О Литературном институте.
Приём в институт осуществляется на основании конкурса, где нужно доказать писательские или переводческие способности. Вступительные испытания традиционно представляют собой экзамены по русской литературе и русскому языку, творческий конкурс (этюд) и собеседование. Кроме того, абитуриент должен предварительно представить к оценке небольшую творческую работу. Среди преподавателей в Литинституте есть и писатели, которые, основываясь на собственном опыте, ведут творческие семинары по разным литературным жанрам и художественному переводу.
Упоминается в «Четвертой прозе» Мандельштама: «…убежать, лишь бы не видеть эти двенадцать светлых иудиных окон на Тверской, не слышать стук счетов, звон сребреников, счет печатных листов».
Среди выпускников - Ахмадуллина, Юлия Друнина, Замятин, Фазиль Искандер, Виктор Курочкин (который "На войне, как на войне"), лауреат Сталинской премии Лев Ошанин, наиболее известный детскими песенками Михаил Пляцковский, Анатолий Приставкин, Николай Рубцов, Константин Симонов ("Жди меня, и я вернусь..."), Бенедикт Сарнов, Владимир Тендряков. И еще около 190 имен, которые я никогда или почти никогда не слышал (хотя бы потому, что углубленно 20-м веком не приходилось заниматься).
Вступительные испытания, в т.ч.
общие знания по теории литературы
по теории литературы
скрытый текст
* Роды литературы – эпос, лирика, драма
* Жанры литературы
* Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм
* Основные стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий)
* Рифма
* Строфа
* Эпитет, сравнение, метафора, антитеза, гипербола, гротеск, символ, аллегория
* Художественная деталь, пейзаж, портрет
* Персонаж, лирический герой, характер, повествователь, образ автора
* Конфликт и сюжет
* Композиция
* Система персонажей
* Художественный образ
* Тема, идея, проблема, авторская позиция
* Содержание и форма
* Трагическое, героическое, комическое
* Сатира, юмор, ирония
* Литературный процесс
Творческий этюд
скрытый текст
Экзамен проходит для всех категорий поступающих. За время, отведенное на экзамен, абитуриенту предлагается написать творческую импровизацию на одну из заданных тем.
Количество тем: от 4 до 8.
Примерные темы этюдов:
Лошадь в моем городе
Президент в гостях у поэта
Оливер Твист на московском вокзале
Моя первая любовь
Бог знает из какого сора растут стихи
Животные в доме
Гоголь и Булгаков
Для каждого направления (семинара) предлагаются свои темы.
От автора требуется самостоятельность мышления, культурная эрудиция, творческое воображение, умение излагать свои мысли. Этюд допускает свободную композицию, ассоциативные комбинации, игру слов, индивидуализм, понимание темы.
Творческий этюд не связан со знанием школьной программы по литературе, он связан с творческими возможностями поступающего, с его умением реагировать на тему, создавать художественную реальность, показать свое авторское «я» в маленьком произведении.
Творческое собеседование
скрытый текст
Творческое собеседование – это заключительный экзамен, который проходит в форме беседы с поступающим. Беседу ведет ректор института и руководитель творческого семинара. Принцип беседы: вопрос-ответ. Как правило, на собеседовании присутствуют все члены экзаменационной комиссии и декан факультета.
Примерные вопросы:
Почему Вы решили поступать в Литературный институт?
Как Вы можете объяснить свое желание писать?
Каков Ваш круг чтения?
Какие писатели повлияли на Вас или значимы для Вас?
Что такое литературный процесс?
Что Вы знаете о теории литературы?
Какие современные авторы или явления Вас интересуют (литература, кино, живопись и т.п.)?
Какие исторические личности для Вас наиболее авторитетны?
Собеседование требует от абитуриента хорошей общекультурной подготовки, умения понимать вопросы и формулировать свой ответ.
Как, правило, поступающих на поэтический семинар просят прочитать свои стихи. Для этого необходимо продумать, какое стихотворение Вы можете прочитать. Выучить его или подготовить лист, с которого Вы сможете его читать. Это могут быть как стихи, поданные на Творческий конкурс, так и не известные комиссии произведения. На Собеседовании задаются вопросы, связанные с поступлением на конкретный семинар. Поступающему необходимо понимать, что такое очерк, публицистика, проза, литературная критика, драматургия, чем занимается переводчик художественных текстов, чем отличается детская литература от взрослой.
И 250 строк своего творчества.
Подборка стихов из Института:
Илья Александров, 2 курс, д/о. Подборка стихотворений. Семинар поэзии Е.Б. Рейна
скрытый текст
Назову эту песню отрадой
всех извилистых, торных дорог.
Ах, антоновка, дура, не падай:
подберут - обрекут на пирог.
Так природой завещано было:
проживешь, уходя – уходи,
потому превосходное мыло
из плохого должно быть судьи.
Пусть, как шаг Командора, спокоен
скрип уключин над тихой рекой,
только что-то кислит за щекою,
вяжет рот новогодней хурмой.
Только что-то идти заставляет
в, переполненный осенью, сад…
Слышишь, Фет над сиренью вздыхает?
Видишь, Тютчев как сумеркам рад?
Видишь, вновь прозябает из тлена
замухрышка трава – мурава
и цветёт до седьмого колена?
И краснеют в ладонях слова,
будто яйца (вот тут-то Тиверий
без сомнений поверит в Равви).
И откроется небо, как двери,
И воскреснет закат на крови.
***
Бим и Бом никогда не поссорятся –
убедится любой человек.
Жизнь наотмашь ударь в переносицу
и пройдись по обочинам рек.
Всё начни с корабля запоздалого,
полустанка и горьких гвоздик,
воробьиного, древнего, наглого…
Только так образуется миг!
Не понятно, что движет кометами?
Чем душа зацепила весну?
Не вопросами, только ответами
наполняй вековую суму.
И простая, как банка консервная,
обернётся потеря стихом.
Растопыриться рифмами смелыми,
поздней ночью покроется сном.
Будто жаркую, верную пленницу,
дней несметных терзай череду…
Перемелет крылатая мельница
неошибки, ошибки – судьбу…
МЕТАМОРФОЗА
Нагрянул вдруг волны девятый вал.
Очнулся грубым, ветреным придурком.
А Ромул жил, и Рэм существовал.
И далеко, в подкладке старой куртки,
оставленное сердце вне игры,
которое никак не разобьется,
всё почему-то с правой стороны
назло другим трепещется и бьётся.
Сквозняк перебирает имена,
кому сумел он насморк предоставить.
Я вспомнил: кварц есть ниточка стекла.
Шепча, даёт понять об этом память:
«Когда звезда венчалась со звездой,
и продавались в сэконд-хэндах чувства,
дыханье рыб ты слушал под водой.
А, всплыв, назвал подобное искусством»
ЧУТЬ -ЧУТЬ О ВЕСНЕ
Бессовестно.
Совсем не по – мужски.
Посреди апреля, на середине параллели города
спеша, бежа на поезд или встречу
Нечаянно разбить ботинком будто
трансбойтом
корку - наледь
окостеневшей от холода Москвы.
Однако в своё оправданье, подумать:
«Бензинный, тёмный но причудливый хрусталь!
Разбил…
Нехорошо как…
Ай – ай –ай!
Но, значит, снега стало меньше!?
Поэтому, весна придёт быстрее!?
Вам так не кажется, а?»
***
Мне бы словом досыта напиться
о плечо ударившись плечом.
Чем не птица жёлтая синица?
Тем, что жжёт ладони горячо.
А журавль по небу летает,
не могу достать его никак.
Чем я жив и чем душа страдает?
Тем, что осень, небо, буерак.