Инструменты государства. Патриотизм.Одним из инструментов, с помощью которых государство манипулирует сознанием населения, является патриотизм. Разберём это понятие при помощи анализа и критики статьи В.С. Соловьёва, написанной для «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» и постараемся сделать некоторые выводы.
Соловьёв пишет:
QUOTE |
Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель П., которая издревле имела и религиозное значение, отечество не было только географическим и этнографическим термином — оно было вотчиной особого бога, который сам, по всей вероятности, был более или менее отдаленной трансформацией умершего родоначальника. |
Таким образом, видно, что Соловьёв делит патриотизм на 3 составляющие: географическую, этнографическую и религиозную. Рассмотрим все их в отдельности.
Географическая составляющая подразумевает под собой место, где родился человек, т.е. его малую, либо большую Родину.
Сперва постараемся разобрать "малую". Думаю, никто не будет отрицать, что ничего нет предосудительного в тёплом отношении к тем местам, где родился человек. В воспоминаниях у каждого остались моменты, связанные или с двором в котором в детстве играли в хоккей или салки, берёзкой у которой в первый раз было назначено свидание, речкой, в которой купался с измальства и т.д. Но попробуем найти связь, благодаря которой у нас остались тёплые воспоминания о тех или иных местах. Нашли? Эта связь заключается в том, что у каждого человека есть тёплые воспоминания, а географическая привязанность в данном случае является только декорацией, на фоне которой происходили те или иные памятные события. Так как подавляющее большинство людей ведёт осёдлый образ жизни, то, соответственно, количество этих декораций довольно ограничено, а отсюда и возникает фантомное ощущение "малой родины". Стоит обратить внимание на то, что у кочевых народов, например кочевых цыган или монголов, ощущение малой родины фактически отсутствует.
Большая родина, как подсоставляющая в географической составляющей патриотизма, это ни что иное, как продукт пропаганды, т.е. совершенно искусственное явление. Соловьёв пишет:
QUOTE |
При переходе племен к оседлому земледельческому быту П. получает свое специфическое значение, становясь любовью к родной земле. Это чувство естественно слабеет в городском быту, но здесь развивается новый элемент П. — привязанность к своей культурной среде или к родной гражданственности. |
Поговорим о "родной земле" и гражданственности. Читатель, ответь сам себе, пожалуйста, на вопрос, из каких географический критериев какого временного периода исходить той или иной национальности в определении "большой родины"? Почему народы Поволжья должны считать большой родиной Российскую Федерацию, если до 16 века она не входили в состав Российского государства, как предтечи РФ и только благодаря Ивану 4 (Грозному) были завоёваны и против своей воли были включены в состав Российского государства? Почему русские, проживающие, например, на Камчатке, должны считать РФ большой родиной, ведь исходя из титульности нации, восточным пределом их родины является Рязань и Владимир? Почему Калининградская область должна считать "большой родиной" РФ, если это исконно немецкая земля? А должно ли было коренное население военно-морских баз Порт-Артур и Камранг считать для себя "большой родиной" Российскую империю и СССР/РФ соответственно?
Вопросов масса и при попытке ответить хотя бы на часть из них становится очевидно, что понятие «большая Родина» это не более, чем территория, на которой осуществляет свои функции тот или иной административно-чиновничий аппарат. Вот что именно призывает любить пропаганда настоящему патриоту - административно-чиновничий аппарат, который вуалируется под «страну».
Этнографическая составляющая включает в себя любовь к культуре народа, к которому принадлежит тот или иной человек.
В эпоху глобализации, данная составляющая из связи с предыдущими поколениями, из культурного слоя превратилась в лубочную картинку, фетиш, который показывают иностранным туристам. Она превратилась в «фальшивую ноту», которая режет ухо при каждом упоминании об этнической культуре.
Таким образом, видно, что этнографическая составляющая, несмотря на то, что до сих пор используется в патриотическом воспитании населения, на сегодняшний день является пустым звуком. Этот звук используется только для того, чтоб придать легитимность действиям правящей элиты по средствам связи их (действий) с действиями предыдущих поколений.
Последние десятилетия в патриотическом воспитании вновь стала играть большую роль религиозная составляющая. Несмотря на то, что официально церковь отделена от государства, она оказывает всё возрастающее влияние на верноподданнические настроения верующих.
Патриотическое воспитание использует религиозную составляющую для того, чтоб подвести базу, обоснование, необходимости государственного устройства с точки зрения верующего человека. Многие верующие воспринимают слова священника как догму, не требующую доказательств, и когда на проповеди звучат фразы «всякая власть от Бога» или «Христос терпел и нам велел», то они воспринимаются определённым образом.
Примечательно, что в процессе сращивания религиозности и патриотизма само религиозное учение (в частности христианство в интерпретации РПЦ) подверглось трансформации. Из учения проповедующего чистоту души, помыслов, аскетизма, дистанцирования от мирской суеты, власти и иерархии оно превратилось в учение проповедующее послушание властям и беспрекословное подчинение им.
Какой можно сделать вывод из этого анализа? Вывод довольно прост – патриотизм это искусственно созданное мировоззрение, основная цель которого – превратить личность в инструмент в руках правящей элиты.