Мактабы", "Кары-хана"
Первоначальное образование, заключавшее в освоении грамотности и знакомстве с основными началами мусульманского вероучения, получали в "Мактаб-хана". Эти низшие школы имелись в каждом пункте Кокандского ханства, при чём преимущественно при кишлачных махаллинских мечетях.
Согласно шариату, мальчики должны были приступать к учению, до достижении ими семилетнего возраста. Обыкновенно отец или заменяющий его родственник, приводил мальчика к учителю и приносил ему положенный в таких случаях " Дастархан".
При обучении азбуке, употреблялись обыкновенно небольшие деревянные дощечки или же пластинки из жести, на которых учителя писали арабский алфавит, объясняя ученику произношение каждой буквы. В некоторых таких школах, где имелось значительное количество учеников, у учителя имелся помощник - " халифе". В отсутствии учителя, " халифе" занимались с учениками, выслушивая уроки и объясняя , непонятное. После изучения азбуки, переходили к изучению " абджада", т.е.: к чтению слогов, а затем к чтению Корана. После изучения главы "алямнашер", учителю обыкновенно дарилось денежное вознаграждение.
Дальнейшее "образование" заключалось в последовательном изучении книги "манпык", сочинений Хаджи Хафиза , сочинений Мирзы Бидиля , стихотворений Навои и Фузули. Закончив на этом своё обучение, ученик мог ещё оставаться в школе для совершенствования в каллиграфии. Таким образом, заканчивалось учение в низшей школе, продолжавшееся, от 4 до 5 лет. Целый цикл правил особой вежливости, что было особенно необходимо тем, кто продолжал своё образование в медресе.
Обучение мальчиков и девочек не было совместным. Обучение девочек производилось на дому у учительниц, точно по такому же методу, что и в мактабах.
По окончанию обучения в мактабах, большая часть учеников возвращалась к обычным занятиям своих родителей и лишь сравнительно небольшая их часть продолжала своё образование в медресе. Помимо указанных этих заведений, в ханстве, как и в остальных среднеазиатских ханствах, имелись " далаиль-хана" и " кары-хана". В "далаиль-хана", учащиеся, в большинстве незнакомые с арабским языком под руководством своего наставника, заучивали наизусть написанные на арабском языке молитвы, содержание и смысл которых для большинства из них оставался совершенно непонятным. " Кары-хана" представляли собою особый вид богадельни или вернее, приюта для слепых.
Выучивший наизусть Коран, но продолжая жить в "кары-хана" и постоянно практикуясь в своей профессии " кары", или чтеца Корана, они имели случайный , или постоянный заработок на стороне, т.к. приглашались для чтения Корана по покойникам во время поста в месяц "рамазан". Мечеть Место молитвенных собраний - мечеть , была 3 следующих видов:
1. Мечеть обыкновенная - кишлачная или махаллинская, в которых, совершались ежедневные молитвы.
2. Мечеть соборная, в которой помимо обычных ежедневных молитв, совершался многолюдный "намаз" по пятницам.
3. " Аит-гох" или "намаз-гох", в которых молитвы совершались в 2 годовых религиозных праздника.
Медрессе
Высшее образование получали в Медресе. Прохождение полного курса медресе не определялось временем. Учащиеся, называвшиеся "мулла", "шакирд" или "талиб-уль-гельм", что означает "домогающийся знаний" имели неограниченное право пребывать в медресе столько, сколько ему заблагорассудиться.
При поступлении в медресе, от учащихся не требовались каких-либо формальностей, всё дело сводилось к договорённости с главным "мударрисом" и "мутавалием" Штат медресе состоял из главного мударриса, назначавшегося ханом в больших медресе столицы ханства. Мударрис иногда был и казием. Кроме него имелось определённое количество мударрисов, в зависимости от количества учащихся и состоятельности медрессе
Всей хозяйственной частью медресе, сбором доходов с принадлежавших медресе вакуфных земель, сбором доброхотных даяний и распределением средств ведали " мутаваллии".
Они назначались на эту должность или ханом, или лицом учредившим основной вакф в пользу медресе. Иногда эта должность передавалась по наследству
Все учащиеся делились на 3 разряда или класса: 1. "Ала" - высший
2. " Аусат" - средний
3. " Одна" - низший
Занятия продолжались от рассвета до заката. Основными дисциплинами были: арабская письменность, грамматика, логика, риторика, метафизика, четыре правила арифметики, наука о богочитании, законоведение. таково было высшее образование населения Кокандского ханства основными средствами, которыми обладали медресе, являлись вакуфные установления и ханские пожалования, заключавшиеся в предоставлении медресе земельных угодий. Подати и повинности.
Начала общественного хозяйства цивилизованных обществ возникали под влиянием местных условий и от того участия, которое принимал народ в общем, роде цивилизации.
Между прочим, на общественных податях, которые не забыты Кораном и в числе прочих общественных отправлений укреплены за народом, как догматы религиозные, вполне точно указаны и даже названы по именам :
1. "Харадж"
2. "Таноп"
3. "Зякет"
Эти основные подати сохранились с появления ислама в Кокандском ханстве и функционировали вплоть до завоевания ханства русским царизмом.
Местные условия и власть повлияла на размер податей и способ их взимания. Проходили годы. За новыми, случайно возникшими сборами закреплялась законность, наравне с установленными Мухаммедом . В Кокандском ханстве государственная казна не была отделена от казны хана и потому, как личные приходы последнего , составлявшиеся от торговли, сдачи в аренду недвижимостей и пр. так и его личные расходы, не выделялись особо, смешивались с общегосударственными приходо-расходными исчеслениями. В Кокандском ханстве верховное распоряжение землями принадлежало хану.
Пользование ими населения покоилось на основном принципе мусульманского права, что занятые населением земли составляют государственный вакф, отданный в вечный наем их владельцам, а отсюда - подать лежит на земле , а не на лицах. Разумеется, как владевший землёю обязывался, помимо уплаты поземельной подати, исполнять и все налоги и повинности, которые, по утверждению самих ханов и дворцовой клики, "способствовали процветанию экономического благосостояния страны и укреплению её политического и военного значения".
Все подати обозначались местным турецким термином "алык-саык" или "алкат ва салгат", что довольно дословно значит - "получение и обложение". Подати и налоги, обычного, из года в год повторяющегося, характера назывались в юридических актах "ма - люфат".
Налоги строго определенного характера, которые у нас принято обозначать термином "прямые", назывались "мукаррари".
Налоги же, соответствовавшие нашим "косвенным" налогам, именовались "ихраджат".
Как уже сказано выше, основными податями в Кокандском ханстве были : "харадж", "таноп", "зякет". "Харадж"- подать с произведения земли взымалась в размере от 1/10 до 1/3 с урожая хлеба, риса, джугары, ячменя и т.д. Размер "хараджа" определялся состоянием урожая и аппетитом как высшей, так и низшей администрации.
Все земли, которые искони были закреплены за местным населением, владельцы которых обязаны, были платить "харадж", этот поземельный налог, сообразно ежегодного с их урожая, назывались "мульк-харадж". От уплаты, "хараджа" освобождались земли жалованные и дарственные, так называемые "мульки-холис" или "мульки-хур".
На право владения такими землями, ханом выдавались особая дарственная грамота, не терявшая своего значения и силы при последующих приемниках хана выдававшего грамоту.
Помимо "хараджа" поступавшего в государственную, а вернее в личную казну хана, право на сбор такового с определённых участков, а иногда и целых кишлаков, дарилось ханом отдельным приближенным, чем либо отличившимся или чем либо заслужившим такую милость, или ближайшим родственникам, на что ханом также выдавался особый - "ярлык".
"Танап" взимался фактически не с произведений земли, а с того земельного участка, который был засажен огородными растениями в пределах усадьбы. Освобождением от танапного сбора, пользовались те земли, и те лица, которые освобождались от уплаты "хараджа".
На равнее с танапным сбором взималась подать "кош-пули", с каждой парой волов и омача, работавших в поле. Этот сбор был введен Шир - Али ханом, отцом последнего Кокандского хана Худояра.
"Зякет" исчислялся в размере 1/40 купеческого капитала и взимался с караванов, груженных товарами, с бараньих гуртов, а также с товаров и баранов в розничной продаже на городских и кишлачных базарах. Этот налог, до некоторой степени, напоминал таможенный сбор. Каждый караван, прибывая в "зякет - сарай", имел право разгружаться не ранее прибытия "зякетчика", т.е. лица взимавшего зякетный сбор, в обязанности которого лежало определение размера такового. Танапным сбором и сбором "хараджа" ведали "амлякдары". Как "зякетчики", так и "амлякдары" никакого определённого жалования не получали. Главные "зякетчи" покупали себе право на сбор "зякета" на определённый период времени, за определённую сумму, уплачивая её хакиму данного вилаята. "Зякет" не взыскивался с ремесленников и городских лавочников, за исключением тех лавочников, которые занимались торгом, переезжая с базара на базар. 1. Наименование податей и поборов: 1."Никагане". Свадебная пошлина, взимавшаяся с девицы выходившей замуж. 2."Тарикана". Побор оставшегося в пользу наследников имущество умершего.побор этот, в размере 1/4 части имущества взимался в том случае, если раздел этот производился не по духовному завещанию. 3."Уляу-пули". Подать взыскивалась с каждого семейства ("подымная" или "кибиточная" подать) на разные расходы во время военных дейсвий. 4."Мираб-пули" или "Су-пули". Подать за распределение арычной воды на пашни дехканского населения. 5."Сбор маклерских денег", с продаваемых земель, домов, недвижимого имущества. 6."Крепостные пошлины". Взимались в пользу хана. 6."Чоб-пули". Сбор за право рубить дрова, кустарник, камыш, косить сено в горах, а также со всех пространств у озер и рек, принадлежавших хану. 2. Наименование податей и поборов: 1. Сбор с устроителей "тоя" взимался по домам, в том случае, если на "тое" присутствовали представители искусств. 2. Сбор с аренды урожая фруктов. С фисташковых, урюковых и других деревьев, в предгорьях и горах ферганской долины. 3."Саман-пули". Противный уложениям шариата сбор за солому. 4."Баитал-пули" или "Бия-пули". Сбор за кобыл с дехкан, имевших несколько необъезженных кобылиц. 5.Пошлина на хлеб вывозившейся за пределы столицы ханства в местности, охваченные неурожаем, где наблюдалось сильное подорожание цен на хлеб. 6."Кафан". Сбор доходов с весов на базарах и торговых площадях Коканда. 3.Наименование податей и поборов. К этим сборам относились: А) "Галя-базари" - базар земледельческих продуктов. Б) Где производилась торговля шёлком и коконом. В) На хлопковых базарах. Г) На базаре растительных масел и маслобоек. Д) Сбор за засвидетельствование продаваемого скота на скотском базаре. Е) Весовой сбор с продаваемого винограда на "маис-базаре" 1. Налог за аренду переправ через Дарью. 2. Налог на соль. 3. Сбор на базарах. 4. Налог при выдаче прав на производство торговли на базарах. 5. Налог на сено. 6. Налог на уголь. Употреблявшейся, основной мерой весов в Кокандском ханстве, являлась "пайся".
www.kokand.uz Всё о Коканде Это сообщение отредактировал greatbek - 23-03-2008 - 18:27