Всё уже обдумано и сформулировано - давайте для начала ознакомимся, а потом уже от достигнутого уровня продолжим. А то через пяток экранов доберёмся до этих же выводов - и устало остановимся. Зачем топтаться по уже потоптанному? Вот
статеечка - вырезал основные мысли:
Палеолит
В связи с увеличением размеров головного мозга и возникновением прямохождения у человеческого детеныша очень сильно растянулось детство. Отсюда - резко возросшая роль коллективной заботы о потомстве, беременных и кормящих самках. Выживали, успешно плодились и развивались те сообщества, в которых растили и воспитывали всех детей, не разбираясь особо (внутри группы), где тут чей. Возникает групповой брак.
На этом этапе полигамия была необходимым условием выживания человечества как вида. Это был достаточно длительный период, начавшийся ещё с наших обезьяньих предков, так что ориентация на полигамию закреплена в наших инстинктах.
Доисторический период
С развитием орудий труда, охоты и пр., появляется возможность одному мужчине добывать пропитание конкретно для своей (или своих) женщин. Женщины, в силу постоянной связанности детьми (растут детки медленно, а отсутствие противозачаточных средств как класса приводит к рождению каждые год-три очередного ребенка), не в состоянии сами обеспечить свое и детей существование. Возникают более-менее постоянные семьи - до замужества девушка имеет полную свободу, но уж после - "привязывается" к данному конкретному мужчине. В качестве отголоска группового брака возникает "право на невесту" - на свадьбе с ней спят все способные на то мужчины племени. Потом в качестве представителей общины это право осуществляют "власть имущие" - вождь, шаман, феодал, жрец - у кого как. Право первой ночи - отсюда.
Дополняющим обстоятельством идет факт подтверждения этим обычаем власти господина - количество "доставшихся" самок служит одним из признаком так называемого ранга мужчины. Посему - "господину можно", а прочим - "извольте вести себя прилично".
Исторический период
"Кого кормить" - в смысле своих или "не совсем" детей – это еще ладно, и прежние порядки матриархата не совсем забыты. А вот когда выползает на свет в более-менее оформившемся виде ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, т.е. кому оставить наследство. О! Вот тут-то все и начинается.
Женщине проконтролировать, ее ли ребенок - не проблема. А вот мужчине... Поскольку власть и имущество на тот момент получаются в основном в руках мужчин, то в результате и женщина становится собственностью, ценной, но вещью. В заповедях она где числится? Между домом и рабом, а невольница - вообще между рабом и скотом. Возникает требование девственности невесты - за поведением жены положено следить уже мужу, а вот как гарантировать отсутствие чужого семени в ней на момент свадьбы - таким только образом.
С другой стороны, для женщины верность мужа была залогом обеспеченности и защищенности ее самой и ее детей, постель была средством "закулисной власти". Которую, ясен пень, по доброй воле отдавать отнюдь не рвались. Плюс опять же болячки, точнее, нежелание оными обзавестись.
Потом на все это накрутились разнопородные психологические и идеологические заморочки, но в основе лежало и лежит с одной стороны, "Я!!!" и "Мое!!!" (и установка "Молчи, женщина!"), а с другой - все же достаточно объективные для определенных места, времени и общественных порядков закономерности, делавших парный (или "односторонне-коллективный", как у мусульман и т.п. либо в местах с полиандрией) брак наиболее приемлемой формой. Государству оно тоже выгоднее - заметно упрощает семейное законодательство и все вытекающие отсюда последствия.
То есть на этапе частной собственности строгое соблюдение супружеской верности (не так важно - строго моногамной либо строго полиандрической/полигинической) было необходимо для сохранения структуры общества, что, в конечном счёте, тоже сводится к вопросу поддержания численности человечества.
Этот период (2-3 тысячи лет) ничтожен с точки зрения эволюции, зато вполне существенен с точки зрения истории. Поэтому моногамная модель поведения AKA принцип супружеской верности была закреплена не в инстинктах, а в своде религиозных принципов, государственных законов и неписаных традиций.
Новейшая история
Что мы имеем в последнее время, в результате возникновения противозачаточных средств, повышения излечимости многих заболеваний, а главное – имущественного и правового освобождения женщин?
Экономическая база необходимости брака существенно ослабла. Процедура развода упростилась, так что официальное оформление брака отнюдь не гарантирует "пожизненной" взаимной принадлежности.
С другой стороны, как ни странно на первый взгляд, выросло понимание ценности отдельной человеческой личности, ее права на свободу и самостоятельные решения. Взаимное уважение, в конце концов. Появилось понятие любви как "счастье любимого – необходимое условие собственного счастья".
Общество опять во многом взяло (или пытается взять) на себя часть заботы по обеспечению выживания потомства. Начиная с государственной структуры оказания медпомощи и получения образования, садиков и пр. и заканчивая вполне солидными пособиями на выращивание детей (Швеция, к примеру).
"Ан масс" благосостояние людей во многих странах все больше зависит от "умения", а не "имения", то есть решающую роль все-таки играет способность человека самому что-то делать и чего-то добиваться, а не размеры унаследованного от родителей богатства.
Развитие генетики уже сейчас дает возможность в случае необходимости провести соответствующий анализ и определить отцовство.
Противозачаточные средства с все возрастающей (хотя пока, увы, не 100%) надежностью позволяют, в принципе, существенно разделить: секс "как таковой" и он же – как средство продолжения рода.
Таким образом, в настоящее время человечество обременено целыми двумя устаревшими моделями поведения, вдобавок противоречащими друг другу. Отсюда и проблемы. Инстинкт толкает нас к обязательной полигамии, традиции - к обязательной супружеской верности, тогда как на деле ни то, ни другое ныне обязательным не является, первое - по причине возросшей продолжительности жизни и общего уровня благосостояния, второе - по причине постепенной утраты значения частной собственности для общества, как в "коммунистических", так и в наиболее развитых капиталистических государствах.
Какой же должна быть современная семья? А какой угодно, в зависимости от личных предпочтений супругов, их материального положения и давления со стороны окружающего их общества. "Торг здесь неуместен" © Надо лишь сознавать источники наших побуждений, чтобы, с одной стороны, не допускать бесконтрольной реализации всех инстинктивных порывов, а с другой – не следовать слепо всем древним традициям, вбитым в нас в раннем детстве.