Полная версия Вход Регистрация
dimm
26 АПРЕЛЯ – Великая суббота

Св.Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, сошествие Его во ад, пребывание на престоле с Отцом и Духом — и предвещает будущее Воскресение Христово. Совершается Литургия Василия Великого, во время ее священники переменяют темные облачения на светлые. Вместо Херувимской, призывающей к уподоблению ангелам через полное отрешение от земного, поется умилительная песнь «Да молчит всякая плоть человеча», в величавом и строгом тексте которой верующим напоминается, какою ценою куплено их безсмертие.
Особым знамением значимости Великой Субботы является ежегодное чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме, происходящее в этот день. В Великую Субботу, под светлое Христово Воскресение в Иерусалиме на святой Гроб Господень сходит благодатный огонь. Это явное чудо повторяется в течение многих веков, с глубокой древности и является живым исполнением обетования Спасителя, данного Его ученикам после Воскресения: «И се, Аз с вами есмь во все дни до скончания века».
Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером. Она начинается с пения «Бог Господь...», тропаря «Благообразный Иосиф...» и тропарей. Поется погребальное пение. Народ стоит у плащаницы с зажженными свечами. Поется дивный и прекрасный канон Великой субботы «Волной морскою», написанный инокиней Кассией. Последняя песнь Субботнего канона особенно умилительна и любима народом: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробу». После канона, во время пения последующих стихир священник облачается в темные ризы и, с началом великого славословия, еще раз кадит гроб Спасителя. Затем, повторяя «Трисвятую песнь», под колокольный звон народ с зажженными свечами следует за ним, несущим Евангелие и Плащаницу - совершается шествие с плащаницей вокруг храма — чин погребения Спасителя. Торжественная процессия медленно обходит вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и восстановлена вхождением «Жизни мира» в смерть. Когда народ опять входит в храм, хор еще раз поет тропари и читается пророчество Иезекииля, победные строки псалмов, призывающих Бога восстать, развеять Своих врагов и возрадовать праведных. Многократное пение «Аллилуиа» сопровождает Послание апостола Павла к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас». Евангелие о запечатывании гроба читается еще раз, после ектении и благословения. Утреня заканчивается. Службы Великой субботы являются вершиной православной литургической традиции.
В Великую Субботу утром совершается литургия Василия Великого. Во время ее священники переменяют свои темные одежды на светлые. Вместо Херувимской, призывающей к уподоблению ангелам через полное отрешение от земного, поется умилительная песнь «Да молчит всякая плоть человеча», в величавом и строгом тексте которой верующим напоминается, какою ценою куплено их безсмертие.
Днем в храмах освящаются куличи, крашеные яйца, пасхи, мясо — все, что украсит затем изобильный пасхальный праздничный стол.
Вечерня Великой субботы служится вместе с литургией св. Василия Великого. Эта служба принадлежит уже Пасхальному воскресенью.
В ночь на Пасху в храме читаются Деяния апостолов — вся книга должна быть прочитана до 10-го часа вечера. Затем зажигаются все паникадила и ударяют в колокол. Близится святое Воскресение Христово…

Это сообщение отредактировал dimm - 24-04-2008 - 21:51
dimm
26 АПРЕЛЯ – Великая суббота

В этот же день – память мученицы Фомаиды. Родилась в Александрии, жена рыбака, отличалась целомудрием, кротостью и незлобием. Она мученически скончалась в 476 году от руки своего свекра, омрачившегося безумной плотской страстью к ней. Ее мощи покоились в одном из монастырей в Константинополе. Многие, обуреваемые блудной страстью, прибегая с усердными молитвами к святой мученице, получали исцеления.
dimm
27 АПРЕЛЯ — СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА.

В сознании Православной Церкви событие Воскресения Христова есть один сплошной восторг, одна непрерывная радость. Ни одного праздника она не празднует так необычайно светло и торжественно, как праздник светлого Христова Воскресения. Поэтому и самое Пасхальное Богослужение у нас единственное и неповторимое. Оно есть одно сплошное ликование. Если бы мы стали приводить удивительные песнопения этой необычайной по своему содержанию церковной службы, то нам пришлось бы просто переписать ее целиком, потому что трудно решить, какому из песнопений отдать предпочтение, так они все хороши и выразительны.
Перед Пасхальной утреней совершается чин полунощницы, где на 9-й песни канона Не рыдай мене Мати плащаница уносится с середины храма в алтарь и полагается на святой Престол до Отдания Пасхи.
По окончании полунощницы начинается Пасхальная утреня крестным ходом с пением воскресной стихиры 6-го гласа Воскресение Твое Христе Спасе. Перед закрытыми дверьми храма после возласа Слава Святей... наступает такой момент, которого все очень ждут: духовенство поет тропарь Пасхи Христос воскресе из мертвых... , и люди подхватывают эти долгожданные слова.
Пасхальная заутреня является чрезвычайно праздничной, воспринимается нами как «праздников праздник», и в тоже время не имеет никаких обычных, регулярных признаков праздничного богослужения: на ней не поется славословие, нет полиелея - всего того, что обычно является неотъемлемой частью праздничной утрени. Зато на Пасхальной службе практически все поется. Во время пения пасхального канона священники совершают каждение народа со словами «Христос воскресе!», люди отвечают: «Воистину воскресе!» Все убранство храма, облачения духовенства – праздничное, ярко-красное. Царские врата алтаря всю Светлую седмицу бывают открытыми. Вся пасхальная служба - неумолкающий, торжественный гимн светлому Воскресению Христову. Победа жизни над смертью. Примирение Бога с человеком и человека с Богом… В светлую Пасхальную ночь небо и земля сливаются вместе, ангелы и люди соприкасаются и всякая преграда между ними исчезает. Величественное и многознаменательное Пасхальное богослужение являет верующему все, что в христианстве есть таинственного, высокого и спасительного для души, светлого, отрадного и утешительного для сердца. Именно в минуты величественнейшего Пасхального богослужения христианский восторг захватывает душу человека всецело и господствует в ней над всеми другими ее мыслями, чувствами и стремлениями.
На этой службе мы слышим Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста, удивительное по содержанию: Все, кто был благочестив и боголюбив,- пусть наслаждаются этим добрым и светлым торжеством. И все, кто был благоразумен,- пусть войдут в этот день в радость Господа своего. Кто трудился и постился- пусть получит сегодня награду. Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые- пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и непостившиеся- пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своем убожестве- потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет- потому что в этот день Бог дал людям Свое прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова.

«Христос Воскресе!»

Это сообщение отредактировал dimm - 26-04-2008 - 17:53
Luna1933
6 мая Радоница

Во вторник второй седмицы по Пасхе, через день после Фоминой недели (Антипасхи), Православная Церковь установила поминовение усопших, первое после праздника Пасхи.

В этот день христиане как бы разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с членами Церкви, уже оставившими этот мир. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.
Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Такое общение с усопшими, выраженное через простые бытовые действия, отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
dimm
28 АПРЕЛЯ – Светлая седмица – сплошная.

Понедельник Светлой Седмицы. Торжественное празднование Пасхи продолжается всю седмицу (неделю), она называется пасхальной или светлой.
В этот же день – память св. мученика Саввы Готфского. Святой Савва, проживая в Готфии среди язычников, был правоверен, готов ко всякому послушанию в праведном деле, кроток и прост в слове, но не в разуме, стоял за истину, заграждал уста идолопоклонникам; не был горд, но вел себя, как подобает смиренным, молчалив, весьма ревностен ко всякому благому делу. До конца своей жизни он сохранял веру, никогда не колебался безбоязненно говорить о Господе и явно исповедовал себя христианином среди язычников готфов. В 372 г. св. Савва был схвачен и после мучений утоплен. Мощи его впоследствии перенесены в Каппадокию, притекающим к ним верующим они давали исцеления от различных недугов.

dimm
29 АПРЕЛЯ – Вторник Светлой седмицы.

Празднование Иверской иконы Божией Матери.
Память мцц. Агапии, Ирины и Хионии
dimm
30 АПРЕЛЯ – Память преподобного Зосимы, игумена Соловецкого.

Великие и малые праздники православия

Прп. Зосима родился в Новгородской губернии в с. Толвуя. С молодых лет отличался смирением и кротостью, а научившись грамоте, весьма прилежал к чтению божественных книг. Родители принуждали его к браку, но он отказался и стал вести жизнь отшельника. После смерти родителей раздал имение нищим и вместе с прп. Германом удалился на Соловецкий остров для безмолвия. Иноки поставили кельи на берегу одного из озер и стали проводить дни в тяжелых трудах, борясь со скудной природой, а по ночам славословили Господа. Св. Зосима скоро сделался известным всему Северу. Как только слава о подвигах прп. Зосимы стала распространяться, к нему начали стекаться со всех сторон ревнители благочестия. Общими трудами братии была поставлена церковь во имя Преображения Господня, а прп. Зосима был избран первым игуменом новой Соловецкой обители. Он был истинным отцом для иноков, ездил на материк для сбора подаяний, ходатайствовал за обитель в ее трудных обстоятельствах, трудился над ее внутренним устройством. Бог наградил его даром чудотворения. Святая Церковь прославляет прп. Зосиму как «целомудрия хранителя, болящих врача безмездна», «постника истинна, бедным помощника, в мори обуреваемым предстателя», «монахов множества наставника»
Прп. Зосиму своим покровителем и хранителем пчел считали русские пчеловоды.
dimm
2 МАЯ – Пятница Светлой седмицы.

Чествование иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Икона была написана в память открытия императором Львом в 450 г. близ Константинополя чудотворного водного источника, подававшего исцеления страждущим. В этот день в храмах совершаются водосвятные молебны, крестные ходы на водные источники: Церковь прославляет Богородицу как нашу Заступницу и Ходатаицу, Чьим предстательством совершаются в мире многие дивные благодатные чудеса.

dimm
3 МАЯ – Суббота Светлой седмицы.

Раздача Артоса. Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб». Употребление артоса начинается с самого начала христианства. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
Освящается артос в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя на всю Светлую седмицу. По окончании Литургий с ним торжественно совершаются крестные ходы вокруг храма. В субботу Светлой седмицы артос раздробляется и в конце Литургии (при целовании креста) раздается народу.
Частицы освященного хлеба, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.
Артос употребляется в особых случаях, например в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!
Сегодня же – память мч. младенца Гавриила Белостокского. В 1690 году шестилетнего младенца из Гродненской губернии предали ритуальному мучительному убийству: его распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался. Тело замученного Гавриила было предано земле близ кладбищенского храма; через 30 лет его мощи были обнаружены нетленными. Сейчас мощи мч. Гавриила покоятся в Свято-Николаевском соборе г. Белостока, ему молятся об исцелении детей.

В этот день также вспоминают перешедшего в Православие Ахмеда. По происхождению турок-мусульманин, он жил в Стамбуле, занимал значительный государственный пост и к моменту обращения был в летах уже весьма зрелых. У него была русская наложница рабыня. Видимо, отличавшийся веротерпимостью, Ахмед разрешал ей свободно посещать христианскую церковь. Со временем Ахмед заметил особые благодатные изменения в ней, происходившие каждый раз, как она приходила с богослужения. Заинтересованный этим, он изъявил священнику желание присутствовать на литургии во время службы патриарха, и получил такую возможность. Как знатному гостю ему приготовили особое место. И вот, во время литургии этот мусульманский чиновник вдруг увидел, что от трикирия и пальцев патриарха, благословлявшего народ, изошли лучи и перешли на головы всех христиан, и лишь его собственная глава осталась обделенной. Изумившись такому чуду, Ахмед изъявил желание немедленно креститься, что и было тайно совершено над ним, вероятно, самим патриархом. Имя "Ахмед" при крещении было заменено христианским именем.
Некоторое время будущий мученик остается тайным христианином. Тайных христиан как среди мусульманских сановников (в том числе даже мулл), так и среди простого населения было очень много. На протяжении многих лет они приходили в "мечеть Аль-Суфия" и тайно ежедневно творили христианские молитвословия. Тайные христиане существуют в странах мусульманского мира и сейчас. Также, как существуют и христиане явные, в том числе и обращенцы, подчас годами несущие подвиг исповедничества.
Итак, какое-то время св. Ахмед остается тайным христианином. Так продолжалось до тех пор, пока однажды на одном собрании вельможи не стали спорить, что превыше всего. Когда же очередь дошла до Ахмеда, и спросили его мнения, он неожиданно для всех громко объявил: «Превыше всего вера христианская». И исповедовал себя христианином. Св. Ахмед пошел до конца и принял мученическую кончину 3 мая 1682 г
dimm
4 МАЯ – Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.

2-я неделя по Пасхе носит название Антипасхи, как окончание торжества Светлой седмицы и означающее «вместо Пасхи», иначе ее называют обновлением Пасхи. В этот день воспоминается явление Христа ученикам, среди которых был и ап. Фома, не хотевший верить воскресению Господа, пока сам не увидит Воскресшего. Давши уверение Фоме осязанием Своих ран, Господь изрек: «Блаженны не видевшие и веровавшие».

dimm
QUOTE (Luna1933 @ 06.05.2008 - время: 22:09)
6 мая Радоница

Во вторник второй седмицы по Пасхе, через день после Фоминой недели (Антипасхи), Православная Церковь установила поминовение усопших, первое после праздника Пасхи.

В этот день христиане как бы разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с членами Церкви, уже оставившими этот мир. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.
Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Такое общение с усопшими, выраженное через простые бытовые действия, отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Сегодня же – память св. вмч. Георгия Победоносца, покровителя воинства и г. Москвы. Доблестный военачальник выдержал жесточайшие пытки от гонителя христиан императора Диоклетиана, своим мужеством приведя к вере в числе многих других св. мч. царицу Александру – супругу своего мучителя. Вмч. Георгию Победоносцу молятся защитники Отечества, христолюбивые воины.
dimm
8 МАЯ – св. апостола и евангелиста Марка.

Называемый также Иоанном-Марком, апостол от 70-ти, племянник ап. Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. В ночь, когда Господа Иисуса Христа вели на суд к первосвященнику, Иоанн-Марк следовал за Спасителем, завернувшись в плащ, и убежал от пытавшихся схватить его воинов. Св. Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Когда вместе с ап. Петром Марк был в Риме, христиане просили его написать для них все, что он слышал о Христе от Петра. Так появилось Евангелие от Марка. Этот апостол традиционно изображается со Львом, потому что свое Евангелие начинает с проповеди св. Иоанна Крестителя, подобной голосу льва в пустыне.

dimm
9 МАЯ – Память сщмч. Василия, епископа Амасийского и свт. Стефана, епископа Великопермского. Поминовение усопших воинов.

Православные воины, которые, исполнив свой священный долг перед Отчизной и народом, положили душу свою на поле брани, с особенной любовью чтятся православными людьми и Церковью. Архиерейский собор Русской Православной Церкви 29 ноября - 4 декабря 1994 года, следуя традиции, установил служить в День Победы особенное ежегодное поминовение воинов, отдавших свою жизнь за веру, Отечество и народ, а также всех мученически погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Традиционно в этот день совершаются также молебны о здравии ветеранов Великой Отечественной.
История показывает, что отечественные Вооруженные Силы невозможно представить без Православия. На протяжении веков вера отцов укрепляла боевой дух воина, помогала преодолевать трудности и лишения воинской службы, звала на подвиги во имя родной земли.

Это сообщение отредактировал dimm - 08-05-2008 - 00:37
dimm
11 мая Неделя святых жен-мироносиц

Великие и малые праздники православия

В этот воскресный день Церковь вспоминает святых жен-мироносиц – преданных учениц Господа при Его жизни, которые первыми приняли весть о Светлом Христовом Воскресении: Марию Магдалину, Сусанну и иных. Поэтому Неделю жен-мироносиц также именуют православным женским днем.

Кто они, святые жены-мироносицы, и почему святая Церковь чтит их память? Мироносицы - это те самые женщины, которые по любви к Спасителю принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине - Марии Магдалине.

На Руси издревле особо чтился этот праздник. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности - особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа - вот жизненный идеал Православной Руси. Другая черта древнерусской праведности - особый "чин" вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили (хотя Церковь второй брак не запрещала). Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа, а какие мы, женщины ХХI века?
Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах – святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы…
Каждая женщина земли является мироносицей по жизни – несёт мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает чада, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей. Поэтому Неделя жен-мироносиц – это праздник каждой православной христианки – православный Женский день.
dimm
12 МАЯ – Память девяти святых мучеников Кизических.

Св. христиане-мученики были родом из разных мест. Все они, по ведению Божию, оказались в городе Кизик, расположенном на берегу Дарданельского пролива. Христианство в этом городе распространилось еще во времена ап.Павла, но гонения язычников привело к тому, что многие из верующих убежали из города. Девять христиан, объединенные любовью к Господу, открыто исповедовали Христа. За такое дерзновение их схватили и привели к правителю города. В течение нескольких дней их пытали, а потом усекли мечом. Это произошло в конце III века. В 324 г., при императоре Константине Великом, нетленные тела мучеников извлекли из земли и положили в построенный в их честь храме.

ValentinaValentine
2 августа - Илья Считается,что в этот день Илья-пророк бросил в воду льдинку и вода стала холодной.Купаться после Ильи не рекомендуется.Какие ещё обычаи,обряды связаны с этим праздником и в честь какого события он учреждён?
ValentinaValentine
14 августа - Медовый Спас, он же Маковей
в честь памяти Маковеев.Престольный праздник в деревне моих дедушки и бабушки.После Медового Спаса разрешается брать мёд у пчёл.Обычно в эту ночь бывает много падающих звёзд,т.к. Земля проходит через метеорный поток.Загадывайте желания!Хотя это грех с точки зрения попов,и ерунда с точки зрения атеистов.

Это сообщение отредактировал ValentinaValentine - 14-08-2008 - 23:24
Lilith+
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

(Пастернак, "Август")



Всегда любила и люблю этот праздник...
Сладостная истома лета,
Незабываемый вкус яблок в меду,
Одухотворённость всего мира...


В XIV веке калабрийский монах Варлаам обрушился с нападками на исихастов с горы Афон, обвиняя их в мессалианстве; основывался он, во-первых, на их собственном утверждении, а именно - что они видят несотворенный Свет. Но косвенным образом калабрийский монах оказал большую услугу восточной мистической теологии. Потому что он дал повод Григорию Паламе, фесаллонийскому архиепископу, выступить в защиту исихастов с горы Афон на Константинопольском соборе (1341) - и выработать целую мистическую теологию вокруг Фаворского света.
Lilith+
Фаворский свет
Фаворский свет — свет Божественной славы, которым просияло лицо Господа Иисуса Христа при преображении на горе Фавор («просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белы, как свет» - Матф. 16: 2; Марка 9:3 и Луки 9: 29). Явленный Господом Фаворский свет не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности. Фаворский свет — «не есть ни тварь, ни сущность Бога, но - нетварная, естественная благодать, воссияние и энергия, нераздельно и вечно происходящая от самой божественной сущности» (§ 1. Акты Константинопольского собора 1351 г). Фаворский свет есть свет нетварный, поскольку «всякая естественная сила и энергия триипостасного Божества нетварна» (§ 3.). Фаворский свет как нетварное действие Божие и есть Сам Бог, ибо «Имя "Божество" относится не только к сущности Божией, но и к энергии, т.е. энергия Божия тоже есть сам Бог» (§ 5.).

Православная энциклопедия
ValentinaValentine
19 августа - Яблочный Спас, Преображение Господне
В этот день Иисус Христос показал ученикам свою божественную сущность.
dimm
21 СЕНТЯБРЯ — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Великие и малые праздники православия

Праздник этот — первое событие, связанное с Евангелием, вспоминаемое в наступившем новом церковном году, первый из двенадцати главных церковных праздников. В этот день, по словам молитвы, "Бог престол свят на земле Себе предуготовал", так как Дева Мария, став Матерью Божией, стала как бы престолом Божиим на земле.
Пресвятая Дева Мария родилась в палестинском городе Назарете, в семье праведных Иоакима и Анны. Родители Ее, достигшие преклонного возраста, были бездетны. В то время у евреев считалось, что отсутствие детей в семье – признак какого-то согрешения и сопутствующего ему гнева Божия. Но святые Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, веря, что Господь может даровать им чадо и в старости. Они горячо молились Богу и со слезами просили Его даровать им дитя, которое они обещали посвятить на служение Ему в Иерусалимском храме.
Господь исполнил их прошение: благовестник таин Божиих Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостное известие о том, что молитвы их услышаны и у них родится Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.
“Сегодня, наконец, воссиял тот желанный день, так давно предопределенный Богом, так страстно ожидаемый людьми, столь плодотворный для земли и столь страшный для ада., - говорится в Похвальном слове на Рождество Богородицы Илии Минятия, - день, в который буква ослабевает и усиливается дух, преходит клятва и настает благодать.
Каждому из избранных благодать дана отчасти, Марии же – вся полнота благодати, говорит блаженный Иероним.
Итак, счастлив и преблажен человеческий род, от корня которого произошел столь святой и благодатный плод. Древние, приветствуя новорожденных царских детей, говорили: “Радуйся, младое чадо!” Соберемся же и мы сегодня, когда рождается этот царственный младенец, Владычица и Богоотроковица Мария, и, совокупив все наши радостные голоса, будем приветствовать ее словами: “Радуйся, новый свет человеческого спасения, утро благодати, вечер греха. Ты рождаешься, как утро, украшенное цветом небесных добродетелей, возрастаешь, как солнце увенчанная лучами Божественной благодати, и живешь среди рожденных женами, как феникс, единственное чудо природы”.
День рождения Пресвятой Богородицы глубоко почитается в Русской Церкви. Именно в этот день русское воинство под водительством св. Дмитрия Иоанновича одержало победу на Куликовом поле.
Длится праздник 5 дней, с 20 по 25 сентября в храмах и домашних молебнах возглашается тропарь: "Рождество Твое, Богородице Дева, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный".
Этот день (8 сентября по ст. стилю) считается также Днем начала Русского Государства. Так и обозначено на памятнике Тысячелетия России, воздвигнутом в Новгороде в 1862 году в царствование Александра II.
dimm
22 сентября. Память праведных Богоотец Иоакима и Анны.

Великие и малые праздники православия

Святая праведная Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левина из рода Ааронова. Муж ее, святой праведный Иоаким, был родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию из рода Давидова должен был произойти Мессия. Супруги жили в Назарете Галилейском. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным. По особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им потомства.
В один из праздников, когда израильтяне приносили в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник, полагая, что бездетный Иоаким не имел благословения Божия, отказался принять от него дары. Святой Иоаким был глубоко огорчен. Он обратился к родословной двенадцати колен израильских и удостоверился, что все праведные мужи имели потомство, включая столетнего Авраама. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и омывая горькими слезами свое бесчестие.
Супруга его, святая Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя. Однажды, увидев среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, она слезно молилась о даровании ей младенца, обещая принести в дар Богу рожденное дитя. Как только святая Анна произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил ей об исполнении молитвы и открыл, что у нее родится дочь по имени Мария, через Которую благословятся все племена мира. Обрадовавшись, святая Анна поспешила в Иерусалимский храм, чтобы возблагодарить Бога и повторить обет о посвящении Ему ожидаемого младенца.
С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне и повелел ему идти в Иерусалим. В Иерусалиме святая праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую Деву Марию. До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.
Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы восьмидесятилетний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Господу семидесяти девяти лет. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих.
Память прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. (1896).
dimm
24 Сентября День преподобного Силуана Афонского

Великие и малые праздники православия

Преподобный Силуан Афонский (мирское имя — Симеон) родился в 1866 году в селе Шовском Шовской волости Лебединского уезда Тамбовской губернии в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова. Родители его были людьми трудолюбивыми, кроткими и от природы мудрыми, хотя и неграмотными. Большая и дружная семья, вспоминал впоследствии старец, жила бедно, однако нуждающимся в помощи никогда не отказывала, порой делясь с ними последним. Особенно радушно в семье принимали странников. Отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы производили сильное впечатление на восприимчивую душу отрока.
С детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении. По этой причине, видимо, он был вынужден оставить сельскую школу, проучившись в ней только «две зимы». Но стремление к знаниям было присуще преподобному всегда. Жизнь набожной семьи Антоновых была неразрывно связана с храмом, посещение которого прививало Симеону с младенчества чувство благоговения перед словом Божиим, воспитывало его в духе христианского смирения и других добродетелей. В храме он постигал церковную грамоту, учился сосредоточенной молитве, внимал чтению «Житий святых». Спустя несколько лет юноша, возлюбив Господа всей душой, открыто пожелал удалиться в монастырь и принять постриг. Его стремление, однако, не встретило поддержки у отца, который настоял на том, чтобы сын сначала поступил на военную службу и лишь после ее прохождения решил, кем ему быть.
Повинуясь родительскому слову, Симеон вернулся к своей обычной жизни. Было ему в ту пору девятнадцать лет. Благочестивое намерение вскоре оставило его, и он, подобно многим своим сверстникам, поддался соблазнам мира. Молодой, красивый, сильный, а к тому времени уже зажиточный, он наслаждался жизнью и в шумной суете мира начал было забывать первый зов Божий к иноческому служению. Но Господь уберег его от погружения в греховную пучину, вновь призвав уйти от мирской суеты и вступить на путь монашества. Однажды, вернувшись домой с гулянья, он задремал и в тонком сне, глядя на себя как бы со стороны, увидел, как в него проникает «смрадный змий». Почувствовав отвращение, он проснулся и в момент пробуждения услышал произнесенные Самой Пресвятой Богородицей слова: «Ты проглотил змия во сне и тебе противно; так и Мне нехорошо смотреть на то, что ты делаешь». Осознав свои грехи, юноша горячо раскаялся в них перед Господом и возблагодарил Божию Матерь за явленную к нему доброту. К нему вновь вернулось желание посвятить свою жизнь Богу.
Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге. Был он воином исполнительным, в поведении примерным, в отношениях с товарищами по службе верным, за что его любили сослуживцы. В армии с особой силой проявился дар его мудрого совета, следуя которому, многие обрели душевный покой и благополучие. Уйдя на службу с живой верой и глубоким покаянным чувством, Симеон никогда не забывал о Боге. К тому времени определилось и место его будущих монашеских подвигов — Святая Гора Афон. Незадолго до окончания воинской службы Симеон испросил молитв и благословения святого праведного Иоанна Кронштадтского. Всего одну неделю Симеон пробыл дома после окончания службы. Собрав подарки для монастыря и необходимое в дорогу, он попрощался со всеми и отправился на Афон.
Осенью 1892 года преподобный прибыл на Святую Гору и был принят послушником в Русский Пантелеимонов монастырь в пору расцвета этой обители. Жизнь старца в монастыре была проста, доступна и внешне ничем не примечательна: сначала его послушанием была тяжелая работа на мельнице, на смену которой пришел хлопотливый труд эконома, заведование мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет — торговой лавкой. Пройдя путь начальных иноческих испытаний, он в 1896 году был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 году — в схиму с оставлением прежнего имени. Своих учеников преподобный не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, на длительных богослужениях в храме, в постах и бдениях, частой исповеди и причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде. С первого и до последнего дня преподобный явил собой образ совершенного послушания.
Прожив 46 лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустырь, считая, что это лишь вспомогательные средства, а не цель христианской жизни. В то же время он был далек и от мирских интересов. Постоянно находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь ко спасению. Вся жизнь его была сердечной молитвой «до великих слез», исключительно высоким подвигом любви к Господу. Непрестанная молитва не оставляла подвижника до последнего часа его земных странствий.
11 сентября 1938 года старец схимонах Силуан мирно скончался. Он явил своей подвижнической жизнью пример кротости, смирения и любви к ближним. Спустя 50 лет, в 1998 году Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви под 11 сентября.
dimm
1 Ноября
Димитриевская родительская суббота.
Поминовение усопших и особенно «вождей и воинов, на поле брани за веру, Отечество живот свой положивших». Это особый день, когда совершаются панихиды по воинам, павшим за Отечество. Установлен Димитрием Донским с 1380 года.
В этот же день — перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского.

dimm
4 НОЯБРЯ — празднование Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году).

Великие и малые праздники православия

Икона прославилась особыми милостями Пресвятой Богородицы к народу России. Из Казани в Москву образ был перенесен в 1612 году народным ополчением, которое во главе с князем Димитрием Пожарским выступило против захвативших столицу польских шляхтичей. Три дня православное русское воинство постилось, молясь Царице Небесной о милости. После этого Китай-город и Кремль взяли штурмом и выбили захватчиков из Москвы.
Сохранились свидетельства о том, что в 1709 году, накануне Полтавской битвы, перед Казанской иконой всю ночь молился Петр I. А в 1912 году, перед отъездом на войну с французами, князь Михаил Кутузов посетил Казанский собор Санкт-Петербурга, где на коленях и со слезами просил Покровительницу Русской земли спасти России. Всю Отечественную войну фельдмаршал носил на груди медальон с образом Казанской Богоматери. Спустя полгода в декабре 1812 года был отслужен благодарственный молебен «За избавление России от нашествия галлов». Всероссийское воинство повергло перед чудотворным образом Казанской Божией Матери свои трофеи — ключи от городов, отбитые у неприятеля знамена, орлы, императорский жезл и другие знаки воинской славы.
Старинная Казанская икона Божией Матери находится в Крестовоздвиженском соборе. Ей молятся при вступлении в брак, об исцелении от недугов телесных, при слепоте или иной болезни глаз.

В этот же день — память Семи отроков, иже в Ефесе.
Семь юношей-христиан укрылись в пещере от лютой смерти в годину жестоких гонений на Церковь Христову и, уснув глубоким сном, чудесным образом пробудились через два столетия, засвидетельствовав своим пробуждением грядущее воскресение мертвых. Св. праведным Отрокам Ефесским молятся о благополучии и здравии детей.

В этот же день - память исповедника и священномученика Серафима (в миру Симеона Николаевича Самойловича).
Прославлен на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. В конце 1925 г. Промыслом Божием он был поставлен во главе нашей Церкви. Произошло это в сложнейший и напряженный период борьбы за сохранение преемственности руководства высшей церковной властью. Владыка Серафим управлял Церковью до 30 марта (12 апреля) 1927 г. С освобождением из заключения митрополита Сергия, он передал ему свои заместительские права. За короткий срок своего первосвятительства архиепископ Серафим проявил себя стойким исповедником и мужественным хранителем интересов святой Церкви от посягательств гнавшей ее власти.
В марте 1929 г. Владыка Серафим вновь был арестован. Начинается последний этап его жизни, исполненный страданий и гонений. Мужественное исповедничество заканчивается святым мученичеством. Отбывал заключение архиепископ Серафим в Соловецком лагере, где его посылали постоянно на тяжелые общие работы. Осенью 1930 г. он был отправлен на строительство Беломорканал, а в марте 1932 г. Владыку направили этапом в ссылку в область Коми-зырян к северу от Вятки. В 1933 г. архиепископ Серафим вновь был осужден: 3 года ссылки. Но через год мера преследования ужесточилась. Он приговаривается к 5 годам лагеря, где 9 ноября 1937 г. священномученик Серафим был расстрелян. Святым подвигом закончилась необыкновенно чистая, светлая и нравственно цельная жизнь, от юности до последнего издыхания отданная Богу и людям.
dimm
6 НОЯБРЯ - отмечается праздник иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".

Великие и малые праздники православия

Сколько утешительного заключено в одном уже имени этой иконы - будящем, укрепляющем веру людей в Богоматерь как в дивную Заступницу, Которая спешит всюду, где слышится стон страдания людского, утирает слезы плачущих и в самом горе дает минуты отрады и радости небесной.
Святая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость» стала известна в XVII веке, во время царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Совершилось чудесное исцеление родной сестры патриарха Иова В Москве . Первое чудо от нее совершилось в 1648 г. над больной Евфимией, родной сестрой патриарха Иоакима, жившей на Ордынке. Она жестоко страдала раной в боку. Рана была так велика и столь болезнена, что больная ждала смерти. Но в то же время она не теряла надежды на Божественную помощь. Однажды утром она во время молитвы услышала голос: "Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый "Всех скорбящих Радость". Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни. Получивши же, всем проповедуй милость, ради той иконы явленную, чтобы не сокрыт был источник благодатных исцелений всем требующим". Евфимия исполнила повеление Пресвятой Богородицы: узнала, что в Москве на Ордынке действительно есть храм Преображения; был отслужен молебен, и больная исцелилась.Это произошло 24 октября.
В 1711 г. великая княжна Наталия Алексеевна, из благоговения к иконе «Всех скорбящих Радость», сделала с нее список, взяла с собой в Петербург и поставила в домашней церкви Воскресения Христова, бывшей при дворце царевны. При этом дворце устроена была богодельня с особым отделением для приема младенцев, которое являлось первое в своем роде, до основания воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве.
По иному сказанию, в дворцовую церковь Наталии Алексеевны в царствование императрицы Елисаветы Петровны чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» перенесена из Москвы; потом поставлена в новый храм, по высочайшему повелению воздвигнутый в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», освященный 24 октября 1818 года. В этот храм на поклонение иконе Божией Матери с благоговением стекаются верующие из разных мест, в великом числе; к ней приходили для молитвы почти все особы царского семейства, начиная с императрицы Екатерины II.

Это сообщение отредактировал dimm - 05-11-2008 - 00:28
ValentinaValentine
Эх,Покров пропустили.Почитаемый праздник 14.10.
С Покровом связаны некоторые приметы.
dimm
«Покрый нас честным Твоим покровом…»

14 ОКТЯБРЯ –ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

Великие и малые праздники православия Великие и малые праздники православия

Праздник был установлен в честь Божией Матери. На Руси этот праздник установил св. князь Андрей Боголюбский в 1164 г., а в 1165 г. он построил первый храм Покрова на реке Нерли. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал одним из любимейших и почитаемых праздников. Само духовное содержание праздника указывает нам на постоянное, непрекращающееся попечение о нас Пречистой Девы, на Ее усердное заступничество за нас пред Богом.
14 октября освящено Русской Православной Церковью торжественным празднованием чудесного явления Божией Матери во Влахернском храме. В царствование Льва VI Философа, в 910 году, во время вторжения сарацин в пределы Греческой империи св. Андрей юродивый, находясь 1 октября (по ст. ст.) во Влахернском храме, где хранилась риза Богородицы, видел в воздухе Матерь Божию, державшую на руках омофор (покров), символизируя Свое покровительство осажденному Царьграду. Византийский город был спасен заступлением Богородицы. Таково историческое основание излюбленного в нашем русском народе праздника.
В царстве Греческом день Покрова не был внесен в число праздничных. Честь его установления (в 1164 году благоверным князем Андреем Боголюбским) принадлежит Русской Православной Церкви. Приклонился душой наш народ к этому дивному явлению и стал воздвигать храмы по всей земле Русской в честь Покрова Богоматери. Один из таких Покровских храмов был построен в 1165 году князем Андреем Боголюбским на реке Нерли. Ныне это всемирно известный памятник древнерусского зодчества.
Со времени взятия татарской Казани царем Иваном Грозным, праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал великим. В память этого события, положившего начало постепенного одоления христианства над исламом, уже поработившим Восточные Церкви, был создан еще один знаменитый Покровский храм, именуемый собором Василия Блаженного.
«Наши предки, – говорил в одной из своих проповедей митрополит Антоний Храповицкий, – решили отклонить от себя всякую тень превозношения славною победою, приписав все это Божественному промышлению. Свое решение Царь и народ выполнили построением благолепного собора на Красной площади, справедливо признаваемого восьмым чудом света. Благоговейное вдохновение русских мастеров превзошло все ожидания и поныне изумляет зрителей. Части церковного здания представляют собою полное разнообразие от земли до верхних крестов, но в целом составляют дивное единство — единый стройный венок — венец Христовой славы, воссиявшей в победе русских над агарянами. Множество куполов возглавляют ту церковь. Они разные по цвету, форме и по взаимному расположению: есть там купол мавританский, есть индийский, есть очертания византийские, есть и китайские, а посредине высится над всеми ними купол русский, объединяющий все здание. Ясен замысел этой гениальной постройки: святая Русь должна объединить все восточные народы и быть их водителем к небу».
На Руси традиционно к празднику Покрова Божией Матери заканчивались основные сельскохозяйственные работы. В городах и селах Руси разворачивались в эти дни покровские ярмарки, игрались свадьбы, а девушки в этот день ходили в церковь молиться, что бы господь послал им хороших женихов. По примете, чем больше снега на Покров, тем больше свадеб будет в этом году.
Русская Церковь изначально вверилась покрову Богоматери. Прославляя свою небесную Заступницу, в праздник Покрова Церковь поет: «днесь благовернии людие светло празднуем осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша».

Это сообщение отредактировал dimm - 08-11-2008 - 23:28
dimm
8 НОЯБРЯ — память великомученика Димитрия Солунского.

Великие и малые праздники православия

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами.
Когда умер его отец, Димитрий уже достиг совершеннолетия. Император Галерий Максимилиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого проконсула, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства.
Приняв назначение, Димитрий вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство.
Когда Максимилиан узнал, что вновь назначенный им проконсул — христианин, и многих римских подданных обратил в христианство, гневу императора не было предела. Возвращаясь из похода в Причерноморье, он решил вести армию через Фессалоники, чтобы расправиться с солунскими христианами.
Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел раздать свое имение нищим, а сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.
Когда император вошел в город, Димитрий перед ним смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимилиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел в узилище, утешая и укрепляя святого в подвиге.
На рассвете 26 октября (8 ноября по н. ст.) 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле.
При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма, на этом месте обретены были нетленные мощи святого мученика.
На Руси почитание св. Димитрия Солунского началось сразу же после Крещения. В его честь строились храмы и монастыри. На иконах он изображается в воинском облачении, с копьем и мечом. Как и другой святой воин — Георгий, св. Димитрий Солунский издревле является на Руси покровителем великокняжеского рода и воинов-защитников Отечества. О св. Димитрии Солунском упоминает преп. Нестор в рассказе о взятии великим князем Олегом Константинополя. По словам летописца, свое поражение греки объяснили не столько храбростью славян, сколько заступничеством покровителя. Князья и цари (Ярослав, Юрий Долгоруков, Александр Невский, Иван Грозный и др.) называли первенцев именем святого. Благоверный князь Дмитрий Донской также был назван в честь его.
Из Солуни во Владимир в XII веке привезли икону великомученика, написанную на доске от его гроба. Впоследствии она была перенесена в московский Успенский собор.
Во время русско-японской войны 1904-1905 г.г. броненосец «Дмитрий Донской» получил в морском бою от японского эсминца тяжелую пробоину. Чтобы корабль не достался врагу, русские моряки открыли кингстоны и затопили броненосец, а сами на шлюпках доплыли до ближайшего острова. На броненосце была судовая икона святого вмч. Димитрия Солунского, находившаяся на бронированной двери алтаря. И вот через некоторое время китайские моряки вытащили сетями этот образ и доставили в русскую миссию в Харбине. До сих пор остается загадкой, как эта тяжелая дверь весом больше двух пудов могла отделиться от корабля и всплыть?
Найденная в море икона вмч. Димитрия Солунского сейчас находится в Троицком соборе в Санкт-Петербурге. Ее передал храму Святейший Патриарх Алексий I.
dimm
9 НОЯБРЯ — память преп. Нестора Летописца.

Великие и малые праздники православия

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), увлекшегося иудейским мудрствованием. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского.
Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.
Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках - в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм « Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.
Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.
Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского.
dimm
10 НОЯБРЯ — день св. мученицы Параскевы, нареченной Пятницей.

Великие и малые праздники православия

Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает - Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.
Параскева ПятницаСвятая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. В древних русских месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: "Святая Параскева, нареченная Пятница". Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой. Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. По церковному верованию, святая Параскева - покровительница полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученика - целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. Кто в пятницу много смеется, говорилось в народе, тот в старости будет много плакать.


Реланиум
Вот, может кому-нибудь будет нужно.

Церковный православный календарь на 2011 год. Пасха в 2011 году


Непереходящие праздники:

- 7 января – Рождество Христово
- 19 января – Крещение Господне (Богоявление)
- 15 февраля – Сретение Господне
- 7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы
- 19 августа – Преображение Господне
- 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы
- 21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы
- 27 сентября – Воздвижение Креста Господня
- 4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы


Церковный календарь на 2011 год для переходящих праздников:

- 7 – 17 января – Святки
- 14 января – Обрезание Господне
- 13 – 19 февраля – Мытаря и фарисея
- 28 февраля – 6 марта – Сырная (Масленица)
- 17 апреля – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
- 24 – 30 апреля – Пасхальная (Светлая). Пасха в 2011 году – 24 апреля
- 2 июня – Вознесение Господне
- 12 июня – День Святой Троицы. Пятидесятница.
- 13 – 19 июня – Троицкая седмица
- 7 июля – Рождество Иоанна Предтечи
- 12 июля – Святых первоверховных апостолов Петра и Павла
- 11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи
- 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы


Православный календарь на 2011 год для постов:

- 18 января – Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления)
- 7 марта – 23 апреля – Великий пост
- 20 июня – 11 июля – Петров пост (Продолжительность поста: 3 недели и 1 день)
- 14 – 27 августа – Успенский пост
- 11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи
- 27 сентября – Воздвижение Креста Господня
- 28 ноября – 6 января 2012 года – Рождественский пост

Подробнее о праздниках можно узнать здесь:
Великие и малые праздники православия

Это сообщение отредактировал Реланиум - 07-06-2011 - 21:02
ЛЕОНИД ОМ
Если по богослужебному уставу, то праздники делятся так.
Пасха - "праздников праздник и торжество есть торжеств". Ни с чем не сравнивается. Есть двунадесячные праздники. Какие из них связаны с Пасхой (Вербное воскресенье, Вознесение, Пятидесятница) - переходящие, остальные строго по датам юлианского календаря. Есть великие церковные праздники (день апостолов Петра и Павла, пророка Илии и т.д.) У них иной статус и иное уставное богослужение. Есть по местам престольные праздники, то есть праздники в честь святого или события, которому посвящен каждый конкретный православный храм.
Кроме того, в каждый день посвящен памяти разных святых или событий (например, чудо архангела Михаила в Хонех -19 сентября). По богослужебному уставу они подразделяются на полиелейных, с великим славословием, шестеричных (канон святому в Минеи содержит 6 стихов, соответственно составляется с канонами Октоиха по дню недели) и вседневные (4 стихха в Минеи).
- Vampire -
17 мая 2007 года.

Патриарх Московский и Всея Руси АЛЕКСИЙ II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, первоиерарх Русской православной церкви за границей ЛАВР подписали в Москве «Акт о каноническом общении», восстанавливающий единство Русской православной церкви.
Реланиум
ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА







скрытый текст



Рекомендуем почитать также топики:

Пожар в Троицком Соборе(СПб..)

Смертный грех.

ufl - Сексмастер!

Католическая Страстная пятница

Земля Гипербореи не пустит к себе ислам?