Суть жизни заключается в наслаждении ею, а не в изучении.
А если вам интересно до чего вас доведет попытка изучить жизнь, найти ее смысл, вместо наблюдения жизни, то у меня есть интересный «техст».
Это выдержка из организации под скромным названием «Клуб гениев». Вот что там я нашел лет пять назад:
скрытый текст
Каждого человека рано или поздно застают врасплох некие важные вопросы, затрагивающие глубинные слои существования. Меня в первый раз такой вопрос посетил в пять лет, (я лежал на диване, задрав вверх ноги на настенный ковёр, и думал о преходящести времени: вот, думал я, счас согну ногу, а потом разогну - и момент с согнутой ногой безвозвратно канет в лету и никогда не повторится; от этого мне становилось грустно и было жалко постоянно пропадающие в никуда моменты жизни). Но самый сильный по воздействию, как мне кажется, это вопрос о смысле жизни.
Меня он посетил лет в 19, когда я учился на ФизТехе; я вдруг понял, что жизнь, с логической точки зрения (которую я тогда наиболее уважал), не имеет никакого смысла. Раньше я был человеком честолюбивым, верующим в науку и технический прогресс, я хотел перевернуть Землю, прибить на небосклоне новые звёзды, прошерудить Вселенную граблями, и вдруг – на тебе, никакого оказывается, нет в этом смысла. Понятно, что я захандрил. Мне было всё равно, что я ем, где я сплю, жив я или уже умер. Удерживало меня в этой жизни одно соображение самого нелогичного свойства (т.к. проистекало из чувства любви к родным и близким): моя смерть стала бы ударом для моей семьи.
Выход из кризиса был таким: я подумал – мне только кажется, что в жизни нет смысла (если в окружающей меня действительности я не вижу ничего такого, что придавало бы жизни смысл, то это скорее дефект моего взгляда на мир, а не дефект мира). Я ведь не знаю ВСЕГО, и если я буду продолжать жить, смысл может со временем приоткрыться. По-крайней мере, нет НИКАКОГО СМЫСЛА умирать сейчас, т.к. от смерти никому не уйти, так пусть она приходит в тот час, когда это суждено мне судьбой.
Таким образом, один из выходов из кризиса смысла жизни есть сомнение в собственном разуме, то есть признание того, что ты можешь быть неправ, хотя весь твой жизненный опыт доказывает тебе, что ты не мог ошибиться. Это первый шаг к познанию реальности существования разных способов мышления, принципиально не пересекающихся друг с другом.
Тут кроется один интересный парадокс – чтобы понять бессмысленность жизни, нужно поверить в свой разум, но чтобы выйти из этого кризиса, надо в своём разуме усомнится, то есть признать, что в мире, словами классика, есть много такого, что и не снилось нашим мудрецам, причём признать это практически, на деле.
С годами я не нашёл смысла, но у меня сложилось некое смутное убеждение, что смысл жизни скрыт где-то извне жизни, в каких-то вещах, которые существуют над жизнью, таких объектах, в которых жизнь является только их малой частью, подобно листку бумаги с нарисованным на нём кругом (круг существует благодаря бумаге, но круг, сам по себе, не обладает ничем таким, что обеспечивало бы его существование). Мы, существуя в круге, не видим бумаги, на которой он нарисован и таким образом, не знаем смысла.
Это смутное представление дополнялось догадкой, что отсутствие смысла жизни есть некая фундаментальная причина, сокрытая в самой жизни.
И вот, когда я читал «Карлик» Пер Лагерквиста, я вдруг наткнулся на мысль, которая расставила всё по своим местам, она настолько прозрачна, что я приведу её здесь полностью. Карлик вспоминает о Леонардо да Винчи, который никак не может закончить портрет Мадонны, утверждая, что в нём не хватает чего-то важного, чего Леонардо никак не может уловить. Рассуждая об этом карлик думает:
«Чего же не хватает? Он ведь считает, что чего-то не хватает. Чего же? И ведь он считает, что не хватает чего-то существенного, такого, без чего она не она. Но чего именно? Мне это совершенно непонятно.
Однако, раз он говорит, что портрет не закончен, значит, так оно и есть. "Незавершенным оставлю я все после себя" - его же собственные слова. Да и все, мол, что ни возьми - только первый шаг на пути к неосуществимому. Вся человеческая культура - только первый шаг, только начало, а завершение, мол, абсолютно невозможно. И потому все в целом, по сути, бессмысленно.
Разумеется, бессмысленно. А как иначе можно представить себе жизнь?! Ведь бессмысленность - основа ее основ. На какой иной основе, достаточно прочной и неколебимой, могла бы она зиждиться? Ведь любая, даже самая великая, идея всегда может быть подорвана другой великой идеей и со временем окончательно ею взорвана, уничтожена. Бессмысленность же неуязвима, несокрушима, неколебима. Она - единственно основательная основа, и потому выбор пал на нее. Неужели надо столько ломать себе голову, чтобы понять это?
Мне это и так ясно.»
Таким образом, бессмысленность жизни это основа её бессмертия. Восточные мудрецы говорят, что новорождённое мягкое, податливое, слабое и не имеющее законченной формы, но оно предназначено для жизни, умирающее – твёрдое, имеющее законченную форму – но это предназначено смерти. Сомнение в собственном разуме – проявление бессмертия, полная уверенность и убеждённость в чём бы то ни было – признак смерти.
Что даёт нам сознание, что жизнь не имеет смысла и это основа её бессмертия?
Одним даёт одно, другим другое, гениям же, судя по всему, оно даёт свободу, то есть бессмысленность жизни даёт им то самое ощущение извечной полной свободы и развития мира, даёт им право на полную творческую свободу, что является одним их основных признаков гениальности.
Что мы и хотели сказать. Спасибо за внимание.
Надеюсь, после прочтения этого эссе любые попытки искать смысл жизни у вас отпадут сами...