ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА или ШКОЛА ФОРМЫБольшая часть нашего сознательного вос¬приятия происходит через зрительные каналы. Мы пользуемся глазами чаще, чем лю¬быми другими органами чувств, чтобы упорядочивать окружающий мир. В формальной школе используется зрительное восприятие форм, расцветок и текстур; затем их значение интерпретируется в контексте состояния человека.
Формальная школа рассматривает отдельные аспекты окружающего мира и дает ли¬бо положительное, либо отрицательное тол¬кование их формы и расположения. Гора, например, может либо угрожать, либо защищать — в зависимости от визуальной интер¬претации. Согласно взглядам формальной школы, гребень горы, напоминающий дракона, благоприятен для живущих поблизости, так как древние китайцы считали, что увидеть дракона -- хорошее предзнаменование.
Принципы «Фэн шуй», о которых писал Ян Юнь Сан, сегодня известны как «Шко¬ла Формы». Это одна из наиболее важных кате¬горий в системе «Фэн шуй». «Школа Формы» имеет дело главным образом с образованием и кон¬урами ландшафта.
Эти авторы и эксперты обычно основывают свои теории на так называемом «влиянии или воздействии форм или конту¬ров», т. е. влиянии и мощи элементов и планет, обозначен¬ных очертаниями гор или холмов. Во второй половине IX в. наиболее выдающейся фигурой школы форм был Ян Юнь-сун, уроженец Доучжоу, что в области Юйлиньчжоу (совр. Гуан-си-Чжуанский автономный район. — М. Е.). Он часто упоми¬нается под другим своим именем — Шу-моу, а больше был известен как Мастер, спасающий от бедности, вероятно, по причине необычайно развитой способности отыскивать такие места для захоронений, которые наделяют потомков покойного богатством и удачей. В правление императора Си-цзуна (874—889) он возглавлял императорское ведомство геомантии и ему был пожалован титул «имеющий светлые заслуги» (почетный титул сановников первого ранга. — М. Е.). По¬следний период своей жизни он провел в пров. Цзянси, в округе Ганьчжоу, в то время носившем название Цяньчжоу, занимаясь исключительно геомантией. Широкая известность Ян Юнь-суна и написанные им сочинения всегда заставляли считать его великим патриархом школы форм, с тех пор так¬же обозначаемой как Ганьчжоуский метод.
Особое внимание этот метод уделяет формам гор и направлению течений вод или, другими словами, влиянию Дракона — вымышленного животного, играющего в нем роль под разными именами и в различных аспектах. Отсюда и заглавие трех сочинений Ян Юнь-суна: «Канон приведения в движение Дракона», «Книга о тридцати шести Драконах», «Канон о сомнительных Драконах». Его трактат, озаглавленный «Метод двенадцати черт», все еще остается эталонным при установлении предпочти¬тельных точек на местности по контурам и конфигурациям гор и возвышенностей.
У Ян Юнь-суна было много учеников, большинство из которых, в свою очередь, писали геомантические сочинения и трактаты. Корифеем среди них был Цэн Вэнь-чуань, сочи¬нивший «Записи об отыскании Дракона», «Инь и Ян в вопро¬сах и ответах» и другие геомантические произведения.
Требования, чтобы за домом находилась гора в форме черепаха, слева и справа находились горы или возвышености в виде зеленого дракона и белого тигра, а впереди холмик в виде красного феникса как раз и относятся к Школе форм
Хотя в наше время интерпретируют и форму домов, и многое другое