...Продолжение
Начало
смотрите по этой ссылке.Мы рассмотрели первую скрижаль завета, содержащую четыре заповеди о любви к Богу. Только тот человек, который соблюдает эти заповеди, может сказать, что любит ближнего своего по настоящему. Потому что он черпает от источника этой любви – самого Бога. Больше ведь неоткуда в человеке взяться этому высокому чувству. Но и научится любить по настоящему дело совсем непростое. Для этого нужно научится прощать. Потому что настоящая Любовь любит нас, несмотря на все недостатки, так сказать «невзирая на лица». Вот почему Христос говорит в нагорной проповеди: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим и молитесь за обижающих вас… Если любите только любящих вас, что особенного делаете? Не так ли поступают язычники? Так будьте же совершенны, как совершенен Отец ваш небесный, ибо Он повелевает солнцу восходить и над праведными и над неправедными». Матф. 5:43-48.
И еще: « Кто говорит, что любит Бога, а ближнего своего ненавидит – тот лжет». Действительно, если человек полюбил Бога всем сердцем, то уже не может не любить ближних своих. Но, тем не менее, наша греховность бывает настолько парадоксальна, что порой своими делами мы противоречим своим словам. Поэтому недостаточно будет соблюдения только первых четырех заповедей, чтобы полюбить ближнего своего. Этому нужно тоже учиться. Для этого и были даны остальные шесть заповедей. И первая заповедь в этом списке стоит опять не «Не убий», а:
5. Почитай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле.
В чем преимущество этой заповеди перед остальными пятью заповедями? А в том, что учась любить своих ближних, мы должны начинать с «самых-самых ближних» – со своих родителей. Человек, который не способен любить своих близких, никогда не полюбит больше никого из людей, кроме самого себя. (Обратите внимание на это те, кто собирается сочетаться узами брака со своими возлюбленными; если у вас или у вашей половины плохие отношения с родителями, то никто не гарантирует вам долгую любовь в браке). Кроме того, родители (или те, кто заменяет нам их) – это первые люди, с которыми мы имеем отношения, начиная с младенчества – времени, когда закладываются все основы. Потом бывает сложно наверстать упущенное; особенно, когда родителей уже нет в живых.
В почтении родителей не должно быть разницы между отцом или матерью, но нужно почитать их с одинаковым рвением. Нельзя преуменьшать заслуги одного родителя перед другим или любить одного больше, чем другого, даже, если у них имеются недостатки. Все, что нужно – это послушание и забота. Мы никогда не слушаем своих родителей, думая, что мы и сами не глупые, но ошибаемся, ведь даже самые плохие родители никогда не пожелают своему ребенку зла, поэтому их советы самые надежные. Конечно, бывает, что нашими родителями являются люди падшие, имеющие склонность к пьянству, воровству, бродяжничеству и т.п. Но это исключительный случай, поэтому нам остается только молиться и заботиться о таких папах и мамах и этим оказать им почтение. Нельзя ругать своих родителей, бить свою мать или отца, чтобы они не сделали, отказывать им в помощи и раздражаться на их недостатки. Если задуматься, то эти требования относятся и к почитанию ближнего. Прощение, милость, смирение, терпение, кротость – вот добродетели этой заповеди.
Почитание не заканчивается со смертью родителей или воспитателей. Мы можем молиться за их души, посещать их могилу на кладбище и вообще хранить доброе имя наших пап и мам в памяти наших потомков. Сюда же можно отнести и почитание старших вообще и тех, кто называется крестными и духовными родителями. Христос говорил: «Кто соблюдает слова Мои и следует за Мной, тот мне брат и сестра и Матерь». То есть благочестивый человек по Христу уже достоин почитания наравне с родителями, независимо от его возраста и положения. Неблагочестивых нужно избегать, попросту не общаясь с ними без надобности, потому как такие люди способны заразить нас своими греховными помыслами. Если же неизвестно, что это за человек, как, например, прохожий на улице или бабушка в автобусе, нужно просто оказать почтение.
Эта, простая на первый взгляд, заповедь очень трудна для исполнения, т.к. требует постоянной сдержанности и самоконтроля. Потому как люди вокруг нас далеко не святые. Но, если помнить, что мы и сами не святые, а такие же, как они грешники, это придает нашей душе дополнительного спокойствия и терпения.
6. Не убий.
Под убийством понимается умышленное или неумышленное лишение жизни человека. Это единственный грех, за который нельзя попросить прощения или как-то исправить ситуацию. Жизнь – самый ценный дар Бога, над которым человек не властен. Убить можно как непосредственно, так и косвенно, отдавая приказ или подстрекая к убийству или самоубийству. Не спасти погибающего, если была такая возможность, тоже грех против заповеди. Что же касается животных, то человек имеет власть над ними (см. Бытие) и они даны ему в пищу, однако, убийство животного ради удовольствия или забавы – такой же грех. Где-то в Ветхом завете написано: «Блажен человек, если и скотов милует».
Несмотря на то, что грех убийства очень тяжелый, он не является смертным грехом. Это значит, что у совершившего убийство есть возможность раскаяния. И Моисей, и апостол Павел были убийцами в прошлом, но, раскаявшись, они смогли стать ревнителями веры и достигнуть святости.
Какой же смысл имеют все эти разговоры об этой заповеди для рядовых верующих? В христианстве считается, что человек нарушивший одну из заповедей, виновен в нарушении всех остальных, т.к. нарушил общий для всех их принцип – принцип любви. Все равно это не кажется убедительным, если получается, что, не заплатив за проезд на трамвае, я становлюсь убийцей. Но вот, что наставляет Христос по этой заповеди:
«Вы слышали, что сказано: «не убий»? Я же говорю вам, всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…» Матф. 5:22-26.
Христос приравнивает гнев и злословие к убийству. Вот тут-то получается, что виновны все. Ведь всем знакомо выражение «убить словом». Тут раскрывается механизм убийства. Важно не лишение телесной оболочки, ведь люди все равно рано или поздно умирают, а то, с какими чувствами это делается. Тем более что невинно убиенные, становясь мучениками, попадают к Господу. Получается, что убийца ценой собственной души оказывает неоценимую помощь убиенному. Господь не приемлет такие жертвы от убийц, поэтому убийцы не наследуют Царствия Божьего, если не имеют раскаяния.
Человек не станет просто так убивать, ему нужен повод. Этот повод – гнев - описан в самом начале Бытия, когда Каин убивает Авеля и становится первым в истории убийцей. Гнев – основа греха убийства, даже если убийство произошло в результате защиты от нападения. Гнев может рождаться в человеке двумя путями: в результате нарушения первой заповеди (гордыня) и последней (зависть). Наличие гнева характерно и при злословии, т.е. у убийства и злословия одна причина, которая является основной составляющей этих грехов. Ведь никто не станет обвинять упавшее дерево в совершении убийства, если под ним находился человек. Потому что дерево не имеет тех чувств, которые характерны для убийцы-человека.
Разновидность злословия - сквернословие. Сквернословие оскверняет не только душу, но и тело человека. Христос говорил тем, кто задал ему вопрос про чистую и скверную пищу:
«Не входящее в уста оскверняет человека, а выходящее из уст и идущее от сердца». Чтобы избавиться от злословия и сквернословия нужно учиться хранить молчание и не вести пустых бесед. «Язык мой – враг мой». Ибо речь - тоже дар Божий и им необходимо пользоваться как даром. Поэтому корень сквернословия и злословия в празднословии (пустословие). Христос сказал: «Истинно говорю вам, за всякое праздное слово люди дадут ответ».
7. Не прелюбодействуй.
Блуд и прелюбодеяние настолько тонкие для определения понятия, что в Новом завете вы не найдете ни одного объяснения им. В Ветхом завете есть целая глава, посвященная мерзости половых отношений (Левит гл.18). В христианстве половые отношения допустимы только внутри брака, который освящен Церковью и имеет своей целью рождение детей. Только так эти отношения приобретают сакральное значение. Все, что выходит за рамки таких отношений – противоестественно для человека и противоречит замыслу Бога.
Моделью для этого послужило ветхозаветное благословение Господа первых людей в раю:
«И благословил их Господь и сказал: плодитесь и размножайтесь…».
Адам, как патриарх лично утвердил пророчески положение о браке: «Посему оставит человек отца и мать (когда станет самостоятельным) и прилепится к жене своей. И будут одна плоть».
Что же опасного в этом грехе?
Ученые-медики провели множество исследований в сексуальной сфере человека и доказали, что вреда для здоровья т.н. девиации не несут, если соблюдать определенные правила гигиены и не злоупотреблять ими. Юристов и психологов интересует моральная сторона дела; если подобные отношения допустимы для обоих партнеров и проводятся с обоюдного согласия, без насилия с чей-либо стороны, вопрос можно считать закрытым. В наше время практикуется добрачный плюрализм отношений и особенно никого не удивляет, потому как особого вреда для индивидуума и общества не наблюдалось. Также никто не видит ничего плохого в гражданских браках.
Все, что мы рассмотрели, касалось только светской стороны вопроса. Христианство интересует, прежде всего, человеческая душа и здоровье духовное, а не физическое. Напомню слова Христа: «Ищите прежде Царствия Небесного, и это все приложится к вам».
Так вот, если взглянуть на проблему с духовной стороны, то окажется не все так гладко. Христос пояснил эту заповедь следующими словами: « Вы слышали, что сказано: не прелюбодействуй. Я же говорю вам: тот, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем».
То есть не физический контакт делает нас прелюбодеями, а сами мысли об этом. Действительно, женщина, подвергшаяся насилию, не может считаться прелюбодейкой или блудницой, несмотря на наличие физического соприкосновения, также как и человек, находящийся без сознания.
Те же врачи определили, что человек мыслит о сексе большую часть свободного времени. Особенно, когда эта тема появилась в средствах массовой информации. Постепенно это наносит вред одному душевному свойству, называемого воображением, с помощью которого мы можем видеть вещи, находящиеся за пределами нашего зрения. Когда мы молимся, мы видим этим внутренним взором молитву и представляем (каждый по-своему) Бога, когда мы смеемся, мы видим радость, когда скучаем – лица любимых людей. С помощью воображения мы мечтаем.
Если эту область души засорить ненужными образами вещей материальных или телесными удовольствиями, ничего душе не дающих, кроме желания еще больше таких удовольствий, то вскоре мы перестанем воспринимать тонкие миры (сострадать, любить, сочувствовать и т.д.). Бог будет непонятен нашему сердцу и даже неприятен, подобно мухе, которая вроде бы безобидна, но противно жужжит над ухом. Место Бога занимает похоть и она проявляется, согласно и святым отцам и медикам, большую часть времени нашей жизни. Скверна духа постепенно становится скверной тела. Человек подвергает свое тело, пусть и осторожно, все более новым извращениям, пытаясь получить небывалые ощущения, потому что старые уже не те по силе. Поэтому очень важно хранить себя в чистоте от соблазнов и искушений мира сего, чтобы не стать рабом этих страстей (важная составляющая этого греха – идолопоклонство, где в роли идола выступают чувственные удовольствия). Тем более, что блаженство духа по силе настолько отличается от блаженства тела, насколько настоящий огонь отличается от нарисованного на холсте.
В гражданском браке вроде бы вреда может и не быть, но есть одно «но». В гражданский брак люди вступают из-за изначального недоверия друг к другу (боязнь не сойтись характерами и т.п.). Недоверие – плохая основа для крепкого и долгого брака; как правило, опасения таких людей чаще всего оправдываются. Тем более недоверие странно для людей любящих друг друга. А для христиан странно вдвойне, потому как христианин любит другого человека не за характер или еще какие заслуги, а ради Бога и примет его любого со всеми недостатками.
8. Не укради.
Воровство происходит от желания иметь как можно больше материальных вещей, попросту говоря от жадности.
Это не уподобляет человека Богу хотя бы потому, что Отец Небесный, не нуждаясь ни в чем, сам дает своим детям все необходимое для их жизни. И поэтому добродетель этой заповеди – милосердие. А свойство добродетели называется милостью.
Христос говорит: «Просящему у тебя дай и от желающего занять у тебя не отвращайся». То есть нужно оказывать помощь всякому, кто в ней нуждается, по мере своих возможностей. А что касается нас самих, то Господь не оставит того, кто верует в него всем сердцем и уповает.
У этого хитрого греха есть две оборотных стороны. Первая сторона противоположна жадности и называется расточительство. Это такое же воровство, только у своих близких и самого себя.
Но самым крайним проявлением этого греха является вторая сторона - мстительность, когда за зло воздают тем же, не только нанося вред ближнему и отнимая его блага, но и порой лишая его жизни. Христос учил: «Говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя по щеке, подставь ему другую, а кто захочет судиться и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». Знаю, что слова эти не раз были предметом разных споров. Но чтобы показать, как эти слова выглядят на практике, представлю два примера.
На Серафима Саровского в лесу напали разбойники. У него был с собой топор, так как он пошел за дровами, да и силы у старца было довольно, потому что он всю жизнь свою трудился и был крепок. Но он не стал защищаться, а с полным спокойствием духа отдал свою единственную ценность – икону Божией Матери, а в придачу отдал свой топор и даже благословил нападавших, чем сильно их пристыдил. В результате, они вернули старцу его пожитки и извинились.
Другой случай, менее удивительный, произошел с одной моей знакомой. У нее из квартиры были украдены вещи, не особо ценные, вроде белья и продуктов. Те, кого хоть раз обворовывали, знают какое неприятное чувство остается в доме, в котором лазили какие-то чужие люди. Возникает своеобразная брезгливость по отношению к своему жилищу. Хочется все разом выбросить и купить новое, да только не по карману это бывает. И от невозможности что-то изменить места себе не находишь.
Вот моя знакомая вся извелась от такого чувства и плакала постоянно. Решили мы сходить в церковь, поговорить с священником. Он выслушал и спросил, что же ты, мол, переживаешь, если вещи не очень ценные? Знакомая моя говорит, что вроде бы и не жалко, а вот успокоиться не может. Тогда священник говорит: «Это оттого, что ты их простить не можешь, а ты представь, будто ты эти вещи им подарила или пожертвовала милостыню». Чувство нехорошее как рукой сняло, а лицо словно просияло от радости.
Эти два примера объясняют принцип непротивления злу, а иначе милости.
Помимо собственно воровства, есть еще масса скрытых его вариаций, которые встречаются в повседневной жизни чаще, чем мы думаем. Мздоимство или взяточничество, лихоимство (по-современному афера и надувательство), хищничество (злоупотребление властью и полномочиями), уклонение от оплаты. Последний пункт даже в древнем мире считали не грешным делом, а некоторым делом чести, особенно, если удается обмануть злых господ. Книжники хотели подловить Христа на этом, спросив, позволительно ли платить подать кесарю или нет (налог, установленный в Иудее Римской империей)? Вроде бы они враги наши? На что Христос ответил: «Покажите монету. Чье это изображение на ней? Они говорят: кесарево. Вот и отдавайте кесарю кесарево, а Богу богово». Так что рассуждайте сами…
Продолжение следует...