13 декабря 2006 г., средаДень святых Фаддея и ВарфоломеяОтмечают:
День свв. Фаддея и Варфоломея, апостолов, принесших христианство на территорию Армении.
Св. Фаддей - один из 12 учеников Христа. Восприняв его учение, стал прозываться Леввеем, то есть "сердечным", и Фаддеем, то есть "хвалящим", ибо прославлял Христа и возвестил Евангелие многим народам. Проповедовал в Палестине, Аравии, Сирии и Месопотамии, Армении. В Армении был замучен, пригвожден к кресту и пронзен стрелами. Через три века на месте захоронения апостола был возведен монастырь Тадеи. Мощи св. Фаддея хранятся в Эчмиадзинском соборе.
Св. Варфоломе́й - в новозаветном повествовании и в христианских легендах один из двенадцати апостолов. Варфоломей проповедовал в Сирии и Малой Азии, после чего направился в Армению, куда принес рукотворный лик Богородицы и построил посвященную ей церковь. В 68 г. его схватили и казнили. Вместе с ним были казнены 2000 христиан.
Свв. Фаддей и Варфоломей. Иконы 18 в.День святой ЛюцииОтмечают:
«Ежели за время, что пройдет от дня святой Люции до рождественского сочельника, из девяти деревьев - липа, береза, орешник, верба, ольха, бук, ель, терновник, клен - сделать стул, каждый день работая понемногу, да взять его тайком на заутреню, да сесть на него - увидишь, то, что скрыто от других: женщин, которые преклоняют колена, повернувшись спиной к алтарю. Это и есть ведьмы...»
13 декабря католики отмечают память св. Люции, мученицы времен Диоклетиана (III в.)
Имя Люция происходит от латинского слова «lux» - «свет». С праздником в ее честь связана поговорка: «Со святой Лукией ночи убывают». Появилась она еще при юлианском календаре, в соответствии с которым на 13 декабря приходился день зимнего солнцестояния. После григорианской реформы 1582 года самый короткий день в году выпал на 21 декабря. После этого народная мудрость перестала соответствовать действительности, что нашло отражение в дополнении к поговорке: «Со святой Лукией ночи убывают, но дни длиннее не становятся».
По легенде, у св. Люции были прекрасные глаза, которыми она очаровала некоего молодого человека, и чтобы он не впал в искушение, она выколола свои глаза и прислала их ему на тарелке. Благодаря этой легенде, в романских и германских странах св. Люция считалась покровительницей света и целительницей глазных болезней.
Однако в обрядах и поверьях многих стран сохранилась память и о самом «ведьмином» дне - дне св. Люции. По некоторым поверьям на св. Люцию ведьмы сбивают под мостами масло, танцуют на перекрестках и могут «затанцевать» попавшихся им мужчин и парней до смерти, ночью ходят в белых покрывалах и с ведрами в руках, собираются на шабаши и т.д.
Соответственно, предпринимались и различные меры по защите людей и их окружения от ведьм. Например, как и всякую нечистую силу, ведьм выгоняли из села шумом, свистом, стуком, колокольным звоном, выстрелами, хлопаньем бича и пр. Для защиты от пагубного ведьмовского воздействия использовали чеснок: его ели сами и давали есть скоту, а также натирали им лоб, руки и ступни, мазали его соком стены хлевов и рисовали чесноком или дегтем кресты над входом в хлев и дом. В качестве оберегов применялись и различные запреты. Например на Люцию запрещалось прясть и шить (иначе, по поверью, скрючит пальцы, работа будет все время портиться, куры перестанут нестись и т.п.; а у кормящих женщин, нарушивших запрет, по народному поверью, воспалится грудь), стирать, печь хлеб, работать на лошадях, ломать или разбивать что-либо и т.д.
Еще одним магическим способом защиты от злых сил и ведьм в частности было исполнение на св. Люцию т.н. «бесчинств». Такие бесчинства, как правило, заключались в том, что молодые парни вечером собирались группой и крали по дворам все, что могли (дрова, хозяйственную утварь, личные вещи, одежду и обувь), разбирали заборы, разваливали поленницы, отпиливали дышло с воза или перегораживали возами дорогу, замазывали окна домов известью (чтобы заставить обитателей дома из-за царящей в доме темноты проспать дольше обычного)... Такое ненормированное, «перевернутое» поведение людей должно было дезориентировать и отпугнуть нечистых духов: им как бы давали понять, что в данном месте присутствует некое хаотическое начало, которое сильнее их и может нанести какой-либо ущерб им самим.
Но несмотря на все это, встречаются также и представления о том, что Люция охраняет и защищает людей от ведьм. Женщины в день ее памяти не пряли, «чтобы не спутать волосы святой», а также не мылись и не стирали, чтобы не причинить Люции боль.
Мотивы прядения встречаются в обряде ряжения св. Люцией. В Словакии, Валахии и южной Чехии «Люцки», одетые во все белое, с лицами, закрытыми покрывалом или волосами, в день св. Люции ходили по домам. «Люция» проверяла чистоту и порядок в доме, а также количество и качество пряжи, выпряденной хозяйкой.
Интересно, что «Люцки» и их свита порой во время всего обхода сохраняли молчание, ходили зачастую необычной походкой (раскачиваясь, прихрамывая, ковыляя или подпрыгивая), обещали следить за поведением детей из-за печной трубы и пр. Они вели себя скорее как ряженые-демоны, чем как ряженые-святые. В некоторых местах «Люции» имели даже откровенно демоническое обличье: они одевались в белые балахоны, посыпали лица мукой или сажей, растрепывали волосы, иногда вставляли вырезанные из репы устрашающие клыки или приделывали себе горб, порой оборачивались гороховой или житной соломой. Иногда «Люцкам» придавались и некоторые черты, свойственные обычно демонам: например, они имели конскую голову, гусиные лапы, птичий клюв и т.п.
Двенадцать дней от св. Люции до Рождества, как время присутствия рядом с людьми неких сверхъестественных существ, когда граница между миром людей и «тем светом» словно бы истончалась, как нельзя лучше подходили для гаданий. Гадали о погоде, о будущем урожае, о судьбе, о замужестве... Гадания у всех народов разные.
Например, поляки и словаки для того, чтобы узнать, каким будет урожай, каждый день брали по одному угольку из печи и загадывали на него вид выращиваемой культуры, а потом смотрели: если будет сыпаться много пепла, то и урожай будет хороший. О замужестве девушки гадали чаще всего по распустившимся веточкам вишни, поставленным в воду (они должны были распуститься к Рождеству). Зазеленевшая веточка могла обозначать удачу и счастье в будущем году, щедрый урожай фруктов и здоровье семьи, а кое-где еще и «честность» девицы. О суженом девушки гадали, вытягивая из-под подушки листочки с именами парней, и это называлось «гаданием св. Люции» (wrozba sw. Lucji).
День святого апостола Андрея ПервозванногоОтмечают:
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из Вифсаиды Галилейской. Жил он впоследствии в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера вместе с братом Симоном, занимаясь рыбной ловлей. С юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, а стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда святой Иоанн Креститель указал на Иордане святым апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом (Ин. 1, 36-37). Святой апостол Андрей стал первым учеником Христа и первым исповедал Его Спасителем (Мессией), приведя ко Христу своего старшего брата Симона, будущего апостола Петра (Ин. 1, 40-42).
После Воскресения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был святой апостол Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей, апостол Андрей исполнился Духа Святого (Деян. 1, 13; 2, 1-4), как предсказал Сам Господь (Деян. 1, 5).
С проповедью Слова Божия святой апостол Андрей совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию, Причерноморье (по преданию Грузинской Церкви, апостол Андрей проповедовал вместе с апостолом Симоном Канаитом в Абхазии, где апостол Симон принял мученическую кончину). Вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до местоположения будущего Киева, где, как повествует преподобный Нестор Летописец, водрузил крест на киевских горах, обратившись к ученикам своим со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим и вновь вернулся во Фракию. Здесь в небольшом селении Византии (будущем Константинополе) он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти апостолов Христовых — Стахия.
На своем пути апостол Андрей претерпевал многие скорби от язычников. Его избивали, изгоняли из городов. Но Господь хранил своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса. Последним городом, куда пришел святой апостол Андрей Первозванный и где принял он мученическую кончину, был город Патры (Патрас). Здесь по молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин. Наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского и его брат философ Стратоклий. Это побуждало жителей города принимать от апостола Андрея святое Крещение, однако правитель города консул Эгеат оставался закоренелым язычником. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног его к кресту, а привязать их. По преданию, крест, на котором был распять святой апостол Андрей Первозванный, имел форму буквы «Х» и получил название «Андреевский крест».
Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душей сострадали ему и требовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу произнес: «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света освятило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла с креста тело апостола и с честью погребла его. В 357 году мощи святого апостола Андрея Первозванного были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого апостола и евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами, в 1208 году мощи святого апостола Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном храме в Амальфи. При Папе Римском Пие II (1458) честная глава святого апостола Андрея была перенесена в Рим и положена в соборе святого апостола Петра.
Святой апостол Андрей ПервозванныйИменины....АндрейПроисхождение: В основе имени лежит греческое слово «андрос», означающее «мужчина». В Англии распространено в форме Эндрю, в Германии - Андреас, во Франции - Андре.
Значение: «Храбрый», «мужественный».
Характер: С детского возраста Андрей обладает богатой фантазией. Его излюбленные игрушки - всевозможные конструкторы. Он может изображать автомобиль и гонщика одновременно, носиться при этом по квартире и издавать всю гамму звуков - от урчания мотора до скрипа тормозов. Поглощенный своей игрой, Андрей мало обращает внимания на просьбы вести себя потише и чуть ли не единственное, что его может остановить - это сладкое. Если есть брат, то Андрей искренне привязан к нему. К сестре относится ревниво и не хочет уступать ей ни в чем. Андрей-подросток среди своих сверстников ничем особенно не выделяется, однако со временем оказывается, что в жизни он преуспел больше других.
На службе Андрея всегда ценит начальник. Андреи, рожденные зимой, больше тяготеют к области искусств. Среди Андреев часто встречаются режиссеры, актеры, певцы, художники. В сфере естественных наук больших успехов добиваются «осенние» Андреи. Они же удачливы и в бизнесе.
В отношениях с девушками Андрей непостоянен. Он может признаться в любви своей знакомой, а на другой день, не обращая на нее внимания, пройти мимо с другой. Женится Андрей на красивой, чувственной женщине, при этом ее внутренний мир и характер его мало интересуют. Советы знакомых и родственников о серьезном отношении к выбору спутницы жизни Андрей игнорирует. Андрей высокого о себе мнения, эгоистичен и требует к себе повышенного внимания. Он может ревновать жену к ребенку, если она уделяет много внимания малышу, а ему - мало. Андрей непредсказуем в своих поступках. Он может сделать дорогой подарок жене, а по поводу пустяковой вещи устроить скандал. Отношения с тещей складываются сложно.
Андреи с отчествами Александрович, Игоревич и Олегович трудны в общении и имеют непростой характер.
Фоносемантика: Слово Андрей производит впечатление чего-то хорошего, мужественного, громкого, храброго, могучего, подвижного, активного, яркого, радостного.
Талисман: Пихта
Цвет: Дымчато-голубой
Камень: Аметист
Знак зодиака: Имя подойдет Близнецам, Львам, Весам, Скорпионам, Стрельцам и Рыбам
Гармония с: Елена, Елизавета, Ирина, Клавдия, Лариса, Людмила, Мария, Наталья
Несовместимость с: Варвара, Зоя, Клара, Оксана, Ольга, Софья, Юлия
Именины: 27 января, 17 февраля, 21 февраля, 7 марта, 28 апреля, 31 мая, 5 июня, 11 июня, 23 июня, 23 июня, 25 июня, 26 июня, 3 июля, 13 июля, 17 июля, 19 июля, 22 июля, 17 августа, 1 сентября, 19 сентября, 20 сентября, 23 сентября, 28 сентября, 4 октября, 5 октября, 6 октября, 7 октября, 15 октября, 23 октября, 30 октября, 31 октября, 9 ноября, 11 ноября, 11 декабря, 13 декабря, 15 декабря, 16 декабря
Андрей Миронов, актер