ПИРОСМАНАШВИЛИ Николай (1862–1918)Один из лучших представителей «наивизма или наивного искусства». Самый известный грузинский художник 20 века, вошедший в число мастеров мирового искусства. Многие факты его жизни не подтверждены, они собраны либо с его слов или же восстановлены уже после смерти. Художник говорил о себе: «Бывают в жизни минуты светлые и горькие, мне больше досталось горьких». Жизнь самого известного грузинского художника окутана легендами и тайнами. Самая известная легенда о его любви к актрисе — француженке Маргарите де Севр, для которой он пожертвовал все, чтобы купить «миллион алых роз». Была ли эта история на самом деле? Ответа никто не даст.
Николай Асланович Пиросманашвили родился в грузинском селе Шулавери в бедной семье крестьян. Он рано осиротел, из близких осталась только сестра Пепуция. В 1870 году умер отец, затем мать и старший брат, вскоре сестру забрали родственники, а мальчика оставили. После смерти своих близких родственников маленького Нико забрали в свою семью зажиточные тифлисские армяне Калонтаровы. Отец его работал, когда-то в этой семье садовником и мальчик хорошо общался с детьми Калонтаровыми. У Эпросине было шесть своих детей, вдова решила, что для седьмого тоже хватит места. В этой семье мальчик прожил целых пятнадцать лет. «Душа у него тонкая и сердце большое, только вот странный он» — говорила Эпросине знакомым. Когда ему исполнилось 25 лет, он решил жениться и написал письмо своей приемной сестре, которая была старше его на десять лет. Она ответила отказом. Нико, считая, что его оскорбили, покидает ставший родным дом.
В середине 1870-х вместе с Георгием Калантаровым, сыном Эпросине, он переехал в Тифлис. Здесь он научился читать, а также несколько месяцев обучался типографскому мастерству. Ему удается получить настоящую работу кондуктора, но работник из него нерадивый и эта служба его не радует. Вскоре он увольняется. И на полученное выходное пособие вместе с Димитрой Алугишвили они открывают молочную лавочку, но торговля не является его призванием, вывеску для нее, конечно, рисует Нико. На вывеске для своей лавочки художник изобразил корову. И вроде неплохо идут дела. Он даже собирается жениться. Невесту нашла для него сестра. Но торговля противна для него. Пользуясь любым удобным случаем, он покидает лавку, даже не закрывая ее. Женитьба, как и торговля, заканчивается для Нико неудачей. И он посвящает свою жизнь только живописи. В начале 20 века все стены духанов (столовых), винных погребов, трактиров, булочных и лавочек были расписаны рукой Нико. Он рисует на жестяных вывесках натюрморты с шашлыками, кувшинами и грузинским хлебом, иногда он пишет на них надписи. Также он пишет картины на черной и белой клеенке. Его картины о жизни людей «Пастух со стадом баранов», «На гумне». Но денег это не приносит. Самая большая сумма, за которую художник продал картину, была 30 руб., но чаще с ним расплачивались вином и хлебом. Много раз предлагали ему постоянную работу, но он говорил «не хочу надевать кандалы снова» и отказывался. Его друзья говорили «Ему не нужен карман». Полотна художника вызывают тайную радость и удивление, такие же удивительные его образы, у животных в картинах Пиросмани человеческие глаза. Его образы внутренне драматичны, а внешне спокойны. Живопись его построена на световых контрастах, его образы как бы выходят из глубины или из бездны, но черный фон в его картинах не выглядит зловеще, скорее, наоборот, колорит его картин строг и сдержан.
Братья Зданевичи давно не были в родном Тифлисе и приехали сюда вновь в поисках экзотики и кавказского колорита. Проходя по Вокзальной улице, братьев удивила вывеска духана «Варяг», так талантливо была написана сцена битвы. Во многих местах братья встречали образы, принадлежавшие кисти того же художника. Братья решили найти автора и вскоре нашли. Это был человек высокого роста, с седеющими волосами и противоречивым характером, с лицом как на иконах. У художника было множество картин, выполненных на заказ, большая часть это конечно вывески. Работал он быстро и никогда не исправлял свои картины. Композиции в его картинах всегда статичные. Любимым сюжетом художника, наверное, является изображение пиров и праздников. Для своих работ он брал сюжеты из жизни. Наиболее известные из работ: «Кутеж трех князей», «Маргарита (1909)», «Гумно», «Жираф», «Лань», «Рыбак среди скал», «Медведь в лунную ночь», «Продавец дров», «Дворник». 10 февраля 1913 года была опубликована статья о художнике-самородке. В этом же году на выставке неопримитивистов «Мишень» среди работ М. Шагала, Н. Гончаровой, М.Ларионова были работы Пиросмани.
Последние полтора года художник все время болел, все духаны разорялись, в городе началась революционная смута, и он остался без средств к существованию. Общество грузинских художников решило помочь Пиросмани, но найти его следы не удалось. Он от голода и болезни потерял силы и три дня пролежал в подвале, где и нашли его друзья. Скончался Нико Пиросмани 5 мая 1918. Документов у него не было, и в больничной книге его записали как неизвестный бедняк, он не был похоронен на кладбище. Где находится могила Пиросмани неизвестно. Открывшие миру художника Пиросмани, Братья Зданевичи по крупицам собрали и написали биографию и книги, посвященные Пиросмани, их имена внесены во все энциклопедии. Они собрали почти все работы Пиросмани, сделанные на клеенках и жестяных вывесках. В музее Тбилиси хранится большинство произведений художника.
©