скрытый текст
Созидание государственности и национального характера невозможно без глубокой связи с историческими корнями народа, его церковной и светской культуры. И на органическом единстве высокой духовности и самобытности характера белорусского народа и зиждется здание государственности Беларуси. Та же реальность всегда присутствовала и в национальном строительстве в России, Украине, Молдове. Мы действительно не только братья по вере, но и по вероощущениям, по национальному самосознанию, по традиции, в том числе, и общинного строительства. Историческая взаимосвязь народов, которые вышли из Киевской Купели Крещения, отражена не только в наших общих истоках, но и во всех сферах культуры, просвещения, учености. В Беларуси находится один из трех Софийских соборов Древней Руси, монументальный памятник архитектуры, построенный в XI веке в Полоцке при князе Всеславе. Он является символом единой духовной реальности Святой Руси. София Киевская, София Новгородская, София Полоцкая – это как бы маяки, с одной стороны, освещающие общее наше пространство, а, с другой стороны, как бы свидетельствующие о единстве этого духовного пространства, о его силе, о его способности защищать свою самобытность. Сегодня сквозь солнце веков эти храмы напоминают нам завет предков о братстве, о единстве, о взаимопомощи, несмотря ни на какие политические конъюнктуры. Все вторично, первично – это наша общность, из нее должна вырастать политика. Но политика не может корректировать базисные ценности народа, которые с молоком матери были в нашем сознании. И только такая политика будет востребована, поддержана народом, которая учитывает и духовные, нравственные и культурные базисные ценности единого народа Святой Руси. И вот в этом едином социокультурном пространстве мы вспоминаем, что многие известные его деятели наших стран и народов, деятели литературы и искусства, науки были по своему рождению белорусами, вне зависимости от того, где они проявились. Белорусские архитекторы создали уникальные памятники, и здесь, на белорусской земле, это было сделано. Белорусские писатели и поэты занимают значительное место в развитии нашей единой художественной литературы даже вне зависимости от того, на каком языке эта литература создавалась. Я говорю не о триединой, потому что мы имеем единого положительного героя, а положительный герой впитывает в себя разные духовные ценности народа. У нас один положительный герой, который вырос из этой замечательной чистейшей литературы, который вошел в плоть и кровь классической литературы, который даже распространился в советской литературе, которая вычеркивала слово Бог или писала его с маленькой буквы. И белорусские писатели и поэты занимают такое значительное место в развитии этой нашей общей литературы. Вклад в сферу народного образования белорусского первопечатника Франциска Скорины, ведь благодаря его стараниям белорусы одними из первых в Европе еще в 1517 году получили свою печатную Библию. Другие его издания также оказали влияние на духовную культуру Беларуси, Украины, способствовали возникновению книгопечатания в Москве.
Различные конфликты, попытки разделить нас, посеять вражду, крушение политических режимов прошлых столетий, все это не смогло сломить волю братских народов к объединению. История взаимоотношений народов России и Белоруссии, Украины похожа на жизнь трех взрослых братьев, каждый из которых имеет свой дом, свою семью, свои собственные интересы, свое хозяйство. Но ведь каждый осознает, что только вместе что только вместе они смогут противостоять невзгодам и идти вперёд. Православная Церковь, как добрая мать, учит хранить дух верности. Народы, когда меняют исторический путь, они сбиваются со своего пути и уходят со сцены. Начиная с времён Киевской Руси, каждый из этих народов прошёл долгий путь становления очень часто терпя лихолетья войн и природных катаклизмов. И белорусы, один из самых миролюбивых народов Европы, с мягким сердцем, с доброй улыбкой, со способностями не отвечать злом на зло, проявив несокрушимую стойкость во время страшных испытаний, прибывших на его долю. Только XX век ознаменовался немецкой окупацией во время первой и второй мировых войн, политическими депрессиями сталинской эпохи. Одновременно с ними – полонизация Западной Украины. В середине прошлого столетия всему миру стали известны названия той незаметной, но многострадальной белорусской земли: такие как урочище Куропаты, где были безвинно растреляны десятки тысяч людей, и Хатынь, представляющую 136 белорусских деревень, сожжённых нацистами. И в 1944 году партизанское движение стало одним из самых массовых и крупных достижений в Европе. Ни в одной стране не было столь сильного партизанского движения, как в Беларуси. Несгибаемый патриот в Беларуси, несгибаемый патриотизм в творчестве многих сынов Отечества. Я хотел бы протицировать писателя Якуба Колоса, который сказал замечательные слова: “Нет у человека ничего дороже и прекраснее Родины. Человек без Родины - нищий человек.” Но ведь Родина- это не только географическое понятие. Сегодня нам важно понимать, что Родина - это не только колышки и не столбики с изображением государственного герба. Родина - это система ценностей, это то, что объединяет народы. Но ведь душа народа, укоренённая ко всей Отчизне, и сострадание к ближнему, воспитанной веками христианских духовных ценностей и смогла выстоять. В ХХ веке жителям Беларуси пришлось выстоять не только последствия военных конфликтов. А Чернобыльская авария, которая стала причиной загрязнения свыше 20 процентов белорусской территории. Народ Беларуси очень близко ощутил страшную опасность, которая исходит от безалаберного отношеня человека к серьёзной технике. В слове Белоруссия есть название цвета, который всегда был символом чистоты, мира, духовности. Однако, позволю вам сказать, что именно на белом свете отчётливее всего видны пятна. Маленькое пятнышко на белом клобуке – и оно заметно. Почему же именно белый клобук венчает самых ответственных служителей Церкви? Чтобы они помнили, что даже самый маленький тёмный цвет, самая маленькая грязь будет видна людям.
Беларусь – это особое место Святой Руси, которая пройдя столько страданий, сохранила свою подлинность, свою веру, и во многом, может быть примером для всех стран, может быть примером для многих других мест. Но для этого как важно сохранить чистоту этого белого цвета. Надо постоянно помнить о том, какими непосильными трудами в истории сохранялся этот белый цвет. Трагическую судьбу двадцатого векаа дополнили катастрофические реали начала 90-х годов. Распад СССР не только дестабилизировал социально – экономическую и политическую жизнь, входивших в него республик, но едва гне стал причиной возникновения его вражды между братскими и славянскими народами. Однако руководителям Российской Федерации и Республики Беларусь удалось выправить ситуацию.Определённо подталкивала воля народа. И граждане России считают Республику Беларусь не только важнейшим партнёром внутри СНГ, но и надёжным союзником среди всех стран мира. А для Беларуси Россия - это дружественное государство, которое в течении веков установило прочные нити и взаимоотношения во всех областях жизни. И современное развитие наших братских государств показывает, что потенциал России и Беларуси представляет собой неощутимую силу. Наши страны являют самостоятельную уникальную роль в воссоединении, без которого немыслимы все экономические и социально-политические системы. Идея союза имеете огромное значение, поскольку её поддерживают большинство населения во всех социально-демографических и территориальных группах. И никаких исследований не нужно делать. Это всё на поверхности. И каждый из нас про это знает. И сегодня мне бы хотелось призвать всех политиков России и Беларуси дорожить этим союзом, который благословляется Православной Церковью. Помнить о том, что никакие экономические выгоды не могут быть рядом с нашей вековой общей историей и нашим общем будущем. Если мы его потеряем, то проиграем и экономически, и политически. Проиграем не только, как народы и государство, но и как личности в целом. Бог будет судить нас. При всём этом мы должны ясно понимать, что существуют суверенитеты государств. Мы должны поддерживать национальное государственное достоинство, одновременно сохраняя то единство, которое способно обеспечить наше совместное процветающее будущее. Только определив нашу духовную, политическую, экономическую, культурную связь, мы сможем быть в третьем тысячелетии партнёром других государств, как в еврпопейском, так и в евразийском пространстве. Уже сейчас мы видим многие болезни, с которыми сталкивается современная цивилизация. И в этом контексте общая задача нашего народа не только отстоять свою идентичность, но и стимулировать процесс выздоровления всего континента.
Я сегодня вспоминал Чернобыльскую катастрофу, но может случиться и духовный Чернобыль. История России и Беларуси помнит политические трактаты Симеона Полоцкого. Его призывы напоминают о взаимодействии Церкви, государства и общества. Что самое главное, способное помочь каждому человеку отличить болезнь от здоровья, шарахаться от болезни, ограждать свой организм от заразы, сохранять свое здоровье? Примером такого понимания жизни может служить святая Евфросиния Полоцкая. Она занималась не только внешнем благоукрашением своей земли, не только храмоздательством, но сочиняла музыку, покровительствовала развитию живописи, прослыла первой белорусской благотворительницей, старалась содействовать нравственному и физическому здоровью нации. Нынешние тенденции национального строительства в Белоруссии также дают основания думать, надеяться, что Республика Беларусь не изменила заветам своих предков и готова твердо идти их путем.
Впрочем, мы не можем не замечать принимаемых повсюду в мире попыток изменить человеческое сознание. Понятие “успешность” используется в молодежной среде недобросовестными людьми для проявления своих экономических и политических интересов. Если бы предыдущие поколения белорусов были бы успешными в современном, искаженном понимании этого слова, то, кто знает, были бы силы у белорусского народа сдюжить все эти исторические испытания, сохранилась бы ли Беларусь? Рост материальной обеспеченности, научно-технический прогресс не приводит автоматически к выживанию и процветанию народа. История наших братских стран свидетельствет, что успех в истинном понимании неотделим от понятий совести, солидарности, братства и жертвенности. Не может быть успешен человек, достигающий чего-то за счет изломанных судеб другого человека, идя к достижению цели по трупам, жестоко отталкивая конкурентов локтями. Не может обеспечиваться благополучие личности за счет оскудения, обнищания своей страны. И в этом смысле коррупция является не просто уголовным преступлением, она является нравственным преступлением, потому что коррупция поглощает ресурсы страны, отнимает средства у тех, кто в них нуждается, чтобы умножить и без того высокие доходы отдельных людей. Не может быть успешным человек, который идет по этому пути. Мой успех – это самореализация, плодотворная и творческая при условии, если самореализация осуществляется в обществе свободных людей, способных к такой же самореализации. Вот что писал Якуб Колас: “Счастье может быть полным только тогда, когда все вокруг тебя ощущают себя счастливыми”. С духовной точки зрения, успешный человек – это личность, живущая в гармонии с Божественным Замыслом и о себе, и о других.
Здоровье и успешная жизнь неотделимы от другого важного понятия, от способности воздержания. Только принимая на себя подвиг, самодисциплину, способности ограничивать свои эмоциональные, телесные проявления, человек созидает форму своей личности и наполняет ее содержанием. Общество жизнеспособно только тогда, когда мы умеем с другими разделять свои ресурсы для того, чтобы весь общественный организм функционировал успешно. Без такого самоограниченияи учета интересов ближнего немыслимо развитие отношений между людьми, но самый яркий пример – семья. Если муж перестает себя ограничивать, сдерживать и самодисциплинировать во имя жены и детей, что тогда происходит? Если вдруг жена теряет способность самодисциплинировать, ограничивать себя во имя своей семьи и детей, семья разрушается. Так же разрушается и общество, так же разрушается государство. Мы можем дальше пойти и перевести этот принцип на международные отношения. Я убежден, что подобный принцип должен лежать в основе диалога и сотрудничества братских государств. Не может процветать одно братское государство, если страдает другое. Система солидарности должна быть не только дипломатическим жаргоном, но реальностью, включенной в политику. В 70-х годах XX века Василь Быков подчеркивал «и теперь нам нужны принципиальность, верность идеалам, самоотверженность». Это и сейчас определяет нашу нравственность, как в годы войны питал этот героизм. Сегодня на заре третьего тысячелетия нам нужно остаться верными духу дружбы и взаимной любви, честно трудиться и сохранить готовность в любой момент пойти на подвиг. Верю, именно такие устремления помогут народу Беларуси и всем братским народам в новом веке решительно и свободно идти свои путем!