Участник 6.
Хостинг фотографийЗадавались ли вы когда-нибудь вопросом: кто мыслит абстрактно - ребёнок или взрослый?
И вы правильно ответите, если скажете, что... РЕБЁНОК.
Мир взрослого человека - это мир конкретных образов и понятий. Иное дело - мир ребёнка. Он особенный. И именно из него мы приносим во взрослую жизнь какие-то образы, которые обрастают деталями и конкретизируются. Но иногда эти образы доходят до нас почти в первозданном виде. Просто мы привыкли, не замечаем...
Скажите человеку простое слово: "трамвай". А каждый представит его по-своему, основываясь на своих детских образах, впечатлениях и воспоминаниях. Не секрет, что для большинства граждан бывшего СССР при слове "трамвай" возникнет образ чешского чуда, которое почти сразу после выхода в свет успело "засветиться" на экране. Вспомните "Операцию Ы". Трамваи TATRA покорили тогда многих. Это теперь мы смотрим на них и говорим: у, окошки маленькие; у, мотор-генератор тарахтит; у, двери "мяукают"; у, болтает его сильно... А тогда это было таким чудом после рижских "сосисок" с бугелем на крыше и с ещё меньшими окошками...
Но вот я почти уверен, что у ленинградцев при слове "трамвай" возникнет ассоциация не на чешское чудо, а на наше, родное! Родное в прямом смысле этого слова, потому что Ленинград почти полностью был обеспечен трамваями собственного производства. И в моей голове сразу возникает милый сердцу образ ЛМ68М, в самом классическом его варианте.
Путешествовать я любил с детства. И поездить довелось много. Образ поезда был созвучен с путешествиями, поездками и новыми впечатлениями. А трамвай - это почти тот же поезд, только маленький. И трамвай в Ленинграде - это особая страница истории.
Появился трамвай в Петербурге сравнительно поздно. В других городах он уже был, а в столице его не было. И связано это было с тем, что для разворотных кругов и трампарка нужно было много земли, которую никто не хотел отдавать. Да, земля возле домов была в частном владении. Но трамвай всё-равно нашёл лазейку - гордо поехал по Питеру, только не по земле, а по воде! Нет, это был не водоплавающий трамвай, просто вода была твёрдой. Вот так по льду Невы более ста лет назад и пришёл в Петербург трамвай. Приехал трамвай - и понравилось ему тут очень. Даже на Невском прижился. Без трамвая было теперь трудно. Он выручал всех: рабочих и служащих, студентов и пенсионеров, чиновников и карманников... Кипела, бурлила трамвайная жизнь...
Я не застал то время, когда водителя трамвая почитали почти как полубога. У них была форма. Даже с погонами, на которых были золотые буквы "ГЭЖД" - городская электрическая железная дорога! А вы говорите трамвай... Работать вагоновожатым приходилось стоя (как, впрочем, и первым машинистам) по многу часов и в разную погоду. Это теперь в кабинах стоят устройства климатизации, а тогда и кабины как таковой не было. Но вот что мало изменилось с того времени - это управление.
Знаете, как меня месяца два называли в детстве одноклассники? ТОРМОЗОХОД. Причём, кличку мне дали, а вот понять, откуда она возникла не смогли... Потом из-за своей нелепости она забылась, отпала. Но я помню... А прозвали меня так потому, что я в тетрадке попытался нарисовать контроллер управления ЛМ68М. Нет, это я сейчас уже знаю, что это называется контроллер для набора ходовых позиций и задействования тормозных систем. Кроме того, есть на контроллере и нулевая позиция, которую мои одноклассники по ошибке превратили в букву "о"...А тогда для меня это была ручка, подержаться за которую было одним из самых моих заветных желаний... Так оно и не осуществилось, хотя кто знает, может, ещё не поздно... Помню, я как зачарованный стоял и смотрел через стекло, которое было часто неокрашено, как тётенька колдует этой ручкой и вагон, послушный её воле, набирает ход или останавливается. Кстати, раз уж мы заговорили об этом... А вдруг ребёнок спросит, мне вот так и не рассказали, многое пришлось понимать самому...
Говоря научным языком, это называется косвенная автоматическая реостатно-контакторная система управления. Не буду вдаваться в подробности, скажу только пару слов. Косвенная - потому что есть ещё один контроллер, который связан с контроллером водителя. А автоматическая - потому что сама задействует необходимое количество пусковых резисторов и ток ослабления возбуждения. Вот и получается, что ходовых позиций на контроллере (кто видел) всего 4. Вагоновожатый задаёт лишь необходимое ускорение, по достижении которого контроллер возвращается на нулевую отметку и вагон идёт на выбеге. Кстати, он гораздо больше, чем у резиноколёсных "братьев" - троллейбусах. Кто-нибудь спросит меня, а почему же косвенная а не непосредственная? Отвечу. ЛМ68М похож на электровоз, только маленький. Не игрушечный, а упрощённый. Если бы использовалась непосредственная схема, то ходовых позиций было бы не меньше 35-40! Например, на электровозе ЧС-2т - 42 позиции, а на ЧС-6 - 48!
А теперь давайте вспомним про ДР-ДР-ДР-Р-Р-Р-Р-ТА-ТА-ТА-ТАХ... И про шипящие двери не забудем. Кто-то уже догадался, что речь пойдёт о компрессоре. Я не случайно его выделил. Как здорово было вибрировать вмесле с его весёлым тарахтением, в котором чувствовалась большая сила. Наверняка многие вспомнят, что перед отправлением вагон делал ПС-С-С-С... а потом уже начинал ехать. Ещё тогда я понял, что это "ПС-С" - неспроста. Оно и держит вагон. Если посмотреть по-взрослому, то реостатных тормозов, когда тяговые двигатели нагружаются пусковыми резисторами на полную катушку, не достаточно для быстрого торможения, потому что при скорости 5-8 км/ч это уже неэффективно. Вагон дотормаживался пневматическими тормозами, как и на железной дороге большой поезд. Потом их отпускают, раздаётся ПС-С-С... и можно ехать. И я не случайно сейчас говорю об этом, потому что именно ленинградские вагоны были оснащены тремя типами тормозов, чего не скажешь об остальных. Про реостатные мы уже вспомнили, про пневматические тоже поговорили, а третий тип - электромагнитные. Их все видели, только мало кто догадывается об этом. Висит себе такая штукенция между колёс у трамвая, а зачем? Рельсы чистить? А вот и нет. Кто повнимательнее - видел, что к этой штуковине ещё провода подходят. В экстренный момент пускается ток, штуковина притягивается крепко-крепко к рельсам и вагон тормозит. Вот такой это электромагнит, в виде колбаски. Так вот, чтобы тормоза работали, открывались и закрывались двери (ну и ещё кой-чего работало) нужен воздух, который и давал компрессор.
Двери - предмет особой гордости. В детстве они мне казались просто громадными. Даже сейчас я понимаю, что они действительно широкие. А уж тогда... В те времена были ещё пневматические двери - на автобусах ЛИАЗ и ЛАЗ. В двери ЛАЗа надо было иногда просто проЛАЗить, потому что их, наверное, для детей делали а не для взрослых дяденек и тётенек. У ЛИАЗа двери были пошире, но они закрывались неинтересно. А вот в трамвае - другое дело. Вспомните: раздаётся трубное ПШ-Ш-С-С-С..., потом двери потихонечку начинают открываться, но ускоряясь, так что под конец они делают ХРЯСЬ о стеночки. Закрывались же они совершенно бесподобно. ПШ-Ш уже не было, но створки бешено устремлялись в центр, смыкаясь с каким-то особенным лязгом и грохотом. Помню, некоторые приезжие побаивались этиш шипящих и лязгающих дверей. Ещё бы, это не в Т3, где они пожужжали и готово. А тут целое тебе представление.
А ещё меня мучил вопрос. А что же там рядом с кабиной водителя, за стеклом, выкрашенным краской? Туалет? Тогда почему такой узенький? И что там щёлкает? Теперь-то вы уже, наверное, догадались, что там и располагается реостатный шкаф, который ведает бегающим трамваем. Вот он хорошо виден на фото с левой стороны и изнутри салона. А тогда я понял, что там что-то очень важное, которое трамваю нужно. Но это нельзя показывать, потому что это большой секрет. Про него только дяди и тёти знают, которые трамвай водят.
Как ребёнка привлечь? Дайте ему крупное и яркое, обязательно клюнет. Вот и я клюнул. Трамваи были не только красные. Были и жёлтые и зелёные и синие... Сзади у трамваев была грозная надпись: "Соблюдай дистанцию!", позже - "Соблюдайте дистанцию!". Самая же интересная особенность, которая появилась именно у ЛМ68 - маршрутные огни. Жаль, что это уже совсем история... Эй, простите, Вы не видите какой там трамвай едет? Ну не все же люди видят одинаково хорошо. Если у вас хорошее зрение, то вам будет тяжеловато понять, как можно не заметить крупные цифры на табло. Можно... Теперь я тоже это очень хорошо понимаю. Что-то серенькое, а что - не понять. Но вот увидеть два цветных пятна можно! И тогда сразу понимаешь, что это, например 25, который ты так ждал возле Московского вокзала. Эту фишку я сразу как-то понял, хотя и без маршрутных огней видел в детстве замечательно. Но мне так нравилось смотреть на них, особенно в вечернее время, когда они ещё и светились. Это было чудо! Это означало, что сейчас будет и ПС-С-С, и ДР-Р-Р, и ПШ-Ш-Ш, и щёлк-щёлк , и ещё целую кучу звуков. Это было ПУТЕШЕСТВИЕ на трамвае, который, пусть и маленький, но так похож на поезд.
Дети обожают что-нибудь крутить в руках. А ещё если оно такое важное, что без него нельзя, то... УХ! Да, к счастью я не держал в руках ручку контроллера при поднятом пантографе и включённых цепях управления. НО!... У меня была другая страсть. Фигурная блестящая рукоятка, которая выходила из синего ящика, в который вкладывали монетки, а иногда и ЦЕЛЫЙ РУБЛЬ! Если я не стоял возле кабины вожатого, то почти всегда бежал к предмету моей страсти!
КАССА!
Это чудо: положил денежку, покрутил ручку и вот у тебя в руках голубенький билетик с буквами Ленинградский трамвай. Только проверь, вдруг счастливый, потом обязательно надо съесть! И ел, если попадались. Ручку я, правда, крутил вначале в несколько произвольной программе, за что потом крепко заработал от своей бабушки. Тогда я стал учиться считать денежку - ели дали на один билет, надо выкрутить из кассы один, а не четыре. Вот так, в трамвае, я стал осваивать практическую математику. А ещё, стыдно признаться, но мне хотелось очень полюнуть в урну для использованных билетиков. Почему-то туда никто не плевал, хотя она была такая красивая, крутилась в разные стороны. Так я стал понимать, что есть и общественные нормы поведения, если написано для билетов - плевать туда не нужно.
Поистине, я обязан именно трамваю своей любовью к технике, в частности, к железнодорожной, навыкам счёта и сосуществования в обществе. Потому что сел, например, у окошка, положил руку на широкий подоконник (тоже особенность ленинградских трамваев), а тут надо пожилому человеку место уступить. Ветеранов много было, блокадников... Я их с детства как-то так уважал, пусть и по-детски, но и это важно.
Позднее появились трамонты (это я придумал, ударение на А), когда стали ходить спаренные ЛВС86, ЛВС97 а то и такой монстр как ЛВС89. И тоже, нигде, кроме Ленинграда, я не видел, чтобы трамвай перевозил человек 600 сразу. Знаете, как удивлялись приезжие таким трамонтам! Но только очарования ЛМ68 в них уже не было.
В далёком 1987 году я ездил по экскурсионному маршруту на старом трамвае (предвоенной эпохи). Для себя отметил, что несмотря на тихоходность (максимальная скорость - 40 км/ч), страшный шум (вагон двухосный с пластинчатыми рессорами) и небольшие размеры салона, есть в таком трамвае своё очарование. Управление там ещё больше похоже на управление локомотивом. И так ездили наши дедушки и бабушки. И нам так уже не ездить никогда. Может быть будет когда-нибудь подобная поездка на ЛМ68М, и также люди будут удивляться, как НА ТАКОМ можно было ездить, как его водить?
Я мог бы рассказать о том, что во многих трамваях многих стран я ездил. Конечно, теперь понимаешь, что ЛМ68м - не идеален, но он является настоящим трамвайным чудом некогда самого большого трамвайного города мира - Ленинграда. Просто хотелось, чтобы и вы вспомнили об этом чуде.
Чудо, потому что он далеко обошёл чешскую ТАТРУ того времени по совершенству конструкции и удобству пассажирского салона, потому что он сохранил особенности поезда, а не превратился в автобус на рельсах.
Чудо, потому что именно благодаря ему, я гораздо позже повёл сам свой первый поезд с пассажирами в качестве машиниста, держась за почти такую же рукоятку, которая пришла ко мне из далёкого детства.
Чудо, потому что трамвай я сфотографировал чуть ли не первым в своей жини, когда взял в руки фотоаппарат.
Чудо, потому что в памяти этот образ остался навсегда.
И вместо послесловия.
В Европе трамвай считается самым бесшумным и надёжным видом городского общественного транспорта. Видно наше "Окно в Европу" в трамвайном вопросе превращается в узкую форточку... которая вроде бы и не нужна, потому что есть кондиционеры...
В работе использован ещё фотоматериал Александра Аверина и Владимира Степанова.