На смену языческому пониманию богов приходит более абстрактное, как, например, в вами же упомянутых первопричинах Аристотеля.
Что до ученых нашей цивилизации, то как бы мы с вами, атеисты, не относились к религии, факт остается фактом – многие современные ученые, а тем более представители научной интеллигенции, прекрасно сочетают научное мышление и веру в бога. Они могут не верить в сотворение мира за семь дней, во всемирный потоп, во многое из того, что написано в Библии, но они верят в бога. Их представление о боге, в принципе, столь же абстрактно, как и у их коллег из Древней Эллады. Но если вера последних не могла принимать форму следования культу Олимпийцев, то наши современники остаются христианами.

То есть... ваша цитата:

QUOTE
ИМХО язычество как раз таки позволяет безболезненно перейти к прогрессу. Поскольку оно подразумевает плюрализм мировоззрений (часто синкретический), то отказаться от язычества в пользу научного подхода проще, чем от христианства.


Сравнение болезненности или безболезненности неуместно, поскольку переход к прогрессу в случае нашей цивилизации отнюдь не подразумевает отказ от христианства.

Что до ваших кивков в сторону Рима и Китая...
То в первом случае вы, имхо, так и не смогли продемонстрировать способность Римской империи перейти на новую стадию общественного и научно-технического развития без становления единой нации. Которое, в свою очередь, было невозможно без появления единой религии, каковой не мог стать ни один этнический культ. Дальше уже у вас идут банальные нападки на христианство по принципу – победителя не судят, на нем вымещают зло чем попало и как попало. Некрасиво.

Во втором случае вы сами собственными ссылками подтвердили определенную роль даосизма (как религии, консолидировавшей пережитки множества языческих культов в единую систему) в формировании китайской нации. То есть фактически вступили в противоречие с собственным утверждением: «китайская нация образовалась без сомнительной необходимости в монотеистической религии». При этом, правда, забыв о роли буддизма, являющегося одной из трех мировых религий наравне с нелюбимыми вами монотеистическими.

Так будут ли возражения относительно необходимости для любого древнего общества, находящегося на переломном моменте своего развития, пройти через преобразование существующей религиозной системы – путем упорядочения природного язычества с приведением его к единому пантеону* (подобно Олимпийскому или даосскому), с сохранением этнической привязки, либо полной замены его на надэтническую модель (будь то монотеизм авраамических религий или некая философско-религиозная система (неоплатонизм, гностицизм и т.д.))?

___
* В случае с крещением Руси этот этап был пропущен; не считать же таковым просуществовавший всего восемь лет пантеон Владимира.
Suleyman
QUOTE (igore @ 04.06.2007 - время: 20:41)
Так, Suleyman, в виду того, что это обсуждение начинает отнимать непозволительно много времени, дробясь до бесконечности, попробую еще раз кратко сформулировать то, что было сказано мною в самом начале, в постинге, адресованном Завише, относительно перспектив цивилизационного развития в условиях язычества и в условиях одной из мировых религий.
Языческие божества – воплощение стихий, попытка дать объяснение природным явления. Бог монотеизма – абстрактная высшая сила, не привязанная ни к какой конкретной стихии.

Логично.
QUOTE
Древнегреческий философ или ученый, проникая в тайны некоторых природных процессов, вынужден отказываться от веры в стихийных божеств. Однако, это вовсе не означает обязательный переход к атеистическому мировоззрению. На смену языческому пониманию богов приходит более абстрактное, как, например, в вами же упомянутых первопричинах Аристотеля.

Добавлю, это скорее философская система, чем религиозная. Что автоматом делает ее ближе к научному мировоззрению либо к деизму (нет слепой веры).
QUOTE
Что до ученых нашей цивилизации, то как бы мы с вами, атеисты, не относились к религии, факт остается фактом – многие современные ученые, а тем более представители научной интеллигенции, прекрасно сочетают научное мышление и веру в бога. Они могут не верить в сотворение мира за семь дней, во всемирный потоп, во многое из того, что написано в Библии, но они верят в бога. Их представление о боге, в принципе, столь же абстрактно, как и у их коллег из Древней Эллады. Но если вера последних не могла принимать форму следования культу Олимпийцев, то наши современники остаются христианами.

Сулейман "Из ненаписанного" :)
QUOTE

QUOTE
Я рад, что вы признали абсурдность вашего собственного тезиса.

Моего тезиса? blink.gif Я утверждал буквально следующее:
QUOTE
Для монотеиста вера имеет значение сама по себе, что плохо влияет на необходимость критического мышления в научном подходе. Если есть возможность отказаться от научного утверждения в пользу религиозного, монотеист ей обязательно воспользуется, т.к. критерий пользы для него стоит на втором месте, а пересматривать свои религиозные убеждения ему сложно.

После чего отверг странные выводы, которые Вы сделали из моего утверждения. :)
Прочитайте внимательнее,
QUOTE
Если есть возможность отказаться от научного утверждения в пользу религиозного, монотеист ей обязательно воспользуется

Тут возможны по меньшей мере два варианта:
1. возможности нет (научное утверждение слишком очевидно).
2. Возможность и не требуется. (религиозные утверждения существуют отнюдь не на все случаи жизни, поэтому область исследований ученого совершенно необязательно будет пересекаться с его религией). Например, где-то в Инете лежат 700 "подписей за креационизм". Хотя подписавшиеся несомненно являются учеными (степени указаны), это не мешает им иметь религиозные взгляды вне их области компетенции.

QUOTE
Сравнение болезненности или безболезненности неуместно, поскольку переход к прогрессу в случае нашей цивилизации отнюдь не подразумевает отказ от христианства.

Думаю, во времена Галилея и речи не было о переносном толковании 6 дней творения и прочего. Я рассматриваю это (уход от буквализма) как своеобразный отказ от христианства (переход к метафорическому толкованию религиозных постулатов под давлением фактов, это почти отказ от постулатов :) ).
QUOTE
Что до ваших кивков в сторону Рима и Китая...
То в первом случае вы, имхо, так и не смогли продемонстрировать способность Римской империи перейти на новую стадию общественного и научно-технического развития без становления единой нации. Которое, в свою очередь, было невозможно без появления единой религии, каковой не мог стать ни один этнический культ. Дальше уже у вас идут банальные нападки на христианство по принципу – победителя не судят, на нем вымещают зло чем попало и как попало. Некрасиво.

Не буду спорить, иначе размеры поста снова примут угрожающий характер. :)
QUOTE
Во втором случае вы сами собственными ссылками подтвердили определенную роль даосизма (как религии, консолидировавшей пережитки множества языческих культов в единую систему) в формировании китайской нации. То есть фактически вступили в противоречие с собственным утверждением: «китайская нация образовалась без сомнительной необходимости в монотеистической религии».

Я продолжаю настаивать на том, что даосизм и есть политеистическая религия, а буддизм монотеистической религией не является. :)
QUOTE
Так будут ли возражения относительно необходимости для любого древнего общества, находящегося на переломном моменте своего развития, пройти через преобразование существующей религиозной системы – путем упорядочения природного язычества с приведением его к единому пантеону* (подобно Олимпийскому или даосскому), с сохранением этнической привязки, либо полной замены его на надэтническую модель (будь то монотеизм авраамических религий или некая философско-религиозная система (неоплатонизм, гностицизм и т.д.))?

За вычетом монотеизма согласен. biggrin.gif Природное язычество действительно должно было быть преобразовано для того, чтобы обслуживать нужды большого и развитого общества.

Это сообщение отредактировал Suleyman - 04-06-2007 - 23:18
Вендал
Тема устарела.

Закрыто. 00075.gif



Рекомендуем почитать также топики:

знание или вера?

Занятия йогой дома

Синтоизм "путь богов" - религия японии

Голосование на конкурсе "Шаман за работой!!!"

Йога